Научная статья на тему 'Проблемы экономической и социальной интеграции стран'

Проблемы экономической и социальной интеграции стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подольская Татьяна Николаевна, Царева Людмила Михайловна

Рассмотрены некоторые социальные и экономические проблемы в процессе интеграционного объединения стран. Обоснована целесообразность организации системы социального учета в рамках интеграционной группы стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We consider some of the social and economic problems in the process of integration associations. The appropriateness of the social organization of accounting in the integration of countries.

Текст научной работы на тему «Проблемы экономической и социальной интеграции стран»

УДК 338.3

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И

На современном этапе развития общества экономическая интеграция представляет собой сложный процесс переосмысления национальных интересов. Экономическая интеграция представляет собой объединение производственных отношений, ресурсов, рынков интегрируемых стран в целостную хозяйствующую систему на основе согласования межгосударственной экономической политики. В основе экономической интеграции лежит желание эффективно развиваться экономически и социально вместе, не нарушая при этом суверенитета объединившихся стран. Ключевая цель экономической интеграции неразрывно связана с социальной целью — повышением уровня жизни людей в обществе. В отличие от процесса глобализации, которая отодвигает интересы национальной экономики на второй план, выдвигая на первое место наднациональные интересы, экономическая интеграция усиливает национальные интересы стран-участников интеграционного процесса. В процессе глобализации упрощается управление национальными экономиками стран-участников, при этом их функции размываются и ослабляются и постепенно сводятся на нет.

Экономическая интеграция осуществляется, как правило, в виде зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического или политического союза, единого экономического пространства и др.

Знаменательным событием декабря 2011 г. стало подписание в Кремле Декларации о Евразийской экономической интеграции стран: России, Беларуси и Казахстана, которая предполагает построение Единого экономического пространства (ЕЭП), создаваемого на принципах ВТО. В рамках ЕЭП формируются экономические и социальные балансы по основным направлениям развития экономики: энергетика, продовольствие, оборона стран-членов ЕЭП. Объединение стран — бывших членов СССР происходит на новом,

Т.Н. Подольская, Л.М. Царева СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН

более совершенном, витке эволюционного развития интеграции. В рамках ЕЭП предполагается свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Можно предположить, что это объединение позволит значительно укрепить экономику ЕЭП за счет соединения государств с одинаковыми политическими, социальными и экономическими целями и историческим опытом совместной работы. Так, вхождение Казахстана в Таможенный союз позволило ему увеличить товарооборот с Россией на 50 %, с Белоруссией — в два раза.

Цели создания Евразийского союза, ЕЭП совпадают с главной целью существования человечества и заключаются в удовлетворении потребностей жителей стран-участников в материальных и духовных благах с сохранением при этом их суверенитета.

Участниками первого интеграционного форума ЕЭП (2005 г.) разработаны критерии сближения экономик интегрируемых стран, которые (с некоторыми нашими дополнениями) включают:

— стабильность цен, анализ уровня инфляции, контроль ЕЭП над сверхприбылью, введение трансфертных цен;

— устойчивость финансового положения (показатель дефицита государственного бюджета), ориентир — на 4 % к ВВП (в ЕС дефицит — 3 %);

— показатели государственного долга — устойчивость кредитной политики, ВВП в расчете на одного человека, доходы на душу населения с учетом индекса цен и индекса инфляции, индекс развития человеческого потенциала (который составляет в Беларуси — 0,812, Казахстане — 0,799, Украине — 0,782, России — 0,779), интеграция налоговых систем и контроль за налоговой нагрузкой предприятий;

— социальные показатели — продолжительность жизни, уровень образованности, коэффициенты рождаемости и смертности, количество населения на одного врача и др.

^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу5'>20

Эффективность управления хозяйствующими системами в интеграционной группе стран зависит от достаточного информационного обеспечения, в которое входит следующее:

— совершенствование средств делового общения, обмен производственной, научно-технической, экономической, финансовой и социальной информацией;

— появление и развитие принципиально новых технологий получения, передачи и обработки информации, позволяющей создать систему прямой и обратной связи получения информации в интегрируемой группе стран с последующим ее использованием для принятия и реализации решений. Причем, необходимым требованием к информации является ее достоверность и надежность, что способствует выработке более точных критериев объединения финансовых и товарных рынков, нематериальных, материальных и трудовых ресурсов и рынков профессиональных услуг.

Информационное обслуживание интеграционной группы стран предполагает:

— создание системы «главный менеджер», которая даст возможность управления хозяйственными системами из одного центра центрами, расположенными в интегрируемых странах в подсистемах ресурсного обеспечения, производства, обмена и потребления. Управляющая система должна позволить оперативно находить, принимать и реализо-вывать решения с последующим контролем выполнения и анализом последствий. Причем, обмен информацией между центрами интеграционной группы должен способствовать мгновенной выработке оптимальных решений, аккумулируя, перемещая, производственные ресурсы, товары, работы, услуги, рынки.

