Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-нравственное воспитание / развитие личности / сотрудник органов внутренних дел / курсант / образовательная организация МВД России / professional and moral education / personal development / internal affairs officer / cadet / educational organization of the Ministry of Internal Affairs ofRussia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Король Александр Иванович, Гейжан Наталия Федоровна

В последние годы в результате реализации решений МВД России заметно активизировалось разработка проблем воспитательной работы. В служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел должны постоянно совершенствоваться не только профессиональные аспекты, но и вопросы соблюдения нравственных норм, должны развиваться чувства единства и сплоченности, товарищеская взаимопомощь, гуманное отношение к гражданам и желание помочь. Решение вопросов единства профессионального и нравственного направления в служебной деятельности сотрудников правопорядка является основой раскрытия способностей личности, ее эмоционального богатства, воплощения в результатах такой деятельности идеи красоты и гармонии, воссоздания целостного человека. Развитие личности в процессе профессиональной деятельности ставит перед обществом и государством задачу психологической, морально-нравственной готовности молодых сотрудников к высокоинтенсивной и результативной службе. Важнейшие социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране за последние годы, стали предпосылкой формирования нового отношения большинства людей к правоохранительной деятельности, именно к той сфере отношений, которая стоит на стыке государственных и социальных требований. Именно поэтому проблемы единства профессионально-нравственного воспитания курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России имеют первостепенное значение. Воспитание должно иметь специфическую как правовую, так и социальную направленность, должно быть обусловлено возрастанием роли не только права, но и морали в современном воспитании подрастающего поколения. Такой вид воспитания способствует формированию и развитию профессионально-нравственного мировоззрения, росту правосознания нового человека, члена нового гражданского общества и представителя правового государства, нетерпимого к несправедливости, антигуманным проявлениям и пережиткам прошлого, сознательно выполняющего свои должностные обязанности, на ряду с грамотно выстроенной гражданской позицией и сильным моральным стержнем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Король Александр Иванович, Гейжан Наталия Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In recent years, as a result of the implementation of decisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the development of problems of educational work has noticeably intensified. In the work activities of employees of internal affairs bodies, not only professional aspects must be constantly improved, but also issues of compliance with moral standards, feelings of unity and cohesion, comradely mutual assistance, a humane attitude towards citizens and a desire to help must be developed. Resolving issues of unity of professional and moral direction in the official activities of law enforcement officers is the basis for revealing the abilities of the individual, his emotional wealth, embodying the idea of beauty and harmony in the results of such activities, and recreating the whole person. Personal development in the process of professional activity poses before society and the state the task of psychological, moral and ethical readiness of young employees for highly intensive and effective service. The most important socio-economic transformations that have occurred in our country in recent years have become a prerequisite for the formation of a new attitude of the majority of people towards law enforcement, precisely to that area of relations that stands at the intersection of state and social requirements. That is why the problems of the unity of professional and moral education of cadets of educational organizations of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia are of paramount importance. Education must have a specific legal and social orientation, and must be determined by the increasing role of not only law, but also morality in the modern education of the younger generation. This type of education contributes to the formation and development of a professional and moral worldview, the growth of the legal consciousness of a new person, a member of a new civil society and a representative of the rule of law, intolerant of injustice, inhumane manifestations and remnants of the past, consciously fulfilling his official duties, along with a competently built civic position and a strong moral core.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, подполковник полиции Король Александр Иванович

Белгородский юридический институт Министерства Внутренних Дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина (г. Белгород); соискатель ученой степени кандидата педагогических наук кафедр педагогики и психологии

Санкт-Петербургский университет Министерства Внутренних Дел Российской Федерации (г. Санкт-Петербург); профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Гейжан Наталия Федоровна Санкт-Петербургский университет Министерства Внутренних Дел Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

