УДК 332.1 DOI 10.47629/2074-9201_2021_4_170_174
Щурилов Алексей Вадимович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики и гуманитарных наук, Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярева, город Ковров,
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КОВРОВ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация. Говорится о существующих проблемах формирования эффективного кадрового потенциала в сфере муниципального управления на примере администрации города Коврова. Анализируется текущее состояние кадров по возрастному цензу, стажу, уровню образования. Дается оценка выполнению планируемых показателей обучения и повышения квалификации муниципальных служащих. Представлены результаты проведенного опроса муниципальных служащих четырех структурных подразделений (управлений) на предмет сложившейся в администрации муниципального образования города Ковров системы развития кадрового потенциала. По результатам проведенного исследования сделаны соответствующие обоснованные выводы.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальные служащие, реестр должностей муниципальной службы, кадровый потенциал, респонденты, повышение квалификации, профессиональная подготовка.
Alexey V. Shchurilov,
Ph.D. of Economic Sciences, Associate professor at the Department of Economics and Humanities, V.A. Degtyarev
Kovrov State Technological Academy, Kovrov, [email protected]
ROBLEMS OF FORMATION OF EFFECTIVE PERSONNEL POTENTIAL (USING THE EXAMPLE OF THE MUNICIPAL ADMINISTRATION THE CITY OF KOVROV,
VLADIMIR REGION)
Abstract. The article deals with the existing problems of forming an effective human resource potential in the field of municipal management on the example of the administration of the city of Kovrov. The author analyzes the current state of personnel by age qualification, experience, level of education. The assessment of the implementation of the planned indicators of training and advanced training of municipal employees is given. The results of the conducted survey of municipal employees of four structural divisions (departments) on the subject of the system of personnel potential development that has developed in the administration of the municipality of Kovrov are presented. According to the results of the study, the corresponding conclusions were made.
Keywords: local governments, municipal employees, register of municipal service positions, human resources potential, respondents, professional development, professional training.
Статья 17 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации указывает, что в полномочия органов местного самоуправления (далее - органы МСУ) по решению вопросов местного значения входит «принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования [3]. Решение вышеуказанных задач, а также эффективное решение вопросов местного значения
требует определенной квалификации специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями в сфере муниципального управления. Это подтверждает наличие необходимости грамотной системы подготовки и обучения кадров на уровне муниципального образования. Как указывают С.А. Зуденкова и Е.И. Клычкова «...решение сложных задач, возникающих перед органами местной власти, должно осуществляться профессионально подготовленными специалистами - менеджерами нового типа,
обладающими системностью мышления и методологией целенаправленного анализа возникающих проблем с использованием современных информационных технологий [1, с.48].
В структуре администрации города Коврова на Управление делами и кадрами возлагается решение следующих задач [5]:
• организационное, аналитическое, информационное, методическое, консультационное обеспечение в сфере трудовых отношений и муниципальной службы;
• формирование и реализация основных направлений кадровой политики, организационное и кадровое обеспечение деятельности администрации города Коврова;
• организация учебы, повышение квалификации и переподготовки муниципальных служащих.
Следует отметить, что до настоящего времени в администрации муниципального образования отсутствует Положение о переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих и иных работников органов МСУ.
Приведем несколько цифр о состоянии кадрового потенциала муниципальных служащих администрации города Коврова на начало 2020 года:
1. Состоят на должностях муниципальной службы: 186 человек (15% мужчины, 85% - женщины).
2. Возрастной ценз:
• служащие до 30 лет -18%;
• от 30 до 40 лет - 30,5 %;
• от 41 до 50 лет - 26,5 %;
• от51 добО лет - 22 %;
• старше 60 лет -3%.
3. Стаж муниципальной службы:
• до 1 года -10%;
• от 1 года до 5 лет - 36 %;
• от5до10лет- 29 %;
• от10до15лет- 8,5 %;
• от15до25лет-14,5 %;
• более 25 лет -2%.
Уровень образования муниципальных служащих администрации города Коврова:
• высшее образование - 88 %;
• среднее специальное образование -10%;
• среднее общее образование -2%.
