УДК 338.3
Т.Н. Подольская, Л.М. Царева
ИННОВАЦИИ В ПРОЦЕССАХ ИНТЕГРАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СИСТЕМ
T.N. Podolskaya, L.M. Tsareva INNOVATION IN THE INTEGRATION OF ECONOMIC SYSTEM
Рассмотрены и обоснованы целесообразность организации системы экономической безопасности в рамках социальной интеграционной группы стран, возможность формирования безкризисной экономики интеграционного объединения.
ИНТЕГРАЦИЯ. ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО. МЕНЕДЖМЕНТ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. БЕЗКРИЗИСНАЯ ЭКОНОМИКА.
The article describes the organization and the expediency of economic security in the framework of the social integration of the countries, the possibility of forming bezkrizisnoy economic integration grouping.
INTEGRATION. THE COMMON ECONOMIC SPACE. MANAGEMENT. ECONOMIC SECURITY. BEZKRIZIS-NAYA ECONOMY.
Введение. Интеграционные процессы, происходящие в хозяйствующих системах России в последнее десятилетие, носят социальную направленность. Рассматривая цели экономики в историческом аспекте можно констатировать, что со времен Петрарки человек провозглашен центром мироздания [1]. В ст. 2 Конституции Российской Федерации, принятой 12.12.1993 г., записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [2].
Одна из главных целей интеграции стран в Единое экономическое пространство (ЕЭП) — «создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств участников и повышение уровня жизни населения» [3].
Основной экономический закон развития общества определяет главную цель общественного производства как «наиболее полное удовлетворение всевозрастающих потребностей всех членов общества» [4].
Следует отметить, что в Гражданском кодексе РФ социальная направленность создаваемых хозяйствующих субъектов не обозначена. Цель создания юридических лиц в ГК РФ
отражена следующим образом: «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)» [5].
Из вышеизложенного следует, что экономика России на современном этапе находится в поисках путей целеориентированного развития, что невозможно без внедрения инноваций во все сферы хозяйствования. Государственная инновационная политика находится на стадии становления и представляет собой основу стратегии и тактики дальнейшего развития экономики страны на пути интенсификации. Инновационная политика хозяйствующих систем представляет собой, прежде всего, поиск путей развития с учетом основных целей, выработку методологии, подбор средств, механизмов, форм, процесса принятия решений и их реализации для достижения поставленных целей. Инновационная деятельность — не самоцель развития хозяйствующих систем, а средство достижения главных целей, выбор стратегии дальнейшего развития. Новация
может быть результатом внедрения достижений науки и техники на современном этапе, внедрением мирового положительного опыта развития хозяйствующей системы, результатом модернизации существующих научных знаний и опыта или внедрением в практику хозяйствования давно разработанных путей развития экономики, восстановлением нарушенных ранее законов природы и общества. Под хозяйствующей системой мы понимаем динамическую целеориентированную совокупность элементов, вовлеченных в экономику страны.
Вхождение российской национальной экономики в мировую экономику не прошло безболезненно. При этом накоплен опыт самостоятельного развития стран, бывших в составе СССР, опыт преодоления последствий мирового экономического кризиса, появилась реальная возможность оценки положительного опыта совместной деятельности в прошедшем веке, который имеют страны, создавшие интеграционные объединения нового типа, такие как СНГ, Европейское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Единое экономическое пространство (ЕЭП).
Особенности интеграционных объединений. Исследуя инновационные процессы на уровне интеграции стран, можно сделать вывод, что интеграция стран — бывших членов СССР является интеграцией нового типа, т. е. наблюдается проявление инновационных процессов в ходе объединения стран, имеющих в прошлом огромный опыт совместного ведения народного хозяйства. Опыт этот позволил выйти победителем в мировых войнах, восстановить народное хозяйство, сохранить как национальное достояние язык, национальную культуру, национальное богатство — недра, землю, леса и т. д. Преимущества интеграционных объединений типа ЕЭП очевидны, так как объединившиеся страны (Россия, Беларусь, Казахстан, а в перспективе и Украина) никогда не были настроены враждебно друг к другу. Опыт, приобретенный совместно по ведению народного хозяйства, а также опыт пережитых войн и их последствий позволяет сделать вывод, что только вместе эти страны могут сохранить свою национальную независимость и самостоятельность. Как отмечает В. Б. Долголев, «глав-
ное — объединение научно-технического и образовательного потенциала, разработка и реализация совместных программ развития человеческих ресурсов, высоких технологий» [6].
