ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ Романова Т.Ф.,
д.э.н., доцент кафедры финансов
и кредита,
РГЭУ (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону
E-mail: kafedra_finance@mail.ru
Герасимова К.А.,
старший преподаватель кафедры
финансов и кредита,
РГЭУ (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону
E-mail: h_kristina@bk.ru
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
JEL classification: H51, I15
Аннотация
Цель. Проведение исследования особенностей и проблем финансирования учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения в условиях пандемии новой ко-ронавирусной инфекции.
Структура/методология/подход. Для исследования формирования системы управления налоговыми расходами необходимо: провести анализ источников государственного финансового обеспечения сферы здравоохранения в Российской Федерации; оценить влияние пандемии новой ко-ронавирусной инфекции на российскую систему здравоохранения. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания.
Результаты. Пандемия коронавирус-ной инфекции не только новое и серьезное явление, которое распространилось по всему миру, но и продолжающее свое активное развитие. Одной из наиболее актуальных проблем, которые существуют сегодня в сфере здравоохранения, является достаточность финансового обеспечения расходов медицинских учреждений и усиление качества управления финансовыми ресурсами в чрезвычайных ситуациях в сфере охраны здоровья населения. Государству
необходимо определиться с пределами своего финансового участия в функционировании медицинских учреждений.
Практические последствия. Результаты исследования могут использоваться при разработке предложений по совершенствованию финансирования учреждений здравоохранения.
Оригинальность/значение. Научное значение состоит в приращении знаний в теории бюджетных и налоговых отношений. Практическая значимость исследования заключается в использовании предложений по совершенствованию механизма финансирования учреждений здравоохранения в новых экономических условиях.
Ключевые слова: пандемия коронави-русной инфекции, принципы организации системы здравоохранения, финансовое обеспечение учреждений здравоохранения.
T.F. Romanova, K.A. Gerasimova
PROBLEMS OF FINANCING HEALTHCARE INSTITUTIONS IN MODERN CONDITIONS
Annotation
Conducting a study of the characteristics and problems offinancing institutions providing health services in the context of a corona-virus pandemic.
To study the formation of a tax expenditure management system, it is necessary: to analyze the sources of state financial support for the health care sector in the Russian Federation; assess the impact of the novel coronavirus pandemic on the Russian health care system. The methodological basis of the research wasformed by general scientific methods of cognition.
The pandemic of the new coronavirus infection is not only a new and serious phenomenon that has spread throughout the world, but it continues to develop actively. One of the most pressing problems that exist today in the healthcare sector is the sufficiency of financial support for the costs of medical institutions and the strengthening of the quality of management of financial resources in emergency situations in the field of public health protection. The state needs to determine the limits of
its financial participation in the functioning of medical institutions.
The results of the study can be used by the legislative and executive authorities when developing proposals for improving the financing of health care institutions.
The scientific value lies in the increment of knowledge in the theory of budgetary and tax relations. The practical significance of the study lies in the use ofproposals for improving the financing mechanism of health care institutions in the new economic conditions.
Keywords: pandemic of coronavirus infection, principles of organizing the health care system, financial support of health care institutions.
Введение
Пандемия COVID-19 - это явление, которое очень быстро распространилось по всему миру, оказывая существенное влияние на экономический рост, социальное развитие, а также вызывая непредсказуемые человеческие и экономические потери.
Стратегической целью государственной политики в сфере здравоохранения является охрана и постоянное улучшение здоровья населения. Цель системы государственных и муниципальных медицинских учреждений - укрепление здоровья и обеспечение защиты населения, повышение качества и доступности медицинской помощи, роста качества жизни и ее продолжительности, а также совершенствование всех уровней и звеньев системы здравоохранения.
Материалы и методы исследования
В исследовании используются статистические данные Росстата, публикации отечественных и зарубежных ученых, интернет-ресурсы. В исследовании использовались общенаучные методы познания: на
основе системного подхода применялся логико-смысловой анализ, сравнение, синтез теоретических материалов и практических данных. Это позволило проанализировать основные медико-демографические тенденции в стране, действующие модели финансирования отрасли, объемы государственных расходов на сферу охраны здоровья, сформулировать вывод о преимуществах государственного финансирования здравоохранения и централизации управления отрасли в условиях пандемии новой ко-ронавирусной инфекции.
