Научная статья на тему 'Проблемы формирования финансовых ресурсов российскими предприятиями в условиях санкций'

Проблемы формирования финансовых ресурсов российскими предприятиями в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кремповая Наталия Леонидовна, Томилина Виктория Сергеевна

В статье рассмотрены основные финансовые способы привлечения финансовых ресурсов российскими предприятиями в условиях санкций. Определены ведущие тенденции развития российского финансового рынка при данных условиях. Определена направленность развития внутреннего финансового рынка за счет расширения количество участников и видов финансовых инструментов. Сделан вывод о том, что основные источники привлечения финансовых ресурсов предприятиями в Российской Федерации недостаточно развиты, основные финансовые механизмы привлечения необходимо корректировать в соответствии с текущей социально-экономической ситуацией в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования финансовых ресурсов российскими предприятиями в условиях санкций»

УДК 336

Кремповая Наталия Леонидовна,

к.э.н., доцент,

кафедра государственных финансов и банковского дела, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Томилина Виктория Сергеевна,

студентка,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Krempovaya Natalia Leonidovna, Ph.D in Economics, associate professor, Department of Public Finance and Banking, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

Tomilina Victoria Sergeevna,

student,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

PROBLEMS OF FORMING THE FINANCIAL RESOURCES OF RUSSIAN COMPANIES UNDER SANCTIONS

В статье рассмотрены основные финансовые способы привлечения финансовых ресурсов российскими предприятиями в условиях санкций. Определены ведущие тенденции развития российского финансового рынка при данных условиях. Определена направленность развития внутреннего финансового рынка за счет расширения количество участников и видов финансовых инструментов. Сделан вывод о том, что основные источники привлечения финансовых ресурсов предприятиями в Российской Федерации недостаточно развиты, основные финансовые механизмы привлечения необходимо корректировать в соответствии с текущей социально-экономической ситуацией в стране. Ключевые слова: финансовые ресурсы, механизм привлечения, финансовый рынок.

The article describes the main financial means of attracting the financial resources of Russian companies in terms of sanctions. The main trends of development of the Russian financial market under these conditions are determined. The direction of the domestic financial market development by expanding the number of participants and types of financial instruments is defined. It is concluded that the main sources of attracting the financial resources by the enterprises in the Russian Federation are not sufficiently developed; the main financial mechanisms for attracting must be adjusted in accordance with the current socioeconomic situation in the country.

Keywords: financial resources, attracting mechanism, the financial market.

ВВЕДЕНИЕ

Финансовые ресурсы экономического агента представляют собой денежные средства, имеющиеся в его распоряжении. Финансовые ресурсы направляются на развитие производственного процесса, содержание и развитие непроизводственной сферы, потребление на нужды производства, а также могут оставаться в резерве [4].

Это определяет экономические возможности их формирования и использования на: осуществление необходимых капитальных вложений; увеличение оборотных средств; выполнение финансовых обязательств перед государством и финансовыми институтами; инвестирование в различные ценные бумаги; обеспечение потребностей социального характера.

Экономический рост предприятия направлен на количественное увеличение масштаба экономики в ее физическом измерении. Это предполагает увеличение объема и скорости материальных и энергетических потоков, проходящих через экономику, количественный рост народонаселения и увеличение объема запасов продуктов человеческого труда.

55

Исследование проблем формирования и использования финансовых ресурсах предприятий рассматривались в разных работах, в том числе Воробьевым Ю.Н. [1, 2, 3, 4], Воробьевой Е.И. [5], Блажевичем О.Г. [12, 13] и другими.

Финансовые ресурсы предприятия — это совокупность собственных и заемных денежных доходов, находящихся в распоряжении и предназначенных для выполнения финансовых обязательств перед государством и другими финансовыми институтами, также финансирования текущих затрат на изготовление продукции, расширением производства и стимулированием работников предприятия [7].

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель данной работы — понять, какие существуют проблемы формирования финансовых источников предприятия в условиях санкций и каким образом финансовые механизмы привлечения денежных средств поддаются корректировке в изменяющихся социально-экономических условиях, в условиях санкций.

Тема данной статьи является актуальной, так как в данных условиях экономического развития страны необходимо создавать более благоприятные условия постепенного развития экономики страны в условиях санкций по отношению к российским предприятиям. Сложившаяся экономическая ситуация в стране, в первую очередь требует решения развития внутреннего финансового рынка, на котором российские предприятия смогли бы привлекать необходимые финансовые ресурсы для обеспечения устойчивого ведения своей деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В условиях современного экономического развития, корпоративное формирование предполагает использование большого количества разнообразных финансовых ресурсов. Для формирования финансовых ресурсов предприятиями используются многочисленные финансовые источники, такие как:

1) заемные средства в виде различных банковских кредитов;

2) заемные средства от других компаний (коммерческие кредиты) средства, полученные от размещения эмиссий облигаций и других ценных бумаг;

3) бюджетные кредиты;

4) средства внебюджетных фондов;

5) временно привлеченные средства (кредиторская задолженность);

6) факторинг (продажа дебиторской задолженности какому-нибудь финансовому институту);

7) лизинг.

