Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 3(3)
УДК 346.34 © Ю.Г. Соколовская, 2022
ПРОБЛЕМЫ ДОКАЗЫВАНИЯ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА ПРИ РАССМОТРЕНИИ СВЕДЕНИЙ О ВКЛЮЧЕНИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)
Юлия Григорьевна Соколовская - магистрант 2 курса Сибирского юридического университета, г. Омск, Россия, e-mail: [email protected]
Аннотация: Исследуются актуальные проблемы доказывания надлежащего исполнения условий контракта поставщиками (исполнителями) товаров, работ, услуг при рассмотрении сведений, являющихся основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков по действующему законодательству Российской Федерации. Обосновывается утверждение о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), которое выражается в намеренном и умышленном нарушении положений законодательства о закупках. На основе анализа правоприменительной практики подлежат анализу основные способы доказывания надлежащего исполнения условий контракта.
Ключевые слова: реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей); добросовестность; исполнение контракта; нарушение условий контракта.
Для цитирования: Соколовская Ю. Г. Проблемы доказывания надлежащего исполнения
условий контракта при рассмотрении сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 3(3). С.156-162.
PROBLEMS OF PROVING PROPER PERFORMANCE OF CONTRACT TERMS WHEN CONSIDERING INFORMATION ABOUT INCLUSION IN THE REGISTER OF UNSCRUPULOUS SUPPLIERS (CONTRACTORS,
PERFORMERS)
Yulia Grigoryevna Sokolovskaya - 2nd year Master's student of Siberian Law University, Omsk, Russia, e-mail: [email protected]
Annotation: The current problems of proving the proper fulfillment of contract terms by suppliers (performers) of goods, works, services when considering information that is the basis for
156
inclusion in the register of unscrupulous suppliers under the current legislation of the Russian Federation are investigated. The author substantiates the claim that inclusion in the register of unscrupulous suppliers is a sanction for the unscrupulous behavior of the supplier (contractor, contractor), which is expressed in intentional and intentional violation of the provisions of the procurement legislation. Based on the analysis of law enforcement practice, the main ways of proving the proper performance of the contract conditions are subject to analysis.
Keywords: register of unscrupulous suppliers (contractors, performers); good faith; contract execution; violation of contract terms.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) функционирует в российском законодательстве свыше 15 лет. Однако на практике возникает много вопросов об условиях включения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в данный реестр.
Для заказчика РНП выступает в качестве охранительной меры, содержательная сущность которой обусловлена информационной составляющей реестра; для поставщика включение его в РНП - санкция, влекущая возникновение репутационного вреда и имущественных убытков [1, c. 53-56].
Вне всякого сомнения, РНП является инструментом реализации задач регулирования отношений сторон закупочного процесса, в части обеспечения добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов, и призван защищать государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) [2, c. 70 -83].
Ведение РНП осуществляется в электронном виде путем формирования или изменения реестровых записей, которые размещаются в единой информационной системе в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений
некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее -Постановление Правительства РФ № 1078)1.
В соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), РНП - это перечень, содержащий информацию об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов2.
Таким образом, на этапе исполнения контракта можно выделить две причины включения в РНП:
1. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта.
2. Расторжение контракта по решению суда.
Не любое нарушение условий контракта может служить основанием для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП, а только существенное, которое привело к нарушению прав заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Следствием включения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП (в качестве санкции за допущенное нарушение) является фактическая невозможность для такого субъекта участвовать в преобладающем большинстве процедур по размещению государственных и муниципальных закупок в течение двух лет.
На практике внесение в РНП представляет собой достаточно суровую меру ответственности для хозяйствующего субъекта, поскольку влечет
1 Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021 г. № 28 (ч. 1), ст. 5508.
2 Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14, ст. 1652.
