МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2021 УДК 61:37
Ш. С. Калиева, Ю. Ю. Корниенко, А. Х. Абушахманова, Е. А. Юхневич, Т. В. Ким, Т. К. Сагадатова
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Кафедра клинической фармакологии и доказательной медицины Медицинского университета Караганды (Караганда, Казахстан)
Результаты проведенного анкетирования студентов и преподавателей о достоинствах и недостатках дистанционного обучения позволили авторам статьи выяснить основные проблемы этой формы обучения, а именно: отсутствие высокоскоростного интернета в городе, плохие интернет-коммуникации или полное их отсутствие в сельской местности, необходимость приобретения студентами и преподавателями современных га-джетов (персональных компьютеров и ноутбуков с веб-камерами), что требует немалых финансовых затрат, недостаточная компьютерная грамотность у всех участников образовательного процесса. Авторы приходят к выводу о том, что дистанционное обучение может применяться в медицинском вузе в качестве дополнительного метода к традиционной очной форме обучения.
Ключевые слова: высшее медицинское образование, дистанционное обучение
Традиционной формой образования на медицинских факультетах во все времена, начиная с открытия первых европейских университетов в средние века, является очный формат обучения. С развитием образовательной системы и внедрением инновационных технологий постепенно расширялось применение дистанционного формата. Пандемия COVID-19 оказала очень значительное влияние на образовательный процесс во всем мире, поэтому учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционное обучение. С 16 марта 2020 года в Медицинском университете Караганды преподавание теоретических дисциплин ведется в онлайн-режиме, что потребовало от преподавателей и студентов улучшения навыков работы с электронными ресурсами, а также освоения новых технологий дистанционного обучения в короткие сроки. Следует отметить, что в Медицинском университете Караганды подготовка и переход к такому режиму были более эффективными за счет уже имеющейся прогрессивной и технологически развитой образовательной системы. В вузе внедрены элементы дистанционного обучения на платформах МссК1е, Распив, проводились интерактивные занятия, применялись активные формы обучения с акцентом на самостоятельную подготовку обучающихся.
Дистанционное обучение (ДО) - относительно новый и, самое главное, актуальный способ получения новых знаний и умений, которые необходимы для высокопрофессиональной работы в медицине. Однако, несмотря на видимые преимущества, ДО имеет и негативные аспекты [2, 3]. Одной из актуальных задач качественного обучения в высших учебных заведениях является их устранение [1, 4].
Цель данной работы - провести анализ информированности и изучить мнение обучающихся и преподавателей о внедрении ДО в медицинском вузе.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ Проведен опрос 61 студента старших (4, 5, 6) курсов факультетов общей медицины, стоматологии и фармации, обучающихся на государственном и русском языках. Анкета была создана на платформе Google forms и включала в себя ряд закрытых и открытых вопросов о достоинствах и недостатках ДО, направленных на выявление проблем, с которыми столкнулись студенты во время обучения. Предлагались вопросы для оценки рейтинга и предпочтений обучающихся при выборе платформы обучения, анализировались пожелания по улучшению качества ДО.
Параллельно проводилось аналогичное анкетирование среди 21 преподавателей кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины. Кроме вышеперечисленных вопросов в анкете, преподавателям предлагалось оценить эффективность и качество ДО, психологическую атмосферу при проведении онлайн-занятий и также представить предложения для улучшения качества дистанционного обучения.
Итогом анкетирования явилось проведение сравнительной оценки мнений студентов и преподавателей о преимуществах и недостатках ДО, а также выяснение вопроса о приемлемости ДО и возможности его использования в медицинском вузе.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ Для 52,4% (n=61) студентов самым большим недостатком дистанционного обучения явилась прямая зависимость качества обу-
чения от технической оснащенности (рис. 1). Еще одним существенным недостатком ДО, по мнению студентов, является отсутствие живого общения с преподавателем, этот вариант ответа выбрали 39,3% опрашиваемых. Также студенты выбрали следующие варианты ответов: 37,7% - неудовлетворительное взаимо-
действие студентов друг с другом и преподавателем; 26,2% - субъективное ощущение перегруженности информацией; 36% - снижение мотивации у студента ввиду отсутствия качественного контроля со стороны преподавателя; 8,1% студентов пожаловались на недостаточную компьютерную грамотность.
Рисунок 1 - Недостатки ДО, по мнению студентов
К наиболее значимому достоинству ДО 62,3% (п=61) обучающихся отнесли возможность совмещения обучения с работой, так как большинство студентов старших курсов уже работают по специальности, или условия их работы максимально приближены к специальности обучающегося (рис. 2). Не менее значимым преимуществом ДО студенты отметили повышение самоорганизации и самостоятельности, этот заявили 55,7% опрашиваемых. Возможность доступа к различным источникам информации в ходе обучения как одно из преимуществ ДО отметили 41% опрашиваемых. Из числа опрашиваемых 19,7% считали, что ДО дает больше возможностей для организации дискуссий, групповых работ, совместных
проектов; столько же студентов (19,7%) отметили повышение интеллектуального и творческого потенциала; только 16,4% из опрошенных заявили о высокой скорости обучения в онлайн-режиме.
