Научная статья на тему 'Проблемы эффективности управления знаниями в вузе системы МВД России'

Проблемы эффективности управления знаниями в вузе системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селезнев В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективности управления знаниями в вузе системы МВД России»

Система профессионально-педагогического консультирования как система управления знаниями в коллективе сотрудников социального учреждения, на наш взгляд, должна строиться следующим образом:

1 уровень: внутренние технические учебы, консультации мето-

дистов и специалистов организационно-методического отдела, методические объединения по направлениям деятельности

(педагогическая деятельность, социальная работа, медицинская деятельность), методический совет, аттестация специалистов.

2 уровень: обучение специалистов на городском уровне: семи-

нары, конференции, супервизии, учеба в СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», дистанционное

консультирование и обучение, основанное на интернет-технологиях.

3 уровень: создание условий для обучения специалистов в высших учебных заведениях: специальное образование, второе высшее образование, аспирантура, научная деятельность, защиты кандидатских и докторских диссертаций на базе учреждения.

При организации многоуровневой системы управления знаниями руководитель сможет развивать кадровый потенциал своего учреждения, своевременно внедрять инновационные технологии, а следовательно, повышать уровень качества оказываемых услуг.

В. И. Селезнев

Проблемы эффективности управления знаниями в вузе системы МВД России

Знаменитый чешский писатель в письме «Об американизме» издателю газеты «Нью-Йорк Санди Таймс» в 1936 г. писал, что насколько он знает, «...американская "efficiency" (эффективность -авт.) касается увеличения производительности, а не приумножения жизни. Ценность человека измеряется исключительно показателями его производительности!... Не знаю, живут ли в самом деле американцы под кнутом этого девиза; однако именно этот девиз навязывают нам американизированные европейцы в качестве программы прогрессивной реконструкции Европы. Но еще вопрос, могут ли спешка и количество в самом деле быть единственными мерилами активности.» (К. Чапек).

Сотрудник полиции, впервые принимаемый на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, обязан пройти профессиональное обучение (профессиональную подготовку) - в среднем ее продолжительность составляет от 4 до 6 месяцев). По результатам обучения сотрудник полиции допускается к комплексной аттестации,

174

результатом которой является допуск его к самостоятельному исполнению своих служебных обязанностей, связанных в том числе с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Профессиональное обучение (профессиональная подготовка) -это процесс подготовки сотрудника к профессиональной деятельности, т. е. помимо приобретения им новых знаний, комплексного развития способностей его личности, процесс также включает и формирование общепрофессиональной начальной подготовки сотрудника и готовности к эффективному выполнению профессиональных задач в служебной деятельности. Результатом общепрофессиональной начальной подготовки должно стать получение сотрудником полиции совокупности знаний и профессиональных навыков, необходимых ему для выполнения служебных задач. Однако в настоящий момент какие-либо критерии, стандарты качества подготовки сотрудника полиции отсутствуют, приблизительные требования содержатся только в учебных рабочих программах подготовки.

По нашему мнению, учитывая достаточно короткий срок обучения и отсутствие конкретных стандартов качества, говорить о сложившейся системе управления знаниями в системе вузов МВД России преждевременно.

У профессорско-преподавательского состава кафедр вуза МВД России имеется возможность в процессе профессионального обучения сотрудников полиции, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, и ходе учебных занятий доводить до сотрудников только определенные данные (сведения) об основных положениях действующего законодательства РФ, нормативноправовых актах, основах психологических тренингов, этики служебного поведения, основах применения криминалистики, специальной техники, информационных технологиях, первой помощи, основах административного законодательства. Иногда указанные сведения, в зависимости от аудиторных часов (как правило, не более 20 учебных часов), могут быть интерпретированы пояснениями в информацию, однако стать знаниями в полном смысле этого слова (используя убеждения и моральные ценности, суждения, навыки и профессиональные познания, правила, мнения и опыт), объяснять, понять эти данные и информацию, превратить их в знания они в полной мере не могут.

