ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ГАРМОНИЗАЦИИ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
В.В. Левшин
Сектор международного права Центра правовых проблем СОПС РАН и Минэкономразвития
ул. Вавилова, 7, Москва, Россия, 117997
Целью исследования является обоснование системного подхода к гармонизации валютной политики государств — участников интеграционных процессов в пространстве создаваемого интеграционного объединения «Евразийский экономический союз (ЕЭАС)» на основе комплексного анализа теоретико-методологических и научно практических подходов к валютной гармонизации и разработке практических рекомендаций согласованного перехода к гармонизированной валютной политике.
Ключевые слова: валютная политика, интеграция, гармонизация, унификация, анализ.
1. Теория и методология гармонизации валютной политики
В научной литературе под гармонизацией с экономической точки зрения понимаются следующие понятия:
- взаимное согласование, сведение в систему, унификация, координация, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия экономических процессов, отношений, товаров, налогов и т.п.;
- согласование конъюнктурных, финансовых, социальных и внешнеэкономических мероприятий различных государств друг с другом, которое может обеспечить продуктивную экономическую политику.
Анализ приведенных выше определений позволяет сделать вывод, что основополагающим понятием в гармонизации является понятие «согласование», которое подразумевает в себе именно переговорный процесс для достижения определенных целей. При этом данное понятие не заставляет и не подталкивает к принятию тех или иных решений. Это понятие создает условия для принятия необходимых решений.
В настоящее время достаточно сложно найти прямое определение понятия валютной гармонизации. Как правило, данное понятие входит в сферу валютной интеграции, валютной политики, валютного регулирования, валютного контроля и т. п.
В связи с этим для достижения целей настоящей работы было разработано следующее определение валютной гармонизации.
Валютная гармонизация — взаимное согласование, координация, упорядочение, достижение взаимного соответствия, сведение в систему макроэкономических, финансовых и внешнеэкономических мероприятий различных госу-
дарств, обеспечивающее постепенный переход к единой централизованной валютной политике на основе устранения различий национальных банковских и платежных систем и последующего их сближения, использования согласованных методов, инструментов и принципов валютной политики на базе кодификации и гармонизации валютного законодательства.
Таким образом, валютная гармонизация подразумевает под собой в первую очередь проведение согласованной (и стремящейся к единой) валютной политики с целью обеспечения перехода (при достижении определенных условий) к единой валютной политике и (при согласии участников) единой валюте. При этом сценарное пространство и дорожная карта валютной гармонизации должны предусматривать различные варианты (маршруты), приводящие к созданию предпосылок для безболезненного вхождения в создаваемое интеграционное объединение «Евразийский экономический союз» стран ТС и ЕЭП на базе гармонизации к подходам проведения единой валютной политики в условиях данного интеграционного объединения.
Валютная гармонизация осуществляется в рамках пространства, которое называется валютным рынком. При этом под валютным рынком понимается система устойчивых экономических и организационных отношений, которые возникают при осуществлении операций по покупке-продаже иностранной валюты, осуществлении платежей в национальных валютах, а также операций по движению капитала.
Также валютный рынок можно рассматривать с позиций организационно-технической совокупности современных средств связи, объединяющих национальные и иностранные банки и брокерские организации, как соответствующая биржевая и расчетная инфраструктура.
На валютном рынке присутствует достаточно большое количество участников (коммерческие банки, фирмы, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, валютные биржи, валютные брокеры, частные лица), но главным участником, через которого государство реализует свою макроэкономическую политику и который определяет действия всех других участников, является центральный банк. Именно через центральные банки государство реализует свою валютную политику.
Следовательно, объектом рассмотрения валютной гармонизации является гармонизация валютной политики.
Валютная политика является составной частью экономической и внешнеэкономической политики государства внутри и вне страны, проводимой посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции.
В широком смысле валютная политика подразумевает под собой валютное регулирование и валютный контроль.
Валютная политика проводится на основе валютного законодательства.
Таким образом, предметом гармонизации валютной политики является комплексный теоретико-методологический анализ валютной политики стран ТС и ЕП с выявлением «узких мест» и ключевых проблем с разработкой принципов гармонизации валютной политики на основе действующих нормативно-
правовых актов, касающихся согласованных подходов и принципов гармонизации валютной политики с учетом анализа мирового опыта валютной гармонизации для усиления позитивных сторон и уменьшения влияния негативных последствий с выявлением противоречий и дисгармоний проведения валютной политики, а также с обоснованием мер по упреждающему контролю и мониторингу ключевых показателей эффективности гармонизации валютной политики стран ТС и ЕЭП.
Основными путями для решения задач и достижения цели гармонизации валютной политики являются: согласование, координация, упорядочение, взаимное соответствие, сведение в единую систему мероприятий валютной гармонизации, к которым относятся:
- организационно-аналитические мероприятия, т.е. постоянные изучение, мониторинг сложившихся условий в интегрируемом пространстве для обеспечения наиболее оптимальных путей достижения цели;
- финансовые мероприятия, т.е. постоянное изучение, мониторинг экономических показателей, экономического развития объектов и субъектов интегрируемого пространства для обеспечения достижения цели;
- информационные мероприятия, т.е. постоянное изучение, мониторинг сложившихся социальных, политических условий на интегрируемом пространстве для обеспечения достижения поставленной цели, формирование позитивного информационного пространства;
- внешнеэкономические мероприятия, т.е. постоянное изучение, мониторинг внешнеэкономических условий относительно интегрируемого пространства для обеспечения достижения поставленной цели;
- законодательные мероприятия, т.е. постоянное изучение, мониторинг, как внутреннего законодательства объектов и субъектов интегрируемого пространства, так и внешнего законодательства для обеспечения достижения поставленной цели.
Гармонизация валютной политики в рамках интеграционных систем обусловлена потребностями поиска инновационных и одновременно эффективных средств укрепления межгосударственных отношений, дальнейшего развития интеграции и государств, входящих в нее, обеспечения взаимовыгодных отношений с третьими странами.
