Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ МИГЕЛЯ ДЕ УНАМУНО'

ПРОБЛЕМЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ МИГЕЛЯ ДЕ УНАМУНО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
132
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПАНСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ТРАГИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО ЖИЗНИ / АГОНИЯ / ХРИСТИАНСКАЯ ИДЕЯ / ЖАЖДА БЕССМЕРТИЯ / СОМНЕНИЕ / "БЕЗУДЕРЖНЫЙ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ" / ДУХОВНЫЙ ЭСКАПИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кондрашева Мария Александровна

В данной работе представлено изучение специфики философских проблем в произведениях Мигеля де Унамуно и краткий обзор его философских идей, выявленных на основе анализа его литературных произведений, а также раскрыты основные мысли и понятия, введенные им в ходе литературно- философской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENTRAL PROBLEMS OF PHILOSOPHY IN LITERARY WORKS OF MIGUEL DE UNAMUNO

This writing presents the research of the specific philosophical problems in the works of Miguel de Unamuno and a brief research on his philosophical ideas, identified on the basis of analysis of his literary works, also revealed thoughts and concepts, which were introduced him during the course of the literary and philosophical activity.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ МИГЕЛЯ ДЕ УНАМУНО»

УДК 141.32

М. А. Кондрашева

ПРОБЛЕМЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ МИГЕЛЯ ДЕ УНАМУНО

Мигель де Унамуно является основателем испанской философской традиции и первым представителем испанского экзистенциализма. Многие выдающиеся творцы современной испаноязычной культуры, включая Хосе Ортега-и-Гассета и Хорхе Луиса Борхеса, видят в Унамуно своего предшественника и считают его олицетворением целого периода в истории испанской философии и литературы.

Необходимо уточнить, что Унамуно являлся религиозным экзистенциалистом - его философские труды, вдохновленные «трагическим чувством жизни», о котором будет сказано далее, посвящены исканию Бога и попыткам разрешить проблему личного бессмертия.

Интересным фактом биографии Унамуно, который значительно повлиял на его дальнейшее творчество и послужил началом философии автора, считается добровольный уход из жизни отца, который застрелился у себя в кабинете [1, с. 98].

Еще одним знаменательным событием в жизни Унамуно можно назвать Вторую карлистскую войну. Одним из ее поворотных моментов была длительная, но неудавшаяся осада Бильбао войсками карлистов. Воспоминания и впечатления об этом времени позже станут основой первого романа Унамуно «Мир во время войны» (Paz en la Guerra, 1897), который он посвящает исследованию жизни людей в «интраисторическом плане», то есть, их частной, повседневной жизни в соответствии с «вечными традициями». В художественных образах и конфликтах роман раскрывает историческую концепцию, собственную философию истории: мир для него более значим, нежели война, смысл которой заключается в том, что она позволяет человеку оценить мир, независимый от войны и вообще от какой-либо «исторической» деятельности и достигаемый погружением героев в «интраисторию» [5, с. 69].

Надо сказать, что философские произведения Унамуно, как и его политическая деятельность, характеризовались неприятием внешних

523

обязательств. Он не состоял ни в каких политических партиях, писал во всех жанрах, но не отдал предпочтения ни одному из них. В каждом отдельном случае он стремился так перевоссоздать форму, чтобы она выразила его глубинное убеждение в том, что воля индивидуального человека и духовные борения, вызываемые его страстями, составляют конечный смысл его существования. Так, Унамуно назвал один из своих романов «Туман» (Niebla, 1914), желая подчеркнуть ирреальность внешнего мира - «тумана» по сравнению со значимым миром, творимым волей главного героя [7, с. 25]. Демонстрируя свою независимость от традиционных художественных классификаций, он изобрел бурлескный жанр «нивола» («nivola», от «novela» - роман). Туман - это очевидная метафора сна, намек на не подлинность, а точнее, на сомнение в подлинности.

