ЭКО. - 2017. - №2 АЛИСЕНОВ А.С.
Налоговые аспекты интеграции Евразийского экономического союза
А.С. АЛИСЕНОВ, кандидат экономических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены перспективы налоговой интеграции на постсоветском пространстве в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Показаны основные факторы, сдерживающие интеграционные процессы в рамках ЕАЭС, изучены объективные различия в системе налогов и налоговой политике стран -членов интеграционного объединения. Выявлены основные проблемы и предложены мероприятия по наиболее оптимальному сближению национальных экономик стран ЕАЭС в налоговой сфере.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС); налоговая интеграция; налоговая гармонизация; унификация в сфере налогов; налоговые льготы и преференции; налоговая политика; налоговое регулирование
Интеграция и налоговое законодательство
Главным условием достижения целей экономической интеграции является гармонизация национальных налоговых систем. Это связано с тем, что через систему налогов перераспределяется большая часть созданного в обществе ВВП и главной его части -национального дохода. И от того, насколько эффективно этот процесс будет налажен в интеграционном союзе, будет зависеть и успех экономической интеграции.
Наиболее успешной формой интеграционного объединения на постсоветском пространстве признан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединяющий экономический потенциал пяти стран - России, Казахстана, Беларуси, Армении и Киргизии. С 5 октября 2016 г. в силу вступило Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Вьетнам, получившей привилегированный доступ к рынку стран Союза, а последним открыт доступ на льготной основе в Республику Вьетнам с населением более 90 млн чел. По оценкам экспертов, уже к 2020 г. годовой объем торговли между Россией и Вьетнамом достигнет около 10 млрд долл. [1].
Макроэкономический эффект от интеграции государств -членов ЕАЭС в целом должен быть выражен:
• в снижении цен на товары, производимые на территории стран - участниц соглашения, за счет уменьшения издержек по транспортировке и оптимизации логистики;
• в усилении конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет вхождения на общий рынок новых игроков из постсоветского пространства;
• в наращивании объемов производства продукции на внутреннем рынке благодаря увеличению спроса на общем рынке;
• в увеличении объема ВВП входящих в ЕАЭС государств.
Общим трендом налоговой политики стран ЕАЭС в 2016 г
стало проведение мер, направленных на снижение налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики и, в частности, для малого и среднего бизнеса. Но интеграционные процессы в определенной степени сдерживаются различиями в налоговом законодательстве государств - членов Союза. Следует признать объективную природу существующих различий в налоговой сфере и невозможность одномоментного перехода к единой системе. Это связано с тем, что налоговая система стран, претендующих на экономическое объединение, в первую очередь должна обеспечивать защиту собственных экономических интересов и поощрять виды предпринимательской деятельности, обеспечивающей развитие государства. В связи с этим коренная перестройка системы налогов может подорвать основы экономического развития государства и создать угрозы для экономической безопасности, выражающиеся в оттоке капитала и трудовых ресурсов. Это в конечном итоге негативно отразится на уровне и темпах экономического развития.
Впрочем, несмотря на различия, современный подход к налогообложению в странах ЕАЭС является во многом идентичным, что значительно облегчает процесс гармонизации и унификации налогового законодательства.
Существует несколько способов унификации налогового законодательства. Наиболее действенным можно считать принятие международного договора (соглашения), в котором были бы установлены общие правила и нормы налогообложения с учетом специфики законодательства. Однако на практике достичь
подобного соглашения достаточно сложно, так как невозможно найти общие подходы по следующим причинам:
• различия в структуре экономик стран, вызывающие разногласия в приоритетах социально-экономического развития;
• вектор развития налоговых систем независимых государств, входящих в Союз, жестко привязан к текущей и экономической ситуации и перспективам экономического развития;
• различия в экономическом потенциале стран обусловливают разноуровневые системы налогов, меняющиеся с разной скоростью, поэтому необходим учет национальных особенностей развития. В связи с чем налоговые аспекты интеграции требуют от его участников тонкой настройки основных направлений национальной налоговой политики, с целью дальнейшего максимально эффективного сближения налоговых систем различных стран в рамках столь сложного интеграционного объединения, как ЕАЭС.
В данных условиях основными целями должны стать сближение налоговых ставок на одни и те же группы товаров в странах Союза, а также недопущение дискриминации во внутреннем налогообложении.
Несмотря на то, что в целом налоговые системы стран - членов ЕАЭС во многом схожи, их налоговые политики ориентированы на инвесторов, о чем свидетельствуют невысокие ставки основных бюджетообразующих налогов. Макроэкономические показатели различаются достаточно сильно (табл. 1).
