Научная статья на тему 'Формирование устойчивых конкурентных преимуществ государств - членов ЕАЭС в инвестиционной сфере'

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ государств - членов ЕАЭС в инвестиционной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1323
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / УСТОЙЧИВЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / EURASIAN ECONOMIC UNION / INVESTMENT COOPERATION / FOREIGN DIRECT INVESTMENTS / SUSTAINABLE COMPETITIVE ADVANTAGES / HARMONIZATION OF LEGISLATION / MONETARY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Валерий Леонидович, Алексеев Петр Викторович

В настоящее время в государствах членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и в интеграционном объединении в целом наблюдается ухудшение основных макроэкономических показателей, в том числе в инвестиционной сфере. Проведенный анализ свидетельствует о снижении темпов экономического роста и уровня валового накопления, динамики показателей привлеченных текущих и накопленных ПИИ преобладающего большинства стран ЕАЭС, что обусловливает актуальность и необходимость поиска новых методологических и практических подходов для повышения эффективности интеграционных процессов. В связи с этим предлагается наряду с традиционными системным и институциональными подходами использовать концептуальный подход, базирующийся на формировании устойчивых конкурентных преимуществ (УКП) национальных экономик. В статье раскрыты содержание и критерии УКП, с использованием данной методологии выявлены факторы снижения инвестиционного сотрудничества стран интеграционного объединения, ключевые направления формирования УКП государств членов ЕАЭС в инвестиционной сфере. На основе проведенного анализа инвестиционного и делового климата, гармонизации национальных законодательств, процесса формирования общего финансового рынка разработаны предложения по формированию УКП в инвестиционной сфере. При разработке теоретических и практических аспектов формирования УКП национальных экономик предлагается обеспечить поэтапный характер данного процесса, последовательный переход от использования ресурсных преимуществ к операционным конкурентным преимуществам, отражающим эффективность использования природных, человеческих ресурсов и капитала и позволяющим снижать издержки и повышать конкурентоспособность товаров и услуг. Более высокий уровень УКП обеспечивается путем перехода к инновационной экономике, позволяющей получать технологическую и интеллектуальную ренту, а также на основе использования стратегических конкурентных преимуществ, которые определяют позиционирование национальных экономик и интеграционных объединений в условиях гиперконкуренции в глобальной экономике, направление и траекторию их развития, а также кардинальные возможности преобразования ресурсных и операционных конкурентных преимуществ в устойчивые на основе синергетических эффектов, использования прорывных научно-технологических достижений. Предлагаемая этапность достижения УКП позволяет использовать данные методологические подходы для решения задач повышения конкурентоспособности национальных экономик и интеграционного объединений в целом. Показано, что при этом целесообразно исходить из следующих компонентов: приоритета национальных интересов над остальными уровнями конкурентной борьбы; расширения представления о факторах формирования УКП, включения в их состав не только показателей эффективности, но и критериев национальной и экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамов Валерий Леонидович, Алексеев Петр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование устойчивых конкурентных преимуществ государств - членов ЕАЭС в инвестиционной сфере»

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ государств — членов ЕАЭС в инвестиционной сфере

ВЛ. Абрамов, П. В. Алексеев,

Финансовый университет, Москва, Россия http://orcid.org/0000-0002-6351-2594 http://orcid.org/0000-0003-4479-890X

Аннотация. В настоящее время в государствах - членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и в интеграционном объединении в целом наблюдается ухудшение основных макроэкономических показателей, в том числе в инвестиционной сфере. Проведенный анализ свидетельствует о снижении темпов экономического роста и уровня валового накопления, динамики показателей привлеченных текущих и накопленных ПИИ преобладающего большинства стран ЕАЭС, что обусловливает актуальность и необходимость поиска новых методологических и практических подходов для повышения эффективности интеграционных процессов. В связи с этим предлагается наряду с традиционными системным и институциональными подходами использовать концептуальный подход, базирующийся на формировании устойчивых конкурентных преимуществ (УКП) национальных экономик. В статье раскрыты содержание и критерии УКП, с использованием данной методологии выявлены факторы снижения инвестиционного сотрудничества стран интеграционного объединения, ключевые направления формирования УКП государств - членов ЕАЭС в инвестиционной сфере. На основе проведенного анализа инвестиционного и делового климата, гармонизации национальных законодательств, процесса формирования общего финансового рынка разработаны предложения по формированию УКП в инвестиционной сфере. При разработке теоретических и практических аспектов формирования УКП национальных экономик предлагается обеспечить поэтапный характер данного процесса, последовательный переход от использования ресурсных преимуществ к операционным конкурентным преимуществам, отражающим эффективность использования природных, человеческих ресурсов и капитала и позволяющим снижать издержки и повышать конкурентоспособность товаров и услуг. Более высокий уровень УКП обеспечивается путем перехода к инновационной экономике, позволяющей получать технологическую и интеллектуальную ренту, а также на основе использования стратегических конкурентных преимуществ, которые определяют позиционирование национальных экономик и интеграционных объединений в условиях гиперконкуренции в глобальной экономике, направление и траекторию их развития, а также кардинальные возможности преобразования ресурсных и операционных конкурентных преимуществ в устойчивые на основе синергети-ческих эффектов, использования прорывных научно-технологических достижений. Предлагаемая этапность достижения УКП позволяет использовать данные методологические подходы для решения задач повышения конкурентоспособности национальных экономик и интеграционного объединений в целом. Показано, что при этом целесообразно исходить из следующих компонентов: приоритета национальных интересов над остальными уровнями конкурентной борьбы; расширения представления о факторах формирования УКП, включения в их состав не только показателей эффективности, но и критериев национальной и экономической безопасности.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; инвестиционное сотрудничество; прямые иностранные инвестиции; устойчивые конкурентные преимущества; гармонизация законодательства; валютная политика

