Научная статья на тему 'Проблемы финансового состояния муниципальных унитарных предприятий коммунального сектора экономики'

Проблемы финансового состояния муниципальных унитарных предприятий коммунального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1474
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО / FINANCIAL POSITION / MUNICIPAL UNITARY ENTERPRISE / UTILITY SERVICES / WATER AND SANITATION SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниловских Татьяна Евгеньевна

В предлагаемой статье автором была исследована сущность унитарных предприятий и особенности организации их финансовых отношений на муниципальном уровне, а также проведена оценка финансового состояния муниципального унитарного предприятия «Ружинское предприятие водоснабжения и водоотведения» на основании данных бухгалтерской отчетности за последние три года. Сформулированы проблемы ведения деятельности для муниципальных унитарных предприятий, обусловленные их формой собственности и проблемы, связанные со спецификой оказываемых услуг. По результатам проведенного анализа, выявлены проблемы, общие для всех предприятий водно-канализационного хозяйства Приморского края и для муниципального унитарного предприятия «Ружинское предприятие водоснабжения и водоотведения» в частности. Как результат проведенного исследования предложены направления решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial problems of municipal unitary enterprise, providing the utility services

In this article the concept of unitary enterprises, and the features of their financial relations organization at the municipal level had been researched by the author. There is an assessment of the financial position of municipal unitary enterprise «Ruzhinsckoe predpriyatie vodosnabzheniya I vodootvedeniya» also given in this article. The financial analysis carried out on the basis of financial statements for the last 3 years. In this article, identified problems common to all enterprises of the water and sewage economy of Primorsky Krai and to the municipal unitary enterprise « Ruzhinsckoe predpriyatie vodosnabzheniya I vodootvedeniya » in particular. As a result, financial problems of municipal unitary enterprise, providing the utility services are formulated. As a result of current research the decisions of formulated problems are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансового состояния муниципальных унитарных предприятий коммунального сектора экономики»

УДК 336.61

Даниловских Татьяна Евгеньевна

Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса

Институт международного бизнеса и экономики

Россия, Владивосток Доцент кафедры «Финансы и налоги» Кандидат экономических наук, доцент E-Mail: [email protected]

Проблемы финансового состояния муниципальных унитарных предприятий коммунального сектора экономики

Аннотация: В предлагаемой статье автором была исследована сущность унитарных предприятий и особенности организации их финансовых отношений на муниципальном уровне, а также проведена оценка финансового состояния муниципального унитарного предприятия «Ружинское предприятие водоснабжения и водоотведения» на основании данных бухгалтерской отчетности за последние три года. Сформулированы проблемы ведения деятельности для муниципальных унитарных предприятий, обусловленные их формой собственности и проблемы, связанные со спецификой оказываемых услуг. По результатам проведенного анализа, выявлены проблемы, общие для всех предприятий водноканализационного хозяйства Приморского края и для муниципального унитарного предприятия «Ружинское предприятие водоснабжения и водоотведения» в частности. Как результат проведенного исследования предложены направления решения выявленных проблем.

Ключевые слова: Финансовое состояние; муниципальные унитарные предприятия; коммунальное хозяйство; водно-канализационное хозяйство.

Идентификационный номер статьи в журнале 120БУЫ613

Tatyana Danilovskih

Vladivostok State University of Economics and Service, School of International Business and Economics

Russia, Vladivostok E-Mail: [email protected]

Financial problems of municipal unitary enterprise, providing the utility services

Abstract: In this article the concept of unitary enterprises, and the features of their financial relations organization at the municipal level had been researched by the author. There is an assessment of the financial position of municipal unitary enterprise «Ruzhinsckoe predpriyatie vodosnabzheniya I vodootvedeniya» also given in this article. The financial analysis carried out on the basis of financial statements for the last 3 years. In this article, identified problems common to all enterprises of the water and sewage economy of Primorsky Krai and to the municipal unitary enterprise « Ruzhinsckoe predpriyatie vodosnabzheniya I vodootvedeniya » in particular. As a result, financial problems of municipal unitary enterprise, providing the utility services are formulated. As a result of current research the decisions of formulated problems are proposed.