Таблица 1. ^авки основных бюджетообразующих налогов в ЕАЭС с привязкой к ВВП
Государство Ставки основных налогов, % ВВП на душу населения, долл. ВВП, млрд долл.
налог на прибыль ндс НДФЛ
Россия 20 0, 10, 18 13, 15, 30, 35 7743 1132,7
Беларусь 18 0, 10, 20 9, 13, 16 4855 45,9
Казахстан 15 0,12 5, 10 6472 116,2
Армения 20 20 Прогрессия 10, 20 3602 10,8
Киргизия 10 0,12 10 946 7,4
Наименьшие ставки основных налогов действуют в Киргизии и Казахстане, что соответствует налоговой политике этих стран,
главным ориентиром которой является обеспечение инвестиционной привлекательности экономики. При этом в Киргизии макроэкономические показатели находятся на крайне низком уровне. Подобное положение дел объясняется тем, что государственное субсидирование местной промышленности в Киргизии значительно ниже, чем в России, Казахстане и Беларуси. Это ослабляет конкурентные преимущества киргизских товаропроизводителей. Высокий уровень коррупции, нестабильность налогового законодательства и слабый уровень защиты частной собственности в стране способствуют увеличению теневого рынка, что в конечном итоге отрицательно влияет на налоговые поступления и рост экономики.
Самые высокие показатели ВВП и ВВП на душу населения отмечены в России. Тройку лидеров по этим показателям замыкают Беларусь и Казахстан, а в Армении и Киргизии отмечается значительное отставание.
При унификации налогового законодательства в рамках ЕАЭС особое внимание следует уделить вопросам налогового стимулирования роста инвестиций в основной капитал и инновационных процессов в экономике, а также повышению уровня образования [2. С.25-29]. Субъекты реального сектора экономики, а также учебные заведения, занимающиеся разработкой и внедрением инновационных продуктов, должны иметь существенные налоговые льготы. Объединив производственно-технический и научный потенциал России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, можно добиться высоких результатов социально-экономического развития.
Налоговая политика ЕАЭС
В целях сближения основных позиций ЕАЭС принято большое количество соответствующих нормативных актов. В числе наиболее приоритетных - формирование Единой системы тарифных преференций ЕАЭС, целью которой выступает содействие экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран.
Значимым аспектом является возможность интеграции налоговой информации. Для достижения поставленной цели налоговыми органами государств - членов ЕАЭС подписан Протокол об обмене информацией в электронном виде, принятие которого позволит повысить качество таможенного контроля
с одновременным сокращением времени прохождения таможенных процедур. Также это позволит оперативно получать информацию об уплаченных косвенных налогах, налоговых льготах и преференциях. Следует отметить, что обмен информацией осуществляется на русском языке.
Один из значимых элементов налоговой политики ЕАЭС -провозглашение принципа недискриминации при осуществлении взаимной торговли, закрепленное в ст. 71 Договора о ЕАЭС. Этому способствует предусмотренный ст. 72 Договора принцип, согласно которому при взимании косвенных налогов во взаимной торговле НДС исчисляется по принципу страны назначения, а не происхождения товара. По сути продажа товаров в рамках ЕАЭС приравнена к экспорту с возможностью применения нулевой ставки НДС, которая дает право на полное возмещение сумм НДС по приобретенным ценностям, использованным для производства и продажи товаров [3. С. 47]. Согласно Договору о ЕАЭС, освобождение предусмотрено и по уплате акцизов при экспорте товаров. Исчисление акцизов по товарам осуществляется в стране назначения при их импорте.
В соответствии со ст. 73 Договора предусмотрено недискриминационное налогообложение доходов физических лиц, работающих на территории стран - членов ЕАЭС по трудовым соглашениям. Данная норма поможет устанавливать резидент -ство физических лиц не по факту их постоянного пребывания в стране сроком свыше 183 дней, а с первого дня их трудовой деятельности. Это позволит гражданам стран - членов ЕАЭС избежать налогообложения по повышенным ставкам, которое, как правило, предусмотрено в отношении доходов нерезидентов. Указанная норма будет способствовать дальнейшему развитию интеграционных процессов, а также формированию единого рынка рабочей силы, что предполагает свободное перемещение в пределах государств - участников ЕАЭС.
Выпуска конкурентоспособной продукции можно добиться только стимулированием реальных секторов экономики стран ЕАЭС. Поэтому в рамках Союза необходимо единовременное функционирование режимов льготного налогообложения как косвенных, так и прямых налогов. По направлениям стимулирования видов предпринимательской деятельности льготы можно структурировать следующим образом (рисунок).
