Научная статья на тему 'Финансовые ресурсы малого бизнеса'

Финансовые ресурсы малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1696
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ / МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Юрий Николаевич

Малый бизнес в России должен стать одной из движущих сил повышения благосостояния населения, решения вопросов его занятости в малых городах и сельской местности. Однако развитие малого бизнеса зависит от наличия и возможности привлечения достаточного объема финансовых ресурсов. Именно финансовые ресурсы являются одним из наиболее проблемных вопросов для российского малого бизнеса. Теоретический анализ формирования финансовых ресурсов предприятиями малого бизнеса показал, что существующие проблемы обусловлены ограниченными возможностями как генерирования собственных финансовых ресурсов за счет чистой прибыли, так и возможностями привлекать финансовые ресурсы с финансового рынка. Исследование формирования финансовых ресурсов на предприятиях малого бизнеса базируется на совокупности методов, включая метод абстракции, анализа и синтеза, дедукции, конкретизации, сравнения и т.п. В исследовании нашли применение конкретные методы экономико-статистического анализа, позволившие выявить определенные тенденции и установить закономерности формирования финансовых ресурсов. На основе исследования, установлено, что для предприятий малого бизнеса в целом характерно не столько стабильное развитие, сколько выживание в достаточно жесткой финансово-экономической ситуации, которая в последние годы проявлялась в российской экономике. Однако несмотря на трудности малый бизнес в стране наращивает обороты своей деятельности. В процессе исследований была подтверждена существующая закономерность развития предприятий малого бизнеса, которая состоит в том, что в современных условиях российской экономики малые предприятия при формировании финансовых ресурсов ориентируются в основном на собственные средства, образованные за счет собственников и чистой прибыли. В то же время малый бизнес не использует долгосрочные заемные финансовые ресурсы и мало использует краткосрочные заемные средства. Это обусловлено высокими процентными ставками по кредитам и отсутствием необходимых объемов надежных залоговых активов или поручителей. В качестве основной модели финансового обеспечения хозяйственной деятельности предприятия малого бизнеса ориентированы на идеальную модель, которая предполагает в основном использование собственных финансовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые ресурсы малого бизнеса»

ФИНАНСЫ

УДК 336

Воробьев Юрий Николаевич,

доктор экономических наук, профессор, кафедра финансов предприятий и страхования, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь

Vorobyov Yuri Nikolaevich,

Doctor of Economics, Professor,

Head of the Department of Business Finance and Insurance,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ МАЛОГО БИЗНЕСА FINANCIAL RESOURCES OF SMALL BUSINESS

Малый бизнес в России должен стать одной из движущих сил повышения благосостояния населения, решения вопросов его занятости в малых городах и сельской местности. Однако развитие малого бизнеса зависит от наличия и возможности привлечения достаточного объема финансовых ресурсов. Именно финансовые ресурсы являются одним из наиболее проблемных вопросов для российского малого бизнеса.

Теоретический анализ формирования финансовых ресурсов предприятиями малого бизнеса показал, что существующие проблемы обусловлены ограниченными возможностями как генерирования собственных финансовых ресурсов за счет чистой прибыли, так и возможностями привлекать финансовые ресурсы с финансового рынка.

Исследование формирования финансовых ресурсов на предприятиях малого бизнеса базируется на совокупности методов, включая метод абстракции, анализа и синтеза, дедукции, конкретизации, сравнения и т.п. В исследовании нашли применение конкретные методы экономико-статистического анализа, позволившие выявить определенные тенденции и установить закономерности формирования финансовых ресурсов.

На основе исследования, установлено, что для предприятий малого бизнеса в целом характерно не столько стабильное развитие, сколько выживание в достаточно жесткой финансово-экономической ситуации, которая в последние годы проявлялась в российской экономике. Однако несмотря на трудности малый бизнес в стране наращивает обороты своей деятельности.

В процессе исследований была подтверждена существующая закономерность развития предприятий малого бизнеса, которая состоит в том, что в современных условиях российской экономики малые предприятия при формировании финансовых ресурсов ориентируются в основном на собственные средства, образованные за счет собственников и чистой прибыли. В то же время малый бизнес не использует долгосрочные заемные финансовые ресурсы и мало использует краткосрочные заемные средства. Это обусловлено высокими процентными ставками по кредитам и отсутствием необходимых объемов надежных залоговых активов или поручителей.

В качестве основной модели финансового обеспечения хозяйственной деятельности предприятия малого бизнеса ориентированы на идеальную модель, которая предполагает в основном использование собственных финансовых ресурсов. Ключевые слова: финансовые ресурсы, формирование финансовых ресурсов, малый бизнес.

Small business in Russia should become one of the driving forces to improve the welfare of the population, addressing issues of its employment in small cities and rural areas. However, the development of a small business depends on the availability and possibility of attracting a sufficient amount of financial resources. Financial resources are one of the most problematic issues for Russian small businesses.

The theoretical analysis of the formation of financial resources by small business enterprises showed that the existing problems are due to the limited possibilities of both generating their own financial resources at the expense of net profit and the ability to attract financial resources from the financial market.

The study of the formation of financial resources in small businesses is based on a set of methods, including the method of abstraction, analysis and synthesis, deduction, concretization, comparison, etc. The study found the use of specific methods of economy and statistical analysis, which allowed to identify certain trends and establish the laws of the formation of financial resources.