Keywords: Financial position; municipal unitary enterprise; utility services; water and sanitation sector.

Identification number of article 120EVN613

Муниципальные унитарные предприятия - это коммерческие предприятия, не наделенные правом собственности на используемое ими имущество, собственником этого имущества является муниципалитет. Имущество закрепляется за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения. [1] Основной целью создания муниципальных унитарных предприятий является решение государственных задач на коммерческой основе. На муниципальном уровне они обычно создаются в тех отраслях экономики, в которых рынок действует неэффективно, в частности коммунальное хозяйство (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и т.п.). [9]

На сегодняшний день в области финансового состояния муниципальных унитарных предприятий коммунального хозяйства, в частности водоснабжения и водоотведения существует масса проблем, которые могут быть объединены в следующие группы:

• проблемы, связанные с особенностью формы собственности (отсутствие права

собственности на используемое в работе имущество не способствует появлению эффективного собственника, его заинтересованности в повышении эффективности работы предприятия, незначительный уровень ответственности руководителя за результаты деятельности предприятия); [5,6,9]

• проблемы, связанные с технических состоянием имущества: инженерного

оборудования, очистных сооружений, водоподводящих и канализационных сетей (высокий износ, приводящий к росту количества поломок, потерь воды на пути к пользователю, загрязнению окружающей среды);

• проблемы тарифного регулирования (с одной стороны отрасль ЖКХ является

социально-значимой, с другой стороны чаще всего это естественные монополии, и то, и другое требует государственного регулирования тарифов, устанавливаемых на услуги предприятий ЖКХ);

• проблемы финансового состояния (недостаточность или отсутствие прибыли,

высокий уровень дебиторской и кредиторской задолженностей, наличие просроченных задолженностей, отсутствие собственного капитала, низкая оборачиваемость капитала).

По официальным данным износ инженерного оборудования в ЖКХ составляет 75%, при этом потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем энергоснабжения достигает 60% (при норме 16%), а темпы износа инженерных систем составляют 12% в год. Отсюда - постоянное снижение качества среды обитания населения, рост числа катастроф, что подтверждается ростом количества аварий на коммунальных объектах во многих районах страны. [11]

Главным источником питьевой воды в России являются поверхностные водоёмы (около 70%) и лишь 30% приходится на подземные воды. В последние годы резко обострилась проблема качества воды. Водные источники повсеместно загрязнены, поскольку используются не только для забора воды на бытовые и производственные нужда, но и как приёмники канализационных стоков - хозяйственно-бытовых и промышленных. Степень очистки сточных вод составляет 60-65%, а около 24% сточных вод сбрасывается в водоёмы неочищенными. [11]

Существующие проблемы в области коммунального хозяйства характерны для большинства муниципальных предприятий этой области. Так, муниципальное унитарное предприятие «Ружинское предприятие водоснабжения и водоотведения» (МУП «РПВВ»), обслуживающее Лесозаводский городской округ Приморского края, осуществляет подачу

воды из скважин, а также реки Уссури, причем степень очистки воды из реки неудовлетворительная.

Проектно-сметная документация «Реконструкция системы водоснабжения г. Лесозаводска из реки Уссури Приморского края» разработанная администрацией Лесозаводского городского округа еще в 2006 году, но окончательно не реализована. До настоящего времени не завершена реконструкция водоочистных сооружений из поверхностного источника р. Уссури. Нарушена технологическая схема водоподготовки, производится только очистка от грубодисперсных примесей и хлорирование (контактный осветлитель - фильтр не функционирует, не проводится коагуляция). [2]