При этом главным условием, обеспечивающим создание предпосылок для проведения гармонизированной валютной политики и, в дальнейшем, безболезненного перехода к единому валютному пространству в странах ТС и ЕЭП, является гармонизация валютного законодательства, которое является составной частью валютной политики любого государства.
Гармонизация законодательства — совокупность мер организационно-правового и политического характера, осуществляемых государством по согласованию законов посредством юридически установленных форм и методов с целью приведения их в органично слаженное, равновесное статико-динамическое состояние, позволяющее рассматривать весь законодательный массив как единое, технико-юридическое стройное, функционально-эффективное правовое образование [8].
2. Система понятий и целей гармонизации валютной политики
Основными целями интеграции различных государств являются:
- расширение масштаба экономического пространства, так как игроки рынка более охотно вкладывают средства в экономические пространства большего размера;
- создание более благоприятной внешнеполитической среды для географически рядом расположенных государств, в том числе и для решения общих проблем;
- создание предпосылок стабильной торговой политики без необходимости ведения переговоров и принятия различных договоренностей по торговым отношениям внутри интеграции;
- передача опыта от более развитых государств менее опытным при проведении структурной перестройки экономики;
- поддержание национальной промышленности, так как в интеграционных объединениях более легко определиться с рынком сбыта продукции.
Как отмечалось выше, создание интеграционного объединения в первую очередь связано с гармонизацией валютной политики, которая является объектом валютной гармонизации.
Конечной целью валютной гармонизации является обеспечение предпосылок для перехода к единому валютному пространству.
Основными задачами гармонизации валютной политики стран ТС и ЕЭП (с точки зрения гармонизации валютного законодательства), обеспечивающими в дальнейшем безболезненный переход к единому валютному пространству, являются следующие основополагающие мероприятия:
- гармонизация основополагающих понятий законов «О валютном регулировании и валютном контроле» стран ТС и ЕЭП;
- гармонизация инструментов валютной политики, разработка и одобрение Парламентами стран ТС и ЕЭП гармонизированного закона «О валютной политике»;
- гармонизация законов, действие которых опирается на Закон «О валютной политике» и законов, связанных с ответственностью за нарушения валютного законодательства;
- одновременное утверждение главами стран ТС и ЕЭП всего комплекса гармонизированного валютного законодательства и гармонизированных поправок к законам, связанных с ответственностью за нарушения валютного законодательства.
Для обеспечения перехода к единому валютному пространству стран ТС и ЕЭП, кроме гармонизации валютного законодательства, необходимо создать условия для гармонизированной интеграции товарных и финансовых рынков данных стран. При этом понятия товарных и финансовых рынков подразумевают под собой накопление организационного опыта интеграции, кадрового потенциала, опыта нормативного регулирования, гармонизации и повышения ритмичности работы экономики интеграционного объединения, проведение единой (согласованной) конкурентной, ценовой, торговой и промышленной по-
литики. Все данные положения относятся к понятию институционального капитала.
Для выработки методологии анализа процессов гармонизации институционального капитала (ИК) как фактора повышения эффективности использования других видов капитала, диверсификации и устойчивого развития экономики необходимо определить составляющие ИК.
Понятие института достаточно широкое и в контексте различных сфер деятельности имеет существенные отличия. Как правило, под институтом понимается набор его элементов, таких как формальные (правовые, административные и организационные) нормы и правила, регламентируемые управленческими органами; механизмы государственного контроля над выполнением установленных норм и правил; механизмы общественного контроля; неформальные нормы.
С точки зрения воздействия на экономические процессы, необходимо отметить, что сами процессы изменения общественной и экономической жизни оказывают влияние на институты, в то же время сложившиеся институты также оказывают воздействия на происходящие процессы. Институты должны соответствовать объективным процессам, в то же время они могут сами быть инициаторами, стимуляторами или, наоборот, блокировать развитие тех или иных процессов. В целом институциональная структура носит динамический характер, но динамика различна для разных институтов. Отдельно следует выделять поведенческие институты, тесно связанные с неформальными нормами и представлениями, которые пронизывают все другие институциональные элементы.
Для целей настоящей работы под институтами предлагается понимать организационно обособленные субъекты со своим набором полномочий и функций.
Основной целью института является выход на мировые рынки с целью накопления институционального капитала. В современных экономических условиях это обеспечивается созданием транснациональных компаний, что позволяет создать условия накопления институционального капитала за счет экономической и производственной политики данных компаний в регионах их размещения.
Основой накопления институционального капитала в современном обществе является активное внедрение высоких и наукоемких технологий. Поэтому целью любого государства и интеграции является разработка глобальной конкурентной макростратегии на государственном и межгосударственной уровне, выработка и внедрение согласованной карты высоких и наукоемких технологий в производство, в том числе и в транснациональные корпорации, находящихся на территории данного государства или объединения.
Кроме того, задачей государства является привлечение уже известных наукоемких и высоких технологий из других стран. С этой целью главной задачей государственной власти является диверсификация своего экономического пространства за счет создания новых транснациональных корпораций, которые способны анализировать рынок высоких и наукоемких технологий на территории тех государств, где данные компании будут развивать свое производство.
При этом необходимо отметить, что оценка институционального капитала возможна преимущественно косвенными методами, через оценку их влияния на макроэкономические показатели за определенный период времени. Исключением может являться оценка некоторых институтов, имеющих рыночную оценку, но это будет скорее оценка хозяйствующих субъектов, ведущих хозяйственную деятельность на уровне интеграционного объединения.
Данные оценки возможны через сбалансированный рост количественных показателей производства, занятости, доходов граждан, а также путем оценки качества роста, прогрессивности технологических изменений в структуре производства и экспорта.
Таким образом, интеграционные объединения государств, наличие транснациональных компаний является прямой политикой развития институциональной капитализации, что обеспечивает диверсификацию и рост конкурентоспособности государства на мировом экономическом рынке, а также проведение гармонизированной валютной политики внутри интеграции.
При этом институциональная капитализация и диверсификация экономики для интеграционного объединения должна отвечать интересам национальной безопасности как самого государства-участника, так и членов интеграции.
