УДК 37.018.43
Мешкова Е.М.
Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности онлайн образования в современных реалиях, анализируются трудности, с которыми могут столкнуться студенты и преподаватели, а также рассматриваются пути их решения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн образование, современные технологии, удаленное обучение, заочный формат, современные проблемы.
Дистанционное обучение - это процесс получения знаний, когда ученики не находятся под постоянным надзором учителя в классе, при этом данный вид обучения отвечает всем необходимым требованиям со стороны образовательной организации (планирование, руководство, контроль итд.) [1, с. 9]. Удаленная учеба - идеальное решение не только для студентов, но и для сотрудников, которые хотят повысить квалификацию, а также для тех, кто по разным причинам не может совершать поездки в университет или школу. Возможность получать знания, не выходя из дома, делает процесс обучения комфортным, гибким и менее утомительным, например, потому, что не нужно тратить время на сборы в учебное заведение или преодоление пробок.
Необходимость и преимущества электронного обучения неоспоримы, учитывая то значение, которое играет образование для обеспечения необходимых в конкурентной борьбе темпов научно-технического прогресса, достижения индивидуальных целей в жизни и карьере, а также для обеспечения
сохранения и укрепления экономического и политического суверенитета государства, в чем заинтересовано все общество в целом [2, с. 23]. Однако на практике как учащиеся, так и преподаватели сталкиваются с серьезными трудностями, которые мешают успешной учебе. Ниже рассматриваются наиболее распространенные проблемы и их возможные решения.
Переход от традиционных занятий в классе к онлайн-формату делает процесс обучения совершенно другим. Если в обычном классе от учащихся ожидается пассивное слушание и конспектирование, то виртуальные дискуссии, работа с личным кабинетом и материалами в разных мультимедийных форматах требуют действий. Ученикам с «традиционным» складом ума бывает трудно адаптироваться к подобным переменам.
Чтобы избежать подобной проблемы, преподавателям необходимо заранее сообщать ученикам, что следует ожидать от онлайн-формата, объяснить, сколько материала им предстоит освоить, каков подход к обучению и сколько времени в среднем займет одно занятие. Также можно опубликовать ссылки на ресурсы, где учащиеся могут найти поддержку и снять эмоциональное напряжение, например, такие как горячая линия психологической помощи, сайты с различными медитативными и дыхательными практиками. Еще хорошей идеей будет призывать учеников делиться друг с другом советами и стратегиями, которые помогут адаптироваться к дистанционному обучению. Ведь личности преподавателей, их культура и требовательность служат важным вкладом в выработку навыков дисциплины, уважения к другим людям, умения управлять временем [3, с. 30].
Студентам необходимо в первую очередь помнить, что любые перемены вызывают дискомфорт. Во-вторых, нужно акцентировать внимание на преимуществах электронного обучения: не нужно тратить время и деньги на транспорт, чтобы доехать до места учебы; есть возможность самостоятельно выбирать время для занятий; домашняя среда - менее стрессовая; дистанционное обучение дает возможность овладеть новыми навыками.
Еще одной трудностью является отсутствие компьютерной грамотности. Это серьезная проблема в современном мире, которая затронула как учащихся, так и преподавателей. Многие до сих пор не умеют работать с персональным компьютером (ПК) и стандартными офисными приложениями типа MS Word и PowerPoint. Даже среди опытных преподавателей и учеников может возникнуть непонимание инструментов дистанционного обучения, таких как образовательные онлайн-платформы, системы видеоконференцсвязи, различные приложения, связанные с общением и просмотром учебных материалов. Получается, что для преподавания в онлайн-режиме первостепенное значение приобретают не знания по дисциплине, а технические навыки работы с аппаратурой [4, с. 228].
Тем не менее, технологические навыки являются обязательными для успешного прохождения дистанционного обучения. Поэтому образовательные учреждения должны обеспечить преподавателей и учащихся необходимыми материалами и ресурсами для повышения компьютерной грамотности. Например, можно создать соответствующую библиотеку видеоуроков. Такой ликбез должен быть доступен всегда, а не только в случае форс-мажора. Если инструменты онлайн-обучения слишком сложны, их никто не захочет использовать, поэтому нужно выбирать мощные, но простые в работе образовательные площадки, которые будут понятны пользователям любого уровня подготовки.
