Научная статья на тему 'ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В 2020-2021 ГГ'

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В 2020-2021 ГГ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
260
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ПАНДЕМИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СУБЪЕКТОВ РФ / ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО СМЯГЧЕНИЮ ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Альвианская Нелли Владиславовна

В 2019 г. основным направлением государственной политики в области здравоохранения являлось содействие достижению национальных целей развития. На этом направлении были сконцентрированы управленческие и финансовые ресурсы на всех уровнях публичной власти, выстроена система мониторинга реализации соответствующих мероприятий, в том числе национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография». В 2020 г. в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции условия осуществления указанной политики принципиально изменились. Главной задачей для здравоохранения стало сглаживание пиков заболеваемости новой коронавирусной инфекцией в целях минимизации рисков «перегрузки» его мощностей и сохранение, несмотря на все шоковые изменения внешней среды, основных параметров функционирования здравоохранения как по объемам оказываемой населению медицинской помощи, так и по его финансовому обеспечению. Это определило исходные условия формирования и реализации в 2020 и 2021 гг. территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В настоящей статье анализируются основные показатели финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ в 2020 и 2021 гг. Главное внимание уделяется преемственности основных показателей финансирования здравоохранения по указанным программам в 2020 и 2021 гг. по отношению к 2019 г., предшествующему году возникновения глобальной пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Альвианская Нелли Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SUPPORT OF TERRITORIAL PROGRAMS OF STATE GUARANTEES OF FREE PROVISION OF MEDICAL CARE TO CITIZENS IN 2020-2021

In 2019, the main thrust of public health policy was to promote the achievement of national development goals. In this direction, management and financial resources were concentrated at all levels of public authority, a system for monitoring the implementation of relevant measures, including the national projects "Healthcare" and "Demography", was built. In 2020, in connection with the global pandemic of the new coronavirus infection, the conditions for the implementation of this policy have fundamentally changed. The main tasks for healthcare were to smooth out the peaks in the incidence of new coronavirus infection in order to minimize the risks of overloading its capacities and to maintain, despite all the shock changes in the external environment, the main parameters of the functioning of healthcare, both in terms of the volume of medical care provided to the population and its financial support. This determined the initial conditions for the formation and implementation in 2020 and 2021 of territorial programs of state guarantees of free medical care. This article analyzes the main indicators of the financial support of territorial programs of state guarantees of the constituent entities of the Russian Federation in 2020 and 2021. The main attention is paid to the continuity of the main indicators of health financing for these programs in 2020 and in 2021 in relation to 2019, preceding the year of the onset of the global pandemic. This article, in its essence, is a continuation of analytical studies of the features of the financial support of territorial programs of state guarantees for free provision of medical care to citizens, starting with the territorial programs approved for 2018 and the planning period of 2019 and 2020.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В 2020-2021 ГГ»

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2020-2021 гг.

Альвианская Н.В. Высшая школа организации и управления

здравоохранением, 115035, г. Москва, Российская Федерация

В 2019 г. основным направлением государственной политики в области здравоохранения являлось содействие достижению национальных целей развития. На этом направлении были сконцентрированы управленческие и финансовые ресурсы на всех уровнях публичной власти, выстроена система мониторинга реализации соответствующих мероприятий, в том числе национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография».

В 2020 г. в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции условия осуществления указанной политики принципиально изменились. Главной задачей для здравоохранения стало сглаживание пиков заболеваемости новой коронавирусной инфекцией в целях минимизации рисков «перегрузки» его мощностей и сохранение, несмотря на все шоковые изменения внешней среды, основных параметров функционирования здравоохранения как по объемам оказываемой населению медицинской помощи, так и по его финансовому обеспечению. Это определило исходные условия формирования и реализации в 2020 и 2021 гг. территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

В настоящей статье анализируются основные показатели финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ в 2020 и 2021 гг. Главное внимание уделяется преемственности основных показателей финансирования здравоохранения по указанным программам в 2020 и 2021 гг. по отношению к 2019 г., предшествующему году возникновения глобальной пандемии.

Ключевые слова:

глобальная пандемия, территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи субъ-

ектов РФ, особенности финансирования здравоохранения в условиях распространения коронавирусной инфекции и реализации мер по смягчению ее последствий

Финансирование. Данная статья не имела спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Альвианская Н.В. Финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2020-2021 гг. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 1. С. 63-79. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-1-63-79

Статья поступила в редакцию 15.02.2021. Принята в печать 05.03.2021.

Financial support of territorial programs of state guarantees of free

provision of medical care to citizens in 2020-2021

Alvianskaya N.V. Graduate School of Healthcare Organization

and Management (VSHOUZ), 115035, Moscow, Russian

Federation

In 2019, the main thrust of public health policy was to promote the achievement of national development goals. In this direction, management and financial resources were concentrated at all levels of public authority, a system for monitoring the implementation of relevant measures, including the national projects "Healthcare" and "Demography", was built.

In 2020, in connection with the global pandemic of the new coronavirus infection, the conditions for the implementation of this policy have fundamentally changed. The main tasks for healthcare were to smooth out the peaks in the incidence of new coronavirus infection in order to minimize the risks of overloading its capacities and to maintain, despite all the shock changes in the external environment, the main parameters of the functioning of healthcare, both in terms of the volume of medical care provided to the population and its financial support. This determined the initial conditions for the formation and implementation in 2020 and 2021 of territorial programs of state guarantees of free medical care.

