Научная статья на тему 'Развитие предпринимательства в сфере автосервиса как элемент формирования автотранспортной инфраструктуры национального хозяйства'

Развитие предпринимательства в сфере автосервиса как элемент формирования автотранспортной инфраструктуры национального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
989
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / УСЛУГИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОСЕРВИСА / ENTREPRENEURSHIP / INFRASTRUCTURE OF NATIONAL ECONOMICS / CAR SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забегин Андрей Викторович

В статье освещены вопросы развития предпринимательства в сфере автосервиса как элемента формирования автотранспортной инфраструктуры национального хозяйства. Определено, что для успешного выполнения задач, стоящих в целом перед автомобильным транспортом, нужны крупные и средние автотранспортные и автосервисные предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business development of car service sphere as the element of motor transportation infrastructure development in national economics

The article highlights the problems of development of the car service sphere as the element of motor transportation infrastructure development in national economics. It is defined that average and large motor transportation and auto-service enterprises are necessary for successful performance of tasks set in the motor transportation sphere

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательства в сфере автосервиса как элемент формирования автотранспортной инфраструктуры национального хозяйства»

УДК 330.190.2

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ АВТОСЕРВИСА КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

© А.В. Забегин

В статье освещены вопросы развития предпринимательства в сфере автосервиса как элемента формирования автотранспортной инфраструктуры национального хозяйства. Определено, что для успешного выполнения задач, стоящих в целом перед автомобильным транспортом, нужны крупные и средние автотранспортные и автосервисные предприятия.

Ключевые слова: предпринимательство, инфраструктура национального хозяйства, услуги предприятий автосервиса.

Формирование и укрепление российской экономики связано с совершенствованием рыночных отношений в стране, что означает всемерное развитие экономической инициативы и предпринимательства. Создание условий для предпринимательства, особенно в сфере материального производства, является важнейшей целью и составляющей экономической политики страны с рыночной экономикой. В связи с этим российская автомобильная промышленность является одной из важных отраслей, способных обеспечить увеличение темпов роста экономики страны. Экономическая наука делает вывод о том, что развитие транспорта как одного из важнейших инфраструктурных элементов является необходимым условием поступательного развития экономики любой страны. Экономические интересы требуют опережающего развития транспорта по сравнению с развитием обслуживаемых им отраслей. Это опережение является необходимым условием высокой эффективности всего общественного производства, что доказано исследованиями ученых, занимающихся проблемами производственной и социальной инфраструктуры у нас в стране и за рубежом. Более того, многие авторы считают опережение темпов развития транспорта закономерным [1-3]. Указанная закономерность имеет место на любом уровне экономики, включая региональный. Нарушение этой закономерности приводит к нарушению ритма работы производственных объектов, диспропорциям, сопровождающимся потерями в экономике.

Автомобильный транспорт России объединяет в единый комплекс все отрасли экономики, обеспечивает нормальную жизне-

деятельность государства и его национальную безопасность и целостность.

Автомобильный транспорт - это не только экономика отрасли, он дает экономике намного больше, чем просто необходимые пропускные и провозные возможности. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны автомобильный транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства.

Автомобильный транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой автотранспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Также автомобильный транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков [1, 4].

В этой связи обратимся к вопросам совершенствования организации предпринимательской деятельности в автосервисе.

Динамика роста автомобильного парка в России является одной из самых высоких в мире, примерно 10 % в год. К 2020 г. общая численность автомобильного парка страны возрастет более чем в 2 раза и превысит 60 млн автомобилей. В настоящее время в стране насчитывается около 34 млн автомобилей. По прогнозам, к 2010 г. парк легковых машин составит 30 млн штук.

Причинами сложившейся динамики численности автомобилей являются расширение масштабов производства не только отечественных автомобилей, но и совместного производства автомобилей с ведущими мировыми компаниями, а также увеличение ввоза в нашу страну автомобилей иностранного производства.

Стратегия российского экспорта на данном этапе базируется, в основном, на продаже автомобильной техники в страны СНГ и в развивающиеся страны с организацией сервисной сети на их территории. Однако экспортные возможности страны, по нашему мнению, сдерживаются низкой конкурентоспособностью российской автомобильной техники, слаборазвитой сетью сбыта и технического обслуживания. Кроме того, выход на новые рынки, занятые иностранными транснациональными корпорациями, требует длительной подготовительной работы по привлечению инвестиций и инновационных технологий.

