Научная статья на тему 'Проблемы финансов сферы жилищно-коммунального хозяйства'

Проблемы финансов сферы жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1522
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ПРОБЛЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭКОНОМИКА / МОНИТОРИНГ / FINANCE / HOUSING AND UTILITIES / INCOME / COSTS / PROBLEMS / GOVERNMENT PROGRAMS / ECONOMICS / MONITORING LIST OF REFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Людмила Юрьевна, Чанилова Алена Игоревна

В данной статье анализируются важнейшие источники финансирования, доходов и расходов в сфере ЖКХ. Проблематика данного вопроса рассматривается на протяжении длительного времени, а также в процессе по модернизации сферы ЖКХ отмечалось недостаточное число денежных активов, которые не отвечают действительным нуждам в общей доле финансирования. Стабилизация объектов ЖКХ в необходимом порядке совершалась убыточно, потому что оплаты за коммунальные услуги покрывали только очень малый объем затрат. В статье отображена проблема, при которой перевести ее разрешение в абсолютной мере на владельцев объектов имущества в данный момент не представляется возможным, а особую роль приобретают разные специализированные программы, по которым происходит предоставление активов бюджета. Отметим, что все большее значение заслуживает разработка схемы распоряжения бюджетными финансами на цели ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьева Людмила Юрьевна, Чанилова Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансов сферы жилищно-коммунального хозяйства»

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Соловьева Л.Ю.1, Чанилова А.И.2 Email: Solovyova651 @scientifictext.ru

1Соловьева Людмила Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент; 2 Чанилова Алена Игоревна - магистрант,

направление: экономика, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в данной статье анализируются важнейшие источники финансирования, доходов и расходов в сфере ЖКХ. Проблематика данного вопроса рассматривается на протяжении длительного времени, а также в процессе по модернизации сферы ЖКХ отмечалось недостаточное число денежных активов, которые не отвечают действительным нуждам в общей доле финансирования. Стабилизация объектов ЖКХ в необходимом порядке совершалась убыточно, потому что оплаты за коммунальные услуги покрывали только очень малый объем затрат.

В статье отображена проблема, при которой перевести ее разрешение в абсолютной мере на владельцев объектов имущества в данный момент не представляется возможным, а особую роль приобретают разные специализированные программы, по которым происходит предоставление активов бюджета. Отметим, что все большее значение заслуживает разработка схемы распоряжения бюджетными финансами на цели ЖКХ.

Ключевые слова: финансы, жилищно-коммунальное хозяйство, доходы, расходы, проблемы, государственные программы, экономика, мониторинг.

PROBLEMS OF FINANCIAL IN THE SPHERE OF HOUSING

AND COMMUNAL ECONOMY 12 Solovyova L.Yu.1, Chanilova A.I.2

1Solovyova Lyudmila Yuryevna - PhD in Economics, Associate Professor; 2Chanilova Alyona Igorevna - Undergraduate, ACCOUNTING AND AUDIT DEPARTMENT, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION URAL STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, YEKATERINBURG

Abstract: this article analyzes the most important sources of financing, income and expenses in the sphere of housing and communal services. The relevance of this problem is that for a long period of time in major repairs, and even more so in the modernization invested a limited amount of money that does not meet the real needs in the amount of financing (housing maintenance was unprofitable, as the housing payments were quite low, which covered only a small part of the cost for these purposes, in practice, the maintenance of housing and communal Fund was due to huge subsidies allocated by the state, which is a big burden on the budget.

The result of these actions was that the problem has reached a level at which it is impossible to entrust its decision entirely to the owners of the property at the present time, and, accordingly, currently of particular importance are various targeted programs, within which budget funds are provided. It should be noted that the development of mechanisms for

the use of budget funds for these purposes in accordance with the Housing code of the Russian Federation is becoming increasingly important. One of the few ways to solve this problem is to invest in this area.

Keywords: finance, housing and utilities, income, costs, problems, government programs, economics, monitoring list of references.

УДК 332

Актуальность темы заключается в том, что быстрый подъем и становление муниципалитетов нельзя предусмотреть в отсутствии развития области жилищно -общественного хозяйства, представляющегося элементом и, наряду с этим, независимым сектором экономики народного хозяйства.