This article analyzes the main indicators of the financial support of territorial programs of state guarantees of the constituent entities of the Russian Federation in 2020 and 2021. The main attention is paid to the continuity of the main indicators of health financing for these programs in 2020 and in 2021 in relation to 2019, preceding the year of the onset of the global pandemic.

This article, in its essence, is a continuation of analytical studies of the features of the financial support of territorial programs of state guarantees for free provision of medical care to citizens, starting with the territorial programs approved for 2018 and the planning period of 2019 and 2020.

Keywords:

global pandemic, territorial programs of state guarantees for free provision of medical care to citizens of the Russian Federation, peculiarities

of healthcare financing in the context of the spread of coronavirus infection and the implementation of measures to mitigate its consequences.

Funding. This article was not sponsored.

Conflict of interests. The author declare no conflict of interests.

For citation: Alvianskaya N.V. Financial support of territorial programs of state guarantees of free provision of medical care to citizens in 2020-2021. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2021; 7 (1): 63-79. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-1-63-79 (in Russian) Received 15.02.2021. Accepted 05.03.2021.

В 2020-2021 гг. формирование территориальных программ государственных гарантий осуществлялось в соответствии с постановлениями Правительства Российской

Федерации от 10 декабря 2018 г. № 1403 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020

Вид и условия Единица измерения Объем медицин- Прирост (+),

оказания ской помощи уменьшение

медицинской в расчете (-) объема,

помощи на 1 жителя, ед. %

2019 2020 2021 2020/ 2019 2021/ 2019

Медицинская помощь Посещение с профилактическими го I4- ГО го о, о,

в амбулаторных условиях и иными целями, в том числе о" 0, 0, о о

посещение при оказании паллиативной медицинской помощи, 00 о о Ю 00 о 0 со CN О со со" ,0 ю" CN

в том числе на дому о" 0, 0, 2

посещение при оказании паллиа-

тивной медицинской помощи на дому выездными патронажными 0,001 0,0015 0,0062 50,0 520,0

бригадами

обращение по поводу заболевания ^ о о

о" vH 0, v-l 0, о о

Специализированная медицинская помощь Случай госпитализации CD t vH о CD t vH О 6 t vH о О'О О'О

в стационарных условиях 0, 0, 0,

Медицинская помощь Случай лечения, включая оказание •¿t •¿t •¿t

в условиях дневного ста- паллиативной медицинской помощи 0 о 0 о 0 о о о о о

ционара 0, 0, 0,

Паллиативная медицин- Койко-день CN CN 2

ская помощь в стацио- 05 О 05 О О) о о о" о о

нарных условиях 0, 0, 0,

Таблица 1. Средние нормативы объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств соответствующих бюджетов, по программам государственных гарантий РФ в 2019-2021 гг.

Таблица 2. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств соответствующих бюджетов, по программам государственных гарантий РФ в 2019-2021 гг.

Вид и условия Единица измерения Стоимость еди- Прирост (+),

оказания ницы объема уменьшение

медицинской медицинской (-) стоимости,

помощи | помощи, руб. |_%

2019 2020 2021 2020/ 2019 2021/ 2019

Скорая медицинская Случай оказания медицинской по-

помощь, не включенная в территориальную программу обязательного мощи при санитарно-авиационной эвакуации воздушными судами 6111,3 6343,5 6578,2 00 со со г-"

медицинского страхования

Медицинская помощь в амбулаторных условиях Посещение с профилактическими и иными целями, в том числе 440,5 457,2 474,1 00 со со г-"

посещение при оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе на дому 396,0 411,0 426,2 00 со со г-"

посещение при оказании паллиативной медицинской помощи на дому выездными патронажными бригадами 1980,0 2055,2 2131,2 00 СО- со г-"

обращение по поводу заболевания 1277,3 1325,8 1374,9 СО со со г-"

Специализированная медицинская помощь в стационарных условиях Случай госпитализации 75 560,8 78 432,1 81 334,1 00 со со г-"

Медицинская помощь в условиях дневного стационара Случай лечения, включая оказание паллиативной медицинской помощи 13 045,5 13 541,2 14 042,2 00 со со г-"

Паллиативная медицинская помощь в стационарных условиях Койко-день 2022,9 2099,8 2519,8 00 со 24,6

и 2021 годов», от 7 декабря 2019 г. № 1610 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», от 28 декабря 2020 г. № 2299 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022

и 2023 годов» [1-3]. Установленные вышеуказанными программами государственных гарантий на 2019, 2020, 2021 гг. средние нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи представлены в табл. 1- 4.

Анализ перечня и состава вышеуказанных средних нормативов, применяемых при форми-

о

"О ~~I

ш >

>

р? X

о ш О

х го х

О

СП <

х го

X

ш го п

Ш

Е

0

<

ш

01

2 N

м о м

Таблица 3. Средние нормативы объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования, по программам государственных гарантий РФ в 2019-2021 гг.

