Научная статья на тему 'Системный подход к формированию эколого-правовой культуры студентов социо-гуманитарных направлений'

Системный подход к формированию эколого-правовой культуры студентов социо-гуманитарных направлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / SYSTEM APPROACH / ENVIRONMENTAL-LEGAL CULTURE / ECOLOGICAL CULTURE / COMPONENTS OF ENVIRONMENTAL-LEGAL CULTURE / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасов П.Р.

В статье раскрывается системный подход к управлению формированием эколого-правовой культуры обучающихся, определяются компоненты в структуре личности при формировании данного качества. Делаются выводы об эффективности и перспективах применения обозначенного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO FORMATION OF EKOLOGO-PRAVOVOY OF CULTURE OF STUDENTS OF LIBERAL ARTS COLLEGES

In article system approach to management of formation of ekologo-legal culture of students reveals, components in structure of the personality when forming this quality are defined. Elements of system of interaction at the organization of this pedagogical process are presented. Conclusions about the importance and the prospects of application of the designated approach are drawn.

Текст научной работы на тему «Системный подход к формированию эколого-правовой культуры студентов социо-гуманитарных направлений»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ

УДК 378 ББК 74.48

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СОЦИО-ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

П.Р. Аббасов, старший преподаватель ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и

экономики» E-mail: abbasovp@yandex.ru

Аннотация

В статье раскрывается системный подход к управлению формированием эколого-правовой культуры обучающихся, определяются компоненты в структуре личности при формировании данного качества. Делаются выводы об эффективности и перспективах применения обозначенного подхода.

Ключевые слова: системный подход, эколого-правовая культура, экологическая культура, компоненты эколого-правовой культуры, экологическое образование, экологическое просвещение.

Системное решение социально-экономических проблем, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, а также сохранение природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений невозможно реализовать без формирования эколого-правовой культуры личности.

Эколого-правовое воспитание и образование предполагают утверждение в общественном сознании и сознании личности знаний в области экологического права, осознания обязательности исполнения его требований, а также чувства нетерпимости к нарушению норм экологического законодательства. Отметим, что экологическое образование и воспитание являются значимым элементом системы общекультурного развития личности, выполняют важную социокультурную функцию, поскольку выступают необходимым аспектом социализации личности, способствуют её адаптации в условиях стремительного изменения условий окружающей среды.

Проблемы эколого-правового образования и воспитания студенческой молодежи в современный период имеют высокую значимость и носят междисциплинарный характер, поскольку связаны с особыми характеристиками личности обучающихся по гуманитарным направлениям высшего образования, организацией социально-культурной среды в вузе, проектированием взаимодействия с работодателями в конкурентно ориентированной среде региона. Такая многоаспектность требует системного подхода в управлении рассматриваемым педагогическим процессом.

Системный подход нацеливает на разрешение одной из значимых задач государственной политики, которой выступает повышение уровня правовой культуры личности, особенно молодежи и, как ее следствие, снижение количества правонарушений, в том числе и экологической направленности. В соответствии с системным подходом, вопросы правового обучения и воспитания студенческой молодежи занимают центральное место в социально-культурной среде вуза, потому что служат основой для развития гражданственности личности, являются залогом развития экономики страны и основой стабильности в экономической и политической сфере. Как указывает М.К. Жусупбекова, чем более развито общество в целом, тем более высокий уровень правового образования и воспитания личности должен наблюдаться1.

По мнению С. В. Алексеева, экологическая культура является системным явлением, сущность которого заключается в том, что сама экологическая культура может быть рассмотрена как система, а процесс её формирования как становление этой системы2. Следует согласиться с автором, что каждая из частей понятия «экологическая культура» являются системными явлениями, в котором экология может рассматриваться как комплексная наука о взаимодействии живых организмов со средой обитания, а культура как система ценностей, представлений, опыта, образцов поведения и т. д. Системный подход к формированию эколого-правовой культуры способствует выявлению роли и значения её составных частей, их взаимосвязи, взаимодействия.

