ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Воронцов
Владимир Степанович
Кандидат исторических наук, доцент, кафедра политологии и политического управления Удмуртского государственного университета, старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН
Vladimir S. Vorontsov
Candidate of History Sciences, Associate professor, Department of Political Science and Political Management Udmurt State University, Senior Research Associate, Udmurt Institute of History, Language and Literature, Ural Branch of Russian Academy of Sciences
Черниенко Денис Аркадьевич
Кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Удмуртии, археологии и этнологии Удмуртского государственного университета, старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН
Denis A. Chernienko
Candidate of History Sciences, Associate professor, Department History of Udmurtia, archeology and ethnology Udmurt State University, Senior Research Associate, Udmurt Institute of History, Language and Literature, Ural Branch of Russian Academy of Sciences
e-mail: [email protected]
УДК 314
Проблемы этнокультурного образования в восприятии учащихся и родителей: опыт Удмуртской республики*
Ethno-cultural education in perception of students and parents (based on materials of the Udmurt republic)
В статье анализируются результаты социологического исследования по проблемам этнокультурного образования в Удмуртии. Респондентами явились учащиеся старших классов, родители школьников, студенты высших учебных заведений. Главная проблема связана с наличием разрыва между реальной ситуацией и ожиданиями основных участников образовательного процесса по удовлетворению своих этнокультурных потребностей. Итоги опроса опровергают распространенное мнение, что современная молодежь не интересуется национальной культурой. Материалы исследования могут быть использованы для корректировки содержания образовательных программ и совершенствования образовательной политики, как на региональном, так и федеральном уровнях.
Ключевые слова и словосочетания: народная культура, общественное мнение, предметы этнокультурного содержания, родной язык, социологическое исследование, этнокультурные знания, языковая политика.
The article analyzes the results of a sociological research of the problems of ethnocultural education in Udmurtia. Respondents were high school students, parents of schoolchildren, students of higher educational institutions. The main problem is connected with the existence of a gap between the real situation and the expectations of the main participants of the educational process in meeting their ethno-cultural needs. The results of the survey contradict the widespread opinion that modern youth are not interested in national culture. Research materials can be used to correct the content of educational programs and improve educational policy both at the regional and federal levels.
Keywords: folk culture, public opinion, subjects of ethnocultural content, native language, sociological research, ethno-cultural knowledge, state language policy.
* Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательских работ в интересах Департаментов Министерства образования и наук Российской Федерации, проект №№28.4503.2017/5.3
Весной 2017 г. в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе в 10-ти регионах Приволжского федерального округа, включая Удмуртскую Республику, было проведено масштабное социологическое исследование, посвященное состоянию, проблемам реализации и перспективам этнокультурного образования. Исследование проводилось по заказу Министерства образования и науки РФ экспертами Распределенного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем по научному инструментарию и методике Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (г. Москва). Всего в регионах ПФО опрошено 1500 старшеклассников, 1500 студентов, 750 родителей, в Удмуртии - 300 старшеклассников и студентов вузов, 150 родителей. Выявление и изучение общественного мнения данных категорий респондентов позволяют с наибольшей эффективностью оценить реальное состояние в данном сегменте образовательного процесса, а также основные потребности населения российских регионов и социальные последствия реализации этнокультурных форм обучения в системе государственного образования.
Удмуртия как одна из национальных республик в составе Российской Федерации с 1990-х гг. обладает интересным опытом разработки законодательных инициатив, целевых программ в области языковой политики и реализации образовательных программ этнокультурного содержания [1; 6]. Функционируют школы, где изучаются родные языки (удмуртский, татарский, марийский) и литература, предметы этнокультурного цикла (история, география, краеведение и т.п.). Кроме того, республика неоднократно становилась площадкой для научно-исследовательской работы в отношении состояния родных языков [3; 4; 7]; можно отметить и повышенное внимание к данной сфере национально-культурных общественных организаций, СМИ [2; 5]. Главные проблемы заключаются в том, что за последние 10-15 лет количество школ с этнокультурным компонентом и численность изучающих указанные предметы значительно (почти в два раза) сократилось; частые смены федеральных образовательных стандартов привели к изменению статуса и содержания национально-регионального компонента. Поэтому выводы, полученные на материале Удмуртии, являются показательными и могут быть использованы в целях совершенствования существующей системы подготовки в школах и высших учебных заведениях в масштабах округа и страны.