Для цитирования: Абрамов В.Л., Алексеев П. В. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ государств - членов ЕАЭС в инвестиционной сфере // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. Вып. 4. С. 116-125. УДК 339.923 JEL F02; Р21; F53

DOI 10.26794/2587-5671-2017-21-4-116-125

Formation of Sustainable Competitive Advantages of the EAEU Member States in the Investment Sphere

V. L. Abramov, P. V. Alekseev,

Financial University, Moscow, Russia http://orcid.org/0000-0002-6351-2594 http://orcid.org/0000-0003-4479-890X

Abstract. At present, in the member states of the Eurasian Economic Union (EAEU) and in the integration association as a whole, the main macroeconomic indicators worsen, including those in the investment sphere. The analysis shows a decrease in the indicators of economic growth, level of gross accumulation and attracted current and accumulated FDI in the national economies of the overwhelming majority of the EAEU countries, which makes it urgent and necessary to find new methodological and practical approaches to enhancement of the efficiency of integration processes.

In connection with this, along with traditional systemic and institutional approaches, it is proposed to use a conceptual approach based on the formation of sustainable competitive advantages (SCA) of national economies. Using this methodology, the article considers the content and criteria of the SCA, factors of reduction of the investment cooperation of the EAEU member states, key directions for the formation of the SCA in the investment sphere. Based on the analysis of the investment and business climate, the harmonization of national legislations, the process of formation of a single financial market, proposals on the formation of the SCA in the investment sphere are elaborated.

The authors propose to provide the gradual nature of this process, the gradual transition from the use of resource advantages to operational competitive advantages reflecting the efficiency of the use of natural, human resources and capital and allowing to reduce the costs of production and enhance competitiveness of goods and services. A higher level of SCA is provided by the transition to an innovative economy that allows to receive technological and intellectual rents, as well as through the use of strategic competitive advantages that determine the positioning of national economies and integration associations in the context of hypercompetition in the global economy, the direction and the trajectory of their development and cardinal possibilities of transformation of resource and operational competitive advantages in the sustainable on the basis of synergetic effects, the use of breakthrough scientific and technological achievements.

The proposed stage of achieving the SCA allows to use these methodological approaches to solve the problems of increasing the competitiveness of national economies and integration associations in general. It is shown that in this case it is expedient to start from the following components: the priority of national interests over other levels of competition; expansion of the idea of the factors shaping the SCA, including not only performance indicators, but also the criteria of national and economic security.

Keywords: Eurasian economic union, investment cooperation, foreign direct investments, sustainable competitive advantages, harmonization of legislation, monetary policy

For citation: Abramov V. L., Alekseev P. V. Formation of Sustainable Competitive Advantages of Member States of the EAEC in the Field of Investment. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice, 2017. T. 21. Vol. 4. C. 116-125. UDC339.923 JEL F02; F21; F53

DOI 10.26794/2587-5671-2017-21-4-116-125

В теоретических исследованиях конкурентоспособности национальных экономик подчеркивается, что она определяется производительностью, с которой страна использует свои природные, человеческие ресурсы и капитал. На первой стадии конкурентоспособность достигается на основе использования факторов производства: более дешевой рабочей силы, наличия

природных ресурсов и др. Движущими силами являются развитые институты, создающие конкурентную среду для деятельности предприятий, состояние базовой инфраструктуры, макроэкономическая стабильность, привлекающая инвесторов, здравоохранение и базовое образование, поддерживающие рынок труда на необходимом, но не очень высоком уровне. На следующей, более

