Научная статья на тему 'Проблемы формирования единого Европейского пространства высшего образования: вторая половина XX - начало XXI ст'

Проблемы формирования единого Европейского пространства высшего образования: вторая половина XX - начало XXI ст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС / ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ / GENESIS / EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE / HIGHER EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пальчук Марина Ивановна

Интеграционные процессы являются ответом на вызовы глобализационного мира. Создание условий для расширения образовательных границ, воспитание в духе европейского сознания, строительство „общеевропейского дома” фундамент новых возможностей народов европейского континента, географические координаты которого простираются от Атлантического океана до Урала. В статье охарактеризованы этапы деятельности ЕС, направленные на принятие деклараций и стратегий, формирующих единое образовательное пространство профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of forming a single European Higher Education Area: Second half XX - home XXI century

Integration processes are the answer to challenges of the globalization world. Creation of expansion conditions of educational borders, training in the spirit of the European consciousness, building of „common European home” are the base of the new opportunities for people of the European continent, which geographic coordinates stretch from the Atlantic Ocean to the Urals. The article contains description of stages of the EU activity directed on adoption of declarations and strategy which created common educational space professional education.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования единого Европейского пространства высшего образования: вторая половина XX - начало XXI ст»

Г/Л4Л атасны с шц

Сй

М. И. Пальчук

УДК 378:377+338

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX -НАЧАЛО XXI ст.

^поха глобализации, политическая ситуация в мире, динамическое развитие общества требуют новых способов организации человеческой деятельности. В России задекларирована проблема академической мобильности и интеграции национальной системы образования в международном образовательном пространстве на основе сложившихся традиций и отечественного опыта. Каждая страна реализует свою образовательную политику, но при этом пользуется также и мировым опытом, накопленным различными моделями образования, который проверен временем, даёт позитивные результаты, а в отдельных случаях даже содействует решению государственных проблем.

Благодаря мировым интеграционным процессам, формирование и решение образовательных задач осуществляется на межгосударственном и межнациональном уровнях. Главные приоритеты и цели образования провозглашаются в международных конвенциях и национальных документах, которые затем становятся стратегическим ориентиром международного сотрудничества. Путь в этом направлении прокладывают разветвлённые структуры политических, научных, общественных организаций, создающие нормативно-правовую базу всеобщего образовательного поля.

В последние годы в Российской Федерации появилось много исследований, пос-вящённых формированию общеевропейского

20А//2 -

пространства высшего образования. В частности, данному вопросу посвящены работы Борисова В. В., Есениной Е. Ю., Колмац-кого В. И., Ларионовой М. В., Олейниковой О. Н., Тагуновой И. А. Однако систематизации последовательных шагов и объективных факторов создания единого образовательного пространства сделано не было. С этой целью обратимся к его генезису на стыке двух тысячелетий с учётом того, что значительная часть нашей страны находится на европейском континенте.

К девяностым годам прошлого века были заложены отдельные аспекты сотрудничества в сфере образования, получившие в дальнейшем название „открытый метод координации", затрагивающие вопросы выработки целей и рекомендаций, обмена наилучшими национальными практиками и регулярного мониторинга результатов относительно совместно разработанных критериев и индикаторов достижения единых целей. С начала 1990-х годов динамика интеграционных процессов усилилась. Так в 1992 году подписан Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор, The Treaty of Maastricht), который ратифицирован в ноябре 1993 года. В последующие годы важные этапы деятельности ЕС характеризуются принятием образовательных деклараций и стратегий, которые носят системный характер [10].

В 1995 году принята Копенгагенская Декларация о социальном развитии (Copenhagen Declaration on Social Development). Впервые в истории человечества главы государств и правительств на заседании Организации Объединённых Наций признали значение социального развития и благосостояния людей и выдвинули эти цели на первый план в ХХ1 веке [10].

Сорбонская Декларация (Sorbonne Joint Declaration) о гармонизации архитектуры Европейской системы высшего образования (1998 г.) обосновала необходимость создания Европейского пространства высшего образования как основного пути развития мобильности граждан с возможностью их трудо-

устройства в странах Европейского континента [10].

