Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УДАЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЗАОЧНЫЙ ФОРМАТ / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова Е. М.

В данной статье рассматриваются особенности онлайн образования в современных реалиях, анализируются трудности, с которыми могут столкнуться студенты и преподаватели, а также рассматриваются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERN DISTANCE LEARNING & WAYS TO SOLVE THEM

This article examines the features of online education in modern realities, analyzes the difficulties that students and teachers may face, and also considers ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 37.018.43

Мешкова Е.М.

Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности онлайн образования в современных реалиях, анализируются трудности, с которыми могут столкнуться студенты и преподаватели, а также рассматриваются пути их решения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн образование, современные технологии, удаленное обучение, заочный формат, современные проблемы.

Дистанционное обучение - это процесс получения знаний, когда ученики не находятся под постоянным надзором учителя в классе, при этом данный вид обучения отвечает всем необходимым требованиям со стороны образовательной организации (планирование, руководство, контроль итд.) [1, с. 9]. Удаленная учеба - идеальное решение не только для студентов, но и для сотрудников, которые хотят повысить квалификацию, а также для тех, кто по разным причинам не может совершать поездки в университет или школу. Возможность получать знания, не выходя из дома, делает процесс обучения комфортным, гибким и менее утомительным, например, потому, что не нужно тратить время на сборы в учебное заведение или преодоление пробок.

Необходимость и преимущества электронного обучения неоспоримы, учитывая то значение, которое играет образование для обеспечения необходимых в конкурентной борьбе темпов научно-технического прогресса, достижения индивидуальных целей в жизни и карьере, а также для обеспечения

сохранения и укрепления экономического и политического суверенитета государства, в чем заинтересовано все общество в целом [2, с. 23]. Однако на практике как учащиеся, так и преподаватели сталкиваются с серьезными трудностями, которые мешают успешной учебе. Ниже рассматриваются наиболее распространенные проблемы и их возможные решения.

Переход от традиционных занятий в классе к онлайн-формату делает процесс обучения совершенно другим. Если в обычном классе от учащихся ожидается пассивное слушание и конспектирование, то виртуальные дискуссии, работа с личным кабинетом и материалами в разных мультимедийных форматах требуют действий. Ученикам с «традиционным» складом ума бывает трудно адаптироваться к подобным переменам.

Чтобы избежать подобной проблемы, преподавателям необходимо заранее сообщать ученикам, что следует ожидать от онлайн-формата, объяснить, сколько материала им предстоит освоить, каков подход к обучению и сколько времени в среднем займет одно занятие. Также можно опубликовать ссылки на ресурсы, где учащиеся могут найти поддержку и снять эмоциональное напряжение, например, такие как горячая линия психологической помощи, сайты с различными медитативными и дыхательными практиками. Еще хорошей идеей будет призывать учеников делиться друг с другом советами и стратегиями, которые помогут адаптироваться к дистанционному обучению. Ведь личности преподавателей, их культура и требовательность служат важным вкладом в выработку навыков дисциплины, уважения к другим людям, умения управлять временем [3, с. 30].

Студентам необходимо в первую очередь помнить, что любые перемены вызывают дискомфорт. Во-вторых, нужно акцентировать внимание на преимуществах электронного обучения: не нужно тратить время и деньги на транспорт, чтобы доехать до места учебы; есть возможность самостоятельно выбирать время для занятий; домашняя среда - менее стрессовая; дистанционное обучение дает возможность овладеть новыми навыками.

Еще одной трудностью является отсутствие компьютерной грамотности. Это серьезная проблема в современном мире, которая затронула как учащихся, так и преподавателей. Многие до сих пор не умеют работать с персональным компьютером (ПК) и стандартными офисными приложениями типа MS Word и PowerPoint. Даже среди опытных преподавателей и учеников может возникнуть непонимание инструментов дистанционного обучения, таких как образовательные онлайн-платформы, системы видеоконференцсвязи, различные приложения, связанные с общением и просмотром учебных материалов. Получается, что для преподавания в онлайн-режиме первостепенное значение приобретают не знания по дисциплине, а технические навыки работы с аппаратурой [4, с. 228].

