УДК 336.717.061
БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
А.М. Колесников, В.А. Видякина
Обосновано положение о целесообразности использования заемных финансовых ресурсов на всех этапах развития малого бизнеса, проанализированы проблемы банковского кредитования малого бизнеса и предложены направления его расширения и совершенствования.
Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, банковское кредитование, кредитный портфель, кредитная фабрика
Предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики [1].
Малый бизнес является неотъемлемым элементом современной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут эффективно существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой многочисленный слой частных собственников, тем самым играют значительную роль в социально-экономической жизни страны [2].
Развитие малого бизнеса и активность предпринимателей, во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. Малый бизнес решает общие проблемы повышения уровня занятости и благосостояния населения, обеспечения налоговых поступлений в государственный бюджет. Кроме того, малый бизнес повышает уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан [3].
К основным преимуществам малого предпринимательства относятся:
- более низкий объем первоначальных инвестиционных вложений, что способствует существенному сокращению сроков строительства, перевооружения и внедрения новых технологий и механизмов автоматизации производства;
- возможность принятия более гибких и оперативных решений, т.к. в малом и среднем предпринимательстве значительно упрощена процедура принятия решений, что способствует возможности быстрой и адекватной реакции на изменения конъюнктуры рынка, а также путем перехода от одного вида деятельности к другому;
- ориентация на специфику региональных рынков обеспечивается приспособленностью малого и среднего бизнеса к изучению пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик современного рынка и, в первую очередь, нацелена на удовлетворение данных потребностей;
- оптимизация воспроизводственной системы за счет выполнения вспомогательных функций по отношению к крупным производителям, т. е.
выполнение малыми предприятиями некоторых задач крупного предприятия, которые отличаются от их основного вида деятельности. [4]
В мировой практике, основными критериями для отнесения предприятия к малому бизнесу являются: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности [5].
В соответствии с современным российским законодательством к субъектам малого предпринимательства относятся предприятии, у которых:
1. суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
3. выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн. руб. [6, 7]
Приобрести статус субъекта малого предпринимательства можно только в случае, если перечисленные выше условия соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим. [2]
Основной причиной, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса, является возможность применения упрощённой схемы налогообложения, то есть уплата единого налога [8]
Основной целью управления финансами предприятия любого вида и размера является формирование финансовых ресурсов в объеме, необходимом для осуществления текущей операционной деятельности и обеспечения развития в будущем.
Исходной проблемой развития малого бизнеса является формирование стартового капитала, создание необходимых условий для его расширенного воспроизводства [2].
В некоторых источниках дается более широкая трактовка стартового капитала как совокупности материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, которыми обладает или которые может привлечь предприниматель в первый год своей деятельности [9].
Источники финансовых ресурсов, используемые в малом бизнесе как в качестве стартовых, так и в процессе дальнейшей деятельности, могут быть отнесены к одной из традиционно выделяемых в финансовом менеджменте категорий - собственные и заемные [10]. Основным отличительным признаком собственных источников является их непосредственная принадлежность предприятию как юридическому лицу,
или передача их на безвозвратной основе в собственность предприятия его учредителям и аффилированными лицами. К собственным источникам относятся личные средства учредителей - физических и юридических лиц, средства родственников и друзей учредителей - физических лиц, привлекаемые в бизнес на неформальной основе, а также источники финансовых ресурсов, связанные с деятельностью предприятия - нераспределенная прибыль, амортизация, выручка от продажи активов. Заемные источники финансовых ресурсов характеризуются срочностью, платностью и возвратностью. Указанные характеристики могут варьировать в очень широких пределах, но в любом случае предприятие не становится собственником соответствующих ресурсов. К заемным источникам финансирования принадлежат партнерские займы, банковские кредиты, кредиторская задолженность, венчурное финансирование. К источникам заемного финансирования относят также франчайзинг, лизинг, предоставление грантов и возмездных субсидий, а также государственный заказ [20]. В России для хозяйствующих субъектов законодательно установлен минимальный размер стартового капитала. Наиболее популярными организационно -правовыми формами малого бизнеса являются общества с ограниченной ответственностью (минимальный размер уставного капитала для них составляет в настоящее время 10000 руб. [11]) и закрытое акционерное общество (минимальный размер уставного капитала установлен в сумме, равной 100 минимальным размерам оплаты труда (МРОТ) [12], но для его расчета МРОТ принимается равным 100 руб.). Нормирование начального капитала предприятий имеет целью обеспечение их устойчивости. Планируемые изменения в нормах гражданского законодательства, относительно размера уставного капитала при создании юридического лица в особой степени коснуться малого бизнеса - предполагается увеличить минимальный размер уставного капитала при создании юридического лица до уровня 500 000 рублей 13].
