Научная статья на тему 'Проблемы формирования и перспективы развития рынка земель сельскохозяйственного назначения в Украине'

Проблемы формирования и перспективы развития рынка земель сельскохозяйственного назначения в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и перспективы развития рынка земель сельскохозяйственного назначения в Украине»

обеспечить функционирование экономических рычагов регулирования рыночного оборота сельхозугодий, влияния на процессы сельскохозяйственного землепользования, усиление доходной базы местных бюджетов, повышение уровня финансирования мероприятий по улучшению качества почв.

Источники

1. Земельные отношения в России / Материалы Всероссийской научно-практическая конференции «Земельные отношения в агропромышленном комплексе России» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.auz.ru/media/file/rekdoc/46.doc.

2. Милосердое В. Российская модель земельной реформы / Доклад на конференции ВНИЭТУСХ // [Электрон-

ный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vladimir. тН-озе^оу.пате/агШеБ/раае-ЗУ.Мт!.

3. Правовые и экономические проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения / Материалы заседания Комитета Совета РФ по аграрно-продовольственной политике (совместно с бюро отделения экономики и земельных отношений РАСН) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь|йр:// www.council.aov.ru/files/journalsf/ numbetf20090922155743.pdf.

4. Третьяк А. Финансовое регулирование использования и охраны сельскохозяйственных земель в процессе рыночного оборота / А.Н. Третьяк // Экономика АПК. -2007.- № 5. - С. 52-56.

5. Саблук П. Развитие земельных отношений в Украине. -К.: ННЦ ИАЭ, 2006. - 396 с.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В УКРАИНЕ

А.И. Гуторов, д.э.н., проф., Е.А. Гуторова, к.э.н., доц. Харьковского национального аграрного

университета им. В.В. Докучаева

Строительство рыночных отношений в аграрном секторе Украины предусматривает функционирование всех факторов производства, в частности и земли, в общей рыночной среде. В то же время, осуществление эффективной предпринимательской деятельности требует перестройки экономических отношений на селе с целью утверждения полноценного земельного рынка, современного земельно-арендного и ипотечного механизмов использования земель, государственного регулирования земельных отношений. Сдерживание свободного оборота земли и отсутствие действенных институтов мешает установлению реальной цены на сельскохозяйственные земельные участки, не даёт возможности считать землю базовой составляющей аграрного производства.

Учитывая актуальность внедрения рынка сельскохозяйственных земель в Украине, на сегодня в экономической литературе вопросу его формирования уделяется большое значение. Исследованием этой проблемы занимаются такие учёные, как: Ю.Д. Билык, В.Я. Месель-Веселяк, А.Н. Третяк, Н.Н. Фёдоров, М.А. Хвесик, П.Т. Саблук [1-5] и др. В тоже время, глубина исследуемой проблематики и динамичность изменений ситуации в агропромышленном комплексе Украины и в экономике страны в целом, оставляет множество вопросов, которые требуют проведения детальных исследований.

Основным принципом, который определил направление реформирование земельных отношений в Украине с 1991 г., стало преодоление монополии государства на земельную собственность. В связи с отсутствием в данное время совершенных инструментов регулирования рынка земли, в Украине установлен мораторий (запрет на отчуждение земельных участков сельскохозяйственного назначения путём их продажи), который ограничивает конституционные права собственников земельных участков, что закреплены частью первой ст. 90 Земельного Кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768 - Ill. Мораторий постоянно пролонгируется, несмотря на то, что его существование сдерживает создание цивилизованного земельного рынка и, вместо решения существующих проблем, приводит к нагромождению новых.

Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения - это одно из наиболее дискуссионных и заполитизированных вопросов аграрной политики в Украине. На протяжении всего периода независимости Украинского государства ведутся дис-

куссии относительно этого вопроса. На сегодняшний день и общество, и большинство политических сил признают необходимость и неизбежность формирования рынка земель сельскохозяйственного назначения, однако только при условии независимого нормативно-правового (институционального) обеспечения условий его создания и дальнейшего функционирования.

Анализируя последствия продления моратория на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения, можно выделить отдельные негативные стороны этого вопроса, такие как: искусственное сдерживание оптимизации, рационализации и эффективности сельскохозяйственного землевладения и землепользования; невозможность улучшения технологических условий использования сельхозземель вследствие нерациональных размеров землевладений; наличие мелких участков единоличных собственников в массивах земель хозяйств, обществ; дальнейшая концентрация большей части земель сельскохозяйственного назначения в собственности наименее экономически активной части сельского населения, которое не имеет необходимых знаний, финансовых и физических возможностей работать на земле; в дальнейшем будет увеличиваться часть собственников земли, которые будут получать земельные участки сельскохозяйственного назначения в наследство, проживая при этом в городах или вообще в других странах, и не имеющих желания ни заниматься сельхозпроизводством, ни управлять земельными активами; снижение инвестиционной привлекательности аграрного сектора украинской экономики, которая, прежде всего, связана с наличием высоких рисков вложений, что обусловлено отсутствием ипотечного кредитования сельского хозяйства под залог земельных участков и т.д.

Для преодоления возможных негативных последствий моратория на покупку-продажу земель сельскохозяйственного назначения проектом Закона Украины «О рынке земель» предлагается создать государственную специализированную структуру по управлению землями сельскохозяйственного назначения, одним из основных заданий которой будет проведение землеустройства, консолидация и обеспечение охраны земель сельхозназначения.

