Научная статья на тему 'Эколого-экономическая эффективность инвестиционных проектов'

Эколого-экономическая эффективность инвестиционных проектов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1929
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ЭКОНОМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ПРЕДПРИЯТИЯ ПО РЕМОНТУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ПРОЕКТ НОРМАТИВОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ / INVESTMENT PROJECT / ENVIRONMENTAL ASSESSMENT / ECONOMIC AND ENVIRONMENTAL EFFICIENCY THE ECONOMIC DAMAGE REPAIR COMPANY VEHICLES / DRAFT STANDARDS OF WASTE DISPOSAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дильманова Э. С.

Большинство промышленно развитых и развивающихся стран, крупные международные организации применяют процедуру экологической оценки инвестиционных проектов. Сохранение окружающей среды совершенствование всей организации производства, внедрение и применение передовых природои ресурсосберегающих технологии и техники, а также восстановление нарушенного экологического баланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AND ECONOMIC EFFICIENCY OF INVESTMENT PROJECTS

Most industrialized and developing countries, major international organizations apply the procedure of environmental assessment for investment projects. Saving the Environment, which means improving the organization of production, introduction and application of advanced resource saving technologies and equipment, as well as restoration of the ecological balance.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономическая эффективность инвестиционных проектов»

УДК 504.03

Э.С. Дильманова

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Большинство промышленно развитых и развивающихся стран, крупные международные организации применяют процедуру экологической оценки инвестиционных проектов. Сохранение окружающей среды - совершенствование всей организации производства, внедрение и применение передовых природо- и ресурсосберегающих технологии и техники, а также восстановление нарушенного экологического баланса.

Инвестиционный проект, экологическая оценка, экономико-экологическая эффективность, экономический ущерб, предприятия по ремонту транспортных средств, проект нормативов размещения отходов

E.S. Dilmanova ECOLOGICAL AND ECONOMIC EFFICIENCY OF INVESTMENT PROJECTS

Most industrialized and developing countries, major international organizations apply the procedure of environmental assessment for investment projects. Saving the Environment, which means improving the organization of production, introduction and application of advanced resource - saving technologies and equipment, as well as restoration of the ecological balance.

Investment project, environmental assessment, economic and environmental efficiency the economic damage repair company vehicles, draft standards of waste disposal

В экологии активно используют понятие экологической экспертизы. Сущность экологической экспертизы заключается в предварительной проверке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям, а ее цель - предупреждение вредных экологических и иных последствий такой деятельности. Правовым подкреплением экологической экспертизы являются соответствующие положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды». Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды [11].

В законодательстве России определены два вида экологической экспертизы - государственная и общественная. Что касается типов экологической экспертизы, то в России они законодательно пока не закреплены, но могут быть классифицированы по типу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы. Не вдаваясь в подробности типов объектов экспертиз, можно выделить 3 основные группы «по типу объекта»: экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов. Классификация по типу субъекта, уполномоченного проводить экспертизу, приводит к отраслевому рассмотрению и ведомственному согласованию как предварительному этапу экспертизы. Учитывая, что по российскому законодательству таких ведомств и федеральных служб, которые имеют отношение к экологической экспертизе и частным оценкам в данной области, насчитывается около десяти, необходимо выделить, что и типов экологической экспертизы в этом случае оказывается также довольно много. Для координирования, организации и проведения государственной экологической экспертизы законодательством определен Госкомэкология в качестве органа, осуществляющего межведомственные связи и общую координацию в сфере экологической экспертизы [7].

Задача государственной экологической экспертизы - определение уровня экологической опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной, научной или иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Государственная экологическая экспертиза - мероприятие, организуемое и проводимое Федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (в данный момент времени таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - Ро-сприроднадзор), либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе» и нормативно правовыми актами Российской Федерации [6].

