ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ОБЗОР ЭВОЛЮЦИИ ПРИОРИТЕТОВ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ
ТКАЧ Геннадий Федорович - канд. физ.-мат. наук, доцент, Российский университет дружбы народов. E-mail: [email protected]
СЕНАШЕНКО Василий Савельевич - д-р физ.-мат. наук, профессор, Российский университет дружбы народов. E-mail: [email protected]
Аннотация. Обсуждается процесс эволюции образовательных и социальных приоритетов в ходе формирования Европейского пространства высшего образования. Анализируются промежуточные итоги преобразования образовательных систем стран-участниц Болонского процесса.
Ключевые слова: Болонский процесс, конференции ответственных за высшее образование министров, Европейское пространство высшего образования, системы переводных зачетных единиц (кредитов), качество образования, мобильность студентов и преподавателей
14-15 мая 2015 г. в Ереване состоялась конференция ответственных за высшее образование министров стран-участниц Болонского процесса. Столица Армении стала местом проведения девятой по счету из серии подобных встреч, впервые проходившей в одной из бывших советских республик. Главным итогом каждой из этих конференций, организуемых в соответствии со стандартной процедурой, становится коммюнике, принимаемое в результате обсуждения вопросов программы, которая составляется по согласованию со странами-участницами. Периодически на конференциях обсуждаются промежуточные итоги преобразований, осуществляемых в области высшего образования европейскими странами в рамках их участия в Болонском процессе. Принимаемые по завершении конференций коммюнике обычно содержат в себе обобщенную оценку результатов очередного этапа Болонского процесса, рекомендации и установленные приоритеты для последующего этапа, а также сформулированные в декларативной форме от имени министров стран-участниц обязательства и обращения к заинтересованным субъектам.
Конференция в Ереване прошла уже
после того, как истекло «время действия » Болонского процесса, отводившееся вначале его инициаторами, и как были подведены его итоги и провозглашено выполнение главной задачи. В этой связи правомерно рассматривать конференцию в Ереване вместе с предшествовавшей ей конференцией в Бухаресте в качестве начала новой фазы Болонского процесса, а не как рутинное продолжение его этапов. При таком подходе стоит также рассмотреть вопрос о целесообразности переосмысления и, возможно даже, переформатирования программных положений Болонского процесса, имея в виду выявление и более четкое разграничение текущих и стратегических целей и задач, а также поиск и введение в действие механизмов для привлечения к мероприятиям Болонского процесса более широкого круга реальных участников, непосредственно заинтересованных в его результатах.
Как бы то ни было, Болонский процесс, пройдя свою «рубежную аттестацию», сейчас находится в переходном состоянии. Для придания ему действенных импульсов развития необходимо, чтобы его наиболее влиятельные кураторы и участники определи-
120
Высшее образование в России • № 7, 2015
ли для него новые ориентиры, отнеся вопросы введения многоуровневой структуры, сопоставимости уровней и признания квалификаций к разряду технических проблем, для решения которых должны использоваться признанные модели и механизмы. Для формирования обновленной «повестки дня» Болонского процесса нужны активные и согласованные действия. Нынешняя политическая и финансово-экономическая ситуация в Европе не дает, однако, уверенности в скором осуществлении таких действий. Поэтому представляется вероятным, что нынешнее переходное состояние Болонского процесса затянется на длительное время.
Возникшая в сложившихся обстоятельствах пауза в интенсивности международного образовательного сотрудничества РФ с западными странами дает возможность более отстраненно рассмотреть различные аспекты Болонского процесса и его влияния на направленность и содержание преобразований, проводившихся в последнее десятилетие в высшей школе России. В качестве одной из основ такого рассмотрения может стать приводимый ниже обзор эволюции приоритетов Болонского процесса, официально провозглашавшихся на его последовательных этапах.
Из истории Болонского процесса
Очевидно, что Болонская декларация, с одной стороны, подвела черту под предпринимавшимися на протяжении последних 50-ти лет усилиями, направленными на консолидацию европейской сферы образования, а с другой стороны, стала катализатором энергичных действий по строительству единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Среди целей Болонского процесса выделяются общерегиональные и институциональные. Так, стратегической целью Болонского процесса является создание в Европе «самой конкурентоспособной и динамичной экономики в мире, основанной на знаниях и спо-
собной обеспечить устойчивый экономический рост, большее количество и лучшее качество рабочих мест и большую социальную сплоченность ». Решение этой задачи не может быть достигнуто без улучшения качества образования, повышения мобильности и конкурентоспособности выпускников.