Аннотация. В последние годы в результате реализации решений МВД России заметно активизировалось разработка проблем воспитательной работы. В служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел должны постоянно совершенствоваться не только профессиональные аспекты, но и вопросы соблюдения нравственных норм, должны развиваться чувства единства и сплоченности, товарищеская взаимопомощь, гуманное отношение к гражданам и желание помочь. Решение вопросов единства профессионального и нравственного направления в служебной деятельности сотрудников правопорядка является основой раскрытия способностей личности, ее эмоционального богатства, воплощения в результатах такой деятельности идеи красоты и гармонии, воссоздания целостного человека. Развитие личности в процессе профессиональной деятельности ставит перед обществом и государством задачу психологической, морально-нравственной готовности молодых сотрудников к высокоинтенсивной и результативной службе. Важнейшие социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране за последние годы, стали предпосылкой формирования нового отношения большинства людей к правоохранительной деятельности, именно к той сфере отношений, которая стоит на стыке государственных и социальных требований. Именно поэтому проблемы единства профессионально-нравственного воспитания курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России имеют первостепенное значение. Воспитание должно иметь специфическую как правовую, так и социальную направленность, должно быть обусловлено возрастанием роли не только права, но и морали в современном воспитании подрастающего поколения. Такой вид воспитания способствует формированию и развитию профессионально-нравственного мировоззрения, росту правосознания нового человека, члена нового гражданского общества и представителя правового государства, нетерпимого к несправедливости, антигуманным проявлениям и пережиткам прошлого, сознательно выполняющего свои должностные обязанности, на ряду с грамотно выстроенной гражданской позицией и сильным моральным стержнем.

Ключевые слова: профессионально-нравственное воспитание, развитие личности, сотрудник органов внутренних дел, курсант, образовательная организация МВД России.

Annotation. In recent years, as a result of the implementation of decisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the development of problems of educational work has noticeably intensified. In the work activities of employees of internal affairs bodies, not only professional aspects must be constantly improved, but also issues of compliance with moral standards, feelings of unity and cohesion, comradely mutual assistance, a humane attitude towards citizens and a desire to help must be developed. Resolving issues of unity of professional and moral direction in the official activities of law enforcement officers is the basis for revealing the abilities of the individual, his emotional wealth, embodying the idea of beauty and harmony in the results of such activities, and recreating the whole person. Personal development in the process of professional activity poses before society and the state the task of psychological, moral and ethical readiness of young employees for highly intensive and effective service. The most important socio-economic transformations that have occurred in our country in recent years have become a prerequisite for the formation of a new attitude of the majority of people towards law enforcement, precisely to that area of relations that stands at the intersection of state and social requirements. That is why the problems of the unity of professional and moral education of cadets of educational organizations of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia are of paramount importance. Education must have a specific legal and social orientation, and must be determined by the increasing role of not only law, but also morality in the modern education of the younger generation. This type of education contributes to the formation and development of a professional and moral worldview, the growth of the legal consciousness of a new person, a member of a new civil society and a representative of the rule of law, intolerant of injustice, inhumane manifestations and remnants of the past, consciously fulfilling his official duties, along with a competently built civic position and a strong moral core.

Key words: professional and moral education, personal development, internal affairs officer, cadet, educational organization of the Ministry of Internal Affairs ofRussia.

Введение. Профессионально-нравственное воспитание выступает в единстве с патриотическим, правовым, физическим, этическим и иными формами воспитания, но вместе с тем играет особую роль. Государственно значимая, профессионально организованная и социально ориентированная деятельность закладывает мировоззренческие основы личности, формирует ее социальную и правовую направленность, убежденность и сознание общественного долга.

Решаемая задача интенсификации общественных отношений в правоохранительной сфере неукоснительно требует активизации всех социальных процессов, которые начинаются с сознательного преобразования жизнедеятельности на индивидуальном уровне. Одна из актуальных задач теории профессионального воспитания заключается в анализе различных видов активности, в выработке эффективного научного подхода для руководства процессом преобразования сознания, необходимой на нынешнем этапе развития социума. Причем принципы выработки данного подхода должны опираться на живую, «плодоносящую почву» практики развития общественных отношений сотрудников правоохранительных органов и населения, начиная с курсантов образовательных организаций.

Воспитать любовь и уважение к профессии - значит выработать, прежде всего, сознательное отношение к общественному долгу, способность и готовность вложить все силы, знания и опыт, сформировать должное отношение к служебной деятельности как высшей форме своего участия в общегосударственном деле. Таким образом, в основу профессионально-нравственного воспитания курсантов должно быть положено новое социальное качество, общественно

полезный и социально организованный характер отношений. Недостаточно выявить степень положительного отношения к службе лишь из факта участия в ней, следует учесть наличие социального качества и нравственного смысла как для общества, так и для самого участника профессионального акта [1].