На формирование и использование финансовых ресурсов предприятий влияют различные факторы, которые в отношении субъектов предпринимательской деятельности целесообразно выделять на:

• внутренние — несистематические, которые связанные непосредственно с деятельностью отдельного предприятия.

• внешние — систематические, не связанные непосредственно с деятельностью предприятия, но влияют на нее. Обеспечение предприятия достаточным объемом финансовых ресурсов.

Структура управления финансовыми ресурсов предприятиями предусматривает несколько подходов:

1. Коммерческий расчет заключается в постоянном сравнении затрат и результатов деятельности, предусматривает настоящую финансовую независимость предприятий, то есть право самостоятельно решать, что и как производить, кому реализовывать продукцию, как распределить выручку от реализации продукции, как распоряжаться прибылью, как формировать финансовые ресурсы и как их использовать.

2. Государство не вмешивается в самостоятельность принятия решений предприятиями по поводу финансовой деятельности, но влияет соотношением хозяйствующих субъектов с помощью экономических методов (налоговой, валютной политики).

3. ^ организацию финансов влияют организационно-правовые формы хозяйствования, сфера и характер деятельности предприятий. Это определяется в процессе формирования капитала (уставного фонда), распределения прибыли, образования денежных фондов, внутриведомственного распределения средств и т.д. [10].

Ресурсы предприятия является необходимым условием функционирования предприятия и осуществления процесса расширенного воспроизводства на всех его стадиях и во всех формах.

56

Для улучшения формирования и использования финансовых ресурсов целесообразно:

1. Уделять особое внимание оптимизации структуры капитала. Это предполагает определение рентабельности собственного капитала при различных значениях финансового рычага, наиболее оптимальным будет — такое соотношение собственного и заемного капитала, при котором прирост чистой рентабельности собственного капитала будет иметь большое значение.

2. Оптимизировать структуру по критерию минимальной стоимости. Такой процесс оптимизации заключается в предварительной оценке собственного и заемного капитала при различных вариантах его привлечения и расчет средневзвешенной стоимости капитала по избранному варианту.

3. Внедрять меры по выравниванию, оптимизации выходного денежного потока и номинального объема чистого денежного потока. Особенно следует учитывать разделение денежных потоков по видам деятельности. При осуществлении управления денежными потоками на предприятии важным является разработка мероприятий стимулирования увеличения чистого денежного потока от каждого из видов деятельности.

4. Соединить стратегическое мышление с конкретным планом действий на плановый период. Внедрять современные подходы формирования и использования финансовых ресурсов. Именно такое сочетание позволит предприятию достичь долгосрочных положительных результатов и иметь устойчивое финансовое обеспечение.

Помимо использования методов привлечения финансовых ресурсов, так же применяются финансовые технологи, с помощью которых происходит процесс привлечения ресурсов. Данные технологии имеют большое значение для финансового развития предприятия [9].

В условиях, если организация при своей деятельности имеет широкий круг финансовых источников и использует уникальные технологии привлечения данных источников, эта компания становится лидером на рынке и получает возможность получать прибыль быстрее и больше, по сравнению с конкурентами, и развиваться стремительнее, чем другие организации. Этот факт (активизирует) подвигает компании к расширению поля своей деятельности и привлечению новых источников финансирования своей деятельности [6].

В настоящее время для российских предприятий важнейшими источниками финансовых ресурсов являются собственные финансовые источники, а так же заемные — банковские ссуды. Но если собственных средств недостаточно, а получение банковских ссуд ограничено, то существует возможность расширить источники привлечения финансовых средств для предприятия путем выхода на внешние финансовые рынки [10].

К сожалению, данный способ привлечения финансовых ресурсов на международном рынке возможен только для крупных предприятий, для субъектов малого и среднего предпринимательства возможен только вариант поиска ресурсов на внутреннем финансовом рынке.

Для малых и средних российских организаций одним из таких вариантов является получение средств с помощь банковских ссуд.

С помощью получения банковских ссуд предприятия не только компенсируют ограниченность выхода на внешний финансовый рынок, но и получают возможность устойчивого развития в государстве.

В современных условиях финансовых ограничений это очень актуально, ведь таким образом предприятия помогают стимулировать и расширять внутренний финансовый рынок, расширять свой ресурсный потенциал, и поддерживать его внутриэкономическое положение.

Как известно, помимо проблемы недостатка свободных денежных средств, существует и иная проблема, связанная с недостаточным количеством финансовых инструментов и механизмов, которые осуществляют перераспределение свободных средств между всеми субъектами экономики [7].

