МЕТОДОЛОГИЯ СЕРВИСА
8. Пашковская Т.И., Савенко Н.М. Курсовое проектирование по дизайну и рекламе на предприятиях сервиса: Учебное пособие для вузов, ГОУВПО «МГУС». М., 2007.
9. Пашковская Т.И., Пашковский И.Э. Дизайн и реклама на предприятиях сервиса. Методические указания и контрольные задания. М.: МГУС, 2004.
10. РунгеВ.Ф., СеньковскийВ.В. Основы теории и методологии дизайна. М.: МЗ-Пресс, 2001.
11. Ученова В.В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа? Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
12. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
УДК 629.119
| ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В АВТОСЕРВИСЕ
М.Н. Буткевич, доктор технических наук, доцент, зав. кафедрой,
О.П. Голубев, кандидат технических наук, доцент, профессор, [email protected], ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The author examines the ecological issues in auto service, including environmental planning, implementation and operation of the environmental control system.
Keywords: auto service, ecology, environment.
В статье рассматриваются экологические проблемы в автосервисе с точки зрения планирования природоохранной деятельности, внедрения и функционирования системы охраны окружающей среды.
Ключевые слова: автосервис, экология, окружающая среда.
В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране, значимость автомобилей в транспортной системе постоянно возрастает. Быстрыми темпами растет их вклад в обеспечение мобильности и повышение уровня жизни населения. Повседневное массовое использование личных автомобилей является одним из главных факторов формирования нового образа жизни.
Темпы наращивания парка автомобилей указывают на массовую автомобилизацию страны. За 2007 год в России было продано 2,178 млн легковых автомобилей, а покупатели потратили на транспортные средства 53,4 млрд дол. Прирост рынка в количественном выражении составил 35%, а в денежном выражении — 67% по сравнению с 2006 годом. Предполагается, что до 2015 г. продажи автомобилей будут расти и составят 4,0— 4,5 млн штук, а уровень автомобилизации достигнет 400 машин на 1000 жителей. К тому времени в России будет уже 56 млн транспортных средств по сравнению с 28 млн автомобилей в 2007 г.
Процесс автомобилизации страны противоречив. С одной стороны, автомобилизация обеспечивает новое качество жизни людей и способствует развитию рыночной экономики, с другой стороны, указанный процесс сопровождается
и негативными последствиями. Основные из них связаны с ущербом от ДТП, загрязнением окружающей среды, перегрузкой дорог и городских улиц, проблемой утилизации автотранспортных средств [1—3].
Доля автотранспорта в загрязнении окружающей среды в настоящий момент достигает 33%, что превышает аналогичный показатель развитых стран более чем в 1,7 раза. К 2020 г. долю транспорта в загрязнении окружающей среды предлагается снизить в 1,5 раза, до 22% (в развитых странах она составляет менее 20%). Ежегодный экономический ущерб от выбросов автотранспортом вредных (загрязняющих) веществ составляет свыше 120 млрд руб.
Показатели безопасности дорожного движения в России также не соответствуют мировому уровню. Показатель числа погибших в ДТП в расчете на 1000 автомобилей в 4 раза превышает аналогичный показатель в развитых странах. Ежегодно на дорогах совершается 210 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают более 30 тыс. человек и 250 тыс. получают ранения.
Ежегодный экономический ущерб от ДТП превышает 220 млрд руб.
Максимальное использование возможностей автомобиля для мобильности населения и ускоре-
18 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 4
Проблемы экологии в автосервисе
ния товародвижения предполагает комплексное решение отмеченных выше проблем, в том числе за счет совершенствования системы технического сервиса автотранспортных средств и повышения уровня оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей.
Динамика развития инфраструктуры технического сервиса автотранспорта должна четко кор-релироваться с темпами развития автомобильной промышленности и динамикой продажи автомобилей зарубежного производства. Только при адекватном увеличении количества постов обслуживания и ремонта автотранспортных средств за счет ввода новых, расширения и реконструкции существующих предприятий автосервиса, оснащения их современным технологическим оборудованием и квалифицированным персоналом, находящийся в эксплуатации автотранспорт будет своевременно обслужен и обеспечен качественным ремонтом.
