Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная политика / ЖЭК / ЖКО / показатели эффективности / тренды и поколения / компенсационные стратегии / благополучие / social policy / housing maintenance organization / housing and communal organization / performance indicators / trends in personnel management / generational theory / compensation strategies / well-being

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Пономаренко, Е.Л. Соколова

В статье проанализировано состояние и выявлены проблемы социальной политики предприятий коммунального хозяйства в России и предложены пути ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF SOCIAL POLICY AT PUBLIC SERVICE ENTERPRISES

The article analyzes the state and identifies the problems of the social policy of public utilities in Russia and suggests ways to improve it.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

УДК 331.1

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

А. А. Пономаренко Научный руководитель - Е.Л. Соколова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: azr_ponomarenkoandry@mail.ru

В статье проанализировано состояние и выявлены проблемы социальной политики предприятий коммунального хозяйства в России и предложены пути ее совершенствования.

Ключевые слова: социальная политика, ЖЭК, ЖКО, показатели эффективности, тренды и поколения, компенсационные стратегии, благополучие.

PROBLEMS OF THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF SOCIAL POLICY

AT PUBLIC SERVICE ENTERPRISES

A.A. Ponomarenko Scientific Supervisor - E.L. Sokolova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: azr_ponomarenkoandry@mail.ru

The article analyzes the state and identifies the problems of the social policy of public utilities in Russia and suggests ways to improve it.

Key words: social policy, housing maintenance organization, housing and communal organization, performance indicators, trends in personnel management, generational theory, compensation strategies, well-being.

На предприятиях коммунального хозяйства для обеспечения устойчивого развития необходимо разрабатывать стратегию развития организации, включающую не только экономическое, но и социальное направление. В настоящий момент руководители ряда российских предприятий коммунального хозяйства считают социальную политику организации направлением деятельности, связанным с затратами, однако часть руководителей осознает ее влияние на социально-экономическую эффективность деятельности организации. При большом и эффективном охвате социальная политика становится одним из главных инструментов управления персоналом. Социальная политика помогает не только удержать старые кадры - опытные, эффективные и результативные, но и привлечь новые высококвалифицированные кадры [1]. Результат для организации -снижение текучки кадров, уменьшения затрат на обучение персонала, повышение сплоченности и эффективности персонала организации.

Рассматривая проблемы оценки эффективности социальной политики организации, современные специалисты указывают на малый уровень технологичности (отсутствие необходимых программ и информационных систем), который не позволяет им давать четкую оценку эффективности социальной политики в своей организации, что способствует

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

повышению текучести кадров и снижению производительности труда [2]. При устранении данной проблемы предоставляется большой спектр возможностей:

- возможность объективно оценивать эффективность социальных программ организации с предоставлением показателей эффективности системы социального обеспечения;

- возможность информирования работников, способных участвовать в социальных программах;

- возможность распределения ответственности среди исполнителей;

- возможность перехода к стандартизации процессов в части социальных программ;

- возможность анализировать социально-психологическое состояние персонала с определением необходимых программ или процедур для нормализации их состояния и способствования улучшения производственной деятельности [3].

Так же касаясь поколений, стоит выделить одни из главных проблем кадрового обеспечения предприятий - это высокий средний возраст и низкий процент молодых работников с высшим образованием в возрасте до 33 лет.

В табл. 1 представлен средний возрастной состав работников трех предприятий коммунального хозяйства: ООО «КРАСКОМ»; АО "РОСТОВВОДОКАНАЛ"; ГУП "ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА" [4-6].

В целом ситуация с возрастной структурой работников является типичной для российских предприятий коммунального хозяйства и характеризуется «провалом» среди работников средней возрастной группы. Это создает проблемы перспективного кадрового обеспечения организаций.

Таблица 1

Состав работников на предприятиях коммунального хозяйства_

Показатель Период Среднее значение

2018 год 2019 год 2020 год

До 35 лет, % 23,1% 24,1% 22,9% 22,9%

От 30 до 50 лет,% 49,3% 48,2% 49,7% 49,1%

Работники предпенсионного возраста,% 10,9% 10,8% 11,3% 11%

Работники пенсионного возраста,% 16,7% 16,9% 17,4% 17%

Средний возраст, лет 47 лет 46 лет 47 лет 46,6 лет

Работники с высшим образованием,% 40,4% 41,3% 39,6% 40,5%

Работники со средним профессиональным образованием,% 42,3% 41,8% 43,6% 42,5%

В сложившихся условиях одной из ключевых задач кадровой службы организации является привлечении и закрепление в организации молодого высококвалифицированного персонала, в том числе, с использованием такого инструмента, как социальные программы. В целях мотивации и привлечения новых сотрудников работодатель может обеспечит следующие условия:

— программы профориентационной работы среди школьников и студентов ВУЗов;

— работа с кадровым резервом, внедрение наставников и повышение квалификации персонала;

— пропаганда здорового образа жизни среди персонала;

— корпоративные досуговые мероприятия, поддержка творческой инициативы персонала в новаторской и рационализаторской деятельности, направленной на повышение производительности труда и эффективности производства;

— наградные документы (справки-объективки, представления, характеристики и пр.) к отраслевым праздникам («День работника торговли, бытового обслуживания населения и

жилищно-коммунального хозяйства», «День Водоканала»), общегородским и общегосударственным праздникам (День города, 9 мая и пр.), так и по запросам Министерства ЖКХ, Законодательного Собрания, Администрации города, Администрации области и пр.;

— ДМС - добровольное медицинское страхование, организация полностью покрывает стоимость или компенсирует часть затрат;

— материальная помощь работникам (рождение ребенка, регистрация брака, лечение, смерть работника);

— оплата найма жилья (полная или фиксированная сумма в месяц);

— обеспечение одноразового питания при выполнении аварийных работ;

— выделение льготных путевок на лечение и отдых;

— введение системы замещения руководящих должностей в организации;

— проведение адаптационных мероприятий при приеме на работу, направленных на формирование у нового работника знаний об организации, системе его норм и ценностей, результатом которых является достижение требуемого уровня работоспособности и вовлеченности в деятельность организации;

Социальная политика, при правильном планировании и выстраивании приоритетных направлений, может помочь решить задачи качественного кадрового обеспечения, при условии учета специфики социально-экономических условий и опыта организации. Российским предприятиям коммунального хозяйства стоит включать в свои приоритетные направления трендовые мировые программы. Организации, которые интегрируют социальные программы в работу на уровне отдельных сотрудников, команд и организации в целом, смогут обеспечить устойчивое будущее, где каждый будет чувствовать себя комфортно и работать с максимальной отдачей.

Библиографические ссылки

1. Соколова Е.Л. Основные направления социальной политики предприятий ракетно-космической отрасли // Решетневские чтения. 2017. Т. 2. С. 580-581.

2. Коротков Э. М., Короткова Э. М. Корпоративная социальная ответственность: учебник и практикум 2-е изд. -Москва. 2019. 429 с. URL: https://urait.ru/bcode/432060 (дата обращения: 01.03.2021).

3. BusinessBooster [Электронный ресурс]: Социальная политика компании. 2019. URL: https://bbooster.online/stati/sotsialnaya-politika-kompanii.html (дата обращения:01.03.2021).

4. ООО «КРАСКОМ». Годовой отчет ООО «КРАСКОМ» по результатам работы за 2020 год.

5. АО "РОСТОВВОДОКАНАЛ". Годовой отчет АО "РОСТОВВОДОКАНАЛ" по результатам работы за 2020 год.

6. ГУП "ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА". Годовой отчет ГУП "ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА" по результатам работы за 2020 год.

© Пономаренко А. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.