Научная статья на тему 'Круглый стол "формирование человеческого потенциала новой индустриальной экономики: вклад социальной политики" в рамках III С-Петербургского экономического конгресса (спэк-2017)'

Круглый стол "формирование человеческого потенциала новой индустриальной экономики: вклад социальной политики" в рамках III С-Петербургского экономического конгресса (спэк-2017) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрова О.А., Коленникова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол "формирование человеческого потенциала новой индустриальной экономики: вклад социальной политики" в рамках III С-Петербургского экономического конгресса (спэк-2017)»

Круглый стол «ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НОВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ВКЛАД СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» в рамках III С-Петербургского экономического конгресса (СПЭК-2017)

марта 2017 г. состоялся III Санкт-Петербургский экономический конгресс (СПЭК-2017) «"Форсайт «Россия": Новое индустриальное общество. Перезагрузка», организатором которого традиционно выступает Институт нового индустриального развития им. С.В. Витте (ИНИР) под эгидой Отделения общественных наук РАН. Встреча ученых, руководителей промышленных предприятий, представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, НКО и СМИ становится с каждым годом все представительнее. В этом году в работе конгресса приняли участие около 500 человек, в том числе известные зарубежные исследователи из Австрии, Азербайджана, Белоруссии, Великобритании, Германии, Греции, Казахстана, Китая, США, Франции и Эстонии.

В центре внимания конгресса стояли вопросы о путях развития российской промышленности в сегодняшних сложных экономических и политических условиях с прицелом на долгосрочную перспективу. На пленарном заседании директор ИНИР, президент Вольного экономического общества, д.э.н. Бодрунов С.И. обратил внимание присутствующих на то, что, несмотря на ряд важных идей, в целом концепции постинду-

стриального общества не подтверждаются. За внешними проявлениями сокращения доли материального производства и его индустриального ядра в ВВП остаются скрытыми истинные направления трансформации промышленного сектора. В действительности, роль промышленных технологий во всей системе воспроизводства не просто сохраняется, но, напротив, возрастает. Вместе с формированием нового качества индустрии открывается путь к созданию общества, которое, следуя в русле основных положений теории Дж.К. Гелбрейта, станет индустриальным обществом второго поколения. Мы стоим в самом начале этого процесса, и то, каким будет это новое общество, уже сегодня требует от науки серьезного и всестороннего осмысления.

Заместитель директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования РФ, к.э.н. Белоусов Д.Р. отметил, что развертывание новой технологической революции происходит на наших глазах. К примеру, масштабное инвестирование в развитие информационно-телекоммуникационных технологий уже в ближайшее время приведет к широкому использованию самообучающихся машин — от «умных» беспилотных аппаратов военно-стратегического назначения до робототех-

нических комплексов индивидуализированного типа производства. Параллельно идет процесс переосмысления роли промышленно развитых стран в системе международного разделения труда. В США, Китае, Германии и других странах одновременно стартовали программы новой индустриализации. В частности, Китай позиционирует себя в будущем как мировой лидер не только в новой энергетике, но и в сфере промышленных роботов, что означает новую волну роботизации по всему миру. На сегодняшний день объем новых технологических рынков составляет порядка 15% глобального ВВП. Россия в долгосрочной перспективе не сможет вписаться в новое разделение труда, если не начнет развиваться ускоренными темпами. Это предполагает интенсивные инвестиции в качество производственного аппарата, благодаря чему рост производительности труда может составить 5-5,5% в год по крупным и средним предприятиям, а по всему кругу — около 4%. Потребуется высвобождение 3-3,5 млн. человек и ежегодное переобучение миллиона работников с одной профессии на другую в рамках производственного сектора. Необходима поддержка машиностроительного экспорта. Эти меры позволят российской промышленности выйти к 2025 году на уровень объема выпуска новой продукции в 17 млрд. долл. США.

