Литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2000; 2001.
2. Суворова, Г.Ф. Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе/ Г.Ф. Суворова // Профессиональное образование. -1995. - № 5.
3. Система повышения квалификации педагогов сельской школы в условиях информатизации образования http://vio.fio.ru/ vio_01/Students_work/KuznecovaGN/.
Проблемы формирования информационного образовательного пространства
общеобразовательного учреждения
В.П. Яковлев (valerian@zvenigovo.com)
МОУ «Звениговский лицей», г. Звенигово
История информатизации системы образования составляет уже почти четверть века. За эти два с лишним десятилетия российское образование с переменным успехом прошагало путь от изучения информатики и основ программирования до информатизации школьного образования, формирования информационного образовательного пространства.
Под термином «информационное образовательное пространство» в настоящее время большинство исследователей понимают образовательное пространство, которое использует современную информационно-коммуникационную среду. Образовательное пространство школы - это ее учителя, учащиеся и их родители; это учебные программы, по которым проводится обучение; это образовательные технологии, методики, методы и приемы, которые в школе используются. Информационно-коммуникационная среда школы - это ее компьютерные ресурсы, объединенные в локальную сеть; это домашние компьютеры учеников, подключенные к школьному серверу через сеть Интернет; это программное обеспечение и информационные ресурсы, предназначенные для повышения эффективности образовательного процесса.
Последние десять лет работы органов управления образованием и образовательных учреждений ознаменованы несколькими качественными скачками, подразумевающими существенное изменение мышления участников образовательного процесса и содержания их деятельности в учебном процессе:
- появление в школах полноценных ПЭВМ с периферийными устройствами и организация доступа сначала директоров, затем и педагогов к электронным рабочим местам, применение в учебном процессе электронных образовательных ресурсов;
- переход от личного информационного пространства педагога, директора к информационному пространству учреждения с вовлечением в пространство еще одного участника образовательного процесса - учащегося (начало функционирования внутришкольной сети, школьного сайта, системы обмена информацией на внутреннем или внешнем сервере;
- последующий переход к информационному образовательному пространству учреждения, интегрированному с региональным, федеральным пространством с вовлечением других участников образовательного процесса: родителей учащихся, общественности и органов управления образованием.
С первыми двумя отмеченными скачками педагоги практически справились, несмотря на проблемы, связанные с техническим оснащением, профессиональной переподготовкой, изменением отношения к новой образовательной технологии. Третий скачок подразумевает существенное изменение системы взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, их новое мышление, наличие системы оценки эффективности совместной деятельности. И этот этап на текущий момент оказался наиболее трудным в сравнении с предыдущими, процесс качественного изменения затянулся. Одна из причин возникновения проблем -отсутствие достойного программного обеспечения в составе информационно-коммуникационной среды.
На наш взгляд, корни проблемы находятся еще и в том, что учебные заведения к данному этапу подошли без утвержденных стандартов в понятии «Информационное образовательное пространство общеобразовательного учреждения» и соответствующего этим стандартам программного обеспечения. Такое положение препятствует качественному изменению в мышлении участников образовательного процесса, осваивающих информационно-коммуникационные технологии, что в конечном итоге не позволяет добиться главного: повышения эффективности образовательного процесса.
Участники проекта «Электронная учительская», увлеченные освоением и внедрением «ХроноГрафа», могут возразить. Общение на уровне руководителей образовательных учреждений и управленческих структур, увле-
46
ИТО Марий Эл - 2009
ченных «Электронной учительской», показывает, что они убеждены в наличии установившихся стандартов в этом деле. Такое их мнение еще более утвердилось после того, как все школы России в составе пакета «Первая Помощь» получили комплект на четырех дисках «1С: Управление школой».
В то же время директора и педагоги, занявшиеся проблемой формирования информационного образовательного пространства серьезно и несколько ранее, убеждены в том, что это далеко не так. Более того, с подачи «Электронной учительской», «1С: Управление школой» органами управления образованием начался процесс «искривления» обозначенного пространства. Дело в том, что указанные программные продукты исходят не от педагогов, организаторов образовательного процесса, а от разработчиков, имеющих совершенно другую идейную платформу, платформу управления, причем существенно отличающуюся от современного понятия «Управление».
Разработчики данного пакета практически игнорируют участие в управлении школой таких участников образовательного процесса, как «Учащийся», «Родитель», «Общественность». Во главу угла своей системы они поставили «Администратора» (директора и завуча), «Бухгалтера», «Инспектора по кадрам», «Зав. канцелярией». И все преподносится под лозунгом «Пакет программ для создания информационного образовательного пространства», хотя там ничего не предусмотрено для обратной связи посредством всемирно признанных систем коммуникации через Интернет и средств мобильной связи для системы дистанционного образования. Конечно, все выглядело бы иначе, если бы мы в составе комплекта «Первая Помощь» имели возможность и право выбора хотя бы из двух подходящих нам систем.
Для проведения анализа по выбору программного обеспечения нам, руководителям школ, важно занять позицию менеджера, модернизирующего образовательный процесс в отдельно взятой школе. Цель руководителей ОУ: путем применения информационных технологий создать новые взаимоотношения между участниками образовательного процесса, которые повлекут осознание и четкое формулирование всеми его участниками (в том числе учащимися и родителями) образовательных потребностей учащихся. Как следствие, возникнет необходимость более полного их удовлетворения, повысится мотивация и уровень целеполагания в учебе, станет необходимым применение педагогических технологий, адекватных учебным целям, что в конечном итоге приведет к новым образовательным результатам.
