Научная статья на тему 'Проблемы духовности, нравственного воспитания студентов в вузе средствами и методами физического воспитания'

Проблемы духовности, нравственного воспитания студентов в вузе средствами и методами физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
813
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МОТИВАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ЗДОРОВ'Я / МОТИВАЦіЯ / ВИХОВАННЯ / ДУХОВНіСТЬ / HEALTH / MOTIVATION / EDUCATION / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавага В. В., Доценко Ю. А.

В данной работе рассматривается вопрос духовно нравственного воспитания личности. Проблема духовности всегда была важна при воспитании каждого гражданина нашего общества. Проблему формирования физической культуры можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал. Телесная культура в отличие от других сфер культуры соединяет эти компоненты в человеке в единое целое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of spirituality, morality of students physical education in the universities

In this work a question of spiritually moral education of a person is examined. The problem of spirituality was always very important at training of every citizen of our society. The problem of formation of physical training can be solved fruitfully only on the basis of idea of unity and interconditionality social and biological, spiritual and solid began. The solid crop as against other spheres of crop bridges these ingredients in the person in a single whole.

Текст научной работы на тему «Проблемы духовности, нравственного воспитания студентов в вузе средствами и методами физического воспитания»

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ, НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗе СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Гавага В.В., Доценко Ю.А.

Донбасский государственныйтехнический университет

«Высокий уровень нравственной зрелости всех людей - один из главных признаков духовного здоровья общества»

С. Ф. Анисимов

Аннотация. В данной работе рассматривается вопрос духовно - нравственного воспитания личности. Проблема духовности всегда была важна при воспитании каждого гражданина нашего общества. Проблему формирования физической культуры можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал. Телесная культура в отличие от других сфер культурысоединяет эти компоненты в человеке в единое целое.

Ключевые слова: здоровье, мотивация, воспитание, духовность.

Анотація. Г авага В.В., Доценко Ю.А Проблеми духовності, етичного виховання студентів у вузі засобами і методами фізичного виховання. У даній роботі розглядається питання духовно - етичного виховання особи. Проблема духовності завжди була важлива при вихованні кожного громадянина нашого суспільства Проблему формування фізичної культури можна плідно вирішувати тільки на основі ідеї єдності й взаємозумовленості соціального і біологічного, духовного й тілесного підгрунтя. Тілесна культура на відміну від інших сфер культуриз'єднує ці компоненти в людині в єдине ціле.

Ключові слова: здоров'я, мотивація, виховання, духовність

Annotation. Gavaga V.V., Dotsenko Yu.A. Problem of spirituality, morality of students physical education in the universities. In this work a question of spiritually - moral education of a person is examined. The problem of spirituality was always very important at training of every citizen of our society. The problem of formation of physical training can be solved fruitfully only on the basis of idea of unity and interconditionality social and biological, spiritual and solid began. The solid crop as against other spheres of crop bridges these ingredients in the person in a single whole.

Keywords: health, motivation, education, spirituality.

Введение.

Физическая культура, как никакая иная сфера культуры, содержит в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности в своем телесно - духовном единстве. Поэтому культурная деятельность (в том числе и телесная) приобретает общественно полезную значимость, поскольку ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека [1]. Проблема духовнонравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

Работа выполнена по плану НИР Донбасского государственноготехнического университета

Цель и задачи: главная цель физического воспитания в высшей школе - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Там, где личность понимается как совокупность общественных отношений, а нравственность как мораль, все дело воспитания превращается в бесполезную схоластику

Физическое воспитание - неотъемлемая часть почти всех воспитательных систем. Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физического воспитания служат разнообразные формы спортивномассовых мероприятий [2].

Результаты исследо ваний.

Практически во всех регионах нашей страны в последние 15 лет в образовательных учреждениях ведется поиск путей духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи

Рассматриваемые нами вопросы касаются в первую очередь жизненных и общечеловеческих ценностей, которые по существу, определяют личность как индивидуальность Способность человека гармонично сочетать личные качества с коллективными ценностями в итоге формирует среду, которая отражает особенности корпоративной культуры В этом смысле становится особенно важным фактор, который следует определять как духовность личности и духовность коллективную (корпоративную). Поэтому очень важно рассматривать человека и корпоративную культуру коллектива с системных позиций. Такой подход дает основания рассматривать в комплексе факторы общечеловеческойкультурыи результаты их взаимодействия как основу духовности во всех ее проявлениях [б].

Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной высшей школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловленанаучными знаниями, которые студентыполучают, изучая учебные предметы. Сами нравственные

знания имеют не меньшее значение для общего развития учащихся, чем знания по конкретным учебным предметам. Одним из основных направлений способствующих нравственному и духовному воспитанию студентовявляется физическая культура[5].

Общая схема процесса нравственного воспитания и развития личности учащегося представляет собой взаимосвязанные ступени, отражающие постепенное возрастание возможностей усвоения общественного опыта нравственного поведения и параллельно с этим накопление и обогащения нравственных знаний, начиная с формирования понятий, представлений, системы нравственных взглядов и убеждений а на их основе -навыков, умений и привычек нравственного поведения, нравственных отношений в коллективе в семье, в обществе в целом.

На этом пути появляется множество помех, вызываемых самыми различными причинами, и поэтому требующих разных мер для их преодоления Среди них наиболее существенными являются:

• несовпадения знаний и реально усвоенного опыта;

• противоречивая информация, получаемая воспитанником из разных источников воздействующая на формирование нравственных взглядов и оценок отдельных явлений, процессов, действий;

• депрессивное состояние, вызванное усталостью, нервным перенапряжением и другими причинами, в силу чего учащийся не желает прилагать усилия для усвоения новых знаний или приобретения умений и навыков.

Основное направления решения данной проблемы заключается в том, чтобы выработать уже в школьном возрасте такое сознание, такую нравственно - волевую характеристику личности учащихся, которая бы соответствовала формуле «активная жизненная позиция», предусматривающей осознанное стремление личности к постоянному совершенствованию окружающей действительности, активные действия в этом направлении

Таким образом, словесно-языковая форма проявления нравственных взглядов и убеждений постепенно и обязательно превращается в деятельно-практическую

Основным инициатором такого перехода является «физическая культура). Понятие «физическая культура) относится к понятию «культура) как частное к общему. Другими словами, физическая культура является частью общей культуры народа. Физическая культурареализуется в таких формах как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов Это определяет специфику каждого компонента физической культуры где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического Отталкиваясь от идеи единства телесного и духовного начал, присутствующих в физической культуре а также от фундаментальных исследований закономерностей эволюционного развития моторики в онтогенезе человека, физкультурную деятельность, на наш взгляд, необходимо рассматривать как один из основополагающих видов деятельности на всем протяжении человеческой жизни, играющей на разных этапах его развития различную, но очень весомую роль.

Поэтому в процессе физического воспитания неизбежно возникают проблемы цели, задач, средств, результатов педагогических технологий, их соотношения с закономерностями природной, социокультурной среды обитания человека и другие, которые должны решаться в соответствии с требованиями гуманизма Основными мотивами к занятиям физической ку льтуройв В УЗе служит:

а) аттестация (проводится в середине семестра);

б) в конце семестра зачет.

Многие студенты занимаются в секциях выбранным видом спорта, но основная масса - занимается на академических занятиях, по этому вопросу отвечают следующее:

• основные мотивы повышения уровня естественного восприятия;

• воспитания уверенности в своих силах;

• приобретение друзей;

• использовать возможность активного отдыха;

• приобрести жизненно необходимые навыки и умения

Все выше изложенное говорит о том, что целенаправленное воспитание духовно - физических качеств изменило мотивы посещения академических занятий по физической культуре Эмоциональный подъем, заинтересованность и желание работать вот основные приоритеты и составляющие успеха студентов будущих молодых специалистов

Во всех частях занятий средствами влияния комплексов упражнений мы стремились:

• обеспечить целеустремленное и позитивное отношение у студентовк занятиям из физической культуры

• учитывать духовные и физические потребности у студентов (целевые установки, стремления, желания и мотивы);

• способствовать воспитанию у студентов морально эстетичных, духовно моральных качеств на эмоциональном фоне, не насильственно, не принуждая, а, вселяя у студентов желание, сдерживаться намеченных действий через эмоционально эстетичную деятельность.