19 сентября 2003 г. на Берлинской конференции министров европейских стран, ответственных за высшее образование, состоялось присоединение Российской Федерации к Болонской декларации, все ее положения приняли для нашей страны форму признанных на международном уровне целевых установок с обязательствами периодической отчетности и оценки их выполнения. Тем самым для российской системы образования были установлены внешние программно-целевые рамки, в пределах которых рекомендуется проводить те изменения в образовательных системах, которые так или иначе соотносятся с положениями Болонской декларации.
За истекший период почти во всех странах, относящих себя к региону Европы, осуществлялись структурные преобразования образовательных систем, концептуальная и практическая направленность которых в той или иной мере связывается с Болонским процессом. Повсеместно на разных уровнях проводилось обсуждение различных аспектов реального или планируемого участия в этом процессе отдельных стран и высших учебных заведений, по этим вопросам публиковалось множество материалов информационного, аналитического и нормативно-рекомендательного характера. Большое внимание, уделявшееся данной теме в России на многочисленных вузовских конференциях и на страницах различных изданий, свидетельствовало о глубокой заинтересованности академической общественности и руководства Минобрнауки в поиске наиболее эффективных путей дальнейшего развития российской высшей школы, оптимальных условий и возможно-
Интернационализация образования
121
стей ее интеграции в европейское образовательное пространство [1] Особенно пристальное внимание этим проблемам уделялось сотрудниками Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», который, к сожалению, в настоящее время упразднен [2; 3]. На проводившихся после подписания Болонской декларации общеевропейских образовательных форумах ее целевые установки подвергались всестороннему обсуждению и получали дальнейшее развитие. Так, в марте 2001 г. в Саламанке (Испания) представители более 300 европейских высших учебных заведений учредили Европейскую ассоциацию университетов, призванную вырабатывать и доводить до сведения общества и правительств консолидированную позицию европейских вузов относительно их участия в работе по созданию ЕПВО и их будущего места в нем.
В заявлении, принятом 19 мая 2001 г. по итогам состоявшейся в Праге второй конференции министров образования европейских стран, содержится призыв облегчать академическое и профессиональное признание отдельных курсов, степеней и других академических достижений, чтобы граждане могли эффективно применять свои квалификации, знания и навыки во всем Европейском пространстве высшего образования. Для этого предлагалось использовать все возможности национального законодательства и международных европейских правовых механизмов.
Конференция министров образования стран, участвующих в Болонском процессе, состоявшаяся 18-19 сентября 2003 г. в Берлине, наполнила дополнительным содержанием исходные позиции Болонской декларации и уточнила приоритеты ее осуществления. На конференции было принято Коммюнике под названием «Создание общеевропейского пространства высшего 1
образования », в котором европейские страны подтвердили следующие основополагающие принципы социальной направленности, на которых должно основываться функционирование единого Европейского пространства высшего образования:
• отношение к образованию как к общественному благу и общественной ответственности;
• придание приоритетного значения академическим ценностям при осуществлении международного академического сотрудничества в программах обменов;
• обеспечение более тесных связей между собственно высшим образованием и научно-исследовательскими структурами в каждой из стран-участниц;
• сохранение европейского культурного богатства и языкового разнообразия;
• признание роли вузов и студенческих организаций в развитии пространства высшего образования;
• обеспечение доступности высшего образования для всех благодаря использованию всех возможностей и соответствующих средств;
• активизация усилий с целью развития эффективных систем гарантии качества высшего образования.
Наиболее существенным дополнением к первоначальным установкам Декларации относительно структуры квалификаций высшего образования можно считать принятое в Берлине решение о включении в круг проблем, подлежащих согласованному регулированию в ходе Болонского процесса, подготовку в докторантуре как третью ступень высшего образования. Это было обусловлено осознанием внутреннего единства всех ступеней высшего образования и особой значимости исследовательской составляющей для полноценного функционирования высшей школы в целом.
1 Только в журнале «Высшее образование в России» за период с 2004 по 2011 гг. опубликовано свыше 120 статей по этой тематике (www.vovr.ru/bolon/html).