Результаты социологического исследования свидетельствуют о сохранении общественного запроса на изучение национальных языков и предметов этнокультурной направленности. Вместе с тем, по вопросу обучения национальным языкам наблюдается довольно сложная ситуация. С одной стороны, часть учащейся молодежи и родителей выражает скептическое отношение - 45,3% учащихся и 40,7% родителей выбрали бы обучение в общеобразовательном учреждении без национального языка. С другой стороны, более половины опрошенных (53% старшеклассников и студентов, 59% родителей) все-таки считают необходимым изучение национальных языков. В основном они назвали удмуртский, татарский и марийский языки, однако встречаются и другие - башкирский, азербайджанский, украинский и др.
Респонденты, которые посчитали необходимым для себя изучение национальных языков выбирают разные формы обучения: каждый четвертый опрошенный дал согласие на общее знакомство с таким языком (24%), примерно столько же выбрали бы для себя стандартное изучение языка (23%). В то же время, редко кто высказывается за углубленное изучение национальных языков (6%) и лишь 1% опрошенных хотел бы обучаться различным предметам на национальном языке. Так, школьница из смешанной удмуртско-русской семьи, выбравшая для изучения удмуртский язык, высказала следующее пожелание: «Хотела бы жить в семье с носителями языка и изучать его в школе на углубленном уровне». В свою очередь, студентка технического вуза отметила: «Мой язык русский, поэтому мне это не нужно, но я считаю, что в каждой республике со своей национальностью должны изучать свой язык». Видимо, она считает, что в Удмуртии все удмурты должны изучать удмуртский язык, а в Татарстане все татары изучать татарский язык и т.д. При этом 59,3% опрошенных родителей считают, что их детям необходимо обучение национальному языку (удмуртский, марийский и татарский), из них 38,8% полагают, что достаточно только общего знакомства, 18,7% выбрали стандартный уровень, 2% - углубленный или дополнительный; обучение отдельным предметам на национальном языке не выбрал никто.
Таким образом, материалы опроса выявили явное противоречие в потребностях родителей и учащихся и реальным положением, сложившемся в сфере образования. С одной стороны, более половины учащихся (53,7%) при поддержке родителей (59,3%) хотели бы в той или иной форме обучаться национальным языкам, а с другой, лишь 11% от всех школьников Удмуртии охвачены этим процессом в рамках учебной программы.
Респондентам также было предложено определить, какие предметы или темы по народной культуре были бы для них интересны при обучении (можно было выбрать несколько ответов). Для более чем половины опрошенных наиболее привлекательными оказались история родного края (59%) и национальная кухня (55%).
Далее по степени популярности следуют география родного края (41%), национальные традиции и народные праздники (41%), история народа / народов края (34%), национальная литература, народный эпос, сказания (34%), национальная культура и искусство (33%), национальные виды спорта (26%), национальные танцы (24%), народная музыка и песенное творчество (20%), традиционный костюм (20%). Наименьший интерес вызывают темы, связанные с традиционной религиозной культурой (18%) и традиционными видами труда и хозяйственной деятельности (16%). В целом, среди студентов наблюдается несколько большая заинтересованность в изучении этнокультурной тематики, например, хотели бы больше знать о национальных традициях и народных праздниках 51% студентов и 31% школьников.
В целом, о том, что этнокультурные знания им вообще не нужны, заявили лишь 8% опрошенных. В комментариях отражены разные точки зрения респондентов: от «этнокультурное образование необходимо» и «все перечисленные предметы и темы важны» до «ничего из перечисленного не нужно, важна исключительно история государства», «изучение культуры других народов необходимо для предотвращения конфликтов на этнической почве».
