В экономической литературе импортозамещение понимается как экономическая стратегия, направленная на замену некоторых видов сельскохозяйственного или промышленного импорта продуктами собственного производства [1, 2]. Однако она не является экстраординарной и временной мерой [3]. Импортозамещение должно стать долговременной политикой, связанной с созданием новых производств, снижением спроса на иностранную валюту, стимулированием инноваций и превращением страны в самодостаточную в таких важных областях, как производство продуктов питания, оборона и передовые технологии.
Несмотря на остроту проблемы импортозамещения, связанную с современным геополитическим кризисом, целесообразной представляется разработка стратегических планов развития производства для каждого государства ЕАЭС согласно специализации их экономик в региональном экономическом образовании. Выполненные в рамках специализации национальных экономик и скоординированные между собой программы развития производства и долгосрочного импортозамещения означают максимальное использование их конкурентных преимуществ — рациональное применение накопленных компетенций и абсолютных, и сравнительных преимуществ каждой страны ЕАЭС. Подобное усиление взаимовыгодного сотрудничества может привести к существенному повышению экономической безопасности, степени самообеспечения основными товарными группами каждой отдельной страны и всего регионального интеграционного образования.
Анализ научной литературы показывает, что среди основных финансовых инструментов прямого и косвенного стимулирования импортозамещения в зарубежных странах наиболее эффективным инструментом является налоговое стимулирование. Применяются различные меры налоговой поддержки производства и импортозамещения:
— инвестиционный налоговый кредит;
— льготное налогообложение налога на прибыль;
— полное освобождение от налогов;
— налоговые скидки;
— другие виды преференций [4, 5, 6].
Экономисты D. Furceri, А. Zdzienicka (2011), исследовав влияние финансового кризиса 20082010 гг. на развитие экономики восточноевропейских стран, пришли к выводу, что среди основных
параметров макроэкономической политики (режим валютного курса, фискальная политика государства, процентная политика центральных банков, кредиты МВФ) именно фискальная политика является наиболее эффективным инструментом в борьбе с кризисами [4]. Развивая тему влияния налогов на экономический рост, G. Karras (2014) на основе анализа панельных данных по 61 стране за 19522007 гг. показал, что налоговая политика является более действенной в периоды спада экономики, поскольку частное потребление не вытесняется, а отдача от инвестиций представляется достаточно сильной [6].
В связи с этим основными задачами статьи являются определение отраслей специализации экономик и выделение приоритетов налоговой политики стран в целях стимулирования импортозамещения в ЕАЭС.
Анализ отраслей специализации стран ЕАЭС
Договор о создании ЕАЭС вступил в силу 01.01.2015. Странами — участницами ЕАЭС являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Российская Федерация, а с 21.05.2015 и Киргизия. Согласно официальному сайту данной организации, основными целями создания ЕАЭС продекларированы модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик. Их достижение требует максимального использования преимуществ специализации каждой страны.
Поскольку ЕАЭС существует с 2015 г., для определения отраслей специализации стран ЕАЭС воспользуемся статистикой Таможенного союза и Единого экономического пространства (ТС и ЕЭП), которая велась в 2010-2014 гг. для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В 2014 г. общий объем взаимной торговли товарами между тремя странами, исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств во взаимной торговле, составил 57,4 млрд долл. Статистика взаимной торговли ведется для членов ТС и ЕЭП в разрезе следующих основных товарных групп:
1) минеральные продукты;
2) машины, оборудование и транспортные средства;
3) продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье;
4) металлы и изделия из них;
5) продукция химической промышленности;
6) прочие товары.
Экспортная специализация стран определена согласно указанным товарным группам, визуализирована в виде рисунков (на рис. 1 представлена специализация Белоруссии).