122
Высшее образование в России • № 7, 2015
В каждом из документов, принятых по итогам официальных мероприятий, проводившихся в рамках Болонского процесса, задача достижения сопоставимости квалификаций конкретизировалась и актуализировалась, однако ни в одном из документов, включая сам текст Болонской декларации, не содержится предписаний относительно введения конкретных квалификаций, поскольку решение этого вопроса относится к компетенции каждой страны. Везде говорится о системе двух (после Берлина - трех) последовательных ступеней (уровней, циклов) высшего образования, из которых первая ступень длительностью 34 года должна завершаться получением квалификации, востребованной европейским рынком труда, а вторая ступень после 5 лет обучения должна приводить к получению квалификации магистра («мастера» - Master), как это имеет место во многих европейских странах. И, наконец, третья ступень - степень доктора со сроком обучения 3 года, которой следует придать большую практическую направленность, -должна завершать единую общую структуру европейских квалификаций высшего образования.
Первая качественная оценка хода выполнения странами-участницами Болонского процесса его концептуальных и структурно-организационных установок была проведена в 2003 г. при подготовке к Берлинской конференции министров образования европейских стран на основе отчетов, представленных странами-участницами. Результатом оценки стало относительное ранжирование стран по пяти позициям, включая введение: двухуровневой структуры высшего образования, Европейской системы переводных кредитов (ECTS) и единого Приложения к диплому. Было выявлено, что хотя двухуровневая структура высшего образования традиционно функционировала во многих европейских странах, даже в них оказалась необходимой ее определенная адаптация
к соответствующим положениям Болонской декларации. Было отмечено также, что четкое правовое и институциональное разделение двух уровней высшего образования распространяется в основном на традиционные университетские направления и специальности, в то время как для прикладных направлений и специальностей ситуация изменяется гораздо медленнее. Для некоторых направлений (в первую очередь, медицины и смежных специальностей) преобладает тенденция к сохранению непрерывной (без деления на циклы) структуры подготовки.
Дальнейшее развитие Болонский процесс получает в Бергене (Норвегия), где 1920 мая 2005 г. состоялась IV конференция министров европейских государств, ответственных за высшее образование, на которой были подведены промежуточные итоги хода выполнения Декларации и сформулированы приоритеты дальнейшего развития. В принятом в Бергене Коммюнике было подчеркнуто особое значение высших учебных заведений, а также преподавателей и студентов как партнеров в реализации целей Болонского процесса. Была отмечена также необходимость участия организаций, представляющих бизнес, и социальных партнеров.
При обсуждении вопросов, касающихся практической отдачи от принятых реформ, было отмечено, что основная проблема выпускников со степенью бакалавра связана с неопределенностью перспектив их трудоустройства. В большинстве европейских стран работодатели были не готовы, как не готовы и в настоящее время, к приему их на работу. В этой связи в Бергенском коммюнике была сформулирована рекомендация о налаживании широкого диалога на уровне правительства, вузов и рынка труда. Было рекомендовано также создать к 2010 г. национальные структуры (рамки) квалификаций, совместимые с единой структурой (рамкой) квалификаций для ЕПВО.
Интернационализация образования
123
В процессе подготовки Конференции в Бергене специальная Рабочая группа экспертов на основе данных, приведенных в национальных докладах стран-участниц, провела анализ реализации названных выше приоритетных направлений Болонской декларации с проставлением каждой стране-участнице оценок по 5-балльной шкале с выведением общей оценки по нескольким направлениям.
Оценка для каждого направления (в диапазоне от «1» до «5») проставлялась согласно критериям, отражавшим степень «продвинутости» системы образования данной страны в реализации конкретной позиции Болонской декларации. При этом решающее значение придавалось нормативному правовому обеспечению соответствующей позиции; в частности, более высокие оценки (от «3» до «5 ») проставлялись в зависимости от того, на каком правовом уровне регулируется та или иная позиция для рассматриваемой страны. По общему итогу РФ, получившая 3,11 балла из 5 при средней оценке в 3,78 для 48 стран-участниц, оказалась в нижней половине оценочной таблицы.
Состоявшаяся 17-18 мая 2007 г. в Лондоне конференция министров европейских стран, ответственных за высшее образование, приняла Коммюнике, озаглавленное «На пути к европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализованного мира» 2. В отличие от более кратких документов, принимавшихся на предшествующих конференциях, Лондонское коммюнике представляет собой более масштабный документ, в котором в тезисной форме:
• подведены предварительные итоги Болонского процесса за период 19992007 гг. («Прогрессв формировании Европейского пространства высшего образования» - 20 пунктов);
• намечены приоритетные направления на предстоящий двухлетний период («Приоритеты на 2009 год» - 7 пунктов);
• сформулированы в общей форме основные цели развития высшего образования в Европе («Размышляя о 2010 годе и последующем периоде » - 6 пунктов).