В процессе осуществления деятельности малые предприятия могут наращивать размер используемого капитала - собственного и заемного, руководствуясь представлениями их руководителей и имеющимися ограничениями.
В зарубежной практике одним из ключевых моментов в управлении капиталом является соотношение заемного и собственного капитала. Это соотношение рассматривается в качестве способа оценки риска для кредитора. Существует практика земных соглашений, в которых определяется максимальный предел заемного капитала.
Финансирование предприятия за счет собственного капитала осуществляется, путем реинвестирования прибыли и, за счет увеличения уставного капитала предприятия. Условием ограничения использования данных источников для финансирования деятельности предприятия является политика распределения чистой прибыли, определяющая объем реинвестирования, а также возможность наращивания уставного капитала.
Финансирование активов из заемных источников привлекательно по причине того, что кредиторы не предъявляет прямых претензий в отношении будущих доходов предприятия. Кредитор, вне зависимости от результатов, имеет право претендовать только на оговоренную сумму основного долга и процентов по нему. Однако увеличение использования заемных средств не всегда является преимуществом. Высокая доля заемных средств увеличивает риск банкротства. Долговые обязательства могут также ограничивать свободу распоряжения и управления активами в случае залогового обременения.
Наличие расходов, связанных с использованием заемных средств, вызывает смещение точки безубыточности - для покрытия расходов предприятию приходится обеспечивать больший объем продаж. Таким образом, предприятие с большой долей заемного капитала мало защищено от изменений, происходящих на рынках, в частности от падения спроса на продукцию, изменения процентных ставок, роста затрат и т.п.
В исследованиях, посвященных малому предпринимательству в России в качестве факторов, сдерживающих его развитие, указываются сложности с доступом предпринимателей к источникам финансирования, а также отсутствием условий и интереса вложений имеющихся собственных средств [4]. По данным Ресурсного центра малого предпринимательства малый бизнес развивается в основном за счет внутренних источников (вклады учредителей, нераспределенная прибыль организации, средства друзей, знакомых, родственников, «партнерские» займы) [14].
Следует отметить, что отсутствие или нехватка финансовых ресурсов для начала малого бизнеса и сложности легального их приобретения у государства могут подтолкнуть предпринимателей к контактам с теневой экономикой, тем самым способствуя постепенному внедрению последней в малые предприятия, подчиняя их себе [2].
В качестве препятствия обеспечению малого бизнеса достаточным объемом внешнего финансирования указываются недостаточно эффективная организация банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса коммерческими банками, а также слабо дифференцированная продуктовая линейка банковских кредитов [15].
К числу факторов, сдерживающих рост объемов банковского кредитования малого бизнеса, относятся отсутствие квалифицированного финансового менеджмента у большинства заемщиков, "подушки ликвидности", оперативной информации по налоговой отчетности, залогового обеспечения, а также низкий уровень прозрачности малого бизнеса [14].
