Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА И НАУКА В МИРОСОЗЕРЦАНИИ М. ДЕ УНАМУНО'

СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА И НАУКА В МИРОСОЗЕРЦАНИИ М. ДЕ УНАМУНО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
162
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ХРИСТИАНСТВО / НАУКА / ПОЗИТИВИЗМ / КРИТИКА ПОЗИТИВИЗМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пащак Игорь Владимирович

В статье рассматриваются некоторые аспекты философского учения М. де Унамуно: понимание христианства и смысла науки. Методы, используемые автором: герменевтический и метод анализа. Выявлены экзистенциальные мотивы философии религии Унамуно, противоречивая суть христианства. Дается краткий обзор его антипозитивистских взглядов, показывается приоритет самой жизни перед разумом и наукой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF CHRISTIANITY AND SCIENCE IN PHILOSOPHY OF M. UNAMUNO

This article discusses some aspects of the philosophical doctrine of M. de Unamuno: understanding of Christianity and the meaning of science. The methods used by author: hermeneutic and analytic. There identified existential motives of philosophy of religion of Unamuno and contradictory essence of Christianity. Author gives a brief review of antipositivism views, shows the priority of life to science and reason.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА И НАУКА В МИРОСОЗЕРЦАНИИ М. ДЕ УНАМУНО»

тические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - №5-1 (43). - С.105-108.

5. Мосс М. Общество. Обмен. Личность. - М., 1996.

6. Отюцкий Г.П. Антропологические аспекты информационных революций // Социальная политика и социология. - М., 2011. - № 5. - С.167-181.

7. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.: Алгоритм, 2002.

8. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния // Новая постиндустриальная волна на Западе. - М., 1999.

_СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА И НАУКА В МИРОСОЗЕРЦАНИИ М. ДЕ УНАМУНО

Пащак Игорь Владимирович

кандидат филос. наук, доцент, Пермская государственная академия искусства и культуры, г. Пермь

THE ESSENCE OF CHRISTIANITY AND SCIENCE IN PHILOSOPHY OF M. UNAMUNO

Pashchak Igor, Candidate of philosophy, assistant professor of Perm state Academy of arts and culture

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются некоторые аспекты философского учения М. де Унамуно: понимание христианства и смысла науки. Методы, используемые автором: герменевтический и метод анализа. Выявлены экзистенциальные мотивы философии религии Унамуно, противоречивая суть христианства. Дается краткий обзор его антипозитивистских взглядов, показывается приоритет самой жизни перед разумом и наукой.

ABSTRACT

This article discusses some aspects of the philosophical doctrine of M. de Unamuno: understanding of Christianity and the meaning of science. The methods used by author: hermeneutic and analytic. There identified existential motives of philosophy of religion of Unamuno and contradictory essence of Christianity. Author gives a brief review of antipositivism views, shows the priority of life to science and reason.

Ключевые слова: испанская философия, христианство, наука, позитивизм, критика позитивизма

Keywords: Spanish philosophy, Christianity, science, positivism, the critique of positivism

Данная статья - обращение к некоторым аспектам философского наследия испанского мыслителя и писателя Мигеля де Унамуно, определявшего лицо испанской философии первой половины ХХ века.

Одной из граней его творчества можно считать представление о христианской религии и в частности о католицизме. Актуальность работы, таким образом, я усматриваю в разборе оригинальной (скажем так, неортодоксальной) трактовки Унамуно сущности христианства, а также рассмотрение его понимания значимости науки (последняя осмысляется с антипозитивистской точки зрения, смысл науки получает новое «прочтение»).

Рассмотрим взгляды испанского философа на данный вопрос, опираясь на известное сочинение мастера «Агония христианства» (La agonia del cristianismo). Эта работа была написана Унамуно в ссылке, вдали от столь дорогого его сердцу Бильбао, в Париже в декабре 1924 года. Сочинение написано по просьбе П.Л. Кушу для издаваемой им серии книг по христианству (им же был предложен заголовок).

В «Агонии христианства» испанский философ предлагает нам свою трактовку христианства, рассматривает истоки этого великого учения, многочисленные его метаморфозы и нынешнее его состояние. Унамуно характеризует личность Христа, личности святых и апостолов, деятельности церкви (прежде всего католической). В числе рассматриваемых вопросов вновь вопросы «вечные»: жизнь и смерть, вера и разум, истина и ложь и, конечно, природа человека.