Через год, в 1999 году, была принята Болонская Декларация (The Bologna Declaration). Создание Зоны европейского высшего образования и намерение стран к продвижению европейской системы высшего образования по всему миру с целью повышения конкурентоспособности Европейского Союза стало первым шагом Болонского процесса (The Bologna process), являющегося сегодня главным механизмом регулирования высшего образования в Европе. В этой связи поставлена задача - привести национальные системы к единому стандарту, предусматривающему взаимное признание дипломов, одинаковую систему оценок, широкий обмен студентами и стажирование преподавателей, особое внимание обращено к аналитическим диссертационным исследованиям в сфере образования [10]. Отметим, что Болонский процесс не ограничивается рамками высшего образования, он является одним из инструментов решения более широких задач, ориентированных на межправительственное сотрудничество и укрепление европейского объединения. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

Главным достижением Болонского процесса считается кооперация в сфере высшего образования, в которую включены министры, эксперты различных областей знаний, ректоры, представители профессорско-преподавательского состава высшей школы, агентства по оценке качества высшего образования и даже студенческие организации. Однако самый спорный вопрос связан с проблемами инновационного развития, т. к. основное внимание обращается не на подготовку „творцов инноваций", а на развитие массового высшего образования и, прежде всего, его первого цикла - подготовки бакалавров с целью выхода на общеевропейский рынок квалифицированного труда, что автоматически предусматривает высокий уровень мобильности европейцев [10].

В 2000 году Европейский Совет (European Council) определил концептуально новую задачу на десятилетие вперёд - к 2010 году создать самую динамичную в мире экономику с устойчивым ростом и обеспечением на основе тесного внутриевропейского социального сплочения высокопроизводительных рабочих мест, обеспечивающих качественный уровень европейской интеграции (Лиссабонская стратегия, Lisbon Strategy). Поставлены стратегические цели - повышение глобальной конкурентоспособности Европейского Союза, его экономическое обновление, улучшение в социальной сфере, обеспечение охраны окружающей среды. Одновременно, в июне 2000 года, Европейский Совет по образованию принял Резолюцию по образованию в течение жизни [10].

Однако достичь быстрого прогресса не удалось, первые результаты намеченной программы в 2005 году показали, что промежуточные цели к этому времени достигнуты не были. Стратегия была пересмотрена, новая редакция получила название: „Упростить, чтобы сохранить и воплотить в жизнь", сроки реализации были отодвинуты, пришлось отказаться от первоочередного решения экологических проблем и социальных программ.

В основе функционирования Лиссабонской стратегии лежит баланс между общеевропейской политикой, формируемой Европейской комиссией и национальной политикой государств-членов Евросоюза, где реализуются практические задачи.

Пражское Коммюнике (Prague Communiqué, 2001 г.) направлено на реализацию плана превращения Европы в пространство непрерывного образования. Главные принципы непрерывного образования были сформулированы ещё на Международной конференции по образованию экспертами ЮНЕСКО во время 40-й сессии в Женеве в 1986 г. Они подразумевают всеобщий характер непрерывного образования; преемственность между различными ступенями образования и направлениями формирования личности; интеграцию всех образовательных воздей-

ствий; взаимосвязь общего и профессионального образования; политехническое образование, дополняемое подготовкой на производстве; открытость и гибкость системы образования - свободный выбор профиля обучения и возможность пользоваться услугами системы образования после перерыва в любом возрасте; свободу выбора средств, методов и форм обучения - дневное, вечернее, заочное, самообразование, опирающихся на различные информационные источники; равноправную оценку и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату; доступ к любым видам и типам образования, главным образом на основе индивидуальных способностей и склонностей, а не вследствие ранее полученных формальных оценок (свидетельств, дипломов) или предшествующей практической деятельности [6].

Базовый принцип Европейского пространства высшего образования построен на обществе и экономике, основанных на знаниях, лицом к лицу стоящих перед проблемами конкурентоспособности и необходимостью создания новых технологий улучшения социального единства, формирования равных возможностей и качества жизни. В этой связи определена необходимость тесного взаимодействия между высшими учебными заведениями и студентами с целью расширения европейской зоны высшего образования, что требует энергичных действий в данном направлении всех без исключения стран Евросоюза.

