Научная статья на тему 'Проблемы долгосрочного планирования кадровых потребностей приоритетных отраслей экономики'

Проблемы долгосрочного планирования кадровых потребностей приоритетных отраслей экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КАДРОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ПРОФОБРАЗОВАНИЯ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / INDUSTRY / STAFFING / STRATEGIC PLANNING / VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM / BUDGET EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова О. А.

На основе данных масштабного исследования, проведенного в двух группах регионов, показано, как промышленные предприятия, находящиеся в противоречивом экономическом и институциональном контексте, планируют свои кадровые потребности, и как в этих условиях работает система профобразования. Нарастает дефицит кадров, но короткий горизонт планирования и низкий уровень рентабельности не позволяют основной массе предприятий заблаговременно просчитать кадровые потребности и формировать кадровый резерв. Это дезориентирует систему профобразования, находящуюся под дополнительным прессингом подушевого финансирования, и консервирует дисбалансы на рынке труда. В основе такой ситуации проблемы целеполагания на государственном уровне, проявляющиеся во фрагментарности и непоследовательности экономической политики, расхождении риторики и бюджетных приоритетов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues with long-term planning of HR needs in priority industries

In the article, based on the data of a large-scale study, realized in two groups of regions, it is analyzed, how industrial enterprises, functioning in a very contradictory economic and institutional context, can plan their staffing needs and how the vocational education system works in these conditions. It is shown that the deficit of personnel which is necessary to industry is growing, but a short planning horizon and a low level of profitability do not allow the bulk of enterprises to calculate their personnel needs in advance and form a personnel reserve. This disorients the system of vocational education, which is under additional pressure of per capita financing, and preserves imbalances in the labor market. At the heart of this situation are the problems of goal-setting at the state level, manifested in the fragmentation and inconsistency of economic policy, the divergence of rhetoric and budget priorities

Текст научной работы на тему «Проблемы долгосрочного планирования кадровых потребностей приоритетных отраслей экономики»

О. А. Александрова1

ПРОБЛЕМЫ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАДРОВЫХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

На основе данных масштабного исследования, проведенного в двух группах регионов, показано, как промышленные предприятия, находящиеся в противоречивом экономическом и институциональном контексте, планируют свои кадровые потребности, и как в этих условиях работает система профобразования. Нарастает дефицит кадров, но короткий горизонт планирования и низкий уровень рентабельности не позволяют основной массе предприятий заблаговременно просчитать кадровые потребности и формировать кадровый резерв. Это дезориентирует систему профобразования, находящуюся под дополнительным прессингом подушевого финансирования, и консервирует дисбалансы на рынке труда. В основе такой ситуации - проблемы целеполагания на государственном уровне, проявляющиеся во фрагментарности и непоследовательности экономической политики, расхождении риторики и бюджетных приоритетов.

Ключевые слова: промышленность, кадровая обеспеченность, стратегическое планирование, система профобразования, расходы бюджета.

УДК 332.254

Проблема кадрового обеспечения приоритетных отраслей реального сектора экономики давно приобрела хронический характер. Так, около 10 лет назад на большом форуме по трудовым ресурсам аплодисменты зала вызвал слайд, на который сверху были вынесены заголовки газет времен дефолта 1998 г., гласившие «Менеджеры и банкиры больше не требуются - нужны рабочие и инженеры», а ниже - точно такие же заголовки, которыми спустя десятилетие, на фоне уже нового кризиса (2008-2009 гг.), запестрели газеты [1]. И с того момента прошло 10 лет...

Казалось бы, проблема осознается, в том числе и на высоком уровне. Несколько лет назад на заседании межведомственной комиссии по социально-экономическим вопросам Совета безопасности РФ, посвященном кадровому обеспечению промышленности, председатель спрашивал выступавших представителей министерств, научных и образовательных учреждений: «Скажите, сколько и каких кадров необходимо готовить?». Примерно тогда же в Екатеринбурге на международной конференции по кадрам, совмещенной с российским этапом чемпионата World Skills, с тем же вопросом: не может ли наука подсказать, сколько и каких кадров им потребуется? - к нам обратились представители департамента кадров АО «Объединенная судостроительная корпорация».

1 Ольга Аркадьевна Александрова, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ, д-р экон. наук.

А чуть позже в институт пришли представители бизнеса: столкнувшись с острым дефицитом квалифицированных промышленных рабочих, они задумались над созданием частного учреждения профтехобразования и как деловые люди задались все тем же вопросом: кого и сколько нужно готовить, чтобы не прогореть?