On the basis of the study, it was established that for small businesses as a whole, it is not so much stable development, but rather survival in a rather tough financial and economic situation that has manifested itself in recent years in the Russian economy. However, despite the difficulties, small business in the country is increasing its momentum.

In the process of research, the existing pattern of development of small business enterprises was confirmed, which consists in the fact that in modern conditions of the Russian economy, small enterprises are mainly focused on their own funds, formed at the expense of owners and net profit, when forming financial resources. At the same time, a small business does not use long-term borrowed financial resources and uses short-term borrowed funds a little. This is due to the high interest rates on loans and the lack of the necessary volumes of reliable pledged assets or charges.

5

As the main model of financial support for the economic activity of a small business enterprise, they are oriented towards an ideal model, which basically involves the use of its own financial resources.

Keywords: financial resources, the formation of financial resources, small business.

ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнес является одним из активных участников финансово-хозяйственных отношений в масштабах страны. Развитие малого бизнеса позволяет значительно увеличить объемы производства продукции и оказания услуг там, где крупный и средний бизнес не получает необходимого преимущества.

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» с изменениями и дополнениями, который фактически раскрывает понятие малого бизнеса.

В статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ дается такое определение:

«Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» [16].

В Федеральном законе от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ, к сожалению, не разделены малые и средние формы предпринимательства. Это является существенным упущением, так как малый бизнес все-таки заметно отличается от среднего бизнеса не только по всем параметрам, но и качественно, а поэтому их нельзя смешивать. Такое правое объединение малого и среднего бизнеса в значительной части оказывает негативное воздействие как на раскрытие сути малого предпринимательства, так и на возможность ведения им финансово-хозяйственной деятельности.

В Статье 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ дается следующее определение:

«К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели» [16].

Такое широкое толкование малого бизнеса не позволяет действительно малым формам предпринимательства стабильно развиваться, так как основной упор в законодательстве фактически делается не на малый бизнес, а на те хозяйствующие субъекты, которые могут подпадать под понятие малый и средний бизнес.

Далее в Статье 4.1.1 сказано:

«В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия: ...» [16]. Перечисление в данном пункте Федерального закона возможных субъектов малого и среднего бизнеса как раз и показывает, что принятый в российском законодательстве подход не соответствует четкому толкованию понятия «малый бизнес».

Нам представляется, что статья 4 Федерального закона 24.07.2007 г. № 209-ФЗ очень громоздкая. Она содержит множество не нужной информации, которая показывает юридическую не проработанность вопроса с малым бизнесом.

Мы считаем, что формулировка понятий, связанных с малым бизнесом должна быть лаконичной и содержать указание следующего содержания: к малым формам предпринимательства целесообразно отнести те, что организованы либо одним человеком, либо семьей и используют наемный труд в количестве, не превышающем 25 человек. Все!

Всё остальное не должно оказывать влияние на функционирование малого бизнеса. При этом ссылки в законодательстве на право Правительства что-либо принимать или изменять недопустимы. В противном случае законодательство превращается в инструмент, который правительство может постоянно изменять в соответствии со своими интересами.

В отличие от крупного и даже среднего бизнеса, малый бизнес имеет много отличий, которые следует учитывать при формировании финансовых ресурсов.

В научной литературе существуют различные точки зрения на формирование финансовых ресурсов малого бизнеса. В частности, в работах Владыки М.В. [3], Власова И.П. [4], Воробьева Ю.Н., Воробьевой Е.И. [5, 6, 19], Горло Ю.С. [7], Догадовой Е.А. [8], Ермоленко О.М. [9], Кизима А.А. [10], Кирилловой О.В. [11], Клепацкой А.С. [12], Конищевой М.А. [13], Морозко Н.И. [14], Наумкина В.А. [15], Смирновой Е.А. [18], Фруминой С.В. [20] и др. рассматриваются различные вопросы финансов малого бизнеса, но, в первую очередь, организацию финансового обеспечения их хозяйственной деятельности.

6

Для малого бизнеса вопросы финансовых ресурсов всегда были наиболее значимыми, так как без необходимого объема этих ресурсов, без их качественной структуры невозможно нормально организовать финансово-хозяйственную деятельность. Финансовые ресурсы малого бизнеса — это не только объемы денежные средств, но также их источники, методы, способы и модели их формирования. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Обоснование исследования финансовых ресурсов малого бизнеса вытекает из того, что финансовые ресурсы и источники их образования определяют финансовые возможности малого предпринимательства осуществлять финансово-хозяйственную деятельность.

Проблема финансовых ресурсов малого бизнеса состоит в том, что малый бизнес уязвим с точки зрения формирования и использования финансовых ресурсов по сравнению с средними и крупными хозяйствующими субъектами. Основная проблема сводится к тому, что малый бизнес изначально при своем создании не имеет, как правило, достаточных объемов собственного капитала и в реальности отсутствуют доступные источники как собственных, так и заемных финансовых ресурсов.

В связи с этим, вопросы финансовых ресурсов малого бизнеса в контексте его финансового обеспечения выдвигаются на первый план среди всех финансовых вопросов, которые могут возникать в процессе финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий.

Таким образом, основной целью исследования является рассмотрение теоретических и практических аспектов формирования финансовых ресурсов малого бизнеса для осуществления хозяйственной деятельности.

