Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
134
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Европейский союз / европейская солидарность / вызовы ЕС / европейская интеграция / проблемы ЕС / European Union / European solidarity / EU challenges / European integration / problems of EU

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шарафутдинов Денис Радиевич, Алимов Ботуржон Хамидович

Отражены современные вызовы для Евросоюза: миграционный кризис и ценностный раскол, подталкивающие государства-члены ЕС к пересмотру интеграционных путей, учитывая глобальное положение дел. Предлагаемая статья показывает, что Европейский союз, являясь на современном этапе развития международных отношений наиболее успешным интеграционным образованием, сталкивается с вызовами интеграционного единства, которые имеют долгосрочные последствия для европейской сплоченности и заставляют лидеров ЕС задуматься о предстоящих задачах для их преодоления по мере того, как они накопились за первые два десятилетия XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNITY PROBLEMS OF THE EUROPEAN UNION

The article dwells on the modern challenges for the European Union which are reflected: the migration crisis and the split in values, pushing the EU member states to reconsider integration paths, given the global state of affairs. The proposed article shows that the European Union, being the most successful integration entity at the present stage of development of international relations, is facing challenges of integration unity that have long-term consequences for European cohesion and make EU leaders think about the challenges ahead to overcome them as they accumulated over the first two decades of the 21st century.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

(23.00.04.) 5.5.4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 5.5.4 МУНОСИБАТХОИ БАЙНАЛХАЛЦЙ 5.5.4 INTERNATIONAL RELATIONS

УДК 327

DOI 10.24412/2411-1945-2023-1-141-152

ПРОБЛЕМЫ Шарафутдинов Денис Радиевич, доцент кафедры ЕДИНСТВА международных отношений, мировой политики и ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА дипломатии ИМО КФУ; Алимов Ботуржон Хамидович,

доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии ИМО КФУ (Казань, Россия,)

МУАММОХРИ Шарафутдинов Денис Радиевич, дотсенти кафедраи

ВАХДАТИ муносибатуои байналхалщ сиёсати цауонй ва дипломатияи ИТТИХОДИ АВРУПО ДМБ ДФЩ Алимов Ботурцон Хомидович, дотсент

кафедраи муносибатуои байналхалщ сиёсати чруонй ва дипломатияи ДМБ ДФК, (Крзон, Русия)

THE UNITY Sharafutdinov Denis Radiyevich, Associate Professor of the PROBLEMS OF THE international relations, world politics and diplomacy department EUROPEAN UNION under KFUIIR; Alimov Boturzhon Khamidovich, Associate

Professor of the international relations, world politics and diplomacy department under KFU IIR (Kazan, Russia) E-MAIL: sfincs_88@mail.ru

Отражены современные вызовы для Евросоюза: миграционный кризис и ценностный раскол, подталкивающие государства-члены ЕС к пересмотру интеграционных путей, учитывая глобальное положение дел. Предлагаемая статья показывает, что Европейский союз, являясь на современном этапе развития международных отношений наиболее успешным интеграционным образованием, сталкивается с вызовами интеграционного единства, которые имеют долгосрочные последствия для европейской сплоченности и заставляют лидеров ЕС задуматься о предстоящих задачах для их преодоления по мере того, как они накопились за первые два десятилетия XXI века.

Ключевые слова: Европейский союз, европейская солидарность, вызовы ЕС, европейская интеграция, проблемы ЕС

Хатаруои муосир барои Иттщоди Аврупо инъикос гардидаанд: буурони мууоциратй ва ихтилофи арзишуо, ки давлатуои аъзои ИА-ро ба бознигарии роууои уамгирои (интегратсия) бо назардошти вазъи глобали водор месозанд. Дар мацола собит шудааст, ки Иттщоди Аврупо дар маруилаи муосири рушди муносибатуои байналхалци ташкилаи нисбатан муваффаци уамгиро буда, бо хатаруои ягонагии уамгирои ру да ру мешавад, ки барои муттауидии аврупои пайомадуои дарозмуулатро ба бор меорад ва пешвоёни ИА-ро водор месозад оид ба вазифауои дар пеш истода барои рафъи оцибатуое, ки дар тули ду даусолаи аввали асри XXI ба миён омадаанд, андеша кунанд.

Калидвожа^о: Иттиуоди Аврупо, уамраъии аврупои, хатаруо ба ИА, уамгироии аврупои, муаммоуои ИА

The article dwells on the modern challenges for the European Union which are reflected: the

migration crisis and the split in values, pushing the EU member states to reconsider integration paths, given the global state of affairs. The proposed article shows that the European Union, being the most successful integration entity at the present stage ofdevelopment of international relations, is facing challenges of integration unity that have long-term consequences for European cohesion and make EU leaders think about the challenges ahead to overcome them as they accumulated over the first two decades of the 21st century.

Keywords: European Union, European solidarity, EU challenges, European integration,

problems of EU

Одним из серьёзнейших вызовов для европейской интеграции стал миграционный кризис 2015 года, спровоцированный массовой миграцией населения из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Кризис заметно повлиял на европейскую интеграцию и политические настроения в Европейском союзе. Недовольство выработанной политикой, касающейся мер урегулирования миграционной ситуации, обострило и европейские ценностные разногласия, став катализатором так называемого «ценностного сдвига». В интересах ЕС преодолеть существующие препятствия путем выработки согласованных мер с учетом национальных интересов его государств-членов.