Как показывает анализ данных рис. 1, Белоруссия экспортирует в Россию и Казахстан преимущественно продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, машины, оборудование и транспортные средства, а также продукцию химической промышленности. Представленная паутинообразная модель экспортной специальности республики хорошо отражает ее место в рамках интеграции: машиностроение, легкая, пищевая и химическая промышленность, мясо-молочное скотоводство и картофелеводство. Недостаточные запасы важнейших природных ресурсов в Белоруссии выгодно компенсируются интеграцией. Учитывая долю минеральных продуктов в структуре экспорта России и Казахстана, можно прийти к выводу об установлении определенного механизма кооперационных отношений между ними. РФ и Казахстан являются для Белоруссии наиболее привлекательными торговыми партнерами (в силу их значительного экономического потенциала и по-прежнему достаточно дешевых минеральных ресурсов).
На рис. 2 представлена экспортная специализация Республики Казахстан, являющейся одним из главных экономических партнеров Российской Федерации.
Как показывает анализ данных рис. 2, Казахстан экспортирует в страны ЕАЭС главным образом природные ресурсы (45,8% от общего экспорта), а также металлы и изделия из них. Действительно, эта республика обладает значительной и разнообразной минерально-сырьевой базой и мощной многоотраслевой промышленностью, особенно цветной, черной металлургией и ТЭК. Представленная паутинообразная модель экспортной специальности Казахстана отражает не только его место в ЕАЭС, но и перспективы в интеграционном образовании — развитие машиностроения, химической промышленности и продовольственного комплекса (мясного животноводства).
На рис. 3 представлена экспортная специализация России — крупнейшего государства — члена ЕАЭС, от возможностей которой во многом зависит успех кооперации и повышения конкурентоспособности экономик стран Евразийского союза.
Рисунок 1
Экспортная специализация Республики Беларусь в ТС и ЕЭП
1
4
Примечание. В вертикальном столбце — доля товарных групп в совокупном экспорте. Цифры в вершинах многоугольника — номера товарных групп, используемых в статистике ЕЭК. В данном случае: 2 — продукция машиностроения, 3 — продовольствие.
Источник: составлено автором по данным ЕЭК за 2014 г.
Рисунок 2
Экспортная специализация Республики Казахстан в ТС и ЕЭП
4
Примечание. Цифры в вертикальном столбце — доля товарных групп в совокупном экспорте. Цифры в вершинах многоугольника — номера товарных групп, используемых в статистике ЕЭК. В данном случае: 1 — минеральные продукты, 4 — металлы и изделия из них.
Источник: составлено автором по данным ЕЭК за 2014 г.
6
2
5
3
1
6
2
5
3
Рисунок 3
Экспортная специализация Российской Федерации в ТС и ЕЭП
1
4
Примечание. Цифры в вертикальном столбце — доля товарных групп в совокупном экспорте. Цифры в вершинах многоугольника — номера товарных групп, используемых в статистике ЕЭК. В данном случае: 1 — минеральные продукты, 2 — продукция машиностроения.
Источник: составлено автором по данным ЕЭК за 2014 г
Анализ данных рис. 3 показывает, что в структуре вывоза из России в Белоруссию и Казахстан доминирующее положение занимает продукция тяжелой, нефтегазовой, машиностроения, черной и цветной металлургии, химической промышленности. Хотя в товарном экспорте РФ в страны ЕАЭС и превалируют минеральные продукты, российский экспорт в страны Евразийского союза является более диверсифицированным по сравнению с экспортом других участников объединения.
Отрасли специализации всех стран ЕАЭС обобщенно представим в виде табл. 1.
Анализ р е зультато в моде лиро вания, представленных в табл. 1 , демонстрирует разнообразие в специализации стран, достаточную разнонаправленность их развития. Это говорит о
Таблица 1
Отрасли специализации стран ЕАЭС
Страна Отрасли специализации
Республика Беларусь АПК, машиностроение
Российская Федерация Добывающая промышленность, машиностроение
Республика Казахстан Добывающая промышленность, металлургия
том, что страны взаимодополняют друг друга и что в ЕАЭС для усиления кооперационных связей и импортозамещения имеется хорошая экономическая база.
