УДК 141.32
М. А. Кондрашева
ПРОБЛЕМЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ МИГЕЛЯ ДЕ УНАМУНО
Мигель де Унамуно является основателем испанской философской традиции и первым представителем испанского экзистенциализма. Многие выдающиеся творцы современной испаноязычной культуры, включая Хосе Ортега-и-Гассета и Хорхе Луиса Борхеса, видят в Унамуно своего предшественника и считают его олицетворением целого периода в истории испанской философии и литературы.
Необходимо уточнить, что Унамуно являлся религиозным экзистенциалистом - его философские труды, вдохновленные «трагическим чувством жизни», о котором будет сказано далее, посвящены исканию Бога и попыткам разрешить проблему личного бессмертия.
Интересным фактом биографии Унамуно, который значительно повлиял на его дальнейшее творчество и послужил началом философии автора, считается добровольный уход из жизни отца, который застрелился у себя в кабинете [1, с. 98].
Еще одним знаменательным событием в жизни Унамуно можно назвать Вторую карлистскую войну. Одним из ее поворотных моментов была длительная, но неудавшаяся осада Бильбао войсками карлистов. Воспоминания и впечатления об этом времени позже станут основой первого романа Унамуно «Мир во время войны» (Paz en la Guerra, 1897), который он посвящает исследованию жизни людей в «интраисторическом плане», то есть, их частной, повседневной жизни в соответствии с «вечными традициями». В художественных образах и конфликтах роман раскрывает историческую концепцию, собственную философию истории: мир для него более значим, нежели война, смысл которой заключается в том, что она позволяет человеку оценить мир, независимый от войны и вообще от какой-либо «исторической» деятельности и достигаемый погружением героев в «интраисторию» [5, с. 69].
Надо сказать, что философские произведения Унамуно, как и его политическая деятельность, характеризовались неприятием внешних
523
обязательств. Он не состоял ни в каких политических партиях, писал во всех жанрах, но не отдал предпочтения ни одному из них. В каждом отдельном случае он стремился так перевоссоздать форму, чтобы она выразила его глубинное убеждение в том, что воля индивидуального человека и духовные борения, вызываемые его страстями, составляют конечный смысл его существования. Так, Унамуно назвал один из своих романов «Туман» (Niebla, 1914), желая подчеркнуть ирреальность внешнего мира - «тумана» по сравнению со значимым миром, творимым волей главного героя [7, с. 25]. Демонстрируя свою независимость от традиционных художественных классификаций, он изобрел бурлескный жанр «нивола» («nivola», от «novela» - роман). Туман - это очевидная метафора сна, намек на не подлинность, а точнее, на сомнение в подлинности.
Еще одной главной чертой творчества испанского философа является невозможность четкого отделения его философии от его собственных переживаний как писателя и поэта, поскольку все аспекты его творчества взаимно ограничивают друг друга, перетекают друг в друга и дополняют друг друга. Вероятно, поэтому одной из главных проблем философии Унамуно можно назвать внутреннюю духовную жизнь личности. В целом для Унамуно процесс самоутверждения и духовного становления личности психологически сложен и многогранен. Исследование его особенностей, завоеваний и потерь на этом пути и составляет содержание большинства художественных произведений Унамуно, среди которых можно выделить философское эссе «О трагическом чувстве жизни у людей и народов» (Del sentimiento trágico de la vida en los hombres у pueblos, 1913), в котором Унамуно отрицает абстрактную идею человека и понятие человека как разумного существа, настаивая на том, что самое главное в философии - конкретный живой человек, нуждающийся в Боге и представляющий собой аффективное, чувственное существо, и один из его аффектов - трагическое чувство жизни, которое служит основой религии и философии [3, с. 56]. Вообще, по убеждению Унамуно, трагическое чувство жизни есть одна из причин религии, когда человек ощущает себя лишенным чего-то главного и важного для себя, и этого он ищет всеми силами души.
В «Агонии христианства» (La agonia del cristianismo, 1925) Унамуно употребляет слово «агония» не в смысле предсмертного состояния, а подразумевает греческое слово «агон» - борьба, или, другими словами, конфликт разума и чувств. Любопытно, что он говорит «нет» идее смерти, которую, однако, признает неизбежной. Здесь и заключено коренное отличие экзистенциалистской концепции Унамуно от всех прочих разновидностей экзистенциализма: подлинная жизнь личности, считает Унамуно, заключена не в осознании абсурдности своего существования, а в отказе от страха смерти и в самоутверждении вопреки абсурду. В борьбе с nada (ничто), со смертью «агонист» запечатлевает свою личность, свой образ в сознании других. В этом Унамуно и видит смысл любви, дружбы, любой человеческой деятельности.
В данном произведении Унамуно пытается ответить и на центральные религиозные вопросы, в частности, «правда ли, что путь, жизнь и истина суть одно и то же; что если истина убивает, а жизнь обманывает нас? Возможно ли христианство вне каждого из нас? Ведь истина - это нечто коллективное, социальное, гражданское: истинно то, в чем все мы согласны и посредством чего понимаем друг друга. А христианство - это нечто индивидуальное, непередаваемое. Именно поэтому оно и агонизирует в каждом из нас» [6, с. 50].
Источник религии Унамуно видел исключительно в личной жажде бессмертия, из которой вывел и понимание христианства, которое осуществило высший синтез, открыв в духовном смысле для человека сущность бессмертия. Для Унамуно главная христианская идея - это Воскресение Христа.