Согласно информации, опубликованной агентством Европейского союза по безопасности внешних границ (European Border and Coast Guard Agency), в 2015 году количество мигрантов в Евросоюз достигло отметки 1,8 миллиона человек [1].

Большинством мигрантов, пересекавших границы ЕС, были сирийцы, иракцы и афганцы. Безусловно, огромное количество прибывавших беженцев сильно отличалось по религиозным, идеологическим и моральным принципам и традициям от коренного европейского населения, и это, несомненно, оказывало деструктивный и негативный эффект на европейскую консолидацию.

Кризис с самого начала явился так называемым тестом на прочность для европейского единства. По мнению старшего научного сотрудника Европейского центра Карнеги, Пьера Вимона, из-за слишком высоких темпов развития ситуации и из-за сложного и запутанного сирийского вопроса, ЕС оказался абсолютно неподготовленным к миграционному кризису, в результате чего «взрывной рост миграции застал институты ЕС врасплох» [2]. Как следствие, Европейскому союзу было необходимо в короткие сроки принять ответные меры для недопущения ослабления интеграционного процесса через усовершенствование механизмов миграционной политики.

С правовой точки зрения, согласно Конвенции ООН о статусе беженцев, принятой Генеральной Ассамблей в 1951 году, беженцы имели абсолютное право на предоставление им убежища, так как каждый из них «может рассчитывать на убежище от преследований или от опасностей войны» [3]. Поэтому для государств-членов предоставление мигрантам убежища было обязательным. Рассматривая нормативно-правовые акты Европейского союза, в соответствии с 79-й статьей Договора о функционировании Европейского союза, ЕС «развивает общую иммиграционную политику, которая стремится обеспечить на всех стадиях эффективное управление миграционными потоками, справедливое обращение с гражданами третьих стран, законно проживающими в государствах-членах, а также предотвращение нелегальной иммиграции, торговли людьми и усиленную борьбу с ними» [4]. Однако де-факто вопросы управления миграционными потоками принимаются в большей степени на уровне национального законодательства. Так, Испания, столкнувшись в 2000-х годах с миграционным потоком из стран Тропической и Северной Африки, самостоятельно разрабатывала политику его урегулирования путем проведения двусторонних переговоров и подписанием соглашений с африканскими странами [5].

Из-за миграционного кризиса 2015 года Союзу было необходимо работать сообща и

проявить знаменитую «европейскую солидарность», которая не раз упоминается в нормативно-правовых документах ЕС как одна из его основополагающих ценностей. По словам Жан-Клода Юнкера, бывшего Председателя Европейской комиссии, на чей срок пришелся кризис: «Солидарность является жизненно важной частью [европейского] проекта. Государства-члены должны понимать, что это не только моральный вопрос. Это касается нашей способности функционировать» [6]. Однако при выработке общей миграционной стратегии уже на начальных этапах появились разногласия, что выявило недостаточность европейского единства.

Согласно инициативам и предложениям государств-членов, их можно объединить в условные группы по примерной схожести их позиций. Доктор политических наук Т.В. Зверева относит к первой группе страны-основательницы ЕС, которые имели превалирующее значение в формировании европейской интеграции. Вторая и третья группы представлены Балканскими государствами и Вышеградской четверкой.

Лидером первой группы была Германия. Для полноценного понимания позиции данного государства необходимо упомянуть личную позицию по данному вопросу канцлера Ангелы Меркель, по мнению которой: «необходимо принять всех беженцев из гуманитарных соображений» [7]. Для подтверждения своей решимости в приверженности к данному курсу она заявила, что ФРГ готова пойти на этот шаг независимо от того, в какой стране ЕС беженцы оказались изначально. Однако, помимо гуманитарной составляющей, решение канцлера Германии о принятии беспрецедентного количества мигрантов подкреплялось и наличием экономических преимуществ: правительство ФРГ прогнозировало подъем государства в экономическом секторе из-за притока рабочей силы, что в итоге «превысит издержки» [8].

К первой группе также можно отнести союзника Германии, Францию, но общую миграционную стратегию две страны выработали не сразу. Будучи нежеланным направлением у мигрантов (из-за особенностей французских законодательных актов), Французская Республика в лице бывшего министра внутренних дел весной 2015 г. решительно выступала против системы квот для беженцев ради европейской солидарности[9]. Лишь когда стало понятно, что без общего сотрудничества кризисная ситуация продолжит усугубляться и в итоге останется неразрешенной, Франция пошла на незначительные уступки и согласилась на взаимодействие в области перемещения беженцев и на установление "хотспотс" [10].

Наконец, Италия, которая тоже входит в первую группу, ощутила последствия этого миграционного кризиса гораздо значительнее своих партнеров, так как по геополитическим причинам столкнулась с ним намного раньше и прикладывала больше усилий для разрешения миграционной проблемы. Итальянское руководство одним из первых выступало за более активную работу Европейской комиссии и приветствовало предложения Брюсселя об урегулировании ситуации. Джанни Пителла - член Европарламента - в своем заявлении отметил, что государства ЕС должны «гостеприимно принимать беженцев», а если этого не происходит, то «не существует и Союза, основанного на солидарности» [11].