Действует «Положение о порядке заключения
договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы в администрации города Коврова Владимирской области», утвержденное Постановлением Главы города № 986 от 07.04.2016, согласно которому устанавливается порядок заключения договора о целевом обучении между органом МСУ и отобранным на конкурсной основе гражданином Российской Федерации, впервые получающим высшее или среднее профессиональ-
ное образование по очной форме обучения в образовательных организациях [7]. Договор о целевом обучении заключается на конкурсной основе. Конкурс объявляется по решению Главы города и проводится конкурсной комиссией, образуемой в администрации города. За последние 3 года конкурсы по отбору кандидатов не проводились и договоры не заключались.
В качестве дальнейшего анализа были выбраны 4 структурных подразделения администрации города Коврова:
• Управление городского хозяйства;
• Управление имущественных и земельных отношений;
• Управление благоустройства и строительно-разрешительной документации;
• Управление муниципального заказа.
Сведения о численности и кадровом составе
вышеуказанных подразделений представлены в Таблице 1 [4].
Данные таблицы показывают, что по состоянию на 01 июня 2021 года персонал структурных подразделений состоял из 77 специалистов, из которых к категории муниципальных служащих относилось 49 чел. или 63,6 %. В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы сотрудники занимают следующие должности [8]:
• высшая должность - 4 чел.;
• главная должность - 12 чел.;
• ведущая должность - 12 чел.;
• старшая должность - 21 чел.;
• младшая должность (специалист 1-ой категории) - отсутствует.
Подпрограмма «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании город Ковров Владимирской области на 2015-2020 годы», которая действовала в рамках общей муниципальной программы «Организация муниципального управления в муниципальном образовании город Ковров Владимирской области на 2015-2020 годы» [4], должна была способствовать решению задач по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам муниципальной службы, формированию эффективной системы управления муниципальной службой, дальнейшему развитию системы обучения муниципальных служащих, совершенствованию правовой и организационной работы по формированию, ведению и использованию резерва управленческих кадров. При этом, на весь период с 2015 по 2020 годы было запланировано:
• ежегодное обучение муниципальных служащих на семинарах: 5 чел.;
• ежегодное повышение квалификации муниципальных служащих: 30 чел.;
• доля управленческих должностей, замещенных из муниципального резерва управленческих кадров, в общем объеме замещенных управленческих
Таблица 1
Показатели численности и кадрового состава структурных подразделений (на 01 июня 2021 года)
Показатели Управление городского хозяйства Управление имущественных и земельных отношений Управление благоустройства и строи-тельно-разрешитель-ной документации Управление муниципального заказа
Количество сотрудников, всего, чел., из них: 24 22 18 13
Муниципальные служащие, всего, чел., в том числе: 10 20 10 9
начальник управления (заместитель начальника управления) 1 1 1 1
начальник отдела 3 4 3 2
консультант 1 7 3 1
главный специалист 5 2 2 -
ведущий специалист - 6 1 5
специалист 1-ой категории - - - -
должностей: 2015 год - 10 %, 2016 год - 12 %, 2017 год - 16 %, 2018 год - 18 %, 2019 год - 20 %, 2020 год - 22 %.
Таким образом, за период с 2015 по 2020 год планировалось обучение и повышение квалификации практически всего состава муниципальных служащих. Вместе с тем, за указанный период количество муниципальных служащих, прошедших обучение и профессиональную переподготовку, составило:
• по программам профессиональной переподготовки: 12 чел.;
• по программам повышения квалификации: 22 чел.
Профессиональную переподготовку и повышение квалификации прошли 34 специалиста (18,3 % от общего количества). Планируемые показатели не были выполнены в основном по причине отсутствия необходимого финансирования из средств местного бюджета.
Был проведен опрос муниципальных служащих вышеуказанных управлений в количестве 28 чел. (57,1 % от общего числа муниципальных служащих) на предмет сложившейся в администрации муниципального образования города Ковров системы развития кадрового потенциала.
Общее сложившееся мнение муниципальных служащих следующее: прохождение обучения по программам профессионального образования на практике мало способствует карьерному росту, улучшению условий оплаты труда, других мотивационных факторов выполняемой работы.