высокой, стадии конкурентоспособность национальной экономики обеспечивается за счет повышения эффективности использования капитала и качества выпускаемой продукции. Движущими силами становятся: развитие высшего и профессионального образования, наличие эффективного рынка товаров, способствующему росту конкуренции, гибкий рынок труда, наличие развитого финансового сектора, поддерживающего рост инвестиций, наличие в стране современных технологий и готовность их использовать [1, с. 215]. Если ранее каждая страна специализировалась на абсолютных и сравнительных конкурентных преимуществах, то в условиях глобализации она должна обеспечить системное развитие своих устойчивых конкурентных параметров (УКП) в их взаимосвязи, взаимодействии и многоаспектности. В целом УКП национальной экономики должны соответствовать следующим критериям:

• способствовать увеличению национального ВВП;

• отсутствовать (или же присутствовать в малой степени) у государств-конкурентов;

• обладать уникальностью и сложностью в незамедлительном воспроизведении;

• выдерживать конкуренцию на протяжении длительного времени.

Конкурентные преимущества национальной экономики являются устойчивыми, если они способны оставаться неизменными при воздействии внешних факторов, продолжая эффективно влиять на экономический рост в стране.

В этой связи проблемы повышения конкурентоспособности национальных экономик, формирования их УКП являются крайне актуальными. Рассматривая процесс формирования УКП в национальных экономиках, следует иметь в виду, что в существующих методологических подходах используются следующие критерии эффективности, инициирующие интеграционные процессы [2, с. 15]:

• проведение регионального интеграционного протекционизма, обеспечивающего защиту внутренних рынков в противовес политике «неопротекционизма», проводимой ведущими странами мира;

• использование эффекта масштаба для национальных компаний в результате увеличения объемов рынков интеграционного объединения, создающих для них возможности в обеспечении «четырех свобод»: свободы движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов;

• обеспечение глубокой специализации и кооперации национальных производителей на рын-

ках интеграционного объединения, встраивание их в цепочки создания добавленной стоимости.

В процессе развития евразийской интеграции национальные экономики должны обладать конкурентной устойчивостью при воздействии внешних факторов, обеспечивать повышение своей конкурентоспособности. В условиях нестабильности мирового хозяйства возрастают политические и экономические риски для государств — членов ЕАЭС. Уменьшению данных рисков может способствовать развитие финансово-экономической интеграции стран ЕАЭС, предполагающее формирование общего рынка факторов производства и общего финансового рынка, в том числе с целью создания благоприятных условий для инвестиционного сотрудничества.

Инвестиционное сотрудничество стран ЕАЭС является одним из ключевых факторов развития их производственного сектора и важной предпосылкой евразийской экономической интеграции. В условиях современных вызовов необходимо принятие мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальных экономик и формирование УКП государств — участников ЕАЭС, в том числе в инвестиционной сфере.

В настоящее время в ЕАЭС имеются УКП, позволяющие обеспечить реализацию инвестиционного потенциала его государств-членов: размер территории; масштабы рынка и производительных сил; природные ресурсы; транзитный потенциал; наличие региональных институтов инвестиционного сотрудничества — Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития1.

Начиная с 2014 г. в странах ЕАЭС наблюдалось замедление темпов экономического роста, в том числе вследствие стагнации в инвестиционной сфере.

1 Евразийский фонд стабилизации и развития (ранее — Антикризисный фонд ЕврАзЭС) — региональный финансовый механизм объемом 8,513 млрд долл. США, который был учрежден в 2009 г. Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном. Фонд создан в целях преодоления негативных кризисных последствий, обеспечения долгосрочной устойчивости и содействия интеграции экономик государств — участников Фонда. Фонд предоставляет следующую поддержку государствам-участникам:

- финансовые кредиты правительствам для поддержки бюджетов и / или платежных балансов государств-участников;

- инвестиционные кредиты государствам-участникам или компаниям для финансирования крупных межгосударственных и национальных инвестиционных проектов;

- гранты для финансирования государственных программ в социальной сфере.

Управляющим средствами фонда является Евразийский банк развития.

Таблица 1 / Table 1

Темпы ежегодного прироста ВВП и уровень валового накопления в странах ЕАЭС в 2012-2016 гг.,% / The annual growth rate of GDP and the level of gross accumulation

in the EAEU in 2012-2016

Страна Показатель 2012 2013 2014 2015 2016

Армения ВВП, в % к предыдущему году 7,2 3,3 3,6 3,0 0,2

Инвестиции/ВВП, % 11 10 9 10 8

Беларусь ВВП, в % к предыдущему году 1,7 1,0 1,7 -3,8 -2,6

Инвестиции/ВВП, % 28 31 28 23 19

Казахстан ВВП, в % к предыдущему году 4,8 6,0 4,2 1,2 1,0

Инвестиции/ВВП, % 18 17 17 17 17

Кыргызстан ВВП, в % к предыдущему году -0,1 10,9 4,0 3,9 3,8

Инвестиции/ВВП, % 24 23 27 30 29

Россия ВВП, в % к предыдущему году 3,5 1,3 0,7 -2,8 -0,2

Инвестиции/ВВП, % 19 19 18 17 17

Источник/Source: рассчитано по данным: www.eurasiancommission.org (дата обращения: 15.06.2017) / calculated according to: www.eurasiancommission.org (accessed: 15.06.2017).