В 2002 году принята Копенгагенская Декларация (Déclaration of the European Ministers in Copenhagen). Министерства, ответственные за профессиональное образование и обучение (ПОО) в странах-членах и странах-кандидатах в члены Европейского Союза, странах Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ, European Free Trade Association - EFTA) и Европейской экономической зоны (ЕЭЗ, European Economie Area - EEA), а также социальные партнёры и Европейская Комиссия (European

Commission), определили приоритеты и стратегические задачи развития ПОО. Копенгагенская Декларация послужила началом Копенгагенского процесса - составной части европейских интеграционных процессов в сфере образования, отражённых в программе Европейского Союза „Лиссабонская стратегия", где прозрачность и качество профессионального образования являются ключевыми критериями и определяются как приоритеты политики отдельных государств. Задекларирована главная задача - доступность обучения в течение всей жизни, одновременно выделены основные направления сотрудничества в сфере ПОО: укрепление авторитета Европейского Союза; внедрение и оптимизация информационных сетей и механизмов; содействие прозрачности (Europass -инициатива ЕС по стандартизации информации о квалификации и профессиональном опыте работников стран-членов Евросоюза), взаимное признание квалификаций и компетенций с целью повышения мобильности; официальное признание неформального и информального обучения; обеспечение качества образования.

В этом ключе процесс формирования европейской системы профессионального образования и обучения целиком координируется Европейской комиссией, её департаментами и развивается по трём направлениям: исследование, разработки и инновации (research, development and innovation, R&D&I) [1, с. 8].

Одним из значимых этапов евроинтег-рации стало в 2003 г. Берлинское Коммюнике (Communiqué of the Conference of Ministers in Berlin), где принято решение - с 2005 года направить совместные усилия на создание Европейского исследовательского пространства в тесной взаимосвязи с Европейским высшим образованием. В то же время в рамках Болонского процесса поставлена задача организовать систему оценки качества образования на всех уровнях - университетском, национальном и европейском, включающую как внутреннюю оценку качества образования самими университетами, так и

внешнюю - независимыми агентствами, а также связанную с ними систему аккредитации и сертификации. Для расширения мобильности и облегчения признания документов о высшем образовании предложено выдавать выпускникам европейских вузов Приложение к диплому, которое не только свидетельствует, насколько успешным было обучение выпускников, обучающихся на одном и том же уровне разных университетов, но и предоставляет равные возможности трудоустройства будущим специалистам в странах-членах ЕС. При этом обеспечение качества возможно через ответственность вузов, оценку образовательных программ, внешнюю экспертизу, открытость результатов, сотрудничество, введение систем аккредитации и кредитов, признание степеней, а также международное партнёрство. Берлинское Коммюнике определило необходимость привлечения студентов к управлению высшим образованием как равноправных партнеров, а предложенные механизмы усилили привлекательность Европейского профессионального высшего образования (ЕПВО,1Ье European Higher Education Area).

В Маастрихтском Коммюнике (Maastricht Communiqué, 2004 г.) впервые инициирован процесс усиленной кооперации в сфере профессионального образования и обучения (ПОО) и сформулированы приоритеты развития национальных систем ПОО: повышение информированности; использование согласованных механизмов и фондов ЕС; увеличение государственных и частных инвестиций; поддержка лиц групп риска; развитие открытых подходов и гибких траекторий обучения; совершенствование механизмов разработки образовательных программ; усиление педагогических принципов; расширение образовательной среды в учебных организациях и на производстве; повышение компетенций преподавателей и инструкторов учебных заведений.

В число приоритетных направлений вошла разработка Европейской рамки квалификаций и Европейской системы переноса

зачётных единиц в ПОО. Начатая инициатива „Europass", объединяющая различные документы, позволяющие подтверждать квалификации и навыки в пределах Европы, включала в себя Europass-CV (указываются личные данные, владение языками, опыт работы, информация об образовании и обучении, дополнительные компетенции), Europass-mobility (фиксируются периоды обучения за рубежом), Europass-language portfolio (представляется информация об языковой компетенции), Europass-certificate supplement (дополнения к диплому или сертификату о ПОО, включающие возможную область трудоустройства, название образовательного учреждения и организаций аккредитующих его, уровень сертификата, возможность доступа к следующему уровню образования с указанием компетенции и квалификации). В 2005 году рамка Europass (Европейская рамка квалификаций, European Qualification Framework) вступила в силу. Одновременно принята рабочая программа „Образование и обучение 2010", в настоящее время её продолжением является программа „Образование и обучение 2020". Решено, что Европейская комиссия один раз в четыре года, начиная с 01 января 2008 года, представляет Европейскому Парламенту и Европейскому Совету доклады о выполнении решений по Europass, основанные на оценках независимого аудита [8, с. 29].