Результаты
Система здравоохранения находится под непосредственным влиянием социально-экономических процессов, а также под воздействием внутренних и внешних факторов, оказывающих непосредственное влияние на систему социальной защиты населения. К внешним факторам можно отнести социальные потребности индивида и общества, а также их функции. К внутренним факторам - состояние процесса управления системой здравоохранения в целом, а также соблюдение основополагающих принципов системы здравоохранения Российской Федерации.
Система здравоохранения призвана обеспечить сохранение и укрепление здоровья населения путем осуществления таких видов деятельности медицинских учреждений, как лечебная, профилактическая и другие. Следует отметить, что проводимая в Российской Федерации политика в области здравоохранения имеет целью повышение уровня здоровья граждан, повышение за счет этого качества жизни, а также сохранение генофонда народа России. В таблице 1 представлены прогнозные данные по естественному уровню движения населения в 2020-2022 гг.
Таблица 1 - Показатели естественного движения населения Российской Федерации
в 2020-2022 гг. [12]
Годы Всего, тыс. чел. На 1000 населения
родившихся умерших ест. прирост родившихся умерших ест. прирост
2020 1492,0 1741,3 -249,3 10,2 11,9 -1,7
2021 1559,7 1715,8 -156,1 10,6 11,7 -1,1
2022 1545,4 1694,1 -148,1 10,5 11,5 -1,0
Из таблицы 1 видно, что прогнозный показатель родившихся в 2020 г. оставляет 1492,0 тыс. чел., а умерших - 1741,3 тыс. чел, естественный прирост - 249,3 тыс. чел. Но так как прогноз был составлен в 2019 г., на сегодняшний день эти показатель не актуальны, так как в связи с коронавирусной инфекцией количество умерших увеличилось значительно, и с каждым днем этот показатель увеличивается примерно на 600 человек. Естественный прирост также мог значительно измениться в связи с тем, что разница между количеством родившихся и умерших будет колоссальная.
Российская Федерация провозглашена социально ориентированным государством, что означает приоритет общественных расходов, именно тех, которые выступают важным фактором развития человеческого капитала и являются стимулом экономического роста страны. Формируемая модель социально ориентированной экономики направлена в первую очередь на повышение качества жизни граждан, создание действенной системы социальной защиты населения, удовлетворение государством социально-культурных потребностей граждан. За счет государственных финансовых ресурсов обеспечиваются расходы основных социальных отраслей: здравоохранение, образование, культура и др. Так, в современных социально-экономических условиях состояние и перспективы развития российского здравоохранения во многом определяются степенью финансовой обеспеченности данной отрасли. Недостаточный объем финансирования такого направления социальной сферы, как здравоохранение, находит свое отражение в проблеме охраны здоровья населения. Борьба с ростом уровня заболеваемости, вызванным различными факторами (генетическими, бытовыми, факторами окружающей среды, техногенным воздействием), требует не только дополнительного объема денежных средств, но и грамотной расстановки приоритетов в социальной политике.
Проблема эффективного функционирования системы учреждений здравоохранения, выделения достаточного объема фи-
нансовых ресурсов, соразмерных необходимому количеству предоставления требуемой медицинской помощи, оптимальное соотношение на практике всех имеющихся источников финансирования здравоохранения были и есть актуальной проблемой, существующей до сих пор как в нашей стране, так и во всем мире.
Как уже ранее было отмечено, основной целью функционирования отрасли здравоохранения является удовлетворение потребности населения в качественных медицинских услугах и мероприятиях по охране здоровья граждан. Для реализации указанной цели перед финансовым механизмом государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения стоит важная задача в условиях функционирования рыночных социально ориентированных отношений - применять формы и методы формирования и результативного использования финансовых ресурсов для достижения поставленных целей в охране общественного здоровья населения [4].
В нашей стране ситуация с финансовым обеспечением здравоохранения в корне изменилась в связи с принятием в 1991 г. Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан РСФСР». Так, была сформирована система медицинского страхования (обязательная и добровольная формы медицинского страхования). Произошло изменение состава источников формирования финансовых ресурсов системы здравоохранения (рис. 1).
