Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / проблемы дистанционного обучения / студенты / персонал университета / distance learning / problems of distance learning / students / university staff

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Г. Аджемян, Д В. Короленко, А А. Немчин, О В. Пацук

В данной статье рассмотрены проблемы дистанционного обучения, пути их решения и рекомендации для наиболее эффективной организации познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING AND WAYS TO SOLVE THEM

In this article considers the problems of distance learning, ways to solve them and recommendations for the most effective organization of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Секция

«УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ»

УДК 378.1

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В. Г. Аджемян, Д. В. Короленко, А. А. Немчин Научный руководитель - О. В. Пацук

Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: opatsuk@mail.ru

В данной статье рассмотрены проблемы дистанционного обучения, пути их решения и рекомендации для наиболее эффективной организации познавательной деятельности.

Ключевые слова: дистанционное обучение, проблемы дистанционного обучения, студенты, персонал университета.

PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING AND WAYS TO SOLVE THEM

V. G. Adjemyan, D. V. Korolenko, A. A. Nemchin Scientific Supervisor - O. V. Patsuk

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: opatsuk@mail.ru

In this article considers the problems of distance learning, ways to solve them and recommendations for the most effective organization of cognitive activity.

Keywords: distance learning, problems of distance learning, students, university staff.

Переход на дистанционное обучение в связи с эпидемиологической обстановкой в стране стал для многих людей неожиданным изменением в сфере их деятельности. В процессе такой учебы у студентов и работников появлялось множество проблем, к которым каждому приходилось адаптироваться. Актуальность данной работы заключается в рассмотрении трудностей, возникающих при внедрении дистанционного образования и современного электронного обучения. В случае повторного перехода на такую форму учебы, люди могут сэкономить большое количество времени, если будут знать, как правильно ее организовать и какими сервисами желательно пользоваться.

Чтобы узнать о плюсах и минусах дистанционного обучения, мы провели опрос среди студентов нашего вуза. По результатам анкетирования было выявлено, что у большей половины опрошенных (55%) возникали проблемы на дистанционном обучении, а именно: с подключением или проведением занятий (плохое соединение с интернетом, не проработанные сайты дистанционного обучения), увеличение объема заданий, что способствовало уменьшению мотивации для обучения у студентов. Отсутствие прямого

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

контакта с преподавателем и первоначальные трудности с навигацией сайта дистанционного обучения.

Смена привычных практик преподавания и работы со студентами является стрессом для всех участников образовательного процесса. 84% преподавателей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом университетов на дистанционное обучение. 59% отметили, что увеличилась и нагрузка на студентов.

Это может быть связано, в первую очередь, с тем, что преподавателям пришлось быстро осваивать новые форматы обучения, к занятиям теперь нужно готовиться по-другому, нарушились привычные практики проведения занятий и взаимодействия с коллегами по университету, со студентами и родителями. Во вторую очередь, с тем, что далеко не все из них знают и умеют пользоваться всеми возможностями, которые предоставляют образовательные платформы и различные цифровые сервисы, которые могут помочь преподавателю в работе [1].

Также ясно, что основной трудностью, из которой вытекают и последующие проблемы как для студентов, так и для преподавателей является низкая компьютерная грамотность. Основной причиной этого является малое количество времени, проведенное за ПК. Необходимо понять основные особенности работы операционной системы и работы в браузере, для этого, как и для достижения любого результата, нужно просто уделять больше времени работе в компьютере. Перенесите туда основные задачи вашей деятельности, почаще работайте с Word, Excel и, если возникают трудности, всегда можно воспользоваться браузером для поиска решения проблем.

При дистанционном обучении проблема организации познавательной деятельности учащихся может решаться посредством предоставления каждому обучающемуся системы учебных, методических, инструктивных и контрольных 'текстов', которые дали бы ему возможность:

а) понять и усвоить содержание основ теории и методов решения типовых задач, изучаемых в данной дисциплине;

б) осуществить самоуправление и коррекцию своей учебной работы, провести самоконтроль и самооценку ее результатов в оптимальном для каждого учащегося темпе, в удобное для него время [2].

Эффективность дистанционного обучения также в значительной степени определяется формой организации обратной связи между каждым учащимся и преподавателем. В этом случае мы говорим о сопровождении (помощи) учащихся в ходе учебного процесса. Суть такого сопровождения - оперативная корректировка учебного процесса и его индивидуализация.

Поэтому важным является постоянное и оперативное общение, связанное с естественными и необходимыми дискуссиями в процессе обучения, и с помощью преподавателя при разборе материала, который нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях.

Исходя из ответов студентов и выше выделенных проблем, были сформированы рекомендации для наиболее эффективного дистанционного обучения.

Студентам:

1. В связи с увеличением учебной нагрузки, необходимо понять основы тайм-менеджмента, научиться правильно распределять своё время [3]. В интернете есть множество программ для того, чтобы вписывать задачи, дедлайны и их важность. Для смартфонов можно использовать бесплатное приложение «2DO», или платное «Things 3». Для ПК хорошим приложением является «Notion».

2. Изучать заданный материал систематически.

3. Стараться общаться не только с преподавателями, но и с одногруппниками.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

4. Для дистанционного обучения важно использовать именно персональные компьютеры и ноутбуки, так как именно они значительно упрощают работу с разными видами задач, однако по результатам опроса, 86% студентов для выхода на дистанционное обучение используют смартфон, в то время как 55% используют персональный компьютер и 69% ноутбук. Смартфон хоть и удобен, но он не способен выполнить многие поставленные задачи, у студентов могут возникать проблемы различного рода, начиная от перемещений между платформами проведений занятий, заканчивая отправлением заданий на проверку.

Персоналу университета:

1. Создать или арендовать сервер, который выдержит большое количество пользователей.

2. Проработать систему поддержки на сайте ДО.

3. Упростить навигацию на сайте дистанционного обучения.

Преподавателям:

1. Выходить на связь со студентами во время занятий.

2. Чередовать разные формы проведения занятий.

3. Держать постоянную обратную связь с обучающимися.

В заключении хотелось бы отметить, что дистанционное обучение вполне может выступать как самостоятельная форма обучения, но только в том случае, если студенты, преподаватели и руководство вуза будут более осознанно подходить к данному формату обучения. На наш взгляд наиболее рациональным использованием дистанционного обучения будет чередования его с традиционным. В таком случае у студентов и у преподавателей будет возможность живого общения, что в дальнейшем будет сказываться на качестве обучения.

Библиографические ссылки

1. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/fao_distant (дата обращения 10.04.2021).

2. Шатуновский В. Л., Шатуновская Е. А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения). Вестник науки и образования, 2020. № 4 (10). С. 53-56.

3. Трейси Б. Результативный тайм-менеджмент. Эффективная методика управления временем. М.: Изд-во «Омега-Л», 2007.

© Аджемян В. Г., Короленко Д. В., Немчин А. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.