Ф ■Ч

Вид и условия оказания медицинской Единица измерения Средний норматив объема медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо, ед. Прирост (+), уменьшение (-) объема, %

помощи 2019 2020 2021 2020/ 2019 2021/ 2019

Скорая медицинская помощь вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию Вызов 0,3 0,29 0,29 -3,3 -3,3

Медицинская помощь в амбулаторных условиях Посещение с профилактическими и иными целями, в том числе 2,88 X 2,93 X 1,7

посещение для проведения профилактических медицинских осмотров 0,79 X X X X

комплексное посещение для проведения профилактических медицинских осмотров X 0,2535 0,26 X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

комплексное посещение для проведения диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, в том числе в целях выявления онкологических заболеваний 0,16 0,181 0,261 13,1 63,1

посещение с иными целями X 2,4955 2,48 X X

посещение в неотложной форме 0,56 0,54 0,54 -3,6 -3,6

обращение по поводу заболевания, включая проведение отдельных диагностических (лабораторных) исследований 1,77 1,77 1,7877 0,0 1,0

исследование в связи с проведением компьютерной томографии X 0,0275 0,02833 X X

исследование в связи с проведением магнитно-резонансной томографии X 0,0119 0,01226 X X

исследование ультразвуковое сердечно-сосудистой системы X 0,1125 0,11588 X X

исследование эндоскопическое диагностическое X 0,0477 0,04913 X X

исследование молекулярно-генетическое для диагностики онкологических заболеваний X 0,0007 0,001184 X X

исследование гистологическое для выявления онкологических заболеваний X 0,0501 X X X

патологоанатомическое исследование биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии X X 0,01431 X X

01 ©

ГЛ т-

3 =

> >

Е 1

® 2

I о о со

О т О О

т: от

> т

и о

> =

3 о

>5

3 о-

.1= I

з о-

§3

о

О 3 ^

§ 3 ё

0 Ч -

1 ш °

ё 5 §

м = *

? >< Р3

О) 00

Окончание табл. 3

Вид и условия оказания медицинской Единица измерения Средний норматив объема медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо, ед. Прирост (+), уменьшение (-) объема, %

помощи 2019 2020 2021 2020/ 2019 2021/ 2019

тестирование на выявление новой коронавирусной инфекции (С0\/Ю-19) X X 0,12441 X X

Специализированная медицинская помощь в стационарных условиях Случай госпитализации, в том числе 0,17443 0,17671 0,17671 1,3 1,3

для оказания федеральными медицинскими организациями X X 0,011118 X X

для оказания медицинскими организациями, за исключением федеральных X X 0,165592 X X

случай госпитализации по профилю «Онкология», в том числе 0,0091 0,01001 0,010576 10,0 16,2

для оказания федеральными медицинскими организациями X X 0,00109 X X

для оказания медицинскими организациями за исключением федеральных X X 0,00949 X X

случай госпитализации по медицинской реабилитации, в том числе 0,004 0,005 0,005 25,0 25,0

для оказания федеральными медицинскими организациями X X 0,00056 X X

для оказания медицинскими организациями за исключением федеральных X X 0,00444 X X

Медицинская по- Случай лечения, в том числе 0,062 0,06296 0,063255 1,5 2,0

мощь в условиях для оказания федеральными медицинскими организациями X X 0,002181 X X

дневного стационара для оказания медицинскими организациями, за исключением федеральных X X 0,061074 X X

случай лечения по профилю «Онкология», в том числе 0,00631 0,006941 0,007219 10,0 14,4

для оказания федеральными медицинскими организациями X X 0,000284 X X

для оказания медицинскими организациями за исключением федеральных X X 0,006935 X X

Медицинская помощь при экстракорпоральном оплодотворении Случай экстракорпорального оплодотворения, в том числе 0,000478 0,000492 0,000509 2,9 6,5

для оказания федеральными медицинскими организациями X X 0,000059 X X

для оказания медицинскими организациями за исключением федеральных X X 0,00045 X X

в

Л

>

<

"О X

ш

>

> >

X

го =1 "О

го

сг ш

I

о

го >

С ^

х

п

О п О О СП "О

ш ш О ш ш х

о

3

о

"О ~~I

ш >

>

р? X

о ш О

I

го х

0

СП <

X

го

1

ш го п

Ш

Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

<

ш

01

2 N

М О м

Таблица 4. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования, по программам государственных гарантий РФ в 2019-2021 гг.

О) СО

Вид и условия оказания медицинской Единица измерения Стоимость единицы объема медицинской помощи, руб. Прирост (+), уменьшение (-) стоимости, %

помощи 2019 2020 2021 2020/ 2019 2021/ 2019

Скорая медицинская помощь вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию Вызов 2314,0 2428,6 2713,4 5,0 17,3

Медицинская помощь в амбулаторных условиях Посещение с профилактическими и иными целями, в том числе 473,8 X 571,6 X 20,6

посещение для проведения профилактических медицинских осмотров 1021,5 X X X X

комплексное посещение для проведения профилактических медицинских осмотров X 1782,2 1896,5 X X

комплексное посещение для проведения диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, втом числе в целях выявления онкологических заболеваний 1185,6 2048,7 2180,1 72,8 83,9

посещение с иными целями X 272,9 309,5 X X

посещение в неотложной форме 601,4 631,0 671,5 4,9 11,7

обращение по поводу заболевания, включая проведение отдельных диагностических (лабораторных) исследований 1314,8 1414,0 1505,1 7,5 14,5

исследование в связи с проведением компьютерной томографии X 3539,9 3766,9 X X

исследование в связи с проведением магнитно-резонансной томографии X 3997,9 4254,2 X X

исследование ультразвуковое сердечно-сосудистой системы X 640,5 681,6 X X

исследование эндоскопическое диагностическое X 880,6 937,1 X X

исследование молекулярно-генетическое для диагностики онкологических заболеваний X 15 000,0 9879,9 X X