В общем понятийном аппарате под накоплением капитала понимается постоянный процесс его самовозрастания при непрерывном движении составляющих его элементов.
С институциональной точки зрения в процессе накопления капитала институт, несомненно, должен добиваться улучшения всех аспектов своей деятельности в ходе размещения своих активов на экономическом рынке.
С целью накопления институционального капитала любой институт стремится к расширению сферы своей деятельности за счет привлечения естественного, физического и человеческого капиталов.
При этом основной характеристикой современного общества является ограниченное количество ресурсов для накопления институционального капитала. Как показывает историческая практика, еще не одному институту не удалось добиться существенных успехов в ходе своей деятельности в так называемом режиме функционирования т-уйго, т.е. развиваясь в своем внутреннем пространстве в условиях замкнутой системы. Еще со времен зарождения первых институциональных понятий (государства древнего мира), основной целью любого института было привлечение внешних факторов капитализации. При этом способы и подходы к данному привлечению были у всех институтов разные, начиная с заключения экономических соглашений с другими институтами для взаимовыгодного обмена накопленных составляющих капитала и заканчивая прямой агрессией на другие институциональные образования с целью захвата недостающих институту ресурсов.
Тем не менее, с методологической точки зрения основной целью накопления институционального капитала является привлечение посторонних ресурсов, которые являются недостающими для данного института, и сбыт избыточных ресурсов данного института для приобретения недостающих ресурсов.
3. Выявление «узких мест» и ключевых проблем гармонизации валютной политики стран ТС и ЕЭП
Необходимость валютной гармонизации диктуется общими проблемами, характерными для финансовых рынков стран Таможенного союза и Единого экономического пространства:
- ограниченным для предприятий доступом к ресурсам на рынке капиталов;
- недостаточной развитостью сервиса финансовых услуг;
- относительно низким уровнем капитализации;
- незначительной долей расчетов, осуществляемых в национальных валютах по внешнеторговым операциям между странами.
При этом главными сдерживающими факторами валютной гармонизации для данных стран являются:
- недостатки законодательной базы в области валютной политики;
- структурная слабость экономик;
- нестабильность национальных валют;
- недостаток международных платежных средств;
- долларизация денежных систем;
- сохранение множественности обменных курсов и функционирование «черного» валютного рынка в отдельных странах.
- неподчиненность Центробанков правительствам;
- отсутствие возможности свободного распоряжения золотовалютными запасами.
Одной из задач валютной гармонизации является повышение доверия к валютам интегрируемых стран. В большинстве случаев, низкий уровень доверия к валютам объясняется, прежде всего, высокой неопределенностью валютного курса и значительными конверсионными рисками. Отсутствие инфраструктуры, необходимой для проведения расчетов, недостатки законодательной базы, регулирующей взаиморасчеты в национальных валютах, также мотивируют товаропроизводителей и расчетные банки использовать бартерные схемы либо твердые валюты, что влечет рост транзакционных издержек.
Кроме того, присутствует и большая степень неопределенности в банковском секторе рассматриваемых стран:
- наличие теневой экономики;
- высокие экономические и отраслевые риски;
- высокая зависимость от экономических циклов;
- несогласованность нормативно-правовых систем;
- неоднородность стандартов бухучета;
- недостаточное доверие к банковской системе интегрируемых стран.
В связи с этим всем банкам стран ТС и ЕЭП предстоит решить ряд проблем:
- повысить уровень финансового посредничества;
- расширить спектр предоставляемых продуктов;
- диверсифицировать источники доходов;
- повысить эффективность, а также ввести новые инструменты и механизмы для повышения качества операционной деятельности и риск-менеджмента [1];
- подчинить Центробанки стран ТС и ЕЭП правительствам этих стран;
- восстановить полный контроль над золотовалютными запасами.
Для укрепления доверия к банковской системе необходимо повысить прозрачность учета и аудита, улучшить информационную открытость и качество корпоративного управления, обеспечить более надежную защиту прав инвесторов и кредиторов. Кроме того, необходимо поднять платежную дисциплину и повысить эффективность правовых систем, чтобы улучшить платежную культуру.
В связи с этим проблемным вопросом является наличие различных подходов к вопросам проведения валютной политики на уровне законодательных актов, т. е. наличие дисгармоний в валютном законодательстве стран ТС и ЕЭП.
Дисгармония валютного законодательства и соответственно, проведение на основе данного законодательства валютной политики в рассматриваемых странах проявляется в нарушении определенной целостности и согласованности законодательства как единого целого.
Это проявляется в нескольких направлениях.
Главное из направлений заключается в том, что в условиях того, что валютная политика является составной частью валютной гармонизации, ни в одном законодательном акте стран ТС и ЕЭП не рассмотрены вопросы именно проведения валютной политики. Даже на уровне основного закона, на котором строится валютная политика рассматриваемых стран — «Закон о валютном регулировании и валютном контроле», указаны широкие сущностные понятия проведения валютной политики — валютное регулирование и валютный контроль. При этом, как известно, валютная политика включает в себя намного большее количество понятий, что более подробно будет рассмотрено в следующих разделах данной работы.
Следующим направлением является отсутствие в рассматриваемых странах единого подхода к понятийному аппарату основных терминов и положений валютной политики, объектов и субъектов валютной политики, операциям валютной политики и т. д.
В законодательствах рассматриваемых стран нет единого подхода к выработке и разъяснению основных терминов и определений, на основании которых организуется валютная политика. Проявляются различия в целях и задачах, органах проведения валютной политики. Все это влечет к образованию дисгармоний во взаимном понимании между объектами и субъектами проведения валютной политики рассматриваемых государств и как следствие, возникновению разности в методах ее осуществления и в получаемых результатах.