Интерес представляет и мнение родителей о том, какие предметы или темы уроков они считают важными для обучения своего ребенка. Взгляды родителей по ряду позиций совпадают с мнением учащихся, а по некоторым расходятся. Со значительным отрывом на первое место родители поставили изучение истории родного края (81%), затем следует группа предметов, которую назвали более половины респондентов - это география родного края (61%), история народов края (56%), национальные традиции и праздники (54%). Чуть менее половины опрошенных выбрали для своего ребенка национальную литературу (42%) и национальную культуру, в т. ч. искусство, ИЗО, ремесла (41%). Около трети родителей предпочли бы национальную кухню (29%). Наконец, можно назвать группу наименее популярных предметов, которые получили от 13% до 16% упоминаний - традиционный костюм, труд и хозяйственная деятельность, религиозная культура, народная музыка, национальные танцы и национальные виды спорта. Только 3% родителей полагают, что для учебы не важны никакие темы о народной культуре.
На вопрос о том, для чего ребенку нужны знания о народной культуре, большинство родителей ответили, что, прежде всего, для сохранения традиций (53%). Почти половина опрошенных уверены, что такие знания нужны всем гражданам России (46%). Третья часть респондентов полагает, что знания необходимы, чтобы чувствовать принадлежность к своему народу (35%), такие знания нужны всем, кто любит свой край (34%), для общего ознакомления (28%), для получения специальных навыков и умений в жизни (17%). Только 3% респондентов считают, что такие знания совсем не нужны. В качестве других вариантов ответа были предложены: «для уважения чужих традиций, для понимания культуры другого народа, его менталитета», «для развития общего кругозора».
В свою очередь, по мнению учащейся молодежи, знания о народной культуре необходимы для общего ознакомления (45%), для сохранения традиций (43%), чтобы чувствовать принадлежность к своему народу (26%), нужны всем, кто любит родной край (21%), для получения специальных навыков и умений, которые пригодятся в жизни (17%), нужны всем гражданам России (19%). Отдельные респонденты отмечали, что знания о народной культуре необходимы им «для успешной социализации», «для широкого кругозора», «чтобы развиваться», «просто интересно и полезно» и т.д. Наиболее емкий комментарий дала восьмиклассница одной из ижевских школ: «Понимание людей другой культуры, научиться уважать их традиции, уметь подстроить себя и окружающих, при этом не ущемив чужую культуру / традиции».
Блок вопросов в исследовании был посвящен изучению мнения родителей и учащихся о практической целесообразности предметов этнокультурного содержания для будущих профессий. Суждения родителей по данному вопросу распределились следующим образом: более 60% получили три позиции - туристические услуги и гостиничное хозяйство (68%), народные промыслы, производство игрушек (64%), создание художественных изделий (63%). Около половины респондентов отметили образование, воспитание (50%), работа на телевидении, на радио, в газете (47%), производство продуктов питания и блюд (46%). Более трети обратили внимание на концертную деятельность (39%), рекламные и оформительские работы (33%), архитектурное проектирование, домостроительство (30%). Около четверти опрошенных родителей указали производство тканей, одежды, обуви (27%), благоустройство парков, приусадебных участков, ландшафтный дизайн (27%), социальную работу (26%), маркетинг (изучение интересов покупателей), торговля (25%), сельскохозяйственные профессии (22%). Наименьшее количество ответов получили медицина (13%), производство мебели, деревообработка (10%), юридические услуги (10%). В качестве редких вариантов (4%) были даны ответы, суть которых сводится к тому, что «знания пригодятся в любой из
этих областей», «этнокультурные знания необходимы независимо от профессии», «такие знания нужны для умения поддержать разговор при беседе о своем крае и его исключительных особенностях». Только 1% опрошенных родителей заявили, что знания о народной культуре для профессий вообще не нужны, 5% затруднились ответить.
Большой разброс мнений оказался и в ответах учащихся. На первой месте по популярности оказались туристические услуги и гостиничное хозяйство (66%), на второй позиции - народные промыслы, производство игрушек (63%), на третьей - создание художественных изделий (53%). Чуть менее половины респондентов отметили образование и воспитание (47%), производство продуктов питания и блюд (46%), концертную деятельность (45%); от четверти до более чем трети опрошенных отметили благоустройство парков и приусадебных участков (26%), производство тканей, одежды обуви (32%), архитектурное проектирование и домостроительство (38%), сельскохозяйственные профессии (38%), работу в электронных и печатных СМИ (38%); примерно каждый пятый остановил свой выбор на профессиях, связанных с маркетингом (21%) социальной работой (22%), рекламными и оформительскими услугами (23%). Наименьшее количество ответов получили, медицина (14%), производство мебели, деревообработка (12%), юридические услуги (4%), что сходно с мнением родителей. О том, что знания о народной культуре для профессий не нужны указали 6% опрошенных. Респонденты не ограничились предложенными в анкете профессиями и назвали свои варианты, среди которых «учитель истории и родного края», «музейный работник», «перевод», «издательское дело», «строительство» и др.
