Научная статья на тему 'Проблемы формирования и деятельности представительных органов местного самоуправления отзыв официального оппонента о диссертации емешова Вениамина Исааковича, представленной на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12. 00. 02 - конституционное право; муниципальное право'

Проблемы формирования и деятельности представительных органов местного самоуправления отзыв официального оппонента о диссертации емешова Вениамина Исааковича, представленной на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12. 00. 02 - конституционное право; муниципальное право Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
354
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Еремин А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и деятельности представительных органов местного самоуправления отзыв официального оппонента о диссертации емешова Вениамина Исааковича, представленной на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12. 00. 02 - конституционное право; муниципальное право»

2009

5. Сообщения, рецензии, персоналии

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ОТЗЫВ

официального оппонента о диссертации Емешова Вениамина Исааковича, представленной на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02 - Конституционное право;

Муниципальное право

Актуальность темы диссертационного исследования В.И. Емешова не вызывает сомнений, т.к. проблема формирования и развития гражданского общества в России относится к числу приоритетных задач современности. В этой связи ощущается необходимость изучения деятельности представительных органов местного самоуправления, неразрывно связанной с процессом преобразований в сфере публичной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Тем более, что на современном этапе развития российского общества для эффективного функционирования представительных органов местного самоуправления необходимы последовательная, глубоко научнообоснованная реализация конституционных принципов и гарантий этого уровня представительных органов, обеспечение их материально-финансовой поддержкой, в определенной степени независимостью от государственного аппарата, дальнейшее совершенствование законодательной базы в этой области.

Предметом исследования диссертанта выступают нормы права, закрепленные в Конституции Российской Федерации, основных федеральных законах, конституциях и иных нормативных актах субъектов Российской Федерации, деятельности представительных органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с вышестоящими законодательными органами государственной власти ряда субъектов Федерации и в целом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Обоснованной представляется методологическая основа исследования, опирающаяся на общенаучные и частные методы научного познания, включающие конкретно-исторический, социологический, формально-юридический, системно-структурный и сравнительно-правовой подходы.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Вводная часть исследования (с. 3-12) содержит четкую постановку проблематики диссертационной работы, определение объекта и предмета исследования, методологической основы, нормативную базу, включающую Европейскую хартию местного самоуправления, Европейскую конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, консти- 237

237

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

туции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, а также российское законодательство XVI-ХХ вв. При анализе историографии вопроса автор показал глубокое знание как общей, так и специальной литературы, дал обстоятельную характеристику различных видов источников.

Первая глава «Историко-правовые аспекты формирования и деятельности представительных органов местного самоуправления в России и за рубежом » (с. 13-72) посвящена характеристике историко-правовых аспектов формирования и деятельности представительных органов местного самоуправления в России и зарубежных странах. Автор исследования тщательно изучил историко-правовой аспект в становлении и развитии государственных и представительных органов в России на протяжении нескольких столетий, уделил значительное место характеристике состояния представительных органов местного самоуправления на современном этапе, основательно рассмотрел историкоправовую базу функционирования представительных органов муниципальных образований. При этом диссертант провел правомерное сопоставление отечественного и зарубежного опыта функционирования местных органов самоуправления. Анализ европейского и американского опыта местного самоуправления привел автора к обоснованным выводам о том, что, чем более обширны территории и многочисленнее по населению муниципальные сообщества, тем более «весомее», функциональней становится представительный орган. Несомненно автор прав, утверждая, что российская традиция представительства в системе местного самоуправления может развиваться в русле европейской, где независимость местных представительных сообществ от государственной власти строго регламентируется законом.

Во второй главе «Формирование и деятельность представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации» (с. 73-140) подробно рассмотрены такие аспекты, как правовой статус современных представительных органов местного самоуправления, проблемы их формирования в общероссийском и региональном разрезе, а также особенности деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления.

В первом параграфе главы автор предпринял смелую попытку определения современного правового статуса представительных органов местного самоуправления и проявил свой подход законодательного разрешения коллизии, заключающейся в том, что в законодательстве о местном самоуправлении в РФ нет тех государственных полномочий, которые могут передаваться представительным органам муниципальных

Конкретная картина формирования представительных органов муниципальных образований на уровне муниципального района в современных условиях диссертантом представлена во втором параграфе. Собственный опыт работы и разнообразный круг источников позволил В.И. Емешову представить здесь оригинальные суждения, выводы и предложения, с которыми нельзя не согласиться. В частности, это относится к такому важному моменту, что способ формирования представительного органа муниципального района из представителей поселений представляется диссертанту нарушающим механизм 238

238

2009

5. Сообщения, рецензии, персоналии

свободных выборов и подрывающим смысл выборного органа, в связи с чем автор дал обоснование об исключении п. 1 ч. 4 ст. 35 в части формирования представительного органа муниципального района из представителей поселений в виду его очевидной нелигитимности.