Сфера коммунального хозяйства в муниципальных образованиях обслуживает промышленные фирмы, поставляя им газ, электроэнергию и воду. Однако, в данном секторе народнохозяйственной области наблюдается ряд сложных проблем. И эти проблемы не появились сейчас, а были всегда. Поэтому, можно с полной уверенностью сказать, что изначальные и накопившиеся, на протяжении приличного времени, трудности в сфере ЖКХ никак не дают идти в ногу со временем и улучшить качество коммунальных услуг.

Актуальность этого вопроса состоит в том, что долгое время в капитальные ремонтные работы вкладывалось ограниченное число активов, не соответствующих реальным нуждам в объеме финансирования (содержание квартирного фонда было бесприбыльным). Ранее покрывалась только незначительная доля затрат на исходные цели, в практике обслуживание жилищно-коммунального фонда происходило с поддержкой субсидий, которые выделяются со стороны государства, что признается довольно чувствительным обременением бюджета. Итогом данных действий стало то, что проблема достигла такой степени, при которой возложить ее разрешение целиком на собственников имущества в наше время недостижимо. Кроме того особую значимость приобретают различные целевые проекты, в масштабах которых выделяются бюджетные финансы. При этом следует иметь в виду, что значительную важность обретает изучение элементов использования экономии ресурсов на данные цели в соответствии с Жилищным Кодексом нашей страны. Одним из нескольких методов решения данной проблемы являются вложения в данную отрасль. Жилищно-коммунальная отрасль, с позиции инвестиционной потребности обладает рядом своеобразных отличительных особенностей:

- в этом секторе экономики отсутствует конкурентная борьба, то есть она имеет монополистический характер;

- регулярное внедрение услуг;

- казенная регулировка расценок на услуги;

Имеется несколько источников финансирования ЖКХ:

1. Бюджетные средства;

2. Внебюджетное привлечение финансов;

3. Собственные финансы.

На нынешний день основной задачей ЖКХ считается нахождение путей решения по уменьшению темпов подъема затрат и их падение. Снижение подъема затрат на содержание ЖКХ во многом находится в зависимости от верной организации процесса эксплуатации. Существенная доля денег, которые акцентируются на обслуживание фондов ЖКХ, используется на текущие ремонтные работы. Для поддержания коммунальных фондов в технически требуемом состоянии нужно достаточное и своевременное субсидирование необходимых работ по текущему ремонту. Источниками доходности в секторах экономики ЖКХ считаются:

1. Плата за аренду;

2. Оплата коммунальных платежей;

3. Сборы с работодателей расходов на использование;

4. Прочие расходы.

Собираемые квартирные и арендные платежи составляют 80% доходов. Дефицит финансовых ресурсов, у организаций местного самоуправления на восстановление и обеспечение коммунальной инфраструктуры, привел к тому, что состояние сетей коммунального назначения можно считать крайне катастрофическим. Износ сетей на некоторых участках составляет 80 - 90% и требует важных ремонтных работ, в том числе и совершенной замены отдельных объектов. В частности одной из первопричин критического состояния муниципального сектора экономики является отсутствие отработанной и усиленной системы контролирования денежных потоков, выданных из бюджета [1, с. 134].

Решение задачи по успешной системе финансирования сферы жилищно-коммунальных взаимоотношений потребует определенного внимания. Организация деятельности сферы жилищно-коммунального хозяйства входит в сферу ведения районного самоуправления и напрямую оказывает большое влияние на уровень и состояние жизни основной численности жителей городских образований. В нынешнее время данная сфера взаимоотношений считается источником многократного общественного напряжения и социальных проблем, связанных с:

- значительной изношенностью и невысокой энергетической эффективностью коммунальных сетей и жилищного фонда;

- непрозрачностью операций определения тарифов за услуги снабжающих ресурсами предприятий;

- малым формированием конкурентной борьбы на рынке управляющих компаний, невысоким качеством услуг, оказанных ими гражданам, вместе с большой стоимостью данных услуг;

- насаждением одной организационной и правовой формы организации владельцев -товариществ владельцев квартир, вместе с неэффективным функционированием ТСЖ.