На вопрос: «Как вы оцениваете уровень использования преподавателями кафедры технологий дистанционного обучения (использование Интернета, возможности обучающих платформ, использование укомплектованных учебно-методических материалов (кейсов) для самостоятельного изучения студентами)?» 55,7% (п=61) обучающихся дали самую высокую оценку. И только 3,3% отметили низкий уровень использования технологий ДО во время занятий.
Рисунок 2 - Преимущества ДО, по мнению студентов Медицина и экология, 2021, 1
На вопрос о предпочтении обучающей платформы мнение студентов разделились в отношении таких платформ, как MS Teams и Cisco Webex. Так, на вопрос: «Почему студенты предпочитают платформу MS Teams?» обучающиеся отметили, что эта платформа «очень быстро работает», «качество видео и звука намного выше, чем на других образовательных платформах», «возможность осуществлять запись занятий», «помимо видеосвязи возможен обмен документами и обучающими материалами» между преподавателем и студентом. Также в MS Teams студентам нравится, что «преподаватель заранее создает беседу, и им для участия в занятии достаточно лишь найти группу по необходимой дисциплине в разделе «Команды». Платформа We-bex нравится студентам тем, что «существует лишь одна ссылка для всех занятий цикла, т. е. нет необходимости создавать каждый раз новые беседы». В конечном итоге, согласно результатам анкетирования, студенты отдают предпочтение платформе MS Teams.
На вопрос о возможных причинах, которые могли помешать обучающимся усваивать учебный материал в полной мере в он-лайн-формате, по сравнению с традиционной формой обучения, студенты давали следующие ответы: «технические проблемы со связью (низкая скорость интернета, быстро заканчивающийся мобильный трафик и высокая стоимость мобильного интернета)». Студентам не хватает общения с преподавателем и друг с другом: «нехватка живого общения с преподавателем», «необходимость полного самообучения» и «огромное количество информации, в которой тяжело разобраться без помощи преподавателя». Все эти факторы, несомненно, сказываются на усвоении материала. Также студенты отметили, что им «не хватает практики на клинических циклах», что, конечно же, очень важно для студентов медицинских вузов. Из-за невозможности полноценного общения с преподавателем у многих студентов возникают проблемы с усвоением материала. Поэтому очень важно, чтобы студент и преподаватель регулярно поддерживали связь в течение всего времени обучения [4].
Консультативную помощь преподавателя в ходе обучения дисциплины 60,7% (n=61) студентов оценивают как высокую.
Также в анкете изучалось мнение студентов о том, какие методы обучения способствуют улучшению усвоения материала в формате онлайн-занятий. В данном вопросе мнения студентов разошлись. Так 57,3% (n=61)
опрашиваемых считают, что решение клинических задач является наиболее важным методом представления и усвоения материала, учитывая невозможность организации полноценной клинической практики на дистанционном обучении. 54% студентов считают, что дискуссия остается немаловажным способом усвоения материала даже на дистанционном обучении, 26,2% из числа опрошенных отдают предпочтение письменной работе и 39,3% устной беседе. Наименьший процент опрашиваемых (21,3%) считают тестирование наилучшим способом усвоения и контроля информации, и только 18% опрошенных предпочитают самостоятельную работу с электронными базами данных.
Среди предложений по усовершенствованию качества он-лайн обучения студенты заявили, что для качественного дистанционного образования изначально необходим «выбор стабильных платформ для проведения онлайн-занятий» и «четкое разграничение онлайн-времени». Также студенты отметили, что им «нужно больше электронной литературы в университетской библиотеке». Во время проведения онлайн-занятий необходимо улучшить практические навыки путем «увеличения количества клинических случаев, письменных заданий для разбора с преподавателем и самостоятельно для лучшего усвоения и закрепления информации». Обучающиеся хотели «совмещения дистанционного обучения с посещением центров для развития практических навыков» и «демонстрации обучающих видео» для закрепления практических навыков. Также студенты пожелали «улучшить качество гаджетов».
На вопрос: «Какой форме обучения -онлайн или оффлайн - стоит отдавать предпочтение в медицинском университете?» мнения студентов снова разделились. Многие студенты хотят вернуться к традиционному формату обучения, заявляя о том, что им «необходимо контактировать с пациентами, важно развивать практические навыки». При традиционном формате обучения отсутствуют «отвлекающие факторы, такие как проблемы с соединением». Также студенты отметили, что им не хватает общения с преподавателем и одно-группниками. Общее мнение студентов сходится на том, что «в медицинском вузе предпочтительнее обучаться в очном формате, так как наряду с получением теоретических знаний, немаловажным является овладение практическими навыками».