Опыт пережитого мирового экономического кризиса показал, что именно кризис, его последствия создают реальную угрозу для экономики страны, способствуют ее разрушению, потере стабильности и поступательного движения. Кризис является одним из главных факторов, предпосылок разработки экономической безопасности страны и основной цели — формирования интеграционного объединения [10].
Целью международных интеграционно -глобализационных объединений является положительный синергетический эффект в виде увеличения прибыли и укрепления экономических позиций наднациональных структур управления.
Интеграционные объединения типа СНГ, ЕЭП следует рассматривать как социальные интеграционные объединения, исходя из основной цели их создания — повышения жизненного уровня населения. Некоторые российские ученые относят объединения типа СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП к региональным интеграционным объединениям стран участников [7], в основном, из-за наличия совместных границ. На наш взгляд, отличия международных интеграционно-глобализационных объединений от объединений социального типа (СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП) более существенные и глубокие и заключаются в следующем.
1. Одинаковая целеориентация. Соблюдение основного экономического закона развития. (Наиболее полное удовлетворение потребностей общества).
2. Сохранение национального суверенитета, в то время как в международных процессах интеграции и глобализации приоритет отдается наднациональным интересам и сведению национальных интересов в конечном итоге на «нет» для упрощения управления международным объединением правительствами стран, навязывающими свой интерес и волю в управлении международными объединениями с целью эксплуатации природных богатств стран-участников.
3. Деловой (рабочий) язык, исторически — русский, национальный план счетов, единая
расчетная единица, отличная от доллара и евро, выбор которой еще предстоит осуществить. Расчеты в настоящий период осуществляются в национальных валютах.
4. Наличие исторического и экономического опыта совместной работы, наличие общих границ, энергетической, транспортной и других коммуникационных и инфраструктур, схожая методология организации и менеджмента в хозяйствующих системах, схожие банковские системы, системы здравоохранения, образования и т. д.
5. Применение в течение длительного периода одинаковой методологии управления экономическими и социальными процессами в каждой из объединившихся стран — бывших членов СССР (Россия, Беларусь, Казахстан). Эта методология оправдала себя и способствовала сохранению объединившихся народов и государств до сего дня. Примерно одинаковый уровень экономических показателей (ВВП на душу населения, темп роста экономики).
6. Возможность совместной разработки направлений развития, способствующих созданию системы безкризисной экономики в рамках ЕЭП, с использованием для этого инноваций в менеджменте формирования потребления, производства, использования ресурсного потенциала в условиях закрытой, полузакрытой, открытой систем управления потребления и распределения ресурсов [9].
7. Возможность модернизации и использования Закона государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений при наличии частной собственности на средства производства в рамках ЕЭП. Восстановление ранее нарушенных экономических законов в целях формирования безкризисной экономики.
Интеграция и экономическая безопасность. Возвращение к социалистическому способу ведения хозяйства в чистом виде, разумеется, невозможно. Мы предполагаем развитие экономики на более высоком витке эволюции с использованием мирового и собственного положительного опыта прожитых периодов. Так, капиталистический способ ведения хозяйства привлекает частные инвестиции в развитие экономики страны, но не учитывает социальную направленность. Социалистиче-
ский способ ведения хозяйства предусматривает социальное равенство и жесткое государственное регулирование экономики. Соединение положительных сторон: частных инвестиций, социальной целеориентации и государственного регулирования позволит сформиро-мировать, по нашему мнению, капиталистический социализм.
Как показывает анализ развития капиталистических экономик и их международных объединений, явление экономического кризиса для них неминуемо. Другими словами, экономики стран международных интеграционных и глобализационных объединений находятся в постоянной опасности. Экономическая безопасность представлена российскими учеными с учетом взаимоприемлемого, взаимовыгодного сотрудничества. Справедливо замечено, что «наднациональные цели эволюционного движения объекта международной экономической безопасности должны формироваться с учетом совокупности экономических, экологических и других видов национальных интересов всех стран, интегрированных в мировую экономику» [7]. Однако следует также заметить, что понятие «долга» в международных объединениях работает только в интересах развитых капиталистических стран. Другими учеными [8, 9] мировой экономический кризис определен в экономической системе как нарушение сбалансированности экономической деятельности — финансовой, организационной, технологической. При наступлении экономического кризиса наблюдается разбалансированность производства и потребления, а также такие экономические и социальные явления, как резкое колебание уровня цен, снижение занятости, безработица, а в конечном итоге — разрыв связей между основными экономическими системами, составляющими интеграционное или глобализационное объединение, банкротство, дефолт. В целях экономической безопасности для предвидения надвигающегося кризиса рекомендуется использовать индикаторы, индексы, статистические, экономические и социальные показатели. Иными словами, мировой кризис — явление подрыва экономической безопасности международного интеграционного или глобализационного
объединения стран. Однако «болезнь» — надвигающийся кризис, по нашему мнению, целесообразно предотвращать, а не лечить уже на стадии проявления. В связи с вышеизложенным возникает необходимость на начальных стадиях социальной интеграции стран формировать безкризисную экономику. Конечно, какие-то проявления мирового кризиса окажут свое негативное воздействие на экономическую, а следовательно и социальную среду интеграционного объединения, но потрясения от мирового экономического кризиса могут быть минимальными, а при умелом, мудром менеджменте в рамках социального интеграционного объединения и сведены на нет. Можно предположить, что формирование изначально без-кризисного социального интеграционного объединения является главным способом достижения экономической и социальной безопасности стран, входящих в объединение.