исследование гистологическое для выявления онкологических заболеваний X 575,1 X X X

патологоанатомическое исследование биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии X X 2119,8 X X

01 ©

ГЛ т-

3 =

> >

Е 1

® 2

I о о со

О т О О

т: от

> т

и о

> =

3 о

>5

3 о-

.1= I

з о-

§1 о

0 3 ^

1 п §

0 Ч -

1 ш °

ё 5 §

м = *

? >< Р3

■Ч

о

Окончание табл. 4

Вид и условия оказания медицинской Единица измерения Стоимость единицы объема медицинской помощи, руб. Прирост (+), уменьшение (-) стоимости, %

помощи 2019 2020 2021 2020/ 2019 2021/ 2019

тестирование на выявление новой коронавирусной инфекции (С0УЮ-19) X X 584,0 X X

Специализированная медицинская помощь в стационарных условиях Случай госпитализации, в том числе 32 082,2 34 713,7 37 382,3 8,2 16,5

для оказания федеральными медицинскими организациями X X 56 680,9 X X

для оказания медицинскими организациями за исключением федеральных X X 36 086,5 X X

случай госпитализации по профилю «Онкология», в том числе 76 708,5 100 848,9 107 824,1 31,5 40,6

для оказания федеральными медицинскими организациями X X 90 958,4 X X

для оказания медицинскими организациями, за исключением федеральных X X 109 758,2 X X

Случай госпитализации по медицинской реабилитации, в том числе 34 656,6 36 118,8 38 617,0 4,2 11,4

для оказания федеральными медицинскими организациями X X 55 063,4 X X

для оказания медицинскими организациями, за исключением федеральных X X 36 555,1 X X

Медицинская по- Случай лечения, в том числе 19 266,1 20 454,4 22 261,5 6,2 15,5

мощь в условиях для оказания федеральными медицинскими организациями X X 25 617,3 X X

дневного стационара для оказания медицинскими организациями, за исключением федеральных X X 22 141,7 X X

Случай лечения по профилю «Онкология», в том числе 70 586,6 77 638,3 83 365,5 10,0 18,1

для оказания федеральными медицинскими организациями X X 50 752,1 X X

для оказания медицинскими организациями, за исключением федеральных X X 84 701,1 X X

Медицинская помощь при экстракорпоральном оплодотворении Случай экстракорпорального оплодотворения, в том числе 113 907,5 118 713,5 124 728,5 4,2 9,5

для оказания федеральными медицинскими организациями X X 124 728,5 X X

для оказания медицинскими организациями, за исключением федеральных X X 124 728,5 X X

в

X

>

о

3

<

"О X

ш

>

> >

I

го =1 "О

го

сг ш

X

о

го >

с ^

I

п

о о

О СП "О

ш ш

0 ш ш

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ровании территориальных программ государственных гарантий, свидетельствует о дальнейшем расширении федерального нормативного регулирования объемов медицинской помощи и ее финансового обеспечения для субъектов РФ в 2020-2021 гг.

Установление средних нормативов объема и финансовых затрат по тестированию на выявление С0УШ-19, конечно, является необходимым дополнением в перечне указанных средних нормативов, так же как увеличение объемных и финансовых нормативов почти по всем видам и условиям оказания медицинской помощи, на фоне резкого повышения заболеваемости населения и принятия неотложных мер по укреплению системы здравоохранения в рамках противодействия распространению новой ко-ронавирусной инфекции.

Однако, помимо этого, значительное расширение перечня средних нормативов объемов и финансовых затрат на оказание медицинской помощи при формировании территориальных программ государственных гарантий на 2021 г. было вызвано необходимостью реализации законодательных изменений ч. 3.2 ст. 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», с установлением средних нормативов объема и финансовых затрат на оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, для федеральных медицинских организаций.

Таким образом, при формировании субъектами РФ ТПГГ на 2021 г., перечень средних нормативов объемов и финансовых затрат на оказание медицинской помощи оказался значительно расширен по сравнению с 2019 г., более чем в 2 раза (до 79 нормативов).

Что касается других изменений, при формировании территориальных программ на 2020 и 2021 гг., обеспечиваемых за счет средств бюджетов субъектов РФ, на 7,6% были увеличены нормативы финансовых затрат по всем видам и условиям оказания медицинской помощи, за исключением паллиативной медицин-

ской помощи в стационарных условиях, средний норматив финансовых затрат по которой был увеличен на 24,6%. Средние нормативы объемов предоставляемой медицинской помощи по указанному разделу территориальной программы остались в течение 2020-2021 гг. неизменными, кроме первичной паллиативной медицинской помощи. Средний норматив объема посещений при оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе на дому, увеличился в 2021 г. по сравнению с 2019 г. в 2,3 раза, а в условиях оказания указанной медицинской помощи выездными патронажными бригадами -в 5,2 раза.

При формировании территориальных программ, финансируемых за счет средств ОМС, помимо установления средних нормативов объемов и финансовых затрат, обеспечивающих распределение специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, между федеральными медицинскими организациями и остальными медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий на территории соответствующего субъекта, а также, помимо установления новых нормативов для проведения тестирования на С0УШ-19, были существенно увеличены размеры всех финансовых нормативов при оказании различных видов медицинской помощи. По сравнению с 2019 г. в 2021 г. был обеспечен значительный прирост нормативов финансовых затрат при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, - на 17,3%, по посещениям с профилактическими и иными целями -на 20,6%, по комплексным посещениям для проведения диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, в том числе в целях выявления онкологических заболеваний, - на 83,9%, по посещениям в неотложной форме - на 11,7%, по обращениям по поводу заболевания, включая проведение отдельных диагностических (лабораторных) исследований, - на 14,5%, по специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - на

Таблица 5. Подушевые нормативы финансирования по программам государственных гарантий РФ в 2019-2021 г.