Схожую позицию по урегулированию миграционного кризиса, но совершенно противоположную позиции Германии, Франции и Италии, имели страны, присоединившиеся к ЕС в результате его самого масштабного расширения, - страны Вышеградской группы: Польша, Чехия, Словакия и Венгрия. Эти государства настаивали не на расселении беженцев и предоставлении им убежища, а на урегулировании конфликтов в странах, откуда мигранты прибывают, с целью остановить их беспрецедентный поток. Более того, Польша, Чехия, Словакия и Венгрия выступали за тесное сотрудничество с Россией для урегулирования ситуации в Сирии.

По статистическим данным Евростата, миграционный поток неравномерно затронул государства Вышеградской группы. Наиболее пострадавшей от него стала Венгрия: по данным статистики, в 2015 году более 170 тысяч беженцев запросили убежище у венгерского правительства [12]. В заявлении Виктор Орбан подчеркнул: «Это не европейская проблема, а проблема Германии, так как все они [беженцы] стремятся в Германию». Он также подчеркнул, что из-за религиозных различий беженцы подрывают европейскую интеграцию, так как «Европа и европейская идентичность уходят своими корнями в христианство».

Наконец, предпринимали попытку выработать общую миграционную стратегию и Балканские государства, которые являлись главным транзитом беженцев в Германию, Италию и Францию. Осенью 2015 года Балканские страны заявили о готовности закрыть границы, чтобы не стать буферной зоной для прибывающих в Евросоюз мигрантов.

По мере нарастания кризиса ЕС постоянно корректировал меры реагирования на него. Основными направлениями, по которым работал Союз, можно назвать: усиление сотрудничества со странами происхождения мигрантов; укрепление пограничного контроля и противодействие нелегальной миграции. Рассмотрим их более подробно.

Столкнувшись с беспрецедентным потоком беженцев, ЕС ставил перед собой первоочередную задачу по защите его внешних границ. Возлагались большие ожидания на осуществляющее с 2005 года работу агентство Европейского союза по безопасности внешних границ «Фронтекс». Для усиления механизмов его работы весной 2015 года было принято решение о вкладывании дополнительных финансовых средств в усиление технической оснащённости и в увеличение численности пограничников для контроля в странах с наибольшим числом прибывающих мигрантов: в Греции и Италии. Помимо этого, для соблюдения контроля на пограничных зонах и для оказания помощи терпящим бедствие мигрантам, под руководством «Фронтекс» на территории Средиземноморья вскоре была начата операция «Тритон» [13].

Осенью 2015 г. ЕС созвал саммит в Брюсселе для выработки согласованных действий. В первую очередь в плане действий от сентября 2015 года подчеркивается необходимость усиления механизмов ЕС по сокращению нелегальной миграции «для поддержания общественного доверия к системе предоставления убежища в ЕС и поддержки помощи лицам, нуждающимся в международной защите» [14].

Было принято решение перекрыть миграционный маршрут через Западные Балканы, что приведет к тому, что мигранты будут прибывать в Европу легальным путем, через Турцию. В марте 2016 года Европейский союз заключил историческое соглашение с Турцией, которое канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала «первым реальным шансом» сдержать поток беженцев [15]. В итоге незаконные мигранты, пытающиеся въехать в Грецию, будут возвращены в Турцию, а Анкара предпримет шаги, чтобы предотвратить открытие новых миграционных маршрутов. Взамен Евросоюз согласился снизить визовые ограничения для турецких граждан и выплатить Турции помощь в размере 6 млрд евро для сирийских мигрантов [16].

Понимая необходимость взаимодействия со странами исхода беженцев, ЕС активизировал контакты с африканскими странами. Так, 11-12 ноября 2015 года в Валете прошел саммит «ЕС-Африка», на котором было признано, что «миграция является общей ответственностью стран происхождения, транзита и назначения» [17]. Для сдерживания африканцев от возможного перемещения в страны Евросоюза, лидеры саммита приняли план действий, включающий устранение коренных причин нелегальной миграции и вынужденного перемещения. Для его осуществления государства Евросоюза взяли обязательство выделить африканским государствам 1,8 млрд евро.

Если внешнеполитические меры по преодолению кризиса в целом отражали согласие государств-членов, то поиск внутренних путей вызвал раскол в европейской солидарности. Самым болезненным вопросом для ЕС, вызвавшим острейшие противоречия, было распределение мигрантов. В июне 2015 г. Еврокомиссия предложила план по расселению беженцев. Система обязательных квот, основанная на учете ВВП страны, уровня безработицы и количества уже обработанных заявлений о предоставлении убежища, была одобрена в сентябре 2015 года большинством стран-членов ЕС, но отвергнута Словакией, Чехией, Румынией и Венгрией. Польша поддержала этот план, но позже решительно выступила против. Президент Чешской Республики Милош Зееман заявил: «никто здесь беженцев не приглашал» и добавил, что его страна может принять больше украинских беженцев, потому что они «могут лучше интегрироваться в общество, в отличие от мусульман».

По мнению главы МИД Венгрии Петера Сийярто, большую ответственность за массовый приток мигрантов несет Греция из-за отсутствия должного контроля на границе. «Да, конечно, это ответственность Греции, потому что она не защищает границы. Более того, она даже не регистрирует мигрантов. Не должно быть такого, чтобы мигранты прибывали в Венгрию, не будучи зарегистрированными. Это огромная проблема. Все члены ЕС должны придерживаться устава сообщества» [18], - сказал Петер Сийярто.