негативные последствия в виде экономических и репутационных потерь для лица, существенно нарушившего его условия, что повлекло расторжение контракта судом или заказчиком в одностороннем порядке [3]. Поэтому применение санкции путем включения в РНП должно происходить именно при условии доказанности вины (намеренности и умысла). В то же время необходимо уточнить, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Рассмотрим случаи, когда основанием для направления в антимонопольный орган обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ст. 15 Постановления Правительства РФ № 1078 содержатся случаи, когда антимонопольный орган принимает решение об отказе о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП. К ним относятся ситуации, когда:
1. Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
2. Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, либо надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Включение сведений в РНП является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений законодательства о закупках. Субъективная сторона этих нарушений характеризуется наличием умысла и противоправных намерений (вины), а последствием таких действий
должно быть возникновение вреда/ущерба. Наличие вины обязательно для признания поставщика недобросовестным, поскольку только намеренные (виновные) действия, то есть идущие против совести, правовых норм и моральных ограничений, могут характеризоваться как недобросовестные.
При принятии решения о включении либо невключении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП антимонопольный орган не вправе ограничиваться только формальной констатацией факта установления заказчиком ненадлежащего исполнения участником тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи, в том числе наличия или отсутствия вины данного субъекта1.
Антимонопольный орган обязан исследовать все нюансы дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим о направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Таким образом, включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вывод о необходимости учета вины поставщика при включении его в РНП базируется на правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлениях Правительства РФ от 30 июля 2001 г. № 13-П и от 21 ноября 2002 г. № 15-П; Определениях Верховного Суда РФ от 07 июня 2001 г. № 139-О и от 07 февраля 2002 г. № 16-О, где отражено, что санкции применяются государственными органами с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины причинителя вреда, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, а также должны быть соразмерными конституционно защищаемым целям и
1 Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 301-КГ15-632 по делу № А29-3152/2014 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
охраняемым законным интересам, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Одним из существенных признаков недобросовестного поведения является намерение осуществить противозаконное действие.
Как указал Верховный Суд РФ, нарушение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от исполнения контракта и предпринявшего меры для его исполнения, не может являться основанием для включения сведений о таком лице в РНП1. Эту позицию учитывают и антимонопольные органы при рассмотрении сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании проведенного нами анализа административной и судебной практики можно сформировать перечень возможных доказательств надлежащего исполнения условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), то есть его добросовестного поведения:
- подготовка к исполнению контракта (закупка оборудования, продукции, привлечение субподрядчика и т.п.);
- осуществление переписки с заказчиком (предоставление информации о ходе исполнения контракта, о возникших при исполнении контракта сложностях (приостановление исполнения, отступление от сроков и т.п.));
- отсутствие содействия со стороны заказчика (несвоевременное предоставление информации, материалов для начала исполнения контракта);
- отсутствие вреда для заказчика;
- поставщик (подрядчик, исполнитель) ранее в РНП не состоял;
- наличие добросовестно исполненных ранее контрактов;
- возникновение чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, вследствие которых исполнение контракта стало невозможным.
1 Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Таким образом, включение сведений в РНП является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), поэтому антимонопольный орган обязан провести объективную проверку и исследовать все обстоятельства дела, а при недоказанности намерения осуществить противозаконное действие по уклонению от исполнения контракта, принять решение о невключении поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП.
Список литературы
1. Кванина В.В. Расторжение контракта по решению суда и односторонний отказ от исполнения контракта как основания включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 1. С. 53-56.
2. Тихомиров П.А. Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование // Российское конкурентное право и экономика. 2020. № 4. С. 70-83.
3. Татонова И. Как добиться обеспечительных мер. Порядок оспаривания решений ФАС России о включении в Реестр недобросовестных поставщиков // КонсультантПлюс, www.consultant.ru.
References
1. Kvanina V.V. Termination of a contract by a court decision and unilateral refusal to execute a contract as grounds for including a supplier in the register of unscrupulous suppliers // Journal of Entrepreneurial and Corporate Law. 2017. No. 1. pp. 53-56.
2. Tikhomirov P.A. Register of unscrupulous suppliers: improvement is required // Russian Competition Law and Economics. 2020. No. 4. pp. 70-83.
3. Tatonova I. How to achieve interim measures. The procedure for challenging decisions of the FAS of Russia on inclusion in the Register of unscrupulous suppliers // ConsultantPlus, www.consultant.ru.