Следует отметить, что структура взаимных поставок стран ЕАЭС отражает сложившиеся еще в СССР хозяйственные связи на основе прогрессивных форм организации труда — специализации и кооперации производства. Более того, между этими странами получили развитие формы кооперирования, которые базируются на подетальной и технологической кооперации, в то время как при торговле с дальним зарубежьем преобладает обмен готовыми продуктами (машин и оборудования — на сырье).
Дальнейшее развитие кооперации и импортозамещения облегчается практически едиными стандартами технического регулирования производства, наличием огромного числа совместных предприятий, а также последовательным поэтапным продвижением к интегрированному рынку капиталов и валютному рынку.
Приоритеты налогового стимулирования производственной кооперации и импортозамещения в ЕАЭС
Успех интеграции определяется, на взгляд автора, ростом внутрисоюзного товарооборота за счет устранения таможенных барьеров и развитием производственной кооперации между странами-участницами.
Международная кооперация и интеграция образуют тесную диалектическую взаимосвязь. Мировая практика интеграции показывает, что история ЕС началась с кооперации угольной, железорудной и металлургической промышленности стран Западной Европы [7], а успехи интеграции в свою очередь инициировали новые проекты в сфере международной кооперации. Так, в 1957 г. был создан Евратом по развитию производственной и научно-технической кооперации в сфере атомной энергетики. С 1984 г. ведется финансирование рамочных программ по общеевропейским исследованиям по развитию новых технологий, с 2014 — Горизонт-20201. В связи с этим региональный интеграционный союз может рассматриваться в качестве института международной кооперации, оказывающего содействие налаживанию контактов между
1 European Commission. Horizon 2020. Work programme 20142015. Brussels. 2014. 36 p.
6
2
5
3
Таблица 2
Ставки налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в странах ЕАЭС в 2015 г., %
Страна Базовая ставка налога на прибыль Базовая ставка НДС
Республика Беларусь 18 20
Республика Казахстан 15 12
Российская Федерация 20 18
производителями разных стран путем создания необходимых условий.
В случае ЕАЭС, где зависимость от импорта из стран дальнего зарубежья очень высокая, укрепление кооперационных процессов в промышленности и сельском хозяйстве может стать эффективным способом решения задач импортозамещения. Например, в России доля импорта в станкостроении составляет в 2015 г. около 90%, в тяжелом машиностроении — 70%, в производстве нефтегазового оборудования — 60%, в энергетическом оборудовании — 50%, в сельхозмашиностроении — от 50 до 90%2. Организация импортозамещения не в рамках отдельной страны, а в рамках ЕАЭС по сути означает развитие экспортно ориентированного производства в каждой из стран — участниц Евразийского союза.
Во-первых, это дает предприятиям, вовлеченным в этот процесс, такое преимущество, как налоговой вычет в объеме НДС.
Во-вторых, как показывает мировой опыт, национальные экономики становятся конкурентоспособными на мировых рынках благодаря политике перехода от импортозамещения к экспортно ориентированному производству (именно этим объясняется восхождение стран Юго-Восточной Азии к вершинам мировой экономики) [8]. Поэтому ЕАЭС может стать важнейшим институтом, поддерживающим не только кооперацию, но и импортозамещение.
Анализ эффективности ЕАЭС на современном этапе следует начать с показателей товарооборота. Рост внутрисоюзного товарооборота наблюдается с 2010 г. Это подтверждает, что единая таможенная территория с ее преимуществами способствует динамичному развитию взаимной торговли между Россией, Белоруссией и Казахстаном3.
2 Медведев Д.А. Государство не ставит задачу тотального замещения всего импорта. URL: http://www.finmarket.ru/ news/3984658.
3 Кашбразиев Р.В., Кукушкина Ю.М. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: перспективы использования зарубежного опыта региональной интеграции // Финансы и кредит. 2013. № 45. С. 25-36.