С водоотведением ситуация еще сложнее. На территории Лесозаводского городского округа находятся два канализационных очистных сооружения. Муниципальные канализационные очистные сооружения производительностью 700 м3/сут. находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям этого типа, и не подлежат ремонту или реконструкции. Необходимо строительство канализационной насосной станции (КНС) и напорного коллектора от КНС до существующих частных очистных сооружений города Лесозаводска протяженностью 3,7 км. в соответствии с разработанной и утвержденной проектно-сметной документацией. [2]

Основными проблемами МУП «РПВВ», как и других коммунальных предприятий края, являются изношенность водоподводящих сетей и канализации, с которой связаны поломки, утечки воды, и соответственно потери прибыли, из-за увеличения себестоимости предоставления услуг, несовершенство тарифного регулирования, при котором уровень тарифа на предоставляемые услуги существенно ниже их себестоимости, так например, себестоимость услуг по водоснабжению в 1,4 раза превышает установленный тариф, по водоотведению в 1,9 раза.

Оценка финансового состояния МУП «РПВВ» показала неудовлетворительное его состояние. Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют об ухудшении финансового состояния исследуемого предприятия. Итог баланса в течение анализируемого периода увеличивался, с 1263 тыс. руб. в 2009 г. до 3382 тыс. руб. в 2012 г., за счет роста кредиторской задолженности. Величина убытков отраженная в третьем разделе пассива баланса в 2009 г. составила 505 тыс. руб., в течение анализируемого периода она изменялась разнонаправлено, и в 2012 г. величина убытков составила 786 тыс. руб. Что касается актива баланса, то здесь также присутствуют негативные тенденции - увеличение объема дебиторской задолженности, снижение суммы денежных средств. Дебиторская задолженность предприятия выросла со 102 тыс. руб. в 2009 г. до 970 тыс. руб. в 2012 г., т.е. в 9 раз.

Таблица 1

Бухгалтерский баланс МУП «РПВВ» за 2009-2012 гг.

Показатели, тыс. руб. 2009 2010 2011 2012

1.Внеоборотные активы 783 2585 2304 2101

Нематериальные активы 8 1 1 3

Основные средства 622 2431 2150 1945

прочие внеоборотные активы 153 153 153 153

2.Оборотные активы 480 313 629 1281

запасы 189 206 315 296

дебиторская задолженность 102 87 253 970

денежные средства 189 20 61 15

З.Капитал и резервы -505 -909 -409 -786

уставный капитал 153 153 153 153

нераспределенная прибыль -658 -1062 -562 -939

4.Долгосрочные обязательства 0 0 0 0

5.Краткосрочные обязательства 1768 3807 3342 4168

кредиторская задолженность 1768 3807 3240 4100

Баланс 1263 2898 2933 3382

Кредиторская задолженность предприятия выросла за анализируемый период более чем в два раза, с 1768 тыс. руб. в 2009 г. до 4100 тыс. руб. в 2012 г. Из соотношения сумм дебиторской и кредиторской задолженностей следует, что, даже при условии погашения всей дебиторской задолженности, предприятию удастся погасить менее 25% своей кредиторской задолженности.

Сравнение представленных в таблице 2 сроков погашения дебиторской и кредиторской задолженностей МУП «РПВВ», свидетельствует о том, что, несмотря на своевременное поступление платы от потребителей, предприятие не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам.

Таблица 2

Сравнение дебиторской и кредиторской задолженности

Показатели 2009 2010 2011 2012

1.Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов, % 21,25 27,80 40,22 75,72

2.Оборачиваемость дебиторской задолженности, обороты 62,08 101,90 43,75 17,45

З.Срок погашения дебиторской задолженности, дни 6 4 9 21

4. Оборачиваемость кредиторской задолженности, обороты 3,94 2,36 3,42 4,13

5.Срок погашения кредиторской задолженности, дни 92 153 107 89

МУП «РПВВ», согласно данных таблиц 2 и 3, осуществляло свою деятельность исключительно в кредит, причем за счет кредиторской задолженности, т.е. фактически не оплачивая свои текущие счета за электроэнергию, не выплачивая работникам заработную плату, что характеризует финансовое состояние предприятия как кризисное.

