ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ В РЕГИОНЕ
АРСЛАНОВ Ш.Д.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Аннотация. В статье раскрываются современные вопросы и проблемы формирования и развития инвестиционной сферы Республики Дагестан. Проведен анализ правовой и организационной регламентации инвестиционной деятельности на территории республики. Определены основные направления развития инвестиционной деятельности.
Ключевые слова: деловой климат, инвестиционный имидж, брендинг территорий, инвестиции, инвестиционный климат, инвестиции, инвестиционная привлекательность.
ARSLANOV SH.D.
PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INVESTMENT FIELD IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. The article develops the modern issues and problems of formation and development of the investment sphere of the Republic of Dagestan. An analysis of legal and organizational regulation of investing activity on the territory of the Republic has been made. The main focus areas of the development of investment activity have been defined.
Keywords: business climate, investment image, branding of territories, investments, investment climate, investments, investment attractiveness.
Повышение качества и уровня жизни населения, а также преодоление социально-экономического отставания Республики Дагестан [4] являются приоритетными задачами ее экономического развития. Решение данной задачи возможно лишь при наличии благоприятных условий осуществления экономической деятельности и усиления инвестиционной активности внутренних и внешних агентов. Рост инвестиционной активности тесно связан со специфическим региональным сочетанием характеристик инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков. Сложившаяся ситуация требует детального анализа как организационных, так и правовых механизмов, формирования и развития инвестиционной сферы региона.
Инвестиционная активность в республике, прежде всего, характеризуется показателем, отражающим величину объема и структуру инвестиций в нефинансовые активы, то есть инвестиций в основной капитал (табл. 1).
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал (с 2005 года инвестиции в основной капитал учитываются без НДС)
2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Млн рублей (в фактически действовавших ценах)
Инвестиции в основной капитал 26 965,9 60 712,7 86 937,8 1 021 588,9 120 653,4 137 114,3 152 403,5
В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
Инвестиции в основной капитал 141,9 134,2 130,4 113,9 115,3 107,5 108,3
в % к 2005 г. 100 165,7 в 2,2 р. в 2,5 р. в 2,8 р. в 3,2 р. в 3,4 р.
Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. URL: http://dagstat.gks.ru/
На протяжении последних пяти лет в Республике Дагестан наблюдается устойчивый рост инвестиционной активности. Это отчетливо прослеживается с помощью динамики поступивших инвестиций в основной капитал. С 2007 года объем инвестиций увеличился более чем в 2,5 раза, и в 2012 году составил 152 403,5 млн руб. [7].
Наибольшая часть инвестиций в основной капитал (85,9 % от общего объема) направляется в частные компании. Значительно меньше инвестиций (11,8 %) осуществляется в муниципальные и федеральные государственные компании. Наименьшие объемы инвестиций приходятся на государственно-частные компании (1,6 %) и совместные организации (0,7 %) [7] (рис. 1).
смешанная
российская совместная
Рис. 1. Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности (в % к итогу)
Основная часть прямых инвестиций Дагестана осуществляется с помощью бюджетных средств разных уровней; в частности, на долю федерального бюджета приходится 44,6 % всех осуществленных прямых инвестиций республики. Доли республиканского и муниципальных бюджетов составляют соответственно 23,4 % и 1,5 %. На долю собственных средств компаний в качестве источника финансирования инвестиций приходится 12,4 % от общего объема инвестиций. Показателен тот факт, что доля банковских кредитов в формировании инвестиционной активности крайне мала (0,4 %), что не соответствует общероссийской и мировой практике. Большее предпочтение инвесторы отдают займам других организаций (3,2 %) и прочим источникам (14,5 %) [7] (рис. 2).
Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)
(в % к итогу)
Ситуацию, сложившуюся в инвестиционной сфере Республики Дагестан, нельзя назвать положительной [3], это обусловлено особенностью региона. Специфика республики заключается в том, что, с одной стороны, она характеризуется достаточно высоким инвестиционным потенциалом, а с другой — значительными инвестиционными рисками, сопряженными с политической и экономической нестабильностью [5], а также высоким уровнем криминогенно-сти. Поэтому создание максимально благоприятных условий для привлечения инвестиций в
Арсланов шД.
проблемы формирования и развития инвестиционной сферы в республике дагестан
экономику республики, а также эффективное правовое сопровождение уже реализуемых инвестиционных проектов — это центральная идея инвестиционной политики, реализуемой государственной властью в Дагестане. Для этого в республике идет непрерывный процесс актуализации законодательных условий осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с международным законодательством, Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
На сегодняшний день основной блок законодательных условий инвестиционной деятельности Республики Дагестан составляют девять законов Республики Дагестан, пять указов президента Республики Дагестан и восемь постановлений правительства Республики Дагестан (рис. 3).
