1 2 © Ведякова И.В. ,Акашева В.В.
1Студент,2кандидат экономических наук, доцент, Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В
РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Аннотация
В статье исследуются проблемы финансирования образовательных учреждений в республике Мордовия, пути решения данных проблем, а также использование программно-целевого подхода в бюджетном финансировании.
Ключевые слова: образование, финансирование, бюджетное учреждение. Keywords: education, financing, budgetary establishment.
Финансовые отношения в нашей стране находятся в постоянном развитии. Происходят изменения в экономической, политической и социальной жизнь общества. Одним из таких изменений является финансирование бюджетных учреждений. К таким организациям относятся: образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, предприятия социально - культурного назначения и другие. Все эти организации бюджетной системы сталкиваются с дефицитом выделяемых средств, а также с необходимостью выискивать данные средства без помощи финансирования из бюджетов разных уровней.
Образование является одним из приоритетных направлений государственной деятельности и требует выделения на его нужды значительных финансовых ресурсов. Именно с финансовыми проблемами и сталкиваются образовательные учреждения, пытаясь адаптироваться к быстро меняющимся условиям современной экономики. Финансирование образовательных учрежденийопределяется главой 13 закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
Основными источниками финансирования расходов на образование служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты. Однако, бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансовом обеспечении разных учреждений образования. Так, средние школы на 99 % финансируются за счет бюджетов субъектов Федерации и только на 1 % — из федерального бюджета. В то же время высшие учебные заведения 96 % средств получают из федерального бюджета и только 4 % — из территориальных бюджетов [3].
Следует отметить, что в классификации расходов бюджетов, согласно ст.21 БК РФ, Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2012 №171н (ред. от 10.07.2013, с изм. от 09.08.2013), имеется разд. 0700 «Образование», который состоит из следующих подразделов:
- 0701 «Дошкольное образование». По этому подразделу подлежат отражению расходы на дошкольное образование детей раннего детского возраста и обеспечение деятельности дошкольных образовательных учреждений;
- 0702 «Общее образование». По данному подразделу подлежат отражению расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также на содержание и обеспечение учебного процесса общеобразовательных учреждений, учреждений по внешкольной работе с детьми, специальных (коррекционных) учреждений;
- 0703 «Начальное профессиональное образование». По указанному подразделу подлежат отражению расходы на начальную профессиональную подготовку в учреждениях начального профессионального образования, специальных профессионально-технических училищах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а так же на содержание учреждений начального профессионального образования;
©Ведякова И.В., Акашева В.В., 2013 г.
- 0704 «Среднее профессиональное образование». По этому подразделу подлежат отражению расходы на образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, а также на содержание учреждений среднего профессионального образования;
- 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации». По данному подразделу подлежат отражению расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации служащих и специалистов, а также на содержание учреждений дополнительного профессионального образования;
- 0706 «Высшее и послевузовское профессиональное образование». Подлежат отражению расходы на подготовку специалистов соответствующего уровня, а также на содержание учреждений высшего профессионального образования, обеспечение деятельности высших учебных заведений РФ, являющихся особо ценными объектами культурного наследия РФ;
- 0707 «Молодежная политика и оздоровление детей». По этому подразделу подлежат отражению расходы по организации оздоровительной кампании детей и молодежной политике, а также обеспечение деятельности учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в данной области;
- 0708 «Прикладные научные исследования и области образования». По данному подразделу подлежат отражению расходы на развитие прикладных научных исследований в указанной области и высших учебныхзаведений;
- 0709 «Другие вопросы в области образования». По этому подразделу подлежат отражению расходы на иные вопросы в области образования, не отнесенные на другие подразделы данного раздела [5].
Система финансирования регионального образования по уровням бюджетной системы представляет собой три основных и практически равных по объему источника - бюджет субъекта федерации, бюджеты городских округов, бюджеты поселений. Таким образом, на бюджет Республики Мордовия приходится треть таких расходов.Размер этих расходов наобразование в данном регионе ниже аналогичного среднероссийскогопоказателя.
Таблица 1
Бюджетное финансирование по видам образования в Республики Мордовия в 2009 - 2011 годах,
млн. руб.[2]
Раздел (подраздел) 2009 г. Темп роста 2010 года по сравнению с 2009, % 2010 г. Темп роста 2011 года по сравнению с 2010,% 2011 г.
