ПРИМЕНЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
И. В. КИРНАЯ, начальник отдела отраслевого финансирования и доходов бюджета Финансового управления Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Динском районе
В соответствии с концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства одной из основных ее целей является снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг.
Повысить эффективность управления, снизить издержки возможно и с помощью использования внутренних резервов предприятия.
Для предприятий жилищно-коммунального хозяйства одним из наиболее простых и доступных вариантов сокращения расходов на реализацию жилищно-коммунальных услуг является переход предприятия на упрощенную систему налогообложения (далее — УСН).
Упрощенная система налогообложения была введена с 01.01.2003 Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ, в соответствии с которым вступила в силу гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога (табл. 1).
Организации, переходящие на УСН, могут выбрать один из двух объектов налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом объект налогообложения не меняется в течение всего срока применения УСН.
Налогоплательщики, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уплачивают налог по ставке 6 %. Если же объектом налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка равна 15 % (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Кроме того, ст. 346.18 НК РФ предусмотрена уплата налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, минималь-
ного налога в размере 1 % налоговой базы, которой являются доходы. Уплата минимального налога осуществляется только в тех случаях, когда сумма исчисленного в установленном порядке единого налога оказывается меньше суммы исчисленного минимального налога.
Следует учитывать, что организации должны придерживаться перечня расходов, приведенного в ст. 346.16 НК РФ. Данный перечень закрытый, поэтому не все затраты можно принимать в уменьшение налоговой базы по единому налогу.
После признания приказом МНС России от 26.02.2004 № БГ-3-22/154 «О признании утратившими силу приказов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.2002 № БГ-3-22/706, от 17.04.2003 № БГ-3-22/191, от 28.10.2003 № БГ-3-22/573» утратившими силу Методических рекомендаций по применению гл. 26.2 НК РФ, в частности п. 9, муниципальные предприятия также могут применять УСН при выполнении ими всех условий, предусмотренных ст. 346.12 НК РФ.
Таким правом по переходу на УСН воспользовалось Муниципальное унитарное предприятие в Динском районе — МУП «Коммунальник» (ст. Новотитаровская) и с 01.01.2006 перешло на данную систему налогообложения. Основной причиной таких кардинальных изменений учетной политики для целей налогообложения стала необходимость спасения социально значимого предприятия, оказывающего жилищно-коммунальные услуги 7 381 абоненту, из которых: население — 7 300 абонентов (20,7 тыс. человек), бюджетные учреждения — 14 абонентов и прочие абоненты — 67 (предприятия).
Задолженность предприятия перед кредиторами выросла и достигла на 01.01.2007 10 204 тыс. руб. (рост — 2,3 процентного пункта), основную
39
ф
Таблица 1
Налоги, отменяемые в связи с применением упрощенной системы налогообложения
Организация Предприниматель
Налог на прибыль Налог на доходы физических лиц
Налог на имущество организаций Налог на имущество физических лиц в отношении имущества,которое используется для осуществления предпринимательской деятельности
Единый социальный налог (ЕСН) Единый социальный налог с дохода, полученного от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, которые начисляются предпринимателями-работодателями в пользу физических лиц
Налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)
сумму кредиторской задолженности составляют просроченные платежи в бюджет и внебюджетные фонды (75,6 %). Дебиторская задолженность не может перекрыть кредиторскую и составляет на 01.01.2007 1 428 тыс. руб.
За девять месяцев 2005 г. доходы муниципального предприятия составили 7 985 тыс. руб., в том числе: кассовое поступление доходов — 5 787 тыс. руб., поступило на расчетные счета предприятия 2 198 тыс. руб. Из общего объема доходов выручка от обычных видов деятельности составила 6 273,3 тыс. руб. (в том числе 634,3 тыс. руб. — за ритуальные услуги, не облагаемая НДС).
Фонд оплаты труда с отчислениями за исследуемый период составил 4 354,3 тыс. руб., в том числе отчисления в пенсионный фонд — 604,8 тыс. руб.