Рис. 3. Основной блок законодательных условий инвестиционной деятельности
Республики Дагестан
Создание благоприятного инвестиционного климата (имиджа) в регионе (максимально комфортных условий для инвесторов) для обеспечения экономического роста и повышения уровня жизни населения — это основная задача органов государственной власти, которая отражена в инвестиционной стратегии Республики Дагестан [8].
Сегодня государственная поддержка инвестиционной деятельности в Республике Дагестан должна основываться на соблюдении принципов:
- ясности и прозрачности инвестиционного процесса;
- доброжелательности во взаимоотношениях с инвестором;
- равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур;
- приоритета государственной поддержки инвесторов, обеспечивающих развитие и реализацию конкурентных преимуществ Республики Дагестан;
- взаимной ответственности и сбалансированности интересов власти и инвесторов [1].
Для успешного решения задач развития инвестиционной сферы и осуществления эффективной государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Дагестан создано Министерство торговли, инвестиций и предпринимательства, действует Совет по улучшению инвестиционного климата, создана Корпорация развития Дагестана, функционирует специализированный двуязычный интернет-портал, посвященный инвестиционной деятельности в регионе.
Немаловажным и значимым направлением является развитие и совершенствование механизмов государственной поддержки инвестиционных проектов на территории Дагестана. Гарантированная государственная поддержка инвестиционной деятельности в республике на сегодняш-
ний день осуществляется в четырех формах: финансовой, организационной, информационной и правовой (рис. 4).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
►
Финансовая поддержка инвестиционной деятельности
предоставление налоговых льгот на срок действия инвестиционного проекта
предоставление земельных участков и другой недвижимости, находящихся в собственности Дагестана
►
Организационная поддержка инвестиционной деятельности
формирование и мониторинг базы данных по инвестиционным проектам, реализуемым и планируемым к реализации на территории Республики Дагестан •--
(формирование и мониторинг базы данных по свободным инвестиционным площадкам и земельным
участкам, пригодным для реализации инвестиционных проектов *
содействие развитию инновационной деятельности и осуществлению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
участие в государственно-частном партнерстве
►
Информационная поддержка инвестиционной деятельности
информирование о земельных участках для размещения объектов инвестиционной деятельности на территории Дагестана и оказание содействия в их подборе и (или) предоставлении по запросам заинтересованных организаций
размещение в Интернете информации об инвестиционных проектах, реализуемых в Дагестане
обеспечение гласности в обсуждении инвестиционных проектов
невмешательство госорганов и должностных лиц в заключаемые инвестором договоры (контракты), выбор партнеров, определение вида деятельности и других условий экономической свободы инвестора
неприменение к инвесторам дополнительных обременений, не связанных с реализацией инвестиционного проекта и не установленных действующим законодательством
Рис. 4. Формы и виды гарантированной государственной поддержки инвестиционной деятельности в республике
Арсланов шД.
проблемы формирования и развития инвестиционной сферы в республике дагестан
В рамках принятой республиканской целевой программы (РЦП) «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан на 2012-2016 годы» [6] планируется оказание государственной поддержки при реализации наиболее значимых инвестиционных проектов, общим объемом финансовых затрат 3340,0 млн рублей. РЦП предусматривает государственную поддержку инвестиционной деятельности в форме:
1. Создания и развития инвестиционных площадок;
2. Разработки бизнес-планов инвестиционных проектов;
3. Разработки и экспертизы проектно-сметной документации;
4. Предоставления субсидий инициаторам инвестиционных проектов;
5. Предоставления услуг инвестиционного консультирования;
6. Оказания содействия инициаторам инвестиционных проектов в привлечении кредитных средств.
Программой предусмотрена реализация ряда приоритетных инвестиционных проектов. В рамках реализации инвестиционных проектов объем инвестиций в экономику региона составит более 105 170,19 млн рублей, в том числе по годам: 2012 год — 19 529,9 млн рублей; 2013 год — 39 187,39 млн рублей; 2014 год — 39 061,5 млн рублей; 2015 год — 7 237,4 млн рублей; 2016 год — 154,0 млн рублей [6].