В следующем вопросе старшеклассникам и студентам необходимо было указать, насколько они сами готовы связать свою профессиональную деятельность со знаниями о народной культуре. Менее половины опрошенных (42%) сумели выбрать интересные для их будущей профессии направления. Некоторые посчитали, что ни один из перечисленных пунктов для них не подходят (29%), столько же затруднились с ответом (29%), т.е. судя по ответам, значительная часть молодых людей пока не определилась с выбором профессии. Среди тех, кто определился и хотел бы использовать этнокультурные знания в своей профессиональной деятельности, преобладают следующие профессии и виды труда: образование и воспитание (40%), работа в СМИ (24%), туристические услуги, гостиничное хозяйство (21%), юридические услуги, медицина, создание художественных изделий (по 20%), концертная деятельность (16%), маркетинг, рекламные и оформительские работы (по 15%), архитектурное проектирование, домостроительство (13%), производство продуктов питания и блюд (10%). Остальные варианты профессий респонденты выбирают значительно реже.
Родителям также был предложен перечень видов трудовой деятельности, из которого они должны были выбрать те, которые могли бы быть интересными их детям в плане будущей профессии. Следует отметить, что определенный ответ дали менее половины опрошенных - 39%, большая часть затруднилась ответить на данный вопрос (45%) или посчитала, что такого рода знания их детям не нужны (14%). Это в определенной степени свидетельствует о том, что значительная часть родителей, как собственно и учащихся, еще не определились с выбором профессии, ведь опрошены были и родители, дети которых учатся в начальных классах.
Вместе с тем, любопытные данные удалось получить при сопоставлении мнения родителей об «этнокультурных» профессиях с желаемыми для своих детей. Первое, что бросается в глаза, это существенное сокращение «этнокультурного набора». Если при абстрактном ответе о том, в каких видах труда и профессиях могут понадобиться этнокультурные знания было получено 915 различных ответов, то применительно к будущим профессиям для своих детей уже только 172 ответа. По мнению родителей (в % от числа ответивших), для будущей профессии их ребенка могут быть интересными такие направления, как образование, воспитание - 32%, работа на телевидении, на радио, в газете - 30,5%, архитектурное проектирование, домостроительство - 29%, создание художественных изделий - 25%, туристические услуги, гостиничное хозяйство - 24%, народные промыслы, производство игрушек - 20%, рекламные и оформительские работы - 19%, юридические услуги - 19%, концертная деятельность 17%, производство продуктов питания и блюд - 15%, маркетинг (изучение интересов покупателей), торговля - 15%, благоустройство парков, приусадебных участков, ландшафтный дизайн - 14%, медицина - 8%, социальный работник - 8%, производство тканей, одежды, обуви - 7%, производство мебели, деревообработка - 5%, сельскохозяйственные профессии - 3%. При этом свои варианты ответов опрошенные высказывали крайне редко (1%): «спорт», «знания о народной культуре не обязательно должны быть связаны с будущей профессией».
Наиболее часто называемые вмды труда и связанные с ними профессии, где, в первую очередь, необходимы этнокультурные знания, такие, как туристические услуги, гостиничное хозяйство (68%), народные промыслы, производство игрушек (64%), создание художественных изделий (63%), становятся не слишком популярными, когда речь идет о будущем детей. И это не удивительно, учитывая, что Удмуртия не входит в число регионов с высоким туристическим потоком, а значит, все вышеназванные направления мало востребованы, более того заработная плата в этих отраслях одна из самых низких. Тем не менее, полученные данные свидетельствуют о довольно высокой степени востребованности этнокультурных знаний школьниками и студентами при выборе своей будущей профессии.