Что касается анализа эффективности интеграционного образования за счет развития производственной кооперации, то здесь нет однозначных критериев, поскольку повышение эффективности регионального интеграционного образования зависит в разной степени от того, какая международная кооперация развертывается — межотраслевая или внутриотраслевая. Оба вида производственной кооперации служат модернизации экономики и импортозамещению и требуют улучшения инвестиционного климата в региональном экономическом союзе. На повышение инвестиционной привлекательности в значительной степени влияет государственная поддержка промышленности и сельского хозяйства мерами налоговой политики (изменение налоговых ставок, изменение графика уплаты налогов некоторым компаниям, возврат налогов, снижение ввозных таможенных пошлин на сырье и комплектующие и т.д.). Если ставки ввозных таможенных пошлин являются едиными для всех государств, входящих в общий таможенный союз, то установление ставок налогов, а также порядка и сроков их уплаты относится к компетенции национального законодательства стран ЕАЭС. Величины ставок основных налогов, влияющих на инвестиционный климат, представлены в табл. 2.
Анализ данных табл. 2 показывает, что величины налоговых ставок варьируются от страны к стране, но в целом являются невысокими по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой (например, ставка налога на прибыль составляет в Германии 25%, в Бельгии — 33%, а НДС — 16 и 21% соответственно). Данная ситуация должна способствовать притоку зарубежных инвестиций в эти страны. Среди самих членов ЕАЭС, судя по ставкам налогов на прибыль и НДС, наиболее благоприятный режим для развития производства (в том числе импортозамещающего) создан в Казахстане. Налог на прибыль здесь составляет 15%, в Белоруссии — 18%, а в России — 20%. Ставка НДС в Белоруссии равна 20%, РФ — 18%, а в Казахстане — всего 12%. Мягкий налоговый климат способствует тому, что Казахстан может стать более перспективной территорией для зарубежных, в
том числе российских и белорусских, инвестиций, создания совместных производств или переноса производственных мощностей из стран ЕАЭС. При этом не требуется получение разрешения на работу для граждан Российской Федерации и Республики Беларусь.
По данным экспертов ЕЭК, в настоящее время страны интеграционного образования активно взаимодействуют в нефтегазовой промышленности и электроэнергетике, в сфере транспорта и коммуникаций, а Россия и Казахстан — еще и в черной металлургии (производство строительной арматуры). Реализация совместных проектов обеспечивает создание новых рабочих мест, а также приток передовых технологий, знаний и компетенций.
Вместе с тем следует обратить внимание, что на современном этапе развития интеграционных отношений в ЕАЭС превалирует кооперация в базовых отраслях, а также межотраслевая кооперация. О масштабах межотраслевой кооперации можно судить по объемам промежуточных изделий. Согласно статистике ЕЭК, во взаимной торговле трех государств ЕАЭС в 2014 г. преобладали товары промежуточного назначения (62,7%), в том числе энергетические товары (26,4%). В этих условиях методами налоговой политики (снижение налога на прибыль, НДС, а также уменьшение взносов в фонды социального страхования) можно стимулировать производство и импортозамещение в отдельных отраслях, но нельзя добиться прогрессивных сдвигов в структуре экономики.
По мнению автора, проблемы импортозамещения могут быть решены за счет применения определенных видов налогового стимулирования. Назовем некоторые из них.
1. Стимулирование инвестиций в отдельные отрасли за счет дифференциации налогов (например, в сельскохозяйственное машиностроение с учетом продовольственной безопасности). К тому же производство продуктов питания является отраслью специализации в Белоруссии, которая нуждается в машинах и оборудовании, предъявляя на них реальный спрос.
2. Освобождение от налогов вновь созданных предприятий в отраслях специализации, а также отраслях, признанных стратегическими.
3. Возврат налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) (прямой федеральный налог, который взимается с недропользователей с 01.01.2002)
регионам, где организуются смежные производства на более высоких этапах переработки сырья.