В процессе исследования использовались самые различные научные методы и приемы, которые позволили провести оценку формирования финансовых ресурсов предприятиями малого бизнеса. В частности, были применены методы анализа и синтеза, конкретизации и сравнения, метод дедукции. В процессе исследования использовались экономико-статистические методы, позволившие дать оценку сложившихся тенденций и выявить определенные закономерности в формировании финансовых ресурсов предприятий малого бизнеса. РЕЗУЛЬТАТЫ

В отличие от организаций крупного и даже среднего бизнеса, малый бизнес имеет много отличий, которые следует учитывать при оценке их финансов.

Основные отличия предприятий малого бизнеса сводятся к следующему: а) ограничено используют наемных работников; б) ограничены в возможности формировать значительные объемы экономических ресурсов; в) не могут привлекать значительные объемы финансовых ресурсов; г) большинство источников финансовых ресурсов не используются; д) форма собственности и хозяйствования не всегда соответствует финансово-экономическим возможностям; е) из-за незначительного объема сформированных финансовых и других экономических ресурсов не могут осуществлять финансово-хозяйственную деятельность требующую больших объемов капитала и активов; ж) из-за ограниченности среднесписочной численности работников не могут осуществлять деятельность, требующую значительного числа персонала.

Роботизация современной хозяйственной деятельности создает более благоприятные условия для всех форм малого предпринимательства. Это означает, что на многих современных крупных предприятиях потребность в работниках будет снижаться. По численности персонала такие предприятия в обозримой перспективе также будут малочисленные, как современные малые предприятия. Поэтому на первый план в финансово-хозяйственной деятельности малого бизнеса будут выходить вопросы по формированию финансовых ресурсов. Важно найти оптимальный вариант для малых форм предпринимательства по формированию финансовых ресурсов.

Формирование финансовых ресурсов малым бизнесом или финансовое обеспечение малого предпринимательства находится постоянно в поле зрения российских ученых, так как этот вопрос решается не настолько успешно, так того хотелось самим малым предприятиям.

Владыка М.В. и Веретенников А.И. отмечают: «В России развитие малого бизнеса характерно в основном для отраслей, ориентированных на удовлетворение потребительских потребностей населения. По количеству малых предприятий в 2013 г. лидирующее положение занимала торговля (39,1%), второе и третье места принадлежали таким видам деятельности, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (20,3%) и строительство (11,7%). На долю такого важного вида деятельности, как обрабатывающие производства, который определяет уровень инновационного развития всей экономики, приходилось лишь 9,5%. Далее следовали такие виды деятельности, как транспорт и связь (6,6%), а также сельское хозяйство (3,0%) и гостиничная и ресторанная деятельность (2,9%). Это свидетельствует о больших возможностях нашей экономики в случае обеспечения целенаправленного развития малого и среднего бизнеса» [3].

Авторы указывают, что «доступ к заемному финансированию, являющимся одним из основных факторов развития малого бизнеса» [3].

7

Проанализированные авторами условия функционирования малого бизнеса в Белгородской области, позволил прийти к выводу, что для малых предприятий в современной России необходима государственная финансовая поддержка. Без такой поддержки малый бизнес не может функционировать в нормальном режиме [3].

Анализируя исследования указанных автором, мы пришли к выводу, что государственная поддержка малым предприятиям важна, в первую очередь, тогда, когда требуется привлечение значительных финансовых ресурсов. Это может быть связано с различными видами экономической деятельности, но, прежде всего, связаны с обрабатывающей промышленностью, сельским хозяйством, развитием инновационных предприятий по созданию действительно инновационной продукции, инновационных технологий.

В то же время оказывать финансовую поддержку малым предприятиям, которые специализируются на торговле, сфере услуг в большинстве случаев не целесообразно. Другое дело, государство должно развивать экономику в целом, способствовать снижению уровня процентных ставок по кредитам для бизнеса, в том числе для малого бизнеса. В этом должна состоять сегодня главная задача государства.

Кириллова О.В. значительное внимание в своей работе уделила банковскому кредитованию малого бизнеса. Она, в частности, отмечала, что «высокий уровень процентных ставок по кредитам требует от предприятий еще более высокой доходности бизнеса. Однако, на начальных этапах бизнес может не обеспечивать покрытие высоких процентов» [11].

К сожалению, автор данной работы не четко представляет себе всю сложность и противоречивость банковского кредитования малых предприятий. В связи с чем, практически в работе нет четкого анализа того, почему банковское кредитование малого бизнеса в России не развивается.

Большинство малых предприятий позитивно относятся к идее получить банковский кредит на определенный срок, например, на период реализации своего проекта и выход его на точку, как минимум, безубыточности, а лучше, достижения заданной прибыли. Однако банки не только предоставляют малым предприятиям кредиты под большие проценты, но еще и требуют значительные объемы залогов или очень надежных поручителей. Для малого бизнеса, особенно в начале жизненного пути, это практически не реально. Вот главная проблема банковского кредитования — нет взаимопонимания малого предпринимательства и российского банковского сообщества.

Смирнова Е.А., Сапрыкина А.С. отмечают: «Сегодня для успешного привлечения финансовых средств в малые предприятия, как одного из важнейших условий дальнейшего развития сферы малого бизнеса необходимы финансовые механизмы и технологии поддержки предпринимательства, которые могут быть заимствованы в мировой практике, но при этом должны быть адаптированы к условиям отечественной экономики.

Альтернативой кредитам могут быть такие источники: собственный капитал, акционирование путем реализации ликвидных ценных бумаг, продажа некоторых активов предприятия, получение государственных льготных кредитов, привлечение иностранного капитала, факторинг» [18].