Наиболее развернутым является раздел Коммюнике, в котором были не только перечислены достижения за истекший период, но и обозначены трудности и препятствия на пути окончательного выполнения намеченных установок. Утверждалось, что в результате преобразований, осуществляемых в ходе Болонского процесса, созданы предпосылки для того, чтобы начать пере-ходот высшего образования, «в центре которого находится преподаватель », к высшему образованию, «ориентированному на студента».
Было отмечено, что проведенная европейскими странами работа по переходу к единой системе трех уровней высшего образования с сопоставимыми квалификациями для каждого уровня создает задел для формирования к 2010 г. общей Рамки квалификаций ЕПВО, относительно которой будут сертифицированы национальные рамки квалификаций отдельных стран.
В аналитическом материале, подготовленном группой экспертов к Лондонской конференции на основе изучения национальных отчетов, представленных странами - участницами, были сделаны выводы о дальнейшем продвижении отдельных стран по основным направлениям Болонского процесса. Было признано, что, несмотря на определенный прогресс, в большинстве европейских стран к 2007 г. все еще не была завершена работа по некоторым позициям, в частности, по введению трехуровневой структуры высшего образования.
Очередная Конференция европейских министров, ответственных за высшее обра-
2 London Communique Towards the European Higher Education Area: responding to challenges in globalized world, 18 May 2007. URL: http://www/tempus-russia/bolon.htm
124
Высшее образование в России • № 7, 2015
зование (28-29 апреля 2009 г., Бельгия, г. Лувен-ла Нев), проходила в период острого финансово-экономического кризиса, особенно болезненно затронувшего страны Европы. Этот негативный фон в полной мере отразился на содержании итогового Коммюнике - «Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии »3. В отличие от предшествующих подобных документов, ориентированных на решение конкретных задач формирования ЕПВО, в данном Коммюнике большое внимание уделяется «социальному параметру» высшего образования, под которым понимается «равноправный доступ» и «обеспечение адекватных условий для завершения обучения ». Отмечаются не столько достижения в создании ЕПВО, сколько проблемы, обусловленные «последствиями глобального кризиса».Указывается, что «полное и надлежащее выполнение целей Болонской Декларации на европейском и институциональном уровне потребует увеличения прилагаемых усилий и увеличения обязательств после 2010».
В этой связи в документе в качестве первоочередных сформулированы задачи всестороннего развития «обучения в течение всей жизни» и расширения «возможностей трудоустройства». Указывается, что «пожизненное обучение должно быть неотъемлемой частью систем образования». Для этого необходимо: вводить гибкие траектории обучения, принимающие в расчет профессиональный опыт; расширять диапазон присваиваемых квалификаций, включая промежуточные квалификации на уровне первой ступени высшего образования; развивать многосторонние партнерские отношения между органами власти, вузами, студентами и работодателями. Что касается трудоустройства выпускников, то основ-
ные усилия предлагается сосредоточить на совершенствовании учебных планов и программ, чтобы в соответствии с европейскими Стандартами и Руководящими принципами обеспечения качества подготовка выпускников, особенно на уровне первой ступени, соответствовала запросам рынка труда и была достаточной для ее продолжения. Для реализации этой цели необходимо перейти на «сосредоточенное обучение», что требует не только обновления учебных планов и программ, но и новых подходов к обучению и преподаванию, более четко ориентированных на студента.
Поскольку, согласно первоначальному замыслу, Болонский процесс был рассчитан на 10-летний период, формально завершившийся в 2009 г., все три последующие Конференции министров были посвящены в основном подведению итогов работы по формированию ЕПВО и составлению планов на будущее. На проходившей 11-12 марта 2010 г. (Будапешт - Вена) внеочередной встрече была принята Декларация о европейском пространстве высшего образования, провозгласившая ЕПВО «открытым». Тем самым все стороны, непосредственно ответственные как на международном, так и на национальном уровнях за организацию и проведение мероприятий Болонского процесса, согласились считать основные задачи Болонской Декларации выполненными. Вместе с тем в принятом документе было отмечено, «что ряд действий по формированию ЕПВО, таких как реформа учебного плана и степеней, обеспечение качества, признание дипломов, мобильность и социальное измерение, реализованы в разной степени ». Было отмечено также, «что некоторые направления Болонского процесса не были реализованы и объяснены должным образом», что «необ-
3 The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009. URL: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/ conference/ documents/Leuven_Louvain-la-Neuve_Communique_April_2009.pdf
Интернационализация образования
125
ходима дальнейшая работа, в том числе с участием сотрудников и студентов, на европейском, национальном и особенно институциональном уровнях для реализации задачи по созданию Европейского пространства высшего образования» 4. То есть было признано, что основные задачи Болонского процесса еще не решены в полной мере и что ЕПВО еще не создано Это дало основание заявить о необходимости дальнейшего развития и совершенствования ЕПВО и усиления его взаимодействия с Европейским научно-исследовательским пространством.