Тем не менее, технологические навыки являются обязательными для успешного прохождения дистанционного обучения. Поэтому образовательные учреждения должны обеспечить преподавателей и учащихся необходимыми материалами и ресурсами для повышения компьютерной грамотности. Например, можно создать соответствующую библиотеку видеоуроков. Такой ликбез должен быть доступен всегда, а не только в случае форс-мажора. Если инструменты онлайн-обучения слишком сложны, их никто не захочет использовать, поэтому нужно выбирать мощные, но простые в работе образовательные площадки, которые будут понятны пользователям любого уровня подготовки.

Технические проблемы часто являются камнем преткновения при онлайн-обучении. Могут возникнуть проблемы совместимости обучающих платформ с операционными системами, браузерами или смартфонами, а низкая скорость Интернет-соединения - привести к пропускам онлайн-занятий или сложностям с загрузкой уроков в видеоформате. Все это усиливает разочарование учащихся и снижает вовлеченность в процесс обучения.

В этом случае преподавателям нужно публиковать задания и проводить онлайн-занятия на тех образовательных платформах, к которым можно

подключиться с разных устройств (компьютера, планшета, смартфона). Также можно создать отдельный чат, форум, группу в соцсетях или веб-страницу с простой, исчерпывающей справочной информацией и разделом часто задаваемых вопросов, куда учащиеся могут обращаться в случае возникновения технических неполадок.

Наличие современного компьютера и надежного Интернет-соединения является ключевым моментом при дистанционном обучении. Студентам, как и преподавателям, необходимо пользоваться услугами провайдера, который может предложить высокую скорость Интернета, а также узнать телефон его службы технической поддержи, куда можно обращаться в случае сбоев. А когда возникают технические проблемы с онлайн-платформой, на которой проходят занятия, студенты должны сразу же связаться с преподавателем. Кроме того, не нужно ждать до последней минуты, чтобы выполнить домашнюю работу. Необходимо дать себе достаточно времени, чтобы из-за технических проблем не пропустить дедлайн.

Свобода, которую предлагает формат онлайн-обучения, часто усыпляет бдительность и вызывает ложное чувство безграничности времени. Дистанционное образование выдвигает более высокие требования к дисциплине и самоорганизации, чем его офлайн-аналог, хотя понимание этого еще не сформировалось. Неумелое управление временем может привести к серьезному отставанию от учебной программы и вызвать сильный стресс.

Грамотный тайм-менеджмент - необходимый навык для онлайн-обучения. Ниже представлены рекомендации, которые помогут правильно распорядиться временем. И студентам, и преподавателям необходимо:

- установить конкретные часы для занятий. Вместо того чтобы пытаться приспособить онлайн-учебу к своей жизни, сделать наоборот: организовать повседневную деятельность вокруг занятий. Создать фиксированное расписание с временными интервалами, которые строго предназначены для посещения занятий и просмотра онлайн-руководств.

- составлять список дел на день. Можно разбивать большие задания на более мелкие, чтобы улучшить результаты обучения. Придерживаться списка, не забывая делать перерывы на отдых.

- избегать отвлекающих факторов. Например, заблокировать социальные сети на определенное время при помощи специальных приложений.

- отказаться от многозадачности. Она снижает эффективность работы и общую продуктивность. Сосредоточиться на выполнении одной задачи за раз, и обязательно начинать с самой сложной. Учебная автономность учеников способствует реализовать трансформацию к индивидуализации и самостоятельности учебного процесса, что «обеспечивает максимальную вовлеченность обучаемых в учебный процесс, способствует росту уровня мотивации к обучению» [5, с. 4].

Отсутствие мотивации - общая проблема для всех типов учащихся. Онлайн-формат требует сильной дисциплины и целеустремленности, чтобы самостоятельно выполнять задания, оставаться заинтересованным и добиваться прогресса. Когда учащиеся не окружены одноклассниками/однокурсниками и отсутствует физический контроль со стороны педагога, возникает соблазн отложить учебу на потом.

В таком случае преподавателю необходимо ставить перед учащимися конкретные и достижимые цели, чтобы они не чувствовали себя потерянными. В качестве мотивации использовать похвалу и вознаграждение. Например, можно завести виртуальную таблицу и отмечать в ней учеников, которые ответственно подходят к онлайн-обучению, либо в индивидуальном порядке отправлять по электронной почте положительные отзывы с использованием забавных видео, ОШ-файлов и изображений.