Г осударственной экологической экспертизе подвергаются не только инвестиционные проекты в промышленности. Это и проекты различных государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, предплановая документация по развитию хозяйственной и иной деятельности, в случае реализации которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды. Целесообразно подвергать экспертизе экологическую ситуацию в регионе в целом, а не только действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды.

Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается. Такой проект попросту не подлежит финансированию [8].

Экологическую экспертизу должны проходить все без исключения проекты и программы, а по инициативе органов местного самоуправления - и ранее принятые программы. Отбор экспертов надо производить из компетентных специалистов, не связанных с заказчиками и исполнителями проектов.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также по инициативе органов местного самоуправления. Организатором общественной экологической экспертизы может быть не любая общественная организация, а только экологическая, при этом зарегистрированная в соответствии с законодательством [4].

В настоящее время экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающее среды. Существуют некоторые достоинства и недостатки, проблемы и трудности в развитии данного направления. Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экспертных оценок является несколько субъективный их характер и трудности с количественной интерпретацией оцениваемых экологических параметров окружающей среды. К числу «внешних» трудностей и нерешенных проблем экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, характерных не только для РФ, но и других стран, относятся: их нормативно-процедурные различия и сложности в адаптации международных правил в этой области к национальным природоохранным законодательствам. Часто мешают слишком длительные сроки экспертиз, снижающие их эффективность. Наименее изученной областью экологической экспертизы является общественная экологическая экспертиза, деклариро-

ванная, но мало чем обеспеченная в России. Данный вопрос требует в дальнейшем исследований и разработок соответствующих нормативно-методических документов.

В современной литературе, посвященной вопросам оценки инвестиционных проектов, специально подчеркивается необходимость учета экологического результата от проекта [8]. В свою очередь, важно, чтобы подобная оценка проводилась на начальном этапе проекта. Большинство экономистов признают, что эколого-экономическая оценка проектов является одним из ключевых направлений природоохранной деятельности именно благодаря своей высокой экономической эффективности, так как предотвращение отрицательных последствий реализуемых мероприятий обходится гораздо дешевле, чем их компенсация. Затраты на проведение экологической оценки не превышают 1% суммарных капитальных затрат на осуществление проекта. Правильное проведение экологической оценки гарантирует экологическую приемлемость рассматриваемых вариантов строительства и эксплуатации хозяйственных объектов, сохранение окружающей природной среды и распознавание любых видов возможного воздействия проектов на окружающую среду на ранних стадиях [9].

Цель проведения экологической оценки состоит в сборе, обработке и представлении всей информации об инвестиционном проекте в виде, который позволит сделать вывод о том, что рассматриваемые варианты развития являются экологически приемлемыми и обеспечивают устойчивое состояние окружающей среды, а любые неблагоприятные воздействия на окружающую среду были своевременно выявлены и учтены. Экологическая оценка должна обеспечить гарантию того, что реализация инвестиционного проекта не приведет к неблагоприятным экологическим и связанным с ними социальным и экономическим последствиям.

Экологическая оценка проводится инвестором на основании информации, представляемой инициатором, начиная от проектного предложения с заявкой на кредит до оценки качества инвестиционного проекта после уплаты последней части кредита или после завершения проекта.

Проведение экологической оценки в полном объеме подразумевает решение следующих задач:

- классификация проектов по степени воздействия на окружающую среду;

- согласование Технического задания на проведение ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду);

- контроль за ходом выполнения ОВОС;

- контроль за учетом рекомендаций ОВОС в подготавливаемых решениях по проекту;

- экологическая экспертиза обосновывающей документации;

- согласование экологических условий реализации проекта;

- контроль за выполнением экологических условий на стадии реализации проекта [6].

Экологическая оценка позволяет инициатору улучшать экологические аспекты инвестиционного проекта при его подготовке:

- своевременно выявлять и решать проблемы экологического характера;

- уменьшать количество обязательных экологических условий, включаемых в финансовый договор;

- избегать дополнительных затрат и задержек из-за внезапного появления экологических или связанных с ними социальных и экономических проблем.