Дефекты процесса гармонизации валютного законодательства и валютной политики проявляются в следующих положениях:
1) неопределенность сроков введения в действие законов рассматриваемыми государствами. Это проявляется прежде всего в том, что в некоторых случаях происходит затягивание сроков введения в действие уже принятых соглаше-
ний и нормативно-правовых актов в области валютной гармонизации. Например, в Соглашении «Об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах — участниках СНГ» от 18 октября 2011 г. [9] имеется оговорка от Республики Беларусь: «Принимая во внимание, что в условиях сохранения уязвимости экономики Республики Беларусь к внешним шокам, ограниченного доступа к внешнему финансированию и незавершенности процесса формирования ключевых институциональных элементов управления потоками капитала, либерализация операций, связанных с движением капитала, может привести к дестабилизации макроэкономической ситуации и необходимости повторного введения мер ограничительного характера, ст. 7, 11 и 12 вступят в силу для Республики Беларусь с 1 января 2017 г.».
Таким образом, даже на данном примере видно, что из-за позиции Республики Беларусь сроки действия данного соглашения, а следовательно, и проведение гармонизированной валютной политики, будут сдвигаться до 2017 г.;
2) несогласованность подхода к выработке и разъяснению основных терминов и определений, на основании которых организуется валютная политика. При создании ЕврАзЭС было четко определено, что главная цель этой организации — содействие процессу перехода интегрируемых стран на следующий, более высокий уровень интеграции. При этом до настоящего момента, по крайней мере в области валютного законодательства и валютной политики, так и не было достигнуто единого мнения в типовых понятиях ее проведения;
3) различные подходы стран ТС и ЕЭП к реализации принятых соглашений по гармонизации валютного законодательства и валютной политики. Данное положение проявляется в разностных подходах в рассматриваемых странах к методам и формам управления, методам и формам проведения внутренней и внешней политики и т.д.;
4) отсутствие централизованного управления.
В конечном итоге дефекты гармонизации валютного законодательства и валютной политики приводят к отсутствию концептуальности и последовательности, как в принятии нормативных правовых актов, так и в последующих процессах их приостановления и отмены; ошибкам при определении объекта валютной гармонизации; проблемам своевременности проведения валютной гармонизации; неопределенности границ гармонизации валютного законодательства; неоднозначности толкования базовых юридических категорий; различиям в динамике и объемам накопления законодательной базы.
Таким образом, гармонизация валютного законодательства и валютной политики субъектов интеграции должна включать:
- правовую фиксацию основных характеристик гармонизированного валютного законодательства в конституциях и законодательных актах интегрируемых стран;
- законодательную фиксацию взаимосвязей государственного валютного законодательства с актами интеграционного уровня;
- разработку и принятие на государственном уровне модельных (типовых) законодательных актов, разработанных на уровне интеграции.
Одной из основных проблем является принятие решения, к чему же, в конечном итоге, должна привести валютная гармонизация. Следующим этапом за валютной гармонизацией является валютная унификация. При этом унификация уже подразумевает введение единого инструментария для достижения более высокого уровня интеграции. Т.е. под валютной унификацией следует понимать проведение единой валютно-финансовой политики в интегрируемых странах с целью достижения полного экономического и валютного союза, с единой денежной единицей и наднациональным регулирующим органом, определяющим стратегические приоритеты в уже единой денежно-кредитной сфере.
Как было отмечено выше, в настоящий момент времени страны Таможенного союза и Евразийского экономического пространства находятся на завершающемся третьем уровне интеграции, который характеризуется образованием и функционированием таможенного союза.
29 мая 2014 г. в Астане (Казахстан) Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией заключен договор о создании Евразийского экономического союза, который вступит в силу 1 января 2015 г. При этом само понятие «экономический союз» относится к категории, соответствующей пятому уровню интеграции, который наряду с общими таможенными тарифами, свободным движением товаров, услуг, факторов производства характеризуется координацией макроэкономической политики и унификаций законодательств в области денежной, валютной и бюджетной политики. При этом главы государств согласованно отказываются от части своих функций и уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов.
Таким образом, в ближайшей перспективе страны ТС и ЕЭП выразили намерение совершить эволюционный переход с третьего на пятый уровень интеграции, минуя четвертый уровень.
При этом главной характеристикой экономического союза является валютная интеграция.
Валютный союз является одной из высших форм валютной интеграции, отличительной особенностью которой является совместное проведение субъектами интеграции валютной политики или, по крайней мере, учет лидирующим субъектом мнений и позиций более слабых субъектов.
На современном этапе в научном сообществе нет единого подхода к понятию валютного союза. Ряд исследователей рассматривают это понятие как союз государств с единой валютой.
Но в большинстве случаев преобладает принятие теории Роберта А. Манделла (Mundell Robert A.) об оптимальной валютной зоне.
Под оптимальной валютной зоной понимается «оптимальная» в географическом смысле территория, в границах которой общеупотребительным средством платежа является либо единая валюта, либо несколько валют, прочно привязанных одна к другой при неограниченных возможностях конвертации как для текущих, так и для капитальных операций; при этом курсы всех этих валют синхронно колеблются по отношению к остальным мировым валюта [10. C. 931].
Роберт Манделл был не первым, кто изучал проблемы выбора режима валютного курса. До него профессор Чикагского университета Милтон Фридмен (Milton Friedman) пытался найти исчерпывающие аргументы в пользу плавающих валютных курсов. Вслед за Манделлом известные экономисты Р. МакКин-нон (Ronald McKinnon) и П. Кенен (Peter B. Kenen) определили экономические свойства системы, которые позволили бы идентифицировать оптимальную валютную зону. Теория оптимальных валютных зон выдвигает ряд критериев оптимальности, с учетом которых фиксированный курс, а также единая валюта могут более эффективно, чем плавающий курс, поддерживать внутреннее и внешнее равновесие в валютной зоне, образуемой группой независимых государств.
Тем не менее, не все исследователи считают возможным, даже на теоретическом уровне, построение таких зон. И основным аргументом считается то, что в нашем мире трудно выстроить что-то оптимальное. Обязательно найдутся какие-то факторы, которые не позволят системе быть оптимальной.
Подводя итого проведенному анализу, можно сделать следующие выводы.