По данным анкетирования преподавателей, подавляющее большинство респонден-
тов (71,4% (n=21) оценили качество интернет-коммуникации на своем рабочем месте как среднее, у 23,8% оно высокое, у 4,8% - низкое. Для работы в онлайн-режиме большая часть преподавателей используют персональные ноутбуки, тогда как подавляющее большинство студентов пользуются смартфонами. Навыки работы с обучающими платформами (MS Teams, Cisco Webex, Mood/e) 52,4% преподавателей оценили у себя как средние, 47,6% - как высокие. При проведении онлайн-занятий преподаватели используют современные информационные технологии, а именно - видеолекции, презентации иллюстративного материала по теме занятия, обучают студентов поиску необходимой медицинской литературы в электронных библиотеках.
Среди основных недостатков ДО преподаватели отметили различного рода техни-
ческие неполадки - «зависание» компьютерных программ, отсутствие высокоскоростного интернета, внезапное отключение электроснабжения, одноканальный выход звука и шумовые помехи (рис. 3). Кроме того, существенным недостатком ДО, по мнению преподавателей, является невозможность визуального контроля всех студентов (многие студенты «прячутся» за выключенными камерами смартфонов), особенно при проведении онлайн-занятия с большими группами обучающихся, что может снизить мотивацию у студентов к надлежащей подготовке к занятиям. У многих преподавателей имеются бытовые проблемы, такие как отсутствие отдельной комнаты или личного рабочего места, непредвиденные обстоятельства с домочадцами и домашними животными, которые могут негативно повлиять на проведение онлайн-занятия.
Рисунок 3 - Недостатки ДО, по мнению преподавателей
К положительным сторонам ДО 42,9% опрошенных преподавателей отнесли повышение компьютерной грамотности, возможность профессионального самосовершенствования (33,3%), отсутствие временных затрат на дорогу из дома до работы и обратно (47,6%), удобство при планировании личных дел и рациональном использовании своего времени (38,1%), удобство совмещения с клинической работой (28,6%) (рис. 4).
Психологическую атмосферу онлайн-занятий преподаватели в целом охарактеризовали положительно, но при этом отметили некоторую неудовлетворенность по сравнению с традиционным очным обучением, так как весьма проблематично получить обратную связь от студентов, особенно проживающих в
сельской местности с плохой интернет-коммуникацией или же полным ее отсутствием, невозможен полноценный «живой» контакт с обучающимися, сложно достоверно оценить полноту усвоения учебного материала из-за увеличения количества плагиата при выполнении самостоятельных заданий и активного использования студентами различных вспомогательных источников информации.
Консультативная помощь вне онлайн-занятий является неотъемлемой частью учебного процесса, так как у студентов в ходе самостоятельной подготовки заданий часто возникают различные вопросы. Поэтому 28,6% опрошенных преподавателей ответили, что студенты часто обращаются к ним за консультативной помощью, 47,6% ответили - обра-
Рисунок 4 - Преимущества ДО, по мнению преподавателей
щаются иногда, к 23,8% преподавателей студенты обращаются редко.
Эффективность и качество онлайн-обучения 47,6% преподавателей оценили как удовлетворительное, столько же респондентов дали хорошую оценку, 4,8% - посчитали неудовлетворительными.
Считают ДО суррогатной формой обучения 14,3% преподавателей, которая не может полностью заменить традиционную очную форму обучения и не должна применяться в медицинском вузе, так как отсутствует возможность полноценной клинической практики, являющейся необходимым условием для качественной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием. Допускают возможность использования ДО в качестве дополнительного метода к традиционному формату обучения 85,7% опрошенных респондентов. Высказаны предложения по применению ДО для преподавания теоретических и непрофильных дисциплин, для чтения лекций, при проведении самостоятельной работы студента с преподавателем и самостоятельной работы студента, для просмотра вебинаров ведущих специалистов в области медицины.
Таким образом, анализируя результаты анкетирования, к преимуществам ДО можно отнести то, что ДО не требует личного присутствия на занятиях, больших затрат на каждодневные поездки на учебу и довольно сильно сокращает время самого обучения. Для студентов старших курсов немаловажным является то, что дистанционное обучение дает возможность работать без большого ущерба для учебного процесса.