Следующая проблема управления знаниями в вузе МВД России заключается в переизбытке и наполнении учебных программ так называемыми «формализованными знаниями» - перенасыщение теоретическими данными и информацией слушателей, которые за короткий период обучения не способны в полном объеме и должном качестве усвоить учебный материал. В подразделениях МВД России

175

бытуют мнения следующего характера: «...отучился - это хорошо, но для нашей нормальной работы забудь все, чему тебя там учили, и делай, как я говорю.», что, по сути, является элементами «неформализованного знания», опыта старшего товарища, коллеги, наставника в процессе общения и нередко приводит к отрицательным результатам.

Только решив вышеуказанные проблемы, можно, на наш взгляд, переходить к формированию интеллектуального процесса сбора разрозненных данных, их последующей трансформации в конкретную информацию и после соответствующей организации их в определенные структурные формы, создания и использования уже в виде знаний, тем самым осуществлять процесс управления знаниями в вузе.

Учитывая особенности в целом системы МВД России (иерархичность, единоначалие, административные подходы и стили управления организациями и др.), при управлении знаниями в вузе МВД России необходимо использовать организационный подход, используя структуру организации и ее особенности. При этом эффективность управления знаниями во многом будет зависеть от рейтингов самого вуза, профессиональных качеств выпускников (слушателей), что является основной задачей современного вуза в XXI в.

Помимо решения этой главной задачи, на наш взгляд, большое значение имеет и решение других немаловажных задач, таких как использование сложившихся знаний (алгоритмов практической деятельности сотрудника полиции в типичных ситуациях с учетом современного состояния общества), усвоение новых знаний (с учетом изменений в нормативно-правовых актах, повышения квалификации, переподготовки и самообразования сотрудника полиции) и процесс передачи знаний (использование и доступ к новым информационным ресурсам и технологиям).

В ходе профессионального обучения сотрудника полиции необходимо перейти к формированию целостной структуры профессиональных знаний. Преподавательский состав и слушатели вуза МВД России должны обладать не только познавательными знаниями и прикладным мастерством в определенной области профессиональной деятельности, но также иметь и системное понимание причинно-следственной связи процессов, связанных со служебной деятельностью сотрудника полиции, и личную мотивацию к творческому процессу получения знания, способности, волю и настроенность на успех в своей служебной деятельности. Только в таком контексте возможно формирование эффективной системы управления персонализированными знаниями в вузе МВД России как непрерывного процесса создания, накопления и применения имеющихся в педагогической организации знаний.

176

Таким образом, управление знаниями в системе вуза МВД России будет эффективным тогда, когда оно, по нашему мнению, будет опираться в том числе и на следующее изречение древнегреческого философа: «...Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу тоже... Поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам.» (Платон).

В. В. Топчий

Некоторые аспекты управления качеством образования при подготовке будущих юристов

Неопровержимым и очевидным в настоящее время является тот факт, что современному российскому обществу необходимы высокообразованные и целеустремленные специалисты в области юридической профессии. Изменения, которые происходят в нашей стране в последние десятилетия в области политических, социально-экономических и правовых аспектов его развития, требуют от юристов эффективного решения задачи создания и укрепления правовой и законодательной базы нашего государства. Кроме того, недоверие общества к представителям юридических профессий, постоянно появляющаяся в СМИ информация о взяточничестве и коррупции, связанная с упоминанием представителей данной профессии, ставят перед системой профессионального образования, и прежде всего перед высшей школой, задачи подготовки юриста нового поколения, способного соответствовать требованиям времени, обладающего как высоким уровнем теоретико-правовых знаний, так и профессиональными навыками их применения и, конечно же, высокой профессионально-этической культурой. О необходимости подготовки высококвалифицированных профессионалов, способных решать задачи различной степени сложности, говорится и в нормативно-правовой базе: Законе РФ «Об образовании», «Законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», в которых подчёркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Проблема управления качеством юридического образования в выс-

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.