По масштабам автомобилизации, по числу продаваемых в год автомобилей Россия еще отстает от других высокоразвитых стран. В то же время закономерности развития автопарка страны сегодня уже сравнимы с закономерностями развития в странах с развитой автомобильной промышленностью. Несмотря на интенсивный рост численности автопарка, средний его возраст в целом по стране значительный и составляет 12 лет [5].

Пользование автотранспортом, в силу совокупности причин, сопровождается значительными социальными, экономическими и экологическими последствиями. Перечислим их:

- дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Высокий уровень аварийности автотранспорта по причине его неисправности, на наш взгляд, связан с высокой изношенностью автотранспортных средств, которая, в свою очередь, является следствием неудовлетворительного состояния дорог и сверхнормативных сроков эксплуатации автомобилей.

- возраст автомобилей. Почти половина парка автомобилей имеет запредельный срок эксплуатации, т. е. более 12 лет, в то время как в развитых странах - не превышает 5 лет.

В этих условиях возрастает роль автосервисных предприятий. Однако для удовлетворения потребностей автовладельцев, предприятий, выполняющих автосервисные услуги, явно недостаточно. Наблюдается острый недостаток предприятий, специализирующихся на техническом обслуживании и ремонте автомобилей иностранного производства. Существующие автосервисные предприятия нуждаются в укреплении материально-технической базы, в улучшении снабжения запасными частями и ремонтными материалами, совершенствовании организации и гибкости производства.

Проблема поддержания автомобилей отечественного производства в технически исправном состоянии обостряется в связи с необходимостью рационального использования материальных ресурсов на автомобильном транспорте и прежде всего топлива. Технические неисправности автомобилей значительно увеличивают расход топлива.

Инфраструктура самого транспорта, включая автосервис, должна развиваться пропорционально численности автопарка страны, может быть, чуть опережая ее. Опережение объясняется значительным средним возрастом автопарка, чем старше автомобиль, тем больше он нуждается в поддержании своей работоспособности.

О необходимости превышения предложений над спросом на автосервисные услуги отмечается в работах [2, 3]. В России исторически сложилось так, что сфера автосервисных услуг всегда отставала в своем развитии от темпов развития автомобильного транспорта, точнее, от темпов увеличения численности автопарка.

Недостаточное внимание вопросам автосервиса до последнего времени уделялось не только на практике, но и в науке, о чем свидетельствует небольшое число публикаций по указанному направлению. Исследования почти не проводились, поскольку не были востребованы практикой. Основное внимание в исследовательской работе уделялось проблемам повышения эффективности функционирования и развития автотранспортных и авторемонтных предприятий, и очень мало - станциям технического обслуживания автомобилей.

Необходимо отметить, что наука в недостаточной степени реагирует на эти про-

блемы и не в полной мере использует свои возможности для изучения факторов, влияющих на процессы функционирования внутрипроизводственных систем данной и других категорий перевозчиков. В целом, на наш взгляд, наблюдается стихийность в развитии автосервисных услуг, при которой не учитывается оснащенность, потребность, контроль качества и т. д.

Заметим, совершенствование сервисных услуг, связанных с производством технического обслуживания и ремонта, внедрением новейших технологических процессов, диагностированием технического состояния автомобилей и направленных на повышение качества, надежности и эффективности работы автомобильного сервиса, имеет важное государственное значение.

Эффективность работы автомобильного сервиса базируется на повышении его конкурентоспособности, которая должна обеспечиваться в процессе производства, эксплуатации и ремонта автомобиля:

- совершенством конструкции и качеством изготовления;

- своевременным и качественным выполнением технического обслуживания (ТО) и ремонта;

- своевременным обеспечением и использованием нормативных запасов материалов и запасных частей высокого качества и необходимой номенклатуры;

- соблюдением государственных стандартов и Правил технической эксплуатации.

В развитых странах действует принцип: кто автомобиль производит, тот его и обслуживает. То есть завод-изготовитель транспортного средства несет ответственность за свою продукцию в течение всего ее жизненного цикла. Это обеспечивает его прямую заинтересованность в формировании сервисных пунктов. В результате этого предприятия фирменного сервиса в Европе охваты -вают до 50 % объема рынка услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, тогда как в Российской Федерации этот объем составляет лишь 15 % [5].