Источник финансового обеспечения В расчете Средний подушевой норматив финансирования, руб. Прирост (+), уменьшение (-) норматива, %

2019 2020 2021 2020/ 2019 2021/ 2019

За счет бюджетных ассигно- На 1 жителя ваний соответствующих бюд- 3488,6 3593,3 3726,3 3,0 6,8 жетов

За счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе На 1 застрахованное лицо 11 800,2 12 699,2 13 764,6 7,6 16,6

на оказание медицинской по- На 1 застра- мощи федеральными медицин- хованное х х 686,0 х х скими организациями лицо

на оказание медицинской помощи медицинскими организациями за исключением федеральных На 1 застрахованное лицо х х 13 078,6 х х

16,5%, в том числе по профилям «Онкология» -на 40,6% и «Медицинская реабилитация» -на 11,4%, по специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара -на 18,1%, в том числе по профилю «Онкология» на 9,5%.

Изменение в 2020-2021 гг. средних нормативов объемов и финансовых затрат по видам и условиям оказания медицинской помощи сопровождалось соответствующими изменениями средних подушевых нормативов финансирования территориальных программ, как за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, так и за счет средств ОМС. Средние подушевые нормативы финансирования по программам государственных гарантий 20192020 гг. (без учета средств федерального бюджета) представлены в табл. 5.

В 2020 и 2021 гг. размеры средних подушевых нормативов финансирования увеличились. Подушевой норматив финансирования по территориальным программам государственных гарантий за счет бюджетных ассигнований в 2021 г. составил 3726,3 руб., и увеличился к уровню 2019 г. на 6,8%. Подушевой норматив

финансирования по указанным территориальным программам за счет средств ОМС увеличился к 2021 г. - на 16,6% и составил 13 764,6 руб. При этом в 2021 г. в составе подушевого норматива финансирования по программам ОМС, с учетом ранее указанных законодательных изменений в ч. 3.2 ст. 35 Федерального закона 326-Ф3, были выделены подушевой норматив финансирования медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями и подушевой норматив на оказание медицинской помощи другими медицинскими организациями, принимающими участие в реализации территориальной программы государственных гарантий соответствующего субъекта РФ.

В целом суммарный размер среднего подушевого норматива финансирования территориальных программ государственных гарантий (без учета средств федерального бюджета) к 2021 г. по сравнению с 2019 г. увеличился на 14,4% и составил 17 490,9 руб.

Сводная стоимость утвержденных территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ в 2019-2021 гг., общая динамика

Таблица 6. Динамика и структура финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019- 2021 гг. по источникам финансирования расходов

Наименование Год Сводная Средства Средства

показателей реализации стоимость консолиди- обязатель-

ТПГГ территори- рованных ного меди-

альных про- бюджетов цинского

грамм страхования

Объемы финансового обеспечения, млрд руб. 2019 2909,0 763,3 2145,7

2020 3138,2 837,2 2301,1

2021 3261,4 874,6 2386,8

Прирост (+), уменьшение (-) объемов финансового обеспечения, % 2020/2019 7,9 9,7 7,2

2021/2019 12,1 14,6 11,2

Структура финансового обеспечения ТПГГ по источникам, % 2019 100,0 26,2 73,8

2020 100,0 26,7 73,3

2021 100,0 26,8 73,2

Примечание. Здесь и в табл. 7-10: рассчитано автором на основе свода утвержденных ТПГГ субъектов РФ на 2019, 2020, 2021 гг. (включая соответствующие плановые периоды), опубликованных в открытом доступе на сайтах органов государственной власти субъектов РФ, органов управления здравоохранением субъектов РФ, на сайтах территориальных органов ОМС.

объемов финансового обеспечения и их структура по источникам финансирования расходов представлены в табл. 6.

Сводная стоимость территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ в 2021 г. составила 3261,4 млрд руб. и увеличилась по сравнению с 2019 г. на 352,4 млрд руб., или на 12,1%. Однако большая часть этого прироста (7,9%) была обеспечена в 2020 г. В 2021 г. темпы прироста объемов финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий снизились: прирост сводной стоимости территориальных программ в 2021 г. по сравнению с 2020 г. составил только 3,9%.

В разрезе источников финансирования территориальных программ государственных гарантий изменение объемов финансового обеспечения характеризовалось той же тенденцией: общим приростом объемов финансового обеспечения в течение 2020-2021 гг. с замедлением темпов прироста в 2021 г.

Объемы финансового обеспечения территориальных программ за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ возросли в 2021 г., по сравнению с 2019 г. -на 111,3 млрд руб., или на 14,6%, в том числе

за счет прироста объемов финансового обеспечения территориальных программ по указанному источнику в 2020 г. по отношению к 2019 г. - на 9,7%. Аналогично объемы финансового обеспечения территориальных программ за счет средств ОМС в 2021 г., по сравнению с 2019 г., возросли - на 241,2 млрд руб., или на 11,2%, в том числе за счет прироста объемов финансового обеспечения по указанному источнику в 2020 г. - на 7,2%.

