Территория науки. 2015. № 6
Исходя из выше сказанного, можно отметить, что сегодня как никогда со стороны образовательных учреждений требуется установление тесной связи с научным сообществом и открытыми для сотрудничества инновационно -ориентированными предприятиями. Именно сформированное на базе интегрированной системы новое поколение молодых и энергичных управленцев позволит реализовать инновационный потенциал страны и подтолкнуть переход от сырьевой к инновационной экономике.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662 -р «О Концепции долгосрочного социально -экономического развития РФ на период до 2020 года» // http://base.garant.ru/194365
2. Байкова О.М., Сухомлинова М.А. Интеграция образования, науки и бизнеса как условие эффективного развития экономики России // Государственное управление. Электронный вестник. 2010. № 23.
3. Глекова Н.Л., Иголкин С.Л. Теоретические проблемы повышения конкурентоспособности региональной системы высшего профессионального образования на базе рационализации мониторинга и информационных систем // Территория науки. 20 07. № 4. С. 442-449.
4. Иголкин С.Л., Смольянинова И.В. Формирование механизма интеграции образовательных структур на основе кластерного подхода// ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2014. № 11. С. 5-10.
5. Иголкин С.Л. Опыт инновационного развития научно -образовательных структур в современных условиях // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы II Международной научно -практической конференции. 2014. С. 5-9.
Косинская Е.В.
ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: культура, организация, бизнес, общение.
Key words: culture, organization, business, communication.
Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы ведения международного бизнеса связанные с этикой деловых отношений.
Abstract: This article discusses different problems which connected
125
Территория науки. 2015. № 6
with international business and partnership.
Стремление компаний к расширению границ своей деятельности и превращению в крупные многонациональные корпорации, участие организаций в различных формах международной кооперации, а также глобализация мировой экономики в целом выявили новые проблемы организационного поведения, связанные с различием культур. В последнее время становится очевидным тот факт, что эффективность международного бизнеса зависит от понимания особенностей национальной культуры других стран, способности адаптироваться к культурным различиям наций. Так как именно национальная культура существенно влияет на поведение людей и принятие решений в организации.
Весь мир стал объектом достаточно ощутимой экспансии именно западной культуры, и это обстоятельство порождает существенные проблемы, в том числе и в сфере бизнеса.
В условиях усиливающейся тенденции к расширению международных экономических связей и развитию сотрудничества между странами в различных областях экономики и общественной жизни, с одной стороны, происходит определенное сближение стран, усиливается сходство в стратегии развития организаций, технологии производства, развитии инновационных процессов; с другой стороны, сохраняются культурные ценности различных стран, а, следовательно, и присущие им отличия в системе управления.
Большинство людей, сталкиваясь с национальной культурой других стран, испытывают состояние растерянности, тревоги, беспомощности, вызванное непониманием ценностей другой культуры. Противоречивое настроение:
1) все кажется новым и интересным, настроение оптимистическое;
2) появляются сложности в общении — сказываются языковые барьеры;
3) возникает чувство разочарования, настроение угнетенное;
4) адаптация к новой культуре (культурная адаптация) — наступает понимание того, что действительно важно, а что нет, как правильно вести себя в различных ситуациях.
Своего рода дополнением к проблеме психологического комфорта служит проблема невербального общения, то есть оценки и учета того, что может быть названо общением без слов (жесты, позы, формы приветствий, различного рода ритуалы и т. д.). Именно по знанию международным менеджером тонкостей невербального общения
126
Территория науки. 2015. № 6
можно оценить глубину проникновения в тонкости национальной культуры. Только 7% основной информации в ходе общения передается словами, а 55% воспринимается через выражение лица, позы, жесты, 38% - через интонации и модуляции голоса. То, что мы воспринимаем людей другой культуры, в том числе невербальные проявления, через призму нашей собственной культуры, может не только исказить впечатление от реально сказанного, но и вызвать жестко негативную личную реакцию собеседника.
Восприятие стоит на особом месте в ряду рассматриваемых проблем. Нет сомнения в том, что негативный опыт, приобретенный ранее в общении с тем или иным лицом, будет накладывать существенный отпечаток на то, как мы воспринимаем и интерпретируем информацию, получаемую от него вообще. Но намного сильнее могут в этом смысле действовать представления, убеждения и традиции национально-культурного характера, тем более, когда они взаимодействуют с аналогичными константами других, зачастую существенно отличных культур. Учет нюансов восприятия через призму другой культуры - необходимое качество профессионально подготовленного международного специалиста, и здесь особую роль играет его достаточное знакомство с теориями культуры, базирующееся на ценностных основаниях: в конце концов, восприятие существеннейшим образом зависит от исповедуемых ценностей, а они являются сердцевиной культуры.