При этом городские образования не только не имеют настоящих экономических возможностей по решению данных задач, но и необходимых способностей по организации соответствующего контроля. В целях выхода из образовавшейся ситуации Постановлением Правительства России № 102-р от 02.02.2010 утверждена система федерального целенаправленного проекта «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы». В этой Концепции отнесены главные цели и главные векторы реформирования ЖКХ:

а) обеспечивание к 2020 году владельцев многоквартирных жилищ коммунальными предложениями нормативного качества и по доступной цене;

б) улучшение конкурентных взаимоотношений в области управления и обслуживания жилищного фонда (создание ТСЖ и правящих организаций);

в) становление управления имущественным ансамблем сферы коммунального хозяйства на базе частного, муниципального и правительственного партнерства, концессионных договоров;

г) преобразование дотаций и льгот по платежам за коммунальные услуги и жилье в денежное выражение;

д) становление структуры ресурсосбережения (приборы учета) [1, с. 133].

Требуются суровые конфигурации характера социальных взаимоотношений в

области коммунального хозяйства. Целесообразно инициировать целевой госзаказ заказ на планы модернизации инфраструктуры, в том числе распространение механизмов муниципальных вложений в инфраструктуру городских образований и в межмуниципальные инфраструктурные проекты.

Кроме того отметим, что в наше время не определены механизмы государственной поддержки владельцев помещений в выполнении капитальных ремонтных работ многоквартирных строений и модернизации инфраструктуры коммунального хозяйства городских образований, после окончания сроков работы Фонда.

Отдельного внимания требуют проблемы межбюджетных взаимоотношений. К примеру, при формировании бюджета субъекта России на еще один финансовый год в расчетах нужды городского образования в денежных средствах, затраты на капитальный ремонт городского фонда ЖКХ не принимаются во внимание. Прибыли от сдачи этого имущества в аренду предусматриваются в совокупной сумме прибылей бюджета городского образования, которые направляются на финансирование затрат (на благоустройство и другие мероприятия), подтвержденных согласно с нормативами малой обеспеченности бюджетом.

Аналогичное внимание потребуется уделить в процессе выяснения вопроса о ремонте и строительстве иного городского имущества в области ЖКХ: теплотрасс, котельных и водопроводов, поскольку в структуре работающих тарифов надлежащие средства в достаточном размере не предусматриваются [2, с. 191].

Другой задачей, которая не способствует настоящему денежному обеспечению возможностей муниципалитетов в области ЖКХ, считается действующая методика анализа денежных необходимостей городских образований для выравнивания бюджетного уровня их расчетного обеспечения. Отмеченная методика не берет во внимание фактическое подорожание и тарифов на услуги коммунальных служб, занимающие в затратах городских учреждений второе место после оплаты труда.

Подъем уровня тарифов на услуги коммунальной сферы по теплу и электрической энергии существенно выше предсказуемого уровня подъем тарифов, рассчитанных по данной методике. Эта методика имеет уменьшающие коэффициенты к утвержденным нормативам по ряду расходных возможностей. К примеру, при использовании понижающих коэффициентов по капитальному ремонтным работам городского жилищного фонда нормативные затраты уменьшаются на 56 %, а по капитальному текущему ремонту дорожного полотна и их содержанию на 95 %.

Следовательно, городское имущество нельзя починить с помощью средств районного бюджета, что входит в противоречие с обязательствами владельца проводить ремонтные работы городского имущества.

Последующей концептуальной задачей, препятствующей развитию сферы ЖКХ, считается непрозрачность процедур по установлению тарифных ставок на услуги ресурсных предприятий, что вызывает бездоказательный подъем цены коммунальных услуг, значительно превышающий темпы подъема заработков людей. Еще одной главной задачей в процессе реализации перспектив развития муниципальных образований считается то, что не производится действующего контроля со стороны городских образований за работой организаций, осуществляющих использование и сервис совместного имущества в многоквартирном жилище, что считается следствием недоступности у муниципалитетов настоящих рычагов воздействия на данные организации [3, с. 34].

В это же время, трудности ЖКХ в настоящее время невыполнимо решить исключительно с помощью экономических ресурсов бюджетов всех уровней. Государственное, муниципальное и частное партнерство считается весомым инструментом становления городской, до этого всего, жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Главнейшим условием для становления жилищно -коммунальной инфраструктуры городских образований считается привлечение в неё частных вложений. Становление государственного, муниципального и частного партнерства на земли городских образований потребует соединение усилий органов власти всех уровней. На федеральном и региональном уровне обязаны приниматься надлежащие законы и подзаконные акты, разработаны и внедрены программы, которые стимулируют совместную работу государственных и муниципальных образований и частного бизнеса.

