Научная статья на тему 'Некоторые аспекты государственного регулирования обеспечения продовольственной независимости'

Некоторые аспекты государственного регулирования обеспечения продовольственной независимости Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты государственного регулирования обеспечения продовольственной независимости»

предпочтение законодательно-нормативной базе, на второе место экономические меры, поставили 60% респондентов. Административные меры на третьем месте, причем из административных мер все респонденты отметили важность стимулирующих.

Проведенный опрос подтвердил необходимость корректировки существующего нормативнозаконодательного поля развития сельскохозяйственного производства. По мнению 70% опрошенных, на первом месте стоит необходимость принятия федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Респондентами различных институциональных структур предлагаются разработка и принятие законов и программ по определенным направлениям. Результаты исследований института совпадают с мнением наших респондентов по разработке и корректировка ряда нормативно-статусных актов. Например, ФЗ «О холдингах в АПК», «О поддержке и развитии К(Ф)Х и ЛПХ», «О кредитной кооперации», «О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей», «Об отраслевых ассоциациях (союзах) товаропроизводителей агропромышленного комплекса».

Подавляющее число опрошенных отмечают, что способствовать решению проблем сельского хозяйства и АПК в основном могут нормативностатусные акты, принятые на федеральном уровне. Именно эти законы и программы государство будет поддерживать своим финансированием, льготами и другими мерами. Для активизации развития сельского хозяйства необходимы разработка и принятие федеральных целевых программ: «Сохранение и восстановление плодородия земель сельхозназначения», «О поддержке племенного дела, семеноводства, ветеринарии, биологического разнообразия», «О поддержке специальных сельскохозяйственных зон». Большинство участвующих в опросе отмечают необходимость разработки федеральной целевой программы «Развитие АПК Южного федерального округа».

Совершенствование модели институциональной структуры аграрной экономики невозможно без определения состава и роли факторов, являющихся движущей силой или одним из основных условий формирования и функционирования данной структуры. Мнения участников опроса позволяют распределить по степени важности предложенные институциональные факторы. Места распределились следующим образом: на 1-м месте - государственная власть; на 2-м - социально-политическая ситуация; на 3-м - макроэкономическое управление; формы собственности - на 4-м; организационно-производственная структура сельского хозяйства региона - на 5-м; технологический прогресс - на 6-м; заимствование институтов из практики зарубежных стран - на 7-м; традиции, обычаи - на 8-м; прочие (специфические факторы аграрной сферы, инфраструктура аграрной экономики, уровень регионального менеджмента) - на 9-м месте.

В процессе анкетирования респондентам было предложено оценить значимость 11 негативных процессов по уровню их воздействия на состояние аграрной экономики. Подавляющее большинство опрошенных (77%) на первое место поставили диспаритет цен. Вторым по значимости институциональным фактором, оказывающим отрицательное влияние на аграрный сектор, было названо отсутствие полноценной государственной поддержки целевых программ по развитию АПК (55% опрошенных). Третье место большинство респондентов отвели отсутствию доступного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей (44% опрошенных).

Материалы опроса были использованы при разработке методических подходов по формированию и накоплению модели институциональной структуры аграрной экономики (на примере Южного федерального округа). Ответы и предложения респондентов учтены при составлении матрицы базовых нормативно-статусных актов, подлежащих пе-ререгуляции.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Р.Г. Сабирьянова, к.э.н., Башкирский научный центр, B.C. Шатова, доц., И.М. Хамидуллина, асп., Башкирского государственного

аграрного университета

Одним из необходимых условий продовольственной безопасности страны является продовольственная независимость, которая предполагает удовлетворение основной части потребности в продуктах питания за счет отечественного агропромышленного комплекса. Его функционирование связано со всеми остальными отраслями народного хозяйства. Основной сферой агропромышленного комплекса выступает сельское хозяйство, которое получает производственные ресурсы от более чем 80 отраслей и направляет свою продукцию более чем 60 отраслям. В этой связи агропромышленный комплекс является одним из важных направлений развития экономики страны, а также отдельных ее регионов.

В последние годы возрастает объем производимой продукции сельского хозяйства. Увеличилось

производство зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, продукции животноводства. Неплохие результаты достигнуты в аграрном секторе Республики Башкортостан.

Одной из главных отраслей сельского хозяйства страны и многих ее регионов является молочное скотоводство. Оно определяет не только эффективную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и занимает важное место в успешном решении проблемы биологически полноценного питания людей. В дореформенный период в России на душу населения потребляли молока и молочных продуктов до 368 кг, что соответствовало рекомендуемым нормам АМН РФ. Негативные последствия реформ, проводимых в стране, привели к разрушению ресурсного потенциала отрасли. За