Заведующий кафедрой экономической теории РАНХиГС при Президенте РФ, академик РАН Аганбегян А.Г. подчеркнул, что причина стагнации отечественной экономики лежит в ошибочной экономической политике, которая основывается на догмах, лишающих государство инструментов стимулирования развития экономики: неприкосновенность золо-

товалютных резервов, отсутствие госдолга и бездефицитный государственный бюджет. К стагнации в значительной мере привело сокращение государственных инвестиций в 20132016 годах. Преодоление уже пятилетнего периода рецессии и стагнации — дело неизмеримо более трудное, чем антикризисные меры. Для возобновления экономического роста нужны политическая воля и экстраординарные меры. Во-первых, необходимо возродить реальное стратегическое планирование, включающее увязанные между собой директивный план для госсектора и индикативный — для частного. Главными принципами такого планирования должны стать целевой характер и комплексность. Во-вторых, нужно перейти к масштабным инвестициям в основной капитал, в-третьих, — к форсированным вложениям в отрасли, воспроизводящие человеческий капитал. Прирост инвестиций должен ежегодно составлять 8-10%. Но этого недостаточно — нужны институциональные преобразования, обеспечивающие эффективное использование выделенных ассигнований и устраняющие иные препятствия для промышленного развития. О последних говорил председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Мейксин М.С.: в частности, сохранению промышленного потенциала северной столицы мешают влиятельные лоббисты, стремящиеся захватить территории промышленных предприятий, большинство из которых расположены вблизи набережных рек — местах, привлекательных для новой городской застройки.

Среди многочисленных мероприятий в рамках конгресса состоялся Круглый стол «Формирование че-

ловеческого потенциала новой индустриальной экономики: вклад социальной политики», проведение которого было инициировано Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН) и Институтом экономики РАН (ИЭ РАН). Со-модераторами Круглого стола выступили зам. директора ИСЭПН РАН по научной работе, профессор департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Александрова О.А., зав. центром политики занятости и социально-трудовых отношений ИЭ РАН, д.э.н. Соболева И.В. и генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), д.э.н., профессор Бобков В.Н.

В своем приветственном слове Соболева Ирина Викторовна подчеркнула ключевую роль качества человеческого потенциала в обеспечении успешного социально-экономического развития страны. Наиболее серьезные вызовы, с которыми сталкивается сегодня социальная политика, лежат в области роста нестабильности социально-экономического положения работающего населения и гарантий доступа к социально значимым благам. Недостаточность трудовых доходов в сочетании с низкой эффективностью отраслей социальной сферы ведут к истощению национального человеческого потенциала. В связи с этим участникам Круглого стола было предложено обсудить возможные пути перехода к новой модели социальной политики, ориентированной на поддержание благоприятной среды для человеческого развития и, в том числе, доступные механизмы обеспечения достойной занятости населения и защищенности в сфере труда.

Принявший эстафету выступлений Бобков Вячеслав Николаевич посвятил свой доклад средним классам и обратил внимание на то, что среди множества теорий социально-классовых образований сегодня возобладали те, что уходят корнями к истокам либерализма и немецкой исторической школы. Например, в современных российских исследованиях и в практической социальной политике средние классы преимущественно ассоциируются с предпринимателями и профессионалами не из числа наемных работников. Представительство же в составе средних классов наемных работников — крайне скудно, а среди семей с двумя и более детьми их практически нет. По мнению докладчика, следует значительно расширить основания для выявления многокритериальных социально-классовых структур. Кроме того, требуются серьезные изменения в приоритетах социальной политики — с целью создания условий для приведения уровня и качества жизни семей наемных работников, многие из которых имеют достаточно высокий образовательный и профессиональный потенциалы, в соответствие с социальными стандартами средних классов.

Руководитель центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д.э.н. Елизаров Валерий Владимирович, обратил внимание на противоречивые последствия нынешней политики по стимулированию рождаемости, реализуемой в период повышательной волны демографического цикла. Увеличение амплитуды демографических волн в дальнейшем вызовет еще большие, чем прежде, колебания масштабов

притока трудовых ресурсов на рынок труда.

Зав. центром экономической теории социального сектора ИЭ РАН, д.э.н. Чубарова Татьяна Владимировна рассказала о проблемах и рисках здоровья работающего населения и предложила в качестве методологической основы концепцию социальной ответственности работодателей (СОР), основанную на идее взаимного интереса государства и работодателей в развитии современной экономики и человеческого потенциала. Современная здравоохранительная политика, направленная на усиление индивидуальной ответственности за сохранение здоровья, объективно ведет к повышению роли работодателей и вызывает необходимость их включения в систему здравоохранения в качестве одного из ее основных элементов. В России работодатели традиционно играли существенную роль в обеспечении работников медицинским обслуживанием, хотя эта роль и претерпела изменения в процессе перехода к рыночной экономике. Тем не менее, возврат к ней на новой основе лежит на путях институционализации СОР, т.е. гармонизации интересов работодателей, работников и общества.