По результатам работы предприятия за 9 мес. 2005 г. при применении УСН на МУП «Коммунальник» сокращение расходов провизорно может составлять за данный отчетный период не менее 1 419,4 тыс. руб., в том числе за счет:
• уплаты НДС — минус 860,2 тыс. руб.;
• уплаты ЕСН — минус 583,9 тыс. руб.;
• уплаты налога на имущество — минус 55,2 тыс. руб.;
• уплаты налога по УСН — плюс 79,9 тыс. руб. Предприятие выполняло все ограничения,
установленные ст. 346.12 НК РФ, необходимые при применении УСН, в частности:
— средняя численность работников за налоговый период не превышает 100 человек (фактически 94);
— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствие с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не превышает 100 млн руб. (фактически по состоянию на 01.10.2005 — 23,8 млн руб.);
— до перевода на УСН МУП «Коммунальник» не применяло других специальных режимов налогообложения;
— на момент подачи заявления по итогам 9 мес. 2005 г. доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета НДС).
По состоянию на 01.12.2005 руководством предприятия было подано заявление в Инспекцию ФНС России по Динскому району о переходе на специальный режим налогообложения — УСН.
Переход предприятия на УСН был продиктован рядом причин, главная из которых — спасти социально значимое предприятие района и повысить эффективность работы предприятия.
В целях повышения эффективности работы предприятия были поставлены следующие задачи:
— обеспечение потребителей жилищно-коммунальными услугами на высоком профессиональном уровне;
— снижение издержек от оказания услуг и оптимизация тарифов;
— рациональное использование средств и ресурсов предприятия;
— совершенствование системы управления предприятием и форм контроля.
По итогам работы МУП «Коммунальник», в 2006 г. предприятием был получен доход в сумме 19 389 723 руб., из них от деятельности по оказанию услуг, работ (уставной деятельности) — 19 054 869 руб. Финансовый результат предприятия по основным видам деятельности представлен в табл. 2.
Прочие доходы предприятия в 2006 г. составили 2 267 975 руб., расходы — 2 545 557 руб. Убыток от прочих операций составил 277 582 руб.
По итогам работы за 2006 г., размер чистой прибыли МУП «Коммунальник» составил 186 тыс. руб.
Немаловажную роль в увеличении доходов 2006 г. по сравнению с 2005 г. сыграли тарифы и расценки, принятые решениями Совета депутатов Новотитаровского сельского поселения на услуги, оказываемые МУП «Коммунальник» с 01.04.2006.
Однако последующими решениями Совета депутатов Новотитаровского сельского поселения от 15.08.2006 они были изменены на более низкие тарифы (табл. 3).
Средства инвестиционной составляющей в сумме 1 414 тыс. руб., полученные при тарифах, действующих с 01.04.2006 по 15.08.2006, при расчете
40
ф
Таблица 2
Финансовый результат деятельности МУП «Коммунальник» от оказания услуг по видам деятельности, руб.
Вид деятельности 2006 г. 2005 г.
Выручка Прибыль/ убыток Выручка Прибыль/ убыток
Водоснабжение 6 312 546 1 121 587 3 572 584 —1 300 463
Содержание и ремонт жилья 1 300 581 — 689 243 804 197 —183 352
Вывоз и размещение ТБО 5 006 036 136 034 2 224 832 254 316
Вывоз ЖБО 598 956 — 3 277 388 077 —29 902
Водоотведение 296 360 96 676 105 188 —84 697
Ритуальные услуги 1 081 415 93 831 868 087 251 272
Внешнее благоустройство 1 300 305 — 8 320 574 453 —225 522
Ремонтно-строительные услуги 883 670 — 276 603 883 664 —342 061
Сбор БИО отходов 3 384 - 130 069 —124 542
Прочие платные услуги 338 495 123 192 193 487 84 625
Итого... 17 121 748 463 808 9 614 569 — 1 700 326
Таблица 3
Сравнительная таблица действующих тарифов и себестоимости в 2006 г., руб. /м3
Наименование услуги Тарифы, действующие с 01.01.2006 по 31.03.2006 Тарифы, действующие с 01.04.2006 по 15.08.2006 Тарифы, действующие с 15.08.2006 по 30.09.2006 Себестоимость услуг
Водоснабжение 5,36 13,74 8,59 5,50
Водоотведение 4,17 14,60 5,00 5,58
Жилищные 5,50 5,50 5,50 8,56
Вывоз ТБО 130,21 205,20 205,20 202,83
Вывоз ЖБО 55,80 56,42 56,42 49,6
которых были запланированы работы по реконструкции сетей, направлены на ремонт водопроводных и канализационных сетей, амортизационный износ которых в целом по предприятию составляет 95 %, а их протяженность — более 75 км.
В результате применения УСН в 2006 г. предприятие снизило расходы на реализацию услуг (в том числе включаемые в себестоимость) порядка 3,4 млн руб. (табл. 4).