Приступая к герменевтическому разбору сочинения «Агония христианства», я не буду скрывать, что при помощи этого попытаюсь лучше понять личность самого

испанского философа, тоньше прочувствовать его миросозерцание. Унамуно первоначально определяет христианство следующим образом: «Христианство это такая универсальная духовная ценность, которая уходит своими корнями в самые глубины человеческой индивидуальности». [1, с.305]

То есть, христианство является с одной стороны всеобщей духовной ценностью, значимой для всех верующих, с другой стороны — связана с индивидуальностью человека.

Дословно с греческого слово «агония» переводится как «борьба» и, по мнению Унамуно, этот термин и отражает собой саму сущность великого учения Христа (христианство= агония= борьба). Итак, речь не идет о процессе умирания мировой религии христианства (если брать другой, более известный смысл термина «агония»), а о сути этой религии — внутреннем противоборстве, внутренней войне, отсутствии некоего душевного успокоения, о душевном противоречии.

В самом христианстве заложены внутренние противоречия и конфликт, которые вряд ли могут быть когда-то разрешены. А раз проблема не снимаема, она означает трагедию, если этот постулат истинен, то он весьма печален. Унамуно отмечает: «Здесь то и кроется корень трагедии. Ведь истина — это нечто коллективное, социальное, гражданское: истинно то, в чем мы согласны и посредством чего понимаем друг друга. А христианство — это нечто индивидуальное, непередаваемое. Именно поэтому оно и агонизирует в каждом из нас. «Агония» ... означает «борьба». Агонизирует тот, кто живет в борении, кто вступает в борьбу с самою жизнью. И со смертью тоже. «Умираю, потому, что не умираю», - говорится в молитве Святой Тересы де Хесус». [2, с. 307]

Далее Мигель де Унамуно пытается найти глубокую идею, которая содержится в учении христианства, иначе говоря, он пытается определить сущность христианства. Безусловно, христианство как великое учение содержит в себе множество мотивов, но какой из них определяющий? Унамуно полагает, что главный мотив учения Христа - приготовление к смерти и воскресению, приготовление к вечной жизни.

По мнению философа, христианство не доктрина, а жизнь, борьба, агония. Доктриной не является Евангелие (Благая Весть). То есть, жизнь христианина — это борьба с собственной смертью, конечностью и надежда на обретение бессмертия в лучшем мире, преодоление своей конечности. Особенно сильно ощущается тяга к бессмертию у монахов и монахинь, которые не могут иметь детей, не способны продолжить себя в потомках. Монахи стремятся к духовному единству с Богом, духовно самосовершенствуются, но в отличие от мирян они обречены на одиночество в земной жизни и тогда все их упования направлены на будущую жизнь в Царстве Небесном (здесь имеется в виду католичество и черное православное монашество).

Дон Мигель утверждает: «Муки монахов и монахинь, этих воздерживающихся от брака одиноких мужчин и женщин, не есть муки пола. Это не муки плотского любовного влечения, а муки материнства и отцовства, иначе говоря, муки конечного во времени, смертного существа. Они страдают от того, что их плоть, устремленная к духу, не продолжает, не увековечивает себя. Близость смерти, а значит и конца мира для каждого из них, заставляет их трепетать в безнадежной надежде на воскресение плоти». [3, с. 312]

Также по мысли Унамуно, христианство противоречиво, в нем содержится противоречие между общественным и частным, народным (то, что касается, к примеру, всего иудейского народа) и индивидуальным. С идеей Унамуно можно осознанно согласиться, ведь, действительно, люди живут сообща, коллективно, но смерть у всех своя, неповторимая и уникальная (характерный мотив для экзистенциально мыслящих философов).

Невозможно, как напишет позже Ортега-и-Гассет, передать другому человеку свою зубную боль, точно также нельзя умереть за другого, умираешь всегда сам, эту обязанность не на кого возложить.

Интересно, как Унамуно истолковывает факт большого внимания иудеев к семье, детям, роду, источник этого внимания — в идее богоизбранности народа Израиля и желании увеличить число богоизбранных людей — иудеев. Феномен крестовых походов Унамуно истолковывает как попытку крестоносцев укрепиться в собственной вере (это происходило в процессе насаждения этой веры иноверцам). Испанский философ пишет: «Крестовый поход — это тоже проявление мужества, порождение свободной воли, а не благодати. И крестовые походы это одно из самых агоничных деяний в истории христианства. Тот, кто стремиться с помощью меча навязать свою веру другому, на самом деле хочет самого себя заставить поверить в свою веру. Он требует знамений, сотворения чуда для того, чтобы укрепить свою собственную веру. И всякий крестовый поход с мечом приводит, в конце концов, к завоеванию завоевателя завоеванным...». [4,с. 337]

И еще один момент, о котором необходимо сказать. Унамуно решает вопрос о связи христианства с зем-

ным сообществом, социально-политическими, государственными организациями (это непосредственно будет иметь отношение к сущности учения Христа).