По мнению ведущего научного сотрудника ИЭ РАН, д.э.н. Баскаковой Марины Евгеньевны, в государственной политике расширения малого бизнеса отсутствует компонента, направленная на противодействие неформальной занятости, при том что на микро- и малых предприятиях доля неформально занятых работников особенно велика. В целом наблюдается обратная зависимость доли работников, занятых на предприятии на неформальной основе, от общей численности работников предприя-

тия. В то же время, утилизация неформальной занятости в малом бизнесе не может быть основана исключительно на росте числа проверок и ужесточении наказаний и штрафов за неисполнение Трудового кодекса. Она должна включать меры по повышению гибкости системы регулирования трудовых отношений и уровня информированности граждан о своих социально-трудовых правах.

Ведущий научный сотрудник ИЭ РАН, д.э.н. Соболев Эдуард Неньевич, говоря о проблеме неравенства в оплате труда, подверг критике точку зрения, согласно которой снижение неравенства в оплате труда всегда сопровождается ростом трудовых доходов. В последние годы в России одновременно наблюдается и сокращение зарплатного неравенства, и падение реальных заработков у подавляющей массы работников. Сокращение неравенства может скрывать различные процессы. С одной стороны, оно может быть результатом специальных мер социальной политики: пересмотр МРОТ, тарифных окладов при одновременном сжатии тарифной сетки, повышение ставок в бюджетных отраслях и других мер. В этом случае происходит процесс перераспределения общего фонда оплаты труда в пользу тех, кто зарабатывает мало. Это и наблюдалось в годы восстановительного роста. С другой стороны, снижение неравенства может быть результатом некоторых объективных процессов, следствием неравномерности снижения трудовых доходов у различных групп работников во время экономического кризиса.

В рамках работы Круглого стола были представлены первые результаты исследовательского проекта «Трудовой потенциал как объект

стратегического планирования», поддержанного РГНФ и выполняемого научным коллективом ИСЭПН РАН. О контурах исследования рассказала руководитель проекта Александрова Ольга Аркадьевна. По замыслу проекта был проведен отбор двух групп регионов с высокой концентрацией приоритетных отраслей: первая группа включала производства, обеспечивающие научно-промышленное развитие, вторая — импортозамеще-ние (легкая, пищевая промышленность и АПК). В отобранных регионах были выбраны предприятия приоритетных отраслей, профильные ассоциации работодателей, а также вузы и ссузы, ведущие подготовку кадров для этих производств. Информация собиралась в виде структурированных углубленных интервью с руководителями предприятий и организаций. Исследование показало, что большинство предприятий по-прежнему ощущает дефицит кадров, поскольку при сопоставимом уровне зарплаты молодежь предпочитает работать в более комфортных условиях труда в торговле и сфере обслуживания. Предложить более высокую зарплату промышленные предприятия не могут, поскольку зажаты в тиски между высокими издержками (стоимостью кредита, услуг естественных монополий, материалов, импортных комплектующих и т.п.) и не позволяющим поднимать цены низким платежеспособным спросом населения. На этом фоне также зажатые в тиски, но уже подушевым финансированием, учреждения профобразования сокращают подготовку по не пользующимся спросом специальностям, внося, тем самым, свою лепту в кадровый голод и общий уровень неопределенности. Горизонты планирования основной массы пред-

приятий остаются краткосрочными, что не позволяет им заблаговременно просчитывать кадровые потребности. Это дезориентирует систему профобразования и консервирует складывающиеся на рынке труда дисбалансы. В то же время, руководство предприятий и отраслевых ассоциаций хорошо знает, какие меры могли бы увеличить горизонты планирования и повысить рентабельность, и пытается донести эту информацию до структур государственного управления, но пока — с минимальным успехом. Данное исследование, как отметила зав. лабораторий распределительных отношений ИСЭПН РАН, д.э.н. Токсанбаева Май-раш Сейтказыевна подтверждает, что индустриальный сектор отличает длительный цикл накопления человеческого капитала в его ключевых группах, поэтому так важны долгосрочные трудовые отношения, способствующие выходу на пик квалификации. Но этим отношениям препятствует процесс выбытия кадров. Во всех приоритетных производствах выбытие кадров превышает их прием, что свидетельствует о процессе сокращения занятости, который шел как в период экономического роста, так и в кризисный. Особенно высока текучесть кадров в производстве товаров широкого потребления. По мнению руководства предприятий приоритетных производств, качество человеческого потенциала на предприятиях в последние годы ухудшилось, чему способствовал комплекс причин, деформирующих процессы его нормального воспроизводства.

