Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленность / государственная промышленная политика / региональная экономика / industry / state industrial policy / regional economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маммаев Руслан Абакарович

В статье рассматриваются проблемные аспекты формирования и реализации промышленной политики в Республике Дагестан на современном этапе. В связи с разработкой в республике стратегии социально-экономического развития до 2035-го года, актуальность выявления проблем развития промышленности республики и обозначения путей решения этих проблем, возрастает. Авторами обозначен ряд проблем, стоящих перед промышленностью Республики Дагестан, и указана взаимосвязь указанных проблем с особенностями формирования промышленной политики Республики Дагестан в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE INDUSTRIAL POLICY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN AT THE PRESENT STAGE

The article examines the problematic aspects of the formation and implementation of industrial policy in the Republic of Dagestan at the present stage. In connection with the development in the republic of a strategy of socio-economic development until 2035, the relevance of identifying the problems of developing the republic's industry and identifying ways to solve these problems is increasing. The authors identified a number of problems facing the industry of the Republic of Dagestan, and indicated the relationship of these problems with the peculiarities of the formation of the industrial policy of the Republic of Dagestan in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 332.133 ББК 65.046

DOI 10.24412/2412-2025-2021-3-26-31

Маммаев Руслан Абакарович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Mammaev Ruslan Abakarovich - PhD in Economics, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

PROBLEMS OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE INDUSTRIAL POLICY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN AT THE PRESENT STAGE

В статье рассматриваются проблемные аспекты формирования и реализации промышленной политики в Республике Дагестан на современном этапе. В связи с разработкой в республике стратегии социально-экономического развития до 2035-го года, актуальность выявления проблем развития промышленности республики и обозначения путей решения этих проблем, возрастает. Авторами обозначен ряд проблем, стоящих перед промышленностью Республики Дагестан, и указана взаимосвязь указанных проблем с особенностями формирования промышленной политики Республики Дагестан в современных условиях.

Ключевые слова: промышленность, государственная промышленная политика, региональная экономика.

The article examines the problematic aspects of the formation and implementation of industrial policy in the Republic of Dagestan at the present stage. In connection with the development in the republic of a strategy of socioeconomic development until 2035, the relevance of identifying the problems of developing the republic's industry and identifying ways to solve these problems is increasing. The authors identified a number of problems facing the industry of the Republic of Dagestan, and indicated the relationship of these problems with the peculiarities of the formation of the industrial policy of the Republic of Dagestan in modern conditions.

Keywords: industry, state industrial policy, regional economy.

Одной из ключевых отраслей экономики Республики Дагестан на сегодняшний день, является промышленность. В структуре валового регионального продукта республики доля промышленности в 2019 составила 6,75%. Доля промышленности в структуре основных фондов республики составляет 12,03%, а среднегодовая численность работников, занятых в промышленности республики, составила 8,7% занятого населения республики. При этом поступления налоговых доходов в бюджет-

ную систему республики по отрасли промышленности за прошлый год составили 29,17% [3]. Указанные цифры свидетельствуют о значимости промышленности как отрасли, определяющей характер и перспективы развития экономики Республики Дагестан.

Динамику развития промышленности республики сегодня можно считать положительной, хотя и не однозначной. С одной стороны, промышленность республики, по данным официальной статистики, показывает не просто высокие темпы роста, но и одни из самых высоких темпов роста в стране. Индекс промышленного производства по республике в 2010 - 2020 годах составил 172,2%, в то время, когда средний уровень данного показателя по РФ за этот же период составил 131,2%. Надо отметить, что столь высокие темпы роста сопровождались еще и структурной перестройкой отрасли, в составе которой существенно возросла доля производства пищевых продуктов и напитков, более 53%. Можно с уверенностью утверждать, что высокие значения индекса промышленного производства республики были в основном обеспечены ростом именно пищевой промышленности. По сути, за последнее десятилетие произошла реструктуризация промышленности республики.