Однако, доступность банковского кредитования как основной формы привлечения заемных средств предприятиями малого бизнеса повышается, что является положительной тенденцией. Имеет место либерализация кредитной политики банков в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: снижение ставок кредитования, увеличение сумм и сроков предоставления кредитов, снижение требований к
длительности ведения заемщиком хозяйственной деятельности. Кроме того, наблюдается увеличение маркетинговой активности банков на рынке кредитования малого и среднего предпринимательства [16].
Кредитование малого бизнеса придает кредитному портфелю банка ряд характерных особенностей:
- краткосрочность финансирования, обусловленная с одной стороны тем, что предприятия малого бизнеса преимущественно решают проблемы финансирования текущих, а не инвестиционных расходов, а с другой стороны тем, что банки не обладают долгосрочными кредитными ресурсами, необходимыми для финансирования инвестиций;
- слабая обеспеченность, обусловленная тем, что залогом при кредитовании малого бизнеса чаще всего служат товарно-материальные ценности в обороте, реализация которых представляет определенные сложности и сопряжена со значительными издержками;
- повышенные риски, связанные с затрудненностью осуществления полноценного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- высокая доходность, обусловленная стремлением банков компенсировать высокий уровень риска [15].
Отметим, что высокий уровень процентных ставок по кредитам требует от предприятий еще более высокой доходности бизнеса. Однако, на начальных этапах бизнес может не обеспечивать покрытие высоких процентов.
В 2013 году темп прироста портфеля банковских кредитов малому и среднему бизнесу снизился и составил 17%, снижение объема портфеля имело место и в предыдущей году. Для преодоления тенденции, по мнению экспертов, необходимы следующие меры, перечисленные в порядке убывания значимости:
- снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес;
- обеспечение макроэкономической и политической стабильности;
- расширение объемов господдержки кредитования;
- смягчение требований к резервированию по кредитам малому бизнесу;
- введение обязательной регистрации залога движимого имущества[17]
Важным направлением работы банков с предприятиями малого
бизнеса стала разработка и внедрение принципиально новых кредитных продуктов, в первую очередь, так называемых кредитных фабрик. Такие фабрики - это попытка переноса розничных технологий кредитования на работу с малым и средним бизнесом. Среди отличительных черт кредитных фабрик - небольшой объем займа (до 3 млн. рублей), поточное принятие решений о кредитовании (иногда за счет скоринговых моделей), практика беззалоговых кредитов. Некоторые программы предусматривают кредитование не самого бизнеса, а предпринимателя как физического лица [18]. По нашему мнению, кредитование учредителей, а не предприятия, повышает личную ответственность предпринимателя.
На повышение доступности банковского кредитования малого бизнеса должно быть ориентировано развитие его институциональной среды, которая представлена в виде совокупности групп институтов - ее субъектов, а именно: институтов, регулирующих рынок банковского кредитования малого бизнеса, системы финансирования, налоговых институтов, правовых институтов и др. [19]
По результатам проведенного анализа можно сделать ряд выводов.
1. Банковское кредитование должно оказывать поддержку предприятиям малого бизнеса на начальном этапе их существования и на дальнейших этапах их деятельности.
2. Методические подходы к оценке надежности кредитов, предоставляемых на этапе создания предприятия, и кредитов действующим предприятиям должны различаться. Банки имеют возможность увеличить свою осведомленность о финансовом состоянии малых предприятий, оказывая им услуги по финансовому консультированию.
3. Сдерживание роста процентных ставок по кредитам малому бизнесу совместно с расширением использования поручительств, гарантий и иных инструментов повышения надежности кредитов должно позволить увеличить кредитный портфель банков и одновременно улучшить его качество с точки зрения возвратности.