Формирование информационного ресурса интеграционного объединения базируется на интеграции учетных систем хозяйствующих единиц — управленческого, финансового, налогового, статистического и социального учета всех уровней, прогнозно-аналитической системы поведения внутренней и внешней среды, а также на профессиональных знаниях и накопленном опыте совместной работы. Формирование информационного обеспечения управления в ЕЭП для реализации функции контроля невозможно без информации

о планово-прогнозных расчетах, системы нормирования и стандартизации во всех отраслях с учетом международного опыта, а также без информации, полученной в процессе обсуждения специалистами принимаемых решений, эффективности их выполнения при соблюдении конфиденциальности информации.

Эффективность принятых решений может быть оценена степенью использования производственных ресурсов, которая при системном подходе определяется следующим образом: на входе в систему находятся производственные ресурсы, а на выходе — конечные продукты.

При формировании информационного обеспечения объединения типа ЕЭП целесообразно создание таких информационных систем, как системы раннего предупреждения и системы быстрого реагирования. Система раннего предупреждения заключается в предоставлении руководству информации о потенциальных опасностях, например в связи с изменением международного законодательства, подготовкой новых законов странами-участниками интеграционной группы, надвигающемся кризисе. Система быстрого реагирования позволит ликвидировать последствия непредвиденных стихийных или чрезвычайных событий, а также событий, выходящих за рамки одного государства-участника ЕЭП.

Поскольку Россия является социальным государством, главной целью вхождения в интеграционные объединений должно быть повышение уровня жизни человека. Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, удовлетворение потребностей как всего общества, так и каждого его индивидуума. Составление баланса доходов и расходов населения целесообразно в виде балансов, которые отражают состояние удовлетворения потребностей отдельных групп населения: олигархии, зажиточных слоев населения, обеспеченных сверх прожиточного минимума, и слоев населения, находящихся за чертой бедности. Подобные балансы лучше составлять на различных уровнях интеграции (интеграционная группа стран в целом, отдельная страна, отрасль, хозяйствующая единица). Для контроля за уровнем жизни населения в России и в ЕЭП

необходима организация системы социального учета.

Организация социального учета в интеграционной группе стран, как нового вида учета, заключается в предоставлении сведений о кадрах, продукции и услугах, населении стран-участников и его уровне жизни. Этот вид учета должен быть ориентирован также на предотвращение загрязнения окружающей среды, что является важным фактором продолжительности жизни населения. В производственной сфере одним из направлений социального учета является удовлетворение заинтересованности общества, его рабочих и служащих, контрагентов в информации о предприятии, что достигается оформлением социального договора, который действует между предприятием, его сотрудниками и независимыми представителями общественности. В социальном договоре важна конкретизация главной цели создания хозяйствующей единицы, приближающая к ее фактическому достижению. К социальному договору применимо понятие справедливости; это означает, что работники не подвергнутся обману или мошенничеству, к ним будут относиться с уважением и не произойдет ухудшение их положения в обществе в период работы на данном предприятии или объединении.

Различают следующие виды социального учета: учет социальной ответственности, учет совокупного влияния, социально-экономический учет, учет социальных показателей, общественный учет. Наибольший интерес представляет учет социальной ответственности, цель которого заключается в раскрытии индивидуальных факторов, имеющих социальное значение. Область применения данного учета — информация об учете трудовых ресурсов. В этом виде учета возможна организация учета социальных показателей развития и совершенствования человеческого капитала и человеческого ресурса. Важное значение принадлежит социальному учету, ориентированному на учет совокупного влияния, целью которого является общая оценка частных и общественных предприятий, анализ влияния затрат на результаты и экологию. Социально-экономический учет осуществляет оценку проектов, используя финансовые и нефинансовые измерители, которые финансирует общество. Целями социально-экономического учета являются