период с 1990 по 2004 г. в Республике Башкортостан поголовье коров в сельскохозяйственных предприятиях сократилось с 491 тыс. гол. до 236 тыс. гол. (в 2,1 раза), площадь посева зерновых культур - с 1 521 тыс. га до 1 181 тыс. га (на 22%), численность операторов машинного доения - с 27 тыс. чел. до 13 тыс. чел. (в 2,1 раза). При этом продуктивность коров с 1990 по 2000 г. снизилась с 2 597 кг до 2 142 кг (на 18%), однако с 2001 по 2004 г. она повысилась с 2 142 кг до 3 206 кг (в 1,5 раза). Сократился объем реализации молока, крайне низкой стала ее доходность. Так, за 1990-2004 гг. производство молока уменьшилось с 1 254 тыс. т до 618 тыс. т (в 2 раза), его реализация - с 1 128 тыс. т до 430 тыс. т (в 2,6 раза), потребление молока на душу населения в 2004-2004 гг. находилось на уровне 345 кг, что составляет 88% от рекомендуемой нормы. В 25 районах республики из 54 производство молока за 2003 г. было убыточным. Вместе с тем по производству молока республика занимает первое место среди регионов страны.

Стабилизация производства молока, обеспечение молочной продукцией собственного производства в условиях рыночной экономики во многом становятся зависимыми как от повышения эффективности производства молока за счет использования преимущественно внутренних резервов, имеющихся в каждом хозяйстве, так и от государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Необходимость усиления государственного регулирования внешнеторговой деятельности особо ярко проявилось в связи с финансовым кризисом в августе 1998 г., резким ростом курса доллара. В результате существенно (до 50%) сократился импорт продовольствия. Продукция отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей стала востребованной. При этом цены на отечественную сельскохозяйственную продукцию увеличились в 2-3 раза. Это позволило повысить рентабельность производства продукции сельского хозяйства. Напрашивается вывод, что принцип свободной торговли к продуктовому комплексу, особенно молочной продукции, в настоящее время практически невозможно применить. Одним из важных факторов, определяющих слабую конкурентоспособность продукции, является низкая, по сравнению с международным уровнем, продуктивность животных. Следовательно, в настоящее время необходимо особо защитить отечественных товаропроизводителей.

Одним из наиболее важных молочных продуктов является сыр. При производстве сыров происходит концентрация наиболее ценных в пищевом отношении компонентов молока, образование широкого спектра биологически активных веществ, формирование специфических вкусовых и ароматических соединений. На производство сыра идет более 40% перерабатываемого в мире молока.

В настоящее время в России действуют более 100 предприятий вырабатывающих натуральные сыры. Общая мощность всех предприятий составляет около 600 т сыра в смену. Уровень технической оснащенности предприятий значительно уступает

достигнутому в развитых странах (по глубине переработки молока, ассортименту, качеству и упаковке продукции, степени механизации и автоматизации производства). При этом ввод в действие производственных мощностей по переработке молока существенно сокращается. Кризисные явления в основных сферах экономики негативно отразились и на сыродельной отрасли. Последнее десятилетие характеризуется глубоким спадом производства сыров: по России с 458 тыс. т в 1990 г. до 349 тыс. т в

2003 г. (уменьшение на 24%), по Башкортостану - с 21,5 тыс. т в 1990 г. до 8,9 тыс. т в 2003 г. (сокращение в 2,4 раза). Использование мощностей по производству сыра в Башкортостане снизилось с 92% в 1990 г. до 46% в 2003 г. Удельный вес молока, направляемого на производство сыра, составляет около 17%. Производство сыра носит ярко выраженный сезонный характер. Максимальное месячное производство сыра летом почти в 3 раза больше, чем зимой. Это связано с тем, что в России зимой не хватает отечественного сырья. При сокращении отечественного производства увеличивается импорт.

Страны с развитой рыночной экономикой поддерживают и поощряют экспорт продовольствия. Для этих целей государство выделяет соответствующие дотации и субсидии. И наоборот, государственными органами принимаются защитные меры по ограничению доступа тех товаров, которые данная страна может произвести у себя.

В России до 1994 г. никаких ограничительных мер к ввозу продовольствия не было, оно ввозилось беспошлинно и реализовывалось на внутреннем рынке по ценам, значительно уступающим ценам отечественных товаропроизводителей. В 1994 г. были установлены импортные пошлины на продовольственные товары, что позволило на определенный период сократить импорт.

В настоящее время импортные таможенные пошлины на сыр установлены на уровне в 2,7 раза ниже, чем в странах СНГ. Себестоимость твердого сыра в России составляет около 90 р. за 1 кг, а импортного, производство которого субсидируется, около - 70 р. (с учетом уплаты налогов и пошлин). В

2004 г. количество ввезенного сыра в Россию составило в пересчете на сырое молоко около 6 млн т. Для производства такого объема понадобились бы мощности трех таких республик, как Башкортостан.

Целесообразно установить таможенные пошлины на уровне стран СНГ в связи с недостаточностью финансовых средств у государства на выделение дотаций при производстве сыра. Это приведет к росту цен на импортную продукцию, даст возможность отечественным производителям реализовать свою продукцию с прибылью. Повысятся уровень самообеспечения страны сыром отечественного производства, а также эффективность производства, появится возможность обновления производственных мощностей для выпуска сыра, соответственно улучшится качество, что позволит, в конечном счете увеличить производство молока и обеспечить потребности в нем за счет собственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.