Подобные методы налогового стимулирования межотраслевой кооперации применяются в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы. По утверждению З. Кузнецовой, методы налоговой политики активно используются для привлечения иностранных инвестиций путем снижения ставок по таким налогам, как налог на прибыль и взносы в фонды социального страхования. Однако, как отмечает экономист, разрыв в конкурентоспособности между постсоциалистическими странами и странами с устоявшейся рыночной экономикой сокращается медленно [9]. Используя такие традиционные (пассивные) методы налогового стимулирования, вряд ли стоит рассчитывать на заметное повышение конкурентоспособности производителей в странах с формирующимся рынком, поскольку промышленно развитые страны в отличие от них применяют более активные методы льготного налогообложения. Последние стимулируют внутриотраслевую кооперацию, а также кооперацию между наукой и производством.
В связи с этим налоговое стимулирование создания совместных предприятий в машиностроении, обрабатывающих отраслях экономики с более высокой добавленной стоимостью является важным для ухода стран ЕАЭС, особенно РФ и Казахстана, от сырьевой направленности экономики. Первым шагом в этом направлении становится интенсификация импорта в эти страны высокотехнологичного оборудования. Систему налоговых стимулов, применяемую при импорте высокотехнологического оборудования, можно охарактеризовать как благоприятную для технологического развития ЕАЭС.
Во-первых, ситуацию для стран-участниц можно оценить позитивно в отношении ставок ввозных таможенных пошлин: они едины для всех стран и, как правило, обнулены для многих видов машин и оборудования (в РФ с 2006 г.).
Во-вторых, не подлежит налогообложению (НДС) ввоз технологического оборудования, а также комплектующие и запасные части к нему.
Анализ зарубежного опыта показывает, что наиболее распространенным и значимым является создание налогового режима, способствующего развитию внутриотраслевой кооперации (например, производства Airbus), а также кооперации между
наукой и производством. Налоговая поддержка инновационного производства включает:
— освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на НИОКР;
— ускоренную амортизацию основных производственных фондов;
— налоговые льготы на прибыль, инвестируемую в развитие производства и т.д.
Налоговое стимулирование высокотехнологичных и наукоемких производств способствует повышению конкурентоспособности национальных экономик. В условиях глобализации мировой экономики разработка эффективной налоговой политики как инструмента перехода национальных экономик на инновационные рельсы становится актуальной и для ЕАЭС. Переход к инновационной экономике, базирующейся на новых знаниях и высоких технологиях, позволит странам ЕАЭС занять достойное место на мировом рынке, повысить конкурентоспособность национальных производителей, обеспечивая тем самым, если необходимо, конкурентоспособное импортозамещение.
Таким образом, успех интеграции, а также импортозамещения в рамках ЕАЭС зависит от того, каким образом интеграционные процессы «цементируются» — в виде межотраслевой или внутриотраслевой кооперации. Следует отметить, что в условиях глобализации мировой экономики прогрессивной считается последний вид. Соответственно, для стимулирования межотраслевой или внутриотраслевой кооперации используются разные методы налогового стимулирования производства и устанавливаются разные налоговые режимы.
Основными элементами налогового режима межотраслевой кооперации являются налог на прибыль, НДС, взносы в фонды социального страхования, уменьшение ставок этих налогов, дифференциация или возврат НДС. Эти меры, безусловно, способствуют улучшению качества предпринимательского климата. А в условиях экономико-политических кризисов (особенно вынужденного импортозамещения) оперативное и согласованное смягчение налогового бремени в странах, входящих в ЕАЭС, может привести к развитию собственного производства. Растущая межотраслевая кооперация укрепляет также их экономическую, политическую и социально-культурную связанность. Однако желательно, чтобы
экономические связи между странами базировались на знаниях и высоких технологиях, были встроены в глобальные технологические, финансовые и экономические отношения. Иначе страны ЕАЭС рискуют остаться на обочине мировой экономики, технологического развития, а также глобальных интеграционных процессов.