Предприятие не только не финансирует часть оборотных средств за счет собственного капитала или долгосрочного заемного капитала, но и полностью внеоборотные активы финансируются за счет кредиторской задолженности (задолженность перед поставщиками). [8]

Важным показателем финансовой устойчивости предприятия является наличие собственных оборотных средств. По таблице 3 можно сделать вывод о том, что МУП «РПВВ» не обеспечивает оборотные средства собственными источниками, вследствие отсутствия собственных средств у предприятия.

Таблица 3

Обеспеченность оборотных средств собственными источниками

Показатели 2009 2010 2011 2012

1.Величина собственного капитала, тыс. руб. -505 -909 -409 -786

2.Величина внеоборотных активов, тыс. руб. 783 2585 2304 2101

З.Наличие собственных оборотных средств, тыс. руб. -1288 -3494 -2713 -2887

Как следует из данных таблицы 4, баланс МУП «РПВВ» на протяжении всего анализируемого периода является неликвидным. Не выполняется основное, базовое условие ликвидности баланса, это соотношение четвертых групп актива и пассива, по которому наблюдается огромный платежный недостаток. По второй и третьей группам актива и пассива, требование ликвидности баланса (то есть требование превышения актива над пассивом) выполняется, но только лишь потому, что у МУП «РПВВ» отсутствуют кредиты как долгосрочные, так и краткосрочные.

Таблица 4

Оценка ликвидности баланса

Показатели 2009 2010 2011 2012

Платежный излишек или недостаток, тыс. руб.

А1-П1 -1579 -3787 -3281 -4153

А2-П2 +102 +87 +253 +970

А3-П3 +189 +206 +315 +296

П4-А4 -1288 -3494 -2713 -2887

Коэффициенты ликвидности

Абсолютной 0,107 0,005 0,018 0,004

Срочной 0,165 0,028 0,124 0,236

Текущей 0,271 0,082 0,188 0,307

Данные таблицы 5 свидетельствуют о резком снижении фондоотдачи в 2010 г. и ее постепенном росте в последующие годы. В 2009 г. МУП «РПВВ» получило 10 руб. 18 коп. выручки на каждый рубль, вложенный в основные средства.. В 2012 г. МУП «РПВВ» получило 8 руб. 79 коп. выручки на каждый рубль основных средств.

Что касается показателя фондоемкость, то в 2009 г. его значение составило 0,098, что означает, что в каждом рубле выручки содержалось 9,8 коп. затрат на основные фонды. К

2012 г. значение фондоемкости МУП «РПВВ» составило 0,115, что означает, что в одном рубле выручки содержится 11,5 коп. затрат на основные фонды.

Таблица 5

Оценка эффективности использования основных средств

Показатели 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год

Фондоотдача 10,18 3,65 5,15 8,70

Фондоемкость 0,098 0,274 0,194 0,115

Фондорентабельность, % х х 16,88 12,75

Таким образом, по результатам проведенного анализа бухгалтерской отчетности МУП «РПВВ» за период с 2009 г. по 2012 г. финансовое состояние предприятия охарактеризуем как неудовлетворительное. Полученные выводы подтверждаются тем, что в конце 2012 года МУП

«РПВВ» было признано банкротом, и с целью предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению было создано Муниципальное унитарное предприятие «Ружинские коммунальные сети» (МУП «РКС»).

Основной проблемой МУП «РПВВ» согласно результатам проведенного анализа, является получение убытков от деятельности и вследствие этого недостаток средств для осуществления текущих расчетов, появление просроченной задолженности. Все это приводит к невозможности финансирования не только капитальных затрат по реконструкции основных фондов, но и их текущего содержания. Что касается в целом Лесозаводского городского округа, то имеются следующие проблемы: отсутствуют проекты зон санитарной охраны, нет станций обеззараживания, нет устройств для наблюдения за уровнем воды, не оборудованы зоны санитарной охраны, имеются проблемные участки сетей водопровода, требующие замены водопроводных труб. Практически всё оборудование и сети выработали свой нормативный срок эксплуатации. На отдельных участках сетей водоснабжения износ достигает 100%. На всех скважинах водозабора требуется замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования по подъёму и обеззараживанию питьевой воды. Существующие сети водопровода не обеспечивают требуемого уровня по надёжности водоснабжения Лесозаводского городского округа, что приводит к излишним отключениям и увеличению времени перерывов водоснабжения. Решение вопросов водохозяйственного комплекса городского округа требует значительных капитальных вложений в отрасль.