Таким образом, основа экономической безопасности может быть достигнута формированием безкризисной экономики на стадии создания социального интеграционного объединения.
Примером реализации программы предупреждения кризиса в рамках СНГ могут служить соглашения, подготовленные Министерством финансов РФ, по созданию валютного союза, где каждая сторона обеспечивает банкам-резидентам другой стороны допуск на свой валютный рынок для проведения межбанковских конверсионных операций. Объединение Беларуси, России, Казахстана, Армении, Киргизии, Таджикистана предполагает беспрепятственное совершение валютных операций, свободный обмен валют СНГ напрямую, без промежуточного пересчета на доллары или евро.
Страны СНГ подписали в Ашхабаде в декабре 2012 г. Соглашение о формировании финразведки. В настоящий момент формируется пакет документов в сфере обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам, борьбы с экстремизмом, терроризмом и отмыванием преступных доходов. Соглашение предусматривает подготовку специалистов антитерористических подразделе-
ний в учебных заведениях компетентных органов. Решены вопросы о материально-техническом обеспечении и финансировании этих учебных заведений.
Инновационные процессы в вузах также способствуют подготовке менеджеров, способных управлять формированием безкризис-ной экономики в социальном интеграционном объединении стран.
Этапы управления формированием экономики. Этапы управления процессом формирования безкризисной экономики хозяйствующих систем всех уровней по вертикали и горизонтали социальной интеграции стран могут быть следующими:
1. Восстановление нарушенного законодательства о государственном регулировании экономики в рыночных условиях при наличии частной собственности на средства производства, которое заключается в усилении и укреплении экономических регулирующих функций государства. Частная собственность предоставляет собственнику участие в распределении чистой прибыли отчетного года, участие через административные и наблюдательные функции в разработке стратегии бизнеса. Регулирующая функция государства заключается в поддержании отраслевых пропорций, в отнесении хозяйствующей структуры в перечень стратегических в процессе формирования безкризисной экономики.
2. Определение и планирование потребностей населения и предприятий низшего и высшего уровня (социальных, материальных, физиологических, духовных), дифференцированных по вертикали интеграционного объединения.
3. Формирование информационного ресурса с помощью органов статистики о хозяйствующих системах, о выпускаемой продукции, количестве, видах, об используемом сырье, источниках его получения. При получении сырья из открытой системы ресурсного обеспечения возможность его замены на сырье, получаемое из полузакрытой системы [9].
4. Определение и планирование ресурсного обеспечения предприятий для удовлетворения минимальных и максимальных потребностей населения и хозяйствующих систем.
5. Разработка перечня стратегических предприятий, которые играют главную роль в обеспечении потребностей населения и хозяйствующих систем, определение выделяемых им привилегий, налоговых льгот.
6. Планирование распределения ресурсов между предприятиями в системе закрытого и полузакрытого ресурсного обеспечения, регулирование экспорта, импорта.
7. Выбор вариантов решения задач оптимального обеспечения потребностей населения и хозяйствующих систем ресурсами в период формирования безкризисной экономики.
Современный период развития экономики социальных интеграционных объединений стран можно отнести к экономике капиталистического социализма. Наличие частной собственности на средства производства требует от государств, входящих в интеграционное объединение, гибкой экономической политики, жесткого контроля за производством и потреблением ресурсов, экспортом, импортом, выявления возможностей мобильного переориентирования производства в части производимой продукции и потребляемых сырьевых ресурсов, разработки мер и механизмов воздействия на экономическую политику собственника средств производства, так как эти средства производства остаются частью национального богатства объединившихся в интеграционное объединение стран. Только восстановление и усиление роли государственного регулирования позволит сохранить экономику интеграционного объединения и достичь поставленных социальных целей.