Несмотря на официальную систему квот, одну из ключевых проблем, касающуюся распределения мигрантов, которые прибыли в Европейский союз нелегальным способом, но которые имеют право на предоставление убежища, государствам-членам ЕС решить так и не удалось. Обязательная система квот реализуется медленно и вызывает сомнения в легитимности даже у стран, которые ее приняли.

Миграционный кризис явился переломным моментом и выявил недостаточность европейской сплоченности в решении проблемы. Многие эксперты отметили, что данный кризис явился кризисом солидарности ЕС, так как, несмотря на интеграционное объединение, государства-члены привержены к отстаиванию прежде всего национальных интересов, идя наперекор политике Союза. Директор европейского офиса Международной организации по миграции Е. Амбрози считает, что на самом деле «имеет место не миграционный кризис, а кризис управления миграционными процессами» [19].

Недовольство выработанной политикой урегулирования миграционной ситуации обострило и европейские ценностные разногласия. Кандидат политических наук А.А. Кинякин считает, что кризис стал катализатором «ценностного сдвига», вследствие чего происходит возрастание авторитарных и националистических настроений, усиление изоляционизма и евроскептицизма, снижение толерантности и повышение роли радикальных элементов [20].

Данные элементы имеются в большей степени в Восточной Европе: в Польше и Венгрии, которые активно противостоят либеральным политическим тенденциям ЕС как на национальном, так и на внешнем уровнях. Дональд Туск - бывший глава Европейского совета - серьезно оценивает возможные риски из-за конфронтации Брюсселя с Польшей и Венгрией, предрекая в одном из заявлений сценарий возможного распада Европейского союза в случае расширения «оппозиционного лагеря» [21].

С нормативно-правовой точки зрения, говоря о ценностях Европейского союза, необходимо выделить Хартию Европейского союза об основных правах [22], которая гласит: «Союз базируется на всеобщих и нераздельных ценностях - человеческом достоинстве, свободе, равенстве и солидарности; он опирается на принцип демократии и принцип правового государства». «В случае угрозы или зафиксированного факта их нарушения статья 7 Договора о Европейском союзе предусматривает право Совета ЕС лишить права голоса государство-нарушителя в Совете и приостановить отдельные права,

вытекающие из применения Договоров к соответствующему государству-члену» [23].

После осуждения разработанной и принятой ЕС системы квот по мигрантам странами Вышеградской группы, новый виток конфронтации произошел в 2018 году, когда Европейский парламент официально признал угрозу отступления Венгрией от фундаментальных принципов Европейского союза. Ей предшествовал доклад депутата Европарламента Джудит Саргентини, в котором говорится об очевидном риске угрозы европейским ценностям от венгерского правительства [24]. В частности, упоминаются давление Будапешта на неправительственные организации, ученых и СМИ, и ущемление прав меньшинств и мигрантов. По словам докладчицы, правительство Венгрии идет «против всего, что принадлежит здоровой демократии, уважающей верховенство закона» [25].

Однако до принятия радикальных мер, т.е. лишения страны права голоса в Совете в соответствии со ст. 7 Договора ЕС, дело не дошло. Доцент кафедры интеграционных процессов и преподаватель МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули отмечает: «для лишения страны права голоса в Совете ЕС требуется поддержка всех других 27 стран ЕС, но Польша, в частности, на это точно не согласится» [26].

В отношении Польши Евросоюз также имеет претензии. В частности, речь идет о дисциплинарной палате, созданной в 2018 году в ходе реформирования польской судебной системы, спор о которой между Варшавой и Брюсселем продолжается несколько лет. Новый орган уполномочен принимать дисциплинарные санкции против судей и прокуроров, а члены дисциплинарной палаты назначаются президентом. Кроме того, польский закон о реформировании судебной системы запрещает судьям обращаться с вопросами права в Европейский суд.

Европейская комиссия раскритиковала данные нововведения, заявив, что они подрывают верховенство закона, и призвала Польшу не нарушать стандарты верховенства права ЕС, а европейский суд постановил, что принципы функционирования дисциплинарной палаты противоречат нормам европейского права, и обязал Польшу временно приостановить действие определенных положений польского законодательства, внедренных в результате судебной реформы [27]. Отказ польского правительства от выполнения постановления Европейского суда привел к тому, что Комиссия подала заявление в суд с целью наложить на Польшу ежедневный штраф до тех пор, пока меры, введенные постановлением Суда, не будут полностью выполнены [28]. Зам. министра юстиции Польши Себастьян Калета назвал решение ЕС узурпацией и шантажом с целью «лишить Польшу влияния на ее собственное государственное устройство».

Наконец, наиболее актуальным разбирательством с Польшей и Венгрией является ущемление ими ЛГБТ-меньшинств. В пресс-релизе Европейской комиссии от 15 июля 2021 г. указывается, что главный исполнительный орган ЕС запускает процедуру нарушения против Польши и Венгрии, связанную с равенством и защитой основных прав, указанных в статье 2 Договора о Европейском союзе.

