ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ В РЕГИОНЕ
АРСЛАНОВ Ш.Д.
ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
РЕГИОНА
В статье рассмотрены проблемы связанные с улучшением инвестиционного имиджа региона, также определены основные направления развития инвестиционной привлекательности региона, выявлены пути улучшения инвестиционного климатарегиона.
ARSLANOV SH.D.
INCREASE THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION
The problems associated with the improving image of the region as the main directions of development of the investment attractiveness of the region, identified ways to improve the investment climate in the region.
Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, инвестиционный имидж.
Keywords: investment climate, investment potential, investment risk, investment image.
Важнейшим фактором развития инвестиционного процесса в регионе является активность государственных органов власти в создании инвестиционной привлекательности региона, которая предполагает целенаправленное воздействие региональных органов власти на критерии, повышающие надежность и эффективность инвестиций, а также обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам.
В Республике Дагестан есть все достаточные условия для привлечения инвесторов. В особенности это выгодное экономико-географическое положение региона.
Однако инвестиционная привлекательность Республики Дагестан, с точки зрения экспертного агентства «Эксперт РА», достаточно низкая, поскольку согласно их оценке мы имеем [1]:
❖ низкий инвестиционный потенциал (смотрите таблицу 1) - за период с 2003 по 2011 гг. мы с 54 места поднялись только на 33 место, детальный анализ показывает, что только по пяти показателям инвестиционного потенциала мы имеем положительную динамику, а по 4 показателям отрицательную динамику;
❖ высокие инвестиционные риски (смотрите таблицу 2) - за период с 2003 по 2011 гг. с 85 места мы поднялись на 79 место, хотя из семи
составляющих инвестиционного риска мы только по двум показателям имеем динамику, направленную на минимизацию рисков, а по остальным пяти показателям стабильный рост инвестиционных рисков.
Таблица 1.
Динамика инвестиционного потенциала РД
о Ранг потенциала о с Изменение доли в потенциале, к предыдущему периоду, п.п. Ранги составляющих инвестиционного потенциала
Рассматриваемый пери Доля в общероссийском тенциале, % Институциональный Природно-ресурсный
Текущий период Предыдущий период Ранг риска Трудовой Потребительский Производственный Финансовый Инновационный Инфраструктурный Туристический
2010- 33 32 79 0.964 0.017 17 12 55 19 37 70 42 41 57
2011
2009- 35 35 73 0.882 0.010 22 15 52 21 66 66 36 38 59
2010
2008- 35 34 76 0.873 0 19 17 56 28 46 66 44 38 31
2009
2007- 34 38 70 0.822 0.088 23 17 55 31 48 61 38 36 52
2008
2006- 38 41 72 0.736 0.033 25 18 58 30 53 63 38 44 50
2007
2005- 41 43 79 0.703 0.030 24 20 59 36 53 59 41 46 48
2006
2004- 43 53 84 0.673 0.060 23 25 61 39 51 60 40 46
2005
2003- 54 54 29 0.560 -0.040 51 47 45 56 56 57 15 74
2004
Источник: составлено автором согласно данным экспертного агентства «Эксперт РА» [www.raexpert.ru]
Еще одной характеристикой инвестиционной привлекательности республики, являются ее сильные и слабые стороны, характеризующие общее социально-экономическое положение. Из анализа, общего социально-экономического положения республики следует, что инвестиционный имидж республики на сегодняшний день отрицателен, что объясняется высоким уровнем нестабильности и криминогенное™.
Для изменения сложившейся ситуации и улучшения инвестиционной привлекательности Республики Дагестан была утверждена республиканская целевая программа (РЦП) «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан на 2012-2016 годы», законом РД от 1 марта 2012 года № 8.
Необходимость принятия такой РЦП объясняется тем, что «учитывая наличие негативных факторов, влияющих на инвестиционный климат в рес-
публике, только законодательных мер недостаточно для привлечения инвесторов в целях полноценной реализации инвестиционного потенциала и развития экономики Республики Дагестан» [2].
Таблица 2.