Важнейшая задача заключается в развитии системы распределения финансовых ресурсов, за счет усовершенствования и расширения финансовых инструментов распределения.

Введение финансовых санкций по отношению к ведущим и самым крупным российским кредитным организациям дало возможность для развития отечественной банковской системы, создание национальной платежной системы, платежных карт, новых и усовершенствованных финансовых инструментов.

В условиях финансовых санкций взаимоотношения между банками и организациями стали намного открытыми и тесными. Это тесное взаимоотношение объясняется тем, что банки и организации существенно ограничены в привлечении внешних финансовых ресурсов.

57

Для банков остается актуальной проблема привлечения финансовых ресурсов на внутреннем рынке, это обуславливается тем, что в условиях ограниченного доступа на внутренний рынок капиталов США и Европейского союза (ЕС), большинство российских кредитных организаций рассчитывают на сотрудничество и взаимодействие с азиатскими банками, в том числе банками Китая. Однако, на сегодняшний день, большинство банков Китая, отказываются сотрудничать с российскими кредитными организациями, а большей степени это связанно с давлением на банки Китая США и ЕС [10].

На данный момент уже существует рад последствий введения санкций для российских предприятий.

Среди них: осложнение доступа компаний к финансированию, иски к российским муниципальным фирмам, снижение кредитного рейтинга России и российских облигаций, антидемпинговые меры ЕС против российских производителей, лимитирование доступа к технологиям.

Все перечисленные изменения образовали широкий комплекс проблем, оказывающих воздействие на деятельность предприятий, не зависимо от форм собственности или размера, что повлекло за собой необходимость разработки мер по стабилизации их финансового состояния.

Так, мероприятия по стабилизации финансового состояния организаций реального сектора экономики можно условно разделить на две группы:

1) внутренние — мобилизация собственных сил и ресурсов предприятий;

2) внешние — поддержка со стороны государства, разработка различных антикризисных программ.

Среди внутренних мероприятий по стабилизации можно выделить несколько основных, рассмотренных ниже.

Во-первых, это пересмотр маркетинговой политики и усиление эффективности маркетинговой службы. В условиях кризиса потребители экономят и меняют свои предпочтения. Кризис изменяет структуру спроса, переводит покупателей дорогих сегментов в средние, а средних в дешевые, т.е. главное здесь — свежая актуальная информация о своих клиентах. Вследствие этого необходимо вовремя отслеживать изменения потребительских предпочтений и принимать соответствующие меры по управлению ассортиментом. В то же время важно не только понять, как изменился спрос, но и использовать новые способы удержания платежеспособных клиентов, которые будут эффективными во время кризиса и способны сделать клиента более лояльным. Например, внедрение системы поощрений клиентов, предоставление скидок за долгосрочное сотрудничество и партнерство, повышение уровня обслуживания, улучшение условий и качества отгрузки (быстрая доставка, организация бесплатной стоянки). То есть необходимо создать атмосферу доверия и безопасности, в которой клиент будет ощущать свою важность, ценность, единство с продавцом, удовлетворенность от сделки. Кризис повлиял и на каналы сбыта продукции предприятий. Возникла необходимость преобразования или расширения системы продаж и привлечения клиентов посредством выпуска новых товаров для сбыта на уже существующих рынках, либо выпуск новых товаров для сбыта на новых рынках, либо создание новых рынков для уже существующих товаров [11].

Другой вариант — переориентирование на удовлетворение спроса ближайших территорий, что позволит ускорить оборачиваемость денежных средств и сократит транспортные расходы. Во-вторых, одним из направлений стабилизации финансового состояния может быть снижение себестоимости продукции. Как правило, для российских несостоятельных предприятий характерны раздутые расходы, что открывает немало путей их экономии. Ограничение издержек — один из основных путей восстановления прибыльности предприятий — достигается за счет исключения второстепенных и низкодоходных сфер деятельности, ограничения или прекращения капитальных расходов, которые не являются ключевыми для восстановления состоятельности предприятий. Возможно в целях снижения себестоимости использовать новые технологии (ресурсосберегающие, энергосберегающие), инвестиционные и инновационные предложения, цель которых—пони-жение затрат на сырье и материалы, установка нового, более экономичного оборудования [11].

Третье направление стабилизации — реализация части активов предприятий. Такое мероприятие является неизбежным, когда для поддержки деятельности предприятий необходимы наличные средства. Оно предполагает продажу краткосрочных финансовых вложений, продажу запасов готовой продукции и избыточных производственных запасов, продажу неиспользуемых объектов недвижимости. Еще одним вариантом является деинвестирование, то есть остановка инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования.