Бергенское Коммюнике (The Bergen Communiqué, 2005 г.) характеризуется принятием Всеобъемлющей структуры квалификаций для ЕПВО на основе трёх циклов образования с учётом того, что в национальных контекстах возможны промежуточные квалификации, например, младший специалист и специалист. Утверждены универсальные дескрипторы для каждого цикла на базе результатов обучения и наличия компетенций, определён диапазон зачётных единиц для первого и второго циклов. В этом Коммюнике поставлена задача - создать к 2010 году национальные структуры квалификаций, совместимые с Всеобъемлющей структурой

квалификаций (Overarching Framework for Qualifications in the European Higher Education Area).

Для усиления сотрудничества на общеевропейском уровне и отдельно взятых стран вектор дальнейшего развития Копенгагенского процесса рекомендовано направить в сторону высшего образования, построенного на принципах Болонского процесса. Это, в свою очередь, обеспечивает стабильность европейской политики в сферах экономики, занятости, социального партнёрства и национального благополучия. Акцентировано внимание на необходимости поиска решения проблемы социального измерения высшего образования: расширение доступа к образованию, обеспечение организационно-экономических условий обучения студентов, содействие в решении их проблем со стороны правительств и вузов. Вместе с этим введена трёхцикловая структура академических степеней. Решено обеспечить качество образования через системные внутренние механизмы высших учебных заведений и внедрить стандарты обеспечения качества ЕПВО на базе национальных экспертиз с включением результатов в единую базу. Признана совместимость степеней и периодов обучения, гармонизирован докторский квалификационный уровень, ориентированный на результат в соответствии с Всеобъемлющей структурой квалификаций ЕПВО. На основании принятых решений утверждён документ, получивший название „Стандарты и рекомендации по оценке качества в Европейском пространстве высшего образования" (Standards and Guidelines for quality assurance in the European Higher Education Area) [10].

Министерская конференция в Финляндии приняла Хельсинское Коммюнике (The Helsinki Communiqué on Enhanced European Cooperationin Vocational Education and Training, 2006 г.), где указана необходимость продолжения работы в намеченных ранее направлениях, особое внимание уделено проблемам организации образования в тече-

ние жизни. В частности, акцент сделан на реализацию „Программы образования в течение жизни", принятой Европейским парламентом и Советом ЕС накануне конференции. Обратим внимание на существенную деталь этой программы - её адресация не только к наёмным работникам, которые время от времени или даже постоянно сталкиваются с проблемой трудоустройства, но и к работодателям. В данном ключе было предусмотрено обучение основам менеджмента и предпринимательства.

Лондонское собрание министров (2007 г.) подготовило Коммюнике (London Communiqué) под девизом „На пути к Европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализованного мира", утвердило правовой компонент ЕПВО, созданный на основе Болонского процесса под названием Европейский Регистр Качества (The European Quality Assurance Register for Higher Education - EQAR). Целью Регистра является учёт агентств, отвечающих за качество, а также создание базы данных внешней независимой оценки качества высшего образования в европейской зоне. Было принято решение завершить к 2010 году создание национальных рамок квалификаций стран-участниц Болонского процесса с их совместимостью с принятой рамкой квалификаций сферы высшего образования стран ЕС, а также предоставлять национальные отчётные данные по устранению препятствий на пути мобильности студентов и производственного персонала. Определены дальнейшие стратегии глобального масштаба: мобильность преподавательского состава, студентов и выпускников, направленная на создание возможностей для их личностного развития; расширение международного сотрудничества; улучшение качества высшего образования и научной деятельности, способствующих расширению европейского измерения.