Экологическая оценка создает возможности для координации действий конкретного инициатора проекта с мероприятиями, выполняемыми в рамках государственной экологической политики, действиями органов местного самоуправления, направленными на улучшение состояния окружающей среды, с отраслевыми природоохранными планами.

Процедура проведения эколого-экономической оценки в первую очередь включает классификацию проектов и их компонентов по степени потенциального воздействия на окружающую среду. Рассмотрим классификацию, рекомендованную Всемирным банком. В ней выделяются четыре категории проектов в зависимости от характера, масштабов и степени значимости их воздействия на окружающую среду [8].

Категория А: проекты и их компоненты, способные оказать негативное и значительное по масштабам воздействие на окружающую среду. Как правило, требуется их экологическая оценка.

Категория Б: проекты и их компоненты, способные оказать специфическое воздействие на окружающую среду. Экологический анализ может носить ограниченный характер.

Категория В: проекты и их компоненты, которые, как правило, не оказывают сколько-нибудь значительного воздействия на окружающую среду. Экологический анализ обычно не требуется.

Категория Г: проекты, которые направлены на улучшение состояния окружающей среды или связаны с ликвидацией ущерба, причиненного стихийными бедствиями. Ввиду того, что подобные проекты должны осуществляться крайне быстро, предусматривают в основном восстановление и ре-

монт существующих хозяйственных объектов, они, как правило, не требуют полной экологической оценки.

После определения категории, к которой может быть отнесен рассматриваемый инвестиционный проект, проводится экологический анализ. Экологическая оценка конкретного проекта должна включать определение и оценку существующих «первоначальных» условий окружающей среды и потенциальных видов прямого и косвенного воздействия, в том числе возможностей улучшения состояния окружающей среды. Экологическая оценка должна включать меры по предупреждению, уменьшению и компенсации ущерба, которые целесообразно формулировать в виде конкретного плана действий. Также в экологическую оценку должны входить вопросы организации природоохранных мероприятий и обучение персонала на проектируемом объекте, а также мониторинг состояния окружающей среды.

Проведенная классификация инвестиционных проектов Всемирным Банком, главным образом, по одному признаку - масштабам воздействия на окружающую среду. При этом методам оценки этого воздействия уделяется значительно меньшее внимание. В то же время практическую реализацию процесса экологизации оценки инвестиционных проектов как раз и тормозит отсутствие этих методов, не только в России, но и за рубежом.

Обязательно необходимо затронуть понятие экономический ущерб от экологических нарушений. Этот показатель позволит перевести отрицательное воздействие проектов на окружающую среду из разряда экологических характеристик проекта в разряд его экономических характеристик [4].

Классификация инвестиционных проектов с точки зрения оценки экономического ущерба

от экологических нарушений

В соответствии с российским законодательством все проекты вне зависимости от их сметной стоимости и ведомственной принадлежности должны представляться на государственную экологическую экспертизу и содержать материалы ОВОС. В экологический раздел инвестиционного проекта должны быть включены:

- оценка влияния на состояние окружающей среды, количественную оценку экологического ущерба от реализации проекта и возможные мероприятия по предотвращению негативного воздействия;

- мероприятия, для улучшения экологической ситуации как региона, так и страны в целом, а также их результат в количественном выражении;

- оценку экологических рисков, предполагаемый их характер и диапазон изменений в связи с реализацией мероприятий по снижению рисков.

Стоит обратить внимание на то, что существующая на данный момент времени процедура экологической экспертизы является единственным барьером на пути осуществления экологически опасных проектов. В этих условиях, при принятии решения о целесообразности внедрения инновационного проекта необходимо учитывать экономический ущерб от экологических нарушений, вызванных их реализацией. При этом не только экологическая, но и экономическая экспертиза будет стимулировать разработчиков проектов на экологизацию производства [6]. Таким образом, переход к эко-лого-экономической оценке эффективности инновационного проекта мог бы стать реальной мотивацией для внедрения экологически безопасных технологий.