Таким образом, государственное финансирование учреждений здравоохранения формируется из следующих источников: федеральных и региональных налогов, взносов в систему обязательного медицинского страхования (рис. 2).
Как сказано выше, источником формирования финансовых ресурсов для покрытия расходов учреждений здравоохранения является система обязательного медицинского страхования, организационные и функциональные основы которого предусматривают в качестве источника формирования финансовых ресурсов обязательные страховые взносы работодателей. Страховые взносы устанавливаются, как правило, в виде фиксированного процента от фонда оплаты труда.
Рисунок 1 - Финансовое обеспечение здравоохранения
Рисунок 2 - Источники государственного финансового обеспечения сферы здравоохранения в Российской Федерации
Размеры бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) по доходам и расходам влияют на доступность и качество такой медпомощи, а также оказывают давление на выполнение критериальных показателей достижения целей развития здравоохранения. Размер утвержденных ассигнований ОМС в 2020-2023 гг. в среднем в год составит 2,367 трлн руб., в том числе за счет межбюджетного трансферта из федерального бюджета - 246 742 139,2 тыс. руб. Оценка реальных расходов в 2020-2021 гг. составила 2,511 трлн руб., что к 2022 г. по плану должно составить 2,645 трлн руб. Большую часть расходов ФОМС (до 90% и выше) формируют субвенции, распределяемые в бюджеты 85 территориальных фондов субъектов РФ (ТФОМС).
Фонды ОМС (федеральный и территориальные) охватывают оплатой более 80% всей бесплатной медицинской помощи (первичной, специализированной) для 99% населения России, а значит, должны и могут успешно вовлекаться не только в финансовую модель здравоохранения, но и в федеральные проектные решения, формирование новых региональных центров компетенций, модели развития репутационной зрелости участников оказания медицинской помощи населению.
Обсуждение
Пандемия новой коронавирусной инфекции актуализировала проблему не только усиления финансового обеспечения, но и поиска дополнительных источников финансирования государственных учреждений здравоохранения. Фраза «мир после пандемии коронавируса уже не будет прежним» отнюдь не риторическая, и это не просто констатация факта. Глобальный вызов пандемии COVГО-19 оказал значительное влияние на всю мировую экономику, начиная от индивидов, субъектов малого и среднего бизнеса и заканчивая представителями коммерческих гигантов и целых государств. Несомненно, медицинские учреждения оказались в столь нестандартной ситуации, когда распространение новой коронавирусной инфекции заставило
пересмотреть полностью всю систему здравоохранения, включая как государственные (муниципальные), так и частные учреждения здравоохранения.
Формирование финансовых ресурсов здравоохранения в настоящее время происходит в условиях воздействия новой коро-навирусной инфекции на все сегменты экономики. Пандемия поставила на грань выживания многие отрасли по всему миру, увеличила уровень безработицы и снизила качество жизни населения в мировых масштабах. Перед государством стоят важные проблемы, связанные с поддержкой бизнеса и граждан [3]:
- финансовая безопасность здравоохранения, поиск дополнительных источников финансового обеспечения деятельности государственных учреждений здравоохранения в новых экономических условиях;
- обоснование финансово-экономических мер для реализации по мере нарастания кризиса;
- выработка принципов, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении финансового регулирования и надзора в период пандемии COVГО-19.
Также следует учесть, что пандемия новой коронавирусной инфекции продолжает оставаться серьезной проблемой для учреждений здравоохранения. Результат их функциональной деятельности, в том числе осуществляемых ответных мер на пандемию коронавирусной инфекции, будет эффективным в результате восстановления полноценной работы всех составляющих отрасли здравоохранения.
Определенная роль средств ОМС для финансового обеспечения национальных приоритетов развития здравоохранения определяет необходимость:
- планирования объемов медицинской помощи, являющейся приоритетной для обеспечения здоровья населения и активного долголетия, а также их тарификации;
- выделения тарифа для профилактических мероприятий, способствующих снижению заболеваемости, инвалидизации и смертности населения по причинам, выбранным в качестве стратегии;
- разработки логистики и маршрутизации застрахованных с установленным диагнозом, находящихся в фокусе внимания государственных структур, что обеспечивается страховыми представителями СМО (страховых медицинских организаций) и ТФОМС (территориального фонда обязательного медицинского страхования).