Изложение основного материала статьи. Правильно организованная профессиональная деятельность будет формировать целый комплекс социальных свойств личности, важнейшими из которых являются взаимопомощь, дух товарищества. Именно поэтому образовательный процесс в системе МВД России должен идти рука об руку с преодолением собственнических тенденций [6]. В этой сфере общество не может допустить разрыва между ростом и доступностью материальных благ и систематическим повышением сознательности каждого гражданина. Создатели правового, организованного, сознательного и в целом полноценного гражданского общества должны быть самыми добросовестными, организованными и высокосознательными людьми.

Важной составной частью профессионального воспитания является воспитание бережливого отношения к духовным и нравственным ценностям. Бережное отношение к культурным ценностям есть мера нравственности сознания и поведения людей, т.к. сама служебная деятельность и ее результат - предмет, в который вложены лучшие качества личности сотрудника, что есть богатство бесценное [3]. В служебной деятельности, в предметах материальной и духовной культуры должна содержаться не только предпосылка личного блага сотрудника или блага рядом живущих людей, а предпосылка счастья и благосостояния будущих поколений людей, которые будут после нас. В этом глубокий моральный смысл профессионализма, его высокое нравственное значение, которое следует прививать курсантам образовательных организаций высшего образования МВД России с первых курсов обучения.

Нравственная подготовка людей к профессиональной деятельности состоит и в том, как отмечали И.К. Крупская, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, чтобы воспитывать умение работать в обществе. Такое умение предполагает выработку именно товарищеских взаимоотношений, готовности помочь и позаимствовать опыт, требовательности к самому себе, ответственности за личный вклад в общее дело и чувства гордости за служебный коллектив. Такой элемент зачастую упускается в современной образовательной практике [6].

Создавая объективные предпосылки для реализации самовыражения курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России в службе, общество решает задачу согласования способностей человека с характером предлагаемой ему активности при всестороннем учете интеллектуальных, психических, физических и нравственных качеств личности. В этом случае ее способности и склонности будут выражены с наибольшей полнотой, а значит, и с максимальной пользой для других.

В этих условиях отчетливо предстает общественная потребность во взаимодействии профессионального воспитания с нравственным и эстетическим, которые совместно с государственным, патриотическим, правовым воспитанием позволяют преодолеть негативные моменты субъективного плана, связанные с влиянием интернет-контента, западной культуры, негативной стороны научно-технических и цифровых тенденций [2].

Выполняя в профессиональной деятельности собственные функции, разные направления воспитания добиваются единой цели - выработки активной жизненной позиции личности сотрудника, проявления всего ее богатства. В профессиональном воспитании курсантов должны быть сконцентрированы усилия государственного (правового), нравственного, эстетического воспитания, специфика которых определяется основополагающим значением для развития личности [7].

Следует констатировать, что в настоящее время явно прослеживаются факты профессиональной, а также общественной пассивности, многократны проявления индивидуализма (собственничества), недисциплинированности, другие негативные явления. Это ставит перед государственными органами, общественными формированиями и главное образовательными организациями конкретную задачу прививать каждому курсанту сознание того, что государство, общество в значительной мере рассчитывают на мастерство и профессиональный энтузиазм нынешнего поколения. Государство считает необходимым сосредоточить усилия молодых специалистов правоохранительной сферы на основных направлениях интенсификации общественно полезной профессиональной деятельности, использование в данной сфере научно-технического прогресса, комплексной автоматизации, цифровизации и переход на новые общественно-правовые реалии.

Серьезные трудности, с которыми сопряжено ныне успешное функционирование профессионального и тем более нравственного воспитания предполагают отсутствие целостной системы экономического, психологического, педагогического, социального элемента воспитания и подмену его набором разрозненных мероприятий и рекомендаций, отсутствие систематической подготовки кадров воспитателей и контроля за результатами как профессиональной, так и нравственной зрелости.

Такие выводы подтверждены проведенным опросом курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России на различных этапах обучения и офицерского состава, создающего благоприятные образовательные условия для обучающихся. В опросе приняли участие 60 курсантов (слушателей) 3-го, 4-го и 5-го курса обучения; 14 офицеров среднего и старшего начальствующего состава (относящихся к субъектам воспитательного процесса). Вопрос: «По Вашему мнению, что в большей степени негативно влияет на профессионально-нравственный рост, формирование и развитие необходимых качеств курсантов образовательных организаций МВД России?».