Авторы сделали попытку анализа различных источников формирования финансовых ресурсов для малого бизнеса. В частности, они рассмотрели вопросы и проблемы, связанные с банковским кредитованием, обратили внимание, что малые предприятия могут пользоваться таким источником как эмиссия акций в процессе акционирования, а также коснулись вопросов использования факторинга как одного из возможных способов привлечения финансовых ресурсов.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что авторы детально не проработали ни один из возможных источников финансовых ресурсов для малого предпринимательства. Каждый источник имеет свои плюсы и минусы для малого бизнеса, а поэтому, следовало бы более критично оценить каждый из предложенных авторами источников. К сожалению, это сделано не было.

Наумкин В.А. пишет: «Исследователи выделяют до десятка различных источников финансовых ресурсов предприятия. Но не все общепринятые источники финансовых ресурсов могут быть доступны, и использованы субъектами малого бизнеса в силу специфики данных предприятий» [15].

Далее автор указывает: «Структура источников финансовых изменяется в зависимости от фазы делового и жизненного циклов. Доля внутренних источников предприятия снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в периоды экономического спада, что связано с сокращением масштабов инвестирования, сокращением предложения денег, удорожанием кредита» [15].

С этим положением можно только согласиться, так как структура источников формирования финансовых ресурсов для любого предприятия, включая и малые предприятия не является постоянной, а скорее пульсирующей. Это означает, что в различные периоды финансово-хозяйственной деятельности малые предприятия должны иметь различную структуру источников финансовых ресурсов.

«На особенности формирования и структуру источников финансовых ресурсов влияет ряд факторов. К основным субъективным факторам можно отнести:

8

• организационно-правовая форма субъекта предпринимательства;

• специфика деятельности малого предприятия;

• стадия жизненного цикла малого предприятия;

• темп роста предприятия;

• особенности структуры и формирования состава основных фондов;

• стабильность объема производства и реализации продукции и т. д.» [15].

Анализ авторского материала по проблеме источников финансовых ресурсов показывает, что Наум-кин В.А. не формирует однозначной позиции по возможным источникам финансовых ресурсов для малых предприятий. Это, по всей видимости, связано с тем, что в каждый период своей деятельности для малого предприятия можно использовать различные источники финансовых ресурсов.

Есть еще проблема в том, что малый бизнес в России не имеет четкого однозначного организационно-хозяйственного очертания. Это связано с тем, что малыми предприятиями могут быть и общества с ограниченной ответственностью, и акционерные общества, в т.ч публичные акционерные общества.

Такое широкое понимание российским законодательство малого предприятия не позволяет однозначно ответить на вопрос об источниках финансовых ресурсов. Фактически необходимо для каждого малого предприятия рассматривать свои источники финансовых ресурсов исходя из формы хозяйствования, размера, стадии жизненного цикла, численности персонала, вида экономической деятельности и т. п.

Более четко к рассмотрению источников формирования финансовых ресурсов малых предприятий подошли Морозко Н.И. и Диденко В.Ю. [14].

Авторы предложили следующую схему источников финансовых ресурсов (рис. 1).

Рис. 1. Источники финансовых ресурсов малых организаций [14]

По мнению Морозко Н.И. и Диденко В.Ю. «Большинство малых организаций используют организационно-правовые формы либо в форме общества с ограниченной ответственностью, либо в форме закрытого акционерного общества. В обоих случаях предусмотрено ограниченное число участников и, соответственно, инвестиционных вкладов в виде паев или долей. Соответственно немедленно возникает проблема с собственными финансовыми ресурсами для образования основного и оборотного капиталов из-за низкого первоначального капитала. Первые стадии существования малой организации сопровождаются сочетанием наибольшего риска с наименьшей доходностью» [14].

Действительно, если говорить о малых предприятиях, то они, как правило, создаются в форме ООО (общества с ограниченной ответственностью) или ЗАО (закрытого акционерного общества) и тем самым изначально формируют проблемы с образованием собственных финансовых ресурсов, а также проблемы с получением заемных средств. Именно организационная форма малого бизнеса чаще всего создает проблемы с источниками средств.

Выделенные авторами источники финансовых ресурсов в достаточной степени противоречивы. Например, вся прибыль, в т. ч. и нераспределенная является собственностью организации, а поэтому относить ее к приравненным источникам, по нашему мнению, неправомерно. Аналогичная ситуация с амортизационными отчислениями. Они появляются вместе с возвратным денежным потоком в процес-

9

се получения выручки от реализации продукции, товаров, работ и услуг. Амортизационные отчисления и все виды прибыли всегда были, есть и будут собственными средствами организации. Более того, авторы сами себе противоречат, так как прибыль от различных видов хозяйственной деятельности отнесли к собственным средствам, а нераспределенную прибыль, образующуюся после выплаты налогов, дивидендов и других обязательных платежей, почему-то посчитали в приравненных средствах.

Аналогичная ситуация и с выручкой от реализации выбывшего имущества. Полученные средства также являются собственными для организации, но не как не приравненными. К приравненным средствам можно с некоторой условностью отнести паевые и долевые взносы участников и членов малых организаций. Однако даже паевые и долевые взносы участников и членов малых форм предпринимательства после внесения в уставный капитал становятся собственными источниками организации.

Из перечисленных источников формирования финансовых ресурсов для малых предприятий на начальном этапе их жизнедеятельности доступными являются собственные средства, сформированные за счет учредителей и прочих участников создания малого предприятия. Получить заемные средства, бюджетные ассигнования можно, но для этого требуются определенные усилия, например, разработать качественный бизнес-план, который обосновывает необходимость в дополнительных финансовых ресурсах для осуществления определенной инвестиционной, а затем и операционной деятельности.