По Венгрии дело включает недавно принятый правительством закон о пропаганде сексуальных меньшинств, который запрещает распространение материалов, поощряющих изменение пола несовершеннолетними или гомосексуализм. Закон содержит положения, предусматривающие более суровые наказания за педофилию. Критики отмечают, что он объединяет педофилию с гомосексуализмом и стигматизирует сексуальные меньшинства. Однако премьер-министр Венгрии Виктор Орбан опровергает любые обвинения в его адрес, заявляя, что «это закон про права родителей и детей. Право решать, как давать детям сексуальное воспитание, является прерогативой родителей» [29]. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто ясно дал понять, что, несмотря на давление Еврокомиссии, «его страна не откажется от политики, которая заставила Европейский союз наложить на нее

финансовые санкции и начать судебное разбирательство против нее за нарушение ценностей блока» [30].

По Польше Комиссия считает, что её власти не смогли полностью и должным образом отреагировать на ее запрос о характере и воздействии резолюций о так называемых «зонах, свободных от идеологии ЛГБТ», принятых несколькими польскими регионами и муниципалитетами. Под зоной, свободной от ЛГБТ, принято понимать территорию, которая запрещает проведение маршей равенства и других ЛГБТ-мероприятий. Председатель Европейской комиссии в заявлении Европейскому парламенту подчеркнула, что зоны, свободные от идеологии ЛГБТ, «это зоны, свободные от гуманности, которым нет места в нашем [Европейском] союзе» [31]. С июля 2020 года Европейский союз начал отказывать в финансировании из структурных фондов и Фонда сплочения муниципалитетам, которые приняли резолюции «без ЛГБТ», так как это является нарушением Хартии основных прав ЕС, на что министр юстиции Польши Збигнев Зиобро назвал решение Еврокомиссии «необоснованным и незаконным» и заявил, что Брюссель обязан уважать традиции и взгляды стран-членов содружества [32].

Итак, практика самого масштабного присоединения к евроинтеграции показывает, что Западной Европе не удалось в полной мере договориться с восточными соседями о едином понимании и солидарной приверженности европейским ценностям. С годами Венгрия и Польша еще больше ужесточают национальную политику, противостоя либеральным тенденциям Брюсселя, что приводит к подрыву европейского единства. Дмитрий Владимирович Офицеров-Бельский, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН, считает, что сами по себе миграция и права ЛГБТ не настолько значимы для венгерского и польского правительств, так как они скорее служат рычагом давления на ЕС для отстаивания своей позиции в противовес внутренней европейской политики. Более того, «через тематику ЛГБТ восточноевропейские страны тестируют возможность принятия самостоятельных решений, не угодных европейских странам». Варшава и Будапешт имеют другую позицию о будущей модели Европейского союза, в которой была бы возможность «выбрать из интеграционного процесса некие элементы, в которых страны будут дальше развиваться и иметь некоторые обязательства перед другими членами ЕС» [33].

Радикальные санкции, на которых не раз настаивали официальные представители ЕС, так и не были введены против Польши и Венгрии, а значит, отход от европейских ценностей на деле не имеет для стран особо серьезных последствий, в отличие от самого Евросоюза. Поведение восточноевропейских стран может спровоцировать остальные государства-члены идти вразрез с единой политикой, вырабатываемой Союзом, поэтому необходимо предпринять действия для предотвращения подобного сценария [34].

Исходя из изложенного, необходимо отметить, что, несмотря на европейскую интеграционную сплоченность, в Европейском союзе существуют разногласия, которые влияют на его единство.

Итак, миграционный кризис стал тестом на прочность европейской солидарности, который в ходе выработки мер её регулирования разделил государства-члены на несколько групп с сильно различающимися подходами: на тех, кто выступал за размещение мигрантов, и на тех, кто выступал против введенной системы квот. Государства-члены по-разному ощутили последствия кризиса: наиболее пострадавшие от беженцев страны отстаивали в первую очередь национальные интересы, не считаясь с централизованной политикой Брюсселя, что говорит о недостатке провозглашаемой Союзом знаменитой европейской солидарности между его членами. Для преодоления выявленных противоречий необходима так называемая гибкая солидарность, которая включает выработку общих европейских

политических мер с учетом интересов и особенностей каждого государства.

Еще одной угрозой европейскому единству является ценностный раскол, представляющий собой постепенный отход от приверженности европейским принципам некоторых восточноевропейских стран. Внутренняя политика Польши и Венгрии по мигрантам, реформированию юридических систем, свободе слова, меньшинствам, по мнению институтов Европейского союза, подрывает верховенство права и серьезно угрожает европейской демократии. Действия упомянутых стран привели к запуску санкционного механизма, который выражается в урезании дотаций. Важнейшей задачей Союза на данном этапе является не допустить развитие подобных настроений у других государств.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате ценностного раскола и усиливающихся противоречий между государствами относительно выработки солидарной политики, европейское единство становится все более и более хрупким.

Список использованной литературы:

1. Migratory map //Frontex [electronic resuorce]. - URL: https://frontex.europa.eu/documents-and-publications/fran-q1-2015-Flg6BH (дата обращения 16.03.2023).

2. Вимон П. Миграция в Европе : преодоление кризиса солидарности //Московский центр Карнеги [электронныйресурс]. - URL: https://carnegieendowment.org/files/CP_Vimon_2017_web_Rus.pdf (дата обращения: 16.03.2023).

3. Конвенция о статусе беженцев // Организация Объединенных Наций [электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения 16.03.2023).