Выводы
Таким образом, опыт борьбы с новой коронавирусной инфекцией стал индикатором, указавшим на ряд организационных проблем лечебных учреждений, а отсутствие отработанных методов, подходов, шаблонов управления свидетельствовало о необходимости внесения ежедневных изменений в медицинскую практику. После завершения пандемии на уровне регионов потребуется провести оптимизацию расходов на здравоохранение, а также расширить возможности использования в дальнейшем материально-технической базы, созданной для борьбы с пандемией COVГО-19.
В связи с этим проблема создания эффективной модели финансирования учреждений здравоохранения, выделение достаточного объема финансовых ресурсов, соответствующего необходимому объему предоставления медицинской помощи населению, оптимальное соотношение на практике всех имеющихся источников финансирования здравоохранения были и остаются актуальной проблемой, существующей до сих пор как в нашей стране, так и во всем мире [7].
На конечных результатах работы всех участников системы здравоохранения и медицинского страхования России до 2030 г. продолжит отражаться текущая демографическая и санитарно-эпидемическая ситуация, а также усиление социальной направленности утверждаемых ведомственных стандартов (регламентов, порядков) предоставления медицинских услуг. Прогнозируемый рост совокупных и сравнительных удельных расходов системы ОМС связан с необходимостью возмещения нового
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. URL:
спроса на услуги здравоохранения для старших возрастных групп нетрудоспособных лиц, составляющих почти треть всех жителей России [5].
Под влиянием роста случаев массовых заболеваний населения, сезонных эпидемий и инфекционных болезней, включая новую коронавирусную инфекцию, усиливается нагрузка на экономику государственных страховых программ. В плановом периоде до 2030 г. внебюджетные фонды будут обеспечивать не менее 55% финансирования национальных приоритетных проектов здравоохранения1.
Также следует отметить, что проблема снижения доли затрат в сфере здравоохранения проявляется в переносе части задач социальной сферы на частный сектор экономики. В подобных условиях действующим способом привлечения дополнительных источников финансирования может выступать государственно-частное партнерство. Одним из направлений увеличения объема финансирования здравоохранения является повышение уровня инвестиционной привлекательности сферы и, как следствие, привлечение инвестиций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121895/
2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/ material/file/a5f3add5deab665b344b47a8786 dc902/prognoz2036.pdf
3. Герасимова К.А. Влияние пандемии COVID-19 на мировую и отечественную системы здравоохранения // Проблемы обеспечения стабильности и прозрачности государственных и муниципальных финансов в новых экономических условиях : Ма-
https ://economy. gov. ru/material/file/a5f3 add5deab6 65b344b47a8786dc902/prognoz2036.pdf (дата обращения: 03.06.2021).
териалы международной научно-практической онлайн-конференции, Ростов-на-Дону, 25 марта 2021 года. - М.: Знание-М, 2021. - С. 178-183.
4. Меликсетян С.Н., Казано-кова М.М., Сулина Д.А. Цифровая трансформация национальной системы здравоохранения: вызовы и угрозы // Проблемы обеспечения стабильности и прозрачности государственных и муниципальных финансов в новых экономических условиях : Материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Ростов-на-Дону, 25 марта 2021 года. - М.: Знание-М, 2021. - С. 205-209.
5. Старшее поколение. Федеральная служба государственной статистики. Демографические показатели. Численность населения [Электронный ресурс]. URL: http://old.gks. ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popula-tion/generation/#
6. Такмазян А.С., Самойлова К.Н. Финансовое обеспечение антикризисных мер в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. №12. С. 150-16
7. Такмазян А.С., Самойлова К.Н. Здравоохранение в России в условиях пандемии коронавирусной инфекции: ключевые показатели и финансовое обеспечение // Финансовые исследования. 2021. №3. С. 73-80.
8. Muzaev M.Z., Rukina S.N., Den-isova I.P., Takmazyan A.S., Samoylova K.N. Regional Investment Policy in The Context of Economic Growth, Employment and Income of the Population. International Journal of Economics and Business Administration, Volume VIII, Issue 4, 2020.