Ответ философа на поставленный вопрос отрицательный. «... его (Христа) благая весть не имеет ничего общего ни с социально-экономическими, ни с национальными вопросами, она не имеет никакого отношения ни к демократии, ни к демагогии интернационализма, ни к национализму». [5, с. 342-343]

Опираясь на Евангелие, Унамуно отмечает, что учение Христа направлено против земного мира, Царство Его не от мира сего, учение это, по сути, антипатриотично (это причина последующего осуждения Христа фарисеями и его казни). Испанский философ полагает, что проблемы богатства и бедности (проблемы экономические) также не являются миссией христианства.

Сравнивая христианство с языческими религиями, Унамуно отмечает аполитичный характер первого в отличие от язычества. Лишь католицизм создал христианскую религию Государства и Папское Государство, что привело к политизации учения. В итоге, когда Ватикан политизировал христианство и связал его с идеей Государства (а это безусловный отход от первоначального учения Христа) по мысли Унамуно начинается новый виток агонии христианства, усиливается внутренняя борьба в этом учении.

Далее нам предстоит, как и было уже озвучено выше, рассмотреть отношение Мигеля де Унамуно к науке и позитивизму, а также его взгляды на вопрос соотношения разума, логики и чувств, природы и жизни. Забегая вперед скажем, что у Унамуно наука и жизнь, разум и чувства резко противопоставлены, находятся в противоречии, по сути, исключают и отрицают друг друга.

Известно, что испанский философ пережил недолгое увлечение позитивизмом Герберта Спенсера. Но увлечение достаточно быстро сменилось критичным отношением к данному учению. Позитивизм объявляет высшей стадией развития общества — позитивную, научную стадию.

Цель науки — описание феноменов действительности, сбор эмпирических фактов. Основными методами позитивиста являются разум и логика. Критичное отношение к позитивизму испанского философа было вызвано, по всей видимости, осознанием ограниченности этого направления, невозможностью адекватно, удовлетворительно «схватить» сущность мира и, прежде всего, понять самого человека, его жизнь и судьбу, сыграло здесь свою роль и недостаточное внимание позитивистов к чувственной природе человека.

Рассмотрим указанный выше вопрос об отношении дона Мигеля к науке и позитивизму (отношение критическое, скептическое и, во многом, ироничное) на основе материала его романа (румана) «Любовь и педагогика» (Amor y pedogogia). Роман издан в самом начале ХХ столетия, в 1902 году, когда увлеченность позитивизмом у автора уже прошла. «Любовь и педагогика» - это художественное сочинение, роман, устами персонажей здесь высказаны интересные, глубокие философские, педагогические, жизненные идеи, велика и эмоциональная составляющая романа.

Унамуно не является противником науки и педагогики, но он подвергает критике неумеренный пыл и пафос ученого, неправомерное применение логики и научных идей. Унамуно признается в прологе романа: «Иным,

наверное, покажется, что роман направлен не против несуразностей, какие влекут за собой не усвоенная до конца наука и не к месту приложенный педагогический пыл, а против науки вообще и педагогики в частности; тут надо заметить, что автор и не имел подобного намерения — ведь он ученый и педагог, нам это известно, - и уж во всяком случае, не взял на себя труд убедить в этом читателей». [6, с. 56]

Главный герой сочинения Авито Карраскаль — ученый муж, позволительно назвать его позитивистом пытается подчинить всю свою жизнь строгим научным принципам, он стремиться жить не чувствами и эмоциями, а лишь разумом, логикой, его жизнь рационализирована до предела.

Из всех наук дон Авито отдает предпочтение социологии и в частности социологической педагогике. Испанский философ характеризует своего персонажа следующим образом: «В рамках нашего повествования он предстает перед нами пылким адептом всяческого прогресса, горячо влюбленным в социологию... Располагая ежегодной рентой, он тишком, не привлекая к себе внимания, проделал в часы досуга титанический труд, направленный на подчинение всякого своего инстинкта рассудку, и всего себя поставил на научную основу. Он ходит в соответствии с законами механики, переваривает пищу по химическим формулам, заказывает платье, руководствуясь правилами начертательной геометрии. Часто он заявляет: «Наука — единственный учитель жизни», и тут же думает: «А не жизнь ли учитель науки?» Но его конек — социологическая педагогика». [7, с. 62]

Все в жизни дона Авито должно быть подчинено интеллекту и логике, любой шаг, любое действие. Даже рождение его сына должно быть поставлено на рациональную, научную основу, экспромт, случайности и непредвиденные и нежелательные последствия могут и обязаны быть исключены. С помощью выверенной социологической педагогики дон Авито готовит рождение своего ребенка и планирует его будущее воспитание и образование, желая подготовить гения. Основной тезис нашего героя — гением не рождаются, а становятся, нужны лишь правильный метод и условия.