4. Treaty on the Functioning of the European Union // EUR-Lex [electronic resuorce]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/treaty/tfeu_2012/oj (дата обращения: 16.03.2023).

5. Кудеярова Н.Ю. Испания после миграционного бума: социально-экономическая и внешнеполитическая // Современная Европа [электронный ресурс]. - URL: http://sov-europe.ru/images/pdf2019/1-2019/8pdf (дата обращения: 16.03.2023).

6. Speech by European Commission President Jean-Claude Juncker at the 20th anniversary of the European Policy Centre - "The road to Rome: from crisis management to governing the EU" // European Commission [electronic resource]. - URL: https://ec.europa. eu/commission/presscorner/detail/en/SPEECH_16_3433 дата обращения: 16.03.2023).

7. Закаурцева Т.А., Гаврилова С.М. Культурно-социальная интеграция мигрантов в Европейском союзе // Международная жизнь [электронный ресурс]. - URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1721 (дата обращения: 16.03.2023).

8. Малахов В.С. Германия после "миграционного кризиса": политика, экономика, общество // ИМЭМО РАН [электронный ресурс]. - URL: https://www.imemo.ru/publications/periodical/meimo/archive/2018/5-t-62/europe-new-realities/germany-after-migration-crisis-economy-politics-and-society (дата обращения: 16.03.2023).

9. Cazeneuve B. Contre les quotas de migrants, pour la solidarité européenne // La Croix [electronic resource]. - URL: https://www.la-croix.com/Actualite/France/Bernard-Cazeneuve-Contre-les-quotas-de-migrants-pour-la-solidarite-europeenne-2015-05-19-1313801 (дата обращения: 16.03.2023).

10. Тардис М. Роль Франции в урегулировании миграционного кризиса // Мигранты в Европе [электронный ресурс]. - URL: http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2016/4-2016/Tardis_4-2016.pdf (дата обращения: 16.03.2023)

11. Juncker J. Refugee crisis must be first priority //European Parliament [electronic resource]. - URL: https://www.europarl.europa.eu/news/en/headlines/eu-affairs/20150909STO92301/refugee-crisis-must-be-first-priority-says-juncker-in-2015-state-of-eu-debate (дата обращения: 16.03.2023).

12. Asylum and first time asylum applicants - annual aggregated data (rounded) // Eurostat [electronic resource]. - URL:

https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/tps00191/default/table?lang=en (дата

обращения: 16.03.2023).

13. Joint Operation Triton (Italy) // Frontex [electronic resource]. - URL: https://frontex. europa. eu/media-centre/news/focus/joint-operation-triton-italy--ekKaes (дата обращения: 16.03.2023).

14. EU Action Plan on return // European Commission [electronic resource]. - URL: https://eur-lex. europa. eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52015DC0453&from =EN (дата обращения: 16.03.2023).

15. Кузнецов А., Макаренко Г. ЕС и Турция заключили сделку по беженцам //РБК [электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/politics/18/03/2016/56ec16f99a7947220d76f900 (дата обращения: 16.03.2023).

16. EU-Turkey statement, 18 March 2016 // European Council [electronic resource]. - URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/pressreleases/2016/03/18/eu-turkey-statement/ (дата обращения: 16.03.2023).

17. Valletta summit Action Plan // European Council [electronic resource]. - URL: https://www.consilium.europa.eu/media/21839/action_plan_en.pdf (дата обращения: 16.03.2023).

18. Головина М., Грибовская И., Прибытков К. Проблема беженцев: ООН бьет тревогу // ТАСС [электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/spec/refugee?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campai gn=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 16.03.2023).

19. Михайленко В.И. Проблемы управления миграционными процессами в Европейском союзе // Диспаритеты международных интеграционных проектов [электронный ресурс]. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/41348/1/iuro-2016-155-17.pdf (дата обращения: 16.03.2023).

20. Кинякин А.А. Трансформация социально-политических ценностей в Европейском союзе // ВестникРУДН[электронныйресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nJtransformatsiya-sotsialno-politicheskih-tsennostey-v-evropeyskom-soyuze-materialy-kruglogo-stola-sotrudnikov-studentov-i-aspirantov (дата обращения: 26.03.2023).

21. Похиляк А. Назван сценарий возможного распада Евросоюза //Лента [электронный ресурс]. - URL: https://lenta.ru/articles/2021/07/20/eu_oppos/ (дата обращения: 26.03.2023).

22. Четвериков А. О. Хартия Европейского союза об Основных правах //Право Европейского союза [электронныйресурс]. - URL: https://eulaw.ru/treaties/charter/(дата обращения: 26.03.2023).

23. Четвериков А. О. Договор о Европейском союзе (новая редакция) // Право Европейского союза [электронный ресурс]. - URL: https://eulaw.ru/treaties/teu/ (дата обращения: 26.03.2023).

24. Koves N. The Sargentini Report - Its background and what it means for Hungary and for the EU [electronic resource]. - URL: https://www.boell.de/en/2018/09/19/sargentini-report-its-background-and-what-it-means-hungary-and-eu (дата обращения: 26.03.2023).

25. Banks M. Judith Sargentini to draft new EU Parliament report on Hungary //Parliament Magazine [electronic resource]. - URL: https://www.theparliamentmagazine.eu/news/article/judith-sargentini-to-draft-new-eu-parliament-report-on-hungary (дата обращения: 26.03.2023).