Так, при обычной системе налогообложения предприятие должно уплачивать начислений на ФОТ — 26,3 % (26 % — единый социальный налог; 0,3 % — травматизм), применяя режим УСН отчисления в фонды МУП «Коммунальник» составили 14,3 % (14 % — пенсионный фонд и 0,3 % — травматизм).
Таким образом, экономия средств по уплате отчислений в фонды составляет 804,2 тыс. руб.
По итогам 2006 г., предприятие получило доходов за оказанные услуги — 19 054,9 тыс. руб., в том числе выручка от оказания ритуальных услуг — 1 081,4 тыс. руб. При применении общей системы налогообложения предприятию пришлось бы уплатить НДС (провизорно) в размере 2 741,7 тыс. руб. При применении УСН предприятие не уплачивает НДС (заменяется единым налогом).
Налог на имущество при обычной системе налогообложения составил бы 83 тыс. руб., но при применении УСН он заменяется единым налогом.
Сумма исчисленного в установленном порядке единого налога оказалась меньше суммы исчисленного минимального налога предприятием МУП «Коммунальник». В результате чего единый налог при УСН составил по итогам работы предприятия в 2006 г., 190,5 тыс. руб. (в размере 1 %
Таблица 4
Сравнительная характеристика деятельности МУП «Коммунальник» при различных системах налогообложения в 2006 г., тыс. руб.
Наименование При применении общей системы налогообложения При применении УСН Экономия от применения УСН
Уплата единого социального налога 1 742,4 938,2 — 804,2
Уплата НДС с выручки 2 741,7 —2 741,7
Налог на имущество 83,0 —83,0
Налог по УСН 190,5 + 190,5
Итого... 4 567,1 1 128,7 —3 438,4
Налог УСН
Налог на имущество
I Обычная СН Ш Упрощенная СН 190
НДС
Уплата ЕСН
938,2
Тыс. руб.
Изменения расходов при применении УСН на МУП «Коммунальник» в 2006 г.
налоговой базы, которой являются доходы) — согласно п. 6 ст. 346.18 НК РФ.
Графическая интерпретация изменения сравнительных видов расходов предприятия МУП «Коммунальник» при оказании жилищно-коммунальных услуг потребителям, связанных с изменением системы налогообложения и применением УСН в 2006 г., представлена на рисунке.
Учитывая положительные тенденции и сократив расходы при оказании услуг, предприятие получило возможность направлять средства на капитальный ремонт и обновление инженерных сетей и оборудования, жилищного фонда, а также реализацию производственных программ и инвестиционных проектов, направленных на техническое перевооружение предприятия. Полностью погашена задолженность по заработной плате перед персоналом, отсутствует задолженность за энергоресурсы. Была произведена реконструкция 18,4 км водопроводной сети на общую сумму 982 тыс. руб., приобретен мусоровоз для качественного оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, затраты по приобретению составили 748 тыс. руб.
Кроме экономии, связанной с изменением предприятием режима налогообложения в 2006 г., немаловажным фактом является то, что себестоимость реализации жилищно-коммунальных услуг (в частности по водоснабжению) имеет положительные тенденции к снижению:
- снижение статьи затрат «по начислению на оплату труда» (уменьшение ставки по ЕСН);
- экономически обоснованный тариф не содержит ставки НДС (при применении предприятием УСН).
Кроме того, предприятие имеет дополнительный скрытый резерв по доходам в том, что при калькулировании услуги по водоснабжению на статью затрат «Оплата воды со стороны» (покупная вода или аренда скважин) включаются затраты в сумме, указанной в договорах (т. е. с НДС), при том, что предприятие его не уплачивает.
Снижение затрат — важнейший резерв оптимизации прибыли, снижения тарифов и, следовательно, роста конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия. Многие проблемы предприятий жилищно-коммунального хозяйства можно решить с помощью четкой постановки задач, анализа и оптимизации внутренних резервов, что является наиболее рациональным путем для достижения поставленных целей.
Отчетный 2006 г. показал, что при самоокупаемых тарифах, грамотном руководстве, правильном выборе учетной налоговой политики предприятие, работавшее вплоть до 01.01.2006 с убытками по основным видам деятельности, являющимися социально значимыми, может работать рентабельно.
Литература
1. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. О признании утратившими силу приказов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.2002 № БГ-3-22/706, от 17.04.2003 № БГ-3-22/191, от 28.10.2003 № БГ-3-22/573: приказ МНС России от 26.02.2004 № БГ-3-22/154.
❖ ❖ ❖
42