9. Popova G.V., Nerovnyu Yu.V., Ter-enteva V.V., Shirshov V.Yu. Financial Policy under the Russian Economy Stabilization // European Reseach Studies Journal,Volume XXI, Special Issue 1, 2018.
10. Vovchenko N.G., Ivanova O.B., Khapilin A.F., Khapilin S.A., Kostog-lodova E.D., Borlakova A.I. Transformation of Public Finances of the Eurasian Economic Union's Member States in the Context of the COVID-19 Pandemic // European Research
Studies Journal. 2020. - Volume XXIII, Special Issue 1.
11. Vovchenko N.G., Ivanova O.B., Kostoglodova E.D., Nerovnya Y.V., Rykina S.N. Digital Transformation of the System of Public Finances Management / Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах). 2020. Т. 87. - С. 940-949.
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
13. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ffoms.gov.ru/
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Federal Law "On the Fundamentals of Health Protection of Citizens in the Russian Federation" of November 21, 2011 N 323-FZ (last edition) //http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_121895/
2. Forecast of the socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2036 (developed by the Ministry of Economic Development of Russia) [Electronic resource]. URL: https://economy.gov.ru/mate-rial/file/a5f3add5deab665b344b47a8786dc90 2/prognoz2036.pdf
3. Gerasimova, K. A. The impact of the COVID-19 pandemic on the global and domestic health systems / K. A. Gerasimova // Problems of ensuring stability and transparency of state and municipal finances in the new economic conditions: Materials of an international scientific and practical online conference, Rostov-on-Don, March 25, 2021. - Moscow: Znanie-M Publishing House, 2021. - S. 178-183.
4. Meliksetyan, S. N. Digital transformation of the national health care system: challenges and threats / S. N. Meliksetyan, M. M. Kazanokova, D. A. Sulina // Problems of ensuring stability and transparency of state and municipal finances in new economic conditions : Materials of the international scientific and practical online conference, Rostov-on-Don, March 25, 2021. - Moscow: Znanie-M Publishing House, 2021. - pp. 205-209.
5. Older generation. Federal State Sta-
tistics Service. Demographic indicators. Population [Electronic resource]. URL: http: //old.gks. ru / wps / wcm / connect / rosstat_main / rosstat / ru / statistics / population / generation / #
6. Takmazyan AS, Samoilova KN Financial support of anti-crisis measures in the context of a coronavirus pandemic Regional problems of economic transformation. 2020. No. 12. S. 150-16
7. Takmazyan A.S., Samoylova K.N. Healthcare in Russia under the conditions of the coronavirus pandemic: key indicators and financial support//Financial research. 2021. No.3. pp. 73-80.
8. Muzaev M.Z., Rukina S.N., Denisova I.P., Takmazyan A.S., Samoylova K. N. Regional Investment Policy in The Context of Economic Growth, Employment and Income of the Population. International Journal of Economics and Business Administration, Volume VIII, Issue 4, 2020.
9. Popova G.V. , Nerovnyu Yu.V., Ter-enteva V.V., Shirshov V.Yu. Financial Policy under the Russian Economy Stabilization //
European Research Studies Journal, Volume XXI, Special Issue 1, 2018.
10. Vovchenko NG, Ivanova OB, Kha-pilin AF, Khapilin SA, Kostoglodova ED, Bor-lakova AI Transformation of Public Finances of the Eurasian Economic Union's Member States in the Context of the COVID-19 Pandemic / NG Vovchenko, OB Ivanova, AF Khapilin, SA Khapilin, ED Kostoglodova, AI Bor-lakova // European Research Studies Journal. 2020. - Volume XXIII, Special Issue 1.
11. Vovchenko N.G., Ivanova O.B., Kostoglodova E.D., Nerovnya Y.V., Rykina S.N. Digital Transformation of the System of Public Finances Management / Lecture Notes in Networks and Systems (see books). 2020.Vol. 87. - C.940-949.
12. Official site of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode: https://rosstat.gov.ru/
13. Official site of the Federal Fund for Mandatory Medical Insurance [Electronic resource]. - Access mode: https://www.ffoms.gov.ru/