По итогам опроса: частота и загруженность проводимых мероприятий (без разъяснения смысла их проведения, подведения итога) - 27% опрошенных; отсутствие личной примерности субъектов образовательного процесса - 21% опрошенных; отсутствие индивидуального подхода в образовательном процессе (ориентация на «массовость» мероприятий) - 15% опрошенных; субъективное отношение сотрудников (работников) образовательного процесса (педагогов и психологов) к личному составу - 14% опрошенных; излишнее применение методов административного воздействия - 10% опрошенных; некомпетентность субъектов образовательного процесса - 7% опрошенных; разнообразие проводимых мероприятий (однотипность, отсутствие системы и последовательности) - 4% опрошенных; личная мотивация обучающихся (отсутствие внешних стимулов к развитию) - 2% опрошенных.

Результаты опроса среди офицерского состава: загруженность, отсутствие должного времени (в распорядке дня) для проведения воспитательных мероприятий (в том числе личностно ориентированной и индивидуальной работы с обучающимися) - 31% опрошенных; бюрократизм и формализм при проведении воспитательных мероприятий - 28% опрошенных; излишняя административность (принуждение со стороны высшего руководства на использование устаревших методов воздействия), как следствие отсутствие творческого и индивидуального подхода - 27% опрошенных; слабая техническая, материальная оснащенность - 10% опрошенных; иные обстоятельства - 4% опрошенных.

Для преодоления негативных тенденций в процессе высшего образования системы МВД России, считается целесообразным использовать индивидуально и совокупно следующие элементы профессионально-нравственного воспитания:

1) активное применение средств и методов морального стимулирования («Доска почёта» подразделения, «Ими гордится коллектив», «Достижения группы и каждого из нас», «Они заслуживают доверие»; гибкий график обучения;

похвала, признание заслуг как в индивидуальной, так и при коллективной беседе; благодарственные письма родным и близким обучающихся) и материального поощрения (ценные призы за участие в конкурсах, соревнованиях, при достижении значимых для коллектива результатах; награждение специальными нагрудными знаками, знаками отличия, грамотами; ходатайство перед руководством о получении премии) курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России;

2) развитие форм товарищеской соревновательной активности (проведение конкурсов не только профессионального, но и нравственного, культурного и эстетического мастерства) [2, 5];

3) всемерная пропаганда передового опыта, внедрение научно апробированных инновационных методов профессионально-нравственной деятельности;

4) наряду с компетентностным, делать больший упор именно на лично-развивающий и индивидуальный подход в профессиональном образовании [4];

5) предоставление широких возможностей доя повышения квалификации, переподготовки, дополнительного, непрерывного обучения;

6) привлечение к организации и управлению служебным коллективом, а также проведением служебных мероприятий самих обучающихся;

7) подготовка молодого поколения к служебной деятельности методами в большей степени убеждения и личного примера. Минимизировать методы принуждения и запрета;

8) использование для профилактики нарушений служебной дисциплины, в большинстве своем, методов общественного (коллективного) порицания и осуждения (на общих собраниях, перед строем), взамен административных методов воздействия (выговор, ограничение при проведении досуга, внеочередную хозяйственную деятельность);

9) использование опыта пропагандистской работы государственных и общественных молодежных организаций, современных средств массовой информации, а также общественных объединений (не связанных с правоохранительной сферой деятельности) [7].

В ряду условий, способствующих успешному воспитанию молодых специалистов правоохранительной сферы в духе профессионально-нравственного отношения к службе, следует выделить такие как: осознание общественной ценности службы; соответствие предложенного служебного мероприятия возрасту и навыкам личности; привитие интереса к технической оснащенности профессиональной деятельности; творческий элемент, требующий интеллектуального напряжения, определенных знаний, решения административных, технологических или организационных задач; возможность самостоятельного подхода к достижению результата; состязательный момент; организационная слаженность, целенаправленность общих усилий, ощущение радости работы в служебном коллективе; достижение определенного уровня профессиональной культуры (планирование работы, использование инструментов и документации, экономия времени и материалов, содержание рабочего места, качественность, техника безопасности и др.) [8].