Болонский процесс сегодня
Основные направления и перспективы дальнейшего развития ЕПВО были обсуждены на Конференции министров 47 стран, ответственных за высшее образование, которая проходила 26-27 апреля 2012 г. в Бухаресте. Принятое итоговое Коммюнике начинается с неутешительной констатации: «Европа переживает экономический и финансовый кризис с негативными социальными последствиями. В области высшего образования кризис влияет как на доступность соответствующего финансирования, так и на будущее выпускников». Между тем «высшее образование является важной частью решения наших нынешних трудностей. Сильные и прозрачные системы высшего образования создают основу для процветающего интеллектуального общества. Высшее образование должно быть главной целью наших усилий по преодолению кризиса - теперь более, чем когда-либо ». В этих условиях на первый план выдвигается задача обеспечения соответствующего финансирования высшего образования, что должно рассматриваться как «инвестиции в наше будущее».
Основное внимание в Бухарестском
Коммюнике уделено вопросам расширения доступа к высшему образованию, повышения его качества и гарантии трудоустройства молодежи. Для обеспечения справедливого, социально обоснованного доступа необходимо расширять меры поддержки студентов, развивать гибкие образовательные траектории и альтернативных способов поступления в вуз. Рекомендуется широко внедрять в высшем образовании «личностно-ориентированное обучение», предусматривающее включение студентов в процесс обучения в качестве его активных участников. По вопросу обеспечения качества высшего образования акцент делается на необходимости применения «Европейских стандартов и руководящих принципов по обеспечению качества» (ESG), которые в целях большей понятности и удобства использования будут пересмотрены. Что касается повышения занятости и трудоустройства молодежи, то высшее образование может внести существенный вклад в решение этой проблемы, прежде всего - за счет всестороннего развития и расширения сферы непрерывного образования. Это обусловливает необходимость разработки и введения широкого спектра программ профессионального образования разных уровней. Результатом освоения этих программ должно быть приобретение выпускниками «трансверсальных, междисциплинарных и инновационных навыков и компетенций ». Согласно Коммюнике, важная роль в решении обозначенных проблем отводится разработке и повсеместному введению национальных квалификационных рамок, совместимых с квалификационной рамкой Европейского пространства высшего образования (QF-EHEA).
В заключительной части Бухарестского Коммюнике были сформулированы приоритетные направления деятельности
4 Budapest-Vienna Declaration on the European Higher Education Area. URL: http:// www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/ 2010_conference/ documents/Budapest-Vienna_Declaration.pdf
126
Высшее образование в России • № 7, 2015
ЕПВО на 2012-2015 гг., которые в основном носят декларативный характер или повторяют рекомендации предыдущих Коммюнике по практическим аспектам создания ЕПВО.
Как уже было упомянуто в начале статьи, накануне в Ереване состоялась очередная Конференция министров, ответственных за высшее образование, по итогам которой было принято Ереванское Коммюнике. В представленном промежуточном отчете за прошедшие после Бухарестской конференции три года отмечается, что «из-за продолжающегося экономического кризиса ситуация с рабочими местами для выпускников вузов хуже, чем когда-либо » [4]. В странах-участницах Болонского процесса в среднем 30% студентов не оканчивают учебу. По-прежнему актуальными являются проблемы обеспечения качества и доступа, особенно для мигрантов. Квалификационные уровни высшего образования соответствуют болонской модели в 37 странах из 47, однако только в 10 странах принципы Болонского процесса прописаны на законодательном уровне. Имеются проблемы с признанием зачетных кредитов, нормативы начисления которых в разных странах различаются. Фактически в странах Болонского процесса по-прежнему функционируют различные системы высшего образования, организационные модели которых хотя и сблизились, но продолжают сохранять существенные различия [4].