Сегодня в практике финансово-хозяйственной деятельности инновационных малых предприятий заметную роль играют венчурные фонды, которые стремятся финансировать наиболее сложные и рисковые с точки зрения бизнеса и конечных результатов инвестиционные проекты. Таких примеров много за пределами России, но все чаще и чаще встречаются в практике отечественного бизнеса.

Конечно, если бизнес-проект малого предприятия рассчитан на создание нового магазина, то, скорее всего, средства найти будет сложно не только среди венчурных фондов (организаций), но и среди банковских институтов или государственных органов. В то же время для малых предприятий, которые заняты созданием, например, робототехники, новых инновационных товаров, промышленного производства нужной стране инновационной продукции, такая поддержка обязательно будет, хотя все равно требуются определенные усилия коллектива для обоснования и доказательства того, что выделенные средства в последствии будут возвращены с процентами, а проект является перспективным и, главное, прибыльным.

Клепацкая А.С. отмечает, что «Существование малой доли малого и среднего бизнеса в России можно объяснить тем, что на этапе создания организации данные субъекты сталкиваются с проблемами формирования своих финансовых ресурсов» [12].

К сожалению, автор статьи не дает серьезных рекомендаций по улучшению ситуации с формированием финансовых ресурсов для малых предприятий. Это можно пояснить тем, что в реальности таких рекомендаций дать очень сложно для всех малых предприятий. Важно учесть, что для одного малого предприятия получение, например, банковского кредита становится непреодолимой преградой, а для другого, напротив, решается достаточно быстро и успешно.

Аналогичная ситуация складывается и с государственной финансовой поддержкой. Для одних малых предприятий можно получить государственный грант на развитие малого бизнеса, для других — этот грант недоступен.

Такая противоречивость ситуации поясняется тем, что нет одинаковых малых предприятий. Есть совершенно разные случаи и виды экономической деятельности, где создаются малые предприятия.

В целом же малый бизнес ощущать недостаточную поддержку со стороны государства. Однако это зависит не только от государства как системного образования, но также от конкретных чиновников, которые на практике реализуют принятые и действующие законодательные акты по поддержке малого и среднего бизнеса.

Фрумина С.В. рассматривая вопросы финансирования малого бизнеса пришла к выводу, что «бюджетные методы являются более действенными для малых предприятий, но вместе с тем более отягощающими для государства, поскольку большинство из них предусматривают предоставление финансовых ресурсов экономическому субъекту, то есть представляют собой расходы соответствующего бюджета бюджетной системы» [20].

Автор показывает, что достаточно заметная государственная финансовая поддержка малому бизнесу оказывается в сельском хозяйстве [20]. Вместе с тем, это поддержка недостаточная для серьезного развития аграрной сферы России.

Нам представляется, что государство должно более серьезно стимулировать развитие товарного производства не только в аграрной сфере, но также оказывать поддержку тем малым предприятиям, которые активно заняты производством продукции в промышленности, создают новую технику, реализуют инновационные проекты, существенно опережающие сегодняшний технологический уклад.

Государственная финансовая поддержка малых предприятий должна быть ориентирована не только на сегодняшний день, но в значительной степени, создавать научно-технологический и производствен-

10

ный задел на будущее. Так сегодня поступают во многих развитых странах. Однако значительную долю финансирования стратегически перспективных инновационных проектов берут на себя венчурные фонды, тем самым освобождая государство от существенного финансового бремени по развитию будущей экономики и технологической сферы страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России также необходимо реализовывать аналогичную схему. Она перспективная и в достаточно степени отработанная во многих развитых государствах мира.

Сегодня российским малый бизнес не столько развивается, сколько борется за свое право на существование. При этом в достаточно серьезной борьбе он не только не погибает, а напротив, постоянно находит возможности совершенствоваться и развиваться как в ширь, так и в глубину.

Однозначно можно сказать, что малый бизнес в России существует, но в разных регионах он развивается различными темпами.

За последние три года численность малых предприятий в России заметно менялось (рис. 2).

единиц 300000

256698

250000

242661

200000

172916

150000 -

100000 -

50000 -

0 Н---1---1---1

2015 2016 2017 годы

Рис. 2. Динамика численности малых предприятий в России (Составлено по данным [17])

Представленные данные позволяют утверждать, что за последние три года численность малых предприятий заметно колебалась.

Как известно, 2015-2016 годы были сложными для российской экономики, в т. ч. и для малого бизнеса. Наибольший спад в экономике был как раз достигнут в 2016 году. Поэтому заметное уменьшение численности малых предприятий и есть результат этого экономического спада.

По сравнению с 2015 годом в 2016 году численность малых предприятий уменьшилась на 69745 единиц или на 28,7%. Это действительно существенное сокращение численности малого бизнеса в стране. Вместе с тем, следует сказать, что малый бизнес достаточно живучий. Уже в 2017 году, когда в экономике России наметилась тенденция на улучшение ситуации, количество малых предприятий не только восстановилось, но и превзошло показатель 2015 года на 14037 единиц или на 5,8%.

Конечно, по сравнению с падение в 2016 году рост численности малых предприятий незначительный, но, главное здесь заключается в том, что малые предприятие не только восстановились в своей численности, но также несколько выросли.