26. Пудовкин Е. Будапешту покажут европейские ценности // РБК [электронный ресурс].-URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/09/14/5b9a23799a79476e9c6ad348 (дата обращения: 26.03.2023).

27. Order of the Vice-President of the Court // InfoCuria Case-law [electronic resource]. - URL: https://curia.europa.eu/juris/document/document.jsf?text=&docid=244199&pageIndex=0&docla ng=en&mode=req&dir=&occ=first&part=1&cid=27900279 (дата обращения: 26.03.2023)

28. Independence of Polish judges: Commission asks European Court of Justice for financial penalties against Poland on the activity of the Disciplinary Chamber // European Commission [electronic resource]. - URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_21_4587 (дата обращения: 26.03.2023).

29. Мисник Л. «Переделать Европу под себя»: как венгерский закон об ЛГБТразваливает ЕС // Газета.ру [электронный ресурс]. - URL: https://www.gazeta.ru/politics/2021/07/08_a_13713428.shtml (дата обращения: 26.03.2023).

30. Spike J. The AP Interview: Hungary committed to contentious LGBT law // AP News [electronic resource]. - URL: https://apnews.com/article/immigration-united-nations-general-assembly-coronavirus-pandemic-business-health-d19fb1eb2772478da1206fb5d982b6c7 (дата обращения: 26.03.2023).

31. Ursula von der Leyen challenges EU capitals to step up [electronic resuorce]. - URL: https://www.politico.eu/article/ursula-von-der-leyen-state-of-the-european-union-national-capitals-step-up/(дата обращения: 26.03.2023).

32. Юранец А. «Жить плохо, но достойно»: тема ЛГБТ встала между Польшей и Евросоюзом // Газета.ру [электронный ресурс]. - URL: https://www.gazeta.ru/politics/2020/08/04_a_13177945.shtml (дата обращения: 26.03.2023).

33. Сенин К. Синдром раскольников: Польша и Венгрия бьются с Брюсселем за бюджет // Известия [электронныйресурс]. - URL: https://iz.ru/1093086/kirill-senin/sindrom-raskolnikov-polsha-i-vengriia-biutsia-s-briusselem-za-biudzhet (дата обращения: 26.03.2023).

34. Dempsey J. Germany Needs to End Hungary and Poland's Blackmail // Carnegie Europe [electronic resource]. - URL: https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/83245 (дата обращения: 26.03.2023).

REFERENCES:

1. Migratory Map // Frontex [electronic resource]. - URL: https://frontex.europa.eu/documents-and-publications/fran-q1-2015-Flg6BH(date of appeal 16.03.2023).

2. Vimon P. Migration in Europe: Crisis Prevention of Solidarity // Karneg Moscow Centre [Electronic resource]. - URL: https://carnegieendowment.org/files/CP_Vimon_2017_web_Rus.pdf (date of appeal: 16.03.2023).

3. Convention about the Refugee Status // Organization of United nations [electronic resource]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (date of appeal 16.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Treaty on the Functioning of the European Union // EUR-Lex [electronic resuorce]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/treaty/tfeu_2012/oj (date of appeal: 16.03.2023).

5. Kudeyarova N. U. Spain after the Migrational Boom: social-economic and foreign-policy // Modern Europe [electronic resource]. - URL: http://sov-europe.ru/images/pdf/2019/1-2019/8.pdf (date of appeal: 16.03.2023).

6. Speech by European Commission President Jean-Claude Juncker at the 20th Anniversary of the European Policy Centre - "The Road to Rome: from Crisis Management to Governing the EU" // European Commission [electronic resource]. - URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/SPEECH_16_3433 (date of appeal: 16.03.2023).

7. Zakaurtseva T.A., Gavrilova S.M. Cultural-social Integration of Immigrants in Europian Union // International Life [electronic resource]. - URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1721 (date of appeal: 16.03.2023).

8. Malakhov V.S. Germany after "Migrational Crisis": politics, economy, society // MC PES [electronic resource]. - URL: https://www.imemo.ru/publications/periodical/meimo/archive/2018/5-t-62/europe-new-

realities/germany-after-migration-crisis-economy-politics-and-society (date of appeal: 16.03.2023).

9. Cazeneuve B. Contre les quotas de migrants, pour la solidarité européenne // La Croix [electronic resource]. - URL: https://www.la-croix.com/Actualite/France/Bernard-Cazeneuve-Contre-les-quotas-de-migrants-pour-la-solidarite-europeenne-2015-05-19-1313801 (date of appeal: 16.03.2023).

10. Tardis M. The Role of France in Regulation of Migrational Crisis // Immigrants in Europe [electronic resource]. - URL: http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2016/4-2016/Tardis_4-2016.pdf (date of appeal: 16.03.2023)

11. Juncker J. Refugee Crisis Must Be First Priority // European Parliament [electronic resource]. - URL: https://www.europarl.europa.eu/news/en/headlines/eu-affairs/20150909STO92301/refugee-crisis-must-be-first-priority-says-juncker-in-2015-state-of -eu-debate (date of appeal: 16.03.2023).

12. Asylum and First Time Asylum Applicants - Annual Aggregated Data (rounded) // Eurostat [electronic resource]. - URL:

https://ec.europa. eu/eurostat/databrowser/view/tps00191/default/table?lang=en (date of appeal: 16.03.2023).

