Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ENVIRONMENTAL AND LEGAL CULTURE / ENVIRONMENTAL CULTURE / LEGAL CULTURE / ENVIRONMENTAL LAW / NATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аббасов П.Р., Шкаликова С.М.

В статье рассматриваются проблемы формирования эколого-правовой культуры студентов неюридических направлений подготовки. Авторы приходят к выводу о необходимости включения вопросов экологического права в содержание образовательных программ, учебной литературы по всем направлениям подготовки в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF ECOLOGICAL AND LEGAL CULTURE OF THE STUDENTS NON-TRAINING AREAS

The article deals with the problems of formation of ecological and legal culture of students of non-legal training areas. The authors come to the conclusion that it is necessary to include issues of environmental law in the content of educational programs, educational literature in all areas of training in universities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Аббасов П.Р.

доцент кафедры «Юриспруденция», ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»,

г. Челябинск, Россия Шкаликова С.М. студентка 4 курса

ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»,

г. Челябинск, Россия

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования эколо-го-правовой культуры студентов неюридических направлений подготовки. Авторы приходят к выводу о необходимости включения вопросов экологического права в содержание образовательных программ, учебной литературы по всем направлениям подготовки в вузах.

Ключевые слова: эколого-правовая культура, экологическая культура, правовая культура, экологическое право, национальный проект.

Abbasov P.R.

associate Professor of the Department of "Jurisprudence " South Ural technological University, Chelyabinsk, Russia Shkalikova S.M. 4rd year student South Ural technological University, Chelyabinsk, Russia

PROBLEMS OF FORMATION OF ECOLOGICAL AND LEGAL CULTURE OF THE STUDENTS NON-TRAINING AREAS

Abstract: The article deals with the problems of formation of ecological and legal culture of students of non-legal training areas. The authors come to the conclu-

sion that it is necessary to include issues of environmental law in the content of educational programs, educational literature in all areas of training in universities.

Key words: environmental and legal culture, environmental culture, legal culture, environmental law, national project.

В настоящее время одной из основных причин низкой эффективности применения норм экологического права в современной России является низкий уровень у населения нашей страны экологической и правовой культуры. В целях формирования у населения знаний в области экологического права, бережного отношения к природной среде, уважительного отношения к соблюдению требований в области охраны окружающей среды, навыков самостоятельно применять нормы экологического права и использовать предусмотренные законодательством способы защиты нарушенных экологических прав необходимо формировать эколого-правовую культуру.

Законодательство РФ закрепляет основы формирования экологической культуры, а именно это отражено в главе XIII Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Закон отмечает, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя, высшее образование [2].

Ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в числе принципов государственной политики в области образования устанавливает воспитание бережного отношения к окружающей среде, рационального природопользования, а также воспитание правовой культуры [1].

Возрастание неудовлетворенности населения экологической обстановкой и потребности общества в улучшении состояния окружающей среды требуют со стороны государства принятия эффективных управленческих мер, которые позволят эффективно разрешать возникающие в России проблемы в области охраны окружающей среды. 24 декабря 2018 года президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) был утвержден паспорт национального проекта «Экология» [3].

В рамках утвержденного национального проекта предусматривается реализация одиннадцати федеральных проектов, которые предусматривают различные мероприятия, направленные на рекультивацию земель, сохранение лесов, охраны атмосферного воздуха, очистки водных объектов, сохранения биологического разнообразия, внедрения наилучших доступных технологий, совершенствования порядка обращения с бытовыми и производственными отходами, обеспечение населения качественной питьевой водой. По итогам реализации национального проекта до окончания 2024 года планируется по результатам проведения социологического исследования определить уровень удовлетворенности экологической обстановкой населением России.

Для решения крупномасштабных задач определяемых в национальном проекте потребуется не только существенная модернизация экологического законодательства, но и доведение до населения требований современного законодательства, воспитание в обществе эколо-го-правовой культуры. Эколого-правовая составляющая должна стать приоритетной в профессиональной социализации студенческой молодежи вне зависимости от направления подготовки [4, с. 33]. Для решения указанной задачи, необходимо формирование компетенций в области экологического права не только среди студентов осваивающих программы высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция», но обучающихся по неюридическим направлениям подготовки.

В ходе проведенного в 2020 году опроса студентов неюридических направлений подготовки Южно-Уральского технологического университета, обучающимся было предложено ответить на вопросы и оценить свои знания не только о закрепленных в законодательстве экологических правах, но и о правовых способах защиты указанных прав. Всего было опрошено 90 человек. Результаты показали, что среди опрошенных, уровень своих познаний в сфере экологического законодательства оценили, как низкий - 55,9%, средний - 41,2%, высокий - только 2,9%. При этом на вопрос: «Какие экологические права вы знаете?», 80,3% ответили - «не знаю». Низкий уровень оценки собственных эколого-правовых знаний среди опрошенных студентов свидетельствует о недостаточном включении вопросов экологического права не только в образовательные программы высшего образования, но и недостаточное освещение указанных вопросов при получении общего образования. Для решения указанных проблем необходимо

создание системы эколого-правового образования и просвещения населения.

Подобный опрос, проведенный в 2019 году среди студентов осваивающих программы высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» показал, что среди опрошенных, уровень знаний в сфере экологического законодательства оценили, как низкий -43%, средний - 48%, высокий - только 8% [8, с. 507].

Тем самым, можно сделать вывод о том, что студенты неюридических специальностей оценивают уровень знаний в области экологического права неюридических специальностей значительно ниже, чем будущие юристы. Такая оценка собственных знаний связана, прежде всего, с отсутствием в учебных планах специальных дисциплин, в рамках которых формируются компетенции в области экологического права.