При учете названных выше условий профессиональная ориентация молодых сотрудников органов внутренних дел будет проходить гораздо успешнее, а степень профессионально-нравственной воспитанности будет определяться достигнутыми результатами учебной и служебной деятельности на выпускных курсах, положительными отзывами как непосредственных руководителей, ветеранов образовательной организации, иных субъектов образовательного процесса, так и практических сотрудников территориальных органов МВД России, будущим служебным коллективом и главное общественностью, на территории где будет работать сотрудник.

Выводы. Большие задачи в повышении эффективности профессионально-нравственного воспитания стоят перед служебными коллективами, всей системой просвещения, общего, специального, высшего, послевузовского обучения, перед педагогической наукой, теорией и главное практикой образования. Современный этап развития общества характеризуется постоянно возрастающими требованиями соответствия внутреннего облика каждого гражданина его социально необходимой сущности. Этим объясняется пристальное внимание государства к проблемам единства профессионально-нравственного воспитания современной молодежи, и тем более молодых сотрудников правоохранительных органов. Нельзя забывать, что «процесс формирования нового человека так же непрерывен и сложен, как непрерывна и сложна сама жизнь. Изменяются социальные, политические, экономические условия служебной деятельности и быта, вступают в пору зрелости все новые и новые поколения. И это ставит немало новых задач, которые государство должно держать в центре внимания».

Решению таких задач будет способствовать создание благоприятных социально-правовых и нравственных условий, использование предложенных форм, средств, способов формирования и развития профессионализма и нравственности курсантов образовательных организаций МВД России как молодых сотрудников правопорядка в едином ключе. Все это позволит осуществить предсказанную классиками педагогической мысли возможность и необходимость замены «частичного» человека как носителя «частичной социально-значимой функции» всесторонне развитой личностью, обладающей, широким кругом способов жизнедеятельности.

Литература:

1. Бородавко, Л.Т. Актуальные проблемы морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации / Л.Т. Бородавко // Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития: материалы всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14 декабря 2022 года / Санкт-Петербургский университет МВД России. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - С. 23-29

2. Буняева, К.В. Роль нравственных и эстетических факторов в профессиональном воспитании сотрудников ОВД / К.В. Буняева, А.И. Король // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-1. - С. 47-50

3. Васильева, З.В. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях / З.В. Васильева, A.B. Зуев // Детство: полнота бытия в обществе риска: сборник научных трудов. - Санкт-Петербург: Астерион, 2018. -С. 400-402

4. Гейжан, Н.Ф. Условия духовно-нравственного развития сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России / Н.Ф. Гейжан, З.В. Васильева // Этическое и эстетическое в образовании. История проблемы, векторы: Сборник научных статей: К 70-летию профессора Андрея Бвгеньевича Зимбули, Санкт-Петербург, 13-14 сентября 2019 года. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2019. - С. 37-42. -BDN BTPBAR

5. Король, А.И. Формирование способностей к творческому применению профессионально-нравственных знаний и умений курсантами образовательных организаций МВД России / А.И. Король // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 3(69). - С. 93-96. - BDN OPIVML

6. Олейников, B.C. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: ТБОРИЯ И ПРАКТИКА / B.C. Олейников, A.C. Душкин, С.Н. Трипутин. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. - 156 с.

7. Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Учебник / Н.Ф. Гейжан, A.C. Душкин,

A.A. Кочин [и др.]. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. - 236 с.

8. Рожков, A.A. Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2022). Обзор международной научно-практической конференции / A.A. Рожков,

B.А. Юренкова // Российский девиантологический журнал. - 2022. - № 2(2). - С. 225-235

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности

жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ» КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Изучение инфекционных заболеваний в школьном курсе осуществляется как на уроках биологии, так и на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Если первый учебный предмет нацелен на подробное изучение возбудителей различных инфекций: особенности их строения и жизнедеятельности, то на основах безопасности жизнедеятельности большее внимание уделяется практическому изучения вопроса: распространение, симптоматика, лечение и профилактика. Несмотря на развитие цивилизации, создание медикаментозных препаратов для лечения, осуществление профилактических мероприятий на разных уровнях, продолжается рост инфекционных заболеваний. Некоторые из них человечеству удалось победить (например, натуральная оспа) или снизить уровень заболеваемости до спорадических вспышек, но подавляющее большинство инфекций ежедневно представляет угрозу для всего населения земного шара. Разработка учебного пособия «Инфекционные заболевания», включающего подробный теоретический материал по основным группам инфекций, задания на закрепление изученного материала в виде вопросов на размышление, творческих и тестовых заданий, а также ситуационные задачи, способна позволить сформировать у обучающихся более полное представление об опасных инфекциях и о способах их профилактики. Также учебное пособие включает в себя главу, посвященную природно-очаговым инфекциям, характерным для Омской области, что позволит обучающимся повысить уровень безопасного поведения в природной среде своего региона.