Машиностроительный сектор, с советских времен считавшийся лидером промышленного производства в республике, и представленный крупными предприятиями, такими как АО «Дагдизель», АО «Завод им. Гаджиева», АО «Авиаагрегат» и др., сопоставимых с пищевой промышленностью темпов роста не показал, при том, что проблемы, характерные для этой сферы производства за последнее десятилетие только обострились. Кроме общих проблем, характерных не только для обрабатывающей промышленности, но и для большинства других отраслей экономики республики, таких как низкая инвестиционная привлекательность, нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень менеджмента, для промышленности, особенно для «старых» отраслей, к которым, в первую очередь, относится машиностроение республики, характерен чрезвычайно высокий уровень технологической неоднородности. На одном и том же предприятии могут соседствовать технологии как середины прошлого века, так и современные автоматизированные и роботизированные производственные линии. Причиной такой ситуации во многом является, в том числе, и низкая инвестиционная привлекательность машиностроительного комплекса республики. В условиях нехватки инвестиций предприятия вынуждены закупать оборудование и формировать современные производства по частям, в рамках отдельных проектов или за счет отдельных крупных заказов. Этому способствует, в том числе, и то, что машиностроительный комплекс республики преимущественно ориентирован на оборонный заказ, что, с одной стороны, снижает требования к уровню конкурентоспособности производств, с другой, позволяет единовременно, в рамках гособоронзаказа, привлекать крупные суммы, направляемые на модернизацию существующих производств.

Характер сложившихся в обрабатывающей промышленности Республики Дагестан проблем сводит на нет возможности формирования целостной промышленной политики. Одни и те же меры в рамках не то что отрасли, но даже в рамках однородных производств могут на одних предприятиях дать положительный эффект, на других привести к бессмысленной трате ресурсов. Рассматривая то же производство соков и

напитков в рамках пищевой промышленности, можно обнаружить, что часть этих производств ориентированы на работу с местным сырьем (сельскохозяйственной продукцией республики), часть на производство продукции из привозных (как правило, импортных) концентратов. Если первые постоянно сталкиваются со сложностями, как с качеством, так и с наличием сырья, то перед вторыми стоят скорее вопросы цены на импортные концентраты, что обусловлено достаточно высокой волатильно-стью рубля.

Попытки адресной помощи конкретным промышленным предприятиям в рамках политики поддержки промышленности государством так же являются неэффективными. Адресная помощь может считаться эффективной, если она осуществляется в рамках четко обозначенных приоритетов промышленной политики, которая, в свою очередь, разрабатывалась в рамках обозначенных приоритетов социально-экономического развития республики. Однако таких четко обозначенных приоритетов на сегодняшний день не существует. В республике можно считать обозначенными (и то весьма условно) приоритеты по используемым инструментам поддержки промышленного производства, но никак не направления развития данной отрасли, о чем будет сказано ниже.

Возвращаясь к адресной помощи, в республике в отношении промышленных предприятий она, как правило, мало эффективна. Желающих получить такую помощь всегда гораздо больше, чем ресурсов у органов исполнительной власти. Проблемы у предприятий, как уже отмечалось, крайне разнородны, одним требуется технологическая модернизация, другим формирование и развитие ресурсной базы и т.д. В такой ситуации возрастает роль субъективного фактора при выборе направлений реализации промышленной политики в республике и, как следствие, рост уровня коррупционной составляющей, что в еще большей степени снижает эффективность мер государственной поддержки промышленности республики.

Однако отсутствие приоритетов в промышленной политике республики, на сегодняшний день является лишь частью проблемы. Другой частью выступает низкая эффективность инструментов промышленной политики, реализуемой в республике. Собственно, из всего перечня возможных инструментов промышленной политики на сегодняшний день в республике, с той или иной степенью эффективности, используются только два: адресная субсидиарная помощь промышленным предприятиям со стороны республиканского бюджета и создание индустриальных инвестиционных площадок. В первом случае субсидии направляются, как правило, на покрытие целевых расходов предприятия на создание (модернизацию) инфраструктуры, во втором, делается попытка решения проблемы низкой инвестиционной привлекательности промышленности региона.

По большому счету, именно индустриальные парки на сегодняшний день являются основным инструментом решения стоящих перед промышленностью республики проблем. Будучи инструментом привлечения инвестиций в промышленность республики, индустриальные парки развивают промышленную инфраструктуру, позволяют привлекать в республику и стимулируют создание собственных высококвалифицированных кадров, снижают степень технологической неоднородности про-

мышленности республики, увеличивая в ее составе долю современных высокотехнологичных производств и т.д.

К сожалению, развитие системы индустриальных парков в республике связано с целым рядом проблем, на которые неоднократно обращалось внимание в научной литературе, начиная от проблем с предоставлением участков под индустриальные парки, заканчивая поиском инвестиций на создание инфраструктуры на предоставленных участках и поиска резидентов индустриальных парков.

Кроме указанных инструментов, органами исполнительной власти, и частью научного сообщества постоянно декларируется возможность и необходимость формирования в республике промышленных кластеров по отдельным направлениям, таким как производство стекла и стекольной продукции («Стекольный» кластер), производство обуви, мебельное производство. К сожалению, далее декларирования намерений ни по одному из указанных направлений на сегодняшний день в республике каких-либо подвижек не наблюдается.