Иногда даже самые мотивированные и вдохновленные ученики теряют интерес, если не видят энтузиазма учителя, поэтому основная задача педагога -демонстрировать свою страсть к предмету, вдохновлять учеников: делать

интересные лекции, устраивать эмоциональные и увлекательные дискуссии, связывать материал занятий с реальной жизнью.

Отсутствие социального взаимодействия - еще одна серьезная проблема онлайн обучения. Находясь в классе или аудитории, ученики имеют возможность общаться друг с другом и педагогом напрямую: мгновенно реагировать, делиться опытом, шутить и устанавливать невербальный контакт, укрепляя социальные навыки. Для многих коммуникация с единомышленниками - это важный ритуал, которого они лишаются, переходя на дистанционное обучение. Без компании друзей, шума в классе и личного контакта с педагогом ученики, обучающиеся удаленно, могут чувствовать себя изолированными. Этот психологический фактор негативно влияет на мотивацию и успеваемость.

Чтобы помочь ученикам преодолеть чувство изоляции, преподаватели могут создать блог или групповой чат для общения, а также побуждать их задавать вопросы, помогать друг другу или дискутировать на заданные темы. Создать чувство общности в онлайн-среде, помогут следующие стратегии, необходимо:

- найти время поговорить с учениками на отвлеченную тему.

- сделать общение личным. Обращаться к каждому по имени и сохранять теплый, дружелюбный тон.

- организовывать еженедельные видеоконференции, во время которых ученики могут делиться аспектами своей домашней жизни и деятельности.

- создавать задания, которые предусматривают работу в паре или группе.

- ежедневно размещать на обучающей онлайн-платформе краткое приветственное видеообращение, в котором вы объясняете учебные цели на день.

Преподавателям нужно показать своим ученикам, что они открыты для общения: можно спросить каждого, чем можно ему помочь, рассказать, как они сами справляются с текущей ситуацией, быть любезными, оценивая задания.

Студентам же можно посоветовать принимать активное участие в онлайн-общении с другими учениками, делиться информацией и своим мнением. Если обучающийся понимает, что не может справиться с чувством одиночества и разобщенности, а делиться своими ощущениями ему сложно, можно попробовать творческое самовыражение, которое является одним из самых действенных способов регулировать нервную систему во время стресса: нужно рисовать, петь, танцевать, выплескивая непродуктивные чувства.

Дистанционное обучение действительно сильно отличается от традиционного, что порождает определенные проблемы. Однако они преодолимы, нужно лишь перестать сопротивляться новому, изменить отношение к онлайн-формату и приобрести дополнительные технические навыки. Ведь очевидно, что электронное обучение открывает двери для благоприятных возможностей: научиться пользоваться гаджетами не только ради развлечения, стать гибкими, взять ответственность за свои знания в собственные руки, освоить новые стандарты - важнейшие из них.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Carver D.L., Kosloski M.F. Analysis of student perceptions of the psychosocial leaming environment in online and face-to-face career and technical education courses // Quarterly Review of Distance Education. 2015. Vol. 16 (4). P. 7-22. Вахитов Д.Р., Кондратьева Т.Н., Габдуллин Н.М. К вопросу о реформировании системы образования в РФ с целью сохранения суверенитета государства. Педагогический профессионализм в образовании. Сборник научных трудов XII международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство НГПУ 2016; Ч. 2. С. 19 - 28.

Вахитов Д.Р., Гриневецкая Т.Н., Свечников К.Л., Нурова Л.Р. К вопросу о публикациях в зарубежных научных изданиях. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83). С. 30 - 31.

Вахитов Д.Р., Гриневецкая Т.Н., Лапытов Р.А., Саитова Р.Г. Особенности реагирования системы образования на происходящие в мире изменения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81). С. 227 - 230. Роззетт Э., Фрази РВ. Возможности смешанного обучения. E-Leaming World. 2006; № 1. С. 2-6.

Meshkova E.M.

Southern Federal University (Russia, Rostov-on-Don)

PROBLEMS OF MODERN DISTANCE LEARNING & WAYS TO SOLVE THEM

Abstract: this article examines the features of online education in modern realities, analyzes the difficulties that students and teachers may face, and also considers ways to solve them.

Keywords: distance learning, online education, modern technologies, remote learning, correspondence format, modern problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.