Существенным элементом этих программ должно быть изучение выборных должностных лиц районного самоуправления и государственных служащих,

информирование органов районного самоуправления о круге возможных игроков, о работе с ними, опыте иных муниципалитетов по реализации инвестиционных планов, создание общедоступных баз инвестиционных услуг и планов, методическая поддержка органов районного самоуправления в этой сфере, как процесс подготовки и реализации инвестиционных услуг. Социальные организации и соединения городских образований помимо прочего имеют все шансы внести весомый вклад в процесс становления публично-частного партнерства на районном уровне.

Также нужно внести в законодательство жилищной сферы необходимые положения, которые предусматривают рост рынка арендных квартир, субсидирование ставки по ипотечному кредиту государством, увеличение возможностей городских образований по стройке государственных квартир, а еще введение форм жилищной кооперации как организационной и правовой формы приобретения, владения и постановления жилыми помещениями.

Для того, чтобы не допустить выселения детей из жилых помещений «в никуда», нужно будет внести соответствующие коррективы в нормы плана федерального закона № 47538-6 «О внесении конфигураций в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, также в отдельные законодательные акты РФ», которые исключают возможность выселения детей при организации сделок с квартирами, в порядке реализации заклада и т.п.

Прогноз ситуации по организации услуг в этой сфере, также проведение обучения и обмен опытом для управления муниципальными образованиями считается одним из главных направлений работы [4, с. 77].

Состояние жилищно-коммунального фонда в реальный период вполне возможно охарактеризовать как кризисное. Из перечня проблем ЖКХ нельзя выделить самую основную первопричину теперешнего нестабильного состояния жилищно-коммунальной сферы. По причине того, что они носят взаимосвязанный характер и порождают одна другую.

Имеют место процессы, накладывающие след на реформирование ЖКХ, что вполне возможно соединить следующим образом:

- общественно-политические;

- экономические;

- информационные проблемы, сопряженные с обеспечением соучастников процесса ценообразования совершенными и надежными данными по понесенным потерям при оказании услуг, по финансовому состоянию компаний-монополистов [5, с. 79].

Проблематика жилищно-коммунального хозяйства считается злободневной на протяжении всего времени, улучшению состояния ЖКХ уделялось и уделяется в наши дни немало внимания и прилагаются усилия для стабилизации образовавшейся ситуации. Проводимые модернизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства включают результативные мероприятия, разрешающие осуществлять взвешенную политику повышения уровня оплаты коммунальных услуг с необходимым гарантированным усилением мер по защите населения.

Реальная обстановка с действием финансирования учреждений ЖКХ показывает то, что усовершенствование оборудования своими средствами невозможна, недостаточно финансов на текущее содержание технической инфраструктуры муниципалитетов. За последнее время объем средств из бюджетов всех уровней, который направляется в сферу жилищно-коммунального хозяйства, фактически не изменяется и составляет около тридцати процентов от годовой потребности.

Последующий рост бюджетных дотаций на эти цели не представляется реалистичным. Переложить платежи населения на промышленные компании, увеличив перекрестное субсидирование, бессмысленно, потому как сохранение перекрестного субсидирования негативно влияет на развитие экономики и конкурентоспособности российских организаций. Итак, остался единственный

источник - абсолютная плата потребляемых ЖКУ категориями граждан с высокими доходами.

В течение процесса перехода к абсолютной оплате ЖКУ покупателями становится инвестиционно привлекательной. И чем быстрее мы преодолеем данный психологический барьер, тем будет более прозрачной экономика компаний, которые требуют значительных денежных ресурсов для модернизации ключевых фондов.

Нужно знать, что процесс реформирования жилищно -коммунального хозяйства нацелено на увеличение роли органов самоуправления муниципалитетов, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов всевозможных форм принадлежности, которые обеспечивают предоставление жилищно -коммунальных услуг и имеющих правовые и экономические возможности не только для текущей эксплуатационной работы, но и для становления объектов жилищно-коммунального назначения.

При решении отмеченных проблем особенное внимание необходимо уделить:

- проведению субъектами РФ, органами районного самоуправления нужных преобразований в области управления, финансирования и ценообразования, нацеленных на обеспечивание более действенного функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

- формированию структур (службы клиента, правящие организации, товарищества владельцев квартир и другие), представляющих интересы всех владельцев квартир и защищающих права покупателей жилищно-коммунальных услуг;

- внедрению договорных взаимоотношений на всех шагах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая владельца - домовладельца, производителя услуг и их потребителя;

- окончанию процесса передачи в государственную собственность ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства.