Еще одной главной чертой творчества испанского философа является невозможность четкого отделения его философии от его собственных переживаний как писателя и поэта, поскольку все аспекты его творчества взаимно ограничивают друг друга, перетекают друг в друга и дополняют друг друга. Вероятно, поэтому одной из главных проблем философии Унамуно можно назвать внутреннюю духовную жизнь личности. В целом для Унамуно процесс самоутверждения и духовного становления личности психологически сложен и многогранен. Исследование его особенностей, завоеваний и потерь на этом пути и составляет содержание большинства художественных произведений Унамуно, среди которых можно выделить философское эссе «О трагическом чувстве жизни у людей и народов» (Del sentimiento trágico de la vida en los hombres у pueblos, 1913), в котором Унамуно отрицает абстрактную идею человека и понятие человека как разумного существа, настаивая на том, что самое главное в философии - конкретный живой человек, нуждающийся в Боге и представляющий собой аффективное, чувственное существо, и один из его аффектов - трагическое чувство жизни, которое служит основой религии и философии [3, с. 56]. Вообще, по убеждению Унамуно, трагическое чувство жизни есть одна из причин религии, когда человек ощущает себя лишенным чего-то главного и важного для себя, и этого он ищет всеми силами души.

В «Агонии христианства» (La agonia del cristianismo, 1925) Унамуно употребляет слово «агония» не в смысле предсмертного состояния, а подразумевает греческое слово «агон» - борьба, или, другими словами, конфликт разума и чувств. Любопытно, что он говорит «нет» идее смерти, которую, однако, признает неизбежной. Здесь и заключено коренное отличие экзистенциалистской концепции Унамуно от всех прочих разновидностей экзистенциализма: подлинная жизнь личности, считает Унамуно, заключена не в осознании абсурдности своего существования, а в отказе от страха смерти и в самоутверждении вопреки абсурду. В борьбе с nada (ничто), со смертью «агонист» запечатлевает свою личность, свой образ в сознании других. В этом Унамуно и видит смысл любви, дружбы, любой человеческой деятельности.

В данном произведении Унамуно пытается ответить и на центральные религиозные вопросы, в частности, «правда ли, что путь, жизнь и истина суть одно и то же; что если истина убивает, а жизнь обманывает нас? Возможно ли христианство вне каждого из нас? Ведь истина - это нечто коллективное, социальное, гражданское: истинно то, в чем все мы согласны и посредством чего понимаем друг друга. А христианство - это нечто индивидуальное, непередаваемое. Именно поэтому оно и агонизирует в каждом из нас» [6, с. 50].

Источник религии Унамуно видел исключительно в личной жажде бессмертия, из которой вывел и понимание христианства, которое осуществило высший синтез, открыв в духовном смысле для человека сущность бессмертия. Для Унамуно главная христианская идея - это Воскресение Христа.

Экзистенциализм по определению предполагает тесную связь между личным опытом и философскими размышлениями. Рассматриваемые философом или писателем-экзистенциалистом проблемы вырастают из собственной персональной экзистенции автора и представляют значительный интерес. Всё это указывает на то, что философия Унамуно -это не система знания, а в некотором смысле жизненная драма. Однако для Унамуно философии в отрыве от жизни не существует; единственной, поистине жизненно важной проблемой он называет проблему бессмертия души, которая выходит на первый план и в его драматургии, и в его стихах. Унамуно, раздираемый вечным противостоянием между желанием жить

вечно и разумом, который говорит ему о неисполнимости этого желания, задается следующими вопросами: «Почему я хочу знать, откуда я пришел и куда иду, откуда и куда движется все, что меня окружает, и что все это значит? Потому что я не хочу умереть полностью и окончательно и хочу знать наверняка, умру я или нет. А если не умру, то что со мною будет? Если же умру, то все бессмысленно. На этот вопрос есть три ответа: либо я знаю, что умру полностью и окончательно, и тогда - безысходное отчаяние, либо я знаю, что не умру, и тогда - смирение, либо я не могу знать ни того ни другого, и тогда - смирение в отчаянии, или отчаяние в смирении, и борьба» [4, с. 32].