Образование, всего 4 949,1 104,4 5 165,4 123,3 6 369,6
Дошкольное образование 787,2 118,6 933,6 133,2 1 243,5
Общее образование 3 193,8 93,4 2 984,6 121,9 3 638,2
Начальное профессиональное образование 252,9 71 179,5 102,9 184,7
Среднее профессиональное образование 191,9 165,5 317,5 108,7 345,2
Переподготовка и повышение квалиф икации 61,3 95,9 58,8 116,8 68,7
Молодежная политика 60,9 242,2 147,5 115,2 169,9
Другие вопросы 401,1 135,6 544,0 132,2 719,4
В общем, финансирование на образование увеличивалось 3 года и к 2011 году составило 6369, 6 млн. руб. К 2011 году финансирование на образование увеличилось на 23,3% по сравнению с 2010 годом. Наибольшее финансирование получают общее образование и дошкольное образование.
Высшее образование в республике финансируется из федерального бюджета и не является объектом анализа. Финансирование на общее образование уменьшилось в 2010 году на 6,6% по сравнению с предыдущим годом, однако затем выросло к 2011 году почти на 22% и составила 3 638,2 млн. руб.
Финансирование учреждений дошкольного образования постепенно увеличивалось с 2009 года до 2011 года. В 2011 году финансирование составило 1 243,5 млн. руб., т.е. выросло по сравнению с предыдущим годом на 33,2%.
В настоящее время Республика Мордовия занимает 13 место из 14 среди регионов Приволжского Федерального Округа по объему финансирования образования из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Республика Мордовия не располагает богатыми природными и инвестиционными ресурсами, но имеет качественный человеческий потенциал, поэтому ей следует рассматривать финансирование образования как инвестиции в человеческий капитал [2].
Рассматривая вопросы финансирования образования, следует выделить проблемы недостатка финансирования образования. Данные проблемы анализируются многими авторами. Например, С. А. Беляков рекомендует рассматривать данную проблему с трех позиций:
- недостаток средств, выделяемых из государственного бюджета, как количественную характеристику проблемы финансирования образования, то есть собственно недостаток средств;
- недостаточно эффективное (или недостаточно обоснованное) распределение бюджетных средств между уровнями образования и образовательными учреждениями, как качественную характеристику проблемы финансирования образования;
- неэффективное использование полученных бюджетных средств образовательным учреждением как качественная характеристика проблемы финансирования образования.
Для достижения эффективного финансирования образовательных учреждений необходимо осуществлять финансирование по конкретному назначению. Однако, из-за этого может ограничиться самостоятельность образовательных учреждений.В связи с этим необходимо правильное целевое финансирование, а также предоставление свободы в распоряжении средств. Возможно также привлечение внебюджетных средств.
Таким образом, финансирование образования является стратегически важным для повышения качества образования и одним из условий роста всей экономики в целом.
Поэтому необходимо решать не только проблему дефицита бюджетных ресурсов в системе образования, но и необходимо совершенствование самого механизма бюджетного финансирования.
Чтобы решить данные проблемы и совершенствовать бюджетное финансирование в 2011 году была утверждена Республиканская целевая программа развития профессионального образования в Республике Мордовия на 2011-2015 годы. Целью данной программы является модернизация профессионального образования путем обновления структуры и содержания профессионального образования, а так же повышения эффективности управления и экономического регулирования республиканской системой профессионального образования.
Объем финансирования мероприятий Программы составит:
- общий объем на 5 лет - 504925,2 тыс. руб.,
в том числе:
- 2013 год - 101800 тыс. руб.;
- 2014 год - 99762,6 тыс. руб.;
- 2015 год - 99762,6 тыс. руб.
Следует выделить следующие задачи Программы развития профессионального образования:
- формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных республиканских рынков труда;
- повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на республиканском рынке труда;
- модернизация республиканской государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования;
- внедрение новых финансово-экономических механизмов в республиканскую систему профессионального образования;
- развитие кадровых ресурсов республиканской системы профессионального образования;
- ресурсное обеспечение учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
- мониторинг развития республиканской системы профессионального образования. Можно сказать, что использование программно-целевого подхода является основным
при финансировании образования. Он позволит обеспечить сбалансированность и последовательность решения задачи по непрерывному обеспечению науки и связанного с ней высшего профессионального образования высококвалифицированными научными кадрами.
В качестве положительных решений государства можно отметить использование программно-целевого подхода, применение конкурсных механизмов распределения средств, разработку федеральных целевых программ, концепций, которые выявляют основные проблемные зоны. Все это способствует решению многих проблем в данной области.
Литература
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-Ф3) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149-753;dst=101493
2. Крутова И., Смирнова О.: Особенности структуры финансирования образования финно-угорского региона на примере Республики Мордовия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/27_NPM_2012/Economics/3_116352
3. В.В. Коокуева: Проблемы финансирования образования на федеральном уровне в РФ // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - № 7. С. 41-48.
4. Официальный сайт Министерства образования Республики Мордовия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mo.edurm.ru
5. В.В. Семенихин: Бюджетное финансирование образовательных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012. - №20. С. 14-17.