Налоговый режим внутриотраслевой кооперации формируется благодаря следующим методам налогового стимулирования:
— ускоренная амортизация основных производственных фондов;
— освобождение от налога на прибыль инновационных и венчурных предприятий, инжиниринговых центров до пяти лет с момента регистрации;
— исключение из налогообложения части прибыли, идущей в НИОКР;
— налоговые льготы на часть прибыли, направляемой на инвестиции;
— полное освобождение от налогообложения части прибыли, инвестируемой в приоритетные отрасли национальной экономики (в числе приоритетных направлений экономического развития могут находиться отрасли и производства, требующие импортозамещения).
Налоговые стимулы, поощряющие внутриотраслевую кооперацию, способствуют повышению национальной конкурентоспособности, так как мотивируют товаропроизводителей инвестировать в НИОКР, кооперироваться с НИИ и университетами, а также с передовыми зарубежными компаниями — мировыми лидерами.
Наряду с общими режимами налогового стимулирования следует выделить специальные меры налогового стимулирования, способствующие развитию международной производственной кооперации в странах ЕАЭС. Налоговая политика является важным элементом стратегии развития территорий — как отдельных регионов, так и региональных экономических союзов [4, 10]. В настоящее время во многих региональных союзах (ЕС, ЕЭП, ЕАЭС и др.) проводится работа по формированию общих подходов к налогообложению, унификации законодательства и налоговым льготам4. Поскольку в рамках ЕАЭС актуальными являются
4 Тютюрюков Н.Н., ЧвановРА, ТютюрюковВ.Н. Трансформация налоговой политики стран единого экономического пространства в преддверии создания Евразийского союза // Финансы и кредит. 2014. № 12. С. 2-9.
налоговое стимулирование международной производственной кооперации, создание благоприятного налогового режима для взаимных инвестиций, было бы целесообразным предложить меру по стимулированию кооперационных связей между странами — введение «кооперационного налогового кредита». Его можно ввести сроком на пять лет для предприятий, вступающих в кооперацию с другими предприятиями стран — участниц регионального интеграционного союза. На взгляд автора, кооперационный налоговый кредит обладает рядом преимуществ:
— включает преимущества инвестиционного налогового кредита;
— позволяет упорядочить многочисленные налоговые льготы, существующие в рамках стимулирования межотраслевой и внутриотраслевой кооперации;
— учитывает хорошо известный в мире опыт налога солидарности [11, 12].
Для увеличения связанности региональных торгово-экономических союзов, увеличения объемов внутрисоюзного производства и стимулирования высокотехнологичных производств авторы предлагают в качестве важнейшей составляющей его институциональной системы еще один институт — создание региональных транснациональных корпораций (ТНК). В рамках ЕАЭС уровень кооперационной связанности национальных экономик может быть повышен путем формирования «евразийских компаний». Евразийская компания (ЕК) может служить как в качестве института МПК, так и института интеграции, скрепляющего входящие в региональный экономический союз государства.
Примеры создания региональных ТНК уже имеются. Обратимся к мировому опыту. То, что ТНК может стать наиболее мощным инструментом региональной интеграции и кооперации, раньше всех поняли в Европейском союзе. ТНК сами по себе обладают потенциалом налаживания международного сотрудничества (это ясно по определению). Но в ЕС на протяжении вот уже более тридцати лет развиваются ТНК нового типа — «выращенные» на почве общеевропейской интеграции и нацеленные на ее дальнейшее укрепление — «европейские компании».
«Европейская компания» (The European Company), официально известная под латинским названием Societas Europeae (SE), функционирует
на общеевропейской основе и регулируется законодательством ЕС, применяемом во всех государствах — членах Евросоюза5. Она создается для работы на территории ЕС как единого экономического пространства для ее скрепления, поскольку позволяет компаниям различных государств ЕС скооперироваться для решения производственных и инновационных задач.
