5. Фактические и требуемые размеры субсидий из бюджетов разных уровней для компенсации затрат сельхозпроизводителей Брянской области, млн р.
Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. (оценка)
Субсидии, необходимые для компенсации диспропорций межотраслевого обмена, - всего: 320,6 224,4 636,4 1 023,0 848,8 725,9
для зерновой отрасли 89,0 6,7 201,7 477,6 229,9 89,9
для молочного скотоводства 179,4 214,2 329,6 258,0 501,2 545,2
для мясного скотоводства 52,2 3,5 105,1 187,4 117,7 90,8
Фактический размер дотаций и компенсаций из бюджета 78,4 139,9 135,0 155,7 186,3 -
Недостающая сумма субсидий 242,2 84,5 501,4 867,3 662,5
Доля дотаций и компенсаций в объеме валовой продукции сельского хозяйства, % 0,76 1,2 1,0 1,1 1,3 -
Источник: Сельское хозяйство Брянской области: стат. сб./ Брянскстат. - Брянск, 2005. - С. 102.
3) расчет индекса цен реализации конкретного вида сельскохозяйственной продукции;
4) расчет диспропорции обмена с III сферой АПК путем сложения индексов оптовых цен в каждом звене технологической цепи переработки, потребительских цен на соответствующий вид продовольствия и вычитания из полученной суммы индекса цен реализации сельхозпродукции, являющейся основным сырьем для его производства;
5) определение паритетного индекса, характеризующего пропорциональность обмена между I и III сферой АПК и отраслью сельского хозяйства, для чего индекс цен на промышленную продукцию и диспропорцию обмена с III сферой делят на индекс цены реализации отдельного виды сельхозпродукции и затем суммируют;
6) расчет паритетной цены путем умножения фактической рыночной цены на паритетный индекс за период, прошедший от начала текущего года; на наш взгляд, справедливее будет основываться в расчетах на том, что уже есть, чем на результатах прогнозов, которые могут и не сбыться;
7) определение разницы между паритетной и фактической ценами, которая умножается на объем реализации для обоснования размера бюджетной поддержки (см. табл. 5).
Вычисления по Брянской области на данном этапе показывают, что в 2005 г. цена реализации зерновых культур (в среднем по пшенице и ржи), обеспечивающая эквивалентный обмен с I сферой АПК, должна была составлять 3 366 р./т вместо 2 860 р./т, молока - 7 384 р./т вместо 6 164 р./т, мяса КРС - 32 414 р./т вместо 26 546,8 р./т.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
О.И.Павлушкина, зав. сектором, А.Е.Черная, ст. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов
В рамках исследований по разработке модели институциональной структуры аграрной экономики сектором региональной экономики был проведен (с мая по сентябрь 2005 г.) опрос наиболее осведомленных лиц по данной проблеме. На основании разработанной интервью-анкеты были опрошены респонденты из девяти субъектов Южного федерального округа (ЮФО). В опросе участвовали респонденты из сельскохозяйственных организаций, К(Ф)Х, ЛПХ, министерств сельского хозяйства и продовольствия субъектов ЮФО1, районных управлений сельского хозяйства, органов самоуправления, общественных организаций и др. Вопросы в анкетах носили закрытый и открытый характер. При первом варианте респондент выбирал ответ из предложенных ему в анкете, при втором - высказывал свои предложения. Опрос проводился при организационной поддержке исполнительного комитета ассоциации «Северный Кавказ».
В процессе формирования многоукладной экономики в сельском хозяйстве страны сложилась
1 В группу «министерства сельского хозяйства и продовольствия» объединены респонденты из структур, выполняющих функции по управлению и координации деятельности региональных АПК.
специфическая институциональная структура. Способствуют ли существующая нормативно-правовая база и организационная структура аграрной экономики развитию сельскохозяйственного производства? Такой вопрос был поставлен в интервью-анкете перед всеми респондентами. Отрицательно на него ответили более 77% опрошенных.
Как показали результаты исследований, институциональная среда, поддерживающая и защищающая сельхозтоваропроизводителей, может сформироваться только при непосредственном воздействии государства. Институт государства является главным элементом институциональной структуры, а институциональной основой обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства является создание системы институтов государственного регулирования. Согласно опросу, 50% респондентов считают, что институты государства эффективно влияют на развитие сельхозпроиз-водства. За «рыночные» отдали свой голос 42,5%, а 7,5% считают, что в настоящее время государственные институты неэффективны, а рыночные не сформированы.