Но в то же время у дистанционного обучения есть ряд существенных недостатков. В первую очередь, это отсутствие надлежащей клинической практики. Проблемы с гаджетами и качеством интернета, а также непредвиденные обстоятельства в домашней обстановке могут существенно ухудшать качество онлайн-занятий. Отсутствие живого контакта с преподавателем на образовательных онлайн-платформах не предоставляет возможности качественного объяснения и усвоения материала. Студентам дается больше заданий для самостоятельного выполнения, что требует большей затраты времени у студентов, а у преподавателей - для проверки этих заданий. Также преподавателям при дистанцион-ном обучении намного ложнее оценивать знания студентов. Все прекрасно понимают, что ответ как на устный, так и письменный вопрос, можно прочитать с монитора и незаслуженно получить хорошую оценку.
ВЫВОДЫ
1. Результаты проведенного анкетирования студентов и преподавателей о достоинствах и недостатках ДО позволили выяснить основные проблемы, а именно: отсутствие высокоскоростного интернета в городе, плохие интернет-коммуникации или полное их отсутствие в сельских местностях, необходимость приобретения студентами и преподавателями современных гаджетов (персональных компьютеров и ноутбуков с веб-камерами), что требует немалых финансовых затрат, недостаточная компьютерная грамотность у всех участников образовательного процесса.
2. ДО может применяться в медицинском вузе в качестве дополнительного
метода к традиционной очной форме обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1 Алексеева С. Н. Проблемы перехода на дистанционное обучение при изучении дисциплин «Латинский язык» и «Патофизиология» /С. Н. Алексеева, У. Д. Антипина, О. Н. Дмитриева //Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №4 (83). - С. 229-231.
2 Дистанционное обучение как современная форма обучения медицинских кадров /Н. В. Агранович, А. Б. Ходжаян, А. Я. Сохач, Е. В. Щетинин //Мед. вестник Северного Кавказа. -2012. - №2. - С. 90-92.
3 Куликова В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе //Вестн. Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2017. - №4 (24). - С. 143-150.
4 Особенности восприятия дистанционного обучения студентами и преподавателями вуза /М. В. Клименских, Н. А. Корепина, А. С. Шека, О. С. Виндекер //Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №1. - С. 41.
REFERENCES
1 Alekseeva S. N. Problemy perehoda na distancionnoe obuchenie pri izuchenii disciplin «Latinskij jazyk» i «Patofiziologija» /S. N. Alekseeva, U. D. Antipina, O. N. Dmitrieva //Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. - 2020. - №4 (83). - S. 229-231.
2 Distancionnoe obuchenie kak sov-remennaja forma obuchenija medicinskih kadrov /N. V. Agranovich, A. B. Hodzhajan, A. Ja. Sohach, E. V. Shhetinin //Med. vestnik Severnogo Kavkaza. - 2012. - №2. - S. 90-92.
3 Kulikova V. Analiz faktorov, so-putstvujushhih distancionnomu obucheniju v vuze //Vestn. Sibirskogo instituta biznesa i infor-macionnyh tehnologij. - 2017. - №4 (24). - S. 143-150.
4 Osobennosti vosprijatija distancionnogo obuchenija studentami i prepodavateljami vuza / M. V. Klimenskih, N. A. Korepina, A. S. Sheka, O. S. Vindeker //Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2018. - №1. - S. 41.
Поступила 06.12.2020 г.
Sh. S. Kaliueva, Yu. Yu. Korniyenko, A. Kh. Abushahmanova, Ye. A. Yukhnevich, T V Kim, T. K Sagadatova PROBLEMS OF DISTANCE EDUCATION IN A MEDICAL UNIVERSITY
Department of Clinical Pharmacology and Evidence-Based Medccine, Karaganda Medical University (Karaganda, Kazakhstan)
A survey of students and teachers of MUK about the advantages and disadvantages of distance learning in comparison with full-time education was carried out. As a result of the survey, it was concluded that online classes cannot replace the traditional form of training, but can be used as an additional teaching and learning method. Key words: higher medical education, distance learning
Ш. С. Калиева, Ю. Ю. Корниенко, А. Х. дбушахманова, Е. А. Юхневич, Т. В. Ким, Т. К. Сагадатова МЕДИЦИНАЛЫК УНИВЕРСИТЕТТЕГ1КАШЫКТЫКТАН Б1Л1М БЕРУ МЭСЕПЕЛЕР1 КараFандыl медициналыщ университет, клиникалыщ фармакология жэне дэлелд1 медицина кафедрасы/ (Караанды, Казахстан)
Кашыщтан ощытудын дэстYрлi б1л1м беру формасымен салыстырранда артыкшылыщтары мен кемшiлiктерi туралы рми студенттер мен ощытушылар арасында сауалнама жYргiзiлдi.Сауалнама нэтижеанде онлайн сабащ-тар дэстYрлi ощыту формасын алмастыра алмайды, б1рак косымша эдю ре™де колданура болады деген щорытындыра келдг
Клт сездер: жорары медициналык б1л1м, кашыщтыщтан ощыту