Системный подход формирования эколого-правовой культуры должен быть отражен в функциях управления в процессе деятельности государственных и муниципальных органов, к которым необходимо отнести следующие функции:

- формирование системы непрерывного экологического образования и просвещения на всех уровнях образования;

- включение в учебные планы всех уровней образовательного процесса вопросов правовой охраны окружающей среды, рационального природопользования, а также экологической безопасности;

- подготовка, в том числе в рамках реализации программ дополнительного образования, педагогических кадров области экологии и природопользования;

- обязательное включение вопросов формирования эколого-правовой культуры, в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;

- создание системы государственной поддержки деятельности организаций, осуществляющих экологическое просвещение и образование;

- создание эффективной информационной среды повышение по вопросам правовой охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности, а также информирование населения по вопросам экологии в средствах массовой информации.

В настоящее время достаточно успешно эколого-правовое образование и просвещение осуществляют общественные экологические организации. Кроме того, эффективному формированию эколого-правовой культуры личности способствует системная организация эколого-просветительской работы в органах и учреждениях, осуществляющих управление в пределах особо охраняемых природных территорий, которая включает в себя:

- систематическую эколого-просветительскую работу с различными группами граждан, в том числе студенческой молодежи;

- взаимодействие с образовательными организациями, публичными органами власти;

- установление единой информационной среды, обеспечивающей доступность и обмен эколого-просветительской информацией;

- развитие в организациях, осуществляющих управление в пределах особо охраняемых природных территорий, организационной и материально-технической базы эколого-просветительской деятельности;

- совершенствование методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской работы.

Поскольку В.А. Беликов утверждает, что применение системного подхода в исследовании любых объектов, в том числе и педагогических, означает рассмотрение объекта как системы, выделение составных элементов системы, рассмотрение каждого элемента, выделение и рассмотрение системообразующих связей и отношений между элементами и рассмотрение вопросов функционирования системы и управления ею3, то его применение при формировании эколого-правовой культуры основано на необходимости комплексного формирования как общего уровня эколого-правовой культуры личности в общеобразовательных учреждениях, так и развитие данного вида культуры, ее особых специализированных форм в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Такой подход имеет нормативное обоснование, так в соответствии со ст. 71 Федерального закона от 10 января 2001 года №7 «Об охране окружающей среды» (далее -ФЗ «Об охране окружающей среды») в целях формирования экологической культуры в России должна быть установлена система комплексного и всеобщего экологического образования. Указанная в законе система экологического образования должна охватывать как общее образование, так и профессиональное образование, которое включает в себя среднее профессиональное и высшее образование, а также дополнительное профессиональное образование специалистов. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ» к уровням общего образования относятся дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование, а уровнями профессионального образования являются среднее профессиональное, а также высшее образование - бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации. Таким образом, экологическое образование должно охватывать практически всю структуру системы образования. Исключение составляет только дополнительное образование детей, которое в соответствии со ст. 73 ФЗ «Об охране окружающей среды» не включено в систему всеобщего и комплексного экологического образования, что на наш взгляд является необоснованным, нарушает законодательно установленный принцип системности экологического образования.

Следует согласиться с Д. О. Буркиным в том, что организация рассматриваемых процессов не может ограничиваться только включением в методику дисциплин экологической направленности. Эколого-правовой образовательный компонент должен выступать неотъемлемой частью многих изучаемых дисциплин4 как системы формирования эколого-правовой культуры личности.

Системность также проявляется в связи с тем, что данные процессы сегодня включают в себя не только формирование отношения к природе как таковой, но и поиск места человека в природосообразном пространстве, что основано на исследованиях А.А.Гусейнова, А.Ф.Шишкина и других, которые обосновывают вопросы нравственного содержания взаимодействия общества и природы, выявляют нравственно-ценностные основы личности в экологическом пространстве.

