Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 2 (21)
ОТЗЫВ на диссертацию Рубашкина Владимира Владимировича на тему «Формирование системы государственного управления на территории Калининградской области: 1946-1950-е гг.», представленную на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве (Калининград, 2018. - 187 с.)
© П. А. Румянцев
кандидат юридических наук, доцент кафедры обшеправовых дисциплин и гражданского права филиала ЧОУ ВО «СаГА» в г. Тольятти
Диссертация В. В. Рубашкина посвящена комплексному анализу такой актуальной темы как процесс формирования системы советского государственного управления на территории Калининградской области с 1946 по 1950-е гг. Важность заявленной темы обусловлена необходимостью глубокого анализа исторического опыта нашего государства в сфере генезиса системы органов государственного управления. Исследуемая автором проблематика имеет и высокое научно-практическое значение. Случаи присоединения к России новых территорий не единичны, имеют место, в том числе, и в новейшей истории, что зачастую сопровождается необходимостью решения сложнейшей задачи по организации работы новых органов государственного управления.
В данном аспекте диссертационное исследование В. В. Рубашкина представляет собой одну из удачных попыток научного осмысления проблемы создания и организации деятельности системы советских органов государственного управления на отдельных территориях. В. В. Рубашкин проводит исследование на материалах Калининградской (ранее - Кёнигсбергской) области, присоединение которой к СССР является уникальным случаем, требующим тщательного юридического анализа.
Хотелось бы отметить глубокую обоснованность научных положений и выводов, содержащихся в представленном диссертационном исследовании.
Во введении автор обосновал актуальность темы исследования и отразил степень её научной разработанности. Корректно установлены территориальные и хронологические рамки исследования. Формулировка объекта и предмета, цели и задач исследования не вызывает нареканий. Избранная автором методология традиционная для историко-правовых исследований и отвечает поставленным исследователем цели и задачам. Также во введении автор приводит широкую источниковую базу, убедительно доказывает научную новизну работы, её теоретическую и практическую значимость. Выводы, выносимые соискателем на защиту, не вызывают возражений.
Первая глава диссертационного исследования В. В. Рубашкина включает в себя три параграфа и носит по большей части общетеоретический характер, выполняя значительную методологическую нагрузку.
Автор начинает изучение темы с общих особенностей государственного управления в СССР исследуемого периода. Этому посвящен первый параграф первой главы диссертации, в котором весьма подробно, но четко в рамках обозначенной темы исследования анализируются принципы, на которых строилась и преобразовывалась система государственного управления в Советском Союзе послевоенных лет (с. 25—27), а также нормативно-правовое регулирование и правовой статус центральных органов государственного управления (с. 28—34). При этом соискатель, исходя из узко-правовой трактовки термина «государственное управление», сосредоточивается на системе советских исполнительно-распорядительных органов.
Весьма интересными представляются рассуждения В. В. Рубашкина во втором параграфе первой главы диссертации «Правовые основы присоединения территории Кёнигсбергской области к СССР». Диссертант не только приводит убедительные доказательства легитимности присоединения Кёнигсбергской (Калининградской) области к СССР, но и исследует специфику этого процесса, обращая внимание на юридическую неопределенность данной территории, косвенно повлиявшую на порядок организации местного государственного управления (с. 36—37).
Несомненной заслугой диссертанта служит выделение основных этапов и стадий процесса формирования и развития системы советских органов государственного управления на территории Кёнигсбергской (Калининградской) области, отраженное в третьем параграфе первой главы работы. Периодизация является необходимым компонентом упорядочения научного материала, поскольку позволяет выявить объективность и последовательность изменения государственно-властных и правовых явлений и институтов, становясь важнейшей теоретической составляющей историко-правовых исследований. В. В. Рубашкин обосновывает юридический критерий периодизации — смену организационно-правовых форм функционирования системы государственного управления (с. 42—43), на основании которого выделяет этапы и стадии исследуемого процесса (с. 50—51).
Вторая глава диссертационного исследования В. В. Рубашкина посвящена процессу становления системы государственного управления в период временного военного и гражданского управления на территории Кёнигсбергской (Калининградской) области.