Сейчас рост темпа автомобилизации России существенно опережает прирост транспортной инфраструктуры, в том числе предприятий системы автосервиса. Поэтому автосервис должен соответствовать дополнительным требованиям к внедрению новых технологий, инновационных решений, повышению качества обслуживания и т.п.
По данным национальной ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств, в России находится 28 700 единиц хозяйствующих субъектов, и объем автосервисного рынка составляет 48,5 млрд руб. [4].
Технология производства работ по техническому сервису транспортных средств соблюдается всего на 28% предприятиях автосервиса (г. Москва). Производственная среда соответствует надлежащему состоянию и уровню качества обслуживания клиентов на 48% объектах технического сервиса.
В ближайшее время требуется ввод в действие в России, по оценкам экспертов, от 30 до 80 тыс. предприятий технического сервиса автомобилей, имеющих промышленные территории, производственные цеха, участки, технологическое оборудование и т.д.
В этих условиях особую важность приобретают вопросы обеспечения экологической безопасности предприятий автосервиса.
Система управления охранной окружающей среды в основном должна состоять из следующих основных элементов:
• экологическая политика;
• планирование природоохранной деятельности;
• внедрение и функционирование системы охраны окружающей среды;
• проведение проверок деятельности, влияющей на окружающую среду;
• анализ результатов деятельности по охране окружающей среды со стороны руководства. Экологическая политика в соответствии
с характером и масштабом воздействия производственной деятельности на окружающую среду определяет важнейшие экологические аспекты деятельности, а также содержит цели и обязательства в области постоянного ее улучшения и предотвращения загрязнения.
Экологическая политика автосервиса в ХХ! в. должна основываться на следующих принципах и обязательствах:
• рациональности использования ресурсов;
• приоритетности планируемых и реализуемых действий и мер, связанных с предупреждением (предотвращением) воздействия на окружающую среду, перед мерами и действиями по минимизации и ликвидации последствий такого воздействия;
• охраны здоровья и безопасности персонала автосервиса и населения;
• последовательном непрерывном улучшении характеристик и показателей воздействия осуществляемой деятельности, продукции и услуг на окружающую среду и потребления ресурсов с ориентацией на сложившийся на конкретном этапе научно-технического прогресса уровень развития техники и технологии и состояние развития общества;
• обязательном соблюдении требований природоохранительного законодательства, в том числе международных соглашений, российского федерального, регионального и местного законодательства, отраслевых нормативных требований, а также других нормативных требований, которые регламентируют деятельность автосервиса;
• принятии и реализации любых управленческопроизводственных решений с учетом экологических аспектов намечаемой деятельности, производимой продукции и оказываемых услуг;
• последовательном вовлечении и мотивации (повышение квалификации, поощрение, ответственность) всего персонала в природоохранную и ресурсосберегающую деятельность;
• информировании и поддержании открытого диалога со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности автосервиса
19
МЕТОДОЛОГИЯ СЕРВИСА
и результатах оценки воздействия на окружающую среду и реализуемой природоохранной деятельности;
• понимании приоритетности системного экологического управления в области природоохранной деятельности и стремление к последовательному внедрению международных стандартов по менеджменту.
Перечислим основные цели экологической
политики автосервиса:
• достижение уровня экологической безопасности, соответствующего показателям лучших предприятий;
• повышение экологической безопасности предприятий, снижение воздействия на окружающую среду за счет повышения надежности, обеспечения безопасной и безаварийной работы технологического оборудования;
• предотвращение и минимизация количества и токсичности выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходов при увеличении объемов производства за счет внедрения новых технологий, оборудования, материалов и повышения уровня автоматизации управления технологическими процессами;
• внедрение эффективных технических решений и технологий по минимизации и ликвидации уровня загрязнения окружающей среды. Экологическая политика каждым предприятием разрабатывается самостоятельно и периодически пересматривается с учетом результатов проверок, аудита и анализа, доводится до сведения всех сотрудников.
Планирование природоохранной деятельности осуществляется исходя из выявляемых экологических аспектов деятельности и выделения из них приоритетных. При выделении приоритетных экологических аспектов учитываются: 1) масштаб воздействия; 2) требования нормативно-правовых актов; 3) обязательства, определенные в экологической политике.