Старший научный сотрудник ИСЭПН РАН, к.э.н. Коленникова Ольга Александровна представила результаты, полученные в Ивановской области, которая была отобрана как

регион с доминантой текстильной и швейной промышленностей. Предприятия, сокращая затраты на труд, выводили производства из областного центра в глубинку, в то время как трудоспособное население, в первую очередь молодежь, перемещались в противоположном направлении. Кадровые проблемы предприятий усугублялись тем, что в последние восемь лет образовательные учреждения региона не готовили кадры по профессиям и специальностям начального и среднего профессионального образования для текстильной отрасли. Способы, которыми предприятия пытаются решить проблему кадрового дефицита (переманивание работников, их подвоз из других населенных пунктов и т.п.), являются тупиковыми в свете реализации задач, заявленных в Стратегии развития отрасли. Руководители ведущих предприятий отрасли оценивают политику государства пока как первые шаги — проявление некоторой заинтересованности и единичные меры поддержки.

Научный сотрудник ИСЭПН РАН Ненахова Юлия Сергеевна показала, что, несмотря на открывшиеся возможности импортозамещения, бизнес и учреждения профобразования регионов, специализирующихся в сфере АПК, формируют свои стратегии лишь на краткосрочную перспективу. При этом концентрируются не столько на направлениях развития, сколько — на выживании, что, в конечном счете, продолжает негативно сказываться на качестве трудового потенциала АПК. Установки и ожидания руководителей предприятий, вузов и ссузов — многослойны и противоречивы, чем напоминают своего рода «барочный танец» и зачастую сводятся к взаимным обвинениям сторон.

Это тормозит внедрение целевого обучения, дуального образования, реального, а не формального прохождения производственной практики и других важных элементов в подготовке квалифицированных рабочих и ИТР. Создание работающей системы подготовки кадров требует комплексной программы мер, направленной на достижение взаимовыгодного консенсуса всех ее участников.

Содержательно выступила команда молодых ученых из Института социально-экономического развития территорий РАН (г. Вологда). Барсуков Виталий Николаевич, отметил, что данные социологического опроса пожилых жителей Вологодской области свидетельствуют о недооценке трудового потенциала населения пенсионного возраста, а также о необходимости создания более благоприятных институциональных условий для обеспечения занятости старшего поколения. Попов Андрей Васильевич в своем выступлении затронул проблему глобальной трансформации занятости. С опорой на концептуальные положения С. Крэнфорд, Л. Воско и Н. Жукевич им был разработан инструментарий выделения работников со «стандартной» и «нестандартной» занятостью. Данные по Вологодской области за 2016 г. показали, что на региональном рынке труда доминирует «нестандартная» занятость (59% работников). Тревожно то, что она связана, прежде всего, с факторами, негативно сказывающимися на качестве трудовой жизни работающего населения, в результате чего вовлеченными в «нестандартную» занятость оказываются в большинстве своем уязвимые категории населения. Россошанский Александр Игоревич представил методику оценки недоиспользования

качественных характеристик трудового потенциала работающего населения, которая была разработана им на базе данных мониторинга качественного состояния трудового потенциала Вологодской области. В основу методики была положена концепция качественных характеристик населения ИСЭПН РАН.

На Круглом столе прозвучали и другие содержательные выступления участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы и других городов, в частности, к.х.н., представитель профсоюза работников РАН Митрофанов Михаил Юрьевич и д.э.н., зам. директора по научной работе Института соци-

ально-экономических исследований Уфимского Научного центра РАН Гу-зель Фатиховна Биглова обратили внимание на спорность преимущественно наукометрических подходов к оценке результативности труда научных работников и увязывание эффективности работы академического сектора науки с объемом привлеченных внебюджетных средств.

Как и в целом на СПЭК, лейтмотивом всех выступлений на Круглом столе стал тезис о том, что новая индустриализация требует ускоренных и адекватных вложений в человеческий капитал.

Материал подготовили д.э.н., зам. директора ИСЭПН РАН по науке, профессор Финансового университета при Правительстве РФ

Александрова О.А.,

к.э.н., старший научный сотрудник ИСЭПН РАН Коленникова О.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.