Рыночные отношения экономики нашей страны по-новому ставят вопросы развития службы автосервиса автомобильного транспорта. Вместе с крупными и средними предприятиями по обслуживанию автомобилей увеличивается количество малых автосервисов. Малые предприятия автосервиса имеют ряд преимуществ перед крупными и средними: они могут быть максимально приближены к потребителю; организованы вдоль автомобильных магистралей, где создание крупного автосервиса экономически невыгодно.

Экологическая безопасность автосервисных комплексов является одной из проблем экологической безопасности урбанизированных городов и может рассматриваться как качественно новый вид общественных ценностей, как социальное право, которое гарантировано законом РФ «Об охране окружающей среды».

Комплексная оценка воздействия авторемонтных предприятий должна учитывать загрязнения не только от стационарных источников, но и от передвижных источников, в частности транспортных средств.

Факторы воздействия стационарных источников (предприятия автосервиса) на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам: механические (твердые отходы); физические (шум, вибрация, тепловые излучения и др.); химические вещества и соединения (кислоты, щелочи, альдегиды, ароматические углеводороды, диоксид углерода, диоксид азота, краски и растворители, аэрозоли и т.д.). Время действия факторов не всегда определяет размер вреда, наносимого природе.

Практически все виды техногенного воздействия автосервиса на окружающую среду в настоящее время эффективно не регулируются. Действующие законы и нормативы оказались для условий функционирования автосервиса малодейственными несмотря на то, что по ряду показателей содержат прогрессивные требования.

Основными направлениями снижения величины загрязнений окружающей среды являются: рациональный выбор технологических процессов, применение экологически чистого производственного оборудования, использование защиты окружающей среды и поддержание их в исправном состоянии.

С целью обеспечения безопасности запрещается вводить в эксплуатацию объекты, не обеспечивающие экологических требований органов охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза объекта осуществляется в соответствии с федеральным законом «Об экологической экспертизе» на основании правил и норм [9].

Снизить воздействие транспортных средств на окружающую среду позволяют следующие мероприятия:

- совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения экологической безопасности автомобилей;

- создание экологически безопасных конструкций объектов транспорта, эксплуатационных, конструкционных, строительных материалов, технологий их производства;

- разработка ресурсосберегающих технологий защиты окружающей среды от транспортных загрязнений;

- разработка алгоритмов и технических средств мониторинга окружающей среды на транспортных объектах и прилегающих к ним территориях, методов управления исправным техническим состоянием автомобилей;

- совершенствование системы управления природоохранной деятельностью на транспорте.

Системы очистки и рассеивания в атмосфере вентиляционных и технологических выбросов

(оксида углерода, оксидов азота, альдегидов и др.) на станциях технического обслуживания должны соответствовать требованиям «Санитарных норм проектирования промышленных предприятий» и «Указаний по расчету рассеивания в атмосферу вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий».

Мероприятия по защите атмосферного воздуха на станциях технического обслуживания должны рассматриваться как составная часть общего плана по охране окружающей среды.

На предприятии автосервиса (в зависимости от его масштабов) может быть создан отдел охраны окружающей среды либо введена должность эколога. Эффективность работы предприятия по обеспечению собственной экологической безопасности в значительной степени зависит от работы персонала экологической службы, основными задачами которой являются:

- контроль за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов нормативов по охране окружающей среды;

- контроль за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, анализ их работы;

- контроль за эксплуатацией очистных и защитных сооружений;

- контроль за соблюдением экологических стандартов и нормативов, за состоянием окружающей среды в районе расположение предприятия;

- контроль за соответствием состояния технологического оборудования требованиям природоохранного законодательства;

- составление технологических регламентов, графиков аналитического контроля, инструкций и другой технической документации;

- разработка и внедрение мероприятий, направленных на выполнение требований экологического законодательства по соблюдению стандартов и нормативов в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, создание экономики замкнутого цикла при проектировании, строительстве и эксплуатации новых объектов предприятия, а также расширении и реконструкции действующих производств;

- составление перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контроль за их выполнением;

- расчет рисков для состояния окружающей среды, возникающих при реализации предприятием программ по очистке и других природоохранных мероприятий;

- соблюдение экологических норм, обеспечивающих благоприятные условия труда;

- составление установленной отчетности [3].