13. Joint Operation Triton (Italy) // Frontex [electronic resource]. - URL: https://frontex.europa.eu/media-centre/news/focus/joint-operation-triton-italy--ekKaes (date of appeal : 16.03.2023).

14. EU Action Plan on return // European Commission [electronic resource]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52015DC0453&from=EN (date of appeal: 16.03.2023).

15. Kuznetsov A., Makarenko G. European Union and Turkey Bargain on // РБК [electronic resource]. - URL: https://www.rbc.ru/politics/18/03/2016/56ec16f99a7947220d76f900 (date of appeal : 16.03.2023).

16. EU-Turkey Statement, 18 March 2016 // European Council [electronic resource]. - URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/pressreleases/2016/03/18/eu-turkey-statement/ (date of appeal: 16.03.2023).

17. Valletta Summit Action Plan // European Council [electronic resource]. - URL: https://www.consilium.europa.eu/media/21839/action_plan_en.pdf (date of appeal: 16.03.2023).

18. Golovina M., Gribovskaya I., Pribitkov K. The Problems of Refugee: UN strikes to Alert // TASU [electronic resource]. - URL: https://tass.ru/spec/refugee?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campai gn=google.com&utm_referrer=google.com (date of appeal: 16.03.2023).

19. Mikhaylenko V.I. Management Problems of Migrational Process in europian Union // International Desperation of Integrational Projects [electronic resource]. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/41348/1/iuro-2016-155-17.pdf (date of appeal: 16.03.2023).

20. Kinyakin A.A. Transformation of socio-political values in European Union // Bulletin of People's Friendship University of Russia [electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-sotsialno-politicheskih-tsennostey-v-evropeyskom-soyuze-materialy-kruglogo-stola-sotrudnikov-studentov-i-aspirantov (date of appeal: 26.03.2023).

21. Pokhilyak A. Похиляк А. Confimed the Script of Possible Fission of European Union // Record [electronic resource]. - URL: https://lenta.ru/articles/2021/07/20/eu_oppos/ (date of appeal: 26.03.2023).

22. Chetverikov A.O. Charter of European Union about the Main Law //Law of European Union [electronic resource]. - URL: https://eulaw.ru/treaties/charter/(date of appeal: 26.03.2023).

23. Chetverikov A.O. Agreement about European Union (new edition) //Law of European Union [electronic resource]. - URL: https://eulaw.ru/treaties/teu/ (date of appeal: 26.03.2023).

24. Köves N. The Sargentini Report - Its Background and What it Means for Hungary andfor the EU [electronic resource]. - URL: https://www.boell.de/en/2018/09/19/sargentini-report-its-background-and-what-it-means-hungary-and-eu (date of appeal: 26.03.2023)

25. Banks M. Judith Sargentini to Draft New EU Parliament Report on Hungary // Parliament Magazine [electronic resource]. - URL: https://www.theparliamentmagazine.eu/news/article/judith-sargentini-to-draft-new-eu-parliament-report-on-hungary (date of appeal: 26.03.2023).

26. Pudovkin E. Budapesht will be shown European Values //РБК[electronic resource].- URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/09/14/5b9a23799a79476e9c6ad348 (date of appeal: 26.03.2023).

27. Order of the Vice-President of the Court // Info Curia Case-law [electronic resource]. - URL: https://curia.europa.eu/juris/document/document.jsf?text=&docid=244199&pageIndex=0& doclang=en&mode=req&dir=&occ=first&part=1&cid=27900279 (date of appeal: 26.03.2023)

28. Independence of Polish Judges: Commission Asks European Court of Justice for Financial Penalties Against Poland on the Activity of the Disciplinary Chamber // European Commission [electronic resource]. - URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_21_4587 (date of appeal: 26.03.2023).

29. Misnik L. «Customize Europe»: how Hungarian law of LGBT demolishes European Union // newspaper.ru [electronic resource]. - URL: https://www.gazeta.ru/politics/2021/07/08_a_13713428.shtml (date of appeal: 26.03.2023).

30. Spike J. The AP Interview: Hungary Committed to Contentious LGBT law // AP News [electronic resource]. - URL: https://apnews.com/article/immigration-united-nations-general-assembly-coronavirus-pandemic-business-health-d19fb1eb2772478da1206fb5d982b6c7 (date of appeal: 26.03.2023).

31. Ursula von der Leyen Challenges EU capitals to step up [electronic resuorce]. - URL: https://www.politico.eu/article/ursula-von-der-leyen-state-of-the-european-union-national-capitals-step-up/(date of appeal: 26.03.2023).

32. Uranets A. « Life is bad, but worthy»: the theme LGBTis between Poland and European Union// newspaper.ru [electronic resource]. - URL: https://www.gazeta.ru/politics/2020/08/04_a_13177945.shtml (date of appeal: 26.03.2023).

33. Senin K. Dissenters' Syndrome:Poland and Hungary Struggle with Brussels for the Budget // Bulletin [electronic resource]. - URL: https://iz.ru/1093086/kirill-senin/sindrom-raskolnikov-polsha-i-vengriia-biutsia-s-briusselem-za-biudzhet (date of appeal: 26.03.2023).

34. Dempsey J. Germany Needs to End Hungary and Poland's Blackmail // Carnegie Europe [electronic resource]. - URL: https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/83245 (date of appeal: 26.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.