58

Данные меры позволят устранить или снизить неплатежеспособность предприятий. Также возможна остановка нерентабельных производств; если убыточное производство нецелесообразно или его невозможно продать, то его нужно остановить, чтобы немедленно исключить дальнейшие убытки, либо на его базе начать производство новой продукции.

И наконец, в-четвертых, — реструктуризация — один из реальных выходов предприятий из кризисного состояния и восстановления платежеспособности. Реструктуризация — комплексное понятие, которое затрагивает все аспекты хозяйственной деятельности экономических субъектов (совершенствование или изменение организационной структуры, финансово-экономической политики, технологии производства, снижение сбытовых затрат, более эффективное использование материальных и трудовых ресурсов) [11].

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования показывают, что несмотря на большое количество способов, методов и технологий образования финансовых ресурсов на предприятии, в условиях санкций, данные методы и технологии теряют свою работоспособность и в связи с этим требуется проведения мероприятий по стабилизации финансового состояния организаций реального сектора экономики.

Необходимо отметить, что в рамках сложившейся политической ситуации, привлечение финансовых ресурсов, для некоторых предприятий значительно затруднено, это связанно прежде всего в с его формой собственности и размеров.

В настоящее время для российских предприятий важнейшими источниками финансовых ресурсов являются собственные финансовые источники, а так же заемные — банковские ссуды. Но если собственных средств недостаточно, а получение банковских ссуд ограничено, то существует возможность расширить источники привлечения финансовых средств для предприятия путем выхода на внешние финансовые рынки.

К сожалению, данный способ привлечения финансовых ресурсов на международном рынке возможен только для крупных предприятий, для субъектов малого и среднего предпринимательства возможен только вариант поиска ресурсов на внутреннем финансовом рынке.

Для малых и средних российских организаций одним из таких вариантов является получение средств с помощь банковских ссуд.

С помощью получения банковских ссуд предприятия не только компенсируют ограниченность выхода на внешний финансовый рынок, но и получают возможность устойчивого развития в государстве.

В целом проблема формирования финансов на предприятии будет актуальна еще на протяжении нескольких лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьев Ю.Н. Финансовые ресурсы акционерных компаний и финансово-промышленных групп Украины / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2008. — №1 (1). — С. 8-17.

2. Воробьев Ю.Н. Теоретические основы формирования и использования финансовых ресурсов в социально-экономической системе государства / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2009. — №4 (5). — С. 16-24.

3. Воробьев Ю.Н. Роль финансовых ресурсов субъектов предпринимательства / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2011. — №3 (12). — С. 17-21.

4. Воробьев Ю.Н. Финансовая устойчивость предприятий / Ю.Н. Воробьев, Е.И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — №1 (30). — С. 5-11.

5. Воробьева Е.И. Определение стоимости финансовых ресурсов субъектов предпринимательства в системе финансового менеджмента / Е.И. Воробьева, Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2013. — №5 (24). — С. 6-12.

6. 8 скрытых проблем для России от санкций ЕС и США [Электронный ресурс] // ВГТРК. — 2013. — Режим доступа: www.vestifrnance.ru/ (дата обращения 22.02.2016).

7. Антикризисный план Правительства РФ. Информационное письмо Goltsblat BLP [Электронный ресурс]. — Режим доступа: zakon.ru/Ыog/2015/2/10/antikrizisnyj_plan_ pravitelstva mformacюnnoe_pismo_goltsЫat_Ыp (дата обращения 22.02.2016).

8. Возможные потери России от санкций оценили в 100 миллиардов евро [Электронный ресурс] // ООО «Лента.Ру». — 2014. — Режим доступа: lenta.ru/ (дата обращения 22.02.2016).

59

9. Мамедалиев В.И. Слияния и приобретения как форма и инструмент корпоративной реструктуризации / В.И. Мамедалиев, В.Ф. Новикова // Экономические науки. — 2013. — №3. — С.246-249.

10. Николаева Т.П. Финансы предприятий: учебно-методический комплекс / Т.П. Николаева. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2012. — 311 с.

11. Преснякова Д.В. О дефинициях «устойчивость» и «устойчивое развитие» в экономической науке (статья) / Д.В. Преснякова [Электронный ресурс] // Социально-экономические явления и процессы. — 2011. — № 8. — С. 129-132. — Режим доступа: суЬейешпка.ги/аГМе/п/о^ейп^уаИ-ш1оусЫуо814-ш1оусЫуое-га2уШе-у-екопотюЬе8коу-паик (дата обращения 22.02.2016).

12. Блажевич О.Г. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия / О.Г. Бла-жевич, Э.А. Арифова, А.Л. Сулейманова // Вестник науки и творчества. — 2016. — №4 (4). — С.17-22.

13. Блажевич О.Г. Управление денежными потоками в организации / О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — №1 (30). — С. 12-18.

Статья поступила в редакцию 4 марта 2016 года

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.