Малый бизнес играет существенную роль в том, что обеспечивает работой определенную часть населения. Чем больше населения занято в малом бизнесе, тем меньше в стране безработицы. Теоретически малый бизнес может аккумулировать значительное количество свободной рабочей силы. Здесь главное состоит в том, чтобы раскрыть потенциал малого бизнеса, создать условия для творческих людей, которые готовы взять на себя функцию организатора малого предприятия.

Количество работников, занятых в малом бизнесе также колебалось по годам, как и число самих малых предприятий (рис. 3).

11

человек 7000000 т

6000000 -

6660925

6671832

5388947

5000000 -

4000000 -

3000000 -

2000000 -

1000000 -

0 Н---1---1---1

2015 2016 2017 годы

Рис. 3. Динамика средней численности работников малых предприятий России (Составлено по данным [17])

В 2016 году средняя численность работников малых предприятий по сравнению с 2015 годом уменьшилась на 1271978 человек или на 19,1%. Это меньше, чем сократилось число малых предприятий. Пояснить такое расхождение можно тем, что часть работников переместилась с одних предприятий на другие малые предприятия. Кроме того, часть малых предприятий функционировали не на полную силу, а поэтому сокращать в реальности персонал не приходилось. Часть малого бизнеса не увольняла своих работников, а отправляло в длительные отпуска за свой счет.

В 2017 году численность работников малых предприятий не только восстановилась, но и не много увеличилась на 10907 человек по сравнению с 2015 годом. Если сравнивать с в 2016 годом, то численность работников возросла на 1282885 человек или на 23,8 %.

Увеличение численности работников малого бизнеса свидетельствует об определенном улучшении экономической ситуации в стране, которая в первую очередь, отражается на малых предприятиях.

Деятельность любого предприятия в т. ч. малого предприятия, направлена на увеличение объема выручки от реализации или на рост оборота предприятия. За последние годы малые предприятия России имели следующие показатели своего оборота (рис. 4).

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что даже в условиях экономического спада, сокращения количества малых предприятий в 2016 году, уменьшения в 2016 году средней численности работников оборот не только не снижался, но имел тенденцию к увеличению.

В 2016 году по сравнению с 2015 годом оборот малый предприятий вырос на 1445354 млн руб. или на 8,36%. В 2017 году по сравнению с 2015 годом оборот малых предприятий увеличился на 10293524,7 млн руб. или на 59,52%, а по сравнению с 2016 годом рост составил 8848170,6 млн руб. или на 47,22%.

Таким образом, несмотря на определенные трудности ведения малого бизнеса, российские малые предприятия не снижают величину своего оборота, а напротив, наращивают его достаточно хорошими темпами.

Для анализа формирования финансовых ресурсов были выбраны два предприятия акционерной формы хозяйствования АО «Алуштинская пищевкусовая фабрика» и АО «Туапсехлеб». Первое предприятия расположено в Республике Крым, а второе в Краснодарском крае. Оба предприятия по своим экономическим параметрам относятся к малым предприятиям. Кроме того, оба отобранных малых предприятий относятся к пищевой промышленности.

Источником информации для анализа формирования финансовых ресурсов на выбранных малых предприятиях является бухгалтерский баланс за период 2015-2017 годов.

Осредненные показатели за 2015-2017 годы по малым предприятиям представлены в табл. 1.

12

млн руб. 30000000

9000000 6000000 3000000 0

27586382,7

18738212,1

-1- -1-

2015 2016 2017

Рис. 4. Динамика оборота малых предприятий России (Составлено по данным [17])

годы

Таблица 1. Состав, объем и структура капитализированных финансовых ресурсов АО «Алуштенс-кая пищевкусовая фабрика» и АО «Туапсехлеб» *

АО «Алуштинская пищевкусовая фабрика» АО «Туапсехлеб»

Капитал и резервы, млн руб. 2,4 72,7 64,4 96,6

Долгосрочные обязательства, млн руб. 0 0 0 0

Краткосрочные обязательства, млн руб. 0,9 27,3 2,3 3,4

Всего финансовых ресурсов, млн руб. 3,3 100 66,7 100

* [1, 2]

Во-первых, представленные цифровые данные по капитализированным финансовым ресурсам двух предприятий позволяют однозначно утверждать, что это действительно малые предприятия.

Во-вторых, АО «Туапсехлеб» по величине капитализированных финансовых ресурсов практически в 20 раз превышает параметры АО «Алуштинская пищевкусовая фабрика».

В-третьих, рассматриваемые малые предприятия, хотя и относятся к одной отрасли — пищевой промышленности, однако ориентирована на производство различной продукции, что в некоторой степени может сказаться на составе, величине и структуре капитализированных ресурсов.

В-четвертых, анализ групп капитализированных финансовых ресурсов по малым предприятиям позволяет утверждать, что независимо от направлений производства данные малые предприятия ориентированы на собственный капитал (наибольшая сумма капитализированных финансовых ресурсов), отсутствие долгосрочных заемных финансовых ресурсов и ограниченный объем краткосрочных финансовых ресурсов.

В-пятых, доля отдельных групп капитализированных финансовых ресурсов неодинаковая, что обусловлено как спецификой финансово-хозяйственной деятельности малых предприятия, так и концептуальными подходами руководства данных организаций к формированию финансовых ресурсов. В частности, АО «Алуштинская пищевкусовая фабрика» имеет долю собственного капитала равную 72,7%, а доля краткосрочных обязательств составляет 27,3%. В свою очередь, АО «Туапсехлеб» при формировании финансовых ресурсов больше ориентирован на собственный капитал, доля которого составляет 96,6%, а доля краткосрочных обязательств не превышает 3,4%.