Основными «узкими местами» и ключевыми проблемами валютной гармонизации Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации являются:
1) низкий уровень доверия к валютам стран — участниц создаваемого интеграционного объединения «Евразийский экономический союз». К данной проблеме можно отнести нестабильность национальных валют, долларизацию денежных систем, сохранение множественности обменных курсов и функционирование «черного» валютного рынка в отдельных странах;
2) относительно низкий уровень капитализации стран — участниц интеграционного объединения «Евразийский экономический союз»;
3) незначительная доля расчетов, осуществляемых в национальных валютах по внешнеторговым операциям между странами-участниками создаваемого интеграционного объединения «Евразийский экономический союз»;
4) структурная слабость экономик государств — участников создаваемого интеграционного объединения «Евразийский экономический союз»;
5) недостаточное доверие к банковской системе стран — участниц создаваемого интеграционного объединения «Евразийский экономический союз», куда относится наличие теневой экономики, высокие экономические и отраслевые риски, высокая зависимость от экономических циклов, несогласованность нормативно-правовых систем, неоднородность стандартов бухучета;
6) различные подходы к вопросам проведения гармонизированной валютной политики среди государств — участников создаваемого интеграционного объединения «Евразийский экономический союз». К данной проблеме можно отнести то, что на уровне законодательных актов отсутствуют четкие позиции по проведению именно валютной политики; отсутствуют единые подходы к толкованиям основных терминов и положений валютной политики, объектов и субъектов валютной политики, операциям валютной политики и т. д.; проявляется несогласованность и неопределенность сроков введения в действие гармо-
низированных законов в рассматриваемых государствах; проявляется функциональный конфликт уполномоченных субъектов по реализации путей гармонизации валютного законодательства и валютной политики;
7) неопределенность подходов между странами-участницами создаваемого интеграционного объединения «Евразийский экономический союз» к конечной цели интеграции, т.е. к форме интеграционного объединения с точки зрения валютной интеграции;
8) неподчиненность Центробанков правительствам;
9) отсутствие возможности свободного распоряжения золотовалютными запасами.
В то же время именно наличие данных проблем у государств — участников создаваемого интеграционного объединения «Евразийский экономический союз» являются стимулом к дальнейшей интеграции. Именно сильное интеграционное объединение, образование валютной интеграции может создать предпосылки для комплексного решения данных проблем.
При этом необходимо отметить, что самой главной ключевой проблемой и «узким местом» валютной интеграции в рамках создаваемого интеграционного объединения «Евразийский экономический союз» является открытая боязнь как руководства, так и оппозиционного движения Республики Беларусь и Республики Казахстан попасть под полное влияние России и в конечном итоге потерять государственный суверенитет [4]. При этом данная позиция является небезосновательной даже с теоретических подходов создания экономического союза. Более сильная страна, как по экономическому развитию, так и по территории, принимает на себя функции лидера в интеграции. Данную тенденцию можно увидеть и на примере Евросоюза, где, несмотря на законодательно закрепленное равноправие среди стран-участниц, лидирующие места по проведению как внутренней, так и внешней политики принадлежат Германии и Франции.
В связи с эти руководству Российской Федерации необходимо вести аккуратную политику при проведении переговорного процесса. Еще одним проблемным вопросом является стремление других государств и Евросоюза играть более важную роль на пространстве СНГ. Так, в настоящий момент времени Российская Федерация практически утратила влияние на Молдову, которая активно сотрудничает по ключевым вопросам с Румынией, являющейся членом Европейского Союза. Утрачены большинство связей с Грузией, попавшей под непосредственное влияние США и Европейского союза, при этом рассматривается даже вопрос о возможности вступления ее в блок НАТО.
К настоящему времени значительно усилилась активность Евросоюза в отношении стран СНГ. Если в 2006 г. заместитель руководителя Европейской комиссии Гюнтер Ферхойген заявлял, что «... через 20 лет ЕС будет включать все европейские страны, кроме государств бывшего СССР.» [12], что создавало иллюзию, что ЕС не будет проявлять активность в отношении государств СНГ, то с 7 мая 2009 г. в ЕС начала действовать программа «Восточное партнерство». Выдержка из данной программы «Европейская комиссия выдвинула конкрет-
ные идеи для укрепления наших отношений с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. Это будет означать новые соглашения об ассоциации, включая углубленные и всеобъемлющие соглашения о свободной торговле с теми странами, которые готовы и способны вступать в более глубокое взаимодействие и постепенную интеграцию в экономику ЕС» [11] показывает, что Евросоюз намерен устанавливать тесные взаимоотношения со стратегическими партнерами России, в том числе и с Белоруссией. Предложено создать зоны свободной торговли, отменить въездные визы.
В связи с действием данной программы к настоящему времени Украина уже не может принять определенного решения о членстве в ТС и ЕЭП и будущем Евразийском экономическом союзе и к данному моменту времени больше склоняется к принятию условий Европейского Союза. В связи с этим главной задачей является не потерять главного стратегического партнера — Республику Беларусь, где также имеются мнения о нецелесообразности участия данной страны в интеграции с Россией в связи с боязнью окончательно потерять взаимодействие с Европейским Союзом [9].
Следующей ключевой проблемой является несоответствие стран — участниц создаваемого интеграционного объединения «Евразийский экономический союз» «критериям оптимальности» оптимальной валютной зоны. Более подробный анализ данной проблемы проведен в разделе 4 настоящей работы. Кроме того, данный вывод закреплен и в исследованиях, проведенными другими авторами [3; 5; 6], которые показали, что к настоящему времени ни одна из стран не удовлетворяет данным критериям, за исключением двух-трех. В связи с чем в данных работах делается вывод о нецелесообразности объединения данных государств в оптимальную валютную зону. При этом делаются выводы и о преобладании негативных последствий от такого объединения для всех трех государств-участников.
Таким образом, при создании Евразийского экономического союза необходимо преодолеть множество проблем, «узких мест», несостыковок, противоречий.