На основе выделенных приоритетных экологических аспектов формируются цели и задачи природоохранительной деятельности. Задачи природоохранительной деятельности предполагают разработку плановых показателей и показателей оценки достижения, а также ответственных и сроки выполнения, обеспечение финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, которые формализуются в планах и перспективных программах по окружающей среде.
Внедрение и функционирование системы охраны окружающей среды подразумевают орга-
низацию и практическую реализацию природоохранной деятельности в автосервисе.
Эффективное функционирование системы управления окружающей среды базируется на выполнении следующих условий:
• распределении ответственности за охрану окружающей среды, которое основывается на организационной структуре каждого предприятия;
• системе экологического обучения персонала автосервиса определяющей категории специалистов и персонала, чья деятельность оказывает воздействие на окружающую среду, категории определения потребности в обучении, порядок принятия решений о направлении на обучение, порядок проверки эффективности обучения (аттестации);
• системе стимулирования персонала автосервиса к повышению квалификации и эффективности природоохранной деятельности;
• оперативной связи между различными уровнями системы управления охраной окружающей среды;
• системе обращения с документами, регламентирующими либо регистрирующими все аспекты этой деятельности. Система документооборота в области охраны окружающей среды функционирует в соответствии с внутренним регламентом, а также документами, регламентирующими отчетность перед контролирующими организациями;
• определении и контроле операций, влияющих на окружающую среду. Порядок управления операциями определяет: процедуры идентификации операций, выявление наиболее значимых операций, определение количественных критериев работы персонала на операциях с целью соблюдения установленных плановых экологических показателей, функциональную ответственность за соблюдение установленных требований;
• системе предотвращения чрезвычайных и аварийных ситуаций на автосервисе, которая включает: процедуры и методы определения рисков, возникновения чрезвычайных ситуаций, документирование всех возникающих аварийных и чрезвычайных ситуаций, порядок действия персонала в случае возникновения аварийной и чрезвычайной ситуации, план мероприятий по предупреждению аварийных и чрезвычайных ситуаций и др.
Проведение проверок деятельности, влияющей на окружающую среду в автосервисе, осуществляется в форме экологического мониторинга, производственного экологического контроля
20 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 4
Проблемы экологии в автосервисе
и экологического аудита, в ходе которых регистрируются данные об окружающей среде, на основании которых проводится анализ, выявляются несоответствия и принимаются предупреждающие и корректирующие действия.
Руководство автосервиса регулярно проводит анализ результатов деятельности по охране окружающей среды с целью обеспечения эффективности процесса управления охраной окружающей среды.
Результаты анализа со стороны руководства оформляются документально и используются для подготовки предупреждающих и корректирующих действий.
Внутренние нормативно-методические, организационные документы предприятия в области охраны окружающей среды разрабатываются на основе международных, российских федеральных и региональных законодательных и нормативных актов, с учетом требований, устанавливаемых органами местного самоуправления территорий, на которых автосервис и его структурные подразделения осуществляют свою деятельность.
Внутренние документы, разрабатываемые и принимаемые в автосервисе по вопросам охраны окружающей среды и ресурсов, должны быть направлены на предотвращение воздействия на окружающую среду и на последовательное улучшение во всех экологических аспектах деятельности, а также обеспечивать возможность оценки воздействия на окружающую среду и ее состояние; разработки, принятия и корректировки экологической политики, целей и задач; планирования, организации и практической реализации деятельности по охране окружающей среды; текущего мониторинга и контроля деятельности; аудита систем управления окружающей средой, анализа достигнутых результатов и совершенствования действующей системы управления охраной окружающей средой.
Руководитель автосервиса:
• организует разработку, обеспечивает реализацию и необходимую корректировку экологической политики автосервиса;
• организует деятельность по соблюдению сотрудниками автосервиса Федерального природоохранительного законодательства, законодательства субъектов РФ и иных нормативно-правовых актов, а также выполнение предусмотренных действующим законодательством решений органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, предписаний органов государственного надзора;
• определяет обязанности руководителей структурных подразделений автосервиса (или специально уполномоченного сотрудника), ответственного за экологическую безопасность;
• утверждает внутренние документы, регламентирующие природоохранную деятельность автосервиса.