Ключевые слова: образовательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности, внеурочная деятельность, учебное пособие.

Annotation. The study of infectious diseases in the school course is carried out both in biology lessons and in lessons on the basics of life safety. If the first academic subject is aimed at a detailed study of the causative agents of various infections: the features of their structure and vital activity, then on the basis of life safety, more attention is paid to the practical study of the issue: distribution, symptoms, treatment and prevention. Despite the development of civilization, the creation of medications for treatment, and the implementation of preventive measures at different levels, the growth of infectious diseases continues. Humanity has managed to defeat some of them (for example, smallpox) or reduce the incidence rate to sporadic outbreaks, but the vast majority of infections pose a daily threat to the entire population of the globe. The development of a textbook "Infectious Diseases", which includes detailed theoretical material on the main groups of infections, tasks to consolidate the studied material in the form of questions for reflection, creative and test tasks, as well as situational tasks, can allow students to develop a more complete understanding of dangerous infections and about ways to prevent them. The textbook also includes a chapter devoted to natural focal infections characteristic of the Omsk region, which will allow students to increase the level of safe behavior in the natural environment of their region.

Key words: educational process on the basics of life safety, extracurricular activities, textbook.

Введение. Несколько лет назад весь мир потрясла пандемия COVID-19, которая унесла миллионы человеческих жизней. Ежегодно возникают эпидемии гриппа, возбудители которого постоянно мутируют, что сводит к минимуму возможность создания универсальной вакцины. Среди детского населения распространены кишечные инфекции (дизентерия, ротавирус и т.д.), а также некоторые типичные «детские» заболевания, такие как ветряная оспа, коклюш, корь и дифтерия, уровень заболеваемости которыми удалось снизить за счет разработки специфической профилактики. Набирает обороты распространение инфекций, передающихся половым путем. В конце прошлого века миру пришлось столкнуться с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) и по сей день данное заболевание остается актуальным.

Нестабильная политическая обстановка в мире увеличивает риск использования биологического оружия. Поражающим фактором могут стать возбудители сибирской язвы, различных видов лихорадок и другие. Использование данного вида оружия может привести к необратимым социальным и экономическим последствиям, а также к уничтожению населения на пораженных территориях.

Многие считают, что борьба с ростом инфекционных заболеваний является исключительно задачей здравоохранения, однако, изучение курса основ безопасности жизнедеятельности, посвященного биолого-социальным чрезвычайным ситуациям, также является важнейшим звеном системы профилактики заболеваний.

Изучению инфекций в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности в основной и средней школе посвящено малое количество часов. К сожалению, учебники по основам безопасности жизнедеятельности не содержат полной информации об инфекционных заболеваниях и не могут позволить ознакомить обучающихся с полной клинической картиной основных инфекций. В таких случаях, на помощь учебнику могут прийти учебные пособия, которые содержат более подробную информацию о том или ином разделе или теме. Учебное пособие - это учебно-теоретическое издание, соответствующее учебной программе, способное полностью или частично заменить учебник.

Примерные рабочие программы по основам безопасности жизнедеятельности, разработанные по требованиям ФГОС, предлагают определенные модули и тематическое планирование, по которому может осуществляться учебный процесс. Анализ примерных рабочих программ для 8-9 и 10-11 класса показал, что в курсе основ безопасности жизнедеятельности должны присутствовать темы, посвященные основам эпидемиологической безопасности. Изучение тем, связанных с эпидемиологической безопасностью, осуществляется в 7, 8 и 10 классах. Если учесть, что не в каждой школе основы безопасности жизнедеятельности изучаются в 7 классе, когда данной области знаний посвящен целый раздел, затрагивающий также инфекционные заболевания растений и животных, то можно сделать вывод о том, что на изучение инфекционных заболеваний в школе выделяется не более 3 часов (1 час в 8 классе, 2 часа в 10 классе). Рабочая программа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.