В ходе исследования был проведен анализ содержания рабочих учебных программ различных направлений подготовки ЮжноУральского технологического университета для выявления в них наличия дисциплин, направленных на формирование и развитие эколого-правовой культуры.

Образовательные программы по таким направлениям подготовки как «Менеджмент», «Дизайн», «Архитектура», «Экономика», «Финансы и кредит», «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы», «Менеджмент организации», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Маркетинг», «Реклама», «Экономика и управление на предприятии городского хозяйства», «Дизайн», «Дизайн архитектурной среды», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Информационные системы и технологии» предусматривают дисциплину правовой направленности «Правоведение». Рабочие программы дисциплины «Правоведение» включают вопросы экологического права. Таким образом, в рамках освоения указанной дисциплины обучающиеся приобретают эколого-правовые компетенции. Рабочие программы предусматривают, что в результате освоения дисциплины, студенты должны получить знания о системе экологического законодательства, уметь определять общественные отношения составляющие предмет правового регулирования отрасли экологического права и отличать экологических правоотношений от объектов гражданских правоотношений. Программами предусматривается изучение следующих вопросов: общая характеристика экологического права как отрасли российского права: понятие, пред-

мет и метод правового регулирования; законодательство об охране окружающей среды; характеристика объектов экологических правоотношений; понятие виды и основания возникновения права природопользования; ответственность за нарушение законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды. Изучение основных институтов современного российского экологического законодательства должно позволить получить общее представление об экологическом праве, освоить эколого-правовые компетенции необходимые в профессиональной деятельности. Для достижения указанной цели в рабочей программе должно быть предусмотрено достаточное количество часов контактной и самостоятельной работы.

Анализ рабочих программ показал, что в среднем в процессе изучения дисциплины «Правоведение» на тему «Основы экологического права» выделяется 1 час лекций и 2 часа самостоятельных работ, что вызывает сомнение о том, что за указанное количество часов обучающиеся смогут освоить все вопросы, предусмотренные в процессе изучения темы. Тем самым подрывается уверенность в достижении указанных целей в учебной программе по дисциплине «Правоведение».

Также, стоить отметить, что для некоторых направлений подготовки, таких как «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и «Информационные системы и технологии» в образовательных программах вовсе отсутствуют дисциплины, в рамках освоения которых студенты могли бы получить эколого-правовые знания, что, безусловно, не способствует формированию высокого уровня эколого-правовой культуры в процессе получения высшего образования.

Анализ современной учебной литературы по дисциплине Правоведение показывает, что не все современные учебники включают разделы, посвященные экологическому праву.

В учебнике по «Правоведению» для академического бакалавриата под редакцией Шаблова Е.Г. уделяется внимание трудовому, семейному, административному и другим отраслям права, однако вопросы экологического права не раскрываются [7]. Учебник для академического бакалавриата под редакцией Авдийского В.И. содержит в себе раздел, в котором освещены основы экологического права. Автор подробно рассматривает понятие, предмет, метод, принципы и систему экологического права, источники экологического права, дает общую характеристику управления в сфере использования и охраны природных ресурсов, уделяет внимание вопросам правового регулирования

экологического контроля, юридической ответственности за экологические правонарушения [5]. В учебнике по дисциплине «Правоведение» под редакцией А.Я. Рыженкова, кроме указанных выше вопросов, характеризующих основные институты экологического права, автором также рассматриваются особенности правовой охраны окружающей среды в отдельных сферах деятельности человека [6]. Таким образом, учебники включат в себя разное содержание при раскрытии вопроса основ экологического права.

В целях формирования эколого-правовой культуры студентов неюридических направлений подготовки необходимо обязательное включение разделов посвященных вопросам экологического права в учебные пособия и в рабочие программы по дисциплине «Правоведение» а также увеличение объема часов контактной работы по указанным разделам. Для формирования высокого уровня экологического правосознания вузам кроме учебной деятельности необходимо эффективно использовать потенциал внеурочной деятельности, средства социально-культурной деятельности, вовлекать студентов в такие направления деятельности как научно-исследовательская, проектная, социально-значимая и др.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/

2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/

3. Паспорт национального проекта «Экология» от 24.12.2018 № 16 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/

4. Аббасов П.Р. Проблема формирования эколого-правовой культуры студентов гуманитарных вузов в аспекте профессиональной социализации / П.Р. Аббасов, Р.А. Литвак // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - № 12-2. - С. 33-36.

5. Авдийский В.И. Правоведение: учебник для академического бакалавриата / В.И. Авдийский, Л.А. Букалерова. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 333 с.

6. Рыженков А.Я. Правоведение: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А.Я. Рыженков. - М.: Юрайт, 2019. - 317 с.

7. Шаблова Е.Г. Правоведение: учебное пособие / Е.Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т.П. Шишулина. - Екатеринбург: Изд-во Урал, 2016. - 192 с.

8. Шкаликова С.М. Эколого-правовая культура молодежи: правовые условия формирования / С.М. Шкаликова, Е.В. Аббасова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2019. - С. 507-511.

Драгалина М.С.

студент

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Марков Р.С.

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Прокопенко В.А.

студент

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВЫХ

ВСЕНАРОДНЫХ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОЧЕРК)

Аннотация: Настоящая статья посвящена историко-правовому анализу процесса становления института главы администрации Липецкой области и организации первых прямых всенародных выборов регионального руководителя. Авторы, основываясь на нормативно-правовом и архивном материале, рассматривают события, происходившие на федеральном и областном уровне, показывают ход избирательной кампании, делают вывод о влиянии первых всенародных выборов главы администрации Липецкой области на развитие народовластия и федеративных начал в регионе.

Ключевые слова: выборы, глава администрации, Липецкая область, народовластие, федерализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.