Как правило, руководство и оперативный контроль деятельности автосервиса по реализации политики в области экологической безопасности осуществляют технический директор (главный инженер, сервис-менеджер, начальник цеха и т.д.).
Руководитель структурного подразделения:
• организует и обеспечивает реализацию экологической политики и важнейших природоохранных целей;
• организует обеспечение соответствия производства, продукции и услуг требованиям соответствующих стандартов, правил и норм охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
• организует и обеспечивает планирование природоохранной деятельности направленной на достижение утвержденных экологических целей соответствующих целевых и плановых показателей по всем важнейшим экологическим аспектам производства, продукции и услуг;
• руководит разработкой, рассматривает, утверждает и корректирует природоохранные планы и программы;
• организует разработку и обеспечивает внедрение прогрессивных систем и форм организации работы по охране окружающей среды;
• контролирует обеспечение главными специалистами соответствия технологии производства, оборудования, зданий и сооружений требованиям стандартов, правил и норм охраны окружающей среды;
• осуществляет контроль над выполнением руководящими работниками и главными специалистами правил, приказов руководителя;
• руководит разработкой, организует рассмотрение и утверждение в установленном порядке организационно-технических мероприятий по улучшению экологической обстановки, организует контроль их выполнения;
• обеспечивает работу природоохранной службы по прямому назначению, не допуская привлечения его сотрудников к выполнению работ, не входящих в их обязанности и не связанных с их работой;
21
МЕТОДОЛОГИЯ СЕРВИСА
• периодически проверяет организацию работы по охране окружающей среды в структурных подразделениях;
• проводит проверку знаний в области охраны окружающей среды;
• обеспечивает формирование планов экологического обучения работников;
• организует разработку и внедрение форм и систем стимулирования (поощрения) работников за лучшую работу в области охраны окружающей среды;
• организует и обеспечивает регулярный процесс экологического мониторинга и экологического аудирования;
• организует и обеспечивает взаимодействие между различными уровнями управления, а также связи с внешними заинтересованными по вопросам природоохранной деятельности сторонами;
• осуществляет общее руководство разработкой и внедрением нормативно-методических документов, регламентирующих природоохранную деятельность автосервиса.
Оперативное, методическое руководство, координация работ возлагается на ответственного за экологическую безопасность, он выполняет следующие функции:
• обеспечивает совместно с другими службами соблюдение правил и норм по охране окружающей среды, стандартов, иных нормативных документов по вопросам природоохранной деятельности, выполнение приказов и указаний вышестоящих органов управления, предписаний контролирующих органов;
• совместно с соответствующими отделами, службами разрабатывает мероприятия по улучшению экологической обстановки, участвует в формировании экологических программ и планов, направленных на выполнение утвержденных целей, целевых и плановых экологических показателей по приоритетным экологическим аспектам;
• координирует деятельность управления, отделов, служб по подготовке планов природоохранных мероприятий;
• обеспечивает контроль за соответствием нормативным требованиям по охране окружающей среды технологических процессов, технического состояния и правильной эксплуатации машин и оборудования, зданий и сооружений;
• организует и обеспечивает контроль за выполнением нормативных требований к охране окружающей природной среды;
• организует разработку новых и пересмотр действующих инструкций, памяток по охране природы, оказывает методическую помощь работникам подразделений в разработке и пересмотре инструкций по охране окружающей среды;
• подготавливает предложения (проекты приказов, решений, указаний, распоряжений, справки) для руководства по вопросам охраны окружающей среды.