Вполне логичным и обоснованным является рассмотрение в этой главе проблем правового регулирования организации, деятельности и выборов представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации, представленных в третьем параграфе. Эти проблемы изучены на основе предшествующего анализа теоретических положений о представительных органах местного самоуправления, их развития и места в современных муниципальных системах, и, безусловно, нашли отражение в нормативно-правовом поле конституционного и муниципального права. Характерно, что здесь использованы и выводы по историко-правовым аспектам формирования и деятельности представительных органов с учетом их эволюции. Выделенные автором основные группы проблем относительно многоуровневой системы нормативноправового регулирования, организации и деятельности муниципальных представительных органов вполне согласуются с достигнутым уровнем отечественной и зарубежной правоведческой мысли в этой области.

Значительный интерес представляет материал четвертого параграфа, характеризующий особенности деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления. Автор дает четкое определение понятия «депутат» и подчеркивает, что в последнее время наука и практика конституционного и муниципального права стали обогащаться новыми понятиями. Исходя из существующей правовой практики и учитывая собственные наблюдения, В.И.Емешов делает резонный вывод о том, что депутат, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, имеет ограниченные возможности для ознакомления с предложенными администрацией проектами муниципальных правовых актов, для профессиональной оценки их качества, для подготовки к ним поправок. Можно согласиться и с тем, что нельзя рассматривать исполнение депутатских полномочий как «общественную нагрузку», т.к. депутаты и представительные органы несут прямую ответственность за качество принимаемых решений. Вывод о том, что права депутата представительного органа местного самоуправления производны от основных конституционных прав гражданина, вполне логичен, как и определение двух основных направлений в деятельности депутата - работа в представительном органе местного самоуправления и его структурных подразделениях, работа с избирателями и населением муниципального образования.

Третью главу (с. 141-175) автор посвятил исследованию путей и направлений совершенствования деятельности представительных органов местного самоуправления, справедливо отметив, что деятельность представительных органов местного самоуправления нуждается в дальнейшем совершенствовании с реальным участием населения в осуществлении своего конституционного права. Муниципальный уровень власти характеризуется В.И. Емешовым наличием широкого выбора форм и вариантов народной демократии. Ему удалось выделить различные формы взаимодействия местного населения с пред- 239

239

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

ставительными муниципальными учреждениями, особо отметив такие, как выборы депутата, референдум, опросы, сходы, конференции, депутатские наказы, обсуждения населением актов представительного органа по вопросам местной жизни, отчеты депутата перед избирателями, публичные слушания и др.

Отдельной оценки в этой главе заслуживает рассуждение В.И. Емешова относительно совершенствования взаимодействия представительных органов местного самоуправления с иными органами местного самоуправления и органами государственной власти в Российской Федерации. При этом автор показал добротные знания таких вопросов, как механизм взаимодействия представительных органов местного самоуправления с органами государственной власти, который предполагает осуществление контрольных функций и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Значительный интерес представляют результаты исследования автора по вопросу взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти в субъектах Федерации, а также в Республике Марий Эл. Здесь, по мнению диссертанта, при передаче местному самоуправлению отдельных государственных полномочий многие действия предпринимаются согласованно, при координации усилий.

Характерно, что в этой главе, как и в целом в диссертации, автор юридически правильно и последовательно обосновывает свою позицию, на профессиональном уровне ставит вопросы и качественно их решает.

Выводы, представленные в заключении диссертации, являются обоснованными и по-новому заставляют осмысливать устоявшиеся стереотипы по данной проблематике. Это касается в первую очередь важнейших положений диссертационного исследования, вынесенных на защиту.

Нельзя не отметить и то, что рукопись диссертационного исследования изложена логично и последовательно, текст написан высокопрофессиональным, и вместе с тем, доступным языком.

Вышесказанное позволяет утверждать, что цель исследования В.И. Еме-шовым достигнута, а задачи, поставленные диссертантом, выполнены.

Вместе с тем, данное диссертационное исследование не свободно от ряда недостатков, спорных и дискуссионных положений.