Как видно из табл. 1, в четырех из пяти стран ЕАЭС в 2012-2016 гг. наблюдалось снижение уровня валового накопления к ВВП, при этом в Кыргызстане уровень инвестиций несколько повысился.

Приоритетное значение для развития и повышения конкурентоспособности производственного сектора стран ЕАЭС имеют производственные инвестиции, в том числе прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Их роль в экономике стран ЕАЭС существенно различается: если в Казахстане и Кыргызстане соотношение накопленных ПИИ и ВВП достигает наивысших значений (65 и 58% ВВП соответственно), то в Белоруссии, России и Армении данный показатель находится на уровне 32,5, 18,8, 7,7% соответственно (табл. 2).

Вместе с тем анализ макроэкономической ситуации показывает, что все страны ЕАЭС нуждаются в увеличении объемов производственных инвестиций и заинтересованы в привлечении новых ПИИ, в том числе от других государств — членов Союза, в целях стимулирования экономического развития.

Несмотря на либерализацию взаимных инвестиций, предусмотренную в Договоре о ЕАЭС, в настоящее время наблюдается снижение объемов взаимных ПИИ в ЕАЭС. Как следует из данных табл. 3, в конце 2015 г. объем накопленных взаимных ПИИ в ЕАЭС составил 23,637 млрд долл. США (сокращение

по сравнению с предыдущим периодом на 6,6%). Вместе с тем вклад взаимных ПИИ стран ЕАЭС в общий объем взаимных прямых инвестиций стран СНГ и Грузии вырос с 47% в 2008 г. до 56% в 2015 г.

Сокращение инвестиционного сотрудничества стран ЕАЭС обусловлено следующими факторами:

1) недостаточный уровень развития и конкурентоспособности производственного сектора национальных экономик;

2) незавершенность формирования единого экономического пространства, сохранение препятствий для свободного передвижения факторов производства в интеграционном объединении, включая валютные ограничения;

3) существенные расхождения в уровне развития экономик и финансовых систем стран ЕАЭС, их структурная разнородность, различия в правовом регулировании хозяйственной и инвестиционной деятельности, что в совокупности обусловливает различия характера деятельности, целей и задач экономических субъектов в инвестиционной сфере;

4) дефицит финансовых ресурсов стран, в том числе России, вследствие экономического спада, неразвитого финансового сектора; отток и бегство капиталов в различных формах; ограничительные санкции против России;

5) недостаточно благоприятный инвестиционный климат, прежде всего — валютная неста-

таблица 2 / Table 2

Динамика показателей привлеченных текущих и накопленных ПИИ в экономику стран ЕАЭС в 2012-2015 гг.,% / Dynamics of indicators brought current and accumulated FDI in the economies

of the EAEU in 2012-2015,%

Страна Показатель 2012 2013 2014 2015

Армения Соотношение привлеченных текущих ПИИ и инвестиций в основной капитал 41,4 34,5 36,8 18,1

Соотношение привлеченных накопленных ПИИ к ВВП 8,1 7,4 5,4 7,7

Беларусь Соотношение привлеченных текущих ПИИ и инвестиций в основной капитал 7,8 9,5 8,3 12,5

Соотношение привлеченных накопленных ПИИ к ВВП 22,3 22,3 22,6 32,5

Казахстан Соотношение привлеченных текущих ПИИ и инвестиций в основной капитал 36,3 25,9 22,8 12,7

Соотношение привлеченных накопленных ПИИ к ВВП 57,7 52,9 60,0 65,0

Кыргызстан Соотношение привлеченных текущих ПИИ и инвестиций в основной капитал 18,3 36,8 12,4 20,2

Соотношение привлеченных накопленных ПИИ к ВВП 40,5 45,5 47,4 58,0

Россия Соотношение привлеченных текущих ПИИ и инвестиций в основной капитал 7,5 12,6 8,0 4,3

Соотношение привлеченных накопленных ПИИ к ВВП 20,3 21,1 13,6 18,8

источник/source: рассчитано по данным: www.eurasiancommission.org (дата обращения: 15.06.2017) / calculated according to: www.eurasiancommission.org (accessed: 15.06.2017).

бильность и последствия цепных девальваций национальных валют стран ЕАЭС в 2014-2015 гг., неблагоприятная среда для предпринимательства2;

6) рост системных, кредитных, рыночных рисков банковской деятельности как внутри отдельных государств — членов ЕАЭС, так и в целом на евразийском пространстве.

