ЗДК 37:378:378.1:378.14:378.14.015.62
□ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ КАФЕДРЫ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
Драбкова А.С.
Научный руководитель - ст. преподаватель Петько И.А.
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет Республика Беларусь, 210009, Витебск, проспект Фрунзе 27 osteoparosis@mail.ru
Резюме. Пандемия COVID-19 изменила систему обучения во многих беспрецедентных отношениях. Студентам пришлось перейти к онлайн-обучению, элементы которого уже присутствовали в учебном процессе кафедры анатомии человека, однако не занимало до сих пор столь ключевых позиций. Анкетирование студентов позволит оценить результат полученного опыта и сформировать варианты возможного улучшения в данной отрасли учебного процесса.
Ключевые слова: дистанционное обучение, студенты, кафедра анатомии человека.
□ ASSESSMENT OF THE QUALITY OF DISTANCE LEARNING ON THE BASIS OF THE HUMAN ANATOMY DEPARTMENT OF VITEBSK STATE ORDER OF PEOPLE'S FRIENDSHIP MEDICAL UNIVERSITY
Drabkova A.S.
Scientific adviser- Petko I.A., Senior Lecturer
Vitebsk State Order of People's Medical University
27, Frunze avenue, Vitebsk, 210009, Republic of Belarus
osteoparosis@mail.ru
Abstract. The COVID-19 pandemic has changed learning in many unprecedented ways. Students had to switch to online learning, elements of which were already present in the educational process of the Department of Human Anatomy, however, they have not occupied such key positions yet. A questionnaire survey of students will allow assessing the result of the experience gained and formulating options for possible improvement in this branch of the educational process.
Keywords: distance learning, students, Department of Human Anatomy.
Введение. Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы и изменения во многие сферы человеческой деятельности, и сфера образования не осталась в стороне. Многие университеты вне зависимости от профиля были вынуждены прибегнуть к дистанционному обучению. ВГМУ не стал исключением: в этом случае весенний семестр 2020 года студенты обучались онлайн. Кафедра анатомии человека заинтересована узнать отношение студентов к подобному виду учебного процесса.
Цель исследования. Опрос студентов и анализ полученных результатов осуществлялся с целью определения эффективности и качества обучения в новом формате учебного процесса.
Методика. В исследовании принимало участие 76 студентов 2 курса лечебного факультета, обучение которых в период весеннего семестра 2020 года проводилось на дистанционной основе ввиду пандемии COVID-19. Для опроса студентов был разработан ряд вопросов [3], которые вошли в онлайн-анкету.
Результаты. В опросе приняли участие 76 студентов 2 курса лечебного факультета ВГМУ, проходившее обучение в весеннем семестре 2020 года на дистанционной основе на базе кафедры анатомии человека.
Анкета содержала в себе 6 вопросов, на которые необходимо было дать ответ согласно приведенному перечню
Таблица1. Перечень вопрос анкеты
Вопрос Варианты ответа
1. Как Вы в целом относитесь к дистанционному обучению на кафедре анатомии? Отрицательно Ниже среднего Средне Хорошо отлично
2. Всегда ли у Вас был доступ к гаджету во время дистанционного обучения? Да Да, но не всегда хорошо работал Нет, мне приходилось с кем-то им делиться
3. Какие гаджеты вы использовали во время онлайн обучения? Ноутбук Стационарный компьютер Планшет Смартфон
4. Сколько времени в день Вы примерно тратили на дистанционное обучение? 1-3 часа 3-5 часов 5-7 часов 7-10 часов 10+ часов
5. Насколько эффективным для Вас было дистанционное обучение на кафедре анатомии? Совсем не эффективно Слегка эффективно Умеренно эффективно Очень эффективно Чрезвычайно эффективно
6. Насколько была полезна информация, предоставляемая Вам кафедрой анатомии по поводу ресурсов для обучения из дома? Совсем бесполезна Немного полезна Крайне полезная
Вопрос 1 раскрывает отношение студентов к собственному опыту онлайн обучения. Кафедра анатомии человека могут использовать эти данные, чтобы решить, целесообразно ли в дальнейшем применять подобный вид учебного процесса или стоит основываться исключительно очной формой [2].
Ответы респондентов таковы: отрицательно 19,7%, ниже среднего 18,4%, средне 31,6%, хорошо 19,7%, отлично 10,5%.
Эти данные свидетельствуют о том, что большая часть студентов считает приемлемой подобную форму учебного процесса.
Вопрос 2. Свободный доступ к гаджету крайне необходим для продуктивного дистанционного обучения и любые трудности с этим могут привести к снижению качества учебного процесса [1]. 56,6% не имели никаких затруднений с доступом к гаджету и 43,4% отметили, что при наличии такового качество его работы не было достаточным.
Вопрос 3. В современных реалиях человек может себе позволить на выбор различные виды девайсов. Превалирующая часть респондентов (81,6%) ответило, что использовали ноутбук, 11,8% смартфон, 5,3% стационарный компьютер, 1,3% планшет. Для дистанционного обучения наилучшими средствами являются портативный компьютер и ноутбук с учетом размера и качества экрана.
Вопрос 4 отображает временной показатель, затрачиваемый студентами на обучение. Данный показатель не должен быть запредельным дабы студенты могли уделять время своим интересам и предпочтениям. Ответы респондентов таковы: 39,5% ответили, что затрачивали 3-5 часов, 27,6% 5-7 часов, 13,2% 1-3 часа, 11,8% 7-10 часов, 7,9% более 10 часов. Наиболее частый вариант ответа соответствует рациональному времени, отведенному на учебу.
Вопрос 5. Обучаясь очно, у студентов есть возможность обмениваться информацией в кругу своих одногруппников и/или однокурсников, в то время как, обучаясь дома, возможность в подобного рода общении крайне ограничена, что может сказываться на эффективности учебного
процесса. 46,1% ответили "умеренно эффективно", 32,9% "слегка эффективно", 11,8% "совсем не эффективно", 7,9% "очень эффективно" и 1,3% "чрезвычайно эффективно". Приведенные результаты иллюстрируют, что большая часть студентов отмечает эффективность подобного рода обучения, однако не стоит упускать и факт того, что имеется и та часть респондентов, для которых подобная форма учебного процесса не является продуктивной.
Вопрос 6. Информация, подаваемая студентам для обучения должна быть тщательно проверена на достоверность и быть адаптированной под дистанционный формат обучения. На данный вопрос ответы респондентов таковы: "совсем бесполезна" 6,6%, "немного полезна" 47,4%, "крайне полезная" 46,1%. Приведенные результаты отражают, что ресурсы информации были эффективны далеко не для всех.
Выводы. Дистанционное обучение является новым подходом в современном образовательном процессе. Пандемия СОУГО-19 поставила систему высшего образования в сложное положение, выходом из которого послужил онлайн формат проведения занятий. Подобный учебный процесс имеет ряд существенных недостатков (например, отсутствие свободной коммуникации студентов), однако не стоит опускать его преимущества, ведь в реалиях пандемии данный вариант обучения является единственно возможным. Учитывая положительные и отрицательные стороны будет целесообразным провести работу по корректировке подобного вида образования.
Литература
1. Шатуновский В.Л. Организация и обеспечение дистанционного обучения / В.Л. Шатуновский, Шатуновская Е.А. // Вестник науки и образования. - 2020. - №9. - С.53-55.
2. Чванова М.С. Проблемы дистанционного обучения в сети Интернет /М.С. Чванова, Киселева И.А. // Вестник ТГУ. - 2017.- Т. 2.- С.33-37
3. https://www.questionpro.com/blog/distance-learning-survey-questions-for-students/amp/