Вместе с этим многие политические силы обосновывают необходимость сдерживания полноценного включения земель сельскохозяйственного назначения в экономический оборот, мотивируя это

потенциальном угрозой появления цепочки негативных явлений социально-экономического характера, а именно: сосредоточения значительных площадей сельскохозяйственного назначения в финансово-промышленных группах, с их точки зрения, приведёт к «обезземеливанию» крестьян и созданию «латифундий» латиноамериканского типа с наёмными работниками. Однако этот риск может быть уменьшен за счет качественной государственной политики; продажа крестьянам земельных участков сельскохозяйственного назначения по цене, более низкой чем экономически обоснована и установлена в государстве, как следствие отсутствия веры в то, что на следующий день цена не снизится ещё больше или вообще исчезнет спрос на земельные участки; появления такого негативного явления, как «спекуляция» земельными участками, что может привести к возрастанию стоимости аграрной продукции и спровоцировать инфляцию; не контролированное, массовое изменение целевого назначения и постепенная урбанизация сельскохозяйственных земель. С нашей точки зрения, эта угроза незначительна, так как за последние годы привлекательные для промышленного освоения земли уже претерпели соответствующие трансформационные изменения; концентрация значительных площадей сельскохозяйственного назначения в собственности финансовых учреждений (коммерческих банков) во время перехода залоговой земли в собственность зал огод ержателя.

Таким образом, принимая во внимание возможность минимизации выше приведенных рисков и важность принятия Закона Украины «О рынке земель», его принципиальными заданиями можно считать: законодательное определение принципов и механизмов государственного регулирования рынка земель; внедрение механизмов предупреждения противоправных, недобросовестных действий субъектов земельного рынка, связанных со «спекуляцией» землёй, ценой на неё и монополизацией созданного рынка; детализацию условий гражданско-правовых договоров, согласно которых могут совершаться первое и повторное отчуждение прав на земельные участки; создание благоприятной рыночной среды и эффективных, экономически активных земельных собственников; повышение инвестиционной привлекательности аграрного сектора страны; оптимизацию, рациональное распределение и использование земель сельскохозяйственного назначения; полноценную реализацию права частной собственности и других прав на земельные участки сельхозназначения всеми субъектами земельных отношений; установление объективной рыночной стоимости земельных участков в процессе вовлечения их в экономический оборот; повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала земель сельскохозяйственного назначения и продовольственной безопасности страны; возрождение

сельской местности путём сохранения и создания рабочих мест; улучшения открытости (прозрачности) земельных отношений; институционализация земельных отношений и т.д.

Таким образом, с целью развития рынка земли в сельском хозяйстве Украины необходимо: внедрить государственное регулирование земель сельскохозяйственного назначения; определить специальные фискальные режимы операций с перепродажи земельных участков сельхозназначения на вторичном рынке; обеспечить сохранность целевого назначения земель сельхозназначения при их отчуждении и введение экономических механизмов стимулирования выкупа деградированных и малопродуктивных земель сельскохозяйственного назначения для лесоразведения, садоводства, дачного строительства, рекреационных потребностей; определить орган исполнительной власти, который будет наделён полномочиями управления государственными земельными ресурсами; установить требования к созданию земельной биржи, проведению биржевых земельных торгов, аукционной деятельности на рынке земель; разработать порядок предоставления и рефинансирования ипотечных кредитов.

В целом же можно констатировать тот факт, что на сегодняшний день вопросы формирования и развития рынка земель сельскохозяйственного назначения имеют все основания на качественное решение и полноценное существование. Создание институциональной основы для формирования и развития рынка земель сельскохозяйственного назначения - одно с основных и перспективных заданий, которое определяет эффективность реализации поставленных перед аграрным сектором Украины целей, подходов и задач. Поэтому введение полноценного рынка сельскохозяйственных земель можно считать объективно обусловленным заданием, следствием земельной реформы и трансформации земельных отношений.

Источники

1. Аграрний сектор економки УкраТни (стан i перспективи розвитку) / [Присяжнюк М.В., Зубець М.В., Саблук П.Т. та 1н.]; за ред.. М.В. Присяжнюка, М.В. Зубця, П.Т. Саблука, В.Я. Месель-Веселяка, М.М. Федорова. - К.: ННЦ 1АЕ, 2011. - 1008 с.

2. Бтик Ю.Д. Формування ринку стьськогосподарських земель i глдвищення ефективност Тх використання / Ю.Д. Бтик // Землевпорядний вюник. - 2000. - № 2. -С. 24-28.

3. Третяк А.М. Шляхи регулювання ринку зе1^л / А.М. Третяк // Вюник аграрноТ науки. - 2003. - № 10. - С. 62-66.

4. Хвесик М.А. Стратепчж iмперативи рацiоналiзацiТ землекористування в контекст со^ально-еконо1тного пщнесення УкраТни /М.А. Хвесик // Економка АПК. - 2009. - № 3. - С. 24-30.

5. Трансформа^я земельних вщносин до ринкових умов: Матерiали одинадцятих рiчних зборiв ВсеукраТнського конгресу вчених економю^в-аграрниив 26-27 лютого 2009 року. - К.: ННЦ 1АЕ, 2009. - 116 с.

ТЕНДЕНЦИИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В.И. Сапич, к.э.н., доц. Сумского фил. Харьковского национального университета внутренних дел

Сложившаяся в Украине система сельскохозяйственного землепользования включает в себя производителей различных категорий. Одним из проявлений глобализации аграрного сектора экономики является деятельность агрохолдингов, структура производства которых имеет четкую экспортную направленность. Для определения перспектив развития аграрного сектора

важно проанализировать сложившийся уровень эффективности использования земельных ресурсов у всех субъектов организационно-правовых форм хозяйствования и обосновать возможные тенденции его изменения. С 2000 г. в сельском хозяйстве Украины начали осуществляться позитивные изменения, но из-за медлительности и непоследовательности рыночных преоб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.