С точки зрения действующего российского законодательства, под кластером понимается вертикально-интегрированная структура, формирующаяся вокруг одного или нескольких крупных предприятий [2]. В рамках такой структуры декларируется, в частности, создание стекольного кластера на базе нескольких крупных добывающих и перерабатывающих предприятий. В частности, в презентации, подготовленной в рамках подготовки к созданию «Стекольного» кластера, указывается на необходимость создания горно-обогатительного комбината (ГОК), который должен выступить в качестве сырьевой базы для действующих в республике крупных стеклопроизводящих предприятий. Здесь следует отметить, что еще 7-8 лет назад проблемы с использованием местного сырья возникли у создававшегося на тот момент Каспийского завода листового стекла. Проблемы, которые до сегодняшнего дня так и не были решены, в связи с чем, завод ввозит сырье из соседних регионов. Кроме того, создание ГОК предполагает привлечение довольно большого объема частных инвестиций. В условиях, когда в качестве основной проблемы промышленности республики многие обозначают крайне низкую ее инвестиционную привлекательность.

Необходимость создания данного кластера декларируется еще с 2015 года, однако, никаких конкретных действий заинтересованными лицами, кроме формирования документов, декларирующих желание создания такого кластера, предпринято не было. Более того, некоторые из предполагаемых основных участников данного кластера неофициально, но публично высказывали сомнения в целесообразности их участия в данном кластере в случае его создания. Данный факт свидетельствует, как минимум, о неоднозначности выгод участников кластера, обозначенных в декларационных документах. Это не значит, что перспективы создания в республике «стекольного» кластера отсутствуют, но степень проработки данного вопроса представляется недостаточной.

Так же в качестве направления развития промышленности Республики Дагестан декларируется необходимость создания таких кластеров, как «мебельный» и «обувной», по направлению деятельности которых (или в технологически смежных областях) на текущий момент в республике крупных базовых предприятий не существует, и создание

которых не планируется (насколько известно автору). Вполне возможно, что и в сфере производства мебели, и в сфере производства обуви уже сложились (могут сложиться) кластеры классического образца (группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга) [1]. Однако такая модель кластера не соответствует требованиям существующего законодательства, и формирование подобного кластера с получением участниками кластера полагающихся преференций, представляется крайне сомнительным.

Еще одной проблемой формирования и реализации промышленной политики в республике является крайне неясная и сомнительная система ответственности органов исполнительной власти за отдельные направления в рамках развития промышленного производства. В частности, развитие пищевой промышленности в республике находится в ведении и в рамках ответственности республиканского министерства сельского хозяйства. Данная ситуация объясняется ориентацией пищевой промышленности республики на переработку местного сырья, сельскохозяйственной продукции. Пищевые производства рассматриваются как неотъемлемый элемент агропромышленного комплекса и находятся, как уже было сказано, в ведении Минсельхоза республики, что не бесспорно, но в определенных рамках допустимо. В то же время показатели пищевой промышленности, в числе прочих, формируют показатели результатов функционирования промышленности республики в целом (индекс промышленного производства, о котором говорилось в начале статьи, в частности), по которым отчитывается министерство промышленности республики. Складывается парадоксальная ситуация, когда инструментарий развития отдельного направления промышленного производства находится в руках одного ведомства, а победные реляции по результатам работы пишет другое ведомство. В свете проведенного в начале статьи анализа динамики развития промышленности республики, в котором, в частности, указывалось, что пищевая промышленность на сегодняшний день формирует более половины продукции промышленности республики, роль министерства промышленности Республики Дагестан в формировании и реализации промышленной политики в республике представляется весьма сомнительной.

Обозначенная выше в статье проблематика существует не первый год, и неоднократно отмечалась в статьях и выступлениях представителей научного сообщества республики. Однако в свете разрабатываемой в республике стратегии социально-экономического развития на период до 2035-го года, актуальность поставленных вопросов, несомненно, возрастает. Разрабатываемая стратегия, наряду с целым рядом иных документов, должна стать основой формирования промышленной политики Республики Дагестан. Понимание авторами стратегии обозначенных проблем, и определение в ее рамках основных принципов и путей, направленных на их решение, должно позволить сформировать и реализовать в республике эффективную промышленную политику.

Список литературы:

1. Майкл Портер. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран / Майкл Портер. — М.: Альпина Паблишер, 2020. - 948 c.

2. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров». - URL: https://akitrf.ru/upload/iblock/bda/ bda3e415385e752b8e1bc0759a02b3f7.pdf.

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. - URL: https://dagstat.gks.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.