Исходя из этого, в настоящее время можно выделить следующие ключевые направления формирования УКП государств — членов ЕАЭС в инвестиционной сфере:

2 По рейтингу удобства ведения бизнеса ("Doing Business 2017") Россия занимает 40-е место из 190 стран, Армения — 3-е, Белоруссия — 37-е, Казахстан — 35-е, Кирги-

зия — 75-е. URL: http://russian.doingbusiness.org (дата обращения: 15.06.2017).

Гармонизация национальных законодательств в сфере регулирования инвестиционной деятельности.

Улучшение инвестиционного и делового климата в странах ЕАЭС.

Формирование общего финансового рынка стран ЕАЭС.

Проанализируем данные направления более подробно.

1. Гармонизация национальных законодательств государств — членов ЕАЭС в сфере регулирования инвестиционной деятельности.

Следует отметить, что первые шаги в данном направлении на постсоветском пространстве предпринимались на основе общепризнанных принципов международного права еще в 1990-е — начале 2000-х гг. в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Правовую основу

Таблица 3/ Table 3

Накопленные взаимные ПИИ стран ЕАЭС в конце 2015 г., млн долл. США / The accumulated mutual FDI the EEU countries at the end of 2015, mln dollars USA

Страна-реципиент Накопленные ПИИ стран-инвесторов

Россия Казахстан Беларусь Армения Кыргызстан 5 стран Всего

Россия Х 3367 204 3 0 3574

Казахстан 7095 Х 34 0 0 7129

Беларусь 8297 53 Х 10 4 8364

Армения 3056 8 0 Х 0 3064

Кыргызстан 811 695 0 0 Х 1506

5 стран Всего 19 259 4123 238 13 4 23 637

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник / Source: Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ. 2016. Доклад № 39. СПб.: Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития, 2016. С. 47. / Monitoring of mutual investments in the CIS countries. 2016. Report No. 39. St. Petersburg: The centre for integration studies of the Eurasian development Bank, 2016. P. 47.

данного процесса составляет ряд принятых нормативно-правовых актов3.

В числе содержащихся в данных документах рекомендаций — необходимость формирования единой трактовки понятий инвестиционной деятельности, инвестиций, субъектов, объектов и форм инвестиционной деятельности, источников инвестиций, установление единообразного подхода в отношении предоставления льгот иностранным инвесторам и гарантий защиты их прав, обеспечение информационной открытости инвестиционной деятельности.

Существенный прогресс в сфере гармонизации регулирования инвестиционной деятельности был достигнут после подписания Договора о ЕАЭС. Согласно ст. 66 данного договора «в целях обеспечения

3 В их числе: Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств — участников СНГ (октябрь 1992 г.), Соглашение о правовом обеспечении формирования ТС и ЕЭП (октябрь 1999 г.), рекомендательный законодательный акт «Об общих принципах правового регулирования иностранных инвестиций в государствах — участниках Межпарламентской Ассамблеи» (принят постановлением МПА СНГ в марте 1994 г.), типовой проект законодательного акта «Основные принципы инвестиционной деятельности» (принят постановлением МПА Ев-рАзЭС в июне 2003 г.), Рекомендации по гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС в сфере регулирования инвестиционной деятельности (одобрены постановлением Бюро МПА ЕврАзЭС в ноябре 2006 г.), Рекомендации по приведению законодательства РБ, РК, РФ в соответствие с Соглашением о торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках Единого экономического пространства (одобрены постановлением Бюро МПА ЕврАзЭС в мае 2011 г.), Концепция Основ законодательства ЕврАзЭС об инвестициях (одобрена постановлением Бюро МПА ЕврАзЭС в апреле 2010 г.).

свободы торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций государства-члены проводят поэтапную либерализацию условий взаимной торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций», в соответствии со ст. 67 Договора «либерализация торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций осуществляется с учетом международных принципов и стандартов путем гармонизации законодательства государств-членов и организации взаимного административного сотрудничества компетентных органов государств-членов»4.

В соответствии с п. 68 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение 16 к Договору о ЕАЭС), каждое государство-член обеспечивает на своей территории справедливый и равноправный режим в отношении инвестиций и деятельности в связи с инвестициями, осуществляемых инвесторами других государств-членов. При этом в соответствии с п. 69 данного Протокола данный режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который предоставляется этим государством-членом в отношении инвестиций и деятельности в связи с такими инвестициями, осуществляемых своими (национальными) инвесторами. Согласно п. 70 Протокола каждое государство-член предоставляет при таких же (подобных) обстоятельствах инвесторам любого другого государства-члена, их инвестициям и деятельности, связанной с такими инвестиция-

4 Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: www.

consultant.ru (дата обращения: 15.06.2017).

finance.elpub.ru

121

ми, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый инвесторам любого третьего государства, их инвестициям и деятельности, связанной с такими инвестициями5.