Развитие SE активизировалось с преобразованием ЕЭС в Европейский союз (1993) в связи с необходимостью дальнейшего расширения свободы экономической деятельности на всей территории Евросоюза. По состоянию на 25.03.2015 в ЕС создано 2 337 «европейских компаний»6. Среди них такие известные корпорации, как Allianz SE, BASF SE, Strabag SE, Gfk SE, E.ON SE, Puma SE, Scor SE, Schneider Electric SE, MAN SE.
В вопросах налогообложения в настоящее время отношение к SE такое же, как и к любой другой многонациональной компании: все они попадают под налоговый режим национального законодательства, применимого к самой компании и ее «дочкам». Адекватное согласование на европейском уровне отсутствует до сих пор, поэтому существует противоречие между правовым и налоговым статусами SE. «Европейская компания» является объектом налогов и сборов той страны ЕС, где расположен ее административный центр. Вместе с тем определенные налоговые льготы имеются. Например, SE могут более свободно списывать некоторые затраты при производстве продукции. Им легче решать налоговые споры, в том числе благодаря возможности перемещения и перерегистрации внутри ЕС. Основная цель налогового стимулирования «европейских компаний» — обеспечение дополнительной степени экономической свободы, укрепляющей интеграционные процессы внутри ЕС.
Солидная организационная основа, необходимая для создания региональных компаний — евразийских компаний (ЕК), имеется и в ЕАЭС. Это совместные производства, созданные странами-участницами в последние годы. Положительный опыт накоплен в России и Белоруссии7. Созданы и успешно работают казахстанско-российское совместное
5 European Commission. The European Company — Frequently Asked Questions. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_ MEMO-04-235_en.htm.
6 The European Trade Union Institute. European Company database. URL: http://ecdb.worker-participation.eu.
7Минченко П. Производственники делают ставку на совместные предприятия // Российская газета. 25.11.2010.
предприятие по производству грузовых автомобилей КамАЗ в Кокшетау и казахстанско-белорусское предприятие по производству тракторов «Беларусь» в Семипалатинске. Применительно к ЕК могут быть использованы, в частности, налоговые льготы целевого назначения для предприятий, работающих в рамках совместного производства, которые применялись в 2000-е гг. при российско-украинской промышленной кооперации [13]. Создание ЕК, их налоговая поддержка, наряду с другими мерами налогового стимулирования, представляются эффективными инструментами общесоюзной экономической политики, необходимыми для достижения целей ЕАЭС по повышению уровня кооперационной связанности и конкурентоспособности национальных экономик, а также решения текущих и перспективных задач импортозамещения.
Заключение
Можно сделать следующие предварительные выводы.
1. Региональное интеграционное образование является эффективным социально-экономическим институтом, способствующим развитию международной производственной кооперации, продвижению российских технологий и товаров на региональные и глобальные рынки.
2. Специализации стран ЕАЭС отличаются разнообразием, достаточной разнонаправленностью экономического развития. Это означает, что страны взаимодополняют друг друга, а ЕАЭС является перспективным региональным
экономиче ским союзом для развития международной производственной кооперации и импортозамещения.
3. Налоговое стимулирование взаимных поставок и инвестиций имеет огромное значение в плане уменьшения издержек производства и углубления интеграции стран ЕАЭС. Различаются налоговое стимулирование межотраслевой кооперации и налоговое стимулирование внутриотраслевой кооперации. В качестве эффективного рычага стимулирования международной кооперации в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, а также долгосрочного импортозамещения предполагается внедрение нового финансового инструмента — кооперационного налогового вычета. Он может быть предложен сроком на пять лет для предприятий, вступающих в кооперацию с другими предприятиями стран — участниц регионального интеграционного союза.
4. Поскольку уровень зрелости региональных интеграционных союзов определяется кооперационной связанностью национальных экономик, в качестве институционального механизма увеличения связанности региональных союзов может быть предложено создание региональных транснациональных компаний. В рамках ЕАЭС уровень кооперационной связанности национальных экономик следует поднять за счет создания «евразийских компаний». Налоговое стимулирование ЕК может стать эффективным инструментом развития общесоюзного производства, импортозамещения, в итоге — скрепления входящих в региональный экономический союз государств.