Углубленное изучение проблем водно-канализационного хозяйства Лесозаводского городского округа выявило необходимость поддержания развития сектора водоснабжения населения и улучшения качества водопроводной воды, поставляемой населению, программноцелевым методом путем осуществления капитальных вложений различных уровней бюджетов, частно-государственного партнерства, при участии администрации Лесозаводского городского округа в региональной программе «Чистая вода». В целях развития водоснабжения в Лесозаводском городском округе был разработан ряд муниципальных программ. [3,4,7] Выбор программных мероприятий по развитию водоснабжения Лесозаводского городского округа выполнен с учетом необходимости достижения следующих целей:

• предотвращение загрязнения подземных вод и водоохранных зон;

• улучшение качества питьевой воды;

• снижение числа аварий на сельских сетях водопровода;

• уменьшение времени перерывов водоснабжения сел при ведении ремонтных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работ.

В целях формирования и участия в краевой программе «Чистая вода» на 2011-2017 годы, в соответствии с постановлением администрации Лесозаводского городского округа от 29.07.2008 г. 461 «Об утверждении Порядка и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Лесозаводском городском округе и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ» отделом жилищно-коммунального хозяйства администрации Лесозаводского городского округа была разработана муниципальная целевая программа «Чистая вода в Лесозаводском городском округе» на 2011-2017 годы. [3] Основными мероприятиями программы являются реконструкция очистных и канализационных сооружений. Общий объем финансирования программы 159 млн. руб., в том числе краевой бюджет 47,7 млн. руб., местный бюджет 47,7 млн. руб., средства организаций коммунального комплекса - 63,6 млн. руб.

Повышение эффективности работы предприятий ЖКХ, в том числе в области управления кредиторской и дебиторской задолженностью, зависит от решения целого

комплекса мероприятий и является одним из ключевых направлений реформирования муниципальных финансов. В соответствии с основными направлениями социальноэкономического развития Лесозаводского городского округа [2] одним из приоритетных направлений оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства является:

• дальнейшее реформирование жилищно-коммунального хозяйства, основанное на повышении инвестиционной привлекательности отрасли,

• внедрение ресурсосберегающих технологий и повышение качества услуг, предоставляемых населению района,

• своевременное строительство и модернизация коммунальной инфраструктуры для обеспечения потребности в коммунальных услугах новых потребителей,

• формирование обоснованных величин на подключение к системам водопотребления, водоотведения и теплоснабжения.

Со стороны администрации необходимо постоянное проведение анализа деятельности муниципальных предприятий, ликвидация предприятий находящихся в неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии.

Таким образом, существующие на сегодняшний день финансовые проблемы муниципальных унитарных предприятий водно-канализационного хозяйства возможно решить только предприняв усилия одновременно на всех уровнях управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».

2. Официальный сайт Лесозаводского городского округа [Электронный ресурс] / режим доступа: Ьйр://хп—78Ь§1сшуЬЬ5аёрг§.хп--р1а1/

3. МЦП «Чистая вода в Лесозаводском городском округе» на 2013-2014 года, утвержденная Постановлением №1133 от 13.09.2012 [Электронный ресурс] / режим доступа: Ы*р://хп—78Ь§1сшуЬЬ5аёрг§.хп--р1а1/шипрго§/6459--д-д-2013-2014-.html

4. МЦП «Развитие водоснабжения сел Лесозаводского городского округа» на

2010-2013 годы, утвержденная постановлением №584 от 21.09.2009 [Электронный ресурс] / режим доступа: Ы*р://хп—78Ь§1сшуЬЬ5аёрг§.хп--

р1а1/шипрго§/6457--д-д-2010-2013-.^ш1

5. Анненков С.А. Проблемы эффективности государственных унитарных предприятий в России на современном этапе / С.А. Анненков // Экономика в промышленности. - 2012. - № 3. - С. 10-13.