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод, что малые предприятия, как было отмечено нами выше, ориентированы больше всего на собственный капитал.

13

Основным источником собственного капитала у рассматриваемых малых предприятий является нераспределенная прибыль и дополнительная эмиссия акций.

Долгосрочные заемные средства практически не используются малыми предприятиями. Краткосрочные финансовые ресурсы используют практически все малые предприятия. Однако их доля не велика и зависит от источников образования. В частности, рассматриваемые малые предприятия в качестве источников краткосрочных финансовых ресурсов используют только кредиторскую задолженность.

Ограниченная возможность использования различных источников финансовых ресурсов малыми предприятиями является одной из существенных проблем их развития в настоящее время. Государству необходимо создавать более выгодные условия для возможности привлечения малыми предприятиями заемных финансовых ресурсов как краткосрочных, так и долгосрочных, в частности, банковских кредитных ресурсов.

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования позволяют сформулировать такие выводы.

Во-первых, теоретический анализ взглядов ученых на формирование финансовых ресурсов малыми предприятиями показал, что в нашей стране существуют в этом вопросе значительные проблемы. Малый бизнес в целом имеет ограниченные возможности для привлечения финансовых ресурсов за счет возможностей финансового рынка. Это подтвердили данные по малым предприятиям АО «Алуштинская пищевкусовая фабрика» и АО «Туапсехлеб».

Во-вторых, развитие малого бизнеса невозможно без достаточных объемов финансовых ресурсов, которые можно привлечь за счет как внутренних, так и внешних, в частности, заемных источников средств. В то же время большинство малых предприятий ориентированы в основном только на собственный капитал, в частности, на такой источник как нераспределенную прибыль.

В-третьих, государственная финансовая поддержка малого бизнеса доступна далеко не всем малым предприятиям. Поэтому необходимо на государственном уровне решать вопрос о создании благоприятных условий для всех малых предприятий по получению ими банковских кредитных ресурсов.

В-четвертых, в качестве основной модели финансового обеспечения хозяйственной деятельности малых предприятий в основном используется идеальная модель, где доминируют собственные источники формирования финансовых ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность АО «Алуштинская пищевкусовая фабрика» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.e-disclosure.ru (дата обращения: 15.10.2018).

2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность АО «Туапсехлеб» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: disclosure.ru (дата обращения: 15.10.2018).

3. Владыка М.В. Финансовое обеспечение развития малого и среднего бизнеса в России / М.В. Владыка, А.И. Веретенников // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. — 2015. — № 19 (216). — С. 64-70.

4. Власов И.П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса / И.П. Власов // Финансы и кредит. — 2009. — № 9 (345). — С. 22-28.

5. Воробьев Ю.Н. Формирование заемного капитала предприятия / Ю.Н. Воробьев, Е.И. Воробьева, Е.А. Байрак // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — № 3 (32). — С. 16-24.

6. Воробьева Е.И. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов / Е.И. Воробьева, Э.А. Арифова, А.Е. Поляков // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — №2 (35). — С. 27-32.

7. Горло Ю.С. Государственная поддержка малого бизнеса в России / Ю.С. Горло // Экономическая среда. — 2016. — № 2 (16). — С. 126-128.

8. Догадова Е.А. Формирование финансовых ресурсов субъектов малого предпринимательства в России на современном этапе / Е.А. Догадова, Е.А. Штем // Сибирская финансовая школа. — 2015. — № 2 (109). — С. 45-50.

9. Ермоленко О.М. Совершенствование инструментов финансовой поддержки малых форм бизнеса в сельском хозяйстве / О.М. Ермоленко // Вестник Академии знаний. — 2018. — № 3 (26). — С. 140-144.

10. Кизим А.А. Перспективы микрофинансирования как инструмента развития и поддержки малого бизнеса / А.А. Кизим, А.П. Крылов // Экономика устойчивого развития. — 2014. — № 2 (18). — С. 112-120.

11. Кириллова О.В. Банковское кредитование малого бизнеса / О.В. Кириллова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: экономика и экологический менеджмент. — 2017. — № 1. — С. 48-52.

12. Клепацкая А.С. Проблемы формирования источников финансовых ресурсов малого и среднего бизнеса и пути их решения как фактор обеспечения устойчивого финансового развития / А.С. Клепацкая // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. — 2017. — № 9. — С. 125-128.

13. Конищева М.А. Проблемы финансового обеспечения малого бизнеса в условиях нестабильности экономики / М.А. Конищева, Ю.Н. Черкасова // Инновационное развитие экономики. — 2015. — № 6 (30). — С. 63-71.

14. Морозко Н.И. Финансовый менеджмент в малом бизнесе: учебное пособие / Н.И. Морозко, В.Ю. Диденко. — М.: Инфра-М, 2017. — 347 с.

15. Наумкин В.А. Источники финансовых ресурсов предприятий малого бизнеса на различных стадиях жизненного цикла предприятия / В.А. Наумкин // Экономические науки. — 2018. — № 159. — С. 40-42.

16. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (по состоянию на 26.10.2018 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 15.10.2018).

14

17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: gks.ru (дата обращения: 15.10.2018).

18. Смирнова Е.А. Проблемы привлечения финансовых ресурсов субъектами малого бизнеса / Е.А. Смирнова, А.С. Сапрыкина // ECONOMICS, MANAGEMENT, LAW: INNOVATION STRATEGY (Zhengzhou, China, 28 марта 2016). — Zhengzhou, 2016. — С. 241-245.