Опрошенные респонденты назвали следующие основные причины:
• отсутствие действующего механизма управления карьерой в органах власти - 39,5 %;
• отсутствие вакантных должностей в структуре органов МСУ - 72,2 %;
• отсутствие у самих муниципальных служащих стремления к карьерному росту - 24 %.
Респонденты так оценили результаты своего последнего обучения по программам повышения квалификации:
• возможности практического применения полученных в ходе обучения знаний - 59,5 %;
• проведение собеседования с непосредственными руководителями по результатам своего обучения - 15 % респондентов;
• проведение семинара с коллегами по содержанию обучающей программы с целью поделиться знаниями - 24 %;
• разработка муниципальными служащими конкретных предложений по совершенствованию служебной деятельности - 11,8 %.
Проведенный опрос указывает на наличие серьезных препятствий для использования на практике результатов обучения. Кроме того, сами руководители структурных подразделений органов МСУ не стремятся использовать кадровый потенциал с учетом полученных в ходе обучения знаний и профессиональных компетенций.
Почти 80 % опрошенных респондентов указали, что при выборе обучающей организации и программы обучения их мнение и пожелания не учитывались. А это влияет на эффективность обучения.
В настоящее время в администрации города Коврова действует «Положение о наставничестве в администрации города Коврова Владимирской области». Целью наставничества выступает оказание помощи муниципальным служащим, впервые назначен-
ным на должности муниципальной службы. Основными задачами его выступают [6]:
• обучение муниципальных служащих эффективным формам и методам работы, развитие способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные обязанности;
• оказание помощи в адаптации к условиям осуществления служебной деятельности;
• развитие у муниципальных служащих профессионально значимых качеств личности и поддержание интереса к профессиональной служебной деятельности;
• формирование сплоченного и квалифицированного кадрового состава.
По информации, полученной от четырех сотрудников структурных подразделений, поступивших на работу в период 2018-2019 годы на должности ведущих специалистов, наставник к ним не назначался. Не был доведен до сотрудников и предусмотренный Положением индивидуальный план мероприятий по осуществлению наставничества. Работники получали консультационную помощь по своим обращениям непосредственно от руководителя и от коллег, уже имеющих опыт выполнения аналогичных функций.
74 % опрошенных респондентов указали на неясные перспективы продвижения по служебной лестнице, а одной из основных причин демотивации их деятельности (по мнению 68 % опрошенных) является невысокий уровень заработной платы. Кроме того, отсутствие возможности повышения квалификации и переподготовки отметили 32,5 % опрошенных респондентов.
Комплекс выявленных проблем стал причиной достаточной высокой текучести кадров. За период 2019-2020 годы из структурных подразделений уволились по собственному желанию [9]:
• Управление городского хозяйства: 3 чел. (2 ведущих специалиста, 1 главный специалист);
• Управление имущественных и земельных отношений: 3 чел. (ведущие специалисты);
• Управление благоустройства и строительно-разрешительной документации: 1 чел. (главный специалист);
• Управление муниципального заказа: 2 чел. (ведущие специалисты).
Увольнялись специалисты, занимавшие старшую муниципальную должность.
Следует констатировать, что за последние 2 года персонал муниципальных служащих в этих подразделениях обновился на 18,4 %.
Таким образом, формированию эффективного кадрового потенциала муниципальной службы в администрации города Коврова в настоящее время присущи следующие проблемы:
• недостаточный для работы в современных условиях уровень трудовой мотивации и организационной обеспеченности профессиональной подготовки муниципальных служащих;
• нерешенность правовых, организационных и материальных вопросов привлечения и закрепления молодых специалистов на муниципальной службе.
Проведенный анализ кадрового потенциала и системы подготовки и обучения муниципальных служащих администрации города Коврова позволяет сделать следующие выводы:
1. Деятельность администрации города Коврова в сфере формирования эффективного кадрового потенциала не носит системный характер.
2. Необходимо создание условий для развития муниципальной службы в целом и профессионального развития муниципальных служащих.
3. Необходимо повышение уровня профессиональной компетенции, мотивации и стимулирования профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих.