Налоговые льготы, стимулирующие производство и продажи в рамках ЕАЭС
Льготы стимулирующего характера следует объединить в две группы. Одни должны поощрять рост объемов промышленного производства внутри ЕАЭС. Другие - стимулировать продажи товаров народного потребления как внутри государств - членов ЕАЭС, так и в пределах самого Союза. Первые льготы применимы в отношении косвенных, вторые - прямых налогов.
В процессе экономической интеграции также следует выделить прямой и косвенный эффекты. Прямой эффект предусматривает увеличение поступлений в бюджет по прямым налогам [4]. Косвенный связан с ростом налогооблагаемой базы по прямым налогам благодаря действию налоговых льгот и преференций. Вследствие такого роста увеличивается предложение товаров и, следовательно, наблюдается повышение объемов промышленного производства. Последнее, в свою очередь, приведет к росту занятости населения, активизации платежеспособного спроса и, как следствие, увеличению темпов экономического роста и благосостояния общества.
Создание Союза должно помочь его участникам выйти из финансового кризиса и не допустить дальнейшую стагнацию экономики. Этому должно способствовать оживление торговли между странами ЕАЭС, что, в свою очередь, приведет к росту
предложения и стимулированию реального сектора экономики интегрируемых стран.
Один из ключевых вопросов - гармонизация условий ведения бизнеса [5. С. 80]. В числе приоритетных задач, зафиксированных в стратегических планах развития стран ЕАЭС - попасть в «Топ -50» рейтинга Doing Business. По этому показателю лидируют Республика Армения, занявшая 35-е место среди 189 государств, Казахстан - 41-е, Республика Беларусь - 44-е место [6]. Следует отметить, что в 2016 г. все страны смогли улучшить свои позиции по сравнению с показателями 2015 г. (табл. 2). Наибольшего успеха добились Казахстан (на 36 п.) и Киргизия (на 35 п.). Наихудшие показатели - в Российской Федерации (на 3 п.). К тому же Россия переместилась в этом рейтинге среди стран ЕАЭС со второго места на четвертое.
Таблица 2. Сравнительный анализ экономических рейтингов стран ЕАЭС, в 2015 г./2016 г.
Показатель Страна
Россия Беларусь Казахстан Армения Киргизия
Ведение бизнеса 54 / 51 57 / 44 77 / 41 45 / 35 102 / 67
Индекс экономической свободы 143 / 153 153 / 157 69 / 68 52 / 54 82 / 96
Индекс глобальной конкурентоспособности 53 / 45 н.д 50 / 42 85 / 82 108 / 102
Разная степень конкурентоспособности, инвестиционной и деловой активности, государственного регулирования предпринимательской деятельности может привести к тому, что экономический эффект от создания экономического союза для его членов будет неодинаков. Наихудшие показатели наблюдаются по индексу экономической свободы. По оценкам экспертов, в России и Беларуси неэффективно функционирует правовая база, продолжается вмешательство государственных органов в частный сектор, наблюдаются недостаточное регулирование сферы малого бизнеса, негативное влияние коррупции на ведение бизнеса. Также следует отметить неэффективное функционирование в России большинства налоговых льгот и преференций, не способствующих процессам воспроизводства и инвестирования в новых экономических условиях. В этой связи необходимо проведение инвентаризации льгот и преференцией на предмет их эффективности.
В целом по всем показателям наиболее эффективно функционирует экономика Казахстана, в то время как Киргизия заметно отстает от остальных участников ЕАЭС. Республика Армения занимает лидирующую позицию по индексу ведения бизнеса и продолжает вести работу, направленную на снижение административных барьеров. В качестве позитивных мер налогового администрирования в Армении назовем принятие в сентябре 2016 г. Налогового кодекса, целью которого является проведение в течение ближайших пяти лет налоговой реформы. Вектор налоговых реформ будет направлен на создание стабильной налоговой системы, нацеленной главным образом на развитие приоритетных отраслей, чтобы повысить конкурентоспособность национальной экономики.
Налоговый механизм предусматривает уменьшение нагрузки на доходы, полученные от предпринимательской деятельности, с целью повышения инвестиционной привлекательности страны. При этом предполагается увеличение налоговой нагрузки на потребление и доходы граждан, что в условиях крайне низкого уровня жизни большей части населения весьма и весьма рискованно.