Динамика инвестиционного риска РД_
ч о к
Л и
с «
и ей Ю К Л
ё
о о й РМ
Ранг риска
ч о к
Л и
с «
к
В &
и
н
ч о к
Л и
с «
к
В
^
ч и а
К
к а и
с
й
СО
Й Ч й К
а х
<и н о с
и X й РМ
X X
35 3
X X <и
|Ц й
и «
со о
Ч О
к
Л и
с
й
со
Ю
и X
ч и Л
о
к
Л о И и
ч
Й I
И <и
О Л
к
Л й о и и ч
X К
С И й ч о к
Л и
с
о и и
я 2 « К н
и и
ч о к
и
к
X <и X <и
и
к
X <и
. . К Л X и о С ^
1Ц 1Ц
В к
н
Л н
ч ч
Ранги составляющих инвестиционного риска
35
х л ч и
£ ч о х о и й го
35
Л X л ч й к а о О
«
к и о
и р
к
о X о и
о
«
3 и о о X й X X
е
35
х л ч й X X
к
Л
«
к и о
и р
к
и о ч о и
о
«
к и о
и р
X <и ч и й Л
с
20102011
79
78
33
0.480
0.007
70
14
76
83
19
81
20092010
73
76
35
1.453
0.047
64
58
72
80
63
20082009
76
70
35
1.406
0.082
64
52
71
83
57
20072008
70
72
34
1.324
-0.020
45
68
35
75
63
32
20062007
72
79
38
1.344
-0.213
49
66
27
76
75
57
20052006
79
84
41
1.557
-0.229
45
80
58
29
87
38
20042005
84
85
43
1.786
0.162
45
60
52
82
85
20032004
85
81
53
1,62
0.06
40
70
63
82
60
7
1
7
1
4
2
2
4
4
Источник: составлено автором согласно данным экспертного агентства «Эксперт РА» [www.raexpert.ru]
Это еще раз доказывает, что основная работа региональных властей, направленная на улучшение инвестиционной привлекательности, основывалась на принятии регионального блока законов, регулирующих правоотношения в сфере инвестиционной деятельности и развитие инвестиционной сферы Республики Дагестан.
Именно поэтому на сегодняшний день мы имеем лишь существенный массив региональных нормативно-правовых актов, направленных на регулирование правоотношений в инвестиционной сфере, но не обеспеченных механизмом их реализации.
Разработчики РЦП полагают, что решение задач, обозначенных в РЦП приведет к [2]:
1. Увеличению количества реализованных инвестиционных проектов (предусматривается реализация до 25 проектов).
2. Росту инвестиций в основной капитал (предусматривается объем финансирования 105170,19 млн. рублей из них объем внебюджетных инвестиций, которые планируется вложить, составит более 101830,19 млн. рублей ).
3. Увеличению количества рабочих мест (предусматривается создание более 18 тыс. рабочих мест).
4. Увеличению объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (предусматривается поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней на сумму более 23,1 млрд. рублей).
И, соответственно, реализация РЦП будет «способствовать достижению оптимистического сценария развития Республики Дагестан Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года».
Однако ни одна из перечисленных задач в РЦП не направлена на нейтрализацию или хотя бы минимизацию негативных факторов, препятствующих улучшению инвестиционной привлекательности.
Повышения инвестиционной привлекательности Республики Дагестан невозможно добиться без комплексной работы по улучшению и полной реализации инвестиционного потенциала республики, в совокупности с реализацией мер направленных на минимизацию инвестиционных рисков в республике. Которая должна включать:
Комплекс мер по оптимальной реализации основных стратегических факторов развития республики и улучшения инвестиционного потенциала республики.
Создание комплексных условий для благополучной и безопасной жизни и осуществления экономической деятельности на территории Республики Дагестан.
Региональную инвестиционную политику, определяющую ясность и простоту процедур оформления взаимоотношений между инвесторами и органами власти; взаимную ответственность органов власти и инвесторов; неизменность принятых решений и направленную на реализацию системы целей и задач общей социально-экономической политики региона.
Комплекс мер по борьбе с преступностью на территории республики, включая полномасштабное привлечение сил и средств правоохранительных органов для борьбы с незаконными банд формированиями и иными экстремистскими проявлениями, а также снижения общей криминогенной обстановки в республике.
Усиление регионального блока законодательных условий, обеспечивающих преодоление административных барьеров и противодействие коррупции в различных министерствах, ведомствах и учреждениях, ответственных за получение инвесторами государственной поддержки.
Популяризацию демократических принципов формирования общественного сознания, реализуемых на основополагающем принципе взаимной ответственности власти, бизнеса и общества, логически направленных на построение гражданского общества регионе и решения наиболее актуальных проблем социально-экономического развития региона.
Создание благоприятного инвестиционного имиджа региона, основанного на примерах реализованных инвестиционных проектов, а также на гибкости, базирующейся на необходимости учета изменений в инвестиционной среде и предусматривающей механизм быстрой адаптации региональной инвестиционной политики к новым условиям при строжайшем соблюдении интересов субъектов инвестиционного процесса.
_Литература_
1. Экспертное агентство «Экперт РА», [электронный ресурс] URL: www.raexpert.ru/ratings/regions/
2. Закон Республики Дагестан от 1 марта 2012 года №8 «Об утверждении республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан на 20122016 годы»