Список литературы
1. Хатеев И.В. Логистические аспекты создания единого информационного пространства малых предприятий//Управление экономическими системами, .№8, 2011, http://uecs.ru/logistika/item/567-2011-08-18-06-01-53
2. Московцев В.В., Агафонова Е.Е Источники формирования первоначального капитала в малом бизнесе //.Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 2. С. 60-62
3. Савичева Е. Ю. Проблемы теории и практики предпринимательства // Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
4. Новоселова О.В. Пути финансирования малого и среднего предпринимательства // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2013. № 2 (4). С. 22-26
5. Михайлова О. П. Дискуссионные критерии отнесения предприятий к малому бизнесу //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки.- № 2, 2009. - с. 108-116
6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"
7. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"
8. Малый бизнес: тематический портал http://small-business.web-
3.ru/basics/small/
9. Глухов В. Н. Роль торгово-промышленных палат в формировании первоначального капитала малого бизнеса в России //Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2001. С. 41
10. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. -М.: Изд-во "Перспектива", 2010. - 656 с.
11. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 Ш4-ФЗ
12. Федеральный закон "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ от 26.12.1995
13. Ресурс о малом и среднем бизнесе http://www.pro-
biznes.com/podderzhka-malogo-biznesa/blizhajshee-budushhee-malogo-biznesa.html
14. Иродова Е.Е. Финансирование деятельности малого бизнеса: проблемы и перспективы //Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2012. № 2 (19). С. 162-166
15. Яковенко С.Н., Лондарь А.А. Теоретические аспекты финансирования малого и среднего бизнеса коммерческими банками
//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2013. Т. 91. .№ 91-91. С. 1357-1368
16. Крюков С.П. Финансирование малого бизнеса в посткризисный период //Деньги и кредит. 2011. № 5. С. 24-26
17. http://rbcdaily.ru/addition/article/562949989342976
18. Бюллетень рейтингового агентства «Эксперт РА» «Кредитование малого и среднего бизнеса в России», 12.04.2012
www.mspbank.ru/files/credit_msb.pdf
19. Галяева Л.Е., Максимчук Е.И. Развитие институциональной среды банковского кредитования малого бизнеса //Фундаментальные исследования. 2012. № 11-6. С. 1534-1538.
20. Колесников А.М. Проектное финансирование как метод банковского кредитования предприятий энергетической отрасли в России //Межвузовский сб. «Проблемы действующих субъектов современной России». Вып.18. СПб. 2013.
Колесников Александр Михайлович, д-р экон. наук, профессор кафедры экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Видякина Виктория Александровна, аспирант кафедры экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
BANK CREDITS TO SMALL BUSINESS A.M. Kolesnikov, V.A. Vidyakina
The paper proved the position that use of debt financial resources are appropriate at all stages of small business development, the problems of bank lending to small businesses are analyzed and directions of its expansion and improvement are pointed.
Keywords: small enterpreneurship, small business, bank lending, loan portfolio, credit factory
Kolesnikov Aleksandr Mikhailovich, Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Economics and Finance, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
Vidyakina Victoria Alexandrovna, graduate student of economics and finance, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
УДК 65.012.7
КОНТРОЛЛИНГ: ЭВОЛЮЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ
А.М. Колесников, Н.Л. Долотова
В научных публикациях понятие «контроллинг» широко используется, однако содержание этого понятия разными авторами трактуется различным образом. В статье прослеживается эволюция понятия «контроллинг», выявляются различия в трактовке этого понятия российскими и зарубежными авторами, анализируется различие целей и задач контроллинга, обусловленное различием трактовки понятия.
Ключевые слова: контроллинг, функции управления, управление прибылью
В результате постоянных изменений конъюнктуры рынка на сегодняшний день в России отсутствует единый подход к определению понятия «контроллинг» и употреблению соответствующего термина. Данная проблема связана с широким спектром факторов, наиболее существенные из них - изменение приоритетов в экономической среде, развитие промышленности, усиление конкурентоспособности на рынке товаров и услуг, совершенствование процесса планирования на предприятии. В зависимости от преобладания того или иного фактора можно выделить три основных этапа развития службы контроллинга в России (рис. 1).