В 2020 и 2021 гг. темпы прироста сводной стоимости территориальных программ государственных гарантий за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ опережали аналогичные темпы прироста за счет средств ОМС. В итоге в 2021 г., несмотря на значительное превышение абсолютных размеров средств ОМС по сравнению со средствами консолидированных бюджетов субъектов РФ, в общем объеме финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий доля средств консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличилась, составив 26,8%. Соответственно, доля средств ОМС в финансовом обеспечении территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ к 2021 г. уменьшилась до 73,2%.

Таблица 7. Динамика объемов финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019-2021 гг. по видам и условиям оказания медицинской помощи за счет средств соответствующих бюджетов

Показатель Объем Прирост (+),

ТПГГ финансового обеспечения, уменьшение (-)

тыс. руб. объемов финансового обеспечения, %

2019 2020 2021 2020/ 2019 2021/ 2019

Скорая медицинская помощь 19 348 207,4 20 394 184,1 22 741 530,2 5,4 17,5

Посещения с профилактической и иными целями 54 154 574,8 56 658 170,2 60 981 117,1 4,6 12,6

Обращения в связи с заболеваниями 35 275 590,3 37 798 331,3 40 342 685,4 7,2 14,4

Специализированная

медицинская помощь 186 922 088,3 194 931 192,3 207 832 747,8 4,3 11,2

в стационарных условиях

Высокотехнологичная медицинская помощь 35 857 170,8 38 242 899,1 43 022 718,5 6,7 20,0

Медицинская помощь

в условиях дневного 9 737 000,5 10 231 456,1 10 462 721,0 5,1 7,5

стационара

Паллиативная медицинская помощь 27 078 127,1 39 468 212,4 28 774 574,0 45,8 6,3

Иные государственные работы и услуги 358 018 918,2 370 188 899,1 410 655 946,4 3,4 14,7

Приобретение медицинского оборудования 36 936 642,5 69 240 248,3 49 616 718,4 87,5 34,3

Всего 763 328 319,9 837 153 592,9 874 590 775,5 9,7 14,6

В 2020-2021 гг. за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ был обеспечен прирост финансирования расходов по всем видам и условиям оказания медицинской помощи. В части средств ОМС прирост финансирования был обеспечен также по всем видам и условиям оказания медицинской помощи, однако за исключением специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях круглосуточного стационара по иным профилям, кроме профиля «Онкология».

Сводные объемы и структура финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий 2019-2021 гг. по видам и

условиям оказания медицинской помощи в разрезе его источников, а также по другим включаемым в территориальные программы расходам представлены в табл. 7 и 10.

Как уже отмечалось выше, финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ характеризовалось приростом его объемов на 14,6% за 2019-2021 годы. Более высокими темпами прироста характеризовалось финансирование по таким направлениям данного раздела территориальных программ, как оказание скорой медицинской помощи - 17,5%, оказание высоко-

Таблица 8. Структура финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019-2021 гг. по видам и условиям оказания медицинской помощи за счет средств соответствующих бюджетов

Показатель Объем Структура Изме-

ТПГГ финансового обеспечения, финансово- нение

тыс. руб. го обеспечения, % структуры, %

2019 2020 2021 2019 2021 2021/ 2019

Скорая медицинская помощь 19 348 207,4 20 394 184,1 22 741 530,2 2,5 2,6 0,1

Посещения с профилактической и иными целями 54 154 574,8 56 658 170,2 60 981 117,1 7,1 7,0 -0,1

Обращения в связи с заболеваниями 35 275 590,3 37 798 331,3 40 342 685,4 4,6 4,6 0,0

Специализированная

медицинская помощь 186 922 088,3 194 931 192,3 207 832 747,8 24,5 23,8 -0,7

в стационарных условиях

Высокотехнологичная медицинская помощь 35 857 170,8 38 242 899,1 43 022 718,5 4,7 4,9 0,2

Медицинская помощь

в условиях дневного ста- 9 737 000,5 10 231 456,1 10 462 721,0 1,3 1,2 -0,1

ционара

Паллиативная медицинская помощь 27 078 127,1 39 468 212,4 28 774 574,0 3,5 3,3 -0,3

Иные государственные работы и услуги 358 018 918,2 370 188 899,1 410 655 946,4 46,9 47,0 0,1

Приобретение медицинского оборудования 36 936 642,5 69 240 248,3 49 616 718,4 4,8 5,7 0,8

Всего 763 328 319,9 837 153 592,9 874 590 775,5 100,0 100,0 х

технологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, - 20%, иные государственные работы и услуги - 14,7%, приобретение медицинского оборудования - 34,3%. Несколько ниже среднего уровня был прирост объемов финансирования на посещения с профилактическими и иными целями - 12,6%, обращения в связи с заболеваниями - 14,4%, оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - 11,2%.

Различия в динамике прироста объемов финансового обеспечения по видам и условиям оказания медицинской помощи обусловили соответствующие изменения его структуры.

По сравнению с 2019 г. в 2021 г. в общем объеме финансирования медицинской помощи за счет средств консолидированных бюджетов РФ увеличилась доля специализированной стационарной медицинской помощи на 0,7%, высокотехнологичной медицинской помощи - на 0,2%, расходов на иные государственные работы и услуги - на 0,1%, расходов на приобретение медицинского оборудования - на 0,8%. Одновременно снизилась доля расходов на посещения с профилактическими и иными целями, по обращениям в связи с заболеваниями, на медицинскую помощь в условиях дневного стационара и паллиативную медицинскую помощь.