Несомненной научной значимостью обладает первый параграф второй главы, направленный на изучение проблем организации и развития системы военных комендатур как органов временного военного управления Кёнигс-бергской областью. Здесь автор рассматривает функции, цели и задачи военных комендатур, их систему и структуру, а также подробно анализирует деятельность Временного управления по гражданским делам, компетенцию его должностных лиц. Опираясь на архивные материалы, В. В. Рубашкин приходит к обоснованному выводу, что гражданские управления создавались при военных комендатурах и были полностью им подотчетны и подконтрольны, т. е. по сути, также являлись органами именно военного управления (с. 56-59).
Второй параграф второй главы диссертации служит логическим продолжением первого параграфа данной главы. Здесь соискатель анализирует временные гражданские органы государственного управления, не обходя вниманием вопрос взаимоотношений военных и гражданских органов (с. 78). Автор также проводит анализ влияния партийных структур на временные гражданские органы, выделяя при этом особенности партийной организации на территории Кёнигсбергской (Калининградской) области. К таковым В. В. Рубашкин причисляет: решение местными партийными органами в первую очередь задач по восстановлению народного хозяйства; оказание большого внимания пропагандисткой работе в силу переселенческого характера местного населения и специфики территории области; неоднородную организацию партийной работы на различных уровнях административно-территориального деления области (с. 79—82).
Хронологическим завершением диссертации выступает третья глава работы «Развитие системы государственного управления в Калининградской области на этапе формирования конституционных органов советской власти», в которой дается правовая характеристика местным Советам депутатов трудящихся и их исполнительным комитетам.
Одной из основных тем первого параграфа третьей главы служит утверждение соискателя о том, что исполкомы в Калининградской области были созданы раньше Советов депутатов трудящихся, хотя органами государственной власти были именно последние. В. В. Рубашкин рассматривает причины такого положения и указывает на недостаточную развитость системы временных органов гражданского управления для организации выборов в местные Советы, а также на инициативу переселенцев, для которых исполкомы были привычной формой организации государственного управления (с. 86—89).
Однако содержание параграфа этим не исчерпывается, и автор далее весьма подробно и обстоятельно анализирует сложившуюся в Калининградской области систему исполкомов, их нормативно-правовое регулирование, функции, штаты, особенности деятельности (с. 90—111).
Во втором параграфе третьей главы диссертационного исследования «Создание системы местных Советов депутатов трудящихся на территории Калининградской области» В. В. Рубашкин изучает порядок образования местных Советов депутатов трудящихся в Калининградской области. Положительным моментом выступает проведенный автором анализ состава местных Советов депутатов трудящихся первого созыва (с. 113—115). Неподдельный интерес вызывают сведения о численности, профессиональной и половозрастной структуре местных Советов. Автор уделил внимание и вопросам правового статуса депутатов местных Советов, их полномочиям (с. 125—128). В. В. Рубашкин подчеркивает, что на территории Калининградской области в исследуемый период депутаты работали совместно с членами исполкомов, которые фактически их (депутатов) курировали.
В третьем параграфе третьей главы работы «Развитие системы советского государственного управления в Калининградской области с 1947 по 1950-е гг.» соискатель акцентирует внимание на отраслевой системе государственного управления на территории Калининградской области. Соответственно, автор
рассматривает количество, компетенцию и деятельность отделов и управлений исполкомов местных Советов депутатов трудящихся различных уровней. Также в данном параграфе автор рассуждает о правовом статусе постоянных депутатских комиссий. Этот вопрос является весьма дискуссионным. В. В. Рубашкин, анализируя не только общие научные труды по данной проблематике, но и архивный материал по Калининградской области, приходит к обоснованному выводу, что постоянные комиссии не образовывали самостоятельной системы со множественной соподчиненностью, а были подотчетны каждая одному конкретному образовавшему их Совету депутатов трудящихся (с. 143—144).
Удачным компонентом исследования можно считать заключение работы, в котором излагаются основные выводы, к которым автор пришел в результате исследования, что позволило ему решить поставленную цель и задачи работы (с. 160—169).