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается расширение сети автосервисных предприятий заводов-изготовите-лей как отечественного производства, так и иностранного.

Расположение автосервисных предприятий без прогнозирования спроса на автосервисные услуги, без расчета максимально возможных мощностей в каждом предполагаемом месте дислокации, без расчета экологических и санитарно-эпидемиологических параметров этих мест приведет, считает автор [6], к неравномерности распределения нагрузки как на сами предприятия, так и на их оборудование, либо к ускоренному их износу вследствие повышенной интенсивности. Кроме того, будет снижаться качество обслуживания, сопровождающееся потерями клиентов.

Другой проблемой является создание дополнительной нагрузки на окружающую среду, в результате этого предприятие может терпеть убытки из-за значительных платежей и штрафов.

Н.Б. Кобелев [6] использует подход, при котором территория обслуживания разделяется на регионы, в каждом из которых размещается автосервисное предприятие, обслуживающее данный регион. Вызывает беспокойство функционирование множества мелких автосервисных предприятий в сфере малого бизнеса, которые не обеспечивают требуемого качества работ из-за низкой технической оснащенности и квалификации персонала.

Предпринимательская деятельность в автосервисе может выполняться предприятиями, организациями, фирмами, имеющими статус юридического лица, так и физическими лицами без образования юридического лица - индивидуальными предпринимателями. Предприятия могут иметь различную организационно-правовую форму.

В зависимости от размера автосервисных предприятий автомобильного транспорта их подразделяют на малые, средние и крупные. Согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» 1995 г., к категории малых относятся отраслевые предприятия с численностью до 100 человек. Средняя численность работников малого автосервисного предприятия определяется с учетом всех его работников, в т. ч. работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Предприятие автосервисных услуг может осуществлять деятельность не связанную с основной и быть многопрофильным. К категории малых оно относится по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации работ и услуг.

Подобная диверсификация производственной деятельности в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры помогает предприятию выжить. Однако мировой опыт показывает, что чрезмерная многопрофиль-ность часто бывает причиной низкого уровня эффективности функционирования малого предприятия и, соответственно, конкурентоспособности. Из этого следует, что диверсификацию производства следует осуществлять в направлении развития технологии и организационно связанных между собой видов деятельности. К примеру, станция технического обслуживания может выполнять не только обслуживание и ремонт автомобилей, но и их продажу, а также продажу запасных частей и ремонтных материалов [2, 3, 7].

Под субъектами малого предпринимательства в России понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %.

Отличительными особенностями субъектов малого предпринимательства в сфере автосервисных услуг, на наш взгляд, являются:

1) востребование в виду интенсивной автомобилизации общества при минимальных ресурсах, необходимых для функционирования предприятия автосервиса;

2) короткие сроки создания и освоения проектных мощностей и быстрая окупаемость капиталовложений;

3) прямой контакт с потребителем и способность быстрого реагирования на спрос;

4) несмотря на отнесение автосервиса к одной из самой трудоемкой отрасли, наблюдается мощная мотивация к труду, возникающая на основе сознания у работников непосредственной зависимости между качеством труда, результатами хозяйственной деятельности и их материальным благополучием;

5) простота управления.

Особенностью развития рынка автосервисных услуг является резкое увеличение за последние годы числа малых автосервисных

предприятий и индивидуальных предпринимателей, выполняющих отдельные виды работ. Спрос на услуги субъектов малого бизнеса растет, т. к. в мелких предприятиях клиентам уделяется больше внимания, они могут присутствовать при ремонте, интересоваться поломками, беседовать с мастерами и т. д. Большинство малых предприятий автосервиса и индивидуальных предпринимателей работают по гибкому графику, в выходные дни и ночное время. Многих клиентов привлекают более низкие цены, ввиду узкой специализации на отдельных видах работ.

Конкурентная среда, в которой работают индивидуальные предприниматели, заставляет их чутко реагировать на спрос со стороны заказчиков, постоянно повышать качество услуг, строго выполнять установленные сроки работ. Поэтому предприятиям, владельцам автомобильного транспорта различных форм собственности зачастую экономически более выгодно обращаться к индивидуальным предпринимателям, чем к специализированным автосервисным предприятиям.