■Ч

о

Таблица 9. Динамика объемов финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019-2021 гг. по видам и условиям оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования

< тэ

X

ш

>

> >

I

го =1 тэ го тэ сг ш

X

о

го >

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СП тэ ш ш

0 ш ш

Показатель ТПГГ Объем финансового обеспечения, тыс. руб. Прирост (+) уменьшение (-) объемов финансового обеспечения,%

2019 2020 2021 2020/2019 2021/2019

Скорая медицинская помощь 130 252 088,5 131 567 714,5 146 514 781,1 1,0 12,5

Посещения с профилактической и иными целями 252 235 005,7 272 447 035,2 298 226 851,9 8,0 18,2

Посещения в неотложной форме 58 213 984,2 57 411 764,7 61 348 701,6 -1,4 5,4

Обращения в связи с заболеваниями 445 049 159,4 478 036 484,0 508 391 914,2 7,4 14,2

Специализированная медицинская помощь в стационарных условиях, в том числе 1033 339 044,6 1118 616 046,1 1105 694 217,2 8,3 7,0

специализированная медицинская помощь в стационарных условиях по профилю «Онкология» 123 578 997,4 178 572 372,6 182 104 838,3 44,5 47,4

специализированная медицинская помощь в стационарных условиях по другим профилям 771 201 475,9 791 573 774,6 752 787 734,5 2,6 -2,4

высокотехнологичная медицинская помощь 114 584 151,9 117 599 253,7 140 327 869,7 2,6 22,5

медицинская реабилитация в стационарных условиях 23 974 419,4 30 870 645,2 30 473 774,7 28,8 27,1

Медицинская помощь в условиях дневного стационара, в том числе 204 231 559,4 218 731 712,5 241 558 574,3 7,1 18,3

медицинская помощь в условиях дневного стационара по профилю «Онкология» 76 644 056,0 96 924 592,5 114 563 669,5 26,5 49,5

медицинская помощь в условиях дневного стационара по другим профилям 127 587 503,4 121807 120,0 126 994 904,8 -4,5 -0,5

Паллиативная медицинская помощь 1 507 487,4 2 033 166,9 2 289 909,8 34,9 51,9

Затраты на ведение дела страховых медицинских организаций 19 751763,3 21605 962,2 21881864,3 9,4 10,8

Всего 2 145 674 438,1 2 301082 518,3 2 386 827 870,2 7,2 11,2

о

"О ~~I

ш >

>

р? X

о ш О

I

го х

0

СП <

X

го

1

ш го п

Ш

Е

0

<

ш

01

2 N

м о м

Таблица 10. Структура финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019-2021 гг. по видам и условиям оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования

■Ч ■Ч

Показатель ТПГГ Объем финансового обеспечения, тыс. руб. Структура финансового обеспечения, % Изменение структуры^

2019 2020 2021 2019 2021 2021

Скорая медицинская помощь 130 252 088,5 131 567 714,5 146 514 781,1 6,1 6,1 0,1

Посещения с профилактической и иными целями 252 235 005,7 272 447 035,2 298 226 851,9 11,8 12,5 0,7

Посещения в неотложной форме 58 213 984,2 57 411 764,7 61348 701,6 2,7 2,6 -0,1

Обращения в связи с заболеваниями 445 049 159,4 478 036 484,0 508 391 914,2 20,7 21,3 0,6

Специализированная медицинская помощь в стационарных условиях, в том числе 1 033 339 044,6 1118 616 046,1 1105 694 217,2 48,2 46,3 -1,8

специализированная медицинская помощь в стационарных условиях по профилю «Онкология» 123 578 997,4 178 572 372,6 182 104 838,3 5,8 7,6 1,9

специализированная медицинская помощь в стационарных условиях по другим профилям 771 201475,9 791 573 774,6 752 787 734,5 35,9 31,5 -4,4

высокотехнологичная медицинская помощь 114 584 151,9 117 599 253,7 140 327 869,7 5,3 5,9 0,5

медицинская реабилитация в стационарных условиях 23 974 419,4 30 870 645,2 30 473 774,7 1,1 1,3 0,2

Медицинская помощь в условиях дневного стационара, в том числе 204 231 559,4 218 731 712,5 241 558 574,3 9,5 10,1 0,6

медицинская помощь в условиях дневного стационара по профилю «Онкология» 76 644 056,0 96 924 592,5 114 563 669,5 3,6 4,8 1,2

медицинская помощь в условиях дневного стационара по другим профилям 127 587 503,4 121 807 120,0 126 994 904,8 5,9 5,3 -0,6

Паллиативная медицинская помощь 1 507 487,4 2 033 166,9 2 289 909,8 0,1 0,1 0,0

Затраты на ведение дела страховых медицинских организаций 19 751 763,3 21605 962,2 21881864,3 0,9 0,9 0,0

Всего 2 145 674 438,1 2 301082 518,3 2 386 827 870,2 100,0 100,0 X

о I 3 !