Экзистенциализм по определению предполагает тесную связь между личным опытом и философскими размышлениями. Рассматриваемые философом или писателем-экзистенциалистом проблемы вырастают из собственной персональной экзистенции автора и представляют значительный интерес. Всё это указывает на то, что философия Унамуно -это не система знания, а в некотором смысле жизненная драма. Однако для Унамуно философии в отрыве от жизни не существует; единственной, поистине жизненно важной проблемой он называет проблему бессмертия души, которая выходит на первый план и в его драматургии, и в его стихах. Унамуно, раздираемый вечным противостоянием между желанием жить
вечно и разумом, который говорит ему о неисполнимости этого желания, задается следующими вопросами: «Почему я хочу знать, откуда я пришел и куда иду, откуда и куда движется все, что меня окружает, и что все это значит? Потому что я не хочу умереть полностью и окончательно и хочу знать наверняка, умру я или нет. А если не умру, то что со мною будет? Если же умру, то все бессмысленно. На этот вопрос есть три ответа: либо я знаю, что умру полностью и окончательно, и тогда - безысходное отчаяние, либо я знаю, что не умру, и тогда - смирение, либо я не могу знать ни того ни другого, и тогда - смирение в отчаянии, или отчаяние в смирении, и борьба» [4, с. 32].
Таким образом, по Унамуно сущность смерти не подлежит толкованию, поскольку представление собственного несуществования выходит за рамки возможностей ментального процесса человека, поэтому в полной мере оно невозможно; однако к смерти можно только приблизиться на экзистенциальном уровне, при этом она будет не фактом, а скорее процессом приближения, понимания. То есть смерть представляет собой в некотором роде собирающееся, приходящее явление, воплощенное в наших ожиданиях, убеждениях, действиях и страхах по поводу нее. Жажду бессмертия невозможно утолить доводами рассудка; стремлением разрешить неразрешимые противоречия разума и чувства и порождены, как полагает Унамуно, все формы религии, не исключая и христианство. Вера в бога, по его мнению, возникает из надежды человека на бессмертие.
Унамуно доказывал, что вера принципиально агонистична, потому что ее предпосылкой является спасение. Сомнение - ключевое слово в философии Унамуно; по его мнению, «не сомневающаяся вера - мертвая вера» [2, с. 44]. Человек сомневается и агонизирует, и обретает веру как христианин, при этом само христианство протекает в плоскости личной борьбы, представляя собой множество личностей, ведущих борьбу за веру. Из этого можно сделать вывод о том, что в понимании философа христианство есть не доктрина, а сама жизнь личности.
Отдельный индивид признан Унамуно экзистенциальным сознанием, основополагающей категорией, ориентиром, системой координат, с точки зрения которой следует рассмотреть и время, и историю, и человечество в целом. Первостепенный момент философской и эстетической концепции Унамуно - его «безудержный антропоцентризм». Эта позиция Унамуно
определяет экзистенциальное предназначение искусства успокоить человека, осознавшего свою предельность [5, с. 130].
Говоря о проблеме исследования народной массы, философию Унамуно сближает скорее не с наукой, а с поэзией, и в отличие от большинства экзистенциалистов, она не носит такого ярко выраженного индивидуалистического характера, он не «вырывает» человека из людской массы и не противопоставляет личность миру. Можно сказать, что мысль Унамуно общественна в своей основе, путь к себе у испанского философа лежит через других людей, в первую очередь, через свой народ.
В целом литературно-философская деятельность Унамуно может быть понята и охарактеризована как вариант духовного эскапизма, погружения в свое личное «я», ибо основная ее направленность - личные неразрешённости и неразрешимости. Унамуно находится в состоянии относительной духовной изоляции. Стремление бежать от реальности возникло в его случае вследствие психологической травмы от религиозного кризиса и постоянной стрессовой ситуации саморефлексии и агонии [4, с. 102]. Неприятие действительности толкало автора к усиленному обдумыванию своего варианта выхода из кризисной ситуации. Унамуно не видит для себя возможным и не рассматривает как вариант физический уход от мира «в народ», но, отрицая известные ему и принятые в обществе ценности, он противопоставляет им мир ценностей, изначально трактуемых как народные.
В заключении нужно пояснить, что рассмотренные в данной работе проблемы, безусловно, являются лишь малой частью проблем, представленных в философском творчестве Унамуно. Можно предположить, что его дальнейшее углубленное изучение может привести к более глубокому и многогранному пониманию философских взглядов этого автора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Gullon R. Autobiografías de Unamuno. Madrid, 1976. - 158 с.
2. F. Delgado L. La muerte en el «Diario Intimo» de Unamuno. Salamanca, 1996. - 233 с.
3. Tempelmann de Bustinduy P. Vida y muerte en las novelas de Miguel de Unamuno. Un studio en torno a Unamuno. Salamanca, 1986. - 204 с.
4. Изотова И.С. Человек, Бог и религия в философской танатологии Мигеля де Унамуно // Вопросы философии. 2011. № 1. С. 142-149.
5. Плавскин 3.И. Испанская литература XIX —XX веков: Учеб. пособие для студентов филол. фак. ун-тов и пед. ин-тов. - М.: Высш. школа, 1982. - 247 с.
6. Унамуно М. Агония христианства: «Мигель де Унамуно «О трагическом чувстве жизни». Серия «Книги века»». - М.: Символ; Киев, 1996. - 123 с.
7. Унамуно М. Туман / Унамуно М. Туман. Авель Санчес. Валье-Инклан Р. Тиран Бандерас. Бароха П. Салакаин Отважный. М., 1973. - 358 с.