При осуществлении своих обязанностей лицо, уполномоченное в области охраны окружающей среды, имеет право:
• в любое время суток беспрепятственно осматривать производственные объекты, знакомиться с документами по вопросам охраны окружающей среды;
• давать руководителям и специалистам (инженерно-техническим работникам) подразделений указания об устранении выявленных недостатков в работе и нарушений правил и норм по охране окружающей среды. Эти указания могут быть отменены только письменным распоряжением генерального директора или главного инженера;
• запрещать работу на производственных объектах при условиях, опасных для окружающей природной среды;
• отстранять от работы лиц, допустивших нарушения правил и норм по охране окружающей среды (через руководителей соответствующих подразделений);
• вносить руководителю предложения о поощрении отдельных работников за активную работу в области охраны окружающей природной среды, а также о лишении или снижении размера премии, о наложении дисциплинарных взысканий на руководителей и специалистов подразделений за нарушение правил и норм по охране окружающей среды. Конкретные обязанности сотрудников автосервиса в области охраны окружающей среды отражаются в их должностных инструкциях сучетомструктурыиспецификипроизводственно-хозяйственной деятельности автосервиса.
Реализация системы управления охраной окружающей среды на предприятиях автосервиса требует одновременного решения ряда взаимосвязанных задач (рис. 1).
Контроль за состоянием окружающей среды осуществляется исходя из выявленных экологических аспектов деятельности и выделения из них приоритетных:
• контроль за ненадлежащей утилизацией отходов;
• контроль за состоянием сточных вод и проведение мероприятий по их очистке;
22 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 4
Проблемы экологии в автосервисе
Рис. 1. Основные задачи ответственного за охрану окружающей среды на автосервисе
• контроль за состоянием атмосферного воздуха и уровнем шума;
• контроль за соблюдением правил охраны окружающей среды всеми работниками предприятия.
Разработка предложений и реализация мер по охране окружающей среды подразумевает организацию и практическую реализацию природоохранной деятельности:
• проведение мероприятий по очистке ливневых и технологических вод. Применение системы оборотного водоснабжения;
• проведение мероприятий по очистке воздуха и снижению уровня шума;
• разработка и внедрение методов, позволяющих уменьшить долю отходов.
работа с кадрами предполагает:
• информирование всех работников о необходимых учебно-разъяснительных мероприятиях;
• подготовка и проведение контрольно-разъяснительных мероприятий;
• тесное взаимодействие с другими уполномоченными лицами предприятия (отвечающими, например, за охрану труда). информационное обеспечение предусматривает:
• информирование в интересах поддержания положительного имиджа предприятия, общественности и клиентов о принятых мерах по защите окружающей среды;
• информирование коммерческой дирекции о выявленных опасностях, недостатках и нарушениях;
• информирование руководство об альтернативных возможностях утилизации отходов с меньшими затратами;
• информирование всех работников с правилами обращения с опасными материалами.
Литература
к нормативно-правовым аспектам относятся следующие:
• приобретение для предприятия изданий, информационных материалов, содержащих все распространяющиеся на них законы, подзаконные акты и другие правовые документы по охране окружающей среды;
• снабжение служб предприятия необходимой для них специальной литературой, инструкциями и информационными материалами;
• получение требуемых разрешений;
• регулярная связь с компетентными представителями власти;
• участие в мероприятиях по повышению квалификации.
Экономика и организация автосервиса включает:
• постоянный контроль за расходами на охрану окружающей среды;
• регулярное изучение альтернативных и более рациональных природоохранных мер;
• участие в принятии решений о приобретении эксплуатационных и других материалов с учетом возможного удешевления утилизации отходов. Маркетинг предусматривает:
• постоянный контроль каналов утилизации отходов;
• проверку и отбор фирм, предлагающих различные услуги, по экологическим критериям;
• участие в принятии решений о приобретении эксплуатационных и других материалов, потенциально опасных для окружающей среды. Для малых предприятий автосервиса характерно, что вопросами охраны окружающей среды (другими тоже) занимаются непосредственно владелец автосервиса или наемный руководитель, сервис-менеджер, начальник сервисного цеха.
1. Амбарцумян В.В., Носов В.Б., Тарасов В.И. Экологическая безопасность автомобильного транспорта: учебное пособие для вузов. М.: Научтехлитиздат, 1999.
2. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда на предприятиях автосервиса: учебное пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2008.
3. Сарбаев В.И., Селиванов С.С., КоноплевВ.Н., Демин Ю.Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность производственных процессов. Рн/Д: Феникс, 2004.
4. Журнал «Новости авторемонта», 2009, май.
23