1. Автором подробно проанализированы историко-правовые аспекты формирования и деятельности представительных органов местного самоуправления в России. По каждому из исторических этапов развития представительных органов местного самоуправления сделаны обобщающие выводы. Однако, на наш взгляд, требуется определенная корректировка авторской позиции относительно важнейших вех развития самоуправления в истории нашей страны, в том числе и советского периода. Необходимо более четко показать положительное и отрицательное в развитии представительных органов и возможности использования данного опыта в современном реформировании местного самоуправления в России. 240

240

2009

5. Сообщения, рецензии, персоналии

2. Современное состояние местного самоуправления в России определяется тем, что реформирование системы местного управления в 90-х годах двадцатого столетия шло с учетом зарубежного опыта, не всегда согласуясь со спецификой имеющихся российских традиций. Поэтому, представляется, автору диссертационной работы не стоит особо абсолютизировать зарубежный правовой и практический муниципальный опыт, т.к. история отечественного государственного и местного самоуправления всегда отличалась особым своеобразием «народной демократии».

3. В науке конституционного права признано существование конституционного права человека и гражданина на местное самоуправление, которое является комплексным правом, включающим в себя общепризнанные и конституционно закрепленные права и свободы, реализуемые в пределах муниципального образования и имеющие своей целью организацию местного самоуправления на демократической основе с использованием государственноправовых институтов. При такой постановке вопроса диссертанту следует определить место и роль представительных органов местного самоуправления в данном процессе.

4. В работе обоснована необходимость принятия федерального закона, где следует отразить правовую природу депутатского мандата (основания возникновения, сроки действия и прекращения), полномочия (права и обязанности), гарантии и формы депутатской деятельности, отчетность, юридическую (правовую) ответственность и формы поощрения депутатов муниципальной (публичной)власти.

Наша позиция заключается в том, что «представительность» демократии, действия «от чьего-то имени» скорее всего следует признать фикцией, данью терминологической традиции или политической риторикой. Депутаты не представляют интересы избирателей (населения); они действуют в их интересах, но лишь в той мере, в какой они эти интересы понимают, и так, как они считают нужным и возможным для себя действовать ради их удовлетворения. И решения принимаются не «от имени» населения, а для управления им. Вряд ли сколько-нибудь значительная часть местного населения усматривает хоть какой-то собственный интерес в повышении разного рода тарифов, размеры которых изменяются по согласованию с представительными органами местного самоуправления, и готова согласиться с утверждением, что такое решение принято от имени этого населения. Интересно мнение автора по данному вопросу.

Высказанные замечания, однако, не умаляют высокий уровень диссертационного исследования, его научную новизну, актуальность и практическую значимость.

Содержание автореферата и научные публикации автора отражают проведенное диссертационное исследование.

Диссертация В.И. Емешова «Проблемы формирования и деятельности представительных органов местного самоуправления» является самостоятельным научным трудом, отличающимся должной новизной и практической значимостью. Она отвечает требованиям ч. 2 п. 8 и п. 9 Положения о порядке 241

241

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

присуждения ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 12 августа 2003 г. № 490, от 20 апреля 2006 г. № 227, от 2 июня 2008 г. № 424).

Емешов Вениамин Исаакович заслуживает присуждения ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право.

Официальный оппонент - А.Р. Еремин, д-р юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева»

АНДРЕИ БОРИСОВИЧ КУЗЬМИН

Глубокой болью в наших сердцах отозвалась трагическая гибель нашего уважаемого коллеги, дорогого товарища, любимого друга Андрея Борисовича Кузьмина.

Казалось, две совершенно несовместимые вещи: Андрей и смерть... Но вот совместились... Навсегда.

Жизнерадостный, энергичный, неугомонный, всегда веселый, полный оптимизма, добрый, приветливый, он притягивал к себе окружающих. От него исходила какая-то особая аура - аура добра, любви, радости. Он обладал особым талантом общения с молодежью, умел объединять, организовывать ее. Вокруг него постоянно кучились юноши, девушки. Все, кто знал его, любили, обожали его.

Всё у него складывалось хорошо: он блестяще закончил среднюю школу, отлично учился в университете, у него была любимая работа, желанная учеба в аспирантуре, было много друзей, были планы, мечты. Он был весь в работе, в заботах. При большой занятости он успевал везде: работал, писал диссертацию, публиковал статьи, выполнял кучу общественных поручений, помогал студентам, много читал, копался в Интернете, играл в футбол, в шахматы, ездил в деревню к родителям, общался с друзьями, ходил на свидание. Он как бы спешил жить.

Он был большой умница. Пришедший в вуз из сельской глубинки, ещё будучи студентом, он поражал преподавателей своей эрудицией, умением квалифицированно разбираться в сложных теоретических проблемах, способно- 242

242

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.