4. Принципы гармонизации валютной политики и валютного законодательства стран ТС и ЕЭП с учетом преимуществ и рисков экономических потерь при переходе к согласованной валютной политике
При создании интеграционных объединений существуют ряд принципов, которых желательно придерживаться в рамках предварительных договоренностей:
- желательно, чтобы страны, входящие в интеграционные объединения, были географически близки друг с другом, в идеале имели общие границы;
- желательна сопоставимость уровней экономик и развития стран, входящих в интеграционные объединения;
- нежелательно создание интеграционных объединений на волне экономических кризисов, так как политика правительства государств в данный момент больше направляется на поддержание национальной экономики, в результате чего общие вопросы интеграционного объединения могут не решаться;
- желательна этническая и религиозная общность народов, входящих в интеграцию.
Кроме того, при создании интеграционных объединений в мире основную роль играют следующие предпосылки:
1) политическая воля руководства интегрирующихся стран — данное положение характерно для большинства интеграций, представленных в настоящее время в мировом сообществе;
2) демонстрационный эффект, когда правительства государств, не входящих в интеграционные объединения, видя успехи стран, находящихся внутри определенной интеграции, также пытаются вступить в данную интеграцию, причем не всегда имея для этого предпосылки с точки зрения принципов создания интеграций;
3) эффект домино, когда страны, не вошедшие в интеграцию, стремятся туда попасть только для того, что бы не остаться в стороне и одиночестве;
4) попытки руководства государств-лидеров интеграционных объединений вывести из-под влияния других государств или интеграций страны, располагающих интересующими ресурсами или просто в качестве политического шантажа, прекрасно понимая разницу в экономическом развитии стран и сложность дальнейшей интеграции.
В Концепции сотрудничества государств — членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере, утвержденной решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 22 июня 2005 г. № 220, заложены принципы согласованной валютной политики, к которым относятся:
- добровольность и равенство в правах и обязанностях сторон, участвующих в совместных мероприятиях в валютной сфере;
- эволюционность подхода, предполагающая поэтапность, последовательность и регулярность осуществления совместных мероприятий в валютной сфере;
- соблюдение баланса между сложившимися макроэкономическими условиями сторон и политикой валютного сотрудничества на каждом из его этапов;
- информационная открытость, предусматривающая свободный взаимный доступ сторон к информации в части финансово-экономического и валютного законодательства, с учетом требований национального законодательства сторон, а также иной информации, представляемой к свободному доступу по решению сторон.
В Соглашении от 9 декабря 2010 г. «О согласованных принципах валютной политики» определено, что Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация разрабатывают и проводят валютную политику на основе следующих принципов:
1) стороны осуществляют гармонизацию и сближение подходов к формированию и проведению валютной политики поэтапно и в том объеме, в каком это соответствует сложившимся макроэкономическим потребностям интеграционного сотрудничества;
2) стороны создают необходимые организационно-правовые условия на национальном и межгосударственном уровне для развития интеграционных процессов в валютной сфере, координации и согласования валютной политики;
3) стороны не предпринимают действий в валютной сфере, которые могут негативно повлиять на развитие интеграционных процессов, а в случае их вынужденного применения стремятся минимизировать последствия таких действий;
4) стороны проводят экономическую политику, направленную на повышение доверия к национальным валютам сторон как на внутреннем валютном рынке каждого государства — участника настоящего Соглашения, так и на международных валютных рынках.
На основе компиляции представленных выше документов были разработаны принципы системного подхода к гармонизации валютной политики стран ТС и ЕЭП, которые сформулированы следующим образом.
Принцип № 1. Эволюционность этапов проведения валютной гармонизации.
Данный принцип предусматривает гармонизированный подход к проведению валютной гармонизации. Само понятие «эволюционность» предполагает под собой постепенное развитие, что подразумевает соотношение периодов и форм гармонизации валютного законодательства и валютной политики в едином временном промежутке.
Таким образом, валютная гармонизация должна складываться из определенных этапов развития, где каждый последующий этап валютной гармонизации опирается на предыдущий этап, что позволит привести в актуальное современное состояние используемых в законах правовых понятий, терминов, наименований, сокращений с целью их гармонизированного эволюционирования в законодательную область. При этом не должно наблюдаться опережающих «скачков» в принятии регулирующих норм и правил валютной гармонизации, когда какое-либо решение принимается без учета закономерности развития интеграции в целом.
Принцип № 2. Соблюдение баланса между сложившимися макроэкономическими условиями и политикой валютного сотрудничества на каждом из этапов валютной гармонизации.
Данный принцип основан на соблюдении равновесного (или по крайней мере квазиравновесного) состояния государств — участников ЕЭС, что предполагает соблюдение условий и критериев, позволяющих безболезненно сотрудничать внутри интеграционного объединения, без ущемления прав других участников в результате их отставания в различных сферах деятельности.
Принцип № 3. Информационная открытость, предусматривающая свободный взаимный доступ к информации в части финансово-экономического и валютного законодательства, с учетом требований национального законодательства государств — участников интеграции, а также иной информации, представляемой к свободному доступу по решению государства — участника интеграции.
Принцип № 4. Создание организационно-правовых условий для валютной гармонизации на национальном и межгосударственном уровне.
Данный принцип подразумевает под собой создание специальных органов, отвечающих за подготовку и ход реализации Договора об образовании ЕЭС.
Кроме того, все принятые решения должны быть юридически обоснованными и иметь правовую фиксацию для недопустимости их отмены за счет создания организационно-правовой базы приведения законодательства к гармонизированному виду.
Принцип № 5. Добровольность и равенство в правах участников валютной гармонизации.
Нормы конституционного права устанавливают государственно-властные отношения, складывающиеся «по вертикали» внутри интеграции. Они регулируются общей волей государств-участников и не носят «надгосударственный», «наднациональный» характер. «Статья 1 Договора гласит, что ЕврАзЭС является международной организацией, обладающей полномочиями, добровольно переданными ей государствами — участниками Сообщества, при этом они остаются суверенными и равноправными субъектами международного права. Полномочия органов государственной власти передаются межгосударственным объединениям на основе взаимности и в пределах, установленных законом. Взаимность обеспечивается подписанием международного договора, в рассматриваемом случае — Договора об учреждении ЕврАзЭС. Исключается навязывание воли одного государства другому государству. Исходя из Договора могут быть делегированы полномочия всех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Соответственно, на уровне межгосударственного объединения могут создаваться законодательные, исполнительные и судебные органы. Переданные полномочия реализуются совместно, по взаимному согласию государств — членов ЕврАзЭС, в порядке, предусмотренном Договором» [7].