Технические проблемы часто являются камнем преткновения при онлайн-обучении. Могут возникнуть проблемы совместимости обучающих платформ с операционными системами, браузерами или смартфонами, а низкая скорость Интернет-соединения - привести к пропускам онлайн-занятий или сложностям с загрузкой уроков в видеоформате. Все это усиливает разочарование учащихся и снижает вовлеченность в процесс обучения.
В этом случае преподавателям нужно публиковать задания и проводить онлайн-занятия на тех образовательных платформах, к которым можно
подключиться с разных устройств (компьютера, планшета, смартфона). Также можно создать отдельный чат, форум, группу в соцсетях или веб-страницу с простой, исчерпывающей справочной информацией и разделом часто задаваемых вопросов, куда учащиеся могут обращаться в случае возникновения технических неполадок.
Наличие современного компьютера и надежного Интернет-соединения является ключевым моментом при дистанционном обучении. Студентам, как и преподавателям, необходимо пользоваться услугами провайдера, который может предложить высокую скорость Интернета, а также узнать телефон его службы технической поддержи, куда можно обращаться в случае сбоев. А когда возникают технические проблемы с онлайн-платформой, на которой проходят занятия, студенты должны сразу же связаться с преподавателем. Кроме того, не нужно ждать до последней минуты, чтобы выполнить домашнюю работу. Необходимо дать себе достаточно времени, чтобы из-за технических проблем не пропустить дедлайн.
Свобода, которую предлагает формат онлайн-обучения, часто усыпляет бдительность и вызывает ложное чувство безграничности времени. Дистанционное образование выдвигает более высокие требования к дисциплине и самоорганизации, чем его офлайн-аналог, хотя понимание этого еще не сформировалось. Неумелое управление временем может привести к серьезному отставанию от учебной программы и вызвать сильный стресс.
Грамотный тайм-менеджмент - необходимый навык для онлайн-обучения. Ниже представлены рекомендации, которые помогут правильно распорядиться временем. И студентам, и преподавателям необходимо:
- установить конкретные часы для занятий. Вместо того чтобы пытаться приспособить онлайн-учебу к своей жизни, сделать наоборот: организовать повседневную деятельность вокруг занятий. Создать фиксированное расписание с временными интервалами, которые строго предназначены для посещения занятий и просмотра онлайн-руководств.
- составлять список дел на день. Можно разбивать большие задания на более мелкие, чтобы улучшить результаты обучения. Придерживаться списка, не забывая делать перерывы на отдых.
- избегать отвлекающих факторов. Например, заблокировать социальные сети на определенное время при помощи специальных приложений.
- отказаться от многозадачности. Она снижает эффективность работы и общую продуктивность. Сосредоточиться на выполнении одной задачи за раз, и обязательно начинать с самой сложной. Учебная автономность учеников способствует реализовать трансформацию к индивидуализации и самостоятельности учебного процесса, что «обеспечивает максимальную вовлеченность обучаемых в учебный процесс, способствует росту уровня мотивации к обучению» [5, с. 4].
Отсутствие мотивации - общая проблема для всех типов учащихся. Онлайн-формат требует сильной дисциплины и целеустремленности, чтобы самостоятельно выполнять задания, оставаться заинтересованным и добиваться прогресса. Когда учащиеся не окружены одноклассниками/однокурсниками и отсутствует физический контроль со стороны педагога, возникает соблазн отложить учебу на потом.
В таком случае преподавателю необходимо ставить перед учащимися конкретные и достижимые цели, чтобы они не чувствовали себя потерянными. В качестве мотивации использовать похвалу и вознаграждение. Например, можно завести виртуальную таблицу и отмечать в ней учеников, которые ответственно подходят к онлайн-обучению, либо в индивидуальном порядке отправлять по электронной почте положительные отзывы с использованием забавных видео, ОШ-файлов и изображений.