В вопросе о степени важности инструментов институционального государственного регулирования аграрной экономики около 70% респондентов отдали
предпочтение законодательно-нормативной базе, на второе место экономические меры, поставили 60% респондентов. Административные меры на третьем месте, причем из административных мер все респонденты отметили важность стимулирующих.
Проведенный опрос подтвердил необходимость корректировки существующего нормативнозаконодательного поля развития сельскохозяйственного производства. По мнению 70% опрошенных, на первом месте стоит необходимость принятия федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Респондентами различных институциональных структур предлагаются разработка и принятие законов и программ по определенным направлениям. Результаты исследований института совпадают с мнением наших респондентов по разработке и корректировка ряда нормативно-статусных актов. Например, ФЗ «О холдингах в АПК», «О поддержке и развитии К(Ф)Х и ЛПХ», «О кредитной кооперации», «О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей», «Об отраслевых ассоциациях (союзах) товаропроизводителей агропромышленного комплекса».
Подавляющее число опрошенных отмечают, что способствовать решению проблем сельского хозяйства и АПК в основном могут нормативностатусные акты, принятые на федеральном уровне. Именно эти законы и программы государство будет поддерживать своим финансированием, льготами и другими мерами. Для активизации развития сельского хозяйства необходимы разработка и принятие федеральных целевых программ: «Сохранение и восстановление плодородия земель сельхозназначения», «О поддержке племенного дела, семеноводства, ветеринарии, биологического разнообразия», «О поддержке специальных сельскохозяйственных зон». Большинство участвующих в опросе отмечают необходимость разработки федеральной целевой программы «Развитие АПК Южного федерального округа».
Совершенствование модели институциональной структуры аграрной экономики невозможно без определения состава и роли факторов, являющихся движущей силой или одним из основных условий формирования и функционирования данной структуры. Мнения участников опроса позволяют распределить по степени важности предложенные институциональные факторы. Места распределились следующим образом: на 1-м месте - государственная власть; на 2-м - социально-политическая ситуация; на 3-м - макроэкономическое управление; формы собственности - на 4-м; организационно-производственная структура сельского хозяйства региона - на 5-м; технологический прогресс - на 6-м; заимствование институтов из практики зарубежных стран - на 7-м; традиции, обычаи - на 8-м; прочие (специфические факторы аграрной сферы, инфраструктура аграрной экономики, уровень регионального менеджмента) - на 9-м месте.
В процессе анкетирования респондентам было предложено оценить значимость 11 негативных процессов по уровню их воздействия на состояние аграрной экономики. Подавляющее большинство опрошенных (77%) на первое место поставили диспаритет цен. Вторым по значимости институциональным фактором, оказывающим отрицательное влияние на аграрный сектор, было названо отсутствие полноценной государственной поддержки целевых программ по развитию АПК (55% опрошенных). Третье место большинство респондентов отвели отсутствию доступного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей (44% опрошенных).
Материалы опроса были использованы при разработке методических подходов по формированию и накоплению модели институциональной структуры аграрной экономики (на примере Южного федерального округа). Ответы и предложения респондентов учтены при составлении матрицы базовых нормативно-статусных актов, подлежащих пе-ререгуляции.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
Р.Г. Сабирьянова, к.э.н., Башкирский научный центр, B.C. Шатова, доц., И.М. Хамидуллина, асп., Башкирского государственного
аграрного университета
Одним из необходимых условий продовольственной безопасности страны является продовольственная независимость, которая предполагает удовлетворение основной части потребности в продуктах питания за счет отечественного агропромышленного комплекса. Его функционирование связано со всеми остальными отраслями народного хозяйства. Основной сферой агропромышленного комплекса выступает сельское хозяйство, которое получает производственные ресурсы от более чем 80 отраслей и направляет свою продукцию более чем 60 отраслям. В этой связи агропромышленный комплекс является одним из важных направлений развития экономики страны, а также отдельных ее регионов.
В последние годы возрастает объем производимой продукции сельского хозяйства. Увеличилось
производство зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, продукции животноводства. Неплохие результаты достигнуты в аграрном секторе Республики Башкортостан.
Одной из главных отраслей сельского хозяйства страны и многих ее регионов является молочное скотоводство. Оно определяет не только эффективную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и занимает важное место в успешном решении проблемы биологически полноценного питания людей. В дореформенный период в России на душу населения потребляли молока и молочных продуктов до 368 кг, что соответствовало рекомендуемым нормам АМН РФ. Негативные последствия реформ, проводимых в стране, привели к разрушению ресурсного потенциала отрасли. За