Системный подход рассматривает процесс с позиции его целостности, следовательно, эколого-правовая культура основывается на понимании культуры личности в ее обобщенном виде. Так, в исследовании А. П. Анисимова указано, что в самом общем виде под экологической культурой как родовым понятием в современной науке рассматривается весомая часть общечеловеческой культуры, включающая особую систему социальных отношений, групп ценностей, норм и особых способов взаимодействия общества и окружающей природной среды, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека5.

Системный подход к формированию эколого-правовой культуры определяет сущностную структуру данного качества личности, состоящую из следующих компонентов:

- гносеологический компонент, включающий эколого-правовые знания, связанные с пониманием сути и значения экологической безопасности, а так же знаний о состоянии окружающей среды, ознакомление с основами существующего российского экологического законодательства, знания об особенностях рационального использования природных ресурсов в целях формирования эколого-правовой культуры личности через социально-культурные институты (средство массовой информации, музей, библиотека, спортивная и туристическая организация);

- праксиологический компонент, как эколого-правовая практика, практические умения и навыки в экологической сфере, так называемый «экологический императив», наличие творческого опыта разрешения конфликтных экологических ситуаций, данный

элемент включает также умение анализировать, уяснять и использовать в жизни нормы экологического законодательства в целях сохранения компонентов природной среды, защиты экологических прав граждан и обеспечения экологической безопасности, анализ изменений состояния окружающей среды, формирование собственной позиции и активное участие в обсуждении и решении экологических проблем, осуществление пропаганды экологически корректного поведения всеми субъектами, готовность к эколого-просветительской деятельности;

- аксиологический компонент, включающий эколого-правовые ценности, как формирование высокого уровня экологического правосознания, уважения личности к эколого-правовым нормам и их требованиям, развитие убеждённости в необходимости соблюдения всех требований и норм экологического законодательства, высокий уровень ценностного отношения к окружающему миру, формирование чувства ответственности за сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций, а также обеспечение экологической безопасности;

- рефлексивный компонент как эколого-правовая рефлексия, определенная формированием направленности личности на усвоение навыков к самостоятельному наблюдению, оценке и прогнозу возможных изменений в окружающей среде под воздействием хозяйственной и иной деятельности человека.

На основании вышеизложенного выделим, что общими с компетенциями, воспитанием и образованием в эколого-правовой культуре являются знания, практика, ценности и рефлексия. Особенностями эколого-правовой культуры выступают наличие совокупности устойчивых убеждений, системы взаимодействия природы и перспектива личностного развития.

Таким образом, формирование эколого-правовой культуры студентов гуманитарных вузов представляет собой междисциплинарную проблему, связанную с поиском перспективных направлений и технологий в образовательно-воспитательной среде вуза, разрешение которой возможно обеспечить при применении системного подхода к управлению данным процессом с позиции развития качеств личности и среды (вуза, региона), что позволит регулировать конкурентоспособность студентов в профессиональной и общественно-социальной деятельности.

Примечания

1 Жусупбекова, М.К. К вопросу об эколого-правовой культуре // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 551-553.

2 Алексеев, С.В. Формирование экологической культуры как механизм социализации подрастающего поколения // Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения - М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. - С 15-21.

3 Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект [Текст]: монография / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. -357с.

4 Буркин, Д.О. Повышение эколого-правовой культуры в среднем образовании // Ленинградский юридический журнал. -2013. - № 2 (32). - С. 197-201.

5 Анисимов, А.П. Развитие эколого-правовой культуры в России: проблемы и перспективы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - ноябрь № 4 (29). - С. 256-258.

SYSTEM APPROACH TO FORMATION OF EKOLOGO-PRAVOVOY OF CULTURE OF

STUDENTS OF LIBERAL ARTS COLLEGES

P.R Abbasov lecturer, South-Ural Institute of Management and Economics

E-mail: abbasovp@yandex.ru

Abstract

In article system approach to management of formation of ekologo-legal culture of students reveals, components in structure of the personality when forming this quality are defined. Elements of system of interaction at the organization of this pedagogical process are presented. Conclusions about the importance and the prospects of application of the designated approach are drawn.

Keywords: system approach, environmental-legal culture, ecological culture, components of environmental-legal culture, ecological education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.