Конференция в Бордо (International Conference, Bordeaux, 2008 г.) с учётом того, что до реализации стратегии развития профес-

сионального образования и обучения осталось всего два года, сосредоточила своё внимание на развитии европейских сетей профессионального образования и обучения, реализации пилотных проектов, формировании национальных консультационных структур, взаимном обучении, осуществляемом на примерах наилучших практик. Сделан промежуточный вывод - в целом Копенгагенский процесс протекает успешно, вместе с тем большое количество работников на европейском рынке труда по-прежнему имеют низкую квалификацию. В условиях экономического кризиса с сопутствующим ростом безработицы производственному персоналу рекомендовано строить индивидуальную профессиональную карьеру в более широком межгосударственном контексте и систематически осваивать новые, востребованные на рынке труда, профессии на основе своего базового образования, расширяя границы обучения в течение жизни. Тем самым подтверждена эффективность функционирования Европейской сети содействия выбору образовательных траекторий в системе непрерывного образования (European Lifelong Learning Guidance Policy Network -ELLGPN).

На встрече министров в Лувен-ла-Нев, Бельгия, (2009 г.) принято Левенское Коммюнике „Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии" („The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade" Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve). В нём сформулированы приоритеты Европейского пространства высшего образования на второе десятилетие XXI века и отражены аспекты подготовки педагога профессиональной школы, являющегося ключевой фигурой системы ПОО. Именно этот субъект образовательной среды обеспечивает качественную подготовку конкурентоспособного на рынке труда производственного персонала, способного принимать выверен-

ные решения, а также адаптировать результаты своей трудовой деятельности к потребностям общества в соответствии с собственными интересами.

Будапештско-Венская Декларация (Budapest-Vienna Declaration on the European Higher Education Area) принята в 2010 году. Уникальное партнёрство между органами государственной власти, высшими учебными заведениями, их сотрудниками и студентами, а также работодателями, агентствами по обеспечению качества, международными организациями и европейскими институтами позволило осуществить серию реформ по созданию Европейского пространства высшего образования, основанного на доверии, сотрудничестве и уважении к разнообразию культур, языков, систем высшего образования.

В этом же году Конференция в Брюгге (The Bruges Communiqué on enhanced European Cooperation in Vocational Education and Training) приняла план действий до 2020 года. С точки зрения развития ПОО были определены четыре стратегические цели: образование в течение жизни и мобильность; качество и эффективность; справедливость и активная гражданская позиция; инновации, способность к творчеству и предпринимательству.

Вместе с тем, ещё в рамках Копенгагенского процесса разработан механизм переноса, накопления и признания зачётных единиц в европейском профессиональном образовании ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System) по аналогии с системой зачётных единиц, созданной в рамках Болонского процесса.

Следует сделать несколько пояснений относительно сокращений и терминов. Разработка ECVET (The European Credit System for Vocational Education and Training) курировалась Консультативным Комитетом по профессиональному образованию VETAC (The Vocational Education and Training Advisory Committee). В тех случаях, когда речь идёт о целенаправленной подготов-

ке квалифицированных специалистов опре-дёленной профессии (прежде всего, относящейся к производственной сфере), в английском языке используют термин Vocational Education and Training (VET), что приблизительно соответствует русскому термину „профессиональное образование и обучение".

Отметим, что одиннадцать целей, принятых в ходе Брюггенской конференции, частично были повторением или модификацией исходных целей Копенгагенского процесса, перечислим их:

1. Повышение привлекательности начального профессионального образования -I-VET.

2. Стремление к наиболее высокому качеству начального (I-VET) и продолжающегося (C-VET) профессионального образования, ориентированного на достижение практических результатов.

3. Формирование гибкой системы приёма на обучение с целью приобретения квалификаций.

4. Введение стратегической установки, направленной на интернационализацию каждой из форм профессионального образования (I-VET, C-VET) с целью международной мобильности.

5. Содействие развитию способностей к инновационной деятельности и предпринимательству (I-VET, C-VET) с использованием ИКТ.

6. Продвижение инклюзивного профессионального образования и обучения с поддержкой тех, кто испытывает особые трудности при обучении на обоих уровнях (I-VET и C-VET).

7. Популяризация результатов европейской кооперации в сфере профессионального образования и обучения, привлечение к его организации всех заинтересованных в нём сторон.

8. Применение на европейском и национальном уровнях инструментов координации, таких как прозрачность, признание квалификаций, контроль качества и мобильность.

9. Усиление кооперации между профтехобразованием и смежными сферами образовательной и профессиональной деятельности.