Конституции стран — участниц ЕЭС сохраняют свою высшую юридическую силу на территории этих стран после принятия Договора об учреждении ЕЭС. В связи с этим необходимо еще до ратификации Договора внести соответствующие поправки в конституции стран-участниц во избежание возможных противоречий между отдельными положениями Договора и конституциями государств — участников ЕЭС.
Правовые нормы, принимаемые органами управления ЕЭС, сами по себе являются результатом согласованной воли государств-участников, о чем свидетельствует и сама процедура их согласования — процесс согласования не отрывается от волеизъявления государств — членов ЕЭС. Акты принимаются непосредственно главами государств, председателями правительств. Государства договорились принимать решения ЕЭС как юридически обязательные. ЕЭС имеет свою самостоятельную волю, без чего оно не может выступать участником правовых отношений.
Решения, принимаемые органами управления интеграцией, выступают как акты волеизъявления, выражающие волю всего Союза, а не сумму индивидуальных воль членов этого органа. В противном случае существование органов управления ЕЭС потеряет всякий смысл. Решения должны принимаются в рамках полномочий, предоставленных каждому из этих органов, что должно фиксироваться в соответствующих положениях об органах.
Принцип № 6. Отказ от односторонних действий государств-участников, приводящих к негативным последствиям в развитии интеграционных процессов (либо минимизация данных последствий при вынужденных применениях односторонних действий).
Данный принцип подразумевает выполнение всеми участниками интеграции нормативно-правовых актов, принятых при подготовке и реализации образования ЕЭС, за исключением особых ситуаций, которые должны отдельно обговариваться и фиксироваться на правовых условиях. При этом если такие особые ситуации возникают, участники ЕЭС обязаны предупреждать об этом других участников и минимизировать негативные полследствия от принятия односторонних действий.
Принцип № 7. Проведение экономической политики государствами-участниками, направленной на повышение доверия к национальным валютам на внутреннем и международном валютных рынках.
Данный принцип основан на соблюдении договорных обязательств в области валютной гармонизации и недопустимости действий, направленных на дискриминацию национальных валют для достижения собственных экономических и политических интересов.
При этом преимуществами от проведения согласованной валютной политики являются [3]:
- увеличение объема торговли, вызванное минимизацией транзакционных издержек и увеличением предсказуемости цен;
- интеграция рынка капитала, увеличение эффективности и ликвидности общего рынка капитала;
- более строгий контроль за кредитно-денежной и фискальной политикой, сокращение инфляции (особенно важно для стран, страдающих от низкого уровня дисциплины кредитно-денежной политики);
- снижение транзакционных издержек;
- возможность ухода от «провалов рынка» в масштабах интеграции.
Но необходимо учитывать и возможные риски, которые влечет за собой гармонизированная (а в дальнейшем и унифицированная) валютная политика:
- потеря возможности вести независимую кредитно-денежную политику, и, следовательно, невозможность эффективно реагировать на экономические потрясения путем регулирования обменного курса;
- потеря возможности контролировать уровень инфляции, и, следовательно, неспособность влияния на уровень безработицы путем регулирования уровня инфляции;
- утрата возможности регулирования налогообложения теневой экономики и черного рынка;
- возможность бюрократизации и слабости контроля над коллективным принятием решений на уровне интеграционной группировки;
- издержки на ведение переговоров и достижение консенсуса (часто предполагающего уступки по «непринципиальным» вопросам, которые, однако, могут оказаться значимыми для экономики).
Выводы
Разработаны принципы системного подхода к гармонизации валютной политики стран ТС и ЕЭП.
Разработка данных принципов была проведена в четыре этапа.
На первом этапе проведен теоретико-методологический анализ гармонизации валютной политики. Проведенный анализ показал, что основополагающим понятием гармонизации является понятие «согласование», которое подразумевает в себе именно переговорный процесс для достижения определенных целей; в связи с тем, что в настоящее время достаточно сложно найти определение валютной гармонизации, было разработано авторское определение данного понятия.
На данном этапе были определены объект валютной гармонизации, под которым понимается гармонизация валютной политики, а также предметы валютной гармонизации и разработана схема валютной гармонизации, в которой представлены объект и предметы валютной гармонизации, пути достижения и мероприятия валютной гармонизации, а также задачи и цель валютной гармонизации.
На втором этапе представлена система понятий и целей гармонизации валютной политики. Целью гармонизации валютной политики как объекта валютной гармонизации является гармонизация валютного законодательства, а также гармонизированная интеграция товарных и финансовых рынков стран ТС и ЕЭП, которые входят в понятие институционального капитала.
Основными понятиями гармонизации валютной политики являются понятия гармонизации валютного законодательства и гармонизированная интеграция товарных и финансовых рынков данных стран. При этом последнее понятие может быть рассмотрено с точки зрения накопления институционального капитала.
На третьем этапе были выявлены «узкие места» и ключевые проблемы гармонизации валютной политики стран ТС и ЕЭП. При этом рассмотрены общие проблемы, характерные для финансовых рынков стран Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также сдерживающие факторы валютной гармонизации данных стран. Рассмотрены проблемы функционирования банковского сектора стран ТС и ЕЭП, причины дисгармоний валютного законодательства данных стран. Выявлены дефекты процесса гармонизации валютного законодательства и валютной политики стран ТС и ЕЭП. Рассмотрены теоретические основы образования «оптимальных» валютных зон. Описаны и проанализированы «узкие места» и ключевые проблемы образования интеграционного объединения «Евразийский экономический союз».
На четвертом этапе на основе компиляции межгосударственных решений и соглашений, касающихся принципов проведения валютной политики на территории стран ТС и ЕЭП, были разработаны принципы системного подхода к гармонизации валютной политики стран ТС и ЕЭП.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Алферов В.В. Проблемы интеграции валютных и фондовых рынков в СНГ / Противоречия процессов валютно-финансовой интеграции в регионе СНГ: сб. материалов «круглого стола» ИПЭПИ РАН. М.: Типография ИМЭПИ РАН, 2005.