В Ереванском Коммюнике отмечается что благодаря болонским реформам достигнут прогресс в предоставлении студентам и выпускникам больших возможностей для мобильности и признания квалификаций. Вместе с тем констатируется, что «реализация структурных реформ является неравномерной» и что иногда болонские «инструменты используются неправильно
или с применением бюрократических и поверхностных подходов». Перечисляются серьезные проблемы, с которыми сегодня сталкивается ЕПВО. В их числе: «продолжающийся экономический и социальный кризис, драматические уровни безработицы, повышение маргинализации молодежи, демографические изменения, новые модели миграции и конфликты внутри стран и между странами, а также экстремизм и радикализация ». Высказано убеждение, что ЕПВО предназначено играть ключевую роль в решении этих проблем.
В разделе Коммюнике «Новое видение: наши приоритеты» страны-участницы заявляют о решимости к 2020 г. иметь такое ЕПВО, в котором гарантировано «взаимное доверие к системам высшего образования друг друга, где автоматическое признание квалификаций является действительностью, обеспечивая свободную мобильность студентов и выпускников, где высшее образование способствует построению общества на основах демократических ценностей и прав человека, где возможности получения образования обеспечивают знания и навыки, требуемые для европейского гражданства, инноваций и работы». Выражена поддержка студентам и преподавателям вузов в осуществлении их права на академическую свободу, а также поддержка усилий вузов по оказанию содействия «межкультурному пониманию, критическому мышлению, политической и религиозной терпимости, гендерному равенству и демократическим и гражданским ценностям, чтобы укрепить европейское и глобальное гражданство и заложить основы консолидированного общества».
Конкретные обязательства на предстоящий период деятельности по дальнейшему развитию ЕПВО сформулированы в Приложении к Ереванскому коммюнике 5.
5 European Standards and Guidelines for Quality Assurance in the EHEA 2015. The Bologna process revisited: The Future of the European Higher Education Area. URL: http://bologna-yerevan 2015.ehea.info/ files/YerevanCommuniqueFinal.pdf
Интернационализация образования
127
В соответствии с ними страны-участницы Болонского процесса обязуются:
• включать краткосрочные квалификации во всеобъемлющую структуру квалификаций ЕПВО (QF-EHEA);
• пересмотреть национальные структуры квалификаций в целях обеспечения соответствия с предшествующим образованием;
• содействовать реализации социального измерения высшего образования в ЕПВО;
• подготовить обзор о соответствии национальных законодательств положениям Лиссабонской конвенции о признании квалификаций на основе национальных отчетов и данных Комитета Конвенции;
• устранить препятствия на пути признания профессиональных достижений и предшествующего обучения в целях установления уровня квалификации и доступа к программам более высокого уровня;
• содействовать мобильности студентов, персонала, грантов и кредитов;
• разрешить вузам для внешней оценки качества использовать агентства, зарегистрированные в EQAR, при соблюдении национального регламента принятия решения о результатах оценки.
Среди решений организационного характера, принятых на Ереванской Конференции, следует, прежде всего, выделить решение вопроса о вхождении Беларуси в состав стран-участниц Болонского процесса, число которых таким образом возросло до 48. Это произошло после ряда лет необоснованного отклонения заявки Беларуси и вопреки противодействию под надуманными предлогами со стороны некоторых стран Балтии и Скандинавии. Впервые в министерском коммюнике был подтверждены права на получение образования и на передвижение студентов из конфликтных зон, что дает возможность молодым людям,
проживающим на непризнанных территориях, беспрепятственно участвовать в международной академической мобильности.
Наряду с участием в работе конференции, организационный регламент и содержательная направленность которой традиционно ограничены вопросами, имеющими непосредственное отношение к целям и задачам Болонского процесса, находившиеся в Ереване министры провели отдельные заседания, на которых они обсуждали проблемы высшего образования в глобальном контексте. Подобные «параллельные» заседания, которым придается статус политических форумов, проводились уже в четвертый раз. По итогам состоявшихся в Ереване заседаний было принято заявление, названное Декларацией Четвертого Болонского Политического Форума 6. В ней указывается на важность расширения сотрудничества и обеспечения качества с целью укрепления доверия к образовательным системам. Подтверждается заинтересованность в создании ЕПВО и в использовании его принципов в качестве примера успешного сотрудничества в высшем образовании для других регионов. Признается вклад других регионов, которые посредством своего участия способствуют закреплению основных принципов ЕПВО в обновляемых системах образования.