Вначале дон Авито подыскивает себе супругу, которая станет достойной матерью его будущего сына — гения, прежде всего, учитываются физическое состояние и здоровье женщины. Во время беременности супруги он создает, на его взгляд, максимально благоприятные условия для того, чтобы стимулировать развитие ребенка уже в утробе матери.

Ученый насильно кормит свою жену Марину фасолью — источник фосфора, проветривает комнаты, включает музыку. После рождения сына отец обеспокоен также именем, которое нужно дать младенцу и выбор, в конечном счете, падает на имя Аполодоро (то есть «дар Аполлона, бога солнечного света, отца истины и жизни»)

Много сил и энергии Авито Карраскаль вкладывает в воспитание, даже пестование собственного сына, ведь это колоссальный научный эксперимент — воспитание и формирование гения, подобное получение гомункулюса в реторте Фауста, но здесь нет магии, здесь только строгие научные знания.

Мигель де Унамуно показывает в своем романе крушение надежд ученого, человека с позитивистским мировоззрением, план которого потерпел крушение при

соприкосновении с жизнью, с природой, естеством, подобно тому, как терпит крушение корабль при столкновении с айсбергом или рифами. Аполодоро разочаровал своего отца, он не оказался гением, он вырос самым обычным, ничем особо не примечательным человеком, причем его развитие протекало медленней, чем у его сестры, к которой научные знания не применялись, и которая росла в естественных условиях. Аполодоро не проявлял серьезного внимания к науке, его книга осталась абсолютно не замеченной. К тому же молодой человек влюбляется и это, по мнению его отца, противоречит поведению гения. Для самого дона Авито не существовало любви как таковой, в ней не было надобности, его брак, семья, супруга — это элементы его научного эксперимента. Лишь потеряв сына Карраскаль поймет, что, все -таки, любил его и осознает горечь утраты.

Теперь важно сделать выводы на основе нашего разбора романа «Любовь и педагогика»: 1. В романе критично и сатирически показывается позитивистское мировоззрение, которое стремиться подчинить все науке, разуму, логике.

Причем здесь нет антисциентизма, скорее антипозитивизм, демонстрация в художественной форме крайностей сугубо научного подхода к жизни; 2. Жизнь, природа, естественные законы обладают более высокой значимостью, чем наука и интеллект. Планы, выстроенные Карраскалем были серьезно отредактированы жизнью, теория не получила практического применения; 3. Очевидны, на наш взгляд, мотивы философии жизни во взглядах испанского мыслителя (жизнь — высшая ценность, все явления мира — это проявление жизни); 4. Лучший принцип воспитания — сама жизнь, практика собственного существования. Сухая, прагматичная, абстрактная педагогика может принести вред человеку и не выдерживает проверки действительного мира, реальности; 5. Гением рождаются, а не становятся. Искусственно произвести на свет гения невозможно. Но это не отменяет, конечно, систему воспитания, педагогику, ведь потенциал заложенный природой нужно развивать, культивировать;

На примере образа Марины — матери Аполодоро, показана важность естественных человеческих чувств, любви, искренности, привязанности, заботы, а также религиозного воспитания (Марина учила сына молитве, обращению к Богу и это давало Аполодоро больше, чем долгие дискуссии с отцом).

Таким образом, на основе романа «Любовь и педагогика» было проиллюстрировано отношение Унамуно к науке в целом и к позитивизму в частности. Испанский философ не отрицает ценность науки, но показывает, что существование индивида не может и не должно базироваться лишь на научной прагматике. Приоритетом для человека обладает жизнь во всех ее проявлениях, интеллект человека должен находиться в гармонии с чувствами и верой, а не подавлять их.

Литература

1. Унамуно М. Агония христианства.- Киев, 1996.

2. Там же.

3. Там же.

4. Там же.

5. Там же.

6. Унамуно М. Любовь и педагогика // Избранные произведения в 2-х т., т.2,- Л., 1981.

7. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.