социальной справедливости, связанное с организацией оплаты труда. Поэтому максимальная текучесть кадров наблюдается там, где применяется сверхиндивидуальный подход к оплате труда, вплоть до того, что сотрудники одного уровня и одного отдела получают разную заработную плату, а также там, где система оплаты труда «непрозрачная», т. е. от работников скрывается схема оплаты труда, что порождает нездоровые настроения в коллективе. Важным фактором, воздействующим на стабильность коллектива и стимулирующим повышение результативности труда, также является компенсационный пакет, предлагаемый компаниями своим сотрудникам [3]. Выбор системы оплаты труда - важнейший шаг для любой организации. Это система должна быть достаточно простой и ясной, чтобы каждый работник видел зависимость между производительностью и качеством своего труда и получаемой заработной платой. Систему оплаты труда можно выбирать как для всего коллектива, так и для каждого работника в отдельности. Од-
нако обычно система оплаты труда устанавливается для определенных категорий работников.
Библиографические ссылки
1. Антропова А. Как мотивировать топ-менеджера? // Компания. 2012. № 330.
2. Глухов В. В. Основы менеджмента. СПб. : Спец. лит., 2010.
3. Егоршин А. П. Управление персоналом. Н. Новгород : НИМБ, 2012.
References
1. Antropova A. Kak motivirovat' top-menedjera? // Company, № 330, 2012.
2. Gluhov V. V. Osnovy menedjmenta. St. Petersburg: Spets.literatura, 2010.
3. Egorshin A.P. Human Resource Management. N. Novgorod: NIMB, 2012.
© Бердников А. О., Тынченко В. С., 2014
УДК 330.34 + 338.40
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕГИОНЕ
Е. В. Борисова
ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29
Е-mail: borisovaev2015@mail.ru
Определено место инновационной инфраструктуры в инновационной системе с точки зрения системного подхода, установлены принципы формирования инновационной инфраструктуры. Выявлены проблемы ее формирования и возможные направления построения модели региональной инфраструктуры инноваций на основе изученного опыта.
Ключевые слова: инновационное развитие, инновационная система, инновационная инфраструктура, кластер, технопарк.
PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE IN THE REGION
E. V. Borisova
JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant» 29, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: borisovaev2015@mail.ru
The place of innovation infrastructure is defined in the innovation system from the systematic approach viewpoint. The principles of innovation infrastructure formation are established and problems of its formation are identified. Possible directions for building a model of regional innovation infrastructure are developed on the basis of the studied experience.
Keywords: innovation development, innovation system, innovation infrastructure, cluster, technopark.
В основе инновационного развития страны и отдельно взятого региона лежит осуществление инновационной деятельности при наличии благоприятных для ее реализации условий, что предполагает формирование взаимодействия между всеми субъектами и участниками инновационной деятельности. При
этом данные субъекты, реализуя свои функции, образуют инновационную систему на национальном и региональном уровнях.
Важнейшей задачей инновационной системы страны и региона в частности является создание благоприятной среды для осуществления непрерывной
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
инновационной деятельности, результат которой зависит от эффективности использования инновационного потенциала, степени развития и взаимосвязи элементов, составляющих инновационную систему: государства, науки, бизнеса и некоего внутреннего механизма, обеспечивающего основу их функционирования, т. е. инфраструктуры.
Инновационная инфраструктура представляет собой специфическую систему взаимосвязанных, способствующих и содействующих реализации инновационной деятельности элементов, работающую на основе уже созданных ключевых условий, определяющих правила взаимодействия ее элементов в сфере инновационной деятельности: органов государственной власти и местного самоуправления, нормативно-законодательной базы, научно-технической, информационной, финансовой сфер, сферы производства и реализации инноваций и т. д.
С точки зрения формирования механизма взаимодействия, региональная инновационная система, в том числе и инновационная инфраструктура, должна отвечать следующим общим принципам: системности и единства механизма функционирования ее элементов; стимулирования инновационной деятельности в регионе; обеспечения непрерывности реализации инновационного процесса; формирования доверительного партнерства между элементами; достижения целей государственной инновационной политики, обеспечения положительной динамики развития региона.
Анализ зарубежного и отечественного опыта позволяет говорить о том, что к инновационной инфраструктуре, помимо вышеуказанных принципов, дополнительно предъявляется ряд специфических требований, которые, по мнению автора, целесообразно использовать в отношении всех подсистем и элементов инновационной инфраструктуры: составляющие подсистемы и элементы должны находиться в единой цепочке и тесной взаимосвязи; оперативность коммуникации и обмена информацией между элементами; эффективность распределения и использования ограниченных ресурсов.
В настоящее время полноценное развитие инновационной инфраструктуры в регионах России затрудняется различиями в базовом уровне экономического развития для создания и развития объектов инфраструктуры; отсутствием единой линии поведения, сбалансированной системы инструментов и механизмов воздействия; применением зарубежного опыта без адаптации к особенностям российской экономики; несовершенством нормативно-законодательной базы; неотработанными механизмами поддержки малого инновационного бизнеса и пр.
Как показывает практика, инновационная инфраструктура регионов представлена отдельными, разрозненными ее элементами: научно-исследовательскими организациями, университетами, инновационными предприятиями, технопарками и прочими структурами, в связи с чем инфраструктурные компоненты инновационных систем регионов не могут осуществлять свои целевые функции в полной мере, в единстве и тесной взаимосвязи, тем самым создавая
почву для низкой эффективности инновационной деятельности.
Среди подсистем инновационной инфраструктуры наиболее развитой в регионах является производственно-технологическая, экспертно-консалтинговая, менее развиты финансовая, информационная, кадровая, сбытовая подсистемы [1, с. 11].
Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что формирование модели региональной инновационной инфраструктуры осуществляется в двух направлениях: первое из них - это кластерная модель, второе - на основе технопарковых структур. Кластерная модель активно применяется в Китае, Японии, Канаде и ряде других стран в сфере высоких технологий, в том числе оборонно-промышленном комплексе. Инновационные кластеры формируются на базе крупных предприятий с учетом имеющейся региональной инфраструктуры. В российской практике, например в Красноярском крае ЗАТО г. Железногорск, кластер инновационных технологий формируется на базе трех крупных предприятий, направлением деятельности которых является развитие приоритетных технологических направлений инновационного развития ядерных, космических и кремниевых технологий. Производственной площадкой для реализации бизнес-проектов кластера является промышленный парк, который должен способствовать развитию малого и среднего бизнеса и обеспечить выполнение заказов для ведущих предприятий кластера [2].
Помимо этого, в рамках кластера формируется научно-образовательный центр, центр трансферта технологий, региональный инжиниринговый центр «Космические системы и технологии», /-парк. Все это позволяет сформировать ключевой центр компетенций в космической отрасли, который служит инструментом получения финансовой, консалтинговой и прочей поддержки, позволяет создать конструктивную среду для партнерских отношений на микро-, макро- и мезоуровнях [3, с. 117].
Второе направление формирования региональной инновационной инфраструктуры реализуется в крае на базе бизнес-инкубатора, который является комплексным центральным элементом инновационной инфраструктуры края, оказывающим маркетинговые, финансовые, консультационные и сервисные услуги начинающим инновационным компаниям: ОАО «Красноярский технопарк», Технопарк Сибирского федерального университета. В 2016 г. в крае запустится технопарк в сфере высоких технологий, представляющий собой комплекс систем, обеспечивающих трансферт, коммерциализацию инноваций. Все эти структуры ориентированы на ускорение процесса превращения идеи в инновацию, объединяя науку со звеньями производства [4].
На основе вышесказанного можно утверждать, что в крае активно идет формирование инновационной инфраструктуры, однако данный процесс замедляется неразрешенностью вопросов финансирования и управления, неразвитостью подсистемы сервисно-инжиниринговых услуг и пр. При этом часть этих проблем разрешается путем создания единичных эле-
ментов инновационной инфраструктуры: региональной технологической платформы «Инновационные технологии в машиностроении», регионального инжинирингового центра «Космические системы и технологии» и т. д., которые не спасают сложившееся положение. В крае появляется необходимость разработки комплексной модели инновационной инфраструктуры. При этом уже имеющаяся модель инновационной инфраструктуры сочетает в себе элементы кластеров и технопарковых структур. В этом случае остается открытым вопрос: является ли сам кластер элементом инновационной инфраструктуры, либо его структурные элементы являются составляющими элементами инфраструктуры. На этот счет существуют различные мнения, данный вопрос требует дальнейшей проработки.
Библиографические ссылки
1. Borisova E. V. Features of development of innovative infrastructure in Russia // Euro-American Scientific Cooperation : International Scientific Journal. Hamilton, Canada, 2014. Vol. 2. P. 11.
2. Официальный портал Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: http://zakon. krskstate.ru/ (дата обращения: 12.07.14).
3. Борисова Е. В. Инновационный потенциал Красноярского края как основа формирования инновационной инфраструктуры региона // Инновации в науке : сб. ст. по материалам ХХХ1 Междунар. науч.-практ. конф. № 3 (28) Ч. II. Новосибирск : Изд-во «СибАК», 2014. С. 117.
4. Концепция создания технопарка в сфере высоких технологий на территории Красноярского края. [Электронный ресурс]. URL: http://passport.krskstate.ru/ investment-projects/kras-tech-park/ (дата обращения: 10.07.14).
References
1. Borisova E. V. International Scientific Journal «Euro-American Scientific Cooperation». Hamilton, Canada: 2014. Volume 2. p. 11.
2. Ofitsialnyiy portal Krasnoyarskogo kraya. Available at: http://zakon.krskstate.ru/.
3. Borisova E. V. Innovatsii v nauke / Sb. st. po materialam ХХХ! mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 3 (28) Chast II. Novosibirsk : Izd. "SibAK", 2014. p. 117.
4. Kontseptsiya sozdaniya tehnoparka v sfere vyisokih tehnologiy na territorii Krasnoyarskogo kraya.Available at: URL:http://passport.krskstate.ru/investment-projects/ kras-tech-park/
© Борисова Е. В., 2014
УДК 338.45.01
КАЧЕСТВО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В. Г. Бревнов, Л. В. Ерыгина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: Brevnov_vg@sibsau.ru, Erigina@sibsau.ru
Рассматриваются различные аспекты категории качества применительно к инновационному проекту, реализуемому на предприятии оборонно-промышленного комплекса.
Ключевые слова: инновации, инновационный проект, качество, конкурентоспособность.
QUALITY OF THE INNOVATIVE PROJECT AT THE DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES
V G. Brevnov, L. V. Erygina
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: Brevnov_vg@sibsau.ru, Erigina@sibsau.ru
Various aspects of quality in relation to the innovative project at the defense industry enterprises are considered.
Keywords: innovation, innovative project, quality, competitiveness.
Перспективы модернизации отечественного оборонно-промышленного комплекса во многом зависят от механизма реализации правильной инновационной политики. В этой связи особую значимость получила категория «инновационный проект», поскольку именно от качества инновационных проектов зависит кон-
курентоспособность предприятий и производственных комплексов.
Развитие такой важной характеристики, как качество, происходило эволюционным путём, подходы к данному понятию исследовалась различными учёными на протяжении длительного периода времени.