Современная школа немыслима без активного взаимодействия в учебном процессе исключительно всех уча -стников образовательного процесса в своем информационном пространстве. Более того, информационное пространство школы должно обладать свойством открытости, доступности прежде всего для учащихся и их роди -телей. И наконец, это пространство должно стать образовательным, т.е. позволяющим вести образовательный процесс в дистанционной форме, по индивидуальной траектории.
Многие образовательные учреждения находятся в поиске оптимальных решений, но их ресурсы и уровень полномочий не позволяют изменить ситуацию коренным образом. У них до сих пор нет достойного комплекта программного обеспечения, позволяющего без особых затруднений сформировать эффективно действующее единое информационное образовательное пространство школы. Такие пакеты имеются в отдельных регионах, и они достаточно успешно применяются. Однако они созданы на базе регионального спроса, на базе региональных, еще не признанных на федеральном уровне, стандартов. На федеральном уровне их никто не рассматривал, никто не утверждал. И этот факт тормозит разработчиков, в результате чего они не могут предложить нам достойное программное обеспечение на основе открытого конкурса.
Министерством образования в рамках проекта «Электронная учительская» нам рекомендуется стандарт информационного пространства, предлагаемый пакетом «1С: Управление школой», который не учитывает отмеченные современные тенденции в образовании, но удачно подходит для директора. Более того, практически игнорирует принципы открытости, демократичности в организации учебного процесса, управлении сферой образования.
На наш взгляд, наиболее близкие к требованиям современной школы стандарты формирования такого пространства предлагают пакеты программ Самарская компания «ИРТех» (система «№1-школа», в развитии - Система «Сетевой Город. Образование») и компания «Кирилл и Мефодий» (комплексный проект информатизации образовательных учреждений «КМ-школа»). Программные пакеты этих компаний имеют одинаковую идейную платформу: «Программный продукт, в первую очередь, соответствующий интересам потребителей образовательных услуг, затем в вполне достаточной мере и организаторов процесса, т.е. интересам стороны, оказывающей эти услуги».
Оба пакета имеют свои неоспоримые достоинства и недостатки (а их трудно избежать по причине отсутствия утвержденных (общепризнанных) стандартов в этой области). В МОУ «Звениговский лицей» в качестве
основного пакета программного обеспечения для организации ядра информационного образовательного пространства выбрана система «Net-школа». Нас привлекла «открытость» системы, ее идейная платформа, простота, удобство. На компьютерах пользователей не требуется устанавливать специальные программы, нужна лишь стандартная программа - браузер от любой операционной системы, работа в среде выглядит как работа в Интернете.
В настоящее время на основе выбранной системы у нас решаются следующие задачи:
Для руководства лицея (директора, завуча):
- оперативное получение и анализ информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;
- ведение личных дел сотрудников, учащихся, родителей для создания оперативных отчетов;
- ведение расписания, просмотр расписания с разных точек зрения (на месяц/неделю/день, по учителям, по классам, по кабинетам и т.д.), ведение школьных и классных мероприятий;
- мониторинг движения учащихся;
- создание системы школьного документооборота;
- автоматизированное составление отчетности;
- конструирование отчетов исходя из особенностей учреждения.
Для родителей:
- оперативный контроль по сети Интернет за успеваемостью, посещаемостью своего ребенка (через его электронный дневник);
- оперативный просмотр его расписания, отчетов по успеваемости;
- возможность получать рассылку от классного руководителя на свой мобильный телефон в виде SMS: отчеты об успеваемости ребенка, информацию о собраниях, мероприятиях, отмене занятий и др.;
- возможность в любое время самостоятельно делать SMS-запрос с мобильного телефона на специальный короткий номер (например, для получения прогнозируемых оценок за четверть);
- если семья не имеет доступа в Интернет - возможность оперативно распечатать или получить в виде файлов наглядные и информативные отчеты для родителей в стенах учреждения.
Для преподавателей:
- ведение электронного классного журнала;
- автоматическое получение всех стандартных отчетов об успеваемости и посещаемости;
- ведение календарно-тематических планов;
- доступ к последней версии своего расписания, просмотру школьных и классных мероприятий;
- подготовка и проведение тестирования отдельных учащихся или всего класса;
- работа с мультимедийными учебными курсами на CD/DVD-ROM, подключенными к электронному классному журналу Net-школы;
- ведение портфолио своих проектов и методических разработок;
- доступ к федеральному перечню учебных изданий и готовому планированию по утвержденным учебникам.
Для учащихся:
- просмотр последней версии своего расписания на месяц/неделю/день школьных и классных мероприятий;
- получение итоговых и текущих отчетов о своей успеваемости и посещаемости;
- доступ к своему электронному дневнику, куда автоматически выставляются оценки, помещаются домашние задания и задолженности по предметам;
- ведение портфолио своих проектов и достижений с рабочих мест в компьютерном классе или с домашних ПЭВМ;
- возможность дистанционного обучения в рамках школьного учебного процесса.
Для всех участников учебно-воспитательного процесса:
- единая среда обмена информацией в рамках лицея (доска объявлений, каталог школьных ресурсов, механизм портфолио, внутренняя электронная почта, форум, список именинников и т.п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса.
Школам на протяжении последних 15 лет предлагалась масса программных продуктов, произведенных как софтверными гигантами, так и кустарями-самоучками (была попытка и в нашем лицее). Перед школой стоит нелегкий выбор: какой продукт предпочесть для создания информационно-коммуникационной среды? А это сделать очень трудно, если мы еще только задумываемся, по каким критериям его отбирать.