Интеграция и образовательная деятельность. Инновационные процессы в системе управления интеграционными объединениями в части формирования безкризисной экономики вызывают необходимость инновационных процессов в сфере подготовки менеджеров и управленцев всех уровней интеграционного объединения. Так, рассматривая деятельность вузов по подготовке менеджеров в области экономической безопасности хозяйствующих субъектов всех уровней, выявляется необходимость новаций в их образовательную и научно-исследовательскую деятельность. Образовательная деятельность вуза заключается в предоставлении возможности обучения студентов по двухуровневым про-
граммам высшего образования (магистры и бакалавры), введении новых дисциплин в их логической увязке, которые позволят студентам усвоить задачу безкризисного управления хозяйствующими системами всех уровней (предприятие, отрасль, страна, ЕЭП). Причем, с учетом целенаправленности интеграционного объединения используются на всех этапах менеджмента механизмы планирования, организации, контроллинга, мотивации. Решения принимаются в условиях многовариантности управления деятельностью, формирования и развития хозяйствующих систем, что позволяет в любой момент перейти на закрытую и полузакрытую систему управления ресурсным обеспечением.
Для всех этих целей необходима инновация образовательных программ, модернизация образовательных стандартов, наличие опыта непрерывного интегрированного обучения и стажировки, модернизация учебников в области теории и практики управления формированием безкризисной экономики социального интеграционного объединения.
В научно-исследовательской сфере экономических вузов целесообразна тематика, направленная на разработку теоретических и практических аспектов формирования и функционирования безкризисной экономики социальных интеграционных объединений и составляющих его хозяйствующих систем, обсуждение и публикация научно-исследовательских отчетов, формирование инновационного мировоззрения у студентов, сотрудников, менеджеров, обобщение собственного опыта и опыта мирового сообщества с целью заимствования его положительных сторон, участие в симпозиумах и обсуждение проблемных вопросов работы социальных интеграционных объединений типа ЕЭП.
Выводы. Таким образом, на эволюционном этапе развития экономик стран, объединившихся в социальное интеграционное объединение типа ЕЭП, возможно формирование безкризисной экономики. Осуществление представленных этапов формирования безкризисной экономики возможно на основе инноваций и обеспечения для этого высококвалифицированного трудового потенциала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Словарь по этике [Текст] / под ред. И. С. Кона. — М.: Политиздат, 1981. — 430 с.
2. Конституция РФ [Текст] : сб. законов РФ. — М.: ЭКСМО, 2009. — 1038 с.
3. Единое экономическое пространство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: М1р://ги/шк-ipedia.org/wiki/ 19.12.2012
4. Новая экономическая энциклопедия [ Текст] / Е.Е. Румянцева. — М.: Инфра-М, 2003. — С. 722.
5. Гражданский кодекс. Ч. 1 [Текст]. — М.: Приор, 1996. — 176 с.
6. Долголев, В.Б. Закономерности экономической интеграции [ Текст] / А. Б. Долголев. — Минск: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2000. — 276 с.
7. Ананьев, А.А. Международная экономическая безопасность: анализ сущности, подходов, факторов [Текст] / А. А. Ананьев // Научно-технические ведо-
мости СПбГПУ. Экономические науки. — 2012. — № 1. — С. 270—275.
8. Шишков, Ю.В. Интеграционализация про-изводства-новый этап развития мировой экономики [Текст] / Ю.В. Шишков; Учреждение Российской акад. наук, Ин-т мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО). — М.: ИМЭМО РАН, 2009. — 92 с.
9. Экономическая и национальная безопасность [Текст] : учебник / под ред. проф. Л.П. Гон-чаренко. — М.: ИМЭМО РАН, 2009. — 92 с.
10. Бабкин, А.В. О причинах мирового финансового кризиса и его последствиях для российской экономики [Текст] / А.В. Бабкин, В.В. Пшеничников, Е.Е. Бичева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2009. — № 4 (81). — С. 9—17.
ПОДОЛЬСКАЯ Татьяна Николаевна — доцент кафедры экономики и менеджмента энергетического машиностроения Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат экономических наук, доцент.
195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29, тел. (812)540-50-71.
PODOl'SKAYA, Tat'jana N. — St. Petersburg State Polytechnical University.
195251, Politekhnicheskaya str. 29. St. Petersburg. Russia.
ЦАРЕВА Людмила Михайловна — заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Московского экономико-финансового института, кандидат экономических наук.
115193, Россия, г. Москва, ул. Петра Романова, д. 7, стр. 2.
TSAREVA, Ludmila M. — Moscow economic financial institute.
115193, Petra Romanova str. 7/2. Moscow. Russia.
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013