Иногда даже самые мотивированные и вдохновленные ученики теряют интерес, если не видят энтузиазма учителя, поэтому основная задача педагога -демонстрировать свою страсть к предмету, вдохновлять учеников: делать
интересные лекции, устраивать эмоциональные и увлекательные дискуссии, связывать материал занятий с реальной жизнью.
Отсутствие социального взаимодействия - еще одна серьезная проблема онлайн обучения. Находясь в классе или аудитории, ученики имеют возможность общаться друг с другом и педагогом напрямую: мгновенно реагировать, делиться опытом, шутить и устанавливать невербальный контакт, укрепляя социальные навыки. Для многих коммуникация с единомышленниками - это важный ритуал, которого они лишаются, переходя на дистанционное обучение. Без компании друзей, шума в классе и личного контакта с педагогом ученики, обучающиеся удаленно, могут чувствовать себя изолированными. Этот психологический фактор негативно влияет на мотивацию и успеваемость.
Чтобы помочь ученикам преодолеть чувство изоляции, преподаватели могут создать блог или групповой чат для общения, а также побуждать их задавать вопросы, помогать друг другу или дискутировать на заданные темы. Создать чувство общности в онлайн-среде, помогут следующие стратегии, необходимо:
- найти время поговорить с учениками на отвлеченную тему.
- сделать общение личным. Обращаться к каждому по имени и сохранять теплый, дружелюбный тон.
- организовывать еженедельные видеоконференции, во время которых ученики могут делиться аспектами своей домашней жизни и деятельности.
- создавать задания, которые предусматривают работу в паре или группе.
- ежедневно размещать на обучающей онлайн-платформе краткое приветственное видеообращение, в котором вы объясняете учебные цели на день.
Преподавателям нужно показать своим ученикам, что они открыты для общения: можно спросить каждого, чем можно ему помочь, рассказать, как они сами справляются с текущей ситуацией, быть любезными, оценивая задания.
Студентам же можно посоветовать принимать активное участие в онлайн-общении с другими учениками, делиться информацией и своим мнением. Если обучающийся понимает, что не может справиться с чувством одиночества и разобщенности, а делиться своими ощущениями ему сложно, можно попробовать творческое самовыражение, которое является одним из самых действенных способов регулировать нервную систему во время стресса: нужно рисовать, петь, танцевать, выплескивая непродуктивные чувства.
Дистанционное обучение действительно сильно отличается от традиционного, что порождает определенные проблемы. Однако они преодолимы, нужно лишь перестать сопротивляться новому, изменить отношение к онлайн-формату и приобрести дополнительные технические навыки. Ведь очевидно, что электронное обучение открывает двери для благоприятных возможностей: научиться пользоваться гаджетами не только ради развлечения, стать гибкими, взять ответственность за свои знания в собственные руки, освоить новые стандарты - важнейшие из них.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Carver D.L., Kosloski M.F. Analysis of student perceptions of the psychosocial leaming environment in online and face-to-face career and technical education courses // Quarterly Review of Distance Education. 2015. Vol. 16 (4). P. 7-22. Вахитов Д.Р., Кондратьева Т.Н., Габдуллин Н.М. К вопросу о реформировании системы образования в РФ с целью сохранения суверенитета государства. Педагогический профессионализм в образовании. Сборник научных трудов XII международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство НГПУ 2016; Ч. 2. С. 19 - 28.
Вахитов Д.Р., Гриневецкая Т.Н., Свечников К.Л., Нурова Л.Р. К вопросу о публикациях в зарубежных научных изданиях. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83). С. 30 - 31.
Вахитов Д.Р., Гриневецкая Т.Н., Лапытов Р.А., Саитова Р.Г. Особенности реагирования системы образования на происходящие в мире изменения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81). С. 227 - 230. Роззетт Э., Фрази РВ. Возможности смешанного обучения. E-Leaming World. 2006; № 1. С. 2-6.
Meshkova E.M.
Southern Federal University (Russia, Rostov-on-Don)
PROBLEMS OF MODERN DISTANCE LEARNING & WAYS TO SOLVE THEM
Abstract: this article examines the features of online education in modern realities, analyzes the difficulties that students and teachers may face, and also considers ways to solve them.
Keywords: distance learning, online education, modern technologies, remote learning, correspondence format, modern problems.