Научная статья на тему 'Проблемы финансирования образовательных учреждений в республике Мордовия'

Проблемы финансирования образовательных учреждений в республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATION / FINANCING / BUDGETARY ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ведякова И. В., Акашева В. В.

В статье исследуются проблемы финансирования образовательных учреждений в республике Мордовия, пути решения данных проблем, а также использование программно-целевого подхода в бюджетном финансировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансирования образовательных учреждений в республике Мордовия»

1 2 © Ведякова И.В. ,Акашева В.В.

1Студент,2кандидат экономических наук, доцент, Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В

РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Аннотация

В статье исследуются проблемы финансирования образовательных учреждений в республике Мордовия, пути решения данных проблем, а также использование программно-целевого подхода в бюджетном финансировании.

Ключевые слова: образование, финансирование, бюджетное учреждение. Keywords: education, financing, budgetary establishment.

Финансовые отношения в нашей стране находятся в постоянном развитии. Происходят изменения в экономической, политической и социальной жизнь общества. Одним из таких изменений является финансирование бюджетных учреждений. К таким организациям относятся: образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, предприятия социально - культурного назначения и другие. Все эти организации бюджетной системы сталкиваются с дефицитом выделяемых средств, а также с необходимостью выискивать данные средства без помощи финансирования из бюджетов разных уровней.

Образование является одним из приоритетных направлений государственной деятельности и требует выделения на его нужды значительных финансовых ресурсов. Именно с финансовыми проблемами и сталкиваются образовательные учреждения, пытаясь адаптироваться к быстро меняющимся условиям современной экономики. Финансирование образовательных учрежденийопределяется главой 13 закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).

Основными источниками финансирования расходов на образование служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты. Однако, бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансовом обеспечении разных учреждений образования. Так, средние школы на 99 % финансируются за счет бюджетов субъектов Федерации и только на 1 % — из федерального бюджета. В то же время высшие учебные заведения 96 % средств получают из федерального бюджета и только 4 % — из территориальных бюджетов [3].

Следует отметить, что в классификации расходов бюджетов, согласно ст.21 БК РФ, Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2012 №171н (ред. от 10.07.2013, с изм. от 09.08.2013), имеется разд. 0700 «Образование», который состоит из следующих подразделов:

- 0701 «Дошкольное образование». По этому подразделу подлежат отражению расходы на дошкольное образование детей раннего детского возраста и обеспечение деятельности дошкольных образовательных учреждений;

- 0702 «Общее образование». По данному подразделу подлежат отражению расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также на содержание и обеспечение учебного процесса общеобразовательных учреждений, учреждений по внешкольной работе с детьми, специальных (коррекционных) учреждений;

- 0703 «Начальное профессиональное образование». По указанному подразделу подлежат отражению расходы на начальную профессиональную подготовку в учреждениях начального профессионального образования, специальных профессионально-технических училищах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а так же на содержание учреждений начального профессионального образования;

©Ведякова И.В., Акашева В.В., 2013 г.

- 0704 «Среднее профессиональное образование». По этому подразделу подлежат отражению расходы на образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, а также на содержание учреждений среднего профессионального образования;

- 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации». По данному подразделу подлежат отражению расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации служащих и специалистов, а также на содержание учреждений дополнительного профессионального образования;

- 0706 «Высшее и послевузовское профессиональное образование». Подлежат отражению расходы на подготовку специалистов соответствующего уровня, а также на содержание учреждений высшего профессионального образования, обеспечение деятельности высших учебных заведений РФ, являющихся особо ценными объектами культурного наследия РФ;

- 0707 «Молодежная политика и оздоровление детей». По этому подразделу подлежат отражению расходы по организации оздоровительной кампании детей и молодежной политике, а также обеспечение деятельности учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в данной области;

- 0708 «Прикладные научные исследования и области образования». По данному подразделу подлежат отражению расходы на развитие прикладных научных исследований в указанной области и высших учебныхзаведений;

- 0709 «Другие вопросы в области образования». По этому подразделу подлежат отражению расходы на иные вопросы в области образования, не отнесенные на другие подразделы данного раздела [5].

Система финансирования регионального образования по уровням бюджетной системы представляет собой три основных и практически равных по объему источника - бюджет субъекта федерации, бюджеты городских округов, бюджеты поселений. Таким образом, на бюджет Республики Мордовия приходится треть таких расходов.Размер этих расходов наобразование в данном регионе ниже аналогичного среднероссийскогопоказателя.

Таблица 1

Бюджетное финансирование по видам образования в Республики Мордовия в 2009 - 2011 годах,

млн. руб.[2]

Раздел (подраздел) 2009 г. Темп роста 2010 года по сравнению с 2009, % 2010 г. Темп роста 2011 года по сравнению с 2010,% 2011 г.