О I

т: I >

и >

о тз

о

0 >

1 *

> со

О"

Динамика объемов финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий, финансируемых за счет средств ОМС, в 2019-2021 гг. как по объему средств, так и по структуре, также характеризовалась изменениями, но более значительными по сравнению с разделом территориальных программ, обеспечиваемым за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий за счет средств ОМС характеризовалось приростом его объемов в 2019-2021 гг. на 11,2%. Однако уровень этого показателя по расходам на оказание специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара по профилю «Онкология» был многократно выше. Прирост объемов финансового обеспечения оказания специализированной медицинской помощи по профилю «Онкология» в 2021 г. по сравнению с 2019 г. составил 47,4%, в условиях дневного стационара - 49,5%. В то же время, в целом, по специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях круглосуточного стационара, указанный прирост составил только 7%, а в условиях дневного стационара -18,3%. Прирост объемов финансового обеспечения оказания скорой медицинской помощи составил 12,5%, посещений с профилактическими и иными целями - 18,2%, посещений в неотложной форме - 5,4%, обращений в связи с заболеваниями - 14,2%, высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, - 22,5%, медицинской реабилитации - 27,1%.

Различия в динамике прироста финансирования по видам и условиям оказания медицинской помощи, обеспечиваемой за счет средств ОМС в 2019-2021 гг., также обусловили изменение соответствующей структуры финансового обеспечения. В 2021 г. по сравнению с 2019 г. в общем объеме финансирования в наибольшей степени увеличилась доля специализированной медицинской помощи по профилю «Онкология» в стационарных условиях - на 1,9 % и в условиях дневного стационара - на 1,2%. При этом доля финансирования специализированной

медицинской помощи, оказываемой в условиях круглосуточного стационара по иным профилям, кроме профиля «Онкология», уменьшилась на 4,4%.

В целом, в 2019-2021 гг. доля стационарной медицинской помощи в общем объеме финансового обеспечения медицинской помощи, финансируемой за счет средств ОМС, уменьшилась на 1,2%. Одновременно увеличилась доля финансового обеспечения оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях. И хотя доля финансового обеспечения посещений в неотложной форме за 2019-2021 гг. сократилась на 0,1%, по другим видам амбулаторной медицинской помощи она увеличилась. Доля финансового обеспечения посещений с профилактической и иной целями возросла на 0,7%, обращений в связи с заболеваниями - на 0,6%. Наконец, также за счет уменьшения доли финансового обеспечения стационарной медицинской помощи, в 2019-2021 гг. увеличилась на 0,1% доля финансового обеспечения скорой медицинской помощи.

Выводы

В 2020-2021 гг., несмотря на шоковые воздействия внешней среды, обусловленные глобальной эпидемией новой коронавирусной инфекции, основные параметры финансового обеспечения бесплатной медицинской помощи, предоставляемой на основе территориальных программ государственных гарантий, сложившиеся до начала пандемии, были сохранены и даже увеличены:

1. Сводная стоимость территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ в 2021 г. по сравнению с 2019 г. увеличилась на 12,1% и составила 3261,4 млрд. руб.

2. За счет более высоких темпов прироста объемов финансового обеспечения из средств консолидированных бюджетов субъектов РФ, их доля в сводной стоимости территориальных программ государственных гарантий в 2021 г., по сравнению с 2019 г., увеличилась - на 0,6% и составила 26,8%.

3. Средние подушевые нормативы финансирования ТПГГ за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов в 2021 г. по сравнению с 2019 г. выросли на 6,8% - до 3726,3 руб., за счет средств ОМС - на 16,6%, до 13 764,6 руб.

4. Средние нормативы финансовых затрат по видам и условиям оказания медицинской помощи, финансируемой как за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ, так и за счет средств ОМС, в 2020-2021 гг. увеличились в среднем на 9,8%.

5. При формировании ТПГГ за счет средств консолидированных бюджетов РФ на 2021 г. наиболее высокие темпы прироста, по сравнению с 2019 г., запланированы по скорой медицинской помощи - 17,5%, по обращениям в связи с заболеванием -

14,4, по высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, - 20%, на приобретение медицинского оборудования - 34,3%.

6. При формировании ТПГГ за счет средств ОМС на 2021 г. наиболее высокие темпы прироста финансирования, по сравнению с 2019 г., запланированы по скорой медицинской помощи - 12,5%, по посещениям с профилактической и иными целями -18,2%, по специализированной медицинской помощи по профилю «Онкология», оказываемой в условиях круглосуточного стационара, - 47,4%, оказываемой в условиях дневного стационара - 49,5%, по высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, - 22,5%, по медицинской реабилитации в условиях круглосуточного стационара - 27,1%.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Альвианская Нелли Владиславовна (Nelli V. Alvianskaya) - кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, руководитель аналитического центра Высшей школы организации и управления здравоохранением, Москва, Российская Федерация Е-таН: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-1472-9663

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ от 10 декабря

2018 года № 1403 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».

2. Постановление Правительства РФ от 07 декабря

2019 года № 1610 «О программе государственных

гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».

3. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2299 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

REFERENCES

1. Decree of the Government of the Russian Federation of December 10, 2018 No. 1403 «On the program of state guarantees for free provision of medical care to citizens for 2019 and the planning period of 2020 and 2021».

2. Decree of the Government of the Russian Federation of December 7, 2019 No. 1610 «On the program of state

guarantees for free provision of medical care to citizens for

2020 and the planning period of 2021 and 2022».

3. Decree of the Government of the Russian Federation of December 28, 2020 No. 2299 «On the program of state guarantees for free provision of medical care to citizens for

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2021 and the planning period of 2022 and 2023».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.