Стереотипы. Мировые стандарты различных культур могут рассматриваться как своего рода производная от неадекватного восприятия. Действительно, некие стереотипы, присущие представителям другой нации или другой культуры, где человек, по существу, отказывается от объективного восприятия и анализа информации, заменяя все это своего рода национальными штампами, как правило. Задача международного специалиста - не только самому избегать стереотипов, но и воспитывать это в своих подчиненных, иначе эта проблема может серьезным образом осложнить и контакты, и деловые связи в международном бизнесе.
Обстоятельства времени и места. Особые трудности в коммуникации связаны с обстоятельствами времени и места, и здесь можно выделить три главных момента.
Соблюдению плана и порядка в коммуникации придается особое значение в восточной культуре, в то время, как западная обращает на это существенно меньшее внимание. Опасность же, которая подстерегает международного специалиста в этом вопросе, очевидна: изменение порядка встречи, заранее согласованной программы
127
Территория науки. 2015. № 6
переговоров, попытка начать обсуждать внезапно появившиеся темы и т.д. - все это может быть расценено представителями соответствующих культур, как попытка партнера ухудшить их позиции на переговорах и в будущих совместных делах вообще.
Международному менеджеру следует иметь в виду, что место делового контакта при определенных обстоятельствах также играет известную роль в эффективности коммуникации. В бизнес-литературе немало примеров того, как итальянские или латиноамериканские бизнесмены несколько шокируют своих партнеров из-за рубежа, приглашая их на деловые беседы в кафе или бар, где гостеприимные хозяева попутно ведут частные беседы со своими друзьями и родственниками. Знакомство с такими, в общем -то, не столь значимыми элементами чужой культуры позволяет грамотному международному представителю нормально воспринимать некоторые странности такого рода и эффективно вести коммуникации в любых условиях (заметим, что партнеру приятно и лестно ваше дружеское восприятие этих мелочей, а не обескураженный вид и явное недовольство, что, конечно, положительно отражается на результатах коммуникации).
В ряду особо щепетильных вопросов коммуникации стоит уважение ко времени (пунктуальность). Это качество очень ценится в Европе, но страны латиноамериканского кластера не придают ему серьезного значения, и опоздание бизнесмена на деловую встречу на полчаса или даже на час не считают большой проблемой. Соответственно знакомство международного партнера с этой стороной национальной деловой культуры поможет адекватно построить поведение и уместные реакции во время контактов.
Вопросы этики и морали в любой национальной культуре играют первостепенную роль и могут оказывать весьма существенное влияние на эффективность коммуникации. Все авторы по проблематике международного бизнеса отмечают важность учета морально -этической составляющей в разных формах информационного взаимодействия: от вопросов внешнего вида на деловых переговорах в чужой стране и до крупных проблем моральной приемлемости той или иной рекламы с точки зрения норм данной культуры. Международный специалист должен знать местные культурные традиции и проявлять максимум такта при тех или иных коммуникационных
действиях. Пренебрежение этим правилом может создать и для самого менеджера и для его фирмы серьезнейшие проблемы в стране пребывания.
В странах Азии нормальным является прием на работу
128
Территория науки. 2015. № 6
родственников (непотизм), а в европейских странах это является нарушением этики. Какие нормы следует предпочесть при взаимодействии европейской и азиатской культур? Этот вопрос решается определением приоритетов. "Сделки, совершаемые исключительно в пределах одного сообщества и не оказывающие существенного влияния на других людей или иные сообщества, должны регулироваться нормами того сообщества, в котором они совершаются". Если президент российской компании едет в Пекин для создания совместного предприятия на территории Китая, он должен соблюдать те нормы, которые существуют в Китае. Если китайская компания создает совместный бизнес на территории России, она должна придерживаться тех правовых норм и моральных стандартов, которые действуют в России.
Круг проблем, которые рассматриваются в этике бизнеса, очень широк. Это новейшие методы управления и менеджмента, вопросы социального порядка и социальной справедливости как гарантий социально ответственного бизнеса, проблема социальной ответственности, международные и национальные стандарты в области социальной ответственности; охрана здоровья и безопасность труда; защита окружающей среды и права местного сообщества; свобода объединений и право на заключение коллективного договора; дискриминация; спонсорство и благотворительность бизнеса и др.; нравственные проблемы использования знаний и информации в бизнесе; нравственные проблемы использования новых информационно -коммуникативных технологий в бизнесе и др. А также борьба с нарушениями этики (коррупцией, мошенничеством, воровством и пр.), со злоупотреблениями в маркетинге (нарушением принципов справедливой конкуренции, нечестными методами в ценообразовании и торговле, мошенничеством на рынке потребительских товаров и услуг), нравственно-этическая экспертиза коммерческой рекламы.
Этика бизнеса имеет отношение к широкому комплексу дисциплин, включающих правила делового общения, ценности и нормы индивидуальной и социальной этики, организационную культуру предприятия, корпорации, этику национального хозяйства в масштабе государства, а также международные правила и нормы ведения бизнеса, этику деловых отношений в мультикультурном сообществе. В этике бизнеса отражаются результаты исследований таких дисциплин, как экономика, социальная философия, теория управления, культурология.
От характера предпринимательской деятельности зависят
129