По итогам реализации всех запланированных инвестиционных проектов ожидается поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней в объеме 23 175,62 млн рублей, в том числе по годам: 2012 год — 401,41 млн рублей; 2013 год — 2 041,7 млн рублей; 2014 год — 6 101,66 млн рублей; 2015 год — 7 197,31 млн рублей; 2016 год — 7 433,54 млн рублей [6].
Ряд крупных инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку и статус приоритетных для Республики Дагестан, сегодня находится на стадии завершения своей реализации, в их числе: «Строительство завода по производству листового стекла» (ОАО «Каспийский завод листового стекла»), «Строительство Гоцатлинской ГЭС» (ООО «Сулакский гидрокаскад»), «Приоритетная программа развития сельского хозяйства с внедрением современной техники и технологий» (ООО «Дагагрокомплекс»), «Строительство и эксплуатация комплекса по переработке и хранению нефтепродуктов» (ООО «Дагнотех»).
Сегодня как никогда необходимо понимание того, что основным приоритетом в работе государственных органов управления при создании благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории республики является достижение следующих ключевых позиций:
1. Республика Дагестан — территория комфортных условий для ведения бизнеса.
2. Республика Дагестан — территория комфортного места проживания [2].
3. Республика Дагестан — территория внедрения инновационных технологий.
4. Республика Дагестан — территория эффективного взаимодействия бизнеса, власти и общества.
5. Республика Дагестан — территория успешной региональной и международной коммуникации.
Литература
1. Арсланова Х. Д. Коррупция как сдерживающий фактор развития экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. — № 4. — С. 124-127.
2. Арсланов Ш. Д. К вопросу оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал // Вопросы структуризации экономики. — 2012. —№ 3. — С. 76-78.
3. Арсланов Ш. Д. Повышение инвестиционной привлекательности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. — № 3. — С. 260-264.
4. Багомедов М. А. Методологические подходы к анализу ресурсного потенциала экономики отстающих регионов //Вопросы структуризации экономики. — 2011. — № 2. — С. 4-14.
5. Гаджиева А. Г. Совершенствование рыночной инфраструктуры — объективное условие развития экономики региона //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. — № 2. — С. 84-91.
6. Сайт Министерства торговли, инвестиций и предпринимательства Республики Дагестан. Закон Республики Дагестан «Об утверждении республиканской целевой программы "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан на 2012-2016 гг."» от 1 марта 2012 г. — № 8. [Электронный ресурс]. URL: http://investdag.ru/.
7. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. [Электронный ресурс]. URL: http://dagstat.gks.ru/.
8. Сайт Министерства торговли, инвестиций и предпринимательства Республики Дагестан. Указ пре-
зидента Республики Дагестан от 25 декабря 2013 г. № 344 «Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Дагестан». [Электронный ресурс]. URL: http:// investdag.ru/.
References
1. Arslanova Kh.D. Corruption as a limiting factor of the development of the economy of the region. // Regional problems of economic transformation. 2012. No 4. P. 124-127.
2. Arslanov Sh.D. To the issue of evaluation of effectiveness of investments into human capital. // Issues of economic structuring. 2012. No 3. P. 76-78.
3. Arslanov Sh.D. Improving the investment attractiveness of the region. // Regional problems of economic transformation. 2012. No 3. P. 260-264.
4. Bagomedov M.A. Methodological approaches to the analysis of the resource potential of the economy of lagging behind regions. //Issues of economic structuring. 2011. No. 2. P. 4-14.
5. Gadjieva A. G. Improving the market infrastructure - an objective condition for the development of the economy of the region.// Regional problems of economic transformation. 2012. No. 2. P. 84-91.
6. The website of the Ministry of trade, investments and entrepreneurship of the Republic of Dagestan. The Law of the Republic of Dagestan «On confirming the target program of the Republic entitled «Creating favorable conditions for attracting investments into the economy of the Republic of Dagestan for 2012-2016» as of March 1, 2012 No. 8. [An Electronic Resource]. - Retrieved from: http:// investdag.ru/, free access. - Title taken from the screen.
7. The website of the Territorial Authority of the Federal Service of State Statistics of the Republic of Dagestan. [An Electronic Resource]. - Retrieved from: http://dagstat.gks.ru/, free access. - Title taken from the screen.
8. The Website of the Ministry of Trade, Investments and Entrepreneurship of the Republic of Dagestan. The Decree of the President of the Republic of Dagestan as of December 25, 2013 No. 344 «On the approval of the Investment Declaration of the Republic of Dagestan». [An Electronic Resource]. - Retrieved from: http:// in-vestdag.ru/, free access. - Title taken from the screen.