10. Предоставление сопоставимых данных при выработке единой политики Европейского Союза в сфере профессионального образования и обучения.

11. Эффективное использование поддержки со стороны структур ЕС.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в странах Евросоюза предусмотрена до 2020 г. непрерывная модернизация системы профессионального образования и обучения. Подчеркнём, что реформирование образования в Российской Федерации идёт своим курсом. Так, с 1 сентября 2013 г. в РФ нет уровня начального профессионального образования.

Следует выделить Брюссельскую международную конференцию (International Conference - Qualifications Frameworks: From Concepts to Implementation, Brussels), которая состоялась в ноябре 2011 года под эгидой Европейского фонда образования и была посвящена проблемам внедрения механизмов использования национальных рамок квалификаций и достижению взаимопонимания между заинтересованными сторонами. Отмечено, что в международной практике понятие сертификации представляется как процесс и результат независимой оценки квалификации работника и очевидным преимуществом является возможность признания неформального образования и обучения [3, с. 82].

В основе решения Бухарестского Коммюнике (Consolidating the European Higher Education Area, Bucharest Communiqué, 2012) лежат приоритеты Европейского пространства высшего образования, сформулированные до 2015 года. В них определены необходимость инвестиций с целью расширения доступа и обеспечения качества высшего образования, возможности трудоустройства и повышения занятости населения, персонального и профессионального развития выпускников, способствующего их карьерному росту. В этом документе отведена значительная роль высшим учебным заведе-

ниям в обеспечении более тесной взаимосвязи между исследованиями, преподаванием и обучением на всех уровнях; определена поддержка разнообразных докторских программ, т. к. подготовка докторантов занимает особое место не только в Европейском пространстве высшего образования, но и Европейском исследовательском поле (The European Research Area - ERA); признано справедливое академическое и профессиональное, а также неформальное и информальное обучение, являющееся основой Европейского высшего образования, что считается явным преимуществом для академической мобильности студентов, повышает шансы выпускников в построении профессиональной карьеры и, в конечном итоге, представляет собой точную оценку степени достигнутого доверия.

В Дублине (Conference on Quality Assurance in Qualifications Frameworks, Dublin, 2013 г.) на одной из последних совместных встреч национальных экспертов сети по развитию рамок квалификаций в сфере высшего и непрерывного образования (Болонского и Копенгагенского процессов), помимо представителей стран-участниц, присутствовали представители Совета Европы, Европейского центра по развитию профессионального образования (Centre Européen pourle Développement de la Formation Professionnelle -CEDEFOP), Европейского фонда образования (European Training Foundation - ETF), Ассоциации европейских университетов (European University Association - EUA), Конфедерации европейского профсоюза (European Trade Union Confederation - ETUC), Внешнеторговой промышленной палаты Германии (German Chambers of Commerce and Industry) и других международных организаций, представляющих как сферу образования, так и сферу труда. Такой состав участников на подобной встрече собрался впервые, что, по мнению Е. Ю. Есениной, явно знаковый факт [3, с. 93]. На встрече была представлена программа о внедрении подхода „learning out come" в Европе на 20132014 гг.

Таким образом, формируется „наднациональное образование", открывающее возможность осуществлять профессиональную деятельность в условиях экономики различных стран и успешно социализироваться личности в условиях глобализации [9].

Генезис единого образовательного пространства убедительно доказывает, что в современных условиях складывается новое транснациональное сотрудничество, отвечающее объективным требованиям глобальной экономики и постиндустриальной стадии развития человечества. При этом формируется новая культура обучения, обеспечивающая совершенно иное качество образования и как результат - конкурентоспособные, самостоятельные, мотивированные к саморазвитию в течение всей жизни высококвалифицированные кадры с широким набором профессиональных и ключевых компетенций. Логическим итогом обучения является процедура независимой оценки качества результатов и сертификации квалификации, полученная человеком за счёт формального или неформального образования. Особо подчеркнём, интеграция образовательных систем Республики Крым и России - важный период исторического развития, и сегодня он основан на прагматизме, требует адаптации к российским реалиям.

АННОТАЦИЯ

Интеграционные процессы являются ответом на вызовы глобализационного мира. Создание условий для расширения образовательных границ, воспитание в духе европейского сознания, строительство „общеевропейского дома" - фундамент новых возможностей народов европейского континента, географические координаты которого простираются от Атлантического океана до Урала. В статье охарактеризованы этапы деятельности ЕС, направленные на принятие деклараций и стратегий, формирующих единое образовательное пространство профессионального образования.