Отсутствие унифицированных правил налогообложения доходов создает определенные препятствия для инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности стран - членов ЕАЭС. При этом следует отметить, что у всех государств есть существенные резервы для улучшения показателей, формирующих вышеуказанный рейтинг. Этому во многом будет способствовать проведение согласованной налоговой политики,
стимулирующей развитие национальной экономики.
* * *
Таким образом, результатами первого этапа интеграции в ЕАЭС, в том числе и в налоговой сфере, можно признать следующие основные положения.
1. В сфере налогов ведется работа по внесению изменений в двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения, а также предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал.
2. Внесены изменения в налоговое законодательство, касающееся налогообложения доходов физических лиц, предусматривающие недискриминационное налогообложение доходов при осуществлении трудовой деятельности по договору найма в любой стране - участнице ЕАЭС.
3. Ведется работа по улучшению налогового администрирования налоговыми органами во взаимной торговле путем обмена информацией в электронном виде о суммах косвенных налогов.
4. Проводится унификация ставок акцизов в отношении алкогольной и табачной продукции.
5. Необходимо создание единой информационной системы по учету, контролю и взаимному обмену информацией обо всех товарах, поступающих с территории стран - участниц ЕАЭС. В условиях отсутствия таможенных границ это позволит повысить качество взаимодействия таможенных служб, что, несомненно, будет способствовать улучшению администрирования движения товарных потоков внутри ЕАЭС.
В интеграционных процессах в рамках ЕАЭС особое внимание следует уделять развитию и росту экономик независимых государств, что требует постоянного стимулирования, в том числе с помощью налоговых рычагов. При этом необходимо учитывать следующее:
1) активное использование регулирующей функции налогов, для чего необходимо разработать гибкий механизм налоговых льгот и преференций для поддержки и развития отраслей материальной и научно-технической сферы, занятых переработкой, а также производством научно-технической и сельскохозяйственной продукции;
2) совокупное уменьшение поступлений в бюджет компенсируется в дальнейшем оживлением экономик, а, следовательно, расширением налогооблагаемой базы, что впоследствии приведет к росту поступлений в бюджет;
3) в кризисных ситуациях возникает необходимость налогового стимулирования социально значимой предпринимательской деятельности, в том числе связанной с предоставлением услуг населению. Это обусловлено важностью стимулирования платежеспособного спроса населения;
4) для активизации взаимной торговли необходимо продолжить работу по расширению практики обмена опытом между
станами - членами ЕАЭС по вопросам, ограничивающим экономическую активность на рынках государств-членов, в том числе с целью повышения позиций стран - членов ЕАЭС в международных рейтингах.
Привлекательности интеграционного пространства ЕАЭС будет способствовать повышение налоговой конкурентоспособности стран - членов ЕАЭС. С этой целью следует продолжить работу по снижению совокупной налоговой нагрузки на бизнес путем сокращения ставок налогов и предоставления хозяйствующим субъектам существенных налоговых льгот и преференций. Наиболее эффективно налоговые льготы реализуются в особых экономических зонах Казахстана, стимулируя рост темпов промышленного производства и экономики в целом, о чем свидетельствуют благоприятный инвестиционный климат в стране и достаточно хорошие показатели индекса ведения бизнеса, глобальной конкурентоспособности и экономической свободы.
В целом успешная реализация целей налоговой интеграции позволит повысить уровень жизни граждан этих стран и улучшить состояние национальных экономик. Немаловажным аспектом интеграции в ЕАЭС может стать вступление в ВТО всех его участников. С этой целью должна быть продолжена работа по унификации и гармонизации торговых режимов по отношению к третьим странам.
Литература
1. Соглашение о свободной торговле ЕАЭС - Вьетнам вступает в силу / ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass. ru/ekonomika/3679048 (дата обращения: 05.10.2016).
2. Алисенов А. С. Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография. - М.: Проспект, 2015.
3. Фирфанова Н. В. О сотрудничестве в рамках ЕАЭС и механизме взимания НДС // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2015. - № 6.
4. Жверанцева М. С., Каримова Э. Р. К вопросу о необходимости и направлениях гармонизации налогообложения прибыли и доходов в Евразийском экономическом союзе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Экономика. Управление. Право. - 2014. - Т. 14. - Вып. 3. - С. 19-21.
5. Мамбеталиев Н. Т. Налоги и налогообложение в Евразийском экономическом союзе // Налоговая политика и практика. - 2015. -№ 1 (145).
6. Doing Business - 2016. - URL: http://russian.doingbusiness.org/ rankings (дата обращения: 08.09.2016).