Список литературы
1. Fal 'tsman VK. Forcing import substitutions in a new geopolitical situation // Studies on Russian Economic Development. 2015. Vol. 26. Iss. 1. P. 15-21.
2. Grabowski R. Import substitution, export promotion, and the state in economic development // Journal of Developing Areas. 1994. Vol. 28. Iss. 4. P. 535-553.
3. Silva E. The Import-Substitution Model: Chile in Comparative Perspective // Latin American Perspectives. 2007. Vol. 34. Iss. 3. P. 67-90.
4. Furceri D., Zdzienicka-DurandA. The real effect of financial crises in the European transition economies // Economics of Transition. 2011. Vol. 19. Iss. 1. P. 1-25.
5. Sekkat K. (ed.) Market dynamics and productivity in developing countries. Springer. New York. 2010. 169 p.
6. Karras G. Is Fiscal Policy More Effective During Cyclical Downturns? // International Economic Journal. 2014. Vol. 28. № 2. P. 255-272.
7. Brown B.E. Ordeal of the European Union // American Foreign Policy Interests. 2013. Vol. 35. Iss. 1. P. 21-30.
8. Zhu T. Rethinking Import-substituting Industrialization. Development Strategies and Institutions in Taiwan and China. UNU-WIDER // Research Paper. 2006. № 76. 20 p.
9. Кузнецова, 3. Цели и приоритеты налоговой политики стран Центрально-Восточной Европы // Мир перемен. 2014. № 4. С. 154-169.
10. Lipscomb C.A., Kashbrasiev R.V. Using County Typologies to Inform Job Tax Credit Policy in Georgia // Review of Regional Studies. 2008. Vol. 38. Iss. 2. P. 233-250.
11. Hepp R., Von Hagen J. Fiscal federalism in germany: Stabilization and redistribution before and after unification // Publius. Vol. 42. Iss. 2. P. 234-259.
12. Гутник В.П. Объединенная, но не единая. Десять лет экономической и социальной интеграции Германии // Актуальные проблемы Европы. 2001. № 1. С. 38-89.
13. ФедуловаЛ.И. Производственная кооперация предприятий Украины и Российской Федерации. 2009. URL: http://institutiones.com/general/1929-proizvodstvennaya-kooperaciya-predpriyatij-ukrainy-i-rossii. html.
8. Zhu T. Rethinking Import-substituting Industrialization. Development Strategies and Institutions in Taiwan and China. UNU-WIDER, Research Paper, 2006, no. 76, 20 p.
9. Kuznetsova Z. Tseli i prioritety nalogovoi politiki stran Tsentral'no-Vostochnoi Evropy [Purposes and priorities of the tax policy of CEE countries]. Mir peremen = The World of Transformations, 2014, no. 4, pp.154-169.
10. Lipscomb C.A., Kashbrasiev R.V. Using County Typologies to Inform Job Tax Credit Policy in Georgia.
Review of Regional Studies, 2008, vol. 38, iss. 2, pp. 233-250.
11. Hepp R., Von Hagen J. Fiscal Federalism in Germany: Stabilization and Redistribution Before and After Unification. Publius, 2009, vol. 42, iss. 2, pp. 234-259.
12. Gutnik V.P. Ob"edinennaya, no ne edinaya. Desyat' let ekonomicheskoi i sotsial'noi integratsii Germanii [Integrated, but not united. Ten years of economic and social integration of Germany]. Aktual'nye problemy Evropy = Urgent Problems of Europe, 2001, no. 1, pp. 38-89.
13. Fedulova L.I. Proizvodstvennaya kooperatsiya predpriyatii Ukrainy i Rossiiskoi Federatsii [Production cooperation of enterprises of Ukraine and the Russian Federation]. Available at: http://institutiones.com/ general/1929-proizvodstvennaya-kooperaciya-predpriyatij-ukrainy-i-rossii.html. (In Russ.)