Во всем мире многие страны вынуждены решать проблемы, связанные с политической нестабильностью, высоким уровнем безработицы и миграции, вызванным экономическим и социальным кризисом, а также недостаточной доступностью высшего образования. Реформы высшего образования должны способствовать развитию культуры демократии и вооружать наше общество знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения стоящих перед ним проблем. Защита преподавателей и студентов посредством обеспечения ака-
6 URL: htt p://bolognayerevan2015.ehea. info/files/ Statement %20of%20the%20Fourth% 20Bologna%20Policy%20Forum_final.pdf
128
Высшее образование в России • № 7, 2015
демической свободы, целостности и автономии высших учебных заведений является ключом к их решению.
В Саммите министров образования стран-участниц Болонского процесса и в IV Болонском политическом форуме приняли участие порядка 500 делегатов, в том числе министры образования из около 20 стран мира. Следующий Саммит министров образования стран-участниц Болонского процесса пройдет во Франции в 2018 г.
Заключение
В большинстве европейских стран, вовлеченных в Болонский процесс, просматриваются общие тенденции в реализации образовательных реформ. Главными из них являются:
• децентрализация и демократизация управления;
• расширение автономии высших учебных заведений с одновременным усилением их подотчетности перед обществом;
• движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образования с учетом вызовов XXI века.
В рамках этих общих тенденций особое внимание придается четкому разграничению в законодательном порядке функций и ответственности между различными уровнями управления образованием: общегосударственным, региональным, муниципальным и институциональным. С повышением роли образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности государств на мировых рынках усиливается роль общегосударственных органов управления в выработке стратегии и политики развития образования, координации усилий и ресурсов, необходимых для нормального функционирования образовательных систем. Все другие управленческие функции делегируются низшим эшелонам власти в соответствии с предписанными им законодательно обязанностями и правами в сфере образования.
В связи с изложенными выше пробле-
мами и под влиянием набирающих силу интеграционных процессов в области высшего образования в регионе Европы большое значение придается усилиям по нормативно-терминологической стандартизации как основных параметров образовательного процесса, так и его конечных результатов. В число этих результатов, причем в наиболее конкретной, однозначной и персонифицированной форме, входят документы об образовании, получаемые каждым обучающимся по окончании того или иного учебного заведения, и в первую очередь -диплом о высшем образовании, являющийся своеобразным сертификатом академического и профессионального статуса его обладателя. Введение единого Приложения к диплому рассматривается как наиболее эффективное средство решения этой проблемы.
Анализ текстов основных документов, принимаемыхв ходе Болонского процесса, позволяет сделать вывод, что для Болонского процесса в целом, как и для всех его последовательных двухлетних этапов, остается неизменной сформулированная в Декларации сверхзадача - поддержание высокого качества европейского высшего образования, продукция которого была бы востребована рынком труда. Все остальные направления намечаемых и осуществляемых преобразований, которые периодически уточняются и дополняются, являются подчиненными по отношению к указанной сверхзадаче. Данный подход позволяет понять сложную, на первый взгляд, эволюцию приоритетов развития высшего образования, выдвигаемых на каждом этапе Болонского процесса.
Необходимость изменения образовательного законодательства европейских стран и его адаптации к требованиям Болонского процесса выступает в этой связи не как самоцель, а как непременное предварительное условие полномасштабного и эффективного участия в этом процессе. Речь идет не только о предоставлении выс-
Интернационализация образования
129
шей школе и ее учреждениям соответствующих возможностей и снятии существующих в правовом поле отдельных стран ограничений для такого участия, но и о нормативном правовом оформлении механизмов, предназначенных регулировать и стимулировать работу по вхождению в Европейское пространство высшего образования.
Естественно, что на настоящем, фактически промежуточном этапе Болонского процесса, если иметь в виду достижение его конечных целей, на первый план выдвигаются те направления, реализация которых должна служить основой консолидации уже объявленного «открытым» единого ЕПВО. Именно к таким направлениям относятся мероприятия по созданию трехуровневых систем сопоставимых квалификаций, а также по введению Европейской системы переводных зачетных кредитов и Европейского Приложения к диплому. При этом если первое (сопоставимые квалификации) предусматривает проведение преобразований структурно-содержательного характера, что, как правило, требует изменения образовательного законодательства, то для второго (зачетные кредиты и Приложение) уровень нормативного обеспечения может быть ограничен регламентным регулированием, в которое, в свою очередь, относительно легко могут вноситься необходимые коррективы.