Образование, всего 4 949,1 104,4 5 165,4 123,3 6 369,6

Дошкольное образование 787,2 118,6 933,6 133,2 1 243,5

Общее образование 3 193,8 93,4 2 984,6 121,9 3 638,2

Начальное профессиональное образование 252,9 71 179,5 102,9 184,7

Среднее профессиональное образование 191,9 165,5 317,5 108,7 345,2

Переподготовка и повышение квалиф икации 61,3 95,9 58,8 116,8 68,7

Молодежная политика 60,9 242,2 147,5 115,2 169,9

Другие вопросы 401,1 135,6 544,0 132,2 719,4

В общем, финансирование на образование увеличивалось 3 года и к 2011 году составило 6369, 6 млн. руб. К 2011 году финансирование на образование увеличилось на 23,3% по сравнению с 2010 годом. Наибольшее финансирование получают общее образование и дошкольное образование.

Высшее образование в республике финансируется из федерального бюджета и не является объектом анализа. Финансирование на общее образование уменьшилось в 2010 году на 6,6% по сравнению с предыдущим годом, однако затем выросло к 2011 году почти на 22% и составила 3 638,2 млн. руб.

Финансирование учреждений дошкольного образования постепенно увеличивалось с 2009 года до 2011 года. В 2011 году финансирование составило 1 243,5 млн. руб., т.е. выросло по сравнению с предыдущим годом на 33,2%.

В настоящее время Республика Мордовия занимает 13 место из 14 среди регионов Приволжского Федерального Округа по объему финансирования образования из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Республика Мордовия не располагает богатыми природными и инвестиционными ресурсами, но имеет качественный человеческий потенциал, поэтому ей следует рассматривать финансирование образования как инвестиции в человеческий капитал [2].

Рассматривая вопросы финансирования образования, следует выделить проблемы недостатка финансирования образования. Данные проблемы анализируются многими авторами. Например, С. А. Беляков рекомендует рассматривать данную проблему с трех позиций:

- недостаток средств, выделяемых из государственного бюджета, как количественную характеристику проблемы финансирования образования, то есть собственно недостаток средств;

- недостаточно эффективное (или недостаточно обоснованное) распределение бюджетных средств между уровнями образования и образовательными учреждениями, как качественную характеристику проблемы финансирования образования;

- неэффективное использование полученных бюджетных средств образовательным учреждением как качественная характеристика проблемы финансирования образования.

Для достижения эффективного финансирования образовательных учреждений необходимо осуществлять финансирование по конкретному назначению. Однако, из-за этого может ограничиться самостоятельность образовательных учреждений.В связи с этим необходимо правильное целевое финансирование, а также предоставление свободы в распоряжении средств. Возможно также привлечение внебюджетных средств.

Таким образом, финансирование образования является стратегически важным для повышения качества образования и одним из условий роста всей экономики в целом.

Поэтому необходимо решать не только проблему дефицита бюджетных ресурсов в системе образования, но и необходимо совершенствование самого механизма бюджетного финансирования.

Чтобы решить данные проблемы и совершенствовать бюджетное финансирование в 2011 году была утверждена Республиканская целевая программа развития профессионального образования в Республике Мордовия на 2011-2015 годы. Целью данной программы является модернизация профессионального образования путем обновления структуры и содержания профессионального образования, а так же повышения эффективности управления и экономического регулирования республиканской системой профессионального образования.

Объем финансирования мероприятий Программы составит:

- общий объем на 5 лет - 504925,2 тыс. руб.,

в том числе:

- 2013 год - 101800 тыс. руб.;

- 2014 год - 99762,6 тыс. руб.;

- 2015 год - 99762,6 тыс. руб.

Следует выделить следующие задачи Программы развития профессионального образования:

- формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных республиканских рынков труда;

- повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на республиканском рынке труда;

- модернизация республиканской государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования;

- внедрение новых финансово-экономических механизмов в республиканскую систему профессионального образования;

- развитие кадровых ресурсов республиканской системы профессионального образования;

- ресурсное обеспечение учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

- мониторинг развития республиканской системы профессионального образования. Можно сказать, что использование программно-целевого подхода является основным

при финансировании образования. Он позволит обеспечить сбалансированность и последовательность решения задачи по непрерывному обеспечению науки и связанного с ней высшего профессионального образования высококвалифицированными научными кадрами.

В качестве положительных решений государства можно отметить использование программно-целевого подхода, применение конкурсных механизмов распределения средств, разработку федеральных целевых программ, концепций, которые выявляют основные проблемные зоны. Все это способствует решению многих проблем в данной области.

Литература

1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-Ф3) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149-753;dst=101493

2. Крутова И., Смирнова О.: Особенности структуры финансирования образования финно-угорского региона на примере Республики Мордовия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/27_NPM_2012/Economics/3_116352

3. В.В. Коокуева: Проблемы финансирования образования на федеральном уровне в РФ // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - № 7. С. 41-48.

4. Официальный сайт Министерства образования Республики Мордовия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mo.edurm.ru

5. В.В. Семенихин: Бюджетное финансирование образовательных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012. - №20. С. 14-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.