Ключевые слова: генезис, европейское образовательное пространство, высшее обра-

зование, профессиональное образование и обучение.

SUMMARY

Integration processes are the answer to challenges of the globalization world. Creation of expansion conditions of educational borders, training in the spirit of the European consciousness, building of „common European home" are the base of the new opportunities for people of the European continent, which geographic coordinates stretch from the Atlantic Ocean to the Urals. The article contains description of stages of the EU activity directed on adoption of declarations and strategy which created common educational space professional education.

Key words: genesis, European educational space, higher education, vocational education and training.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов В. В. Инновационная политика: европейский опыт. - М.: Языки славянской культуры, 2012. - 128 с.

2. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика: учебник для магистров. - М.: Юрайт, 2014. - 440 с.

3. Есенина Е. Ю. Развитие и формирование современной понятийно-терминологической системы профессионального образования России: монография. - Ростов н/Д: ИПО ЮФУ, 2013. - 240 с.

4. Комлацкий В. И. Планирование и организация научных исследований: учебное пособие (для магистрантов и аспирантов) / В. И. Комлацкий, С. В. Логинов, Г. В. Комлацкий. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 204 с.

5. Ларионова М. В. Сотрудничество в сфере образования в Европе: нормативная основа, методы и инструменты кооперации. -М.: Университетская книга, 2006. - 336 с.

6. Ломакина Т. Ю., Таппасханова М. А., Сергеева М. Г. Система поддержки карьеры различных категорий населения в контексте непрерывного развития личности. - М., 2013. -228 с.

7. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред. Г. А. Ключарев. - М.: ИС РАН, 2008. - 400 с.

8. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. , Аксенова Н. М. Обеспечение качества профессионального образования и обучения в Европе: современное состояние и основные тенденции. - М.: АНО Центр ИРПО, 2011. -100 с.

9. Тагунова И. А. Интеграционные процессы в образовании в контексте развития сети: наднациональное образование: монография. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2013. -212 с.

10. European Higher Education Area [Электронный ресурс]. URL: http://www. ehea.info/articledetails.aspx?ArticleId=3 (6.11.2014).

ГШ

С. В. Ратовская

УДК 378.14.015.62

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ИННОВАЦИЙ

вменения в системе высшего образования, как и в любой другой социальной сфере, происходят постоянно. В обычной ситуации, характеризующейся определенной стабильностью, они происходят в рамках существующих норм и эталонов.

Актуальность исследования обусловлена модернизацией российского образования в связи с изменением геополитического содержания современной эпохи. Изменения в природной среде, предметном мире, в котором

существует человек, ведут к активным трансформациям социальных связей людей: меняются средства общения, формы коммуникации, стиль жизнедеятельности. Самой логикой бытия определён особый интерес к новым формам, новому содержанию, новым методам образовательной деятельности и управленческих образовательных моделей.

Цель статьи - ознакомить читателей с научными основами педагогической экспертизы образовательных инноваций в образовательной организации высшего образования.

Проблема повышения эффективности высшего образования зависит не только от объёма и качества полученных молодёжью знаний, но и от решения проблем, связанных с наличием разногласий между формальным уровнем самого образования и фактическим объёмом знаний в различных социальных группах населения, между потребностями общества и жизненными планами выпускников. С другой стороны, активно развивающиеся в отечественных вузах идеи Болон-ского процесса, которые строятся поверх национальных границ, размывают национальные особенности и местные традиции. Нарастает „глобальный конфликт глобализма и антиглобализма, что формирует внутреннее напряжение многих национальных и международных инициатив, в том числе и в образовании" [11].

Многогранность процесса внедрения образовательных инноваций нуждается в получении комплексной характеристики изучаемого явления, его критериальном оценивании для эффективного управления инновационной деятельностью в образовательной организации. Решение этой задачи -требование времени, необходимость обеспечения конкурентоспособности вуза в период переориентации государственной политики на человека и его образовательные потребности. В современных обществах разных континентов и стран задача образовательной организации высшего образования - стать космополитическим центром образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.