6. Дежин В.С. Перспективы развития унитарных предприятий / В.С. Дежин // Российское предпринимательство. - 2011. - № 7. - С. 65-68.

7. Иванов Е. Концепция муниципального управления инвестициями / Е.Иванов // Городское управление. - 2009. - №2. - С.28-130.

8. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 384 с.

9. Савицкий К. Тенденции и пути развития унитарных предприятий / К. Савицкий // Вопросы экономики. 2004. № 9. С. 53-63.

10. Сафонов А.А. Возможные источники внебюджетного финансирования предприятий ЖКХ / А.А. Сафонов // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2012. - № 4. - С. 37-42.

11. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление,

экономика: учебное пособие для вузов / В.З. Черняк. - М.: КНОРУС, 2007. - 392 с.

Рецензент: Латкин А.П., директор Института менеджмента и бизнеса, д-р экон. наук, профессор, ВГУЭС.

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

O gosudarstvennyh i municipal'nyh unitarnyh predprijatijah: Federal'nyj zakon ot 14 nojabrja 2002 g. № 161-FZ [Jelektronnyj resurs] / SPS «Konsul'tant Pljus».

Oficial'nyj sajt Lesozavodskogo gorodskogo okruga [Jelektronnyj resurs] / rezhim dostupa: http://xn—7sbgicmybb5adprg.xn--p1ai/

MCP «Chistaja voda v Lesozavodskom gorodskom okruge» na 2013-2014 goda, utverzhdennaja Postanovleniem №1133 ot 13.09.2012 [Jelektronnyj resurs] / rezhim dostupa: http://xn—7sbgicmybb5adprg.xn--p1ai/munprog/6459--q-q-2013-2014-

.html

MCP «Razvitie vodosnabzhenija sel Lesozavodskogo gorodskogo okruga» na 2010-

2013 gody, utverzhdennaja postanovleniem №584 ot 21.09.2009 [Jelektronnyj resurs] / rezhim dostupa: http://xn—7sbgicmybb5adprg.xn--p1ai/munprog/6457--q-q-2010-2013-.html

Annenkov S.A. Problemy jeffektivnosti gosudarstvennyh unitarnyh predprijatij v Rossii na sovremennom jetape / S.A. Annenkov // Jekonomika v promyshlennosti. -2012. - № 3. - S. 10-13.

Dezhin V.S. Perspektivy razvitija unitarnyh predprijatij / V.S. Dezhin // Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2011. - № 7. - S. 65-68.

Ivanov E. Koncepcija municipal'nogo upravlenija investicijami / E.Ivanov // Gorodskoe upravlenie. - 2009. - №2. - S.28-130.

Savickaja G.V. Metodika kompleksnogo analiza hozjajstvennoj dejatel'nosti: uchebnik / G.V. Savickaja. - M.: INFRA-M, 2009. - 384 s.

Savickij K. Tendencii i puti razvitija unitarnyh predprijatij / K. Savickij // Voprosy jekonomiki. 2004. № 9. S. 53-63.

Safonov A.A. Vozmozhnye istochniki vnebjudzhetnogo finansirovanija predprijatij ZhKH / A.A. Safonov // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Sociologija. Jekonomika. Politika. - 2012. - № 4. - S. 37-42.

Chernjak V.Z. Zhilishhno-kommunal'noe hozjajstvo: razvitie, upravlenie, jekonomika: uchebnoe posobie dlja vuzov / V.Z. Chernjak. - M.: KNORUS, 2007. - 392 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.