Таким образом, результаты исследования показали, что у школьников и студентов Удмуртии присутствует понимание важности изучения национальных языков - интерес к изучению таких языков в той или иной степени (от общего уровня до углубленного) проявляет около половины опрошенных. В своих семьях, при общении с друзьями и знакомыми часть учащихся использует, кроме русского, и языки народов России. При этом в качестве родных сразу два языка указал почти каждый пятый опрошенный, 3/4 отметили, что у них нет проблем с использованием родного языка в повседневной жизни.
Значительная часть учащейся молодежи осознает значимость знаний о народной культуре, они хотели бы изучать в школе и вузе предметы этнокультурной направленности. Знания о народной культуре могут пригодиться в самых разных видах труда и профессиях, прежде всего, в сфере туризма и гостиничного хозяйства, народных промыслов, производства игрушек и художественных изделий, концертной деятельности и др. Среди школьников и студентов, определившихся с профессиональным выбором и готовых использовать этнокультурные знания в своей личной трудовой деятельности, преобладают следующие профессии и виды труда: образование и воспитание, работа в СМИ, туристические услуги, гостиничное хозяйство, юридические услуги, медицина, создание художественных изделий, остальные виды труда отмечены значительно реже.
Для большей части родительского сообщества остается актуальным преподавание в школах предметов этнокультурного содержания, менее актуальным, но по-прежнему важным остается и преподавание национальных языков (удмуртского, татарского, марийского). Особенно важно подчеркнуть, что, по признанию большей части нерусских респондентов, они активно используют в семье и дружеском общении национальные языки, поэтому для них важно, чтобы дети могли в той или иной форме изучать национальный язык в учебном заведении.
Среди учебных предметов этнокультурного содержания большинство родителей выбирают традиционные - изучение истории родного края, географии родного края, истории народов края, национальных традиций и праздников, только 3% родителей полагают, что для учебы не важны никакие темы о народной культуре. Знания о народной культуре, по мнению родителей, нужны, прежде всего, для сохранения традиций, для гражданского сознания, чтобы чувствовать принадлежность к своему народу и т.п.
В целом проведенное исследование показало, что в Удмуртии, как и в других регионах Приволжского федерального округа, есть заметный общественный запрос (закономерно более выраженный у родителей, чем у молодежи) на присутствие этнокультурного компонента или его отдельных элементов в образовательных программах. Игнорирование этих данных, недостаточный учет выявленных проблем в нормативно-правовых документах и реальной педагогической практике может привести к нарастанию социального недовольства части населения и стать сдерживающим фактором в реализации задач государственной национальной политики.
Библиографический список
1. Воронцов В. Реализация языковой политики в Удмуртии и общественные инициативы / В. Воронцов / / Гражданские инициативы в сфере этнической политики. Возможности посредничества гражданских структур в деле предупреждения и урегулирования этнических конфликтов / ред. Зорин В. Ю., Степанов В. В. - М.: ИЭА РАН, 2013. - С. 157-168.
2. Глава Удмуртии: нужно создавать условия для изучения родного языка, но на добровольной основе [Электронный ресурс]. URL: https://udm-info.ru/news/society/14-12-2017/glava-udmurtii-nuzhno-sozdavat-usloviya-dlya-izucheniya-rodnogo-yazyka-no-na-dobrovolnoy-osnove
3. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в Приволжском федеральном округе: экспертный доклад по итогам специсследования / ред.: В. А. Тишков, В. В. Степанов. - М.; Ижевск: ИКИ, 2016. - 148 с.
4. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в регионах России / ред.: В. А. Тишков,
В. В. Степанов. - М.: ИЭА РАН, 2016. - 297 с.
5. Обязательное изучение удмуртского языка в школах, этнопарк, площадки для народных игр - что старейшины ждут от главы Удмуртии? [Электронный ресурс]. URL: http://izhevsk.mk.ru/articles/2017/10/18/
6. Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы / ред. Степанов В. В. - М.: ИЭА РАН, 2010. - 223 с.
7. Языковое и этническое возрождение в Удмуртии: от политики к культурному многообразию: колл. моногр. / под науч. ред. К. Уильямса, А. Баранова, В. Воронцова, Л. Федоровой. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2008. - 252 с.