Некоторые эксплуатационные мероприятия по снижению токсичности отработавших газов в двигателе внутреннего сгорания (бензинового):

- своевременное регулирование карбюраторов и инжекционной системы по оптимальному составу рабочей смеси;

- оптимизация характеристики ускорительного насоса при разгоне автомобиля;

- поддержание оптимальной регулировки зазоров между торцами стрежней клапанов и носками коромысел газораспределительного механизма;

- контроль и регулировка оптимального угла опережения зажигания;

- поддержание нормального зазора в контактах прерывателя;

- повышение минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя на 50-100 об/мин.;

- периодическая промывка системы смазки специальным промывочным маслом;

- периодическая проверка герметичности цилиндро-поршневой группы;

- систематическая промывка топливных и воздушных фильтров систем питания двигателя;

- работа двигателя на средних скоростных режимах и нагрузках 60-80%от максимальной мощности [1].

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение «помогает» правильно

координировать экологическую обстановку на предприятии.

Разработка ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) -комплекс документов, разрабатываемый на предприятиях, в процессе деятельности которых образуются отходы. В Проекте нормируется образование отходов на предприятии. Проект ПНООЛР согласуется в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднад-зор). Территориальные органы Росприроднадзора устанавливают лимиты на размещение отходов сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Разработка ПНООЛР и ее основные задачи:

- определение (расчет) годовых нормативов образования отходов;

- определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;

- обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;

- обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории.

В проекте указываются:

- общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;

- сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы;

- сведения об отходах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов;

- схема операционного движения отходов;

- сведения об использовании и (или) обезвреживании отходов;

- характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов;

- характеристика хранения отходов сроком более 3 лет и захоронения отходов;

- мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду;

- планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами,

- сведения о противоаварийных мероприятиях;

- предложения по лимитам на размещение отходов [3].

Целью разработки этого проекта нормативов является утверждение лимитов размещения отходов и получение разрешения на размещение отходов в соответствии с требованиями «Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации» от 1994 года Минприроды РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: учеб. / И.Э. Грибут и др.; под ред. В.С. Шуплякова, Ю.П. Свириденко. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. 480 с.

2. Арент К.П. Экономические аспекты экологизации развития народного хозяйства / К.П. Арент. М.: МГУП, 2001. 176 с.

3. Беднарский В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей / В.В. Беднарский. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 456 с.

4. Бобылев С.Н. Экономика природопользования: учеб. / С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжаев. М.: ИНФРА-М, 2004. 501 с.

5. Гапонюк Н.А. Оценка негативного воздействия предприятий по ремонту транспортных средств на окружающую природную среду: учеб. пособие / Н.А. Гапонюк. М.: МГИУ, 2007. 184 с.

6. Глухов В.В. Экономические основы экологии / В.В. Глухов, Т.П. Некрасова. СПб.: Питер, 2003.384 с.

7. Коваленко Н.А. Техническая эксплуатация автомобилей / Н.А. Коваленко. Минск: Новое знание, 2008. 352 с.

8. Маховикова Г. А. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов с учетом экологических факторов / Г.А. Маховикова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 180 с.

9. Рюмина Е.В. Экономический анализ ущерба от экологических нарушений / Е.В. Рюмина. М., 2009. 331 с.

10. Орлов А.И. Эконометрика / А.И. Орлов. М.: Экзамен, 2002. 576 с.

11. Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ. Законодательство об экологической экспертизе.

Дильманова Эльвира Саматовна - Elvira S. Dilmanova -

аспирант Postgraduate

Саратовского государственного технического Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

университета имени Гагарина Ю. А.

Статья поступила в редакцию 14.02.14, принята к опубликованию 15.03.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.