Научная статья на тему 'Экологические ограничения при размещении станций технического обслуживания в жилой зоне'

Экологические ограничения при размещении станций технического обслуживания в жилой зоне Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
10402
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические ограничения при размещении станций технического обслуживания в жилой зоне»

УДК 656.021.8

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЖИЛОЙ

ЗОНЕ

М. Г. Тарасова1

Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, 7

При размещении станций технического обслуживания автомобилей вблизи жилой застройки необходимо пользоваться нормативными документами, определяющими требования на размещение, проектирование и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий по обслуживанию и хранению автомобилей.

Станции технического обслуживания относятся к промышленным зданиям. Обязательным условием промышленного проектирования является внедрение передовых ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологических решений, позволяющих максимально сократить или избежать поступлений вредных химических или биологических компонентов выбросов в атмосферу, почву и водоемы, предотвратить или снизить воздействие физических факторов. В связи с тем, что станции технического обслуживания являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, их необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами.

Санитарно-защитная зона является обязательным элементом для рассматриваемых объектов. Территория санитарнозащитной зоны предназначена для обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами, создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией станции технического обслуживания и территорией жилой застройки, для организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.

Санитарно-защитная зона должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благоустройства. Растения, используемые для озеленения санитарнозащитной зоны, должны быть эффективными в санитарном отношении и достаточно устойчивыми к загрязнению атмосферы и почв промышленными выбросами.

Санитарно-защитные зоны для станций технического обслуживания автомобилей определяется от 50 до 300 м от жилой застройки в зависимости от технологических процессов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду токсических и пахучих веществ, создаваемого шума и других вредных факторов.

Предприятия по обслуживанию автомобилей относятся к 3, 4и 5 классу санитарной классификации в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01. Санитарно-защитная зона для предприятий 4 и 5 классов должна иметь озеленение не менее 60% площади, 3 класса - не менее 50%.

Для предприятий 3 класса, к которым относятся предприятия по обслуживанию грузовых автомобилей, автобусные парки с технической готовностью свыше 300 машин определена санитарнозащитная зона 300 м. Для предприятий 4 класса, к которым относятся предприятия по обслуживанию грузовых, легковых автомобилей с количеством постов не более 10, мойки грузовых автомобилей портального типа, размещающихся в гра-

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №2(12) 2010

87

ницах промышленных и коммунальноскладских зон, на магистралях на въезде в город, на территории автотранспортных предприятий. Для предприятий 5 класса, к которым относятся станции технического обслуживания без малярнокузовных работ до 5 рабочих постов, мойки автомобилей, имеющих не более двух постов без дополнительного обслуживания автомобилей.

С целью определения степени воздействия предприятия на прилегающие районы на территории санитарнозащитной зоны обязательно должен быть организован контроль за основными параметрами окружающей среды: уровнем загрязнения атмосферного воздуха, уровнем шума, качеством воды в водных объектах, загрязнением почв путем создания постоянных постов или маршрутных пунктов. Контроль должен осуществляется специализированными службами предприятий с проведением анализов в ведомственных лабораториях. В зависимости от величины предприятия автосервиса на нем может быть создан отдел охраны окружающей среды или введена должность инженера по охране окружающей среды.

Эффективность работы предприятия по обеспечению собственной экологической безопасности в значительной степени зависит от работы персонала экологической службы, основными задачами которой являются следующие:

-контроль за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкцией, стандартов и нормативов по охране окружающей среды;

-контроль правильности эксплуатации очистных сооружений; проверка соответствия технического состояния

технологического оборудования требованиям природоохранного законодательства;

-контроль за соблюдением экологических стандартов и нормативов, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия;

-разработка и внедрение мероприятий, направленных на выполнение требований экологического законодательства по соблюдению стандартов в области охраны окружающей среды;

-составление перспективных и текущих планов по охране окружающей среды и контроль за их выполнением;

-разработка планов внедрения новой техники, проведения научноисследовательских и опытных работ по созданию на предприятии технологических процессов замкнутого цикла;

-разработка мер по улучшению охраны окружающей среды на основе изучения и обобщения передового опыта отечественных и зарубежных предприятий;

-обеспечение проведения экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов, а также создаваемых новых технологий и оборудования; участие в работе комиссий по проведению экологической экспертизы деятельности предприятия;

-организация и проведение работ по созданию на предприятии эффективной системы экологической информации, распространяемой на всех уровнях управления, ознакомление работников предприятия с требованиями экологического законодательства;

-ведение учета показателей, характеризующих состояние окружающей среды; составление установленной отчетности.

1 Тарасова Мария Геннадьевна, доцент кафедры «Технология обслуживания транспортных средств», тел: (812) 700 62 1 69

88

НИИТТС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.