В основу процесса по управлению в сфере ЖКХ могут быть положены рациональные разделения функциональности и организации отношений между владельцем, управляющей компанией, подрядными компаниями всевозможных форм принадлежности, которые осуществляют сервис жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры. Они будут уполномочены совершать муниципальный контроль за предоставлением народонаселению жилищно-коммунальных услуг должного качества и за применением, а также сохранностью жилищного фонда независимо от того, кому он принадлежит.

Список литературы /References

1. Жихарев К.Л.Муниципальная финансово-производственная группа. Реформа ЖКХ и инновационные пути решения: (МФПГ как уникальный инструмент интеграции местного сообщества) // Российское предпринимательство, 2017. № 10. С. 132-138.

2. Каменева Е.А. Управление многоквартирным домом. Управляющая организация как субъект финансовых отношений в сфере ЖКХ // Там же, 2015. № 8. С. 190-196.

3. Нуждов Ю.Г. ЖКХ может работать без дотаций государства. беседа с генер. директором моск. компании «Горжилкомплекс Плюс» Ю. Нуждовым // БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы, 2017. № 6. С. 32-39

4. Симионов Ю.Ф. ЖКХ: справочные материалы / Ю.Ф. Симионов. 3-е изд. Ростов-н/Д.: МарТ : Феникс, 2015. 286 с.

5. Каменева Е.А. Финансы ЖКХ / Е.А. Каменева, С.В. Барулин. М.: Просвещение, 2014. 192 с.

6. Арсенова Е. В. Специфика коммунальной деятельности и рыночные отношения // Жилищное и коммунальное хоз-во, 2015.№ 10. С. 9-16.

7. Баженов С.И. Организационно-экономические предпосылки развития бизнес-процессов в сфере ЖКХ / С.И. Баженов; Рос. акад. Наук. Урал. отд-ние, Ин-т экономики. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2016. 44 с.

8. ЖКХ и его реформирование: имущество Фонда, отчетность и аудит, порядок расходов средств. М.: Профиздат, 2015. 96 с.

9. Киркорова Н.П. Обеспечение финансовой и экономической устойчивости управляющих организаций ЖКХ // Механизация строительства, 2014. № 11. С. 9-12.

10. Смирнов ЯЛСбалансированная система показателей оценки деятельности предприятий ЖКХ. Обучение и развитие кадров // Гуманитарные и социально-эконом. Науки, 2016. № 1. С. 61-64.

11. Чигрина И.Н. Расходы управляющих организаций ЖКХ в рамках осуществления основной деятельности // Аудит и финансовый анализ, 2017. № 5. С. 79-82.

12. Yudina G. housing: accounting in management companies / / Audit and taxation, 2015. № 11. P. 23-26.

АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ ПРОБЛЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И НАУЧНЫХ ИНСТИТУТОВ

В РОССИИ

Sheveleva E.V. Email: Sheveleva651@scientifictext.ru

Sheveleva Ekaterina Vyacheslavovna - Master Student. DEPARTMENT OF INNOVATION MANAGEMENT, KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR

Аннотация: в статье анализируются структурные проблемы взаимодействия государственных институтов власти, бизнеса, научных и образовательных учреждений. Приводятся географические, исторические и экономические факторы, влияющие на функционирование государства, которые, на сегодняшний момент, не позволяют запустить эффективную систему воспроизводства инноваций. Решение структурных проблем между властью, бизнесом и наукой позволит поднять инновационность экономики. В статье описываются меры по оптимизации системы взаимодействия при минимальных бюджетных затратах.

Ключевые слова: сфера НИОКР в России, взаимодействие с органами власти, центра коллективного пользования, инновационный кластер, предпринимательский университет.

ANALYSIS OF THE STRUCTURAL PROBLEMS OF THE INTERACTION OF GOVERNMENT, BUSINESS AND RESEARCH INSTITUTIONS IN RUSSIA Шевелева Е.В.

Шевелева Екатерина Вячеславовна - магистрант, кафедра инновационного менеджмента, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Abstract: the article analyzes the structural problems of interaction between state institutions of power, business, scientific and educational institutions. The geographical, historical and economic factors affecting the functioning of the state are given, which, at the moment, do not allow launching an effective system for the reproduction of innovations. The solution of structural problems between government, business and science will allow to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.