Указанные выше обстоятельства объясняют тот факт, что основной вектор модернизации образовательного законодательства европейских стран ориентирован в последний период в соответствии с рассмотренными выше направлениями. При этом каждая страна самостоятельно устанавливает приоритеты, выдвигая в качестве первоочередной глобальную задачу реформирования структуры уровней, как это имело место в ряде стран Балтии и Восточной Европы, или, наоборот, относительно частную инструментально-технологическую задачу введения единой системы зачетных креди-
тов и Приложения к диплому, как это происходило в Австрии, Германии, Испании, Польше. В некоторых странах соответствующие изменения в образовательном законодательстве осуществлялись практически сразу по всем трем направлениям, как, например, во Франции, Швеции, Чехии.
Что касается других направлений формирования Европейского пространства высшего образования (обеспечение высокого качества образования, содействие мобильности, содействие трудоустройству выпускников), то количество нормативных правовых актов, принимаемых европейскими странами по этим направлениям, существенно ниже. Это обусловлено тем, что для данных направлений, в отличие от трех предшествующих, весьма сложно разработать и ввести в действие законодательные или регламентные нормы, предусматривающие четкие и гарантированные механизмы их исполнения.
Литература
1. Сенашенко В.С., Ткач Г.Ф. О структуре со-
временного высшего образования // Высшее образование в России. 2004. № 4.
С. 18-26.; Гребнев Л.С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004 . № 1. С. 36-43.
2. Байденко В.И. Мониторинговое исследо-
вание Болонского процесса: некоторые результаты и взгляд в будущее // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 147— 155; Байденко В.И. Многоплановый и системный характер Болонского процесса (статья вторая) // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 120-132.
3. Байденко В.И. Гуманистическая направлен-
ность подлинных болонских реформ (статья третья) // Высшее образование в России. 2009. № 10. С. 116—126; Байденко В.И. Болонские преобразования: проблемы и противоречия (статья четвертая) // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 26—40; Байденко В.И., Селезнева Н.А. Из истории становления европейской
130
Высшее образование в России • № 7, 2015
докторской степени // Высшее образо- Болонские принципы работают // Поиск.
вание в России. 2010. № 8/9. С. 99-116. 2015, 29 мая. № 22(2015).
4. Григор Эмин-Терьян Прогресс процесса.
Статья поступила в редакцию 18.06.15.
BOLOGNA PROCESS: EVOLUTION OF PRIORITIES AND INTERIM RESULTS
TKACH Gennady F. - Cand. Sci. (Phys.-Math.), Assoc. Prof., Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
SENASHENKO Vasily S. - Dr. Sci. (Phys-Math.), Prof., Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article discusses the evolution of the educational and social priorities during the Bologna principles implementation. The authors analyze interim results of the European Higher Education Area formation and the outcomes of the transformation of educational systems of the countries participating in the Bologna process.
Keywords: Bologna process, Conference of European Ministers responsible for Higher Education, European Higher Education Area, European Credit Transfer and Accumulation System (ECTS), education quality, students’ and teachers’ mobility
References
1. Senashenko V.S., Tkach G.F. (2004) [On the Structure of Contemporary Higher Education].
Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No.4, pp. 18-26. (In Russ.); Grebnev L.S. (2004) [Higher Education in Bologna Dimension: Russian Peculiarities and Limitations]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 36-43. (In Russ.)
2. Baydenko V.I. (2009) [Monitoring Study of the Bologna Process: Some Results and Look into the
Future]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 147-155. (In Russ.); Baydenko V.I. (2009) [A Multidimensional and Systemic Nature of the Bologna Process (part. 2)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], No. 9, pp. 120-132. (In Russ.)
3. Baydenko V.I. (2009) [Humanistic Orientation ofGenuine Bologna Reforms (part. 3)]. Vysshee
obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10, pp. 116-126 (In Russ.); Baydenko V.I. (2009) [Bologna: Problems and Contradictions (part. 4)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11, pp. 26-40. (In Russ.); Baydenko V.I., Selezneva N.A. (2010) [From the History of the European Doctorate]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 8/9, pp. 99-116. (In Russ.)
4. Grigor Emin Teryan (2015) [The Progress of the Process. Bologna Principles Work]. Poisk [Search].
No. 22. 29 may.
The paperwas submitted 18.06.15.
g