Важным аспектом процесса гармонизации национальных законодательств в сфере регулирования инвестиционной деятельности является деятельность по гармонизации валютного и финансового законодательства, начавшаяся в начале 2000-х гг. Так, ст. 3 Соглашения о согласованных принципах валютной политики, подписанного главами государств — участников ТС и ЕЭП 9 декабря 2010 г., предполагала обеспечение государствами — участниками ЕЭП конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса без ограничений. Впоследствии это требование было закреплено и в Договоре о ЕАЭС. Так, п. 3 Протокола о мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики (Приложение 15 к Договору о ЕАЭС), предусматривает обеспечение государствами—участниками ЕЭП конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса без ограничений. Однако на практике реализация данного положения происходит со значительными трудностями и валютные ограничения сохраняются. Так, если в Армении, Казахстане, Киргизии и России валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются без ограничений, то в соответствии с валютным законодательством Республики Беларусь валютные операции, связанные с движением капитала, совершаются резидентами на основе разрешения Национального банка Республики Беларусь. Поскольку эти ограничения обусловлены национальными интересами, процесс либерализации движения капиталов в рамках ЕАЭС может продлиться еще немалое время.

Важным УКП стран ЕАЭС является формируемый общий рынок факторов производства. Однако имеющиеся в настоящее время препятствия для свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов оказывают негативное влияние на развитие евразийской экономической интеграции. В связи с этим целесообразно ускорить снятие препятствий для движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов в рамках ЕАЭС в интересах его дальнейшего развития.

2. Улучшение инвестиционного и делового климата в странах ЕАЭС.

Важное значение для формирования УКП имеет улучшение инвестиционного и делового климата в рамках ЕАЭС, в том числе путем обеспечения

5 Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: www. consultant.ru (дата обращения: 15.06.2017).

относительно предсказуемых темпов инфляции, валютных курсов и процентных ставок в его государствах-членах. С учетом негативного эффекта нестабильности курсов национальных валют стран ЕАЭС в 2014-2016 гг. для их интеграционного взаимодействия целесообразно обеспечить валютную и ценовую стабильность в них путем проведения согласованной валютной политики интегрируемых стран. При этом важно учесть и позитивный европейский опыт формирования региональной курсовой политики в ЕС (известной как «европейская валютная змея») в целях создания зоны валютной стабильности [3, с. 12; 4; 5].

3. Формирование общего финансового рынка стран ЕАЭС.

Формируемый в настоящее время общий финансовый рынок может стать важным фактором для развития УКП национальных стран ЕАЭС.

В Договоре о ЕАЭС «общий финансовый рынок» определяется как финансовый рынок государств-членов, который соответствует следующим критериям:

• соблюдение гармонизированных требований к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков государств-членов;

• взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг, выданных уполномоченными органами одного государства-члена, на территориях других государств-членов;

• осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг на всей территории Союза без дополнительного учреждения в качестве юридического лица;

• административное сотрудничество между уполномоченными органами государств-членов, в том числе путем обмена информацией6.

По нашему мнению, данное определение, основанное на критериальном подходе, не учитывает функциональной роли формируемого общего финансового рынка. С учетом этого полагаем целесообразным для разработки и совершенствования нормативной правовой базы сформулировать прежде всего понятие общего финансового рынка как совокупности национальных финансовых рынков и рынка трансграничных финансовых услуг, функциональное назначение которых состоит в рациональном перераспределении финансовых ресурсов в рамках ЕАЭС в целях содействия долгосрочному инвестированию в реальный сектор национальных экономик, обеспечению их финансовой

6 Договор о Евразийском экономическом союзе. Приложение 17, ст. 3. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 15.06.2017).

устойчивости и дальнейшему углублению региональной финансово-экономической интеграции.

Для разработки мер по формированию общего финансового рынка важно правильно определить цель его создания. По нашему мнению, цель создания общего финансового рынка — обеспечение роста объема, глубины и диверсификации инструментария общего рынка финансовых услуг, поэтапное устранение ограничений на пути трансграничного перераспределения финансовых ресурсов и создание благоприятных инфраструктурных, нормативно-правовых и институциональных условий для увеличения объема инвестиций в реальный сектор экономики государств — членов ЕАЭС.