Список литературы
1. Зуденкова, С.А., Клычкова, Е.И. Совершенствование кадрового обеспечения администрации муниципального образования / С.А. Зуденкова, Е.И. Клычкова // Муниципальная академия. - 2016. - № 3.
2. Муниципальная программа «Организация муниципального управления в муниципальном образовании город Ковров Владимирской области на 2015-2020 годы»: постановление Администрации города Коврова от 10.10.2014 № 2483 // URL: https://www.sovet.kovrov-gorod.ru (дата обращения: 11.08.2021).
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-Ф3) // СПС «КонсультантПлюс». Ст.17.
4. Официальный сайт администрации города Коврова: структура // URL: https://kovrov-gorod.ru/st_full (дата обращения: 01.08.2021).
5. Положение об Управлении делами и кадрами администрации города Коврова: постановление Администрации города Коврова от 17.01.2020 № 55 // URL: https://www.kovrov-gorod.ru/st_full.php. раздел III (дата обращения: 18.08.2021).
6. Положение о наставничестве в администрации города Коврова Владимирской области: Постановление Главы города от 23.05.2017 № 1250 // URL: https://sovet.kovrov-gorod.ru. раздел. 1, п. 1.3 (дата обращения: 28.07.2021).
7. Положение о порядке заключения договора целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы в администрации города Коврова Владимирской области: постановление Главы города от 07.04.2016 № 986 // URL: https://www.sovet.kovrov-gorod.ru п.1 (дата обращения: 22.08.2021).
8. Реестр должностей муниципальной службы во Владимирской области: приложение к Закону от 30.05.2007 № 58-ОЗ // URL: https://vlad-gov.ru/doc/14190 (дата обращения: 01.08.2021).
9. Справочные материалы Управления делами и кадрами администрации муниципального образования города Ковров.
References
1. Zudenkova, S.A., Klychkova, E.I. Sovershenstvovanie kadrovogo obespecheniya administracii municipal'nogo obrazovaniya / S.A. Zudenkova, E.I. Klychkova // Municipal'naya akademiya. - 2016. - № 3.
2. Municipalnaya programma organizaciya municipalnogo upravleniya v municipalnom obrazovanii gorod Kovrov Vladimirskoj oblasti na 2015-2020 gody. Postanovlenie administracii goroda Kovrova ot 10.10.2014 - 2483 // URL: https://www.sovet.kovrov-gorod.ru (data obrashcheniya: 11.08.2021).
3. Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 27.05.2014 № 136-FZ) // SPS «Konsul'tantPlyus». St.17.
4. Oficial'nyj sajt administracii goroda Kovrova: struktura // URL: https://kovrov-gorod.ru/st_full (data obrashcheniya: 01.08.2021).
5. Polozhenie ob Upravlenii delami i kadrami administracii gororda Kovrova: postanovlenie Administracii goroda Kovrova ot 17.01.2020 № 55 // URL: https://www.kovrov-gorod.ru/st_full.php. razdel III (data obrashcheniya: 18.06.2021).
6. Polozhenie o nastavnichestve v administracii goroda Kovrova Vladimirskoj oblasti: Postanovlenie Glavy goroda ot 23.05.2017 № 1250 // URL: https://sovet.kovrov-gorod.ru. razdel 1, p.1.3 (data obrashcheniya: 28.07.2021).
7. Polozhenie o poryadke zaklyucheniya dogovora celevom obuchenii s obyazatelstvom posleduyushchego prohozhdeniya municipalnoj sluzhby v administracii goroda kovrova vladimirskoj oblasti postanovlenie glavy goroda ot 07.04.2016 № 986 // URL: https://www.sovet.kovrov-gorod.ru P.1 (data obrashcheniya: 22.08.2021).
8. Reestr dolzhnostej municipal'noj sluzhby vo Vladimirskoj oblasti: prilozhenie k Zakonu ot 30.05.2007 № 58-OZ // URL: https://vlad-gov.ru/doc/14190 (data obrashcheniya: 01.08.2021).
9. Spravochnye materialy Upravleniya delami i kadrami administracii municipal'nogo obrazovaniya goroda Kovrov.