[2] Жерносек А.В. Белоруссия: шансы на введение российского рубля невелики // РБК. — — 2012. — 16 апр. URL: http://top.rbc.ru/economics/16/04/2012/646444.shtml6.
[3] Калиева А.Р., Жумагулов О.А., Алдажуманова Ш.М. Единый валютный союз: быть или не быть? / Министерство экономики и бюджетного планирования. URL: http://dixinews.kz/index.php?id=3796.
[4] Класковский А. Лукашенко и Назарбаев Н.: два крепких орешка против Путина? // Белорусские новости. — 2013. — 25 апр. URL: http://naviny.by/rubrics/politic/2013/04/25/ ic_articles_112_181595.
[5] Кондратов Д.И. Проблемы создания оптимальной валютной зоны в СНГ. URL: http://viktorvoksanaev.narod.ru/21htt.pdf9.
[6] Коротченя В.М. Осмысление валютной интеграции: теория и практика / Сборник материалов «круглого стола» ИПЭПИ РАН «Противоречия процессов валютно-финансовой интеграции в регионе СНГ». — М.: Типография ИМЭПИ РАН, 2005.
[7] Вишняков В.Г. Правовые проблемы становления ЕврАзЭС // Журнал российского права. — 2001. — № 10.
[8] Пшеничнов М.А. Гармонизация Российского законодательства (теория, практика, техника): автореф. диса ... докт. юрид. наук. — Н. Новгород, 2011.
[9] Соглашение от 18 октября 2011 г. «Об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах — участниках СНГ» // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. URL: http://cis.minsk.by/ re-estr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3189.
[10] Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлл, М. Милгейт, П. Ньюмен. — М.: ИНФРА-М., 2004.
[11] East partnership / Official site of European Union. External Aktion. URL: http://eeas.europa.eu/eastern/index_en.htm.
[12] Öffnung von Märkten schafft Arbeitsplätze. EUKommissar Verheugen über Mittelstandsförderung, Lohnkostenwettbewerb und Innovationsfähigkeit. Von Chrsitph B. Schiltz // Die Welt. 2006. 20 Febr. East partnership / Official site of European Union. External Aktion. URL: http://eeas.europa.eu/eastern/index_en.htm6.6.
PRINCIPLE OF SYSTEM APPROACH TO HARMONIZATION OF MONETARY POLICY OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
V.V. Levshin
The Department of International Law Center Legal Problems Council for Study of Productive Forces (SOPS)
7, Vavilov st., Moscow, Russia, 117997
The purpose of this study is to study a systematic approach to monetary harmonization of States Parties of the integration processes in the space created by the integration of association «Eurasian Economic Union (EEAS)» a comprehensive analysis of theoretical and methodological research and practical approaches to monetary harmonization and the development of practical recommendations agreed transition to a harmonized monetary policy.
Key words: monetary policy, integration, harmonization, unification, analysis.
REFERENCES
[1] Alferov V.V. Problemy integracii valjutnyh i fondovyh rynkov v SNG // Protivorechija proc-essov valjutno-finansovoj integracii v regione SNG: sb. materialov «kruglogo stola» IPJePI RAN. — M.: Tipografija IMJePI RAN, 2005.
[2] ZhernosekA.V. Belorussija: shansy na vvedenie rossijskogo rublja neveliki // RBK. — 2012. — 16 apr. URL: http://top.rbc.ru/economics/16/04/2012/646444.shtml6.
[3] Kalieva A.R, Zhumagulov O.A., Aldazhumanova Sh.M. Edinyj valjutnyj sojuz: byt' ili ne byt'? / Ministerstvo jekonomiki i bjudzhetnogo planirovanija Respubliki Kazahstan. URL: http://dixinews.kz/index.php?id=37968
[4] Klaskovskij A. Lukashenko i Nazarbaev: dva krepkih oreshka protiv Putina? // Belorusskie novosti. — 2013. — 25 apr. URL: http://naviny.by/rubrics/politic/2013/04/25/ ic_articles_112_181595.
[5] Kondratov D.I. Problemy sozdanija optimal'noj valjutnoj zony v SNG. URL: http://viktorvoksanaev.narod.ru/21htt.pdf9.
[6] Korotchenja V.M. Osmyslenie valjutnoj integracii: teorija i praktika // Protivorechija proces-sov valjutno-finansovoj integracii v regione SNG: sb. materialov «kruglogo stola» IPJePI RAN. — M.: Tipografija IMJePI RAN, 2005.
[7] Vishnjakov V.G. Pravovye problemy stanovlenija EvrAzJeS // Zhurnal rossijskogo prava. — 2001. — № 10.
[8] Pshenichnov M.A. Garmonizacija Rossijskogo zakonodatel'stva (teorija, praktika, tehnika): avtoref. diss. ... dokt. jurid. nauk. — N. Novgorod, 2011.
[9] Soglashenie ot 18 oktjabrja 2011 goda «Ob osnovnyh principah politiki v oblasti valjutnogo regulirovanija i valjutnogo kontrolja v gosudarstvah-uchastnikah SNG» // Edinyj reestr pra-vovyh aktov i drugih dokumentov SNG. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/ in-dex.html#reestr/view/text?doc=3189
[10] Jekonomicheskaja teorija / pod red. Dzh. Itujell, M. Milgejt, P. N'jumen. — M.: INFRA-M, 2004.
[11] East partnership / Official site of European Union. External Aktion. URL: http://eeas.europa.eu/eastern/index_en.htm.
[12] Öffnung von Märkten schafft Arbeitsplätze. EUKommissar Verheugen über Mittelstandsförderung, Lohnkostenwettbewerb und Innovationsfähigkeit. Von Chrsitph B. Schiltz // Die Welt. 2006. 20 Febr. East partnership / Official site of European Union. External Aktion. URL: http://eeas.europa.eu/eastern/index_en.htm6.6.