В Договоре о ЕАЭС достаточно обоснованно определены направления, порядок, меры и сроки гармонизации законодательства государств в трех ключевых секторах финансового рынка — банковской сфере, сфере страхования и на рынке ценных бумаг вплоть до завершения этого процесса к 1 января 2025 г. К этому времени государства — члены ЕАЭС должны принять решение о полномочиях и функциях наднационального финансового регулятора органа, который предполагается учредить в г. Алматы7.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что в странах — членах ЕАЭС приняты и реализуются национальные программные документы по развитию банковского, страхового сектора и рынка ценных бумаг, которые ориентированы в основном на внутреннее развитие и не учитывают в должной мере цели интеграционного сотрудничества. В целях преодоления фрагментарности финансового рынка в регионе ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия по согласованию с национальными регуляторами и заинтересованными сторонами приступила к разработке Стратегии развития финансовых рынков стран — членов ЕАЭС. Предполагается, что эта стратегия будет содержать практические рекомендации и «рецепты» по развитию общей финансовой системы. По нашему мнению, действенность стратегии развития финансовых рынков государств — участников ЕАЭС определяется тем, насколько четко в ней сформулированы ориентиры развития интеграционных процессов на перспективу и согласования долгосрочной политики по развитию финансовых рынков.

В целом при разработке теоретической и методологической базы формирования УКП национальных экономик следует учитывать поэтапный характер

7 Статья 103 Договора о Евразийском экономическом союзе. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.06.2017).

данного процесса. Определение иерархии конкурентных преимуществ позволяет выявить приоритеты при решении задач повышения конкурентоспособности, что в конечном итоге ведет к успеху в конкурентной борьбе. Все конкурентные преимущества условно можно разделить на четыре группы [2, с. 17]:

• ресурсные преимущества национальных экономик, с которых начинается их способность к конкурентной борьбе (они представляют собой неустойчивые конкурентные преимущества);

• операционные конкурентные преимущества, отражающие эффективность использования ограниченных ресурсов, это позволяет снижать издержки и ведет к удешевлению производства товаров и услуг и снижению ресурсопотребления;

• устойчивые конкурентные преимущества, формируемые путем перехода к инновационной экономике, позволяющей получать технологическую и интеллектуальную ренту, обеспечивать лидерство в глобальной экономике;

• стратегические конкурентные преимущества, которые определяют позиционирование национальных экономик и интеграционных объединений в условиях гиперконкуренции в глобальной экономике, направление и траекторию их развития, а также возможности преобразования ресурсных и операционных конкурентных преимуществ в устойчивые на основе реализации скоординированной стратегии, получение синергетических эффектов на основе использования прорывных научно-технологических достижений.

Вышеуказанная этапность достижения УКП позволяет использовать данные методологические особенности для решения задач повышения конкурентоспособности национальных экономик стран ЕАЭС и интеграционного объединения в целом. При принятии решений по повышению конкурентоспособности национальных экономик и интеграционного союза в целом целесообразно исходить из следующих компонентов: из приоритета национальных интересов над остальными уровнями конкурентной борьбы; расширения представления о факторах формирования УКП (включение в их состав показателей национальной и экономической безопасности, находящих свое выражение в виде геополитических императивов конкурентной стратегии), а также из необходимости разработки конкурентной стратегии интеграционного союза в современной глобальной экономике.

Полагаем, с учетом вышесказанного, что для формирования УКП в инвестиционной сфере в рамках ЕАЭС целесообразно акцентировать внимание на следующих направлениях:

1. Стимулирование развития производственного сектора, который в настоящее время отстает от роста финансового сектора, что порождает определенную деформацию воспроизводственных процессов. В этой связи в соответствии с Договором о ЕАЭС важно сделать акцент на развитии промышленной кооперации и сотрудничества, создании евразийских цепочек добавленной стоимости.

2. Завершение формирования общего рынка факторов производства в рамках ЕАЭС путем устранения оставшихся препятствий для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы.

3. Закрепление в Договоре о ЕАЭС, концептуальных и нормативных правовых документах уточненного определения общего финансового рынка, цели его создания и других аспектов с учетом функциональной роли в экономике.

4. Улучшение инвестиционного и делового климата, в том числе путем обеспечения относительно предсказуемых темпов инфляции, валютных курсов и процентных ставок в государствах — членах ЕАЭС. В настоящее время целесообразно проведение согласованной валютной политики интегрируемых стран. Однако для этого необходимо осуществить возврат к режиму регулируемого валютного курса в России и Казахстане, поскольку, по нашему мнению, согласование и координация курсовой политики возможны, если национальная монетарная политика интегрируемых стран основана на режиме регулируемого валютного курса.

5. Стимулирование взаимных инвестиций путем создания транснациональных компаний в приоритетных отраслях и видах экономической деятельности в соответствии с Основными направлениями промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС8.

6. При разработке предложений по формированию общего финансового рынка в рамках ЕАЭС нужно исходить из того, что логическое построение разрабатываемой в настоящее время Стратегии развития финансовых рынков стран — членов ЕАЭС содержит два основных компонента: во-первых, блок положений, характеризующих общую целевую направленность формирования единого финансового рынка в регионе ЕАЭС; и, во-вторых, ориентиры стран-членов интеграционного объединения на использование сходных или даже унифицированных качественных и количественных ключевых показателей и параметров развития финансовых рынков.