С точки зрения нравственного формирования личности планомерное, методически разработанное этическое просвещение и обучение нужно начинать уже в детских воспитательных учреждениях, в общеобразовательной школе [4]. Необходимо самым кардинальным образом изменить структуру обучения и воспитания, усилить духовно-воспитательную работу и отвести для нее значительно больше времени. Формирование духовных потребностей требует особых усилий со стороны личности, коллектива, общества, усилий, направленных на нравственное воспитание, совершенствование и самосовершенствование. Телесность человека, его двигательная активность включаются в систему социальных и спонтанно действующих социальных факторов, которые объективно ведут к укреплению или, наоборот, к разрушению тех или иных человеческих свойств и качеств. При этом, на наш взгляд, часто допускается весьма сильное упрощение реальной ситуации, связанной с деятельностью по образованию и совершенствованию тела человека, его здоровья. Если раньше изменения в образе жизни, ментальности и психике людей всё же оставляли человека человеком, то переход к постиндустриальному, информационному обществу наносит непоправимый ущерб "природной" жизни цивилизации и “природному человеку’, вырвав их из естественных условий развития и бросив в техносферные условия, в мир, наполненный различными техническими устройствами, сооружениями, опасной радиацией и "высокими скоростями передвижений и изменений жизни. Человек при помощи наукотехники создал в техногенной цивилизации противоречивую техно-биосферную среду своей жизнедеятельности, почти полностью изменив все традиционные способы производства, умственного труда, быта, общения, что сильно сказывается на его физическом здоровье. Здоровый человек представляет собой большую ценность для общества, как в материальной, так и духовной. Под духовными ценностями мы понимаем, социальные, политические, специальные научные и практические достижения, обеспечивающие идеологическую, научную и организационную прогрессивность национальной системы физического воспитания.

При этом, что такое здоровье? ВОЗ отвечает на данный вопрос так: Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия а не полного отсутствия болезней или физических дефектов Таким образом, выделяется три компонента здоровья, рисунок 1. [3]

Рис. 1. Компоненты здоровья человека

Физическое здоровье - уровень физического развития, развития функциональных возможностей и адаптационных способностей органов и систем человека в процессе онтогенеза

Духовное (психическое) здоровье - основой духовного здоровья является состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения Это состояние обуславливается потребностями биологическогои социального характера и возможностями их удовлетворения

Социальное здоровье - социальный уровень здоровья характеризует активность человека в обществе и на производстве, стремление к поиску новых, более эффективных форм организации труда, увеличению его производительности и т.д.

При всем этом, проблема здоровья кардинальна для всего человечества, и У краины в целом. Именно от состояния здоровья отдельного человека и общества в целом зависит продвижение экономических и политических реформ, благополучие страны.

Не последнюю роль в этом процессе играет этическое просвещение и образование всего населения в любом возрасте. Следует сказать, что сегодня многие, занимаясь физическим и духовным воспитанием, не только понимают необходимость сознательного применения различных видов укрепления физического и психического здоровья, но и в той или иной мере используют их.

Однако не все понимают важную роль регулярных занятий при овладении духовными ценностями ради духовного совершенствования и самосовершенствования. Итак, следуя этой логики, телесное совершенствование и здоровье, с одной стороны, и формирование духовного здоровья - с другой, не только не исключают, но и дополняют друг друга [1].

Выводы.

Таким образом, мы приходим к следующему выводу: проблему формирования физической культуры можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности социального и биологического духовного и телесного начал. Телесная культурав отличие от других сфер культурысоединяет эти компоненты в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно -ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними. Физическая культура есть явление, которому присуще «материально - духовное» или «духовно - материальное» качество. Сочетая

единство духовного и физического, физическая культура имеет большие потенциальные возможности для формирования целостной личности. Это служить гарантией того, что усилиями многих исследователей разработка теоретических вопросов в сфере физической культуры будет успешной и практике будут даны научно обоснованные рекомендации по приобщению к ней все большего числа занимающихся.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем духовности нравственного воспитания студентовв вузе средствами и методами физического воспитания.

Литература

1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление - М.: Мысль, 1988, с. 212 - 218.

2. Гавага В.В., Махов С.А., Бутченко А.А. Роль учителя физической культуры и тренера в воспитании духовных качеств молодежи I Духовне відродження фізичної культури Зб. наук праць I За ред. О.Ц. Демінського. - Донецьк: ДДТЗФВіС, 200б. - с. 14б (12-15с).

3. Грачев О.К. Физическая культура Учебное пособие I Под ред. Доцента Е.В. Харламова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов нУД: Издательский центр «МарТ», 2005. - 4б4 с (Серия «Учебный курс»).

4. Кряж В.Н. Основные понятия метапринципа гуманизации физического воспитания I Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія за редакцію проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПТ), 2008. - №б. - 282.

5. Курт Штарке. Студенты Становление личности. Перевод с немецкого М., Прогресс 1982 - 13бс.

6. Духовность и корпоративная культура- возможности управления! Ковалевский С.В., проф., Кошевая Л.В. Донбасская государственнаямашиностроительная академия (доступна с сайта http :IIiai.donetsk.uaI)

Поступила в редакцию 03.10.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.