анализ соотношения затраты / результаты, планирование бюджета, выявление показателей социально-организационной деятельности; цель общественного учета — попытка построить учет в глобальных масштабах. Учитывая, что процесс глобализации в мировом масштабе привел к расслоению общества на очень богатых (20 % населения планеты, потребляющих 86 % созданного в мире ВВП) и живущих в бедности (20 % потребляющих 1 % ВВП), организация социального (общественного) учета и аудита становится необходимостью на стадии интеграции [3]. Аудит экологической безопасности деятельности предприятий, а также выпускаемой ими продукции, отрицательное воздействие некоторых ее характеристик на потребителя, окружающую среду позволит сохранить благоприятные условия жизни и уменьшить негативное воздействие на человеческий ресурс. Экологическая экспертиза как составляющая экологического аудита позволит получить информацию о негативном влиянии деятельности предприятия в целом на окружающую среду. Прежде всего это касается импортной электронной техники, которая может оказывать негативное воздействие на человеческий ресурс путем скрытых излучений, вибраций и прочего вредного влияния, особенно на подрастающее поколение. Не исключено, что встраивание источников вредного излучения в конструкцию современной электронной техники осуществляется преднамеренно, если прогрессивная техника поступает из стран с ограниченными природными ресурсами, но с мощным олигархическим капиталом. Так, например, работа за компьютером вызывает утомление и снижение иммунитета, однако причины такого воздействия почти не исследуются. Экологический аудит товаров, производимых внутри интеграционной группы и импортируемых, позволит уменьшить негативное последствие излучений и вибраций на человека. Социальный аудит предоставляемых населению услуг органами государственной власти (внебюджетными фондами, загсами, органами местного самоуправления, службами регистрации граждан и недвижимости, транспорта, медицинского обеспечения и др.) будет способствовать уменьшению негативного воздействия, связанного с очередями, неразберихой, ошибками. Причем, часть населения готова получать социальную услугу через

Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2012. Экономические науки

интернет или другие электронные источники информации, другая часть — престарелые, неимущие, которых в России еще предостаточно, не подготовлена для получения интернет-услуги, особенно в отдаленных регионах. Такой категории населения необходимо предоставлять услуги индивидуально, на уровне общения с работником сферы услуг.

В процессе развития экологического аудита возможно появление нового направления — экологического менеджмента, что поможет в конкурентной борьбе завоевать рынки сбыта, поставляя на них экологически чистые продукты и технологии. Для этой цели необходима разработка экологических стандартов, их соблюдение, а также санкций за их нарушение в международном масштабе. Экологический аудит может объединить аудит соблюдения норм, стандартов, ответственности, экологического страхования, экологической сертификации. Развитие вышеперечисленных направлений аудита поможет производителю товаров, работ и услуг «повернуться лицом к потребителю», лучше учесть его интересы.

В рамках ЕЭП возможна организация социального учета и аудита для проверки программ, финансируемых общественностью интеграционной группы стран, с точки зрения экономии, продуктивности, непредвзятости и эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Решение задач минимизации стоимости приобретенных ресурсов необходимого количества и качества и максимизации выпуска экологически чистой продукции на единицу израсходованного ресурса несомненно будет способствовать сохранению человеческого потенциала.

В методах оценки человеческого ресурса могут быть применены такие показатели, как

первоначальная стоимость, цена замещения, альтернативные издержки. Наиболее простым и доступным является метод оценки по первоначальной стоимости, которая определяется путем капитализации всех затрат в развитие личности и совершенствование трудовых навыков персонала. Инвестиции в воспитание, образование, здоровье, развитие способностей в виде вложений семьи, государства, предприятия и самого трудящегося в человеческий капитал на протяжении всей его жизни могут учитываться органами социальной защиты и мотивировать работника к развитию профессионализма, сохранению здоровья. Эту функцию в ЕЭП можно отнести к социальному учету с включением информации во внешнюю отчетность. Органы социальной защиты, пенсионный фонд, другие государственные структуры способны разработать способы мотивации населения к инвестициям в человеческий капитал, сохранению здоровья, совершенствованию трудового потенциала путем увеличения пенсий, выдачи бесплатных путевок, предоставления дополнительных отпусков, платы за обучение и т. д., что повысит культуру населения в части заботы о своем здоровье и повышении профессионального уровня.

Подводя итог вышеизложенному, можно обозначить ряд основных проблем экономической и социальной интеграции: это выработка теоретических основ образования интеграционной группы стран; анализ теоретических критериев интеграции; влияние интеграции на развитие природы и общества; разработка социально-экологических стандартов в рамках социального учета в интегрируемой группе стран; контроль за уровнем жизни в странах-участницах интеграционного объединения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственное регулирование рыночной экономики [Текст] / под ред. Л.И. Абалкина. — М.: Путь России, Изд. дом «Экономическая литература», 2002. — 566 с.

2. Комаров, М.А. Ресурсный потенциал экономического роста [Текст] / М.А. Комаров, М.М. Мак-симцов. — М.: Путь России, Изд. дом «Экономическая литература», 2002. — 475 с.

3. Богомолов, О.Т. Глобализация и уроки экономического кризиса [Текст] / О.Т. Богомолов. —

СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. — 60 с.

4. Метьюс, М.Р. Теория бухгалтерского учета [Текст] : пер. с англ. / М.Р. Метьюс, М.Х.Б. Пе-рера. — М.: Юнити, 1999. — 663 с.

5. Подольская, Т.Н. Производственные ресурсы: оценка, эффективность использования [Текст] / Т.Н. Подольская, Л.М. Царева; СПбПИМаш. — 2012. — 21 с. — (Депонирована в ИНИОН РАН, 12.01.12 г. № 61029).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.