8 Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС (утверждены решением Евразийского Межправительственного Совета № 9 от 08.09.2015). URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 15.06.2017).

К числу базовых принципов построения общего финансового рынка относятся следующие положения: а) принятие комплекса мер по выравниванию уровня развития финансовых рынков стран ЕАЭС; б) опора на принцип постепенной гармонизации регулирования финансовых рынков с допущением разноскоростного подхода к данному процессу; в) создание однородной институциональной инфраструктуры объединенного финансового рынка, унифицированных моделей пруденциального надзора и налоговых режимов, создающих равные условия доступа и операционной деятельности на различных сегментах рынка.

Для полноценного финансового рынка необходимо обеспечить следующие условия: а) свободное передвижение капиталов между странами с поддержанием высокого уровня денежной ликвидности рынков; б) создание новых регуляторных финансовых институтов; ослабляющих давление спекулятивных финансовых операций в ущерб цели долгосрочного финансирования экономического развития; в) снижение чрезмерной зависимости финансовых рынков от деятельности нерезидентов и др.

Предлагается действующий Договор о ЕАЭС дополнить принятием нормативно-правовых документов, касающихся создания общего финансового рынка. В частности, включенные в Договор совместно регулируемые сектора финансового рынка — банковская и страховая деятельность, а также операции на рынке ценных бумаг должны быть дополнены нормативно-правовой базой, регулирующей такие важные сегменты, как кредитный, валютный рынки, рынок микрофинансирования и другие. Кроме того, должны быть комплексно проработаны вопросы совместного регулирования кросс-секторальных пересечений продуктов и услуг финансового рынка, учитывая, что все сегменты финансового рынка активно взаимодействуют друг с другом (банковское страхование, размещение в кредитных организациях средств страховых, пенсионных и других фондов коллективных инвестиций и пр.).

Таким образом, целесообразен комплексный подход к проблеме повышения конкурентоспособности стран ЕАЭС и формирования в них УКП, в том числе в инвестиционной сфере. В процессе формирования данных УКП целесообразно принимать во внимание разработанные научные подходы, а также приоритетное значение прямых инвестиций в реальные секторы как важнейшего фактора развития и повышения конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей промышленности стран ЕАЭС, что служит важнейшим условием успешного развития евразийской экономической интеграции.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2017 г.

ACKNOWLEDGEMENT

The article is based on the results of research carried out at the expense of budget funds of the state task of the Financial University, 2017.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

2. Абрамов В. Л. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ национальных экономик на основе евразийской интеграции: проблемы теории и практики // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. 2015. № 9-10, С. 162-167.

3. Красавина Л. Н. Контуры стратегии развития интеграции: от Евразийского экономического союза к экономическому и валютному союзу с единой валютой в аспекте опыта зоны евро // Экономические стратегии. 2015. № 7, с. 6-13.

4. Международные валютно-кредитные отношения / под ред. Л. Н. Красавиной. М.: ЮРАЙТ, 2016.

5. Валовая Т. Д. Проблемы формирования экономического и валютного союза (на материалах Европейского сообщества). М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1994. 40 с.

REFERENCES

1. Porter M. Competitive Advantage: How to achieve high results and ensure its sustainability. Trans. from English. Moscow: Al'pina Biznes Buks, 2005.

2. Abramov V. L. The formation of sustainable competitive advantages of national economies on the basis of Eurasian integration: problems of theory and practice. Sovremennaja nauka: Aktual'nye problemy teorii i praktiki = Modern science: Actual problems of theory and practice, 2015, no. 9-10, pp. 162-167. (In Russ.).

3. Krasavina L. N. The contours of the development strategy of integration: the Eurasian economic Union to economic and monetary Union with a single currency in the aspect of the experience of the Euro area. Jekonomicheskie strategii = Economic strategy, 2015, no. 7, pp. 6-13. (In Russ.).

4. International currency and credit relations / Ed. L. N. Krasavinoj. Moscow: JuRAJT, 2016. (In Russ.).

5. Valovaja T. D. Problems of formation of economic and monetary Union (on materials of the European community). Moscow: Finansovaja akademija pri Pravitel'stve RF, 1994, 40 p. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Валерий Леонидович Абрамов — доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия [email protected]

Петр Викторович Алексеев — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия [email protected]

ABOUTTHE AUTHORS

Valery Leonidovich Abramov — Doctor of Science (Economics), Chief Researcher, Institute for Research of International Economic Relations, Department of Global Economy and Global Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]

Petr Viktorovich Alekseev — Candidate of Science (Economics), Leading Researcher, Institute for Research of International Economic Relations, Department of Global Economy and Global Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]

finance.elpub.ru

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.