19. Финансовый менеджмент в сфере бизнеса: монография / Ю.Н. Воробьев, Е.И. Воробьева, Л.М. Борщ и др.; под ред. д-ра эконом. наук, профессора Ю.Н. Воробьева. — Симферополь: ООО Антиква», 2017. — 632 с.

20. Фрумина С.В. Системные проблемы финансирования малого бизнеса в условиях кризисного развития экономики / С.В. Фрумина // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. — 2017. — Т. 27. — № 4. — С. 63-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SPISOK LITERATURY

1. Bukhgalterskaya (finansovaya) otchetnost' AO «Alushtinskaya pishchevkusovaya fabrika» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.e-disclosure.ru (data obrashcheniya: 15.10.2018).

2. Bukhgalterskaya (finansovaya) otchetnost' AO «Tuapsekhleb» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.e-disclosure.ru (data obrashcheniya: 15.10.2018).

3. Vladyka M.V. Finansovoye obespecheniye razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossii / M.V. Vladyka, A.I. Veretennikov // Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Informatika. — 2015. — № 19 (216). — S. 64-70.

4. Vlasov I.P. Gosudarstvennaya finansovaya podderzhka malogo i srednego biznesa / I.P. Vlasov // Finansy i kredit. — 2009. — № 9 (345). — S. 22-28.

5. Vorobyov Yu.N. Formirovaniye zayemnogo kapitala predpriyatiya / Yu.N. Vorobyov, E.I. Vorobyova, E.A. Bayrak // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2015. — № 3 (32). — S. 16-24.

6. Vorobyova E.I. Otsenka effektivnosti ispol'zovaniya finansovykh resursov / E.I. Vorobyova, E.A. Arifova, A.E. Polyakov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — №2 (35). — S. 27-32.

7. Gorlo Yu.S. Gosudarstvennaya podderzhka malogo biznesa v Rossii / Yu.S. Gorlo // Ekonomicheskaya sreda. — 2016. — № 2 (16). — S. 126-128.

8. Dogadova Ye.A. Formirovaniye finansovykh resursov sub'yektov malogo predprinimatel'stva v Rossii na sovremennom etape / Ye.A. Dogadova, Ye.A. Shtem // Sibirskaya finansovaya shkola. — 2015. — № 2 (109). — S. 45-50.

9. Yermolenko O.M. Sovershenstvovaniye instrumentov finansovoy podderzhki malykh form biznesa v sel'skom khozyaystve / O.M. Yermolenko // Vestnik Akademii znaniy. — 2018. — № 3 (26). — S. 140-144.

10. Kizim A.A. Perspektivy mikrofinansirovaniya kak instrumenta razvitiya i podderzhki malogo biznesa / A.A. Kizim, A.P. Krylov // Ekonomika ustoychivogo razvitiya. — 2014. — № 2 (18). — S. 112-120.

11. Kirillova O.V. Bankovskoye kreditovaniye malogo biznesa / O.V. Kirillova // Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya: ekonomika i ekologicheskiy menedzhment. — 2017. — № 1. — S. 48-52.

12. Klepatskaya A.S. Problemy formirovaniya istochnikov finansovykh resursov malogo i srednego biznesa i puti ikh resheniya kak faktor obespecheniya ustoychivogo finansovogo razvitiya / A.S. Klepatskaya // Aktual'nyye problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt. — 2017. — № 9. — S. 125-128.

13. Konishcheva M.A. Problemy finansovogo obespecheniya malogo biznesa v usloviyakh nestabil'nosti ekonomiki / M.A. Konishcheva, Yu.N. Cherkasova // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki. — 2015. — № 6 (30). — S. 63-71.

14. Morozko N.I. Finansovyy menedzhment v malom biznese: uchebnoye posobiye / N.I. Morozko, V. Yu. Didenko. — M. : Infra-M, 2017. — 347 s.

15. Naumkin V.A. Istochniki finansovykh resursov predpriyatiy malogo biznesa na razlichnykh stadiyakh zhiznennogo tsikla predpriyatiya / V.A. Naumkin // Ekonomicheskiye nauki. — 2018. — № 159. — S. 40-42.

16. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ (po sostoyaniyu na 26.10.2018 g.) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144/ (data obrashcheniya: 15.10.2018).

17. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: gks.ru (data obrashcheniya: 15.10.2018).

18. Smirnova Ye.A. Problemy privlecheniya finansovykh resursov sub"yektami malogo biznesa / Ye.A. Smirnova, A.S. Saprykina // ECONOMICS, MANAGEMENT, LAW: INNOVATION STRATEGY (Zhengzhou, China, 28 marta 2016). — Zhengzhou, 2016. — S. 241-245.

19. Finansovyy menedzhment v sfere biznesa: monografiya / Yu.N. Vorobyov, E.I. Vorobyova, L.M. Borshch i dr.; pod red. d-ra ekonom. nauk, professora Yu.N. Vorobyova. — Simferopol': OOO Antikva», 2017. — 632 s.

20. Frumina S.V. Sistemnyye problemy finansirovaniya malogo biznesa v usloviyakh krizisnogo razvitiya ekonomiki / S.V. Frumina // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i pravo. — 2017. — T. 27. — № 4. — S. 63-68.

Статья поступила в редакцию 25 ноября 2018 года Статья одобрена к печати 15 января 2019 года

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.