Малые предприятия и индивидуальные предприниматели в настоящее время выполняют значительный объем услуг и составляют тем самым серьезную конкуренцию средним и крупным специализированным предприятиям. В то же время для успешного выполнения задач, стоящих в целом перед автомобильным транспортом, нужны крупные и средние автотранспортные и автосервисные предприятия. У каждого из них, в зависимости от специализации и назначения, формируется своя рыночная ниша услуг, в границах которой обеспечивается более высокая эффективность производства и конкурентоспособность.

1. Вопросы экономики и управления на транспорте / Богомазов В. А. [и др.] СПб., 1995.

2. Бычков В.П., Пеньшин Н.В. Эффективность производства и предпринимательство в автосервисе. Тамбов, 2007.

3. Волгин В.В. Автосервис. М., 2004.

4. Бычков В.П., Пеньшин Н.В. Организация малого предпринимательства на автомобильном транспорте. Тамбов, 2003. Ч. 1.

5. Маврин В.Г., Хабибуллин Р.Г., Макарова И.В. Проектирование сети автосервисных предприятий методами имитационного моделирования // Автотранспортное предприятие. 2008. Июль.

6. Кобелев Н.Б. Основы имитационного моделирования сложных экономических систем. М., 2003.

7. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М., 1985.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Zabegin A.V. Business development of car service sphere as the element of motor transportation infrastructure development in national economics. The article highlights the problems of development of the car service sphere as the element of motor transportation infrastructure development in national economics. It is defined that average and large motor transportation and auto-service enterprises are necessary for successful performance of tasks set in the motor transportation sphere.

Key words: entrepreneurship, infrastructure of national economics, car services.

УДК 330.190.2

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

© Е.Н. Ильина

В статье рассмотрена динамика развития предпринимательских структур в Тамбовской области за период 2000-2007 гг. Приводятся факторы, определяющие динамику развития промышленности, выявляются приоритетные направления для развития предпринимательских структур в сфере промышленного производства. Основное внимание в статье уделено возможности применения кластерной теории в развитии предпринимательских структур.

Ключевые слова: развитие предпринимательских структур, динамика развития, кластер.

Динамика развития промышленного производства в Тамбовской области в целом следует динамике промышленного производства Российской Федерации. За 2000-2007 гг. среднегодовой темп роста объема промышленного производства составил 106,8 % (по РФ - 105,7 %) (рис. 1). В 2007 г. закрепились положительные тенденции развития экономики, наблюдавшиеся в течение последних лет. Рост промышленного производства составил 114,1 % (по России - 106,3 %), что явилось наилучшим показателем в развитии промышленного комплекса региона за период после дефолта. По приросту промышленного производства Тамбовская область вышла по Российской Федерации на 10 место (в ЦФО - на второе), тогда как в 2005 г. занимала 58 место. Определяющими факторами роста промышленного производства области явились благоприятная внешняя конъюнктура, расширение внутреннего спроса, улучшение финансового состояния хозяйствующих субъектов.

Динамику развития предпринимательских структур в сфере промышленного производства Тамбовской области определяют обрабатывающие производства (рис. 2). Совокупная доля производства пищевых про-

дуктов, транспортных средств, электрооборудования, электронного, оптического оборудования и химическое производство в общем объеме обрабатывающих производств составляет более 80 %.

За период с 2000 по 2007 гг. в промышленности области произошли определенные структурные сдвиги. В соответствии с потребностями рынка сокращено производство отдельных традиционных видов продукции, в то же время освоен выпуск новых видов продукции, проведена диверсификация неэффективно работающих производств. Так, уменьшено производство красителей (53,8 % от уровня 2000 г.), лакокрасочных материалов (79,8 %).

В то же время обеспечено существенное увеличение выпуска продукции в приоритетных видах деятельности, подтвердивших свою конкурентоспособность. Возросло производство нефтепромыслового и химического оборудования (рост к 2000 г. соответственно в 3,1 и 2,2 раза), нетканых материалов и ваты минеральной (3,4 и 7,1 раза) и другие. На производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака приходится наибольший удельный вес общего объема обрабатывающих производств - 32,5 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.