В целом диссертация В. В. Рубашкина представляет собой глубоко проработанное логически завершенное исследование, содержащие обоснованное решение актуальных задач и обладающее высокой степенью достоверности и научной новизны.
В то же время, как и всякое творческое научное исследование, работа диссертанта не лишена некоторых недостатков, на которые нельзя не обратить внимание.
1. В своей работе В. В. Рубашкин указывает, что территориальные рамки исследования совпадают с границами Кёнигсбергской области, определенными в Постановлении Совета Министров СССР № 783 от 7 апреля 1946 года «Об административном устройстве города Кёнигсберга и прилегающего к нему района» (с. 7). В то же время, анализируя систему временного военного управления на территории Кёнигсбергской области, автор отмечает её (системы) постоянные изменения и оптимизацию в связи с поэтапным захватом территории Восточной Пруссии (с. 55). Таким образом, территория, на которую распространялась компетенция военных органов, не была установлена единовременно, а постепенно расширялась. К сожалению, процессу реконструкции территориальной юрисдикции военных комендатур соискатель уделил лишь самое общее внимание.
2. Соискатель ставит одной из задач «исследовать деятельность исполнительно-распорядительных органов Советов депутатов трудящихся на территории Калининградской области с 1946 по начало 1950-х гг. и установить её специфику». В то же время диссертантом поставлена задача «проанализировать деятельность исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся и их отраслевых органов в Калининградской области в период развития с 1947 по начало 1950-х гг.» (с. 8). Представляется не совсем понятным, зачем соискателю потребовалось достижение идентичных задач в практически одинаковые хронологические периоды.
3. Диссертант обосновывает исследование советской системы исполнительно-распорядительных государственных органов на территории Кёнигс-бергской (Калининградской) области с точки зрения узко-правовой трактовки термина «государственное управление» (с. 22). Однако практически весь второй
параграф и часть третьего параграфа третьей главы диссертации посвящена деятельности Советов депутатов трудящихся, которые не являлись исполнительно-распорядительными органами, что фактически выходит за рамки исследования.
4. Соискатель отмечает, что правовое регулирование института местных Советов депутатов трудящихся в Калининградской области в послевоенный период имело свою специфику, поскольку Советы реализовывали свои функции, опираясь, главным образом, на нормы Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., а также на некоторые ранее принятые нормативно-правовые акты в части, не противоречащей Конституциям (с. 117—118). В исследуемый период действовавшими оставались Положение о сельских советах РСФСР, утвержденное Постановлением ВЦИК от 01.01.1931 и Положение о городских советах, утвержденное Постановлением ВЦИК от 20.01.1933. К сожалению, В. В. Рубашкин не уделил внимания вопросу применения данных нормативно-правовых актов в части, не противоречащей конституционным положениям, для организации работы местных советов и их исполнительных органов.
5. Во втором параграфе третьей главы диссертации В. В. Рубашкин делает вывод о несовершенстве нормативно-правового регулирования работы постоянных депутатских комиссий в исследуемый период (с. 124). Вместе с тем, автор подробно не останавливается на том, как именно осуществляли взаимодействие постоянные депутатские комиссии с исполнительными комитетами, какие проблемы в связи с несовершенством нормативно-правового регулирования возникали, и как его недостатки восполнялись.
Однако изложенные замечания имеют дискуссионный характер и не снижают положительную оценку работы автора. Диссертация написана грамотным языком, характерным для научно-исследовательских работ. Автореферат и опубликованные статьи в полной мере отражают содержание диссертации. Актуальность темы, степень обоснованности выводов и научных положений работы, достоверность и новизна результатов позволяют заключить, что диссертация представляет собой законченную научно-квалификационную работу, в которой содержится решение проблемы, имеющей важное значение для истории государства и права.
Таким образом, диссертация на тему «Формирование системы государственного управления на территории Калининградской области: 1946-1950-е гг.» соответствует требованиям, установленным п. 9 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 года № 842 (в ред. от 01.10.2018 № 1168), а её автор, Рубашкин Владимир Владимирович, заслуживает присуждения учёной степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.