Таким образом, по Унамуно сущность смерти не подлежит толкованию, поскольку представление собственного несуществования выходит за рамки возможностей ментального процесса человека, поэтому в полной мере оно невозможно; однако к смерти можно только приблизиться на экзистенциальном уровне, при этом она будет не фактом, а скорее процессом приближения, понимания. То есть смерть представляет собой в некотором роде собирающееся, приходящее явление, воплощенное в наших ожиданиях, убеждениях, действиях и страхах по поводу нее. Жажду бессмертия невозможно утолить доводами рассудка; стремлением разрешить неразрешимые противоречия разума и чувства и порождены, как полагает Унамуно, все формы религии, не исключая и христианство. Вера в бога, по его мнению, возникает из надежды человека на бессмертие.

Унамуно доказывал, что вера принципиально агонистична, потому что ее предпосылкой является спасение. Сомнение - ключевое слово в философии Унамуно; по его мнению, «не сомневающаяся вера - мертвая вера» [2, с. 44]. Человек сомневается и агонизирует, и обретает веру как христианин, при этом само христианство протекает в плоскости личной борьбы, представляя собой множество личностей, ведущих борьбу за веру. Из этого можно сделать вывод о том, что в понимании философа христианство есть не доктрина, а сама жизнь личности.

Отдельный индивид признан Унамуно экзистенциальным сознанием, основополагающей категорией, ориентиром, системой координат, с точки зрения которой следует рассмотреть и время, и историю, и человечество в целом. Первостепенный момент философской и эстетической концепции Унамуно - его «безудержный антропоцентризм». Эта позиция Унамуно

определяет экзистенциальное предназначение искусства успокоить человека, осознавшего свою предельность [5, с. 130].

Говоря о проблеме исследования народной массы, философию Унамуно сближает скорее не с наукой, а с поэзией, и в отличие от большинства экзистенциалистов, она не носит такого ярко выраженного индивидуалистического характера, он не «вырывает» человека из людской массы и не противопоставляет личность миру. Можно сказать, что мысль Унамуно общественна в своей основе, путь к себе у испанского философа лежит через других людей, в первую очередь, через свой народ.

В целом литературно-философская деятельность Унамуно может быть понята и охарактеризована как вариант духовного эскапизма, погружения в свое личное «я», ибо основная ее направленность - личные неразрешённости и неразрешимости. Унамуно находится в состоянии относительной духовной изоляции. Стремление бежать от реальности возникло в его случае вследствие психологической травмы от религиозного кризиса и постоянной стрессовой ситуации саморефлексии и агонии [4, с. 102]. Неприятие действительности толкало автора к усиленному обдумыванию своего варианта выхода из кризисной ситуации. Унамуно не видит для себя возможным и не рассматривает как вариант физический уход от мира «в народ», но, отрицая известные ему и принятые в обществе ценности, он противопоставляет им мир ценностей, изначально трактуемых как народные.

В заключении нужно пояснить, что рассмотренные в данной работе проблемы, безусловно, являются лишь малой частью проблем, представленных в философском творчестве Унамуно. Можно предположить, что его дальнейшее углубленное изучение может привести к более глубокому и многогранному пониманию философских взглядов этого автора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Gullon R. Autobiografías de Unamuno. Madrid, 1976. - 158 с.

2. F. Delgado L. La muerte en el «Diario Intimo» de Unamuno. Salamanca, 1996. - 233 с.

3. Tempelmann de Bustinduy P. Vida y muerte en las novelas de Miguel de Unamuno. Un studio en torno a Unamuno. Salamanca, 1986. - 204 с.

4. Изотова И.С. Человек, Бог и религия в философской танатологии Мигеля де Унамуно // Вопросы философии. 2011. № 1. С. 142-149.

5. Плавскин 3.И. Испанская литература XIX —XX веков: Учеб. пособие для студентов филол. фак. ун-тов и пед. ин-тов. - М.: Высш. школа, 1982. - 247 с.

6. Унамуно М. Агония христианства: «Мигель де Унамуно «О трагическом чувстве жизни». Серия «Книги века»». - М.: Символ; Киев, 1996. - 123 с.

7. Унамуно М. Туман / Унамуно М. Туман. Авель Санчес. Валье-Инклан Р. Тиран Бандерас. Бароха П. Салакаин Отважный. М., 1973. - 358 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.