Уловив запрос на информацию о перспективных потребностях в кадрах, мы в 2015-2017 гг. реализовали большой трехлетний проект «Трудовой потенциал - как объект стратегического планирования». В двух группах регионов - с традиционно развитыми высокотехнологичными отраслями (Новосибирская, Нижегородская и Воронежская области) и с высокой долей предприятий легкой и пищевой промышленности, а также аграрно-промышленного комплекса (Краснодарский край, Ивановская область и Республика Адыгея) была проведена серия глубинных структурированных интервью с экспертами - руководителями предприятий, отраслевых ассоциаций, торгово-промышленных палат, а также руководством учреждений среднего профессионального и высшего образования. Речь, прежде всего, шла о ситуации на предприятиях той или иной отрасли - ведь от этого зависит адресуемый системе образования заказ на подготовку кадров. В частности, выяснялось: каковы экономическое положение предприятий сегодня и динамика последних лет, что видится на горизонте 3.. .5 лет и в более долгосрочной перспективе; есть ли признаки появления продуманной, ориентированной на длительную перспективу промышленной политики; прибавилось ли в действиях властей понятности, предсказуемости, последовательности; насколько долгосрочному планированию деятельности предприятий способствует принятие законов о стратегическом планировании и о промышленной политике?

Эксперты подтвердили наличие дефицита кадров, особенно молодого и среднего возраста. Производствам с тяжелыми или вредными условиями труда найти работников еще сложнее - при равной зарплате молодежь предпочитает работать в более комфортных условиях офиса или торгового зала. Предприятиям приходится конкурировать за работников и с бизнесом, платящим зарплату «в конвертах». Предприятия реального сектора, зажатые в тисках низкого уровня рентабельности при невозможности повышения цен на продукцию из-за низкого платежеспособного спроса и наличия на рынке более дешевых зарубежных товаров, практически не могут сделать свою зарплату конкурентоспособной. Возникает замкнутый круг, усугубляющий дефицит кадров: платить достойную зарплату промышленные предприятия не могут, молодежь не рвется получать соответствующие профессии, и учреждения профобразования, работающие в условиях подушевого финансирования, закрывают невостребованные направления подготовки. В результате многим предприятиям, вплоть до авиастроительных, приходится организовывать работу вахтовым методом.

Подушевой принцип при неадекватно низком нормативе финансирования оказывает влияние не только на количество, но и на качество кадров. В индустриальные техникумы и колледжи по-прежнему идут, в основном, те, кому больше некуда идти. Улучшить качество абитуриентов могло бы ужесточение ГИА у девятиклассников, однако в условиях подушевого финансирования школы заинтересованы в том, чтобы даже слабый ученик пошел в 10-й класс. Тот же механизм подушевого финансирования не позволяет самим учреждениям среднего специального образования (СПО) отчислять неуспевающих - и бюджет учреждения, и численность преподавателей зависят от количества «душ». Недофинансирование профтехобразования, приводящее к неоправданному сокращению штатов, сказывается и на качестве производственной практики. Учреждения СПО заинтересованы в том, чтобы она начиналась на первом курсе,

но предприятия не склонны брать на себя ответственность за несовершеннолетних практикантов; кроме того, без соответствующей компенсации (на что у предприятий просто нет средств) невозможно вменить в обязанность наставничество заводчанам, работающим сдельно. Эту роль мог бы исполнять мастер производственного обучения из учреждения СПО, но их число резко сокращено: на 25 студентов-сварщиков - всего один мастер. В условиях, когда практиканты разбросаны по нескольким предприятиям, максимум, что он может сделать, это контролировать посещаемость.

В этой связи важно отметить проблему, на которую обратил внимание Г. Б. Клей-нер: в отсутствие экономики как целостной системы хозяйствующие субъекты и целые отрасли живут обособленной жизнью, не зная о процессах, идущих в других секторах, притом, что они непосредственно сказываются на их возможностях и перспективах. Так, год назад на XII национальном конгрессе «Модернизация промышленности России: Приоритеты развития» (Москва) мое сообщение на секции, посвященной ресурсному обеспечению машиностроения, поставили после выступлений вице-президентов «Роскосмоса», «Росэлектроники» и т. п., говоривших, в том числе, о проблеме дефицита квалифицированных инженерных и рабочих кадров. К концу заседания все устали и, по-видимому, не ожидали чего-то нового от представителя академического института, не имеющего отношения к точным и естественным наукам. Однако выступление вызвало живой отклик: как заметил модератор секции вице-президент ОАО РЖД: «Мы узнали столько нового! А эти «души»... - прямо Гоголь какой-то». То есть бизнес, ощущающий дефицит кадров или недовольный их качеством, просто не знает, что многие аукающиеся ему дефекты работы системы профтехобразования связаны с внедрением и специфической реализацией принципа подушевого финансирования.

Главная же проблема - отсутствие ясных перспектив: как показало исследование, для всех отраслей надежный горизонт планирования - 1 год. Влияние на него законов о стратегическом планировании и промышленной политике - минимальное: руководство предприятий и отраслей воспринимает данные законы как декларации, каковых и прежде было немало. Одно из характерных высказываний наших экспертов (в данном случае из авиастроительной отрасли): «Когда говорят, что у государства есть программы до 2030 года, они действительно есть. Но программы не воплощаются в контракты. Декларации сотрясают воздух: допустим, в 2025 году будем выпускать 25 самолетов. Но когда приходит этот год, оказывается, что вместо 25 будет 5. Как тут можно планировать? Те же вузы говорят: «Какойу вас будет заказ на специалистов?». - А кто его знает? Мало того, мы выпускаем конечный продукт, у нас масса смежников: 1 наш рабочий дает загрузку 9 работникам смежных производств. Но у нас нет никакой стратегии, кроме этой бумажной, рисованной. Соответственно, и у смежников стратегии нет. Доходит до того, что мы сделали самолет, а единственная в России фирма - производитель кресел обанкротилась: заказов не поступало, рабочие разбежались...».

Таким образом, фундаментальная причина кадрового дефицита в приоритетных отраслях экономики - невнятность целеполагания, проявляющаяся во фрагментарности и непоследовательности проводимой политики, несоответствии риторики и реальной практики. В этой ситуации символом времени становится ставшая пару лет назад популярной в Интернете (а, значит, верно ухватившей суть) картинка - так называемый демотиватор, на котором изображены разрушенные заводские корпуса и подпись: «Куда делись разговоры о модернизации? Нам так не хватает разговоров о модернизации!».

При этом «разговоры» могут менять свое направление на прямо противоположное. Так, два года назад в общественное сознание активно внедрялся тезис о низких темпах роста в России как «новой нормальности», поскольку, мол, такая же картина -и в развитых странах2. Но уже летом 2018 г. те же правительственные чиновники с той же убежденностью объявили о планах войти в пятерку самых развитых экономик мира. Нетрудно догадаться, что подобные декларации - реакция на общественные ожидания, сформировавшиеся в ходе президентских выборов 2018 г. Но подкреплены ли новые установки соответствующими ресурсами?

Увы, ситуация с вновь заявленными национальными проектами очень напоминает историю с нацпроектами, объявленными в середине 2000-х гг. Пропагандистский шум вокруг них абсолютно не соответствовал реальным вложениям. Так, в еще вполне «тучном» 2007 г. на все 4 тогдашних приоритетных национальных проекта («Образование», «Здравоохранение», «Доступное жилье», «Поддержка АПК») было направлено всего 240 млрд рублей, размер же профицита бюджета составил 1502 млрд рублей и еще около 10 000 млрд рублей были «заморожены» в Стабилизационном фонде (более 2250 млрд рублей) и золотовалютных резервах Центрального Банка (более 7300 млрд рублей) [2]. А что теперь? На нынешний нацпроект «Наука» в ближайшие три года запланировано направить 135 млрд рублей (2 млрд долларов). Это менее 700 млн долларов в год - сумма, составляющая менее 2 % (!) от всех годовых расходов на науку3 . Достаточно ли для прорыва в число лидеров? Особенно в условиях, когда Россия расходует на НИР всего 39,9 млрд долларов (США - 511,1, Китай - 451,2, Япония -168,6 млрд долларов) и занимает места в третьем и четвертом десятках по удельному весу затрат на науку в ВВП, величине годовых затрат в расчете на одного исследователя и численности исследователей на 10 тыс. занятых в экономике [3]. Но, может быть, у государства просто нет средств? Отнюдь: в федеральном бюджете на все три ближайших года запланирован профицит: в 2019 г. он составит 1,9 трлн рублей (1,8 % ВВП), в 2020 г. - 1,2, в 2021 г. - 0,9 трлн рублей. С такими бюджетными приоритетами через несколько лет в Интернете появится новый демотиватор - теперь уже о том, куда делись «разговоры о рывке»».

Именно об этом говорили и наши эксперты, хорошо представляющие, что требуется для появления у бизнеса ясных и надежных перспектив, которые он сможет транслировать и системе образования. Прежде всего, это принятие долгосрочных госпрограмм развития приоритетных отраслей - с конкретными мерами господдержки, показателями, сроками и ответственностью за исполнение («Нет стратегии. Строить самолеты - это очень дорого. И одно дело говорить с высоких трибун «Мы будем продолжать ...», а другое - прописать, сколько денег будет заложено, и довести это до нас, производителей, чтобы мы дали заказы и на обучение, и на материалы, и на изделия. Спрашивают: «Почему у нас промышленность не растет?». - Поэтому и не растет»). Это снабжающая предприятия дешевыми кредитами и обеспечивающая устойчивость

2 Оставим сейчас за скобками вопрос о том, так ли уж совпадают темпы роста в России и странах ОЭСР и, что еще важнее, уместно ли России, заметно отстающей по социальным и экономическим показателям от развитых стран Запада и стремительно развивающихся Китая и Индии, считать нормальными темпы роста, заведомо консервирующие наше отставание.

3 РБК-ТВ, программа «Деловой день» 26 ноября 2018 г., тема программы «Нацпроек-ты: как не остаться на бумаге?». URL: http://tv.rbc.ru/archive/den/5bfbddc99a7947b7af1a4082

национальной валюты кредитно-денежная политика; контроль за ценовой политикой естественных монополий; пресечение недобросовестной конкуренции. Это и адекватная долгосрочная защита внутреннего рынка («Первый бич - кадры, и чем дальше мы от Советского Союза, тем ниже их квалификация. Второй - дырявая таможенная система. Следствие действия этих двух факторов - отсутствие инвестиций, без которых не будет ни высокой производительности труда, ни зарплаты, ни решения социальных проблем»). И, наконец, массовый платежеспособный спрос - в противном случае производители качественной продукции просто вытесняются с рынка.

Ситуация, в которой находятся предприятия реального сектора экономики, приводит к резкому сужению их горизонтов планирования. Это, наряду с низким уровнем рентабельности, не позволяет основной массе предприятий заблаговременно просчитывать свои кадровые потребности и формировать кадровый резерв. Такая ситуация дезориентирует систему профобразования, которая во многом переориентируется на стратегии краткосрочного выживания и начинает готовить не промышленных рабочих, а парикмахеров, поваров и автослесарей. Все вместе это и консервирует дисбалансы на рынке труда. Подчеркнем, что меры, которые могли бы дать и промышленности, и профобразованию большую степень определенности, хорошо известны, и руководство, как минимум, отраслевых ассоциаций и торгово-промышленных палат пытается доводить информацию о них до структур управления экономикой. Остается надеяться, что рано или поздно они будут услышаны.

Список литературы

1. Александрова, О. А. Проблемы кадрового обеспечения российской промышленности в рамках ВТО / О. А. Александрова // Второй социальный форум «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития»: сб. докл. и выступлений (18-19 октября 2012 года). - М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012.

2. Болдырев, Ю. Ю. Методологические основы внешнего государственного финансового контроля: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Ю. Ю. Болдырев. - М., 2007.

3. Расходы на науку: топ-10 стран мира. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/104411 (дата обращения: 15 ноября 2018 г.).

O. A. Aleksandrova. Issues with long-term planning of HR needs in priority industries. In the

article, based on the data of a large-scale study, realized in two groups of regions, it is analyzed, how industrial enterprises, functioning in a very contradictory economic and institutional context, can plan their staffing needs and how the vocational education system works in these conditions. It is shown that the deficit of personnel which is necessary to industry is growing, but a short planning horizon and a low level of profitability do not allow the bulk of enterprises to calculate their personnel needs in advance and form a personnel reserve. This disorients the system of vocational education, which is under additional pressure of per capita financing, and preserves imbalances in the labor market. At the heart of this situation are the problems of goal-setting at the state level, manifested in the fragmentation and inconsistency of economic policy, the